Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 7:24

Омск — Россия Август 2015

В начале августа я поехала посмотреть Новосибирск и, заодно, на обратном пути — Омск, который приблизительно на полпути между Новосибирском и Екатеринбургом. Гостиница на одну ночь была заказана, отмечены все необходимые достопримечательности на карте в maps.me, билет на обратный путь куплен на вечер второго дня, чтобы для осмотра города было два полных дня.

Скажу сразу — город мне не понравился, мало того — к вечеру первого дня, когда я вернулась в гостиницу, у меня появилось непреодолимое желание уехать, чего никогда не случалось! В результате я сдала билет на вечер и купила на дневной поезд. Утром досмотрела, что планировала увидеть, и с облегчением уехала.

Я люблю города, в любом стараюсь найти хорошее. В Омск также ехала с хорошим настроением, погода, в отличие от Новосибирска, была замечательной. Но… любовь не случилась. И пусть простят меня те, кто любит этот город! Это всего лишь мое впечатление. В Омске есть, что посмотреть, я многое увидела и постараюсь показать.

Поезд в Омск пришел около 7 утра, светило яркое солнце. Вокзал в Омске красивый, как снаружи, так и внутри, его не так давно реконструировали. Покрашен в те же цвета, что и в Новосибирске, видимо цвет традиционный для Западно-Сибирской железной дороги. Первый вокзал на этом месте был построен в 1896 году, после того, как пустили мост через Иртыш, и открыто постоянное движение через Омск.

Омск. Не сложилось...

Пригородный вокзал построен недавно, в 2004 году. Рядом с ним в 2007 году установлен памятник в честь 170-летия железных дорог России и 110-летия Транссибирской магистрали. Памятник повторяет очертания контура Омской области, а рядом стоит фигура железнодорожника в форме, точно соответствующей оригиналу XIX века. К 170-летию железных дорог еще на перроне установлен паровоз 1935 года выпуска с пассажирским вагоном 1938 года.

Омск. Не сложилось...

Перед вокзалом большая площадь, заполненная транспортом, со сквером в центре, где стоит традиционный памятник В. И. Ленину. Еще интересно одно здание на этой площади — Детская школа искусств, в центре которой то, что осталось от построенной в 1900 году церкви Троицы Живоначальной при станции Омск.

Остальное на привокзальной площади выглядит довольно несимпатично — дома с облупившейся штукатуркой, увешанные и заставленные жуткой рекламой. Особенно поразил щит на здании, которое было когда-то кинотеатром, а теперь торговый центр.

Омск. Не сложилось...

Омск — миллионник, его население 1174 тысячи человек. Город вытянут по берегам Иртыша больше, чем на 20 километров. От вокзала до Комсомольского моста через Омь идет проспект Карла Маркса — главная транспортная магистраль города.

От вокзала я поехала на автобусе, а по пути вышла, чтобы посмотреть два здания: цирк и театр кукол. Здание цирка построено в 1973 году по типовому проекту, ничего интересного внешне не представляет. В 2009 году выполнена реконструкция здания и благоустройство территории перед ним. Все портит участок тротуара от остановки к цирку — асфальт разбит на такие кусочки, что сумку на колесах везти было невозможно, только нести.

Омск. Не сложилось...

Рядом находится Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» — один из старейших детских театров России, история которого началась в 1936 году. Это здание — специально реконструированный под театр дворец культуры, в который театр переехал в 2005 году. На площади перед ним — скульптура Арлекина с куклой Петрушкой на руке.

Омск. Не сложилось...

Через Booking была заказана гостиница «Ibis-Сибирь» — очень приличный сетевой отель, идеально расположенный для знакомства с городом. Заселили меня утром без проблем, дополнительной оплаты и прочего. Размещается отель в историческом здании, построенном для гостиницы в конце XIX — начале XX века. Когда-то здесь был отель «Европа», где в номерах было паровое отопление и электрическое освещение, что являлось большой редкостью в дореволюционном Омске. В 1918 — 1920 годах при правительстве Колчака в гостинице жили иностранные представители и министры Российского и временного Сибирского правительства. В 1926 году здесь останавливались Н. К. Рерих и Ю. Н. Рерих.

