Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Румыния Май 2015
О Румынии только с любовью

Что мы знаем о Румынии (Romania) и ее истории?

О Румынии только с любовью

А между тем румыны, много раз на протяжении своей истории обращаясь к своему историческому прошлому, пытались идентифицировать себя прямыми потомками римлян. И в этом есть доля правды. Во втором столетии н. э. римские легионы под предводительством Траяна пришли на территорию, где проживали фракйские племена, которая сейчас совпадает с территорией современной Румынии. Пробыли они там недолго. Ввиду надвигающейся угрозы варваров римские легионы были отозваны. Однако за столько короткий срок фракийцы успели заговорить на латыни, многие из них начали воспринимать христианство как свою религию и переняли социально-культурные институты римлян.

Кто откажется считать себя частью истории государства с богатейшими культурными традициями? А тот, кто подаст робкий голос против. сразу же будет закидан шлемами потомков Ромула и Рема. Сейчас румынские историки несколько «поостыли», и о своем римском происхождении говорят уже более умеренно, однако что было -то было и в государственном гимне «Пробудись румын!» говорится достаточно ясно и четко — румыны наследники Рима.

«Сейчас или никогда докажем миру,

Что в этих руках ещё течет римская кровь

И в нашей груди мы храним c гордостью имя

Победителя в битвах, имя Траяна».

Да, и тут не поспоришь, название страны произошло от латинского слова «римский», хотя в средневековье румын называли валахами. Но ведь и это название валахи (влахи) также имеет отношение к Риму. Считается, что древние германцы так называли племена кельтов (Walh — с древненемецкого «чужой» или «иностранец»). Византийцы стали так называть народы (читай племена) Балканского полуострова, занимающегося кочевым скотоводством. По- гречески это выглядело как Βλάχος.

В четвертом веке дакийские народы говорящие на латыни, переняли христианство. И оставались единственным народом в восточной части римской империи принадлежащим ортодоксальной вере.

Небольшой городок на западе страны Apulum, сегодня Альба Юлия, сохранил следы тех времен. На недавно отреставрированной площади гордо возвышается старинный собор святого Михаила. Это один из немногих оставшихся исторических памятников романской архитектуры на трансильванской земле.

О Румынии только с любовью

Другой город, уходящий корнями в римскую историю, основан на месте дакийской затем римской крепости (известной как Напока во времена императора Траяна). Во время великого переселения народов город (к тому времени находящийся под управлением прокуратора) был разрушен и на его месте осталась небольшая деревня. Сегодняшний город-это музей под открытым небом Клуж Напока.

О Румынии только с любовью

Два ноль в пользу романского происхождения. Дальше дела пошли намного хуже.

У римлян не было сил поддерживать порядок в Дакии. За последующие несколько веков кочевые племена, вторгающиеся из Азии и Восточной Европы, здорово подпортили чистоту «римской» крови.

В 11 веке венгры вторгаются в центральную Румынию, чтобы обосноваться там надолго. Венгерский король, пригласил саксонских переселенцев, которые, чтобы упрочить свои позиции, строят в Трансильвании семь городов -крепостей, прекрасно сохранившихся до наших дней. Среди городов «Семиградья» невозможно выбрать один- лучший. Но Брашов, безусловно, в числе фаворитов.

О Румынии только с любовью

Сибиу с его средневековым окнами-глазами признан в 2007 наряду с Люксембургом культурной столицей Европы.

О Румынии только с любовью

Сигишоара, ярка и спокойная, в которой очень хотелось зависнуть на недельку.

О Румынии только с любовью

Чтобы защититься от набегов непрошеных гостей, горожане строили крепости, сохранившиеся до сих пор. Из увиденных, наиболее яркая — крепость в Рышнове.

О Румынии только с любовью

Высоко стоящая на горе крепость Брашова является одной из доминант города.

Церковь Бьертан, расположенную в небольшом городке, окруженном «плюшевыми» холмами, саксонцы дополнительно укрепили толстыми стенами и башнями.

О Румынии только с любовью

Для обороны начинают строить и замки. В 1377 году строится знаменитый Бран, для защиты Брашова от захватчиков.

О Румынии только с любовью

Начав это повествование, я не отдавал себе отчета, на какой трудный путь я встаю. Невозможно, в небольшом рассказе, описать даже те исторические места, которые встретились на нашем пути. И пусть простят меня внимательные читатели, дальше, я расскажу только о самых сильных впечатлениях от этой страны.

Недалеко от столицы в горном курорте Синая стоит королевская резиденция замок Пелеш.

О Румынии только с любовью

Потом мы видели и другие замки, например замок Корвинов в Хунедуаре. И не переставали удивляться, как богата маленькая страна на мировые шедевры.

О Румынии только с любовью

30% территории Румынии занимают Карпаты. Это знаменитые Южные и Восточные Карпаты с 14 горными хребтами, проходящими через всю ее территорию с преобладанием в ее центральной части.

О Румынии только с любовью

Карпаты раскинулись от восточной границы с Украиной («Что ждет тебя гуцулочка, Карпаты») вплоть до границы с Сербией на западе. Самая высокая точка Румынии гора Молдовоняну (2544 м). Горные пейзажи были нашими неизменными спутниками в дороге.

