Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 7:13
Европа!!!

Когда одной страны мало

Лиссабон, Синтра, Кашкайш + 4 города — Португалия, Генуя, Рапалло, Портофино + 13 городов — Италия Август 2015

Эта поездка задумывалась мной очень давно, еще весной, и изначально её маршрут должен был состоять только из севера Италии. Но когда человек жаден до путешествий, а это как раз мой случай, то ближе к делу мне показалось мало одной Италии, и к ней добавилась еще и Португалия, куда мне давно хотелось попасть. Ни кризис, ни обвал рубля, ни сокращение доходов не смогли меня остановить. Ну просто очень хотелось, а как известно, когда чего-то очень сильно хочется, то всё получается, даже несмотря на препоны. В результате маршрут мой разросся и принял следующие формы: 10 дней по Лигурии и северу Италии и семь дней по Португалии (Лиссабон, Синтра, Порту, Брага, Гимарайнш и Коимбра). На всё про всё 18 дней. Это была полностью самостоятельная поездка, да ещё и в одиночку. Так уж сложилось по самым разным обстоятельствам. И в этом, как я поняла в процессе, были как свои плюсы, так и минусы.

Из плюсов — повышенная мобильность, в результате чего я смогла увидеть гораздо больше, чем, если бы была в компании Марио или своих детей, больших любителей комфорта и посидеть в ресторанах. Из минусов — невозможность поделиться эмоциями от увиденного в данный конкретный момент. Ещё один существенный минус путешествия в одиночку — повышенные расходы на гостиницы. И хотя я старалась искать максимально бюджетное жильё, селившись в простеньких отелях и хостелах, всё равно за 18 дней набежала приличная сумма порядка 800 евро только за проживание. Самый дорогой и как ни странно самый отвратительный отель был у меня в Милане — за 80 евро, а самый дешевый и вполне приличный хостел в Порту — всего за 22 евро. Самым же приятным пристанищем стал для меня отель в Раппало Albergo La Piazzetta — за 55 евро. Удобное расположение между вокзалом и портом, уютный комфортный номер и вкуснейшие домашнее завтраки сделали его безусловным лидером среди всех моих пристанищ в этом вояже. Порадовал и дизайнерский отель в Вероне - CQ Rooms Verona. Оптимальное соотношение цены и качества.

Итак, в конце августа я прилетела из Москвы в Милан, и всё началось. И сразу же длинный переезд на поезде до Рапалло, в итоге разъезды практически съели целый день. В милом Рапалло я провела пять дней,

Когда одной страны мало

объездив всё Лигурийское побережье на этом отрезке, от Портофино до Портовенере. Дивной красоты места в этой Лигурии, особенно её знаменитые деревушки на скалах Чинкве-Терре.

Им я отвела целый день, совершив морскую прогулку с остановками от Монтероссо до Портовенере. И хотя Портовенере официально не входит в сообщество Пятиземелья, но по красоте и живописности ничем им не уступает, а в чем-то даже и превосходит.

Когда одной страны мало

Очень рекомендую, тем более это легко осуществить в один день и за один присест. Из пятиземельных деревенек больше всего понравилась Вернацца,

хотя откровенно говоря, как-то большего я от них ожидала. Надо признать, что деревеньки смотрятся гораздо эффектнее издалека, особенно с воды, создавая иллюзию сползающих с холмов спиралей, вблизи же они не производят какого-то особого впечатления, а порой даже шокируют облезающей краской фасадов и обшарпанностью. Из чего я сделалa вывод, что совсем необязательно смотреть их все подробно и досконально, кое-что можно и выпустить. Здесь главное виды общего плана и обязательно с воды.

Один день был посвящен морской прогулке по близлежащим местечкам в Заливе Тигуллио, от Рапалло до Сан-Фруттуозо. Сказочные места! Открыточные виды Портофино

и изысканность Санта-Маргериты,

уединенные бухточки, маяки и крепости на скалах, очарование аббатства Сан-Фруттуозо

Когда одной страны мало

и купание в его кристальной синей-пресиней воде сделали тот мой день незабываемым.