Омск разделен на несколько частей реками: громадиной Иртышом и впадающей в него небольшой Омью. Я люблю города с большими реками, здесь они рядом с гостиницей, туда и пойдем. Напротив гостиницы интересное здание, построенное в 1911 году, если верить информации из интернета. Оно интересно деталями фасада, явно более позднего периода.

Омск. Не сложилось...

Еще попался на пути домик, в котором, если судить по вывескам, штук пять разных ресторанов-баров. Главное — ресторан «Колчакъ» и памятник ему на углу. Не знаю, может я чего-то не понимаю в архитектуре (образование строительное), но этот домик — шедевр китча!

Выходим на площадь Бухгольца. Иван Дмитриевич Бухгольц — основатель первой Омской крепости — путешественник, генерал-майор, сподвижник Петра I. В 1716 году он с отрядом казаков заложил первый камень будущего поселения на месте слияния двух сибирских рек — Иртыша и Оми. В центре площади установлен огромный шар, на котором выгравированы сцены основания Сибири, а на стрелке, где Омь впадает в Иртыш, в год 280-летия Омска поставили старинную пушку на месте высадки первого отряда.

На шаре трудно что-то разглядеть, а памятник на стрелке уродуют навешанные замки. Здание на площади в лучшие времена, когда по нашим рекам еще можно было перемещаться на теплоходах, было речным вокзалом. Теперь это развлекательный центр с примыкающей к нему гостиницей «Маяк». Еще на площади стоит гостиница «Турист».

Набережная за бывшим речным вокзалом надежд не оправдала. Иртыш испортить трудно, а вот сама набережная была какой-то запущенной и неустроенной. А вроде одно из основных прогулочных мест!

Набережная вдоль Оми, наоборот, понравилась. Отсюда отходят прогулочные теплоходики. Прокатиться не удалось, так как отправление по мере наполнения, а ждать было некогда. Рядом скверик Врубеля, в котором увидела симпатичную скульптуру, которая называется «Встреча».

Далее идет площадь Ленина, её еще называют «Ленинской горкой». Конечно, здесь есть памятник Ленину, а за спиной у него с 2001 года — часовня Святого Ильи Пророка. Памятник стоит на фундаменте снесенной Ильинской церкви, построенной в 1789 году. Когда-то она была украшением города и архитектурной достопримечательностью. Пока убрать памятник и восстановить церковь видимо не решаются.

Омск. Не сложилось...

Театральная площадь, на которой находится Омский музыкальный театр и цветомузыкальный фонтан. Здание театра построено еще в 1981 году, архитектура своеобразная — в профиль театр похож на большой трамплин. Не знаю, может это чем -то оправдано, например, акустикой.

Омск — город с трехвековой историей, в следующем году ему будет 300 лет. Сначала, поскольку Омск был крепостью, строились здания в основном военного значения. В 1866 году Омск утратил военное значение, были снесены крепостные стены, началась масштабная застройка освободившихся территорий. Нынешний исторический облик города сложился в конце XIX — начале XX века.

Когда через город прошла Транссибирская магистраль, в город начали стекаться крупные предприниматели и купцы. Они открывали свои предприятия, новые магазины и первые банки, застраивают город зданиями со «столичной» архитектурой. В городе сохранился исторический квартал того периода в центральной части города за Омью, его я еще покажу. С приходом советской власти большая часть богатого архитектурного наследия Омска была утрачена, снесены многие храмы, купеческие дома и строения Омской крепости. Но кое-что сохранилось и в этой части города. Выходим на улицу Думскую.

Омск. Не сложилось...

Один из основных памятников архитектуры Омска — здание городской думы, построенное в 1897 году в русском стиле по проекту М.Шухмана. С 1924 до 1995 году здесь размещалась городская библиотека имени А. С. Пушкина, в этот период к нему было выполнены пристройки. Сейчас здесь снова находится Городская дума.

