Турист Julia SkyBlessed (skyblessed)
Julia SkyBlessed
была 7 июня 2021 19:40

Ставангер — Норвегия Август 2015

Норвегия… я очень боялась туда ехать. Зная о подъемах, которые нам придется совершить, я не могла спать ночами. Всякие кошмары лезли в голову: то мы сорвемся где-нить со скалы, то поскользнемся и сломаемся, то погода будет плохая, и мы просто никуда не попадем. Ох… мозг накручивал кучу сложностей. Знакомые говорили мне: если так боишься, не едь, оставайся дома, береги родных, чтобы не переживали за тебя. Но я решила: если боюсь, значит надо ехать, надо победить себя и свои страхи. А родным я просто не говорила, какие цели перед собой поставила. Все знал только муж.

Итак, День 1 — 25 августа 2015.

Вначале все стандартно. Самолет из Варшавы в Ставангер, летели авиалиниями wizzair, билет я покупала еще в марте, он обошелся совсем дешево 25 или 30 евро за туда/обратно. Мы знали, что в Норвегии все будет очень дорого, поэтому запаслись своими продуктами. Впервые я не брала в путешествие фен, но в рюкзаке была овсянка, гречка, роллтон, чай-кофе, сахар-соль, сладости, хлеб, сыр и мяско. Кстати, все можно брать в ручную кладь в самолет. По Норвегии мы решили ездить автостопом, также с целью экономии. Ну и жили мы как обычно через каучсерфинг. Почитав рассказы и советы других путешественников, я поняла, что норвежские кроны лучше покупать у нас, т. к. в Норвегии банк берет большую комиссию за обмен денег, или все оплачивать по карточке. В Бресте кроны мы не нашли, но все успешно поменяли в канторе в Тересполе. В общей сложности на человека у нас было по 100 евро в кронах. Рассчитывали вложиться в эту сумму за неделю пребывания.

Из аэропорта под Ставангером мы сели в автобус до города. Туда/обратно билет стоил 160 крон (17 евро). Кстати, для путешествий очень удобно приложение maps.me. Карту нужной страны загружаете на инете, а потом можно ездить и использовать карты оффлайн. Нашей целью было доехать автостопом почти до города Одда, недалеко от него нас ждал домик на 3 суток. Предстояло преодолеть почти 200 км. Меня предупреждали, что с автостопом могут быть проблемы, но у нас было достаточно времени, недостаточно денег, поэтому самое время стопить =) Постояв вначале минут 20, мы остановили машину, и сразу столкнулись с приветливостью норвежцев. Водитель спросил, есть ли у нас время и с большим удовольствием покатал нас по местности, сделав приличный круг по островам, рассказал о помидорных хозяйствах, о добыче нефти и рыбы, потом подвез нас к парому.

По тропам троллей в Норвегии

Паром стоил на человека 41 крону (5 евро). Паром Mortavika — Ardvagen, примерно полчаса в пути. А потом мы столкнулись с автостопной сложностью… Машины приезжают только с парома, и если не удается остановить ни одну из них, приходится ждать следующего парома, т. е. еще полчаса. И так мы потеряли 2 часа. Мы не особо волновались, даже там пританцовывали и развлекались, контролируя работников парома)), но потом начался дождь и энтузиазм притухал. Я сходила и узнала цену автобуса до ближайшего города. 17 евро!!! А ехать-то к нему чуть меньше 40 км. Этот вариант мы оставили на крайний случай. И тут, о чудо! Остановилась машина, за рулем — замечательная женщина, она хорошо говорила по-английски, дала нам несколько советов, посмотрела для нас погоду в инете на ближайшие дни, обняла на прощание и нажелала всего хорошего. Дальше все пошло как по маслу! Еще 2 тачки и на месте, да еще и в каком месте!!! Потрясающие виды, водопады вокруг, и много зелени!!! У нас-то от жары вся трава уже сухая, а тут такая радость глазам. Здесь наш привал на ближайшие три дня.

По тропам троллей в Норвегии

День 2. Нам не страшен серый тролль) — 26 августа 2015

Предстояла главная затея поездки — подъем к Языку Тролля. У нас не было интернета, но по погоде нам подсказали, что лучше подниматься на следующий день. Путь предстоял долгий и сложный, нужно было отдохнуть, а как-то совсем не спалось. Снова одолевали кошмары, крутящиеся в голове… Но зазвонил будильник, нужно было брать себя в руки и действовать. На улице было туманно и моросил дождь. Муж запретил мне подниматься в горы в такую погоду, но надеясь на то, что распогодится, мы поехали. Нас подвезли молодые ребята (немец и болгарин), которые также ехали к месту подъема.