Хотя, по правде говоря, у меня каждый день там был незабываемым.

Освоив Лигурийское побережье я отправилась в Геную. За один день вполне реально посмотреть этот яркий портовый город. Красавица со следами былой красоты, подчас вульгарная, подчас аристократка — вот моё видение этого города. Блуждая по узким улочкам каруджи, восхищаясь роскошью дворцов и фасадов, помпезностью площадей и колоритом старого порта меня не покидало ощущение праздника и вольного духа в этом городе.

Когда одной страны мало

А самым сильным впечатлением в Генуе стало для меня посещение очень особенной церкви Иисуса, Chiesa del Gesu,

Когда одной страны мало

наполненной великолепными полотнами Рубенса. Настоящий музей, а не церковь, затмившая для меня даже знаменитого полосатого красавца Сан-Лоренцо.

Роскошная церковь, не пропустите!

И вновь коснусь уже набившей оскомину темы. Количество чёрных по всей Италии очень велико, но в Генуе это особенно бросается в глаза, там они по-настоящему превалируют в толпе. Никогда не забуду пожилого респектабельного итальянца в Генуе, горевавшего при виде заполонивших её чёрных торговцев ширпотребом.

Когда одной страны мало

«Мамма миа!», горестно восклицал он, «И где мы находимся не пойму, то ли в Италии, то ли в Африке!». Меня так и подмывало поговорить с ним на эту тему, жаль скудный словарный запас итальянского не позволил мне это сделать. Что и говорить, преобразилась Европа, отданная на растерзание чернокожим и мусульманам, растеряла часть своего былого очарования.

Еще один интересный городок Лигурии, достойный внимания это Камольи, добраться куда можно на поезде или автобусе. Очень яркий, живописный, этакая Генуя в миниатюре.

Когда одной страны мало

Жить спокойно в Рапалло никак невозможно, ведь из него легкодоступны самые разные города Италии. Я выбрала для себя Турин и Лукку. До Турина можно легко добраться за два с половиной часа на скоростных поездах. В этот раз в Италии я испробовала самые разные поезда — от региональных электричек и Интерсити до скоростных Фреччабьянка и Фреччароссо. На Фреччи очень выгодно покупать билеты заранее по интернету на сайте www.trenitalia.com. Приличная экономия получается. Ну, а на региональные поезда можно день в день, разницы в цене нет. Надо признать, что периодически случались и задержки, и опоздания поездов, не без этого, но всё это было не критично. На счёт Турина я сомневалась — ехать — не ехать, уж слишком противоречивые читала отзывы об этом городе. Могу сказать, что меня этот город очаровал с первых шагов. Таким размахом, изяществом, строгой геометрии линий могут похвастаться лишь немногие города мира.

Необычные дворцы, роскошные площади и фонтаны, мосты и парки, и повсюду дух аристократизма и элегантной утонченности. Говорят, это самый французский город из всех городов Италии. Я же углядела в Турине и что-то от нашего Питера. Определённо есть некое сходство в формате этих двух городов. Из самых сильных впечатлений от него — подъём на башню Молле Антонелиана, двухформатный фасад палаццо Мадама и мистический фонтан Фрежюс на Пьяцца Статуто. В Турин я просто влюбилась, рада, что не пропустила этот дивный город.

Путешествуя по Италии я не уставала удивляться её многоликости и разноплановости. Ну в самом деле, возьмите аристократичный, строгий Турин, а после него посетите тосканскую Лукку, и всё сразу станет ясно. Контрасты налицо. Лукка это самая настоящая квинтэссенция средневековья, где, кажется, что время остановилось. Город со всех сторон окружен крепостными стенами

Когда одной страны мало

и бувально напичкан изящными соборами и церквями, из которых моим фаворитом стал нарядный храм Сан-Микеле-ин-Форо в пизанском стиле, увенчанный фигурой Архангела Михаила.