Рядом уникальное деревянное здание, одно из лучших зданий в стиле модерн в Омске. Это построенный в 1911 году дом А. С. Кабалкина, который принадлежал семье представителей интеллигенции начала ХХ века. С середины 20-х годов в национализированном особняке Кабалкиных устроили коммунальные квартиры.

Омск. Не сложилось...

В 1994 году в здании разместили музей народного художника России члена-корреспондента Академии художеств, лауреата Государственной премии им. И. Е. Репина, профессора Алексея Николаевича Либерова, а также студию для одарённых детей. Так возник «Либеров-центр», возле которого стоит памятник А. Н. Либерову.

Рядом то, что осталось от красивого дома в стиле модерн — с многочисленными пилястрами на втором этаже, украшенными масками, украшенным узором из лепнины фасадом. Это бывший доходный дом С.Кадыша, построенный в 1902–1914 годах, от которого остались только три стены. Это результат так называемого «архитектурного таксидермизма»- от памятника архитектуры осталась только «шкурка», а в целом — новодел.

Омск. Не сложилось...

А то, что стоит по улице дальше, вообще не особенно радует глаз, особенно жуткое здание Сбербанка.

Поэтому свернем в сторону Оми на улицу Пушкина. Слева — деревянный жилой дом 1906 года купца В. В. Коробейникова, в котором сейчас размещается художественный музей Либеров-центра.

Омск. Не сложилось...

Здание напротив — роскошный образец провинциальной эклектики: восьмигранный купол с чешуйчатым железным покрытием и остроконечным шпилем, на третьем этаже под куполом небольшой балкон с ажурной кованой решеткой, богато украшенный карниз с использованием декоративных мотивов европейских дворцов. Карниз подпирают восемь кариатид — женских фигур со струнным музыкальным инструментом в левой руке и вазой на голове, а по периметру с верхней части карниза смотрит 21 львиная маска с открытой пастью.

Тяжёлый навес выносного крыльца опирается на мощные колонны и архитектурно выполнен наподобие древнерусских теремов. Венчает здание над входом лепной аттик с датой постройки — 1910 год. Как вы думаете, что в этом здании было изначально? Сейчас — прокуратура одного из городских округов.

Омск. Не сложилось...

А была в этом доме элитная баня купца второй гильдии В. В. Коробейникова, уважаемого в Омске человека.

Немного дальше еще одно интересное здание, в нем еще в 1907 году была открыта Центральная Омская Церковь Евангельских христиан-баптистов, здесь они и сейчас. В соседнем здании — полиция, так что все под присмотром.

Омск. Не сложилось...

На Пушкина есть еще несколько деревянных зданий начала ХХ века: дом № 26 — особняк В.Ф Машинского и дома № 33 и № 35, которые явно нуждаются в реставрации.

В этом районе города лучше всего сохранилась застройка XIX — начала ХХ века на улице Ленина, центральной улице города. Это наиболее гармоничная улица города. Самое красивое здание на этом участке улицы Ленина занимает Омский военный кадетский корпус. Это старейшее военное учебное заведение Сибири, основанное 1 мая 1813 года как «Войсковое Казачье училище», а в 1846 преобразованное в Сибирский кадетский корпус.

Каменное здание для него было построено в 1826 году, а в 1879–1882 годах перестроено по проекту Э. И. Эзета. В 1919 здесь размещалась контрразведка Колчака, с 1925 — пехотная школа, затем военное училище им. Фрунзе. С 1999 года был вновь создан кадетский корпус.

Омск. Не сложилось...

Напротив — Театральный сквер, в котором стоит Свято-Никольский казачий собор. Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) — самый старый храм в Омске и единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм был освящен в 1843 году. Он построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан, а в основу проекта собора легли чертежи зодчего В. П. Стасова. Еще в сквере, как во многих городах России, установлен памятник Святым князю Петру и княгине Февронии Муромским. А еще — концертный зал, построенный в 1967 году, но недавно переживший реконструкцию и неплохо выглядящий.

