annaabrosimova
Анна Абросимова — была сегодня 12:01
 – Командировок стало меньше, но времени не прибавилось! Простите, что многое пропускаю...

Визит в Республику Сербскую

1 октября 2015 г. 3:37 Требине — Босния и Герцеговина Сентябрь 2015
75 37

Я бы, наверное, никогда не познакомилась с Боснией и Герцеговиной, если бы не поездка в Черногорию. Грешно было, не воспользоваться случаем и не заглянуть в соседнюю страну.

Что я знала о Боснии? Да практически ничего. Все мои познания сводились к трем вещам: боснийской войне 90-х, табаку Герцеговина флор, который курил Сталин, и печально известному городу Сараево.

3

Знакомиться с Боснией мне пришлось в составе экскурсионной группы.

Я не люблю групповые экскурсии, марафонские забеги не позволяющие присмотреться, и погрузится в атмосферу заинтересовавших мест.

Можно было, конечно, заказать индивидуальную экскурсию, но цена превосходила всякие мыслимые размеры. За индивидуальную экскурсию в Боснию просили 350 евро, против с 35 евро за экскурсию в группе.

4

Вы скажете, что можно было арендовать машину и съездить в Боснию самостоятельно, но от этой идеи я отказалась еще в Москве. Нет у меня опыта езды по узким горным серпантинам, где требуется предельная осторожность и внимание. К тому же когда сидишь за рулем, нет времени глазеть по сторонам и наслаждаться пейзажами.

11

Варианты использования общественного транспорта или аренда автомобиля с водителем тоже оказались «непроходными».

Таким образом, оставалась единственная возможность увидеть Боснию — групповая экскурсия

3

Я не буду останавливаться на том, как в полусонном состоянии загружалась в автобус и как в полудреме пыталась рассмотреть утренние пейзажи Черногории. Перейду сразу к тому моменту, когда мы, через два часа пути, сделали первую остановку.

5

До Боснии оставалось всего каких-то 5 -10 километров.

3

Мы остановились у придорожного кафе, откуда хорошо были видны боснийские горы.

4

Выпив по чашке кофе и немного размяв ноги, мы отправились на пограничный пункт. Благополучно его миновали, и оказались… в Республике Сербской!

Где мы? Неужели кто-то что-то перепутал и вместо Боснии мы приехали в Сербию?

4

Никакой ошибки не было, на территории бывшей Югославии есть государство Республика Сербия и есть Республика Сербская — часть Боснии и Герцеговины.

6

Уже позже я узнала, что путешествую по единственной в мире конфедерации, которой управляет триумвират (босниец, хорват и серб). Высший орган избирают на 4 года. В течение этого времени каждые 8 месяцев члены триумвирата поочередно сменяют друг друга на посту Председателя.

13

В конфедерацию входят два самостоятельных образования (Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская) и округ Брчко, имеющий особый статус. По Дейтонскому соглашению округ Брчко, уже 20 лет находится под международным управлением.

3

Проезжая по дрогам Боснии я с удивлением узнала, что в стране равноправно используют кириллицу и латиницу. В школах дети изучают оба алфавита. Названия населенных пунктов и вывески на зданиях, как правило, пишут и на кириллице и на латинице.

3

Об особенностях Боснии и Герцеговины можно рассказывать еще долго. Но я, пожалуй, прервусь и перейду к рассказу о достопримечательностях Республики Сербской, которые мне довелось увидеть.

11
6

Наш экскурсионный автобус, поколесив по дорогам Республики где-то полтора часа, подъехал к городу Требинье и не заезжая в него махнул на возвышающуюся над городом гору.

11
10

Здесь, на Црквиной горе, в 2000 году был возведен монастырь Херцеговачка-Грачаница, в котором покоится сербский поэт и дипломат Йован Дучич. По сути, этот монастырь является его мавзолеем.

8

На мой взгляд, масштаб мавзолея и масштаб личности Йована Дучича друг другу не соответствуют. Видимо секрет кроется в том, что сербский поэт и церковь Херцеговачка-Грачаница, построенная по образу и подобию монастыря Грачаница в Косово, являются символами единения сербов.