Площадь амфитеатра и Башня Гуиниджи с растущими на самом верху дубами стали приятным дополнением к моим блуждалкам по узеньким средневековым улочкам Лукки, где так легко заблудиться и никакая карта там не поможет.

Когда одной страны мало

И ещё, что особо приятно, это не самый популярный туристический город, туристов в Лукке в разы меньше, чем в соседних Флоренции, Пизе или Сиене. Но Лукка такая маленькая, что её можно всю исходить пешком за несколько часов. Поэтому я решила съездить оттуда на автобусе в деревушку Борго-а-Моццано, чтобы полюбоваться средневековым Мостом Магдалены.

Когда одной страны мало

Этот необычный горбатый мост стал достойным экземпляром в мою персональную коллекцию мостов мира. Не жалею, что выкроила два часа и увидела это чудо.

Пять дней в Рапалло пролетели так быстро, и вот я уже переезжаю на два дня в Верону. Тяжеловатый и долгий переезд с пересадкой в Милане, из экономии времени пришлось выехать в шесть утра. Зато уже в полдень я начала своё знакомство с Вероной. В помощь мне Верона кард, удобная штука, позволяющая реально сэкономить деньги и дающая 24 часа безлимитного доступа ко всем главным достопримечательностям Вероны всего за 18 евро. С Вероной у меня тоже случилась любовь с первого взгляда и первого шага. Как попала внутрь Арены, где в тот день монтировали роскошные декорации к Аиде, так и ахнула.

Когда одной страны мало

И продолжала ахать и дальше — и на великолепной площади Эрбе, и поднявшись на башню Ламберти (ах, какие оттуда панорамы Вероны!), и пройдясь по чудесным мостам Пьетра и Кастельвеккио, и любуясь ренессансными фресками в церкви Святой Анастасии, и особенно у изящнейших арок Скалиджеров.

Когда одной страны мало

На каждом шагу в Вероне обязательно делаешь какое-то открытие, и обязательно чем-то восхищаешься. Город сверхтуристичный, но, несмотря на это не утративший своего очарования и аутентичности. Ну, а сказка про Ромео и Джульетту хоть и приманка для туристов, но ведь очень приятная и романтическая приманка, которая отнюдь не портит ауру этого города.

Из Вероны я съездила на денёк на озеро Гарда. Это был почти день отдыха. Автобус до Сирмионе и катер до Мальчезине дали отдых моим уставшим ногам. Мальчезине выбрала из-за Монте-Бальдо, откуда открываются совершенно сумасшедшие виды на озеро. Там так и хочется взлететь, превратившись в птицу!

Когда одной страны мало

В этом месте Гарда сужается и становится похожей больше на фьорд, очень эффектное место. Озеро огромное, навигация по нему занимает несколько часов. В результате я не успела на последний автобус из Сирмионе в Верону, пришлось добираться в обход, до Пескьеры, а оттуда на поезде. Но всё закончилось благополучно, и я-таки добралась до Вероны, хоть и с приключениями.

И вновь переезд, на этот раз короткий, до Милана всего час с небольшим. Здесь я провела целых три дня. Это уже моя вторая встреча с Миланом, но поскольку в первый раз я провела в нём всего три часа, то можно сказать, что как-будто бы первая. В этот раз я выделила целый день на знакомство с сиятельной столицей Ломбардии.

