Турист Александр Томилин (Tomi-Aleks)
Александр Томилин
был сегодня 15:58

Тарнобжег, Быдгощ, Лодзь, Гдыня, Слупск — Польша Август 2015

В третьей части отчета о нашем путешествии в Польшу мы разберем еще несколько аспектов, из которых складывается поездка. Во-первых — как мы не умерли с голода в условиях жесткой экономии. Иначе говоря, что же может предложить Польша туристам эконом-класса в плане питания в путешествии. Во-вторых, — мы поговорим о финансовой стороне вопроса. Попутно мы кратко познакомимся с еще 5 городами из нашего путешествия. (С другими городами вы можете познакомиться в 1,2 и 4 частях отчета).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)Город Быдгощ (368 тыс жителей) — столица Куявско-Поморского воеводства. Название города происходит от слияния двух имен его основателей — Быд и Гост. Благодаря обилию водоемов (здесь река Брда впадает в Вислу), Быдгощ прозвали «Польской Венецией». От города берет начало Быдгощский канал, который связывает бассейны рек Висла и Одра. Долгое время город был частью Германии и назывался Бромберг. Позже он был частью Великого княжества Познаньского. В 15–16 веках город прославился торговлей зерном и солью. Символ города — мальчик-канатоходец, который балансирует над рекой у моста.

В Быдгощ мы прибыли на автобусе из Торуни.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Расстояние между этими городами совсем небольшое — 50 км. Несмотря на это, в Торунь, в отличие от столицы воеводства приезжает в разы больше туристов. Быдгощ очень понравился нам своей уютностью и интересной архитектурой. Хотя эти эпитеты можно адресовать почти всем польским городам.

Согласитесь, что это здание очень приятное и украсило бы любой город мира. Вот чем Быдгощ выгодно отличается от других городов страны — это каналами и мостами. Польская Венеция — прозвище вполне заслуженное.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Мы погуляли по набережной реки Брда, над которой висит символ города — канатоходец.

А также прошлись вдоль небольших каналов с мостами в исторической части города.

ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Сразу скажу, что эта часть описания не будет шикарной. Я не могу похвастать видом накрытых столов, которые часто мелькают в отчетах. Как и в путешествии по Черногории и Израилю питались мы, в основном, продуктами, купленными в sklep spożywczy (продмагах). Очень отрадно, что цены на продукты питания в Польше вполне радуют. В среднем набор продуктов на ужин-завтрак обходился нам 20–50 злотых (340–850 руб). Вот как этот — принесенный из магазина в отель в Познани. Его стоимость — 45 злотых (где-то 770 руб или 11 евро).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Для желающих узнать стоимость каждого продукта, я прилагаю фото чека. Из него тоже можно получить информацию.

Могу сказать, что мы совсем не голодали — покупали все время колбасу в вакуумной упаковке, молоко, паштеты, каймак, соки, фрукты. Короче, дежурным блюдом были бутерброды, которые мы чем-то запивали и заедали фруктами. В пути — вполне себе. Хотя кому-то покажется дикостью — не посещать каждый день рестораны с местной кухней. Но учтем, что мы каждый день перемещались и особо расслабиться не удавалось. Я предпочитаю в путешествии на ресторанах сэкономить…

Чтобы не сложилось впечатление, что мы такие скряги, которые путешествуют методом самоистязания и измора, скажу, что в стоимость многих отелей, в которых мы ночевали входил завтрак по принципу шведского стола. Вот, например, как этом довольно недешевом отеле в Закопане.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Особым разнообразием такие завтраки не отличались, но можно было спокойно подкрепиться так, чтобы хватило почти до вечера. Мы были в Польше в августе и, видимо, сезон поспевания фруктов там приходится чуть на более поздний период. Фруктов было маловато. Особенно я оценил польские яблоки — мягкие и душистые. Жаль, что из-за дурацких санкций россияне лишены этих дешевых и качественных яблок на полках магазинов. Но, похоже, поляки от этого страдают больше нас. Они даже рады кормить нас. Но, увы…

А вот ягод в августе было много. Мне больше всего понравилась местная малинка.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Я уж не знаю, чем она отличается от нашей российской. Но могу сказать одно — поляки как-то по-другому относятся к упаковке и хранению ягод, и они у них, — ягодка к ягодке — все крупные и целехонькие. Покупали мы их в кузовках, подобно тем, в которые у нас упаковывают яйца. И стоило сие удовольствие: малина — 7–10 злотых (115–170 руб), клубника — где-то 5 злотых за упаковочку. Настроение поднимало просто великолепно! И главное, — сидишь на солнце на красивой рыночной площади, где-нибудь в Ополе. Смотришь по сторонам и вкушаешь витамины. Классно!

