Екатерина (catys)
Екатерина Пользователь — была сегодня 14:21

Это город минаретов! Начало

1 октября 2015 г. 13:14 Стамбул — Турция Сентябрь 2015
102 53

Мечетей в Стамбуле — больше трех тысяч. Подсчитать точное их количество — занятие, в принципе, сродни сизифову труду, потому что Стамбул растет колоссальными темпами и постоянно вместе с новыми жилыми районами в строй вводятся и новые мечети. Это обязательно — несмотря на то, что сегодняшняя Турция вполне светское государство, религиозная составляющая в жизни народа очень велика. И если раньше в каждом квартале-махалле обязательно была своя мечеть, сейчас это соблюдается уже не так строго, особенно в новых районах — но общее правило, что азан, призыв на молитву, должен быть слышен в любом месте, где бы человек ни находился, все равно выдерживается. И пять раз в день этот шумный многомиллионный гигант на несколько секунд замирает, повинуясь настойчивому призыву муэдзина, плывущему над городом с каждого из нескольких тысяч взметнувшихся в небо минаретов.

По стамбульским мечетям можно изучать историю города. Точнее — по ним лучше всего изучать историю города. К сожалению, исторической застройки в Стамбуле практически не осталось. Если не считать имперских дворцов — небольшое количество исторических особняков-ялы сохранилось на Босфоре, плюс застроенная в европейском духе Истикляль — и, пожалуй, все… Объяснить это, наверное, отчасти можно тем, что османы строили в основном из дерева — мусульмане не слишком-то заботились о том, чтоб их дом пережил их, это же всего лишь временное пристанище бренного тела… А вот дома Бога строились с размахом и, разумеется, из камня. Пример в строительстве мечетей имени себя (в исламе нет святых, поэтому посвящения у мечетей нет, мечеть — это постройка не кому-то, а имени кого-то) подавали султаны и их ближайшие родственники — жены, дети, матери. Им вторили великие визири, аги, паши, бейлербеи — все, у кого хватало на это денег. И сегодня эти монументальные серые громадины, разрывающие монотонный городской пейзаж ниспадающими гирляндами своих куполов и устремленными в небо острыми иглами минаретов — единственные свидетели давно ушедших дней. А еще они — прекрасные рассказчики, если вы конечно захотите услышать то, что они могут вам рассказать, и не верьте тем, кто будет говорить вам, что все мечети — на одно лицо… Возможно, внешне — да, потому что пристрастие османов идеально-классическому образу, позаимствованному ими у одного из самых потрясающих сооружений всех времен и народов — храма Святой Софии — было необыкновенно сильным, но внутри внимательный наблюдатель не найдет ни одной похожей.

Я часто задумываюсь над тем, приходит ли в голову людям, которые затевают идеологические войны и развязывают крестовые походы, сколько на самом деле общего в двух крупнейших мировых религиях — христианстве и исламе. Вероятно, да. Они это знают, и знают очень хорошо, но позволить этой мысли укорениться в сознании простого обывателя не могут никак — потому что мир во всем мире абсолютно невыгоден никому. Любая сегрегация — процесс искусственный, но человечество почему-то нацелено на разрушение, и ему намного больше нравится противопоставлять, чем сравнивать. И Стамбул в этом отношении — очень показательное место. В массовом сознании намертво укоренилась привычка разделять на «до» и «после», где роковым рубежом служит 1453 год — год завоевания Константинополя османами. Мировое историческое сообщество разделилось на два лагеря — одни старательно игнорируют Византию и ее вклад в мировой исторический процесс, другие устраивают «плач Ярославны» по трагически погибшей чудо-Византии. Истина, как водится, лежит где-то посередине, и если абстрагироваться от официальной историографии и старательно насаждаемой идеологии — то начинают открываться удивительные вещи. Турки-османы, захватившие Константинополь в 1453 году, были очень молодым и энергичным этносом, который не столько насаждал что-то на завоеванных землях, сколько учился у покоренных им народов. Если, конечно, было чему поучиться — а у Византии было чему поучиться. И они учились, и очень активно — многие византийские традиции, особенно в части придворного церемониала и традиций, законодательства и даже организации регулярной армии (прообраз знаменитого войска янычар был заимствован османами точно там же) были восприняты ими у Византии. Сегодня существует даже группа исследователей, которые считают Османскую империю практически преемницей Византии — как бы дико на первый взгляд это ни звучало. Множество точек пересечения между исламом и христианством — это, конечно, не заслуга османов, просто так сложилось в ходе естественного исторического процесса взаимопроникновения культур — но то, что миллионы жителей Османской империи приходили поговорить с богом к сотням и тысячам реинкарнаций главного храма христианской Византии, как мне кажется, уже очень и очень символично само по себе. Дальнейшие размышления на эту тему я оставлю для той части моего повествования, которая будет посвящена Айя Софии, а сейчас мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми из ее последовательниц — и пускай каждая из них расскажет вам свою историю.

12

Ортакей джами, или история упадка. Прошлую прогулку по набережным Босфора мы закончили в Ортакёе — давайте тогда оттуда же и двинемся дальше, и начнем с чудесной мечети Ортакёй. Вообще у нее есть официальное имя: Бюйюк Меджидие джами, большая мечеть Меджидие — по имени султана Абдул Меджида, который в 1853 году простроил на берегу Босфора это белоснежное чудо. Султан Абдул Меджид был не первым, кому приглянулось это восхитительное местечко — еще в 1721 году зять всесильного Великого визиря султана Ахмеда III Невшехирли Ибрагим паши Махмуд ага соорудил тут мечеть. Эта мечеть просуществовала совсем недолго — она была разрушена уже в 1730 году во время восстания Патрона Халиля, которое привело к свержению султана Ахмеда и его Великого визиря Ибрагим паши.

