Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10

Ле Мон-Сен-Мишель — Франция Июль 2015

После красот Алебастрового берега Нормандии, в районе Этреты, Довиля и Фекама, а также Руана, закономерно, нас ждал путь к одной из самых главных достопримечательностей северного побережья Франции — монастырю Мон-Сен-Мишель (МСМ), расположенного на самом стыке с исторической провинцией Бретань, да еще и фактически на небольшом острове, регулярно, в результате приливов, полностью окруженному водой…

По французским Северам. МСМ

Собственно, замечу вам, дорогие читатели: в Нормандии, да и Бретани масса красивых мест, просто неповторимых для любого нормального туриста! Да, история этих регионов на протяжении даже не веков, а уж тем более десятелетий, а вполне себе и тысячелетий(!) просто очень и очень интересна, молчу уже про архитектуру и невероятное количество художников, поэтов и писателей, отметившихся в этих краях, но небольшая точка на карте, под названием «Ле Мон-Сен-Мишель» — комплекс зданий монастыря, воздвигнутый в течение многих-многих лет пытливым умом человека и его руками, растущими из правильного места, никак не позволяет остаться равнодушным… Верю, что инженеры (например, наш туристер chedty) отметят тот момент, что это сооружение, пожалуй, уступает Тикалю или Великим пирамидам, созданным значительно раньше. Со своей стороны, без зазрения совести, уверенно замечу, что будь желание у немцев во время Второй мировой, они бы разгромили МСМ в течение, ну очень короткого времени, а уж союзники — еще быстрее:). Тем не менее, Мон-Сен-Мишель жив и поныне и… слава богу! Мы с вами можем полюбоваться этой неповторимой красотой уже в наше время!

Впрочем, по порядку…

Мон-Сен-Мишель, однозначно, главный «маст-си» пункт для каждого нормального туриста оказавшегося в северных районах Франции. Что уж говорить! И мы, также вполне понятно, держали это место в качестве самого основного пункта во время своей поездки по «Французским Северам»: Нормандии и Бретани. Прокладывая маршрут туда, простите, ну, никак не мог я пропустить еще и место высадки десанта союзников 6-го июня 1944 года в «День «Д» в районе местечка Вьервиль-Сюр-Мер (координаты: 49.369699, -0.876437). Это место в планах командования союзников именовалось «Омаха-Бич»… Вот туда мы и направились, остановившись ненадолго в городе Кан (Caen), городе с весьма интересной судьбой, с очень давнишних времен, еще начиная от викингов — норманнов.

Именно там встречалась та самая «Нормандская четверка» в юбилейный 70-й год с даты высадки десанта союзников. Именно там мне так хотелось оказаться. Старт поездки был дан около 6 утра из Гавра и где-то в районе 8 утра мы уже были около этого памятного места

По французским Северам. МСМ

Прямо скажу — рановато. Лил дождь. Так уж получилось. В этом месте мы, тем не менее, увидели монумент, посвященный «Дню «Д». Надо отдать должное союзникам: честь и слава солдатам и офицерам, принимавшим участие в боевых действиях против фашистов. Вечная слава погибшим в боях! Джон из Айовы точно также беззаветно бросался в атаку вперед, как и Серёга из-под Костромы, а лейтенант Ник Смит из Чикаго, командир передового взвода, мало отличался от Николая Петрова, летёхи, командира взвода на переправе через Днепр где-нибудь под Гомелем…

Все музеи тут открывались только к 10.00,

По французским Северам. МСМ

а нам-то еще надо в МСМ, потом и дальше: в Сен-Мало, Динан и Динар! Тем не менее, мы заехали в мемориальный комплекс, посвященный высадке десанта союзников и увидели кладбище американских солдат…

Все строго как в США: сам мемориал с информационным центром,

экспонаты музея,

которые не могут оставить равнодушным. Всё сделано лаконично, торжественно и очень-очень строго

По французским Северам. МСМ

Вызывает уважение, это правда, да и что сказать, тут всё очень сильно, но… не оставляет мысль — это памятник победителей. Франция, как страна, здесь ни при чем. Может я не прав и преувеличиваю, но вот сложилось такое мнение.

Обязательно замечу, что парковка там хорошая

По французским Северам. МСМ

, хоть и машин и автобусов немало, подавляющее большинство туристов, которых мы увидели — из Америки. Очень закономерно!