О Румынии только с любовью

Румыны очень набожны. Согласно преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства. В Румынии православие исповедуют больше 98% населения. Здесь 475 православных монастырей, красивых и ухоженных, и постоянно строятся новые. Между собой мы так и не смогли определиться какой же из увиденных самый- самый. Как выбрать лучший, среди очень красивых? Одним, возможно, больше понравится Брынковяну, расположенный в предгорьях Фегераш.

О Румынии только с любовью

Кому-то больше придется по душе шедевр деревянного зодчества Берсана.

Неожиданных моментов в поездке было много, как и больших м и малых открытий.

О Румынии только с любовью

Пожалуй самым сильным было наше удивление, когда мы приехали в горнолыжный курорт Борша на севере страны.

О Румынии только с любовью

Во время поездки разбивались вдребезги многие стереотипы. Стереотип № 1. Румыния -полунищая страна. Ничего подобного: ее города красивые и неповторимые. Даже маленькие городки украшают красивейшие главные площади с отреставрированными домами, поражающими воображение ортодоксальными храмами, старинными крепостями и парками.

Проехав по стране около 2500 км мы нигде не видели умирающих деревень, огородов, заросших крапивой, покосившихся домов. Напротив, все домики, зачастую небольшие, свеже- покрашенные, с крепкими фундаментами и аккуратными заборами, вызывают только одно чувство- уважение к их хозяевам.

О Румынии только с любовью

Люди, не жалуясь на высокие налоги и дорожающие корма, ухаживают за садами, засаживают поля и разводят скот.

О Румынии только с любовью

Стереотип № 2. В Румынии- полно надоедливых цыган. Цыган там и вправду много, но так получилось, что не они нас доставали, а мы за ними охотились. Местные цыгане ходят в старинных цветастых одеждах и так и просятся на картинку.

Да и бездомных собак. там намного меньше, чем рассказов о них в сети. Лишь однажды в маленьком городке мы видели местного жителя, отбивающегося от яростно-лающего пса. Понравились люди: приветливые, предупредительные, охотно идущие на контакт. Мы не раз обращались к молодежи с просьбой помочь, нам помогали и даже вызывались проводить. Все, к кому мы обращались, знали английский. Но когда местные жители узнавали, что мы из России, в отношениях наступал легкий холодок и только. Нашего президента не любят и уверены, что малазийский самолет сбили русские, хотя расследования голландцев до сих пор не опубликованы. Два раза в Рышнове и Альба Юлии во время осмотра достопримечательностей мы встретили группы людей говорящих по-русски, которые подходили к нам близко и начинали на чистом русском, без тени акцента, грязно и громко высказываться о России. Причем это не были румыны, потому что, когда они не находили в нас «взаимопонимания», мы делали вид, что не замечаем этих концертов, люди отходили и продолжали общаться между собой на чистом русском. Причем численно их «сотня» значительно превосходила наш состав, ведь не с Галей же (по годам бабушкой) они собирались «обсуждать» достоинства России. Да и моему старшему сыну уже далеко за тридцать.

Кто только не ругал Бухарест в инете- и город цыган, и безликий, такое впечатление, как будто все сговорились. Нам столица такой не показалась. Но об этом позже.

О Румынии только с любовью

Единственный момент, который портил нам настроение, это стоимость входных билетов в музей. Они очень дорогие и с этим приходится мириться. Даже за вход на кладбище Merry cemetry (а кто- то говорил, что румыне не цыгане (шучу) , заставляют платить полтора евро.

О Румынии только с любовью

Поесть в кафе или ресторане там можно относительно недорого, я бы даже сказал, поездив летом по родной стране, зачастую, дешевле чем у нас. Мы не шиковали, за обедом брали только второе блюдо (как правило мясо с гарнирами), на одного человека от десяти до пятнадцати евро. Там очень вкусные молочные продукты и особенно сыры, поэтому вечером ограничивались ими. Молоко и кефир стоит примерно как у нас, а сыры дешевле. А сколько там сдобной свежей выпечки, и мороженое у них самое вкусное в мире, вкуснее чем в нашем детстве!

Готовясь к поездке, жена начала вынимать из шкафов летние блузки и маечки. Но я несколько охладил ее пыл и напомнил, как 3 года назад в мае в Чехии, нам пришлось покупать теплые куртки. К сожалению, я оказался прав. Понятно, что на горных курортах, было не жарко. Но даже на равнине, погода нас не баловала, в Валахии и Трансильвании по утрам было прохладно, стоял туман, свитер был даже очень кстати. Да и вообще первую неделю поездки каждый день шел дождь, местами переходящий в ливень. И как сказал наш водитель, это не редкость для этого сезона.

В стране хорошо развита транспортная сеть. Практически между всеми городами можно перемещаться поездами, не говоря уже об автобусах и маршрутных такси.

О Румынии только с любовью

Сегодня я рассказал только о малой части увиденного, а мог бы продолжать и продолжать. Повторю лишь, что страна приветливых людей, древних городов, живописных ландшафтов и цветущих садов ждет вас.