Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 20:34

Покхара, Катманду — Непал Март 2013

Как правило, мы вспоминаем о нашем Светиле только во время отдыха. И тогда все стремятся увидеть то, что годами пропускали у себя дома — рассвет и закат Солнца. И сколько бы мы не наблюдали этот вечный процесс, он никого не оставляет равнодушным.

Так и в Непале.

Но здесь к этому еще добавляется возможность увидеть другое чудо — сияющие вершины Гималаев, освещаемые первыми лучами Солнца и угасающие при его заходе. Ведь ради этих вершин многие и едут в Непал. Кто покорять, а кто просто посмотреть и полюбоваться. И каждый раз эти картины не повторяют друг друга. Они всегда разные в различных местах страны.

Каковы картины рассветов и закатов в основных туристических местах Непала?

Катманду

Город Катманду находится в громадной долине на высоте около 1300 метров, окруженной горами до 2 тыс метров, за которыми с севера уже идут Гималаи. Здесь трудно увидеть хорошие рассветы и закаты, так как даже если над горами нет облачности, то над городом постоянно висит смог от дорожной пыли и мночисленных печурок.

Непальские рассветы и закаты

С крыши нашего отеля Jambu в туристическом районе Тамель удалось увидеть следующую картину рассвета в 6 утра.

Непальские рассветы и закаты

Город просыпается рано. С первыми лучами солнца начинают открываться многочисленные магазинчики. Кто-то уже делает зарядку у себя на балконе-крыше. Всегда готовы к работе недремлющие таксисты и тук-тукочники, зачастую ночующие в своих средствах передвижения.

Готовятся к отправке в разные районы Непала туристические автобусы. Самое интересное, и к этому стремятся все фотографы — заснять первые лучи Солнца. Заснял — снимок удался и день пройдет хорошо! Можно идти досыпать.

Непальские рассветы и закаты

Картины заката в Катманду тоже не очень красивы и удачны. Все же, наиболее красивы они с одной из самых высоких точек над Катманду — городка Kirtipur. От туристического района Тамель, где был наш отель, это в 9 км.

И сюда лучше приехать ближе к вечеру. Осмотреть сначала буддийскую ступу Chilanco Stupa 16 века, а затем подняться к двум популярным индийским храмам Bagbhairav — 12 век, Uma Maheswor — 17 век. И, если будет ясная погода и хорошая видимость, с самой высокой точки у храма Bagbhairav (1392 м) можно увидеть Гималаи и их угасающие от заходящего солнца вершины.

Но можно также поехать и на холм, на котором расположен буддистский храм Ступа Сваямбунат (Swayambhu). С него также открывается прекрасный вид на Катманду и в хорошую погоду можно тоже увидеть освещаемые заходящим солнцем Гималаи.

Нагаркот

Наиболее популярным местом и встречи, и провода Солнца, среди туристов считается городок Нагаркот (Nagarkot). Он расположен километрах в 30 на северо-восток от Катманду на склонах холмов, с которых открываются виды и на город, и на Гималаи. Скорее это даже не городок, а большая деревня с несколькими десятками отелей разного класса, построенных на стороне холма, выходящую на Гималаи.

Непальские рассветы и закаты

При дефиците времени, в Нагаркот не стоит приезжать надолго. Одного ночлега вполне достаточно, чтобы посмотреть и окружающие пейзажи, и немного пройтись по тропкам холмов, окружающих отели. Эти тропки, кружа среди обработанных и распаханных склонов, сбегают вниз большой долины.

Поражает, что практически на всех склонах сделаны террасы, и на каждой что-то выращивается. По-видимому, это результат работы сотен поколений непальских крестьян!

Хорошая панорама гор открывается не из всех отелей. Но, даже если не удалось разместиться в удобном с точки зрения обзора отеле, всегда можно найти такой, с видовой площадки которого открываются Гималаи. Проходу в них туристов никто не препятствует.

Непальские рассветы и закаты

Одним из таких отелей был Fort Resort (1936 м). Так как солнце встает с востока из-за Гималаев, то лучше всего наблюдать горный хребет Лангтанг, который раскинулся прямо перед нами, вечером на закате солнца. Тогда все его вершины видны как на ладони.

В этом хребте есть и свой восьмитысячник — гора Шишапангма (Shisha-Pangma). Она первая по самой маленькой высоте среди списка восьмитысячников из 14 вершин. Ее высота «всего» 8013 м. Эта вершина не имеет ярко выраженной и красивой конфигурации — какой-то пупырь вдали, на который сразу никто и не обращает внимания. Зато красивы и утром и вечером вершины шеститысячников — Dome Blank (6830 m) и Dorje Lakpa (6988 m).