Примерно 40 км в пути от нашего место через город Odda и Tyssedal до места Skjegeddal к началу подъема. И действительно небо стало светлее и выглянуло солнышко. Итак, нам предстояло пройти почти 24 км туда-обратно — 9 часов в горах. Начали с энтузиазмом, но первый километровый подъем был достаточно резким, сердце забилось учащенно, стали беречь дыхалку и больше останавливаться. Весь путь был помечен красной буквой Т на деревьях, камнях, дорога была разной: то камни, то грязь и зюзя, то горные речки. И хоть наши ноги были в пакетах, все равно они быстро намокли.

По тропам троллей в Норвегии

Вода в родниках холодная и чистая, ее спокойно можно пить.

На всем пути стояли указатели того, сколько км уже пройдено и сколько еще предстоит.

По тропам троллей в Норвегии

Дорога то резко уходила вверх, то была равнинной, но в грязи и воде. Путь действительно был сложным и физически изнурительным, но светило солнышко, это радовало.

По тропам троллей в Норвегии

Мы спешили в цели, т. к. понимали, что погода долго не продержится, она там меняется очень часто, несколько раз на день может быть то дождь, то солнце, а тут на подъеме мы еще столкнулись и со снегом. Ну и подурели там — было жутко скользко, снег был мокрым, идти по нему можно было только на ребре обуви.

По тропам троллей в Норвегии

Люди по дороге встречались разные, было видно, что многие хорошо подготовлены, одеты и экипированы, некоторые совершали подъем с собаками. Нашу «экипировку» можете видеть на фото) Благо, что догадались еще взять шапку и перчатки, местами было холодно и ветрено.

Мы приближаемся и открываются потрясающие виды на озеро Ringedalsvatnet.

По тропам троллей в Норвегии

Последний километр дался тяжело, уже просто не хватало сил, но желание увидеть заветную скалу и очутиться на ней сильно мотивировало.

И вот он — Язык Тролля.

По тропам троллей в Норвегии

У меня сразу появились силы, я бросила рюкзак и побежала туда. Но не только я была желающей, скопилась небольшая очередь для фото на Языке. И вот я иду по нему и мне совсем не страшно! Стою на краю, смотрю вниз и ни капельки страха! Честно-честно! Моя подруга говорила, что я там шествовала как королева горы, села на этот язык так спокойно, будто на стул сажусь) Говорит, что жалела, что не сняла видео)) А я понимала, как абсурдны были мои ночные страхи, и рада, что страх не сковал меня, не заблокировал, а освободил мои ощущения, чтобы воспринимать увиденное. А потом меня понесло: я там и танцевала, и прыгала, гоняла по нему))

Ах, да, это же еще был день моего рождения и наша с мужем годовщина свадьбы (9 лет)!!! И я мечтала его провести именно в этом месте, поэтому меня распирало от удовольствия и выполненной цели. Для сего дня мы подготовили наряды. Конечно! запасную одежду взять не догадались, а вот юбки для фотосета — всегда пожалуйста! Ох и девочки))

По тропам троллей в Норвегии

Решила и подругу туда затащить. Она боится высоты и была против этой идеи, но проделать такой сложный путь и не попасть на это место?! Я завела ее за ручку, она адаптировалась и стала чувствовать себя увереннее. Язык не так страшен, как кажется, он идет немного под углом вверх, поэтому там не страшно находиться, гораздо сложнее был путь туда и обратно. Мы провели там часа полтора, пока я успокоилась)) Заходила на язык раза 4, потом удовлетворилась)) Даже кушать особо не хотелось от адреналина.