10
12
12
9

И внешнее, и внутреннее убранство мечети очень необычно — снаружи обращает на себя внимание причудливая каменная резьба, из-за чего мечеть часто сравнивают со шкатулкой из слоновой кости, а внутри поражает воображение залитое солнечным светом пространство, эффект воздушности которого подчеркивают огромные окна, из которых открывается изумительный вид на бирюзовую гладь Босфора. Неудивительно, что новая мечеть так полюбилась султанам, что они предпочитали приплывать сюда на молитву даже из своих загородных особняков — Бейлербеи и Кючуксу.

6
8
5

Однажды мне пришлось оказаться в Ортакёе зимним вечером, когда темнеет рано, и мечеть еще была открыта для посетителей. И эта яркая дневная красавица предстала в совершенно необычном для себя, приглушенном ночном убранстве. Никаких переливов света, буйства красок, лукаво заигрывающего сквозь огромные окна Босфора… только полутени, полутона и приглушенное мерцание света в хрустале люстры… Признаться, после этого я полюбила захаживать в мечети после захода солнца.

6
7
2
15

Но, а причем же тут история упадка, наконец спросите вы? А потому, что череда прелестных творений османского барокко по берегам Босфора — дворцы Долмабахче, Чираган, Бейлербеи, Кючуксу и мечеть Ортакёй — это был пир во время чумы и своеобразная лебединая песня Османской империи. Казна была пуста, причем пуста настолько, что империя, все предшествующие годы своего существования являвшаяся единственным государством без внешнего долга, была вынуждена начать занимать деньги у европейских держав, что привело в конечном итоге к банкротству, спровоцировав цепь дальнейших событий, закончившихся появлением Турецкой республики в 1923 году.

16

Ени джами, или история женщин-султанов. Следующая на нашем пути мечеть находится довольно далеко от Ортакёя — на шумной и многолюдной площади Эминёню, рядом с популярной паромной переправой и Египетским рынком.

11
11

Ени джами — Новая мечеть — на самом деле, конечно, не такая уж и новая, как может показаться — строительство ее началось еще 1597 в году. Закончилось, правда, значительно позже — аж в 1663 году. Мечеть эта связана с именами двух женщин — ярких представительниц эпохи «женского султаната» Сафийе султан и Турхан султан. Хотя нет, не так — с Сафийе султан эпоха правления женщин началась, а на Турхан султан она закончилась. Основу этого своеобразного османского феминизма заложила, конечно же, Хюррем султан. Но степень ее вляния в делах политических была сильно ограничена личностью ее супруга — султана Сулеймана. К сожалению, после его смерти Османская империя больше не получила возможности увидеть на своем престоле кого-нибудь столь же достойного, султаны были — один краше другого, и немалый вклад в это внесли султанские женщины — жены и матери — рвущиеся к власти. Сафийе султан была наложницей внука Сулеймана Мурада III и матерью султана Мехмеда III, при которых играла роль первой скрипки. Мать Мехмеда IV Турхан султан пробыла валиде 35 лет, но наверное можно сказать, что она своими же руками положила конец не только своей власти, но и «женскому султанату» вообще — поспособствовав назначению на пост Великого визиря в 1656 году Мехмеда Кёпрюлю. С этого момента принято говорить об окончании «эпохи женского султаната» и начале «эпохи Кёпрюлю».

12
5
13

Что характерно — обе султанши были совсем не турецкого происхождения — Сафийе султан была венецианкой и имя ее было София Баффо, а Турхан султан — украинкой по имени Надя. Впрочем, ситуация для мегакосмополитичной Османской империи более чем нормальная — да о чем говорить, если даже большая часть Великих визирей империи не имела турецких корней. Турхан султан, кстати, нашла свой последний приют именно в этой мечети — тут находится ее тюрбе (гробница).

5

Ени джами, несмотря на то, что внешне не производит какого-то особенного впечатления, внутри очень хороша: поднявшись на высокий пандус, вы попадете во внутренний двор с роскошным резным фонтаном для ритуальных омовений

12
11

К сожалению, фонтан не функционирует, и верующим приходится пользоваться кранами, вмонтированными во внешнюю стену, выходящую к рынкам.

8

Мечеть очень богато декорирована — стены облицованы великолепной изникской керамикой, но к сожалению освещение внутри явно недостаточное для того, чтоб можно было по достоинству оценить изразцы.

6
9

И в эту мечеть я тоже специально наведалась вечером — и она мне понравилась еще больше, чем днем! Необыкновенные ощущения — таинственное мерцание светильников, отражающееся от лакированных изразцов и словно тонущее в мягком бархате ковра, тишина и удивительное чувство сопричастности…. Вечером в мечетях уже практически не встретишь туристов — это время для своих.