8
5

С Црквиной горы открывается потрясающий вид на город Требинье и реку Требишница.

14

Отсюда хорошо виден мост Арсланагича, построенный в 1574 году по приказу Великого визиря Мехмеда-паши Соколлу. Правда мост носит имя не Великого визиря, а человека, собиравшего пошлину за проезд по нему.

11
10

Мост Арсланагича до 1966 года стоял выше по течению, но при строительстве электростанции попал в зону затопления и был перенесен.

6

Зацепившись за имя Мехмеда-паши Соколу мои мысли отправились в Стамбул. Все-таки интересно сплетаются судьбы людей и государств, да и маршруты моих путешествий тоже.

Знал ли Мехмед-паша родившийся в Боснии, что он будет Великим визирем Блистательной Порты, и по его приказу на его родине будут строить мосты? Знала ли я, находясь в Стамбуле, что буду смотреть на мост Арсланагича и думать о пропущенной мною мечети Соколлу́ Мехмед-паши, построенной Синаном?

5

Я отвлеклась…

Кроме монастыря-мавзолея и чудесных панорам Требинье, есть на Црквиной горе еще одна достопримечательность.

8

Эта милая ослица живет здесь и с удовольствием общается с туристами. Может это Валаамова ослица? Проверить это времени у меня не хватило.

6

На Црквину гору нам было выделено всего полчаса. За это время я не только не успела разговорить ослицу, но и пробежаться по всем заинтересовавшим меня местам. Может кто-то и может за такой срок все пробежать и осмыслить неоднозначное место, но я, к моему стыду, не из их числа.

6

После Црквиной горы нас ждала небольшая обзорная экскурсия по улицам Требинье. Такая, что я опять ничего не успела толком увидеть и понять. Несколько ошарашенная я сидела в автобусе и ждала встречи с православным монастырем Тврдош.

Этот монастырь знаменит тем, что в нем принял постриг почитаемый на Балканах подвижник св. Василий Острожский. Здесь же была его резиденция, когда в 1638 году он стал митрополитом Требинским.

6

По преданию Тврдош был основан в 4 веке императором Константином и его матерью Еленой. За свою историю монастырь неоднократно приходил в упадок и вновь возрождался. В 1694 году монастырь был полностью уничтожен венецианцами и был забыт. Видимо так было бы и по сей день, если бы не уроженец Требинье, американский меценат Николай Руневац. В 1928 году на его средства была восстановлена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Спустя тридцать лет началось крупномасштабное возрождение монастыря, которое продолжается и сейчас.

2
7

Монастырь Тврдош является резиденцией епископа Герцеговачского и Приморского. Под его сводами хранятся церковные реликвии.

2
4

Например, здесь хранится рука святой королевы Елены Анжуйской, католичке покровительствовавшей православию и очень почитаемой на Балканах. Еще здесь есть чудодейственная икона Божьей матери. К ней приходят девушки, стремящиеся устроить свою личную жизнь.

3
2

От средних веков на территории монастыря сохранились только погреба. По каким-то причинам венецианцы их не стали уничтожать.

1

По моему мнению, несмотря на легендарность и святость этого места, монастырь Тврдош больше напоминает виноделью (достаточно посмотреть на их сайт http://www.tvrdos.com/ru/).

2
3

Монастырское вино можно купить в лавке перед входом на территорию. Я поддалась общему ажиотажу и купила бутылку белого вина Жилавка. Говорят, что оно пахнет персиками и им интересуются виноделы Франции. Я хранила это вино до самого отъезда из Черногории.

В последний день бутылка Жилавки была откупорена! Увы, вино не произвело ожидаемого впечатления. Запах персиков я не обнаружила, да и на вкус оно было не интересным.

Но я забежала далеко вперед…

Монастырь Тврдош был последним пунктом нашей экскурсии по Республике Сербской дальше наш путь лежал в Федерацию Боснии и Герцеговины. Здесь мы должны были сделать две остановки.

4

Что можно сказать о достопримечательностях Республики Сербской?

Пожалуй, все, с чем удалось познакомиться, вызвало у меня очень много вопросов…

5
7

Новодел на Црквиной горе без сомнения красив и ухожен, однако есть в нем какое-то несовпадение идеи и воплощения. Что касается монастыря Тврдош, то он представляется мне больше коммерческим предприятием, чем святым местом.