По тропам троллей в Норвегии

А вот потом началась самая жесть… Это был спуск! Первые полчаса еще держалась погода, потом нагнало облака и пошел дождь, очень сильный, усилился ветер, благо, что он был в спину. Дождь лил стеной, мы спускались, навстречу поднимались люди, и как же было их жалко! Им еще предстоял путь, а погода совсем испортилась, и что они увидят, когда достигнут цели?! Мы спускались, а люди шли и шли наверх к языку… Спуск мне дался тяжело. Мы промокли насквозь, но продолжали двигаться, чтобы не замерзнуть. Мышцы на ногах напрягались, чтобы удержаться и не упасть на скользких участках дороги. Уже было все равно, что ступаешь в грязь или воду, нужно было идти вперед. И так почти 4 часа мы шли под дождем… Это жуткие воспоминания. Особенно последний километр, уходящий резко вниз по камням, был очень сложным. Невозможно было останавливаться, т. к. ноги сразу дрожали от напряжения. Хотелось плакать, но я вслух повторяла себе: не жалеть себя, не сдаваться, нужно дойти! И понимала, что это надо пережить. Пережить и понять, что ты можешь это вынести, ты на многое способен. Что легкий подъем и спуск дал бы тебе возможность говорить: тьфу, подняться к языку тролля — это ерунда. Пусть будет хорошая погода тем, кто туда идет, но нам нужно было пережить эти трудности, и сейчас я благодарна за это. Я изучала себя и понимала, что могу, должна, другого варианта нет. Спустившись с последнего камня, я упала на колени в мокрую траву и расплакалась. Да, та королева горы, которая шествовала бесстрашно по языку тролля, лежит в мокрой траве и плачет. И это уже были слезы радости от того, что все сделано, пережито. Я ждала подругу и подобрала ее на последнем шаге, мы обнялись в слезах и пошли к парковке искать тачку, чтобы доехать домой. Вы бы видели наш видон! Жаль, что не сфоткались, но тогда вообще об этом не думалось. Мокрые, с сумасшедшими глазами и жутко грязными ногами! И кто нас возьмет вообще к себе в машину??? Люди там переодевались в сухое, переобувались, а у нас ничего не было. Мы спустились чуть ниже к озеру и отмыли обувь, чтобы выглядеть приличнее. Нас забрала молодая пара. Вместо заднего сидения в бусе у них была оборудовала кровать, но они все разобрали, чтобы посадить нас. Они раскочегарили машину, чтобы нас согреть, мы проехали с ними участок дороги и вышли. Оставалось еще 3 км до поворота и 15 км за поворотом до дома. Выйдя из теплого буса снова на дождь, у меня посинели губы и стали стучать зубы. Какая-то машина остановилась, чтобы сфоткать водопад, я отчаянно подбежала к ней, открыла дверцы и стучащими зубами умоляла: Help! Help! Внутри были 2 пожилые женщины, они со страхом смотрели на меня, но быстро согласились помочь. После поворота также отчаянно я накинулась на еще одну тачку, и нас завезли прямо под дверь дома. Мы бежали по коридору, сдирая с себя мокрую одежду, схватили полотенца и побежали в душ. Сейчас вспоминаем этот отчаянный автостоп и душ со стучащими зубами. Так заканчивался мой день рождения)))

Переодевшись в сухое, мы вспомнили, что не кушали весь день и у нас был праздничный ужин!

По тропам троллей в Норвегии

Ночью я почувствовала, что болит колено, но все уже казалось мелочным после пережитого.

День 3. Расслабон — 27 августа 2015.

Мы решили просто погулять по округе, спуститься вниз к небольшому поселку.

По тропам троллей в Норвегии

По пути встречались чудесные домики с травкой на крышах, такая маскировочка)

По тропам троллей в Норвегии

А потом остановили тачку и подъехали к поселку. Кстати, водитель сразу понял, что мы из страны постсоветского пространства. Сказал, что понимает, что нам у них все дорого и рад помочь и подвезти.

Зашли в магазин на экскурсию, посмотреть на цены))

По тропам троллей в Норвегии

А потом разложили свой хавчик и покушали.

По тропам троллей в Норвегии

Назад тоже уехали автостопом и уже отдыхали дома. Колено продолжало болеть, но я не обращала внимания на эту боль. На нем была шишка, колено опухло. Я решила по возвращении в Брест пойти к травматологу, а пока ничего не могу сделать, поэтому и переживать не буду. Все равно никакой мази или бинта с собой не было.

День 4. Автостоп в Ставангер — 28 августа 2015.

Последнее утро в домике с видом на водопад, утром облака опускались так низко, что совсем не было видно гор.

По тропам троллей в Норвегии

Мы возвращались в Ставангер, снова всю дорогу в 200 км стопили машины.