11
5
6
10

Рустем паша джами, или история изразцов. Рядом с площадью Эминёню есть еще одна очень интересная мечеть — мечеть Рустема паши. Личность Рустема паши хорошо известна всем, кто смотрел сериал «Великолепный век» — и изображен он там далеко не самым приятным типом. Хотя если верить историкам — то это был далеко не самый плохой Великий визирь, и уж точно не такой подлец. Рустем паша навел порядок в денежных делах Османской империи и значительно пополнил государственную казну, а иностранные послы и дипломаты отмечали его острый ум, проницательность и беззаветную преданность султану. Также паша был меценатом и активно жертвовал деньги в различные вакфы (социальные благотворительные фонды). Одним из результатов его деятельности и стала небольшая мечеть неподалеку от Египетского рынка. Несмотря на то, что мечеть хорошо запрятана в переулках, найти нее несложно — нужно обойти Египетский рынок справа и, пройдя вдоль него, свернуть в первый переулок, ведущий направо. Посматривайте на небо — когда увидите справа от себя минарет, тут же ищите неприметную дверь с лестницей наверх. Это и есть вход в мечеть. Хотя есть и еще один маршрут — от Ени джами идите резко вправо, через площадь, на которой останавливаются автобусы, мимо невысокого краснокирпичного здания хана — в конце него будет еще одна лестница к мечети.

18

Место для строительства своей мечети Рустем паша в соавторстве с великим архитектором Османской империи Синаном выбрал тоже не случайно — район за площадью Эминёню называется районом чарши — рынков, и с раннего утра до позднего вечера тут самый настоящий Содом и Гоморра. Мечеть находится в центре всего этого столпотворения, как бы напоминая вечно куда-то бегущим людишкам, что должно быть время, чтоб остановиться и подумать о вечном.

10
5
5

Мечеть Рустем паши — это самая настоящая галерея изникских изразцов, буйство ярко-голубого цвета и хоровод манерно изогнутых османских тюльпанов. Ислам не разрешает помещать в местах поклонения Богу изображения живых существ — поэтому мусульмане довели искусство арабесок и цветочно-лиственных орнаментов до абсолютного совершенства. А традиция росписи керамики, возникшая в Изнике и Кютахье и соединившая воедино традиционные исламские мотивы с приемами, подсмотренными ими у китайских мастеров, породила совершенно новое чудесное направление, которое мы сегодня знаем как изникская керамика. Начавшись с монохромной росписи кобальтом, впоследствии она включает и ярко-бирюзовый цвет, оттенки сиреневого и зеленого, позже всего в палитре появляется густо-красный цвет.

6

С историей строительства Рустем паша джами не связано никаких скандальных историй как например с известной «голубой» мечетью Султанахмет, заказ на плитку для которой окончательно добил индустрию производства керамики в Изнике. Наверное, поэтому сюда и не стоят очереди из туристов, как в Султанахмет, и очень зря. В Стамбуле много мечетей, облицованных этими чудесными изразцами — но только в мечети Рустема паши все так близко, что можно практически прижаться носом к стене и рассмотреть каждый штрих, каждый мазок кисточки мастера, каждую трещинку на старинном лаке. И конечно же не последнюю роль играет отличное освещение. Одним словом, эта «изразцовая» мечеть производит самое сильное впечатление.

8
7

Дабы не утомлять слишком уважаемого читателя — на этом первую часть повествования о стамбульских мечетях позвольте закончить:) Но продолжение следует!