Бронирование отелей
в Требине

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Arkhip251166
1 октября 2015 г. 9:59
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 10:10
Спасибо, Сергей!
sovikont
+1
1 октября 2015 г. 11:06
Как душевно ,Аня!!! Места такие потрясающие. мало кто едет туда и от того там чистота в воздухе и так приятно пройтись по старым улочкам. очень хорошее начало путешествия,Аня!
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 11:28
Соня, спасибо! Воздух там действительно чудесный, а вот по улицам Требинье нам погулять не удалось, только по дорожкам монастырей. Групповые экскурсии накладывают ограничения.
sovikont
+1
1 октября 2015 г. 11:37
это да... Групповые прогулки не всегда удобны. Хорошо когда можно отколоться от группы, что мы и проделали в Жироне!))
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 21:05
sovikont писала 1 октября 2015 г. 11:37
Хорошо когда можно отколоться от группы
Да, Соня, это здорово! Но у нас было много переездов по стране, и если что, то догонять автобус пришлось бы на такси, которое нужно было еще найти
sovikont
+1
1 октября 2015 г. 21:14
это конечно уже серьезно!
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 22:05
Угу!
sovikont
+1
1 октября 2015 г. 22:40
Gensha
+1
1 октября 2015 г. 11:07
Ухоженность бросается в глаза! А белые домики с красными крышами, как все из одного детского конструктора!:)
Вид сверху на мост и город очень красив!
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 18:50
Геннадий, спасибо!
Территория обоих монастырей поражает ухоженностью.
Мне домики с красными крышами очень понравились. Они среди зелени как игрушки смотрелись.
Вид с Црквиной горы фантастический. Боюсь, что у меня не очень получилось передать эту красоту.
kklimkina
+1
1 октября 2015 г. 11:16
Неожиданно красивая страна!
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 18:52
Катя, пейзажи Боснии впечатляют. Мене, к сожалению, только краешком глаза удалось посмотреть на эту страну.
OlgaTraize
+2
1 октября 2015 г. 11:27
Анна, вот я тоже не люблю групповые экскурсии. Но... Этим летом, отдыхая в Болгарии неделю, я была на двух таких экскурсиях, одна была в Несебр и мы гуляли с мужем без группы - сами по себе, а вторая была в Шипку, долину роз Казанлык и Габрово. Вот это была экскурсия!!! Наш гид Нона была просто замечательным проводником, она так интересно и много расказывала, всегда давала время на самостоятельный осмотр после ее рассказа, всегда всех ждала и была самым замечательным гидом, которых я когда либо встречала! Спасибо ей огромное за эту экскурсию, а она длилась с 6 утра до 22:30 вечера. Ваш рассказ понравился, фотографии великолепны! Спасибо, Анна!
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 21:01
Ольга, спасибо!
У нас тоже была чудесный гид и группа была дисциплинированной. Однако, на мой взгляд, любая групповая экскурсия идет в своем графике, который усредняет интересы и предпочтения участников. В некоторых местах мне, например, хочется задержаться подольше, а где-то не хочется совсем. Да и с фотографированием тоже возникают проблемы. В самый неподходящий момент кто-нибудь обязательно входит в кадр.
Рада, что рассказ и фотографии понравились!
borisnov
+1
1 октября 2015 г. 12:35
Спасибо за прекрасную экскурсию, имеем теперь представление
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 21:15
Борис, спасибо! Рада, что понравилось. Босния и Герцеговина пока еще не очень освоенное туристами место.
marsada
+1
1 октября 2015 г. 13:03
Ань, для сравнения Посмотри о моих впечатлениях отТребинье)
http://www.tourister.ru/responses/id_6319
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 21:17
Маш, спасибо за ссылку! Обязательно посмотрю! Мне очень интересно почитать о твоих впечатлениях о Требинье!
Nomad
+1
1 октября 2015 г. 13:21
Интересно, не самые распространенные в плане отчетов места!
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 21:23
Олег, спасибо! Босния и Герцеговина не самое распространенное туристическое место. Я бы туда специально туда вряд ли отправилась, особенно учитывая то, что рядом есть Хорватия и Черногория. Если, когда-нибудь предоставится случай, то еще разок на денек загляну в БиГ. Там есть еще несколько интересных мест, помимо тех, которые я увидела
Nomad
+1
4 октября 2015 г. 23:33
Чем реже ездишь, тем может быть интереснее... Наверняка ее можно совместить, с той же ЧГ...
annaabrosimova
5 октября 2015 г. 0:14
Nomad писал 4 октября 2015 г. 23:33
Наверняка ее можно совместить, с той же ЧГ
Что я и сделала. Только самое интересное в БиГ находится ближе к Хорватии.
Олег, Требинье, о котором я рассказала, даже на мой, особо неискушенный путешествиями, взгляд далеко не самое интересное место в БиГ.
Я сегодня выложу отчет о Благае и Мостаре. Вот эти места, как мне кажется, заслуживают внимания.
Nomad
+1
5 октября 2015 г. 10:04
Ок, с интересом посмотрю!
Anna_08
+1
1 октября 2015 г. 13:33
Сама поеду вряд ли, почитать и посмотреть интересно! Виды великолепные, мостик хорош!
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 21:28
Аня, спасибо! БиГ не так богата интересными местами, как, например, Хорватия и Черногория, но в качестве факультатива в нее заглянуть можно. Некоторые места в БиГ удивительно красивы. Скоро выложу отзыв о Федерации Боснии и Герцеговины, там как раз будет о рассказ о паре таких мест
vasilets
+2
1 октября 2015 г. 13:37
Аня,
какая странная страна эта самая Босния вместе с Герцоговиной...
Была Югославия, и было все хорошо. Ее разбомбили и порезали на крошечные княжества америкосы вместе с цивилизованными европейцами, и появилось на карте Европы куча маленьких образований, затаивших друг на друга дикую злобу.... Жаль, невероятно жаль.
То, что ты посетила это образование - хорошо, но особого впечатления она не производит... .
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 21:45
Сереж, спасибо!
Югославские республики до раздела имели разный уровень развития. Наиболее развитыми были Хорватия и Словения. Македония и Черногория были отсталыми. Война в БиГ разразилась на почве религиозных и этнических противоречий, видимо подогретых из вне... БиГ сейчас пытается подняться с колен, но последствия войны очень мешают. Слишком много успели уничтожить и разорить... Как нам рассказывали в Черногории унимать конфликты в Югославии умел только Тито. После его смерти антагонизм начал нарастать. Сейчас Сербия и Черногория очень дружны, хотя 9 лет назад они и разъединились. Республика Сербская тяготеет к Сербии и сейчас рассматривает вопрос о присоединении к ней. Македония всегда держалась особнячком.
Основной конфликт существует между хорватами и сербами. Эти обиды идут со времен 2-ой мировой войны.
vasilets писал 1 октября 2015 г. 13:37
что ты посетила это образование - хорошо, но особого впечатления она не производит... .
Сереж, это только 1-я часть знакомства с БиГ и эта часть на меня тоже не произвела впечатления. Дальше было интересней
vasilets
+1
1 октября 2015 г. 21:48
annaabrosimova писала 1 октября 2015 г. 21:45
Дальше было интересней