По тропам троллей в Норвегии

Познакомились с замечательными людьми, увидели много красоты по дороге, люди платили за нас за паром, рассказывали о своих семьях, делились жизнью — был замечательный день! Последняя машина с итальянцами завезла нас к нужному дому в Ставангере, где нас встретил наш хост по каучсерфингу и угощал крабами. Я впервые ела крабов, это особая процедура, и я достаточно быстро ее освоила. Мясо нежное и сочное, ела бы и ела, но нужно было не наглеть и останавливаться)

По тропам троллей в Норвегии

День 5. Kjeragbolten — 29 августа 2015.

Мы проверили погоду на ближайшие дни. Нам предстояло еще 2 подъема в горы. Моя Танюша решила отдохнуть, я сама собралась подняться к камню-горошине между скал — Kjerag (Шераг). Стопом одной ехать было стремно, поэтому я решила купить билет и ехать на автобусе компании Tide. Удовольствие не дешевое — 490 крон (53 евро) — примерно часа 3 пути в автобусе, по дороге проезжали красивые виды на зеленые долины.

По тропам троллей в Норвегии

А потом предстоял 5-часовой хайкинг в горах, около 9 км туда-обратно. Водитель автобуса предупредил, чтобы не опаздывали, автобус уедет по расписанию. Начало подъема было в месте под названием Øygardstøl. Путь туда открыт с конца мая по середину сентября.

По тропам троллей в Норвегии

Подъем был сложен почти вертикальными каменными стенами, но столбики и натянутые между ними цепи значительно облегчали дорогу

По тропам троллей в Норвегии

Погода была переменчивая, колено болело, поднимать ногу было сложно, я старалась ее беречь и давать нагрузку на другую ногу.

По тропам троллей в Норвегии

Примерно за 2 часа я добралась до цели. Из автобуса туда успело подойти буквально пару человек, но я встретила парней, которые подвозили нас к Языку Тролля — немец и болгарин! Мы были очень рады встрече, т. к. вместе многое пережили. Они-то и пофоткали меня на камне.

По тропам троллей в Норвегии

Опережая вопросы, сразу скажу, что мне снова не было страшно, я совсем страх потеряла)) или он как-то отключается после пережитого сложного подъема, или это сверхъестественное что-то, но внутри меня было удовлетворение проделанной работой. По пути в гору я думала о своей жизни, о том, что мне довелось увидеть, в каких местах побывать, внутри было столько радости от этого, я понимала, что жизнь чудесна и богата воспоминаниями. И вот, стоя на этом камне, я ощущала радость и наслаждение жизнью.

Потом мы с ребятами разложили общую поляну, покушали, стало холодать, мы решили спускаться назад. К нам еще присоединился американец и наша коалиция двинулась в путь. Погода постоянно менялась: то дождь и облачно, то солнце. Виды на Lysefjord открывались потрясающие.

По тропам троллей в Норвегии

Мы снова проходили горные ручьи, огромные валуны, вспоминали спуск с Языка Тролля, и сейчас все казалось простым и неопасным, хотя в некоторых местах камни были такие крутые, что приходилось садиться и на корточках съезжать, а мне было это очень больно из-за колена.

По тропам троллей в Норвегии

Мы спустились на 1,5 часа раньше отправления автобуса, поэтому еще прогулялись по окрестности.

Дома ждал ужин — овощи с колбасками и хлебцы.

По тропам троллей в Норвегии

День 6. Preikestolen — 30 августа 2015.

Было воскресенье, была классная солнечная погода, мы решили подняться на скалу Проповедника — Preikestolen. Танюша уже была со мной. Мы посмотрели, что у нас остаются кроны, а трат больше не предвиделось, поэтому поехали туда цивильно)) на пароме и автобусе.

По тропам троллей в Норвегии

Паром Stavanger — Tau идет минут 40, потом сразу забирает автобус и везет к месту начала подъема — еще где-то полчаса в пути. Если бронировать билет на сайте компании Tide reiser, то весь путь туда-обратно с паромом и автобусом стоит 250 крон (27 евро). Мы бронировали только накануне, когда уже проверяли погоду на следующий день. Бронь открыта до 8 вечера дня, предшествующего путешествию.