Когда одной страны мало

Поднялась на крышу Дуомо, впечатлившись лесом готических шпилей, налюбовалась его изящным фасадом на закате солнца, нашла знаковый Дом с атлантами, подивилась сходству Замка Сфорца с нашим Кремлём, посетила немало красивейших церквей и даже прогулялась вдоль каналов навильи. От шопинга пришлось по понятным причинам абстрагироваться, отворачиваясь от витрин. К большому моему сожалению. Но что делать, не с таким курсом. Милан, как мне кажется, это такой город, который открывается не сразу и не всем, а живёт своей закрытой жизнью. Модный, утонченный, порывистый, очень задорный и деловой. Своим ритмом и динамикой здорово напоминает Москву. В общем, непростой город, не сразу его раскусишь.

Из Милана я съездила на денёк на озеро Комо, это совсем близко, всего час на поезде до Варенны. Выбрала для себя самую его сердцевинку в лице Варенны, Тремеццо и Белладжио, купив дневной билет за 17 евро. Катер курсирует по расписанию между тремя этими городками, что очень удобно. В тот день погода испортилась, начало моей поездки на Комо ознаменовалось дождём.

Когда одной страны мало

Зато я увидела озеро в двух его ипостасях — хмурым, драматичным и ясным, солнечным. А это две большие разницы в пейзажах, создаётся впечатление, что ты находишься не в одном и том же месте, а в совершенно разных.

Этот момент контрастности пейзажей Комо произвёл на меня сильное впечатление. В озёрных городках обязательно нужно посещать сады и виллы. Красота необыкновенная. Вилла Карлоты в Тремеццо, сад виллы Мельци в Белладжио и отель-вилла Чипресси в Варенне вошли в мою программу в тот день. Но и кроме вилл там есть что посмотреть. Особенно меня пленил Белладжио

Когда одной страны мало

своим аристократизмом, изяществом и эффектными белыми шапками облаков, намертво застрявшими между зеленых холмов. Невероятно гармоничное сочетание природы и архитектуры! На Комо мне так понравилось, что не хотелось оттуда уезжать. Сказочная поездка, принесшая целый ворох приятных впечатлений!

Свой последний день в Италии я посвятила Бергамо. Туда можно легко добраться на электричке или автобусе от центрального вокзала Милана всего за час. Интересный город, разделенный на нижний и верхний, окруженный крепостными стенами (в таких городах всегда есть что-то притягательное, дух древности что-ли). Бергамо очень впечатляет своей сердцевиной. Самое сильное впечатление производит, конечно же, Капелла Коллеоне.

Когда одной страны мало
Вся резная, воздушная, разноцветная, невероятно красивая. После неё другие здания уже как-то не смотрятся, хотя все эти портики красных и белых львов, да и кафедральный собор с базиликой очень красивы, надо отдать им должное. Другое дело, что на фоне капеллы они слегка теряются. Городок маленький, но чтобы добраться до замка Сан-Виджилио на холме мне понадобился час. Логичнее было бы подняться туда на фуникулере. Потеряла на этом время, да и подустала.

Вообще, признаюсь, что к середине поездки я уже стала выдыхаться. Шутка ли, каждый день ходить в режиме нон-стоп по 9–10 часов, да еще и с рюкзаком за спиной и тяжелой камерой на шее. Болело всё — спина, ноги, шея. Непросто это, но делать паузы я позволить себе никак не могла. Наверное, это уже возраст даёт о себе знать, хотя моя дочь, услышав о моих маршрутах, ужаснулась и сказала, что в таком ритме не выдержала бы ни дня. Неважно, возраст или нет, но временами было тяжеловато, и вечером приходя в отель, я просто валилась от усталости.

В плане безопасности всё и везде прошло хорошо, без эксцессов. Но сумочку всегда навешивала на себя, деньги брала только с учетом ежедневных расходов, а при переезде из города в город запрятывала деньги и паспорт куда подальше и понадёжнее.

И с погодой тоже повезло. В Лигурии стояла очень комфортная погода, в районе 25 градусов, в Вероне и Милане было пожарче, под тридцать, но вполне терпимо. И только в один день на Комо меня застиг дождь, который к счастью скоро закончился.