Будем посмотреть))))
annaabrosimova
1 октября 2015 г. 22:10
Постараюсь не обмануть ожидания
Leolik
+1
1 октября 2015 г. 15:23
есть государство Республика Сербия и есть Республика Сербская
Как оказывается все сложно у них, Аня!
Как бы красиво! М хорошо, что ухожено. А то что не намолено. Может ещё и придет время!
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 21:51
Лена, спасибо!
в БиГ и правда все сложно и запутано.
Монастырь Тврдош намоленный еще с 4-го века, да только сейчас он больше похож на винодельню, чем на монастырь. А вот мавзолей вряд ли намолят. Когда мы были, по территории ходили только туристы. Прихожан совсем не было. Он, похоже, больше про политику, чем про религию.
alla_gorbunova
+1
1 октября 2015 г. 17:03
Анна, спасибо!
Югославию исчезнувшую с карты жалко, а еще СССР!
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 21:55
Алла, спасибо!
Знаете, удивительно, но там никто о Югославии не горюет. Все только о войне сокрушаются и по поводу ее последствий переживают.
catys
+2
1 октября 2015 г. 17:46
До чего ж интересно, Анют!!!
Пожалуй, все, с чем удалось познакомиться, вызвало у меня очень много вопросов…
страна с очень сложной судьбой и крайне противоречивым характером.... у меня такое впечатление сложилось!
Знал ли Мехмед-паша родившийся в Боснии, что он будет Великим визирем Блистательной Порты, и по его приказу на его родине будут строить мосты? Знала ли я, находясь в Стамбуле, что буду смотреть на мост Арсланагича и думать о пропущенной мною мечети Соколлу́ Мехмед-паши, построенной Синаном
иногда жизнь и история так причудливо кольцуется... словно сама тебя к чему-то выводит! И теперь ты, когда вернешься в Стамбул, с совсем другими мыслями и чувствами пойдешь в мечеть Соколлу Мехмед паши.... А их, кстати, в Стамбуле две, и обе построены Синаном... все-таки не самый плохой великий визирь был
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 22:01
Катя, спасибо!
catys писала 1 октября 2015 г. 17:46
иногда жизнь и история так причудливо кольцуется... словно сама тебя к чему-то выводит!
Вот и я так думаю!
catys писала 1 октября 2015 г. 17:46
пойдешь в мечеть Соколлу Мехмед паши.... А их, кстати, в Стамбуле две, и обе построены Синаном
Вот это дааа! А я только про одну знала, которая в Фатихе. А где вторая?
В Стамбул после БиГ я и вправду отправлюсь уже с другими мыслями!
Визирь Мехмед-паша Соколлу, судя по всему, был очень интересный и талантливый человек. Кать, ты не знаешь почему его дервиш заколол? Странная какая-то история с его смертью
catys
+1
1 октября 2015 г. 22:56
annaabrosimova писала 1 октября 2015 г. 22:01
А я только про одну знала, которая в Фатихе. А где вторая?
вторая в Азапкапы, Бейоглу - на берегу Халича у самого подножия моста Ататюрка.
annaabrosimova писала 1 октября 2015 г. 22:01
Визирь Мехмед-паша Соколлу, судя по всему, был очень интересный и талантливый человек. Кать, ты не знаешь почему его дервиш заколол? Странная какая-то история с его смертью
очень странная, до сих пор окончательно не выясненная... Видимо, как раз из-за того, что был неординарным и талантливым человеком - есть версия, что дервиша подослал параноидально мнительный Мурад III
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 23:26
catys писала 1 октября 2015 г. 22:56
вторая в Азапкапы, Бейоглу - на берегу Халича у самого подножия моста Ататюрка.
Спасибо! В ту сторону мы даже не ходили, хотя жили в Бейоглу
есть версия, что дервиша подослал параноидально мнительный Мурад III
Я не удивлюсь, если так и было. Ведь при Селиме Мехмед-паша фактически правил государством. Видимо, этот факт очень смущал Мурада
catys
+1
2 октября 2015 г. 9:47
annaabrosimova писала 1 октября 2015 г. 23:26
В ту сторону мы даже не ходили, хотя жили в Бейоглу
и не надо... не самое приятное место, там много трущоб. Сбегайте ради мечети, и сразу обратно
annaabrosimova писала 1 октября 2015 г. 23:26
Ведь при Селиме Мехмед-паша фактически правил государством. Видимо, этот факт очень смущал Мурада
да при Селиме и другого варианта не было Злыдни-историки поговаривают, что Мехмед-паша и Кипр взял, хотя был категорически против того, чтоб портить отношения с венецианцами, потому что Селим имел пристрастие к кипрскому вину ))
annaabrosimova
+1
2 октября 2015 г. 12:01
catys писала 2 октября 2015 г. 9:47
Сбегайте ради мечети, и сразу обратно