Бронирование отелей
в Стамбуле

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

onegina17
+3
1 октября 2015 г. 13:06
Людям почему-то нравится все делить - религии, народы, земли, сферы влияния. В склоках и войнах находят какое-то болезненное удовольствие. Наша планета, наверное, самый неудачный экперимент по засеиванию и выращиванию доброго и разумного. И красивые уголки планеты все чаще и чаще приводят к таким размышлениям...
catys
+3
1 октября 2015 г. 13:40
Мы - цивилизация войны... видимо, таков геном человека - все разрушать. Доброе и вечное, скорее всего, проявляется как некий протест на всеобщую агрессию, и слава богу, что он все-таки существует.... иначе человечество давным-давно бы себя истребило окончательно )
sovikont
+1
1 октября 2015 г. 13:16
Ах!!!!! Здорово ,Катя! Тоже как-то писала об этом чуде Стамбула! сколько там красоты и не думаешь какой ты веры и нравится что можно везде зайти и тебя принимают с теплом ,главное уважать традиции!
catys
+1
1 октября 2015 г. 13:44
Спасибо Сонечка! А как же, помно-помню! Действительно, без них невозможно представить Стамбул... без этой красоты и возвышенной гармонии )
sovikont
+1
1 октября 2015 г. 14:45
душа Стамбула
catys
1 октября 2015 г. 14:48
dualia1
+1
1 октября 2015 г. 13:54
Архитектура и внутреннее убранство - всё по-восточному роскошно!
catys
+1
1 октября 2015 г. 14:48
Но главное - совершенно не крикливо и очень гармонично.... )
Anna_08
+1
1 октября 2015 г. 15:38
Удивительно красивые сооружения! Все разные, и каждая мечеть хороша по-своему! Катя, как только соберусь в Стамбул, за консультациями - к Вам! Жду продолжения!
catys
+1
1 октября 2015 г. 15:48
Anna_08 писала 1 октября 2015 г. 15:38
Катя, как только соберусь в Стамбул, за консультациями - к Вам!
всегда с удовольствием! Надеюсь, что это случится поскорее - без такого города, как Стамбул, картина мира какая-то неполная, ей-богу
Anna_08
+1
1 октября 2015 г. 15:50
Может в следующем году, начнем хотя бы с длинного трансфера
catys
+1
1 октября 2015 г. 16:14
Что-нибудь - это лучше, чем ничего!
Anna_08
+1
1 октября 2015 г. 16:16
Из Екатеринбурга самый простой вариант, часто перелеты в Европу предлагают через Стамбул.
catys
1 октября 2015 г. 16:21
Ой, так Вам же сам Бог велел наконец поближе познакомиться с этим городом!
vibas
+1
1 октября 2015 г. 16:55
Катя, спасибо, что продолжаешь готовить нас к встрече со Стамбулом!!!
Конечно, культуры и религии тесно взаимопроникают друг в друга! Особенно в случае Стамбула-Константинополя! Но я и не думал, что действительно стамбульские мечети - "реинкарнации" Айя-Софии!
Ортакёй-джами, правда, на Софию не очень похожа, но зато похожа на готический собор)))
А изразцы в Рустема-Паши надо обязательно в деталях рассмотреть! Я помню, в каком восторге мы были в Альгамбре от мусульманских узоров!
Спасибо за истории! И еще обязательно позаходим в мечети вечером!
P.S. Читаю сейчас по твоей наводке Орхана Памука.
catys
1 октября 2015 г. 17:06
vibas писал 1 октября 2015 г. 16:55
Но я и не думал, что действительно стамбульские мечети - "реинкарнации" Айя-Софии!
а оно так и есть Да ты скоро сам сможешь в этом убедиться! )) И в Ортакёй джами тоже есть отголоски, хотя конечно меньше и чисто по структуре ))
vibas писал 1 октября 2015 г. 16:55
И еще обязательно позаходим в мечети вечером!
дааааа! Тем более что у вас для этого будут все возможности, длинные зимние вечера тоже ж надо чем-то занять
И как тебе Памук?
vibas
+1
1 октября 2015 г. 17:31
Памук очень нравится! Причем не только для лучшего понимания Стамбула с его историей (хотя больше теперь понимаю, насколько глубоко была горечь от падения империи), но и просто получаю наслаждение от того, как вдохновенно и поэтично описан город!
catys
+1
1 октября 2015 г. 20:03
Оооо, чудесно! Тогда, думаю, у тебя возникнет желание прочитать его еще раз... после знакомства с городом )
vibas
2 октября 2015 г. 9:02
Очень на это надеюсь!
vibas
+1
2 октября 2015 г. 9:04
И, кстати, Катя, вот об этом:
К сожалению, исторической застройки в Стамбуле практически не осталось
, прошерстив множество фото в интернете, я пришел к выводу, что если она и осталась, то как раз в Султанахмете, разве нет?)))
Сейчас пару фото приложу. Заранее извини за "спам" в комментах к твоему рассказу))
vibas
2 октября 2015 г. 9:06
Автор: Marcus Zymmer
catys
+1
2 октября 2015 г. 9:40
Вить, это такая капля в море... по паре улиц с такими домиками есть и в Султанахмете, и в Бейоглу, и в Фатихе, и в Ускюдаре с Кадыкеем... Какие-то действительно старые, но и то в лучшем случае 18-19 века (как на первом фото, но таких абсолютное меньшинство), какие-то полностью восстановленные (как на втором фото)... Просто исторический центр Стамбула, к сожалению, ни в какое сравнение не идет с центрами Праги, Рима, Венеции.... там новострой на новострое )
vibas
+1
2 октября 2015 г. 10:17
Эх, жалко! Ну, ничего, будем их искать!))) И продолжать изучать Стамбул по мечетям! )
Кстати, первое и второе фото очень похоже на историческую часть северной Никосии. Особенно район Арабахмет. Можешь посмотреть: http://www.tourister.ru/responses/id_11311
catys
+1
2 октября 2015 г. 10:43
Посмотрю обязательно!
vibas писал 2 октября 2015 г. 10:17
очень похоже на историческую часть северной Никосии
это неудивительно - застраивали же те же османы )) На самом деле аналогичной застройки очень много сохранилось и в Греции, и на Балканах, а болгары так вообще взяли османскую архитектуру и объявили ее своей национальной... В Турции, чтоб увидеть традиционную историческую застройку, к сожалению нужно ехать в провинцию
vibas
+1
2 октября 2015 г. 10:45
catys писала 2 октября 2015 г. 10:43
это неудивительно - застраивали же те же османы ))
Ага! И живут там те же турки))
catys
+1
2 октября 2015 г. 10:54
vibas писал 2 октября 2015 г. 10:45
И живут там те же турки))
так де-факто это же турецкая территория ))
vibas
+1
2 октября 2015 г. 10:58
Да, частично признанная Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti. )
catys
+1
2 октября 2015 г. 11:01
очень частично
vibas
+1
2 октября 2015 г. 11:05
Признана Турцией и Абхазией! )
catys
2 октября 2015 г. 11:29
Маленькая, но гордая республика ))
vibas
2 октября 2015 г. 9:05
Автор: Mushin Ozcan
KostantinPavlov
+1
1 октября 2015 г. 17:44
Как всегда хороший материал. Жду продолжения!
catys
+1
1 октября 2015 г. 19:56
Спасибо, Константин! Продолжение на подходе! ))
Svet-lanka
+1