Дуликель

Дуликель (Dhulikel) — второй город в долине Катманду, в который стремятся любители рассветов и закатов. Он тоже расположен километрах в 30 к востоку от Катманду. Через этот город идет дорога на Тибет. Но, в отличие от Нагаркота — это настоящий город. И тоже исторически старый. Здесь, в основном, живут представители народности Newari. Они относятся к коренному населению этих мест и жили здесь испокон веков. Полагают, что их первоначальной религией был буддизм, но его постепенно вытеснил индуизм.

В Дуликель лучше приезжать с утра, чтобы посвятить день знакомству с городом. Он небольшой и полдня для знакомства с ним вполне хватит. Здесь приятно свободно походить по лабиринтам старых неварских кварталам и увидеть реальную жизнь коренных неварцев.

Вернувшись к вечеру в отель Dhulikel Lodge Resort (1504 м), видим, что с закатом нам не повезло — кругом были облака. Только слева был хорошо виден красивый пик одной вершины Gan Chenpo высотой 6387 м. Но даже это не умаляло грандиозной картины — под нами были круто спускающиеся склоны, образующие громадную долину. На другом конце ее должны быть видны Гималаи, освещаемые закатным солнцем.

Но — сегодня — увы. Можно просто бесконечно смотреть в эти дали. Благо, в этом отеле много различных площадок и мест, откуда все хорошо просматривалось, и куда можно уединиться от приехавших к вечеру шумливых и вездесущих китайских туристов.

Непальские рассветы и закаты

Зато утром все было замечательно.

Была ясная погода и почти все туристы высыпали на свои балконы и видовые площадки. Панорама Гималаев этой части хребта была как на ладони.

Непальские рассветы и закаты

Но из-за того, что солнце вставало из-за гор, они были как бы в контр-свете и виднелись только их силуэты. При появлении первых лучей солнца взрослые люди радовались как дети — фотографировали, «клали» солнце на ладонь и даже танцевали. Больше всех преуспевали в этом опять же китайцы.

Непальские рассветы и закаты

Каждый старался запечатлеть и первые лучи солнца, и себя любимого, на его фоне. Ну, и конечно, некоторым хотелось еще и успеть подержать наше Светило на руке!

Непальские рассветы и закаты

На обратном пути из Дуликеля нужно не пропустить еще две значительные достопримечательности этих мест — буддистский монастырь Namo Buddha и еще один городок невари — Panauti.

Читван

Рассвет и встреча солнца в национальном парке Читван практически для туриста незаметны. Оно встает из-за жилых строений, за которыми идут крестьянские поля. Добраться до мест, откуда виден горизонт, ни у кого не возникает желания.

Зато закат!

Для его встречи на берегу реки в Читване сделаны удобные места для отдыха — стоят шезлонги, грибочки-зонтики для тени, небольшие киоски и ресторанчики, где продают различные пиво-воды. После окончания различных активити и сафари, сюда по вечерам собираются все туристы и, наблюдая закат солнца, вспоминают полный впечатлений день — кому, сколько и каких животных удалось увидеть.

Солнце заходит за невысокие холмы парка Читван, который начинается сразу же за рекой. В это же врямя махоуты — проводники слонов, приводят к реке своих питомцев, чтобы напоить их водой. Слоны медленно и с достоинством заходят в реку по колено и спокойно, уже не балуясь и не обливаясь, набирают хоботом воды и отправляют ее в рот.

Непальские рассветы и закаты

Это место очень удачное и в фотогеничном, и образном отношении — река, заходящее солнце и слоны, утоляющие свою жажду. Все туристы сходятся сюда, чтобы посмотреть на эту невидаль. Нужно спешить, потому что, едва коснувшись горизонта, солнце закатывается уже стремительно и прямо на глазах.

Каких-то полминуты — и его нет! Днем как-то такой скорости его движения не замечаешь.

Покхара

И рассветы, и закаты в Покхаре, пожалуй, самые презентабельные. Покхара — большой город на западе Непала. Он второй по населению после Катманду. Но, живя в туристическом районе на берегу озера Фева как-то не замечаешь всей этой большой городской суеты. Здесь более спокойная обстановка, много отелей и ресторанов и меньше машин и городской пыли.

Непальские рассветы и закаты

Отсюда начинаются и многие горные треки по тропам к базовому лагерю Аннапурны в нижний и верхний Мустанг и другие.

Рано или поздно восход солнца будет увиден всеми жителями и гостями города, но его первые лучи все стремятся все-таки встретить с холма Сарангкот. Он довлеет над городом и его высшая точка находится на высоте 1597 м.

Непальские рассветы и закаты

Еще с вечера договорился с таксистом (1000 рупий туда и обратно), что он нас отвезет на Сарангкот. Выехав еще затемно в 5.10, через 20 минут мы были на конечной точке — «там, где кончается асфальт». Отсюда на вершину холма нужно идти пешком.