catys писала 2 октября 2015 г. 9:47
потому что Селим имел пристрастие к кипрскому вину ))
вот тебе и мировая политика
catys
+1
2 октября 2015 г. 12:08
annaabrosimova писала 2 октября 2015 г. 12:01
вот тебе и мировая политика
А то.... можно подумать, что американцы за демократию воюют
annaabrosimova
+1
2 октября 2015 г. 13:56
catys писала 2 октября 2015 г. 12:08
А то.... можно подумать, что американцы за демократию воюют
В эти мифы даже самые доверчивые уже давно не верят
catys
+1
2 октября 2015 г. 14:01
Svet-lanka
+1
1 октября 2015 г. 18:02
Монастыри очень понравились! И виды живописные! Очень приятные и интересные места, отлично показали, Анна!
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 22:04
Светлана, спасибо!
Монастыри очень ухоженные и красивые! С Црквиной горы виды потрясающие открываются! Город, лежащий в долине и мост через реку, а на заднем плане величественные горы!
Рада, что Вам понравилось!
Svet-lanka
+1
1 октября 2015 г. 22:12
Душевные места, хочется посетить И, может быть, на ты?
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 22:15
Svet-lanka писала 1 октября 2015 г. 22:12
может быть, на ты?
С удовольствием!
Svet-lanka
+1
1 октября 2015 г. 22:20
Chedty
+1
1 октября 2015 г. 22:38
Прекрасные конечно края, но столько же раз все это уже ломали.
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 23:11
Да, Миш... и видимо, будут ломать еще неоднократно.
PVV
+1
PVV
1 октября 2015 г. 23:12
монастырь Тврдош больше напоминает виноделью

