Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 12:41

Люцерн, Берн — Швейцария, Бон, Безансон, Дижон — Франция Сентябрь 2015

Неделя перед поездкой была адом. Причем адом не в переносном смысле, а самом что ни на есть прямом. Я не говорю о накопившейся за пол-года усталости и о том, что на последние 5–6 дней перед отпуском мы оставляем недоделанные за эти пол-года дела. Я говорю об обстоятельствах от нас независящих, а именно о погоде.

В понедельник 7 сентября на Израиль опустилась пыльная буря. Она подкралась, как «тать в ночи». Нет-нет, она не дула, она тихо-тихо мелкодисперстной пылью, тоньше, чем самый тонкий пепел, ложилась на все, заползая в дома, как ядовитый туман. Замерло все. Не было слышно птиц, свет утренних и вечерних фонарей напоминал сюрреалистичные картинки города после атомной бомбардировки или нашествия инопланетян. Не было ни намека на ветерок. Лишь солнце нещадно палило, не желая при этом показываться.

Ощущение от всего этого абсолютно соответствовало тому, как если бы вы находились в средненаполненном мешке от пылесоса, подогретом до 40 градусов.

Я молилась только о дожде, который бы мог смыть эту мерзость. И молитвы мои были услышаны! Но…не в Израиле, а во Франции!

Как объявил командир корабля: «В Париже 16 градусов и дождливо». Хорошо хоть по дороге из аэропорта Шарль де Голь до первой французской цели — Дижона нам, по сути, на улицу выходить было не надо.

Как добраться из Парижа в Дижон.

• Прилетев в терминал 2А, быстренько получите багаж и уверенной походкой идите по указателям RER на ее синюю ветку В, которая за 10 евро с носа за билет, купленный в автомате (автомат принимает только монеты, но можно купить и в кассе за купюры) довезет вас до Парижа, а именно до станции Сhatelet-les-Holles (Шателе-лез-Оль) приблизительно за 45 минут, где нужно пересесть на красную ветку RER A, и через одну остановку выйти на станции Гар де Лион (Лионский вокзал).
  • При пересадке с синей ветки RER В на красную, А на станции Chatelet-les-Halles не нужно никуда выходить с платформы, на которую вы приехали из Аэропорта. На противоположной стороне этого же перрона, как бы в обратную сторону, по типу Московского метро, идут поезда на Лионский вокзал. Выйдя из поезда на остановке Gare de Lion на улицу выходить не надо. Идете по указателям Gare. И через пару минут вуа-ля, вы на месте.
  • Билеты до Дижона на скоростной поезд я покупала по интернету. На двоих оба стоили 54.40. При распечатке действительны для предъявления контролеру, которые ходят исправно. Билеты дешевые. Заказывать надо сильно заранее, т. к. обычно цена в 2 раза выше даже по интернету.

Забавность такая произошла с нами в электричке из аэропорта. Пожилая тетечка приятной наружности вдруг встала со своего места, удобно разместилась в середине вагона и…начала петь. И какую бы вы думали песню она исполнила первой? А вот какую — «Дорожкой дальнею, да ночкой лунною…» только на французском языке разумеется. Я прям умилилась и денежку тетечке дала. Хоть обычно подобным альтруизмом не отличаюсь.

Бургундия.

Вы не представляете: какая это красота — Бургундия! Я ещё спою ей все свои самые лучшие песни, хотя может они и коряво получатся, но то, что они будут от чистой души и горячего сердца — это точно! Помахав ручкой возвышающейся над Парижем Сакре Кер, совершенно неожиданно, буквально за несколько минут, мы оказались среди лесов и полей. Ещё через какое-то время пошел дождь и проносящийся за окнами поезда пейзаж стал совершенно волшебным и сказочным. Помните картину Поленова «Старая мельница». Вот что-то такое.

Снято из окна поезда.

Зелень, все оттенки зеленого, не пятьдесят, не сто, а много-много больше их, этих оттенков. И еще…слово есть такое — «тучные». В смыле тучные поля, тучные пастбища, тучные коровы. Вот эти тучные коровы, местной бургундской породы — шароле, белые, гладкие, тучные короче, паслись на тучных полях цвета сотен оттенков зеленого, преломляющегося в голубоватых струях дождя. Волшебство!

Французская сказка и швейцарские заметки на полях

Дижон и "Дижонская область".