Задавших вопрос, а пробовали ли мы национальные блюда Польши, я разочарую. В кафешках, куда мы заглядывали несколько раз подавали фастфуд. Нас это вполне устраивало. Во многих местах мы видели вывески, приглашающие поесть pierogi (вареники). Однажды в Лодзи мы соблазнились и зашли в одно заведение. Девочка, которая стояла за стойкой говорила на русском. оказалось, что она из Алма-Аты и в Польше они работают вместе с мужем. В меню были вареники русские и пельмени сибирские (какая уж тут польская кухня?). В общем, поели мы не плохо. А девочке пожелали удачи в ее бизнесе.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)Город Лодзь (730 тыс жителей) — столица Лодзинского воеводства, основан в 13 веке. На гербе третьего по величине города Польши мы видим золотую ладью с веслом, ведь Лодзь возникла из небольшой деревушки на реке Лодка. Łódź на польском и есть — «лодка», «ладья». В период Второй мировой в Лодзи, переименованной немцами в Лицманштадт, было создано одно из крупнейших еврейских гетто, где на германский вермахт работали на фабриках более 200 тыс евреев. Сегодня город — крупнейший центр легкой промышленности в стране, откуда во многие страны Европы, в том числе и в Россию, экспортируется текстильная продукция. Еще город известен тем, что здесь появились в конце 19 века первые в Польше трамвай, театр и детская больница.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

До Лодзи мы добрались из Ополе на автобусе. Для меня этот город остался, как один из непонятых мной. Это не значит, сто он не интересен для туристов. Просто мы его не успели раскусить так быстро. Лодзь запомнилась, как город одной улицы. Потому что все туристы, как и мы, обычно попадают на пятикилометровую улицу Петрковскую — одну из самых длинных прогулочных улиц Европы. И больше в городе мы ничего не увидели, потому что долго шли именно по этой улице. И сворачивать не хотелось.

Вся улица застроена довольно претенциозными зданиями, которые, как я понял, принадлежали торговцам. Там где торговля — там все деньги. Город до сих пор является таковым. Еще на подъезде к нему наша случайная знакомая полька, показала место — огромный оптовый рынок, куда закупать товары приезжает пол-Европы.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

На улице Петрковской, если пройти ее всю, можно увидеть много разных скульптур или оригинальных объектов. Вот такую композицию мы увидели на одном из зданий. Любопытно, что типус держит в руках газету с заголовком «Сексуальный кризис».

На одном из перекрестков — еще одна скульптурная композиция, изображающая фабрикантов Израиля Познанского, Карла Шайблера и Людвика Громанна, ведущих свои коммерческие переговоры. Понятно, — в деловом городе — деловые скульптуры.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Еще мы увидели играющего на рояле композитора Рубинштейна, рядом с которым любят присаживаться за рояль туристы.

______________________________________________________________________________________________________________

Вернемся к вопросам питания. Как я уже упоминал, в Польше всюду продают лоди (наливное мороженное). Восторга я от него не испытал — самое обычное — из śmietana (сливок). Зато само слово «лоди» хорошо отложилось в памяти. Очень уж оно красиво звучит.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Вот в Сеуле было мороженное тягучее с нугой — это нечто. А польское нам не понравилось. Вот что нам понравилось в Польше — это выпечка. Ее в свежем виде всегда можно купить в заведениях под названием piekarnia. Нам понравились познаньские булочки и еще рогалики. Вечером то, что устаревает — распродают по дешевой цене.

И еще пара штрихов в тему. Нас приятно порадовало разнообразие соков на прилавках польских магазинов. Таких сочетаний у нас я не видел. Например, яблочный сок они продают с добавлением мяты. Практически во всех соках были какие-нибудь добавки из трав или разных сочетаний фруктов. В общем, поляки в еде и напитках — вполне себе эстеты. Я читал, что они в свое время любили во всем подражать французам, в том числе в еде.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

На всех рыночных площадях в самом центре городов вечером народ сидит прямо на улице в ресторанах. Вот, например, как на этом фото, снятом вечером в городе Жешуве, о котором я еще расскажу в 4 части. Stare miasto в каждом городе — словно развлекательный центр, куда стекается весь местный люд и сидит там до позднего вечера под огни, освещающие ратуши. Красиво все это выглядит со стороны.