Этот подъем считался самым простым, занял примерно 1,5 часа — 4 км в одну сторону. Некоторые участки дороги были сложными, сердце колотилось, дыхалка подводила, да еще и колено болело (

По тропам троллей в Норвегии

В тот день много людей поднималось с нами, был воскресный солнечный день, много туристов и норвежцев, которые очень спортивны! Встречались семьи с маленькими детьми. И достаточно много таких семей

По тропам троллей в Норвегии

А еще удивительным было то, что мы там встретили итальянцев, которых застопили пару дней назад.

По пути останавливались для фото.

По тропам троллей в Норвегии

И вот мы подходим к месту, которое Lonely Planet выбрал одной из самых захватывающих смотровых площадок в мире — вид со скалы Проповедника на Lysefjord.

По тропам троллей в Норвегии

Я пошла испытывать себя на ощущения страха. Поэтому решила занять самое стремное место — «трон короля» — на краю скалы. У них считается очень крутым сесть на это место, свесив ноги. Что ж, здесь впервые за поездку я испытала немного дрыжиков внутри, особенно когда ветер сильно дунул в спину, но когда я раз третий снова туда уселась, уже привыкла к ощущениям и высоте и смогла спокойно любоваться, хотя некоторые люди говорили мне со стороны: не делайте этого, не садитесь туда снова)) Но я неумолима! Когда я вернулась домой и показала мужу фотки с путешествия, он сказал: ты бы хоть завещание написала, когда уезжала)))

По тропам троллей в Норвегии

Танюша победила себя и сфоткалась со мной на краю скалы. Она большая молодец. Без страха это все прикольно, а вот когда боишься и тянет магнитом вниз, такая победа над собой достойна уважения!

Многие люди подползали на животе к краю и смотрели вниз.

По тропам троллей в Норвегии

Достоин уважения и этот герой с протезом на ноге.

По тропам троллей в Норвегии

У нас был крутой день, замечательная погода, довольные возвращались домой. На оставшиеся деньги купили на память магнитку, так я вложилась в 100 евро.

День 7. Ставангер и белые домики — 31 августа 2015.

Последний день перед отъездом мы решили прогуляться по городу. Я еще и раньше заметила, что в частном секторе здесь много деревянных домов, покрашенных в белый цвет. Мне очень нравится белый цвет в интерьере, и я восхищалась этими домиками! Заборов вокруг нет, можно подходить ближе и фоткать веранды и окна.

По тропам троллей в Норвегии

В порту Ставангера стоял огромный корабль, светило солнце и настроение было замечательное. К тому же мое колено стало лучше, опухоль сошла, я почти уже без боли его сгибала. Внутри было такое удовлетворение от всего совершенного, спокойствие и мир в сердце.

По тропам троллей в Норвегии

Мы гуляли в порту, покушали нашу гречку)

Потом вышли на улицу с цветными домиками.

По тропам троллей в Норвегии

Гуляя по улицам, мы встретили человека, он подошел к нам, подарил шарики и сказал, что сеть отелей Scandic устраивает акцию, угощает всех кофе и тортом. О, как мы обрадовались. Уже надоело есть овсянку, гречку и роллтон! Мы сразу съели по 2 больших куска торта!))

По тропам троллей в Норвегии

День 8. Домой!

Утром колено уже вообще не болело, я удивлялась человеческому организму: мало того, что я никак не лечила это колено, а еще и нагружала его подъемами в горы! Но все восстановилось. Главное — без паники))

Мы пошли на автобус и уехали в аэропорт. Сидели в самолете и понимали, что многие страхи были надуманными, что мы многое преодолели, это было особенное путешествие-испытание, на выносливость и победу над собой.

Уже дома я смотрела фотки и какие-то ощущения до меня доходили по-новому. Там в Норвегии мозг запоминал впечатления, а чувства были настолько на адреналине, что не все я воспринимала адекватно, а потом смотрела фотки и на меня нахлынывали волны невероятных переживаний.

Было такое состояние дома, будто я хожу не по ровной дороге, а по склонам, ощущение, будто падаю с кресла, аж нагибалась вбок)

Сейчас предстоит разговор с мамой… Она не знала о моих планах, а сейчас увидит фотки в инете и будет в шоке. Поэтому я не спешу выкладывать их в социальных сетях, пока не поговорю с ней лично и не объясню все произошедшее.

Рада всему проделанному. Человек способен на гораздо большее, чем он себе представляет.