Вся Французская часть прошла под этим девизом — волшебство! Уже то, что в Дижоне мы жили в гостинице под названием «Красная Шапочка», говорит о нарисовавшейся картине — Шарль Перро да и только.

Французская сказка и швейцарские заметки на полях

Дижон встретил нас дождем и им же и проводил. Иногда, правда, выглядывало бесстыдно яркое солнце,

Площадь Франсуа-Руд с фонтаном в виде бронзовой фигурки сборщика винограда и неизменным атрибутом всех небольших французских городов-каруселью.

которое за пол-часа, снова становилось скромницей, пряталось в тучки, заливавшие все и вся, и нас в том числе, крупным, очень мокрым дождем. И так все пять дней и пять ночей, что мы в Дижоне квартировали.

Фахверковый дом XV века, принадлежащий  купцу Гийому Мильеру. Сейчас там магазин горчицы и ресторан.Там снимали сцены французского кинофильма «Сирано-де-Бержерак» с участием ныне россиянина Жерара Депардье.
Фахверковый дом XV века, принадлежащий купцу Гийому Мильеру. Сейчас там магазин горчицы и ресторан.Там снимали сцены французского кинофильма «Сирано-де-Бержерак» с участием ныне россиянина Жерара Депардье.

В Дижоне меня поразила естественность. Никакой натуги, попытки дотянуться или допрыгнуть до крупных французских городов. Тихая, с достоинством несомая провинциальность. Хоть он и столица. Бургундии столица.

Французская сказка и швейцарские заметки на полях

Там свои бутики, свои рестораны и, конечно, свое вино — знаменитое Бургундское, которые мы и отправились дегустировать в рамках экскурсии от фирмы «Authentica Tours» (адрес).

Мы безлошадные, а быть в Бургундии и не попробовать местных вин — большое упущение. А «Аутентика тур» предлагает очень адекватные цены, особенно если их сравнивать с ценами русскоязычных гидов. Микроавтобусы новые, гиды приятные и вежливые, все экскурсии и дегустации включены в стоимость, группы маленькие. Правда говорят на английском.

Виноградники Бургундии в районе Жевре-Шамбертен.

Еще, в рамках первой экскурсии, мы побывали в замке Кло де Вужо.

Замок Кло де Вужо.

Но главное — налюбовались на это дивное сочетание зеленого с лиловым. Надышались упоительным воздухом, который можно закатывать в баночки, а потом в жарко-душной израильской действительности открывать и дышать, дышать, дышать!

Виноградники Бургундии.

Конечно, обо всем я расскажу подробно. И покажу, как смогу.

Самостоятельно мы съездили в Бон — маленький, совершенно игрушечный, прелестный, очаровательный городок, расположенный от Дижона на расстоянии чуть больше 20 км. и меньше получаса езды!

Французская сказка и швейцарские заметки на полях

Посмотрите на главную бонскую достопримечательности — отель Дье, бывшего богадельней на протяжении шести веков. Больница там существовала до середины прошлого ХХ века! А крыши, эти медовые крыши! Впервые я их увидела во французском журнале «Art & Decoration» за сентябрь 2007 года. Не прошло и 8-ми лет и я здесь. Мне эти крыши иногда снились. Но то что я их когда-нибудь увижу, я и не мечтала!

Одна из важнейших достопримечательностей Бона — Отель Дьё (Hotel-Dieu) XV век.

От «Аутентика тур» мы съездили еще на одну экскурсию, называемую «Эмоции». Эмоций там было хоть отбавляй! Может я просто помешана на средневековье, или в детстве рыцарских романов не начиталась, но я тащусь от всего этого. Замки, крепости, готические церкви, витражи, старые замшелые стены. И все это я нашла в Бургундии. Где почти за каждым поворотом или мельница заросшая, или замок, или старинный дом, или деревушка живописная. Такая, как например, Флавиньи-сюр-Озрен, где снимали"Шоколад». Я это кино очень люблю. А вы?

Я, когда увидела фотографии аббатства де Фонтене, пришла в экстаз. А уж когда наяву-то. У меня внутри даже что-то завибрировало. Я до сих пор не могу описать это чувство. Ну, может когда соберусь о нем написать, приведу чувства в порядок.

И ещё мы заехали в маленький городок — Семюр-ан-Осуа, которого нет даже в базе Туристера. Он моя главная боль и печаль в этой поездке.

Семюр-ан-Осуа.