1 октября 2015 г. 18:20
Спасибо, что познакомили с мечетями! Было очень интересно и читать и смотреть! Внутреннее убранство поражает воображение, а какие люстры....Соглашусь, что в вечернее время даже интереснее смотрится, и по-особенному таинственно. Это прекрасные творения рук человеческих и чудесное историческое наследие. Стамбулу есть чем гордиться
catys
+1
1 октября 2015 г. 19:58
Спасибо! Вы правы, у Стамбула действительно масса поводов для гордости
marsada
+2
1 октября 2015 г. 18:25
Три раза начинала читать материал - и поняла, что надо это сделать тогда, когда вокруг даже ни одна муха не летает.
Да... О единстве мировых религий задумывалась не раз...
catys
+1
1 октября 2015 г. 19:58
Маш, спасибо что читаешь, и что погружаешься....
marsada писала 1 октября 2015 г. 18:25
О единстве мировых религий задумывалась не раз...
слава Богу, мы с тобой единомышленники....
elsarieva
+1
1 октября 2015 г. 20:15
Катя! Ты такая умница, и как никто другой очень профессионально, без игры в писателей, и снобов, проникновенно, убедительно, с философским подтекстом, раскрываешь красоту и самобытность любого города и достопримечательности. Я не слишком интересуюсь Стамбулом, пока он проходит мимо меня. Но, увидев, кто автор, не смогла удержаться, прочитала, посмотрела - все здорово и красиво. Я и не представляла, на сколько красивы мечети и их убранство.
catys
+1
1 октября 2015 г. 20:36
Спасибо Вам огромное за проявленный интерес - по себе знаю, как сложно иногда бывает заинтересовать себя местами, которые "проходят мимо"! Но кто знает, может быть и я внесу свою скромную лепту в то, чтобы Вам все-таки захотелось поближе познакомиться с этим действительно роскошным и величественным городом
elsarieva
+1
1 октября 2015 г. 20:44
catys писала 1 октября 2015 г. 20:36
Вам все-таки захотелось поближе познакомиться с этим действительно роскошным и величественным городом
Желания соизмеряю с возможностями, которые весьма скромны. Приходится выбирать. И я всегда выбираю Европу.
Но кто знает...
catys
+1
1 октября 2015 г. 20:47
elsarieva писала 1 октября 2015 г. 20:44
Но кто знает...
пути Господни....
ПС: Стамбул, кстати, весьма бюджетное направление Особенно в сравнении с нынешней Европой....
elsarieva
1 октября 2015 г. 21:09
catys писала 1 октября 2015 г. 20:47
Особенно в сравнении с нынешней Европой....
В Европе что-то сильно изменилось? Изменилась экономическая ситуация у нас в стране.
Мои знакомые из Турции, пляжной, только что вернулись и говорят, что отдых им обошелся дороже в два раза примерно по сравнению с предыдущими годами.
Я не против Стамбула, но пока у меня есть европейская мечта, ожидающая своей очереди на осуществление.
catys
+1
1 октября 2015 г. 21:18
elsarieva писала 1 октября 2015 г. 21:09
В Европе что-то сильно изменилось?
Нееет, в Европе конечно же ничего не изменилось.... изменилось только соотношение финансов ) Турецкая лира, конечно, тоже подросла, но не так критично, как евро-доллар... А пакетные туры считаются в долларах, вот и причина увеличения их стоимости. В целом же соотношение как было, так и осталось - суммы на ценниках в Турции примерно такие же, как в Европе, с той небольшой разницей, что они - в лирах
elsarieva писала 1 октября 2015 г. 21:09
у меня есть европейская мечта, ожидающая своей очереди на осуществление
за сбычу мечт! )))
elsarieva
+1
1 октября 2015 г. 21:30
catys писала 1 октября 2015 г. 21:18
Турецкая лира, конечно, тоже подросла, но не так критично, как евро-доллар..
Вот я, темная, не знала, что там лира в качестве валюты.
catys
1 октября 2015 г. 21:37
Kapuletta
+1
1 октября 2015 г. 21:59
КАтюша, днем на работе 3 раза принималась читать, и все время отвлекалась. Плюнула от досады , закрыла все и вот теперь еще раз насладилась... Пусть и непонятные мне названия, но как ты много работала! ты вычленила из миллионов букв - то, что действительно важно. Колоссальный труд! Стабмул на будущий год уже прочно занимает позиции в моих планах.... А что касается единства религий, то я уже давно в этом убедилась. Бог един, и все наши попытки систематизировать наши знания о мире, о человеке. о нравственности - все упирается в одно и то же.... Надо читать Евангелие и почитать... остально е- потеря времени... Такой мощный экскурс в мечети Стамбула - вызывает уважение к чуждой нам религии, но такое повествование заставляет уважать её... Я как-то давно смотрела интервью с чеченским президентом, и вдруг - призыв Муэдзина! Кадыров все быстренько остановил, прочел молитву - и спокойно продолжил.... Это тоже вызывает искреннее уважение....
catys
+1
1 октября 2015 г. 22:36
Kapuletta писал 1 октября 2015 г. 21:59
Бог един, и все наши попытки систематизировать наши знания о мире, о человеке. о нравственности - все упирается в одно и то же
и пусть хотя бы таким образом - но я тоже внесу свою частичку в дело всеобщей любви и мира во всем мире.
Kapuletta писал 1 октября 2015 г. 21:59
Кадыров все быстренько остановил, прочел молитву - и спокойно продолжил.... Это тоже вызывает искреннее уважение....
а по-другому и быть не может... Ты знаешь, меня, как человека с советским детством и вечнокризисной юностью, до сих пор искренне умиляет то, какое количество посетителей мечетей в Турции - молодые парни. И их совершенно не смущает то, что они бьют земные поклоны в окружении толпы туристов... ибо каждому - свое....
Kapuletta
+1
1 октября 2015 г. 22:42
catys писала 1 октября 2015 г. 22:36
И их совершенно не смущает то, что они бьют земные поклоны в окружении толпы туристов... ибо каждому - свое....
и за это им искренний респект... Катя, ты так серьезно "копаешь", я представляю, сколько это занимает времени... Но, согласись, ты это делаешь для себя и для полюбившегося города...
catys
+2
1 октября 2015 г. 22:49
Лен, я не умею по-другому... если я что-то делаю - я должна делать это с полной отдачей )) Такая вот дурная черта характера )) К тому же со Стамбулом меня очень многое связывает.... и я просто не могу относиться к нему как-то иначе )
Kapuletta
+2
1 октября 2015 г. 22:53
Это очень хоршая черта, Кать, очень!!!! Это уважение себя, в первую очередь....
catys
+1
2 октября 2015 г. 9:42
Себя, конечно, тоже ) Но и окружающих людей... Не могу же я тут людей, которых считаю своими единомышленниками, потчевать непойми чем
Kapuletta
2 октября 2015 г. 18:29
PVV
+1
PVV
2 октября 2015 г. 0:13
ему намного больше нравится противопоставлять, чем сравнивать