В польских ресторанах мы не посидели, зато умудрились пару раз поесть знаменитый вьетнамский суп фо. Это стало для нас полной неожиданностью.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

(Те, кто был во Вьетнаме, как мы, такое не забудут). Сделан он был превосходно, и готовили его именно вьетнамцы. Они ни слова не понимали по-английски. Польский им, похоже, тоже не особо нужен. Их главный аргумент — классная еда. Люди приходят — тыкают пальцем в картинку и получают то, что хотели, — первое и второе сразу. Глубокая чашка супа с лапшой и мясом — это сытная еда почти на весь день.

Еще нас удивило обилие заведений, в которых можно посидеть и поесть кебаб. Похоже, что поляки подсели на этот арабский фастфуд, где мясо и всякая прочая фигня заворачивается в лаваш или в лепешку. По нашему это бы звучало, как шаурма, по-израильски — как фалафель. И такие заведения, как я заметил, у них посещаются не меньше, чем всякие бургер-кинги. Причем, — в каждом городе. Мы поели кебаб пару раз. Но как-то не впечатлило. В общем, Польша запомнилась нам не польской, а, как ни странно, — вьетнамской и арабской едой.

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Рассуждая о финансовой стороне путешествия в Польшу, еще раз подчеркну, что мы выбирали из доступных для нашего кошелька стран на август 2015 года. Польша оказалась самым выгодным вариантом. В принципе, цены в ней сильно не отличаются от цен в Черногории, Сербии, Боснии, в которых мы побывали в апреле этого года. Только там свои валюты, а здесь — злотые. Чем же отличается польский злотый? Самое главное — он в четыре раза дешевле евро. Думаю, этим все сказано. На сегодня курс злотого к рублю можно посмотреть здесь: http://kurs4today.ru/PLN . Из-за того, что рубль все время лихорадит, курс меняется. На момент нашей поездки я все цены в магазинах умножал где-то на 16–17. Но это лучше, чем умножать на 69–76 в случае с евро: http://kurs4today.ru/EUR .

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Сначала о монетах. В нижнем ряду на этом фото мы видим злотые. А в верхнем — гроши (местные копейки). Как-то считается, что поляки очень любят свои злотые. И не случайно. Деньги у них очень удобные — а монеты весьма платежеспособные, в отличие от наших, которыми можно расплатиться лишь за проезд в автобусе. Мы в этом убедились сами. Горстка злотых, лежащая у нас в кармане или в руке вовсе не была мелочью. Из таких монет легко складывается наша тысяча рублей (ведь каждую цифру надо умножить примерно на 17). Поэтому, когда их тратишь, создается такое впечатление, что ты потратил мало. Некий самообман путешественника, попавшего в другое измерение. Впрочем, подобное бывает и с евро.

А вот так выглядят бумажные купюры. Самые крупные из них: 100 злотых1700 руб и 200 злотых3400 руб. Их мы чаще всего использовали для покупки билетов, оплаты отелей и покупки продуктов в магазине. Во многих других мелких платежах обходились горсткой монет.

Скажу пару слов о том, как мы меняли злотые. Практически в любом городе страны вы увидите маленькие заведения под названием Kantor. Вот, к примеру, обменник в Ольштыне.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Когда мы заходили в эти заведения, первым делом обращали внимание на то, чтобы обмен был без комиссии. Ну, и как обычно в таких случаях искали курс повыше. Первую сотню долларов или евро можно смело разменивать в аэропорту, но и там надо сравнить курс в разных местах. А вот в Старом городе Варшавы следует быть на чеку. Обманывают там только так, занижая курс обмена, особенно в выходные дни. Первое, на что мы напоролись был как раз такой наглый обман, где нам, не моргнув глазом, за сотню евро дали на 80 злотых меньше, чем в следующих обменниках, которые были буквально рядом (сумма, кстати, немалая — где-то 1300 рублей). Конечно, это не красит польских обманщиков, пардон, обменщиков. Но где вы видели безупречно честных банкиров? К тому же все и везде хотят заработать на туристах-лохах, которые еще не сориентировались в курсе обмена.

В любом городке Польши, выйдя из отеля, вы первым делом натыкаетесь на что? Правильно — на Kantor (пункт обмена валюты). И вот тут надо выбирать, где вас облапошат меньше всего.