Безансон.

Когда переезжаешь их Бургундии во Франш-Конте, столицей которого Безансон и является, замечаешь, как меняется пейзаж. Он становится суровее что-ли. Больше хвойных лесов, от виноградников не остается и следа. На их место приходят поля с кукурузой, злаковыми. Коровки меняют шкурку с белой на привычную нам бурую с пятнами. И даже сельские домики меняют свою архитектуру.

Безансон… Город, в который я готова вернуться прям сейчас. И даже не из-за его красот, которые открываются как на ладони с высоты цитадели, построенной плодовитым Вобаном и заслуживают и внимания,

Безансон с высоты стен Цитадели и река Ду, описывающая петлю вокруг города.

и изучения, и рассматривания.

А из-за места, в котором мы жили. Вы жили когда-нибудь в старинном французском доме с современными удобствами? Я нет. До Безансона нет. А теперь вот пожила. И это было незабываемо.

Residence Charles Quint, о котором я напишу, хоть о гостиницах никогда ранее не писала, сделала наш визит в Безансоне незабываемым. А какие фотосессии там во дворе можно устраивать.

Во дворике отеля Residence Charles Quint.

А какие там люди в е ж л и в ы е!!! А какие нежные голоса у девочек на ресепшен. Щебечут, как трепетные лазоревые птички. А как французы из глубинки смущаются, что не достаточно хорошо говорят по-английски. Милые-милые люди!

Что-то эпитеты у меня все в превосходной степени: волшебно, незабываемо, сказочно. Не восторженный я человек, но тут никак по другому нельзя. Не выходит по другому.

Зато про Швейцарию будет гораздо скромнее и суше. Что в конечном счете оказалось к лучшему.

Добро пожаловать в Швейцарию!

Изначально в Швейцарию я ехать не собиралась. Хотела неспешно провести 5 дней в пасторальном Безансоне, гуляя по окрестностям. А съездить там есть куда. Напрмер: в небольшой городок Доле, который был раньше столицей Франш Конте, или на родину Курбе в поселок Орнан.

Но улетали мы из Цюриха (не люблю я почему-то аэропорт Шарля нашего-Де Голя), да и из Безансона до швейцарского Берна 200 км. с небольшим, гораздо ближе, чем до Парижа. Но как говорится, дальняя дорожка не самая долгая, а близкий путь не самый короткий. Так оказалось и у нас. На региональных электричках до Берна надо было добираться 3 с половиной часа в двумя пересадками (Besancon Moullener — La Chaux de Fonds, La Chaux de Fonds — Neuchatel, Neuchatel — Bern). Хотелось комфорта, а не скакания по перронам с тяжелыми чемоданами (обходиться минимумом вещей мы ещё не научились, да и магазины во Франции очень хороши!). И я решила заказать трансфер.

Как добраться из Безансона в Берн, или грабеж на большой дороге!

• Подключила Наташеньку (Natali__happy), она как раз с мужем была во Франции и они по моей просьбе названивали в наш безансонский отель — почем у них такси (спасибо тебе, дорогая моя, и мужу твоему большое). Не с первго звонка, Наташа выяснила, что такси будет стоить 300 евро. Но до этого у меня были переговоры с русскоязычными гидами, как из Франции, так и из Швейцарии о вопросе цены за эту услугу. Французский гид отказался сразу, а швейцарские запросили: одна 460 франков, а вторая 500 швейцарских франков. Я, если честно, не хочу говорить, как оценивать данные суммы. Хочу сказать только, что Швейцария страна не дешевая, но и не настолько дорогая, чтобы запрашивать такую цену.
  • В итоге я заказала эти пресловуты билеты на региональные электрички. Цена вопроса была 96 евро с копейками на двоих. И мы очень мило прокатились по всему Франш Конте до границы Швейцарии в Невшателе, а потом и до Берна доехали. Распечатка, полученная дома на региональные билеты, для предъявления контролерам не действительна (хотя эта дорога была единственной, где у нас ни в одном из 3-х поездов, не проверили билеты). Её надо предъявить в кассе ж-д вокзала (мы это сделали в Безансоне) вместе с кредитной карточкой, по которой вы его оплачивали в Интернете. В кассе вам выдадут обычные билеты, которые надо валидировать в желтом ящичке на станции.
  • В нашем случае все 3 билета на 3 разных участка пути надо пробить на первой станции в Безансоне, т.к на пересадке на первой станции у вас не будет для этого времени, на швейцарской стороне валидаторов нет, или если они есть, то к французским билетам не подходят.

