Starostin Maksim (Maksim_Starostin)
Maksim Starostin — был сегодня 6:12
 – 423

Япония! От Хоккайдо до Кюсю по железным дорогам

4 сентября 2015 г. 12:24 Япония Ноябрь 2010
29 18

В ноябре 2010-го года я впервые побывал в Японии. И надо сказать, что из всех на тот момент уже почти 50-ти стран, где я был, Япония по своей необычности выходила на твердое первое место. Тут буквально все по-другому, не так, как везде.
Летел я Финнэйром из Таллина через Хельсинки в Токио. Еще в Нарве заказал на каком-то английском сайте 2-недельный проездной для японских железных дорог JR Pass. В дальнейшем это дало возможность, перемещаясь по стране, без ограничений пользоваться почти любыми поездами.

Маршрут по Японии был такой:

День 1-2. Прибытие в Токио
День 3. Поездка в Никко
День 4. Поездка на трех поездах из Токио на остров Хоккайдо в Саппоро
День 5. Экскурсия в геотермальную зону Ноборибецу и посещение медвежьего питомника
День 6. Поездка на ПЯТИ поездах из Саппоро в Тояма
День 7. Горный маршрут Куробе-Татеяма. Поезд — фуникулер — автобус — горный троллейбус — канатная дорога — фуникулер — пешком по плотине ГЭС — горный троллейбус — автобус — поезд:)
День 8. Осмотр замка Мацумото, затем на поезде в Токио и Осаку
День 9. Поездка из Осаки в Киото
День 10. Поездка в Нару и осмотр Осаки (замок, океанариум и колесо обозрения)
День 11. Хиросима и Миядзима
День 12. Фукуока и отбытие в Корею

Где больше всего понравилось, если в двух словах?

Ну, во-первых, это остров Хоккайдо — «Адская долина» и парк с медведями на вершине горы.

6

Во-вторых, горный маршрут Куробе-Татеяма. Место, совершенно неизвестное массовому туристу, но при этом являющееся симбиозом современной техники и природных достопримечательностей. Где вы еще увидите тоннельные троллейбусы? А где вам удастся спуститься на фуникулере к плотине ГЭС?

4

Ну и эпицентр атомного взрыва в Хиросиме — это тоже знаковое место, известное всем с детства, но только по телевизору.

1

А еще рядом с Хиросимой есть Миядзима, известное своими плавающими воротами-ториями, а также оленями. Олени конечно есть и в Наре, но в Наре все бывали, а вот до Миядзимы уже мало кто из туристов добирается.

3

А вот японские города - а я был в Токио, Осаке, Киото, Саппоро и Фукуоке - оказались совершенно неинтересны. Все они застроены довольно страшными высотками, исторических зданий почти нет, зато кругом полно огромных щитов с кричащей рекламой. Вообще, если сравнивать с Европой, то в японских городах нет такого понятия, как исторический центр, а потому растерявшиеся туристы первое время даже не могут понять, куда им ехать. Да, здесь во многих городах есть некоторое количество разных храмов и святилищ, но на общем фоне они совершенно теряются. Но именно их будут помещать во все путеводители, отчего у неискушенной публики будет создаваться впечатление, что вот вся Япония - она именно такая. Ну вот возьмите для сравнения любой российский город - везде в центре будет присутствовать если не классическая застройка 18-19-го века, то по крайней мере "сталинский ампир" 40-50-х годов. В Японии же ничего такого вы не увидите - везде будет либо стандартная высотная застройка, либо скученные 2-3-этажные домишки, иногда разбавляемые храмами и пагодами.

1

Да, в Японии очень много всяческих храмов и святилищ. Особенно их много в Киото. Но даже здесь их придется искать.

1

Также обязательными для посещения пунктами являются Никко ...

... и Нара. В Наре помимо храмов не меньший интерес представляют живущие прямо в парке олени.

А теперь собственно впечатления, без привязки к конкретному месту.

Что в Японии удивляет прежде всего, это совершенно гипертрофированная вежливость. Японцы повсюду кланяются. Особенно любят они кланяться клиентам. Девушка, продающая напитки и закуски в вагоне поезда, прежде чем войти в вагон, кланяется пассажирам, а выходя из вагона, сначала поворачивается к пассажирам лицом, кланяется и лишь потом уходит. Даже контролер, заходя в вагон, сначала снимает фуражку, кланяется, а уже потом начинает проверять билеты. А уж те контролеры, что стоят у турникетов при входе на станцию, так увидев «гайдзинский» Rail Pass, они вообще радовались мне, как лучшему другу, приглашая зайти к ним на территорию. А тут ехал на фуникулере, так при его отправлении трое служащих, все разумеется в униформе и в фуражках, как по команде встали по стойке «смирно», поклонились, пару секунд так стояли, пока вагон отъезжал. Во дисциплина!

А еще японцы, в особенности продавщицы в магазинах, постоянно повторяют гнусавым голосом какие-то мантры, обращаясь к покупателям. Что-то типа тра-ля-ля-арима-а-а-а-а-ас, бла-бла-бла-симаса-а-а-а-а-ан. Так вот идешь по магазину и отовсюду слышишь эти произносимые нараспев окончания. Может это крайняя степень вежливости? В путеводителе вот написано, что чем длинее окончание у глагола, тем вежливее.

Еще очень часто слышишь слово «кудайсай», его добавляют в конце каждой фразы, когда что-то объявляют на вокзале, в поезде или