И вот я уже лечу из Милана в Лиссабон. Путь этот, кстати, совсем неблизкий, перелёт португальским TAP занял два часа сорок минут. Я почему-то думала, что долечу туда за час. Так началась вторая серия моего путешествия. Мелодичный итальянский сменился на шипяще-жужжащую грубоватую гамму португальского, я оказалась в Португалии. Лиссабон встретил меня свежим ветерком и запахом жареных каштанов и сардин. Здесь гораздо прохладнее, чем в Милане, где-то плюс 23, самая комфортная погода для активного туризма. До чего же особенная атмосфера в этом городе, ощущение радости и праздника не покидает здесь ни на минуту. Да и как не радоваться, когда всё там такое простое и понятное — вот расписные подъемники, вот смотровые площадки мирадору, вот жёлтые трамвайчики, а вот уличные ресторанчики на каждом шагу.

Когда одной страны мало

Всё крутится вокруг незатейливых туристических радостей, хотя и серьёзных достопримечательностей в Лиссабоне хватает. С первого же дня я ловила себя на том, что хожу по городу с глупой улыбкой на лице. Присмотрелась, да не одна я там такая, каждый второй расплывается в неконтролируемой улыбке. Видимо, это такая естественная реакция на Лиссабон. За два с половиной дня я увидела в столице Португалии все её главные маст-си, из которых даже затрудняюсь выделить самое-самое.

Когда одной страны мало

Понравилось всё — и Альфама с Грасой, по которым так приятно проехаться на громыхающем трамвайчике,

а потом любоваться панорамами города с разных мирадору, и мощный замок Святого Георгия,

Когда одной страны мало

и районы Байши с Шиаду, где тоже хватает своих подъемников и мирадору, и необыкновенно живописные развалины Ду Карму на фоне синего лиссабонского неба,

и район Белен с роскошным монастырем Жеронимуш в стиле мануэлино, доминантной башней Белен и монументом первооткрывателям,

Когда одной страны мало

и музей роскошных карет, и мост 25 апреля, яркой оранжевой струной, протянувшийся над рекой Тежу.

Когда одной страны мало

И особенно бесконечные черепичные крыши, красным ковром покрывающие холмы Лиссабона, так что в глазах рябит. И навороченное убранство церквей, где кажется можно ослепнуть от обилия позолоты, где всё через край, напоказ.

И еще представление фаду, где я прониклась ностальгическими нотками таких щемяще-грустных народных португальских напевов.

Незабываемо!

Из Лиссабона грех не съездить в Синтру и на Мыс Рока, которые легко укладываются в один день. К ним можно добавить и курортный город Кашкайш, куда я заехала на обратном пути. Синтра произвела на меня совершенно неизгладимое впечатление. Очень сильно! Особенно эклектичный Дворец Пена.

Когда одной страны мало

Хотя и суровый замок мавров,

и роскошная Кинта-да-Регалейра тоже оставили в душе яркий след.

Когда одной страны мало

Поразительная концентрация архитектурных шедевров в одном месте! Если выехать с утра пораньше, то можно за полдня всё там посмотреть, а потом прямо оттуда поехать на автобусе на Мыс Рока, где сполна насладиться драматичными морскими пейзажами.

Скалы, утёсы, обрывы, такая там мощь и безграничность! Самая западная точка Европы, где отчётливо понимаешь, что дальше ничего нет, только Атлантика, за которой уже другой континент. Мыс Рока — определённое место силы, где хотелось кричать от восторга. После таких сильных мест как Синтра и Кабу да Рока курортный Кашкайш не произвёл особого впечатления.

Когда одной страны мало

Милый курортный городок, не более того.

Проведя три дня в Лиссабоне я переехала в Порту. Всего три часа на поезде, и я перенеслась совершенно в иной мир! Вот это город так город! Первая столица Португалии, родина портвейна и просто на редкость атмосферный город, наполненный церквями из азулежу, эффектными мостами и разноцветьем фасадов.