очень точно подмечено. Вместо сравнения и состязания,кто что лучше умеет и делает,мы все разрушаем.Только человек пытается разгадать загадки своего прошлого.Больше ни один животный вид
catys
2 октября 2015 г. 9:43
PVV писал 2 октября 2015 г. 0:13
Только человек пытается разгадать загадки своего прошлого
хорошо бы он это делал себе во благо...
teona
+1
2 октября 2015 г. 11:15
Готовый путеводитель! Если попаду в Стамбул, то выпечатаю обязательно! С интересом прочитала!
catys
2 октября 2015 г. 11:30
Спасибо! Пользуйтесь на здоровье! )
Borracho
+1
2 октября 2015 г. 14:41
Очень интересно! А то я в них забегал (кроме Ортакёй), но почитать - все откладывал. По всем 3000 надеюсь обзоры будут?))
catys
2 октября 2015 г. 14:59
Borracho писал 2 октября 2015 г. 14:41
По всем 3000 надеюсь обзоры будут?))
Нууууу.... жизнь длинная, в принципе, можно успеть
Спасибо!!!
Leolik
+1
2 октября 2015 г. 15:53
Эти восточные 3Д потолки что-то нереальное! Я ещё в Альгамбре похожие углядела! И изразцы!
Но в Стамбул пока не тянет. Чита-читаю, восхищаюсь-восхищаюсь. Но не тянет, хоть убейся!
catys
+1
2 октября 2015 г. 16:02
Leolik писала 2 октября 2015 г. 15:53
Но в Стамбул пока не тянет. Чита-читаю, восхищаюсь-восхищаюсь. Но не тянет, хоть убейся!
Ленок, не убивайся! Ты не одна такая... Стамбул вообще очень сложный и неоднозначный город, до него надо.... дорасти, дойти чтоли.
Leolik
+1
2 октября 2015 г. 16:04
catys писала 2 октября 2015 г. 16:02
до него надо.... дорасти