Можно, конечно, остановиться и здесь — так и делало большинство приехавших на автобусах туристов. Они поднимались чуть выше стоянки машин и заполняли склоны и веранды близлежащих небольших отельчиков, с которых открывались виды на Гималаи.

А до вершины холма еще было метров 100–150 по вертикали и мы все-таки решили подняться на нее. Сначала по каменистой дороге, а потом по ступеням, выложенным из камня, и даже бетонным. На вершине холма видна какая-то ретрансляционная вышка.

На последних ступенях перед ней стоял старик и спрашивал у всех билет на «рассвет» (а мы купили их у какого-то мальчишки сразу по выходу из такси за 20 рупий). Показав билет, проходим на верхнюю площадку холма, с которой открылся весь грандиозный гималайский пейзаж.

Непальские рассветы и закаты

Здесь уже был народ, но пока немного — всего человек 20. Остальные решили довольствоваться более низкой высотой обзора. Погода была ясной и безоблачной.

В 6.06 первыми лучами солнца осветились несколько самых левых вершин этой гигантской горной гряды — Южная Аннапурна (7219 м), Аннапурна 1 (8079 м) и красивый пик Мачапуччара (6993 м), который все туристы сразу принимают за Аннапурну. Защелкали фотокамеры и все стали делать фотографии типа «Я и памятник Ленину».

Постепенно, и очень быстро, начала освещаться вся горная цепь, но первый сегмент солнца мы увидели только через 10 минут. Еще через десять минут его свет залил уже все вокруг, и стала отчетливо видна и долина города Покхара и все предгорья и вершины этой части Гималаев.

Непальские рассветы и закаты

Держа в руках карту, можно различить и найти в натуре Даулагири (8167 м.), четыре пика Аннапурны (7200–8093 м.), Ламджунг (6983 м.), Манаслу (8163 м.) и еще свыше двух десятков других гор высотой более 6000 м.

Вершина Сарангкота — изумительное место для созерцания, медитации и размышлений. И здесь, как нигде к месту, откуда-то сверху и словно с небес, едва слышится самая известная мелодия, которая звучит повсюду в Непале — «О, мане, Ом мане пэдме хум…«…

Непальские рассветы и закаты

Некоторые приезжают сюда и вечером, чтобы полюбоваться картинами вечерних гор, освещаемых заходящим солнцем. Но с балкона нашего отеля View Point в этот вечер открылся красивый вид на вершину пика Мачапуччара и мы удовольствовались этим, решив поехать назавтра. Однако на следующий вечер все было затянуто облаками.

Покхара — отправная точка многих горных треков и поэтому не зря здесь построен и Музей альпинизма Непала. Он расположен в пригороде Покхары за аэропортом.

Это современное здание из стекла и бетона. Внутри большая экспозиция, посвященная 50-летию покорения Эвереста, которая проходила в 2003 г. Собственно, к этому времени и было построено это здание. Здесь собраны очень много фотографий времен той победной экспедиции и триумфа новозеландца Эдмунда Хиллари и шерпа Тенцига Норгея. Показано их снаряжение и снаряжение современных восходителей — это небо и земля. Сейчас в таком, которое было у них, никто бы не дошел.

Непальские рассветы и закаты

Поразила фотография и одного из восходителей, который печально сидел с отмороженными и оттваливающимися кусками пальцев руки. А какая печаль была в его глазах! Покорил ли он Эверест?

Глядя на все это, как-то совсем по-другому уже показались и наши восхождения на Килиманджаро, и былые горные походы 4–5 категорий по Кавказу. По сравнению с этими гималайскими вершинами и снежными барсами, которые покорили их, все это показалось «детским садом».

Приятно восхитила экспозиция альпинистов Южной Кореи — их 4 альпиниста покорили все! восьмитысячники. Из них одна молодая женщина — Go, Mi Young — произвела особое впечатление — она покорила за несколько лет все 14 гималайских восьмитысячников и погибла при спуске с последнего!

Непальские рассветы и закаты

Были там еще две небольшие сравнительные фотовыставки. Первая — «Дети Альп и Непала», и вторая — «Быт населения Альпийских гор 50 лет назад и современного Непала». И что интересно — разницы в их бытовой жизни не было никакой! Разными были только лица!

Придет ли Непал за следующие 50 лет к тому сервису, который есть сейчас в Альпах? И какие тогда будут рассветы и закаты в Гималаях?

Ну, вот — на этой приятной ноте и закончилось наше познавательное путешествие по Непалу. Мы познакомились с его основными туристическими достопримечательностями, которые доступны любому человеку. В таком путешествии нет напряженных горных треков, нет симптомов горной болезни и для окончательного счастья нужно только правильно выбрать сезон.

Как правило, лучшим временем будут весна и осень.