После первых осечек в столице, мы уже четко знали хороший курс обмена. В августе 2015 г. он составлял где-то 423 злотых за 100 евро и 373 злотых за 100 долларов. Мы имели при себе и ту и другую валюту — для эксперимента. И могу сказать, что доллары принимают везде и всюду, так что можно смело ехать в путешествие с любой из этих валют.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Россыпи мелких монет мы увидели на ярмарке в Гданьске. Нумизматам-любителям предлагали купить 50 грошей и прочую мелочь, вышедшую из употребления, по 5 злотых. Тоже, своего рода, лохотрон. Но добровольный. Поляки зарабатывают на всем.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)Небольшой город Тарнобжег (50 тыс жителей) расположен на западе страны в Подкарпатском воеводстве, на берегу реки Висла. Он долгое время был центром добычи серы и сероводорода. У довольно богатая история. Первая церковь здесь появилась в XI веке. Пришедшие в упадок серные шахты затопили и превратили в водохранилище для отдыха. В городе есть монастырь сестер-доминиканок. Во время второй мировой войны было полностью уничтожено еврейское население города, которое составляло большую часть его жителей. На гербе Тарнобжега мы видим золотую шестиконечную звезду и полумесяц на синем фоне. Среди городов-побратимов Тарнобжега — украинский Чернигов.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

В Тарнобжег мы попали из Жешува на автобусе. Расстояние между ними — 75 км. В этот небольшой город мы специально не планировали ехать. Но через него было легче попасть в Сандомир. С первого взгляда может показаться, что этот город вообще не достоин посещения. Приглядевшись повнимательнее, мы поняли, что даже в не туристических городах страны есть что посмотреть. Взять хотя бы главный храм города — Доминиканскую церковь, построенную в 1676 г.. Снаружи, в тот момент, когда мы прибыли в город, она была вся в лесах. Зато внутри там явно было на что посмотреть. Внутреннее убранство церкви, увы, пострадало дважды — от сильного пожара - в 1862 г. и от военных действий во время Первой мировой войны.

Одна из отличительных особенностей всех католических храмов — наличие многочисленных скульптур. Все внутреннее пространство храма создано по проекту Львовского художника. (Львов тоже был частью Польши).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

У входа, как стражники стоят фигуры святых. Полюбовавшись на убранство церкви, мы поспешили дальше. На главной площади не было ратуши. Возможно, причина в том, что город был почти полностью разрушен во время Первой мировой войны.

Зато здесь стоял оригинальный памятник. Как удалось узнать, установлен он в честь Бартоша Гловацкого — польского крепостного крестьянина. Во время восстания Костюшко в 1794 г., он отличился тем, что в сражении захватил пушки российской армии. Кстати, такие моменты в истории Польши — не редкость. Вот почему нашему туристу, которого случайно занесло к подобным памятникам, не стоит кричать во всеуслышание, что он из России. Есть еще в польских городах немало памятников жертвам ГУЛАГа.

В общем, мы бегло познакомились с суровой историей Тарнобжега. Даже в таких, казалось бы, заштатных городках Польши есть своя культура и жители ценят и любят свой город.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Это заметно по всякого рода мелочам. Хотя бы — по многочисленным памятникам в сквериках. Вот вдали виднеется шпиль церкви в лесах. А горожане мирно сидят вокруг фонтана. Если вы колеблетесь, посещать вам этот город или нет. Лучше остановиться на втором варианте — вы ничего не потеряете. Город — не туристический, в отличие от рядом расположенного Сандомира.

Вернемся к финансам. И теперь поговорим о наших расходах в путешествии. Начнем с билетов на самолет. Я купил их накануне поездки примерно за 25 000 руб на двоих в оба конца (из Шереметьево в Варшавский аэропорт Шопена). Для двухчасового перелета это, на мой взгляд, сравнительно недорого — 6 тысяч на человека в одну сторону. Кроме того транспортные расходы, включающие передвижение по стране на автобусах, поездах и такси (а мы ездили очень много — 41 переезд по стране) составили где-то 1700 злотых (400 евро или 29 000 руб). Итого все транспортные расходы — 54 000 руб. Самые дорогие переезды в автобусах и поездах на большие расстояния составили чуть больше сотни злотых (где-то 1700 рублей).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

На этом кадре, который я сделал перед самым отъездом, — ворох всяких билетов, визиток и квитанций. Конечно же абсолютно все это привозить с собой домой я не стал. Мы лишь сохраняли их на протяжении всей поездки, — мало ли что нужно узнать или доказать кому-то в случае ареста (шутка).