Когда одной страны мало

В Порту я устала, как нигде, всё время пешком вверх-вниз по холмам и горкам, а это совсем непросто. Но по-другому никак этот город не прочувствовать, только пешком. Какой там уникальный двухуровневый мост Дом Луиш через реку Доуру, просто загляденье!

Когда одной страны мало

Пройтись по всем его уровням сочла за честь для себя. Вот и еще один роскошный экземпляр в мою коллекцию мостов мира. Особенно хорош он на закате и вечером в свете огней Рибейры. Да и других мостов там тоже хватает, в этом можно убедиться во время 50-минутного круиза по реку Доуру. Круиз шести мостов, так и называется. Очень рекомендую. Район Рибейры и Гайя-де-Нова на другом берегу реки очень колоритны.

Когда одной страны мало

В Гайе сплошные винные погреба, дегустации и всё такое, а в Рибейре живописные разноцветные домики радуют глаз своими яркими фасадами. В Порту я разошлась и позволяла себе присаживаться за столики уличных ресторанчиков, ведь цены там гораздо ниже, чем в Италии. Хорошо пообедать можно за 7–8 евро.

Жареные сардины, треска, кальмары, всё это непременно стоит попробовать в Португалии. И конечно же портвейн, красный или белый. Это уж точно маст-ду в Порту! Вообще в Порту много интересных достопримечательностей, о которых я обязательно подробно расскажу отдельно.

Из Порту я съездила в три древних португальских города — Брагу, Гимарайнш и Коимбру. Все они легко достижимы оттуда на поезде. Один день отвела на Брагу и Гимарайнш, один день на Коимбру на обратном пути в Лиссабон. Определенно стоящие города, в которых отражается вся богатейшая история Португалии. В Браге я первым делом отправилась на окраину города смотреть уникальный комплекс Церкви Христа на Голгофе (Igreja Bom Jesus do Monte).

Когда одной страны мало

Совершенно уникальный комплекс, состоящий из церкви, парка и грандиозной лестницы с перекрестами. Очень впечатлило. Да это, в общем-то, и неудивительно, ведь Брага издавна была центром католицизма Португалии и резиденцией архиепископа. Очень католический религиозный город, в котором много интересных церквей и соборов.

Переехав из Браги на автобусе в Гимарайнш я оказалась в месте, где начиналась Португалия. Совсем маленький городок, но с какой богатейшей историей! Весь его исторический центр объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО, как пример строительных технологий, применимых в португальских колониях по всему миру.

И правда, отдельные районы Луанды и Рио точно как будто отсюда списаны, есть определенное сходство. Совершенно уникальное место этот Гимарайнш, где обязательно нужно посмотреть древний замок-крепость, дворец герцогов Браганса и как следует прогуляться по центру в районе площади Оливейра, где много живописных домиков и роскошных церквей. От Гимарайнша осталась в полном восторге!

Коимбра завершала мой португальский вояж, я просто сделала там остановку по пути из Порту в Лиссабон. Город не произвёл какого-то сногсшибательного впечатления, но его старейший в Европе университет определенно достоин внимания. Одна только барочная университетская библиотека чего стоит, глаз не отвести!

Когда одной страны мало
Три часа на знакомство с Коимброй мне вполне хватило. Все основные достопримечательности Коимбры сосредоточены в Верхнем городе, куда можно добраться через арку Альмедина.

Вообще, на этом отрезке своего вояжа хочу выразить отдельную благодарность нашему блоггеру Сергею Архипкину, который подробно и детально расписал свои маршруты по этим городам, здорово облегчив тем самым жизнь за ним идущим. Огромное спасибо, Сергей!

Вот в общих чертах мой маршрут за 18 дней, попытка как-то упорядочить и систематизировать свои впечатления от поездки. Со временем постараюсь написать подробно про наиболее интересные места, а пока так, в формате экспресс-обзора.