Дальше по улице Ленина особняк генерал-майора Н. Д. Козлова, построенный в 1910 году. Сейчас здесь Омский областной дом журналистов, а за ним здание гимназии М. В. Каеш, также начала ХХ века.

Омск. Не сложилось...

На этом участке улицы Ленина есть прекрасные кирпичные дома начала ХХ века в стиле модерн. Например, особняк К. А. Гриневицкого, построенный в 1914 году, где сейчас находится консульство Республики Казахстан.

Или дом А. С. Кабалкина, построенный в 1915 году, где когда-то было реальное училище.

Омск. Не сложилось...

Гордость Омска — отреставрированная в 2014 году пешеходная улица Чокана Валиханова. Она названа в честь Чокана Чингисовича Валиханова — Казахского ученого, этнографа, историка, члена Русского Географического Общества. Он окончил Омский кадетский корпус. Памятник ему установлен у здания консульства Республики Казахстан.

На улице расположены 8 зданий-объектов культурного наследия, таких, как великолепный доходный дом Михайлова в стиле модерн (1915 г.), деревянный дом Мельникова (1890 г.) или великолепный дом с мезонином и башенкой начала ХХ века, в котором находится Омский музей народного художника Кондратия Белова.

Реконструкция этой улицы — подарок городу от «Газпрома». Как пишут СМИ: «При реконструкции реализованы самые современные технологии управления уличной инфраструктурой: автоматический полив растений, интеллектуальное управление освещением и подсветкой, видеонаблюдение. Визитной карточкой улицы Валиханова стали «кристаллы» — объекты из «конструктивного стекла».»

Кристаллы эти хорошо снимать вечером, когда они подсвечиваются. Самый крупный — кристалл-фонтан у выхода на набережную; кристаллы поменьше стоят у начала пешеходной зоны (проспект К.Маркса) и функционально являются навесами над выходами из подземного перехода. А самые маленькие из кристаллов равномерно стоят вдоль улицы, это павильоны с информационными интерактивными экранами, где можно получить информацию и любую справку по Омску, а также оплатить коммунальные и прочие услуги.

Остальное в этой части города мне понравилось меньше. Начало проспекта Карла Маркса, который идет от вокзала до Оми, я показала в начале, он в основном застроен домами 50-х годов в сталинском стиле, безликими произведениями архитекторов 70-х и современными шедеврами с претензией на оригинальность. Загруженная транспортная магистраль, обилие рекламы…

Забавный памятник Дону Кихоту у ТЮЗа.

Омск. Не сложилось...

«Дом со шпилем» не Ленинградской площади был уже неудачно освещен.

Есть на этой площади интересный памятник — памятник «Детям блокадного Ленинграда.»

Омск. Не сложилось...

Закончила день прогулкой по улице Маршала Жукова. Не могу сказать, что получила удовольствие, это больше напоминало бег с препятствиями — многовато было препятствий на пути. Вот тут точно не было никакой гармонии: огромная ширина улицы, разномастная застройка, среди которой теряются несколько деревянных домов начала прошлого века. Не произвели впечатления и знаменитые «башни Сакена», ради которых я пошла на эту улицу. Памятник Жукову показался слишком тяжеловесным и по очертаниям напомнил памятник национальному герою Мексики Морелосу в Куэрнаваке. Жаль, фотография плохая, солнце было не в нужном месте.

И все-таки закончим на приятной ноте: рядом с гостиницей есть красивое здание, в котором размещается Омский областной музей изобразительных искусств имени М. И. Врубеля. В его залах находятся картины И.Репина, М. Шишкина, И.Левитана, М. Врубеля, Н. Рериха. Это бывший дворец генерал-губернатора Западной Сибири, построенный в 1857–1862 годах специально для приема императорской семьи. Помимо покоев, которые отводились для Романовых, также были предусмотрены комнаты для семьи губернатора и приемные кабинеты, где он работал.

Омск. Не сложилось...

На этом закончим, итак рассказ слишком затянулся. Будет еще продолжение, завтра перейдем через Омь в следующую часть города.