Вторая статья расходов, весьма существенная, — это ночлеги в отелях. Соответствие цена — качество в Польше выдержано просто идеально. Извините, но я все время буду сравнивать с супер дорогим для нас Израилем (мы ездили туда в январе 2015), где это соотношение не выдержано абсолютно и отели не обосновано дорогие. Приведу такие цифры. За 20 ночей в Польше мы заплатили 3660 злотых (где-то 870 евро или 62 000 руб). Средняя цена отеля составила 183 злотых (где-то 43 евро или 3100 руб). В Израиле нам порой приходилось платить 110 долларов за один ночлег. Но что поделаешь, есть разные страны и разные уровни туризма. В Швейцарии или Норвегии цены еще выше. И в то же время в Польше мы платили за ночлег дороже, чем в Индии, Южной Корее и тем более Вьетнаме или Камбодже. (Не зря я люблю страны ЮВА за дешевизну). Но надо отдать должное — в польских отелях белье было всегда белоснежным и сами отели вполне комфортные.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)Город Гдыня (250 тыс жителей) расположен на самом севере страны и вместе с Гданьском и Сопотом составляет так называемое Трехградье. Эти три города практически слились в одно целое и все расположены на берегу Балтийского моря. На гербе города мы видим меч и рыб. Гдыня — молодой город, появившийся в 1922 г., вместе со строительством крупного порта. Во время Второй мировой гитлеровцы полностью разрушили город и порт. Все это было восстановлено из руин, и в настоящее время в городе базируется главная база ВМС Польши.

В Гдыню мы приехали на электричке из Сопота. (Расстояние всего 10 км)

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Город запомнился нам двумя военными кораблями, превращенными в музей — «Блыскавица» и «Дар Поможа».

А также — очень приятной набережной

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

К сожалению, в эти музеи, а также в крупнейший в стране музей океанографии мы попасть не смогли — уже вечерело.

Попытка найти ночлег не увенчалась успехом — немногочисленные отели были забиты до отказа. Море, лето — вывод понятен. В результате мы обошли часть города пешком и отправились с вокзала на электричке на ночь глядя в следующий город путешествия — Слупск.

И вновь о финансах. Еще одна статься расходов — это питание. Вот здесь подсчитывать сложнее, так как многие отели мы брали с завтраками. Скажу только одно, что питание в Польше обошлось нам совсем не дорого. Продукты в супермаркетах типа Biedronka — (ее символ — божья коровка) — довольно дешевые. Сами поляки называют их «магазины для бедных». Там нет супер ассортимента, но все качественное и бывают распродажи. А нам большего и не надо. Странно, что эта самая крупная в Польше сеть продуктовых магазинов принадлежит Португальской компании. Мы обычно заходили в магазины вечером и набирали продуктов на 20–50 злотых (350–850 руб). Этого хватало на ужин, завтрак (если его не было в отеле) и еще оставались запасы на день. Я не буду подробно описывать цены на отдельные продукты. Вы можете посмотреть ролики на Ю-тубе, — там много чудаков, которые выкладывают на стол продукты и по чеку называют их цены. Зато все наглядно.

Я вас отчасти разочарую, но в ресторанах и кафе мы в путешествиях практически не питаемся. Этот вариант лучше подходит для тех, кто сидит где-нибудь в одном месте и ездит на экскурсии. Мы путешествуем транзитом через всю страну и эту статью расходов приходится ужимать. Но мы отнюдь не голодаем и, как видите, живы. Для ориентировки скажу лишь, что за перекусон в Макдональдсе на вокзале в Гдыне мы заплатили 40 злотых (680 руб). А во вьетнамском заведении два сытных супа фо и салат обошлись нам в 30 злотых (510 руб). На такие суммы в магазине можно купить неплохой набор продуктов.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)Город Слупск (100 тыс жителей) расположен на реке Слупи, на севере страны в Поморском воеводстве. Вместе с расположенным в 18 км на Балтийском море городом Устка, Слупск составляет Двухградие. В 14–15 вв город входил в Ганзейский союз. На его гербе изображен грифон, выходящий из морских волн. Несмотря на свою провинциальность, Слупск переполнен историческими достопримечательностями — костелами, замками. В нем четыре вуза и проводится масса фестивалей. В 5 км от Слупска расположена военная база, на которой в ближайшее время появятся американские ракеты системы ПРО.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

В Слупск мы приехали на электричке поздно вечером в субботу из Гдыни.