Дорога из Невшателя в Берн. Типичный швейцарский пейзаж. Снято из окна поезда.

В Берн мы прибыли на центральный вокзал (конечная), но черт попутал и вышли мы не в город, а к университету. Хотели уже вернуться обратно и выйти, как положено, но дочь узрела такси и мы в него загрузились. Как сказала Лизавета:«Большего „антизахена“ (так кричат у нас ещё иногда встречаемые старьевщики:„Антизахен, антизахен“. „Антизахен“-старье на идиш) я в жизни не встречала». Потнючий водила на убитой, уже даже не помню какой марки, машине, с задним сидением, застеленным байковым одеялком с кошечками, прожженном в одном месте сигаретой, довез нас за 4 минуты и 23 франка до нашего отеля «Alpenblik», который не смотря на свое блестючее название был самым безликим из трех, в которых мы жили в этом путешествии. Особенно после безанонского он выглядел очень бледно, а стоил 220 франков ночь со средним завтраком (для сравнения 110 евро в Безансоне, но без завтрака, но с кухней).

Берн встреил нас солнцем, жужжанием шмелей в шалфее, буйно растущем в уличных вазонах

и открыточными видами.

«Какой фотогеничный городи, как мне не захочется из него уезжать!» подумалось мне. Но опять же эти «поспешные обеты, смешные может быть всевидящей судьбе», которая повеселилась над нами всласть в последний дождливый день нашего путешествия.

Люцерн, планируемый мной на последний, третий день путешествия по Швейцарии, заменил прогулку по Тунскому озеру на кораблике, планируемую на второй день, т. к. плавать в предгрозовую погоду по озерам и разглядывать красоты, окутанные туманом и дождем, в мои планы не входило.

Город нам понравился. Красивый, изящный. Только китайцев там полно. Их туда автобусами завозят в часовые магазины, в которых все продавцы, кроме одного — китайцы.

Теперь о том, как перемещаться по Швейцарии на общественном транспорте. Если вы намереваетесь много ездить, то ОБЯЗАТЕЛЬНО покупайте Swiss Pass. Он облегчит вам жизнь и убережет кошелек от ненужных, поверьте, очень существенных трат на швейцарский транспорт. Я хотела его купить, учитывая планируему поездку по Тунскому озеру, но поскольку этим планам не суждено было сбыться, купила одноразовые билеты из Берна до Люцерна и на следующий день до Цюрихского аэропорта. Так вот, эти билеты мне обошлись в 262 франка на двоих. Так что сделайте выводы. И это ещё мы не платили за городской Бернский транспорт, т. к. в гостинице нам выдали проездные на него. Swiss Pass очень гибок: есть на несколько дней подряд, есть на несколько дней выборочно, есть региональные, так что не упустите своей выгоды.

За всю поездку у нас было 3 негативных момента разной степени неприятности:

• Первый, когда дядька в поезде Дижон-Безансон на вопрос, можно ли сесть рядом с ним, т. к. на кресле лежал его рюкзак, оветил, что здесь сидит его жена, которой в действительности не было. Причем дядька этот читал рассказы Чехова Антон Палыча. Это к слову о том, что начитанность — не признак интеллегентности.
  • Второй — в Безансоне, в ресторанчике, когда мы присели выпить вина после ужина, а официантка с возмущение сказала: «Мадам, это ресторан. Тут надо ещё и поесть»! Мы над этим «мадам» ржали с Лизкой дня два.
  • Третий, когда в ресторане в Берне, в последний день нас хотели обсчитать. Хотя, возможно, это просто было недопонимание. Но все-равно не приятно. Хотя уезжать из-за этого было ещё легче. Так что «нет худа без добра»!

Цюрихский аэропорт огромный, чистый, классный. Регистрация через автоматы. Полторы минуты и ты уже с пасадочными и лентами для багажа. В одном чемодане у нас был перевес (надо не больше 23 кг., а у нас было 25,4 кг, но нас пропустили). Дьюти фри там отличные, причем дешевле, чем магазины в Берне, и на приличную сумму.

Но обо всем по порядку.

А сейчас выполненная просьбы Леночки — Kapuletta.

Нашла я таки тушку швейцарскую, которую захотелось облобызать!