Я, Кать, уже скоро к низу расти буду!
Типа, когда по пластунски поползу, тогда и до Стамбула доползу!
catys
+1
2 октября 2015 г. 16:12
Leolik писала 2 октября 2015 г. 16:04
Я, Кать, уже скоро к низу расти буду!
это неправда и я в это не верю Человек ищущий и мыслящий - а ты, Леночка, такая! - всегда растет только вверх ) Так что кто знает... может быть и захочется когда-нибудь
Leolik
+1
2 октября 2015 г. 16:15
Катя после твоих слов,
catys писала 2 октября 2015 г. 16:12
мыслящий - а ты, Леночка, такая
Я и правда выпрямилась и даже подросла!
может быть и захочется
Это да, все может быть!
catys
+1
2 октября 2015 г. 16:39
Leolik писала 2 октября 2015 г. 16:15
Это да, все может быть!
borisnov
+1
3 октября 2015 г. 15:56
Материал прекрасный, фото изумительные. С превеликим интересом прочитал, спасибо, несмотря на совершенно противоположное мнение и о исламе, и о "преемственности ".
catys
3 октября 2015 г. 19:10
Спасибо! Разумеется, каждый волен соглашаться, или не соглашаться, и вообще иметь свое собственное мнение ) Истина - она всегда где-то посередине
evgeniaczech
+1
5 октября 2015 г. 0:31
Спасибо, Катя, что продолжаешь нас знакомить с этим удивительным городом!
catys
+1
5 октября 2015 г. 9:52
Женечка, на здоровье! Я рада, что Вам нравится!
Butyrskii
+1
5 октября 2015 г. 7:56
Красивая серия начинается
Интересно, что все мечети Стамбула выглядят схоже. По цвету особенно, все такое серое, но не грустное.
catys
+1
5 октября 2015 г. 9:54
И по цвету, и по форме Османы были жутко консервативной нацией, и один раз выбрав для себя образец - строго его придерживались ))
Butyrskii
+1
5 октября 2015 г. 10:00
Сегодня день мечетей у меня. От консерваторов к инновациям
catys
+1
5 октября 2015 г. 11:04
и это здорово! ))
ala
+1
5 октября 2015 г. 11:19
Катя!!! Где ты была раньше? До того, как мы поехали в Стамбул?! Твои стамбульские рассказы - прямо кладезь для туриста. Читаю и плачу, сколько всего пропустили. Впрочем, все равно за неделю везде не поспеть, слишком насыщен Стамбул для такого короткого времени.
мусульмане не слишком-то заботились о том, чтоб их дом пережил их, это же всего лишь временное пристанище бренного тела… А вот дома Бога строились с размахом и, разумеется, из камня.
Как и на древней Руси. Я старательно высматривала деревянные дома, почему-то Стамбул мне представлялся именно деревянным, причем не крашеный.
Продолжай, ну очень интересно.
catys
+1
5 октября 2015 г. 11:29
ala писала 5 октября 2015 г. 11:19
Катя!!! Где ты была раньше? До того, как мы поехали в Стамбул?!
так может вы еще разок соберетесь, а? Там же есть чего посмотреть
ala писала 5 октября 2015 г. 11:19
Стамбул мне представлялся именно деревянным, причем не крашеный.
точно, так и есть! Жаль только мало чего сохранилось.... Мне эти деревянные развалюшки тоже очень нравятся!
ala
+1
5 октября 2015 г. 11:44
Там же есть чего посмотреть
Не сомневаюсь и даже мечтаю еще об одном визите, особенно сейчас, когда занимаясь монтажом нашего стамбульского путешествия, снова погрузилась в его атмосферу, когда с такой живостью всплывают ощущения от Стамбула... Как знать, куда нас занесет в следующий раз?
catys
+1
5 октября 2015 г. 11:59
Вот и у меня он схожие эмоции вызывает... Вроде и нет ничего, а только глаз или ухо зацепит что-нибудь знакомое - все, такая ностальгия накрывает! )) Удивительный он все-таки....
violik
+1
5 октября 2015 г. 14:24
Хорошая работа, Катюша! Качественные фото! Тебе удалось и интерьеры хорошо снять!
А про религию......
Я уже давно для себя вывод сделал. Религию делает человек. И, похоже, хватает таких, кто просто напросто хочет СЕБЯ прославить.
И придумывают такие люди: Вы не так креститесь. Надо двумя перстами креститься, а не тремя. Надо слева направо креститься. И прочий бред нести.
Не удивлюсь, что в один прекрасный момент появится какой-нибудь "умник" с очень хорошо "подвешанным" языком и скажет, что креститься надо кулаком и от пупа....
Утрирую, конечно... Но что-то смотрю на то, что сейчас творится в мире (в плане религиозных дел), и что-то потихоньку начинает у меня всё это вызывать омерзение. Увы...
catys
5 октября 2015 г. 14:34
Спасибо Владимир!!!
Да уж, что там говорить, так оно и есть!
в один прекрасный момент появится какой-нибудь "умник" с очень хорошо "подвешанным" языком и скажет, что креститься надо кулаком и от пупа....
и ведь появляются постоянно! Как в первом веке нашей эры такими умниками были христиане - так же потом накидывались на всех остальных, и на несториан, и на мусульман, и на реформаторов... а уж сколько сейчас всяких сект развелось! Убеждаюсь только в одном - если народ хочет опиума, он его получит... И прав тот, кто горластей. Обидно только, что к рельной Вере вся эта возня имеет никакого отношения.
violik
+1
5 октября 2015 г. 14:41
именно. Ну и бог с ними. Пусть это будет на их совести.
А мы будем лучше любоваться творениями рук божьих и рук человеческих. И в том числе - сакральными объектами.
И надо сказать.... Они как правило Очень красивые
catys
+1
5 октября 2015 г. 15:05
Да! Религии можно сказать спасибо уже только за это... что человечество имеет возможность любоваться такими прекрасными вещами ))
Shefer
+1
6 октября 2015 г. 20:40
Захватывающее повествование и фотографии хороши, еще больше проникаешься. О Стамбул, как я хочу туда снова.
catys
6 октября 2015 г. 20:51
Спасибо! Желаю Вам обязательно еще увидеться с этим потрясающим городом! )
annaabrosimova
+1
12 октября 2015 г. 23:19
Катя, как же ты чудесно рассказала о мечетях! У меня еще свежи воспоминания об увиденном!!! Жаль, что не рискнула я вечером заглянуть в Ортакей джами. А Ени джами мне очень внутри понравилась. Там зелень изразцов напоминала мне о зелени тенистого сада, в котором так приятно укрыться от зноя. Рустем паша джами настолько хороша, что словами это трудно выразить. Там изразцы будто трехмерные. Она как волшебный ларец!