Таких встречал уже очень много.Сплошная коммерция
annaabrosimova
+1
1 октября 2015 г. 23:39
Я тоже встречала монастыри и церкви сильно ориентированные на коммерцию. Но здесь этот факт меня особенно поразил. Здесь всех паломников направляют на работу на виноградниках. Вино собственного производства рекламируют и отправляют на выставки и дегустации. Приглашают к себе именитых гостей. Рецептуру держат в секрете. На Поповом поле мы видели огромные виноградники, принадлежащие монастырю. В монастырской лавке средняя цена за бутылку составляет 10 евро. По балканским меркам это большое коммерческое предприятие.
vibas
+1
2 октября 2015 г. 15:06
Красиво!!! Жаль только, что вино невкусное!))))
Уже позже я узнала, что путешествую по единственной в мире конфедерации, которой управляет триумвират (босниец, хорват и серб)
Ух ты! Не знал о таком!
в стране равноправно используют кириллицу и латиницу.
И этого не знал!
Знала ли я, находясь в Стамбуле, что буду смотреть на мост Арсланагича и думать о пропущенной мною мечети Соколлу́ Мехмед-паши, построенной Синаном?
Анна, мы этот Ваш пробел постараемся закрыть в декабре!
annaabrosimova
2 октября 2015 г. 15:33
Виктор, спасибо!
vibas писал 2 октября 2015 г. 15:06
Жаль только, что вино невкусное!
Может неудачная бутылка попалась
В Боснии, как выяснилось, очень много интересного и необычного. Я бы никогда об этом не узнала, не представься случай заглянуть в БиГ
Ваш пробел постараемся закрыть в декабре!
Виктор, будет очень здорово, если у вас найдется время на эту мечеть. Мне было бы очень интересно на нее посмотреть.
Shefer
+1
2 октября 2015 г. 20:51
Я тоже очень сильно не люблю общие экскурсии, но если выбора не оставалось. Как мне показалось, скромность в градостроительстве, у них в большом почете. Или я ошибаюсь?
annaabrosimova
2 октября 2015 г. 21:05
Володя, у них все города маленькие. Даже в столице проживает меньше 300 тыс. чел., а Требинье маленький город даже по их меркам (всего где-то 25,5 тыс. чел).
Проехав от Требинье до Мостара я нигде не наблюдала высотную застройку. Вдоль трасс я видела городки-поселки с одно-двухэтажными домиками. Удивительно, что при их бедности, все места, в которых мы побывали, выглядели чистыми и ухоженными
Maksim_Starostin
+1
8 октября 2015 г. 2:33
Красивые виды. А мы в свое время через этот город проехали по дороге из Дубровника в черногорский Дурмитор. Все что запомнилось - это указатель - "Добро пожаловать в Республику Српску".
annaabrosimova
8 октября 2015 г. 2:42
Максим, спасибо! С Црквиной горы открывается очень красивый вид на Требинье. Вблизи я город толком не видела. Нас через него сквозняком провезли.
Maksim_Starostin писал 8 октября 2015 г. 2:33
указатель - "Добро пожаловать в Республику Српску".
Такой указатель мы тоже видели, когда пересекли границу Черногории
Maksim_Starostin
+1
8 октября 2015 г. 2:47
У меня осталась только фотка моря, сделанная с горы, там узкая полоска Хорватии, а дальше Босния. Вообще из всех стран, где я был, в Боснии я меньше всего видел. Надо как-нибудь в Мостар и Сараево съездить.

А,нет, вспомнил, меня же еще оштрафовали в Боснии, но уже в другой раз! Когда из Черногории ехали на Плитвицкие озера. Там есть такой дебильный городок - Неум, там как раз Босния вклинивается в Хорватию и разрезает ее надвое. Вот там и оштрафовали!
annaabrosimova
8 октября 2015 г. 2:57
В БиГ мне очень понравились Мостар и Благай. Я не ожидала увидеть в этой стране такие интересные места. Однако, в рамках групповой экскурсии, ничего подробно посмотреть нельзя. Уж очень все скомкано.
Я бы еще раз заглянула в БиГ. Там, как выясняется, есть довольно много интересных мест.
Надеюсь как-нибудь съездить в Хорватию. Говорят, очень красивая страна и до БиГ рукой подать.
Maksim_Starostin писал 8 октября 2015 г. 2:47
дебильный городок - Неум
Городок совсем неинтересный?
Maksim_Starostin
+1
8 октября 2015 г. 3:03
Да он дебилен тем, что там граница, хотя всего пара км территории Боснии, если ехать по хорватскому побережью. Смотреть там может и есть что но мы увы ехали без остановок, время было только на Плитвицкие озера заехать. От Будвы до озер как раз весь день на дорогу и ушел.
annaabrosimova
8 октября 2015 г. 3:13
Говорят, Плитвицкие озера стоит увидеть! Я еще слышала, что в Хорватии острова хороши и на них стоит обязательно побывать.
Maksim_Starostin писал 8 октября 2015 г. 3:03
От Будвы до озер как раз весь день на дорогу и ушел.
неблизкий путь. Мы из Будвы на экскурсию в БиГ ездили. Дорога нас здорово вымотала.
Margaritka
+1
8 октября 2015 г. 12:57
К тому же когда сидишь за рулем, нет времени глазеть по сторонам и наслаждаться пейзажами.
1000 раз соглашусь, Ань! И поэтой же причине сама не путешествую за рулем, а в бессменной роли штурмана-навигатора! И касательно групповых экскурсий тоже с тобой согласна, что лучше так, чем вообще никак! И тут уж дело техники, как в куче минусов найти свои плюсы или хотябы один, но и ОООчень даже большой, который бы перевесил все минусы вместе взятые!
annaabrosimova
8 октября 2015 г. 13:50
Рит, мы обычно заказываем индивидуальные экскурсии. В таком формате плюсов всегда больше. Но в ЧГ цены на индивидуальные поездки были ну ооочень высокие. А с учетом существующего курса, так вообще сумасшедшие!
Групповая экскурсия в БиГ позволила заглянуть в страну только краешком глаза. Я надеюсь, что еще будет возможность заехать как-нибудь в БиГ.
sonnenschein
+1
26 октября 2015 г. 17:33
Анютка, я тоже к своему стыду не так много знала о Боснии. Спасибо за просвещение
annaabrosimova
+1
26 октября 2015 г. 17:47
Леночка, спасибо!
Рада, что получилось рассказать что-то новое!
Albina_Vershinina
+1
17 ноября 2015 г. 16:25
Аня, мы с тобой недавно обсуждали эту экскурсию, на которую я также ездила из Черногории.
Помню, что при покупке экскурсии нам говорили, что мы едем в Боснию и Герцеговину, а при пересечении границы в паспорте поставили штамп .. республики Сербской. Тогда я долго пыталась понять КУДА еду)
Плюс моей поездки заключался в том, что нам более детально показали центр города и дали время, чтобы погулять.
А вот Тврдош действительно представляет собой коммерческий проект по изготовлению и продажи вина. Нас так старательно убеждали устроить дегустацию и купить там вина, что добрая часть группы этим в монастыре и занималась.
Повторюсь, что эта экскурсия далеко не удачна по своему наполнению и дает истинного представления о Республике Сербской. Съездив в промо-тур, я могу теперь сравнить)