Вот на такой ноте, помчались дальше. Снова вернулись к трассе, любуясь окружающими нормандскими красотами

небольшими городочками

типичными картинками

По французским Северам. МСМ
не мог не заметить маки, как-то совсем редко их теперь можно встретить в наших краях…

Уже позже, в августе и сентябре, видел новостные репортажи, как в именно этих местах французские фермеры-аграрии протестовали против политики правительства, вываливая тонны навоза, а также молока прямо на те знакомые дороги, но в июле нас бог миловал принять участие в таких делах.

Недавно вычитал один рассказ про навигацию викингов в период плавания в открытом море. Действительно, современников (а это VIII–XI века!) просто поражали возможности «сынов моря» — викингов, ориентироваться в бесконечном морском пространстве, а современных историков — то, как они открыли Исландию, дошли до Гренландии и даже на какое-то время обосновались в Северной Америке… Нет, компаса, в привычном для нас виде, они всё-таки не знали, а погодные условия северных широт не позволяли им направлять свои драккары в нужном направлении, руководствуясь только нечастым ночным видом созвездий… Как оказалось, смекалка викингов не знала границ! Они использовали, например, шпат — прозрачный природный камень, в качестве прибора для определения расположения солнца, даже скрытого за плотными облаками! Ну и конечно, сравниться с ними в ближнем бою было в те времена просто невозможно.

По наивности и незнанию искренне полагал, что в название Мон-Сен-Мишель почему-то «Мон-" означало «мой», а совсем не «Mont» — гора, возвышенность, во как. Ну, а с «-Сен-Мишель» вполне понятно, речь о «Святом Михаиле».

Чем ближе к Мон-Сен-Мишелю — тем веселее погода. Вот уж повезло, так повезло — дождь кончился, выглянуло солнце, а впереди — вон там

По французским Северам. МСМ

это чудо, памятник человеческому упорству!

Готовясь к поездке, читал, что раньше на машине можно было проехать к самому монастырю. Были описания про то, как люди оставляли свои машины прямо в зоне прилива, ну и соответственно получали «приключения»…

По французским Северам. МСМ

Теперь все проезды перекрыты, вас направят на очень обширную парковку, если не изменяет память, бесплатную

а дальше ножками проходим к информационному центру

По французским Северам. МСМ

Тут можно подготовиться к встрече с монастырем, выпить чашечку кофе, принять ванну и заглянуть в туалет.

По французским Северам. МСМ

Доставка к объекту всемирного наследия

очень оригинальными автобусами

По французским Северам. МСМ

которые совсем не нужно разворачиваться. Кабина шофера имеется с обоих сторон!

Правда, при желании, можно воспользоваться и таким экипажем.

Вышли из автобуса и…

Разве возможно спокойно отнестись к такому? Ну, а теперь спокойно, с чувством, с толком и расстановкой можно прогуляться по самому монастырю

По французским Северам. МСМ

Как и многие сооружения, воздвигнутые в Средневековье, МСМ являлся и оборонительным сооружением

По французским Северам. МСМ

Времена были лихие, как иначе? Читал про споры Бретани и Нормандии к какой территории его относить, но флаг над ним

вполне себе нормандский.

Обязательный билетик

вот в таком помещении

По французским Северам. МСМ

и Мон-Сен-Мишель перед вами…

На удивление, внутри комплекса зданий монастыря хватает места для прогулок

перекуса

покупки сувениров

даже приключений на некое место организма

По французским Северам. МСМ

(человек явно получил травму на крутой лестнице), ну, или культурного просвещения

(активисты какого-то религиозного движения или просто группа паломников. Они даже дружно пели там гимны).

Уверен, каждый найдет своё в этом месте. Можно тихо помолиться

По французским Северам. МСМ

Поинтересоваться историей, заключенного в клетку орла

уточнить особенности жизни и быта непростого периода истории

По французским Северам. МСМ

Или просто поднятся на крепостную стену и увидеть отлив

По французским Северам. МСМ

Море отходит в этих местах на десятки километров. Фантастическая картина, скажу вам!

Немало отчаянных туристов выходят на прогулки по открывшемуся дну «пучины вод»

По французским Северам. МСМ

Ну, а мы помахали им ручкой, пожелав удачи и не рискнули присоединиться.