Люди почему-то ищут или придумывают себе всегда образ врага. Существует какая-то нелепая мысль, что борясь с кем-то ты созидаешь. В этом своем "созидании" они рушат прекрасное и уничтожают людей. Сколько раз это повторялось! Сколько раз мудрые объясняли, что это не правильный путь! Все без толку...
Я много лет назад читала Коран и могу сказать, что это мудрая книга.
Каждая религия говорит о добром и не призывает творить зло. Я не понимаю где и в чем представители разных конфессий находят то, что заставляет их враждовать друг с другом...
catys
+1
12 октября 2015 г. 23:43
Спасибо Анюта!!! Ты очень тонкий, мудрый, внимательный читатель... спасибо тебе за это!
Обязательно, обязательно - как будешь в Стамбуле - заходи вечером в мечети! Они становятся совсем другими... Словно обнажается сакральное пространство, днем занавешенное солнечными лучами, звуками, людьми... Все-таки темнота - необыкновенный мистификатор ))
Рустем паша джами хороша, но как же хороша Михримах султан джами!!! Все-таки вот что значит великий архитектор - он для мужа и жены создал две диаметрально противоположные мечети, причем для Михримах оставил все самое лучшее...
annaabrosimova писала 12 октября 2015 г. 23:19
Каждая религия говорит о добром и не призывает творить зло. Я не понимаю где и в чем представители разных конфессий находят то, что заставляет их враждовать друг с другом...
вот и меня это всегда несказанно удивляло... И ведь находят же!!! Правду говорят - каков человек, таков и мир вокруг него...
annaabrosimova
+1
13 октября 2015 г. 1:08
Кать, спасибо тебе за добрые слова! Обязательно, когда буду в Стамбуле, загляну в мечети вечером!
catys писала 12 октября 2015 г. 23:43
Все-таки темнота - необыкновенный мистификатор ))
я тоже так считаю. темнота все преображает и преподносит по-своему.
В мечети Михримах, я была только в той, которая на азиатской стороне. Она очень светлая и воздушная. Похожа на вальс! Говорят, что ее мечеть на европейской стороне еще красивее.
catys писала 12 октября 2015 г. 23:43
Правду говорят - каков человек, таков и мир вокруг него...
Обычно это так, но иногда бывает, что тот кто несет свет и добро - гибнет
catys
+1
13 октября 2015 г. 9:31
annaabrosimova писала 13 октября 2015 г. 1:08
Говорят, что ее мечеть на европейской стороне еще красивее.
так и есть!
annaabrosimova писала 13 октября 2015 г. 1:08
Обычно это так, но иногда бывает, что тот кто несет свет и добро - гибнет
Майя Плисецкая незадолго до своей смерти в одном интервью как-то сказала: "Нас всю жизнь учили, что хороших людей больше, чем плохих, и мы старались в это верить. Так вот знайте - плохих людей больше!"
annaabrosimova
+1
13 октября 2015 г. 12:38
Плохое всегда больше запоминается, а хорошее мы обычно принимаем как должное.
catys
+1
13 октября 2015 г. 14:08
NataliaC
+1
25 октября 2015 г. 14:07
Катюша, как все интересно, какой труд ты проделала, чтобы коснувшись разных тем, в том числе религиозно-исторических рассказать о мечетях, показать шикарные фото!!
Сафийе султан была венецианкой и имя ее было София Баффо, а Турхан султан — украинкой по имени Надя.
-вот и пожалуйста!! Жизнь во все века показывает, что жить надо в мире, хотя эти султанши вероятнее всего были плененными наложницами.
catys
+1
26 октября 2015 г. 0:58
Спасибо Наташенька!
Да, скорее всего так оно и было... Хотя путей попадания в гарем было множество, многие там оказывались совершенно добровольно ))
NataliaC
+1
26 октября 2015 г. 12:44
catys писала 26 октября 2015 г. 0:58
многие там оказывались совершенно добровольно ))
-удивительно как!!
catys
+1
26 октября 2015 г. 19:50
Да, может показаться удивительным, но для тех, кто рвался к лучшей жизни - это был очень хороший вариант, ведь там было и образование, и медицина, и денежное содержание и неплохие возможности для "карьерного роста" ))
NataliaC
+1
27 октября 2015 г. 13:08
catys писала 26 октября 2015 г. 19:50
неплохие возможности для "карьерного роста" ))
- кому как повезет!!
catys
27 октября 2015 г. 13:16
julykum
+1
27 января 9:16
Катюша, ну я просто в восторге! Какой рассказ! И о каких красавицах! Именно со Стамбула началась моя любовь к мечетям - этим архитектурным чудесам. И как скажите противиться их красоте, чудесной атмосфере благости, которая в них разлита?! Спасибо, моя дорогая!
catys
+1
27 января 20:05
И тебе спасибо, моя дорогая!!! За твои теплые и эмоциональные отзывы! Да да да, и моя любовь к исламской архитектуре началась именно в Турции! )
julykum писала 27 января 9:16
И как скажите противиться их красоте, чудесной атмосфере благости, которая в них разлита?!
а не надо противиться, надо наслаждаться!
aksiniam
+1
19 июня 14:20
Стамбул завоевал мое сердце с первого взгляда. И где бы я не была позже, он так и остается на первом месте, я верю, что скоро там все станет все спокойно и снова сможем не боясь летать в Турцию, и знаю, что я туда вернусь!
Спасибо за прекрасные фотографии!
catys
19 июня 15:46
aksiniam писала 19 июня 14:20
я верю, что скоро там все станет все спокойно и снова сможем не боясь летать в Турцию
какое огромное количество людей раз за разом повторяет эти слова! Я верю, что та добрая энергия, которую мы посылаем в космос, обязательно к нам вернется, и все мы еще не раз сможем посетить этот сказочный город!
Спасибо Вам за внимание!
Coshara
19 июня 16:53
Как же величественно и красиво! Тоже не оставляем мысли там побывать
catys
19 июня 21:22
Мысль более чем замечательная, дай Бог чтоб политические игры не мешали в ее осуществлении!
denis111
+1
19 июня 21:11
Интересный рассказ и фото отчет! Молодец!
catys
19 июня 21:22
Спасибо!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.