P.S. Ослицу мы тоже видели, даже пытались ее покормить
annaabrosimova
+1
17 ноября 2015 г. 23:36
Альбина, спасибо!
То, что удалось увидеть в Республике Сербской, во время экскурсии, вызвало вопросы. Требинье нам показали только из окна автобуса, Црквина гора меня очень удивила и несколько смутила... О Тврдоше сложилось однозначное впечатление, которое подкрепилось его сайтом. Честно говоря, мне не очень нравится эксплуатация святых мест в коммерческих целях...
Я понимаю, что не стоит делать выводы на основе групповой экскурсии и очень надеюсь, что вы с Оксаной измените мое представление об этой части Балкан!
Спасибо тебе большое за внимание к моему отзыву!
Albina_Vershinina
+1
18 ноября 2015 г. 12:44
Аня, и я надеюсь, что представление изменится)
Мне в этот раз сложно было, во время поездки я все время Р. Сербскую с Черногорией сравнивала, а это было неправильно. Только через пару недель после возвращения у меня появилось теплое и хорошее послевкусие, когда я начала вспоминать поездку, как нас принимали, что удалось посмотреть, с кем пообщаться.
Если говорить об однодневной поездке в Требинье - это своего рода галочка , которую можно поставить и сказать, что ты был в Р. Сербской. И это будет правдой. Но при этом понять и прочувствовать саму страну возможности не было. И это тоже правда.
P.S. В отличие от тебя я достаточно лояльно отношусь как к групповым экскурсиям, так и к групповым турам. Одним из лучших у меня был гастрономический тур по Италии, в нашей группе было 28 человек. И так сложилось, что в тот раз собрались вместе потрясающие люди, отличный гид и классный водитель. Тот тур стал лучшим из всех моих поездок. Мне тогда очень повезло
annaabrosimova
+1
18 ноября 2015 г. 14:52
Альбина, на мой взгляд, люди, которых я встречаю в поездках, играют очень большую роль в моем восприятии стран. Только через них можно почувствовать те места, в которые попадаешь.
Я не люблю групповые экскурсии потому что необходимо двигаться по стандартному графику и зачастую проскакивать места, которые мне были бы интересны. Если есть возможность, то я всегда заказываю индивидуальные экскурсии и хожу с гидами по своей программе и в своем режиме.
А вот гастрономические туры, я думаю, лучше совершать в группе. Здесь очень важно делиться мнениями и обсуждать все с большим числом людей.
NataliaC
+1
19 ноября 2015 г. 16:52
Любое знакомство, даже мимолетное, гораздо лучше, чем ничего, правда же, Аня? Черепичные крыши,
Мост Арсланагича
, горы, монастырь и даже ослик-все это были странички, которые ты собрала в единое целое, хоть и остались вопросы!! У любознательных так происходит всегда!!
annaabrosimova
+1
19 ноября 2015 г. 17:18
Наташа, спасибо!
Я нисколько не жалею, что съездила в Республику Сербскую. Точнее, взглянула на нее краешком глаза. Думаю в ней есть много интересного, что осталось за кадром.
NataliaC
+1
20 ноября 2015 г. 10:06
annaabrosimova писала 19 ноября 2015 г. 17:18
в ней есть много интересного, что осталось за кадром.
-все не увидишь за такую короткую экскурсию!!
annaabrosimova
+1
20 ноября 2015 г. 13:11
За несколько часов, увидев всего два места, невозможно составить представление о стране. Но таков формат групповых экскурсий
NataliaC
+1
20 ноября 2015 г. 18:59
annaabrosimova писала 20 ноября 2015 г. 13:11
таков формат групповых экскурсий
-
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.