На утро мы окунулись в спокойную воскресную жизнь. В одно и то же время в разных костелах начиналась воскресная служба, на которую спешили горожане.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Внутри костелов всюду можно было видеть изображения папы Иоанна Павла II.

Другие горожане почему-то предпочитали ранним утром выставить кучу всяких замысловатых побрякушек на ярмарке у стен музея Центрального Поморья.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Этот музей оказался одним из самых интересных за наше путешествие. Он располагался в нескольких зданиях на берегу реки Слупи.

И в экспозицию входила даже сохранившаяся водная мельница. Напоследок покажу здание ратуши, которое было построено сравнительно недавно — в 1901 г. по проекту берлинских архитекторов. Говорят, что она оказалась слишком грандиозной по размерам для столь небольшого города.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Оказывается на башне ратуши есть смотровая площадка. Но мы этого не знали. А то поднялись бы обязательно полюбоваться сверху на приятный город с богатой историей. Ведь в Слупске есть даже Башня Ведьм.

В общем, уезжать из Слупска нам не хотелось. Но впереди было еще много интересных мест. Нас удивил пустой автовокзал города. Но ведь было воскресенье. Тем не менее мы даже в воскресенье умудрились уехать в Щецин — следующий пункт путешествия — на электричке с вокзала. Хорошо, когда есть альтернатива.

Возвращаемся к финансам. В итоге скажу, что из 2450 евро (часть этой суммы мы брали в долларах) назад мы привезли 550 евро. Общая сумма расходов в стране за три недели составила 1900 евро (где-то 7900 злотых или 135 000 руб) Отняв из этой суммы обозначенные ранее суммы на проживание и переезды, мы получим остаток — 630 евро. (где-то 2600 злотых или 45 000 руб). Это как раз — сумма прочих расходов — на питание, сувениры, билеты в музеи и на смотровые площадки.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Россыпь сувениров на ярмарке в Кракове.

Входные билеты в, практически, всех музеях в польских городах, на мой взгляд, очень дешевые. Мы посетили много музеев в столицах воеводств и платили за вход где-то 5–10 злотых (85–170 руб). Порой, основная экспозиция музея была и вовсе бесплатной. Есть, правда, одна уловка к которой прибегают в некоторых музеях (так было с королевским музеем в Кракове). Вам предлагают оплатить стоимость каких-нибудь художественных выставок (картины, скульптуры и т. д.), которые временно экспонируются в музее. И вы, по незнанию, отдаете деньги, хотя смотреть там особо нечего.

Экспозиция краеведческого музея в Ополе.

Мне всегда больше нравится смотреть на этнографические, исторические, краеведческие экспозиции, чем знакомиться с obrazy polskich malarzy (картинами польских маляров). Я не издеваюсь — художники у них, на самом деле, классные. Просто живопись на польском malarstwo (малярство). Да и ехать в Польшу ради этого не стоит — картины можно увидеть в интернете.

То же самое касается taras widokowy (смотровых площадок). В Польше вся старинная архитектура (ратуши, костелы и т. д.) устремлена вверх. Это, вообще, признак всей католической архитектуры. Поэтому мне больше всего понравилось забираться на смотровые площадки. Вот как на эту — в Гданьске.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (3 часть)

Мы их посетили не меньше десятка. И стоило это удовольствие сущие пустяки 5–15 злотых (85–255 руб). За свои заплаченные злотые вы должны прошагать по узкой круговой лестнице вверх ступенек эдак триста-пятьсот на высоту 40–100 метров. Но это, поверьте, стоит того. Порой у нас от таких подъемов на следующий день болели ноги. И это при том, что мы каждый день много ходили пешком. Все-таки идти вверх гораздо труднее, чем вперед по ровной земле. Зато на смотровой площадке вы ближе к Богу! И виды какие открываются. И понимаешь, что Польша, на самом деле, благословенная страна.

Цветы в парке дворца Браницких в Белостоке.

В следующей части мы узнаем об отельных нюансах нашего путешествия и немного поговорим о том, чем интересна Польша для фотографа. Нам осталось познакомиться с городами: Гданьск, Жешув, Вроцлав, Фромборк и Торунь, — каждый из которых уникален по-своему. Так что до встречи в 4 заключительной части краткого экскурса в наше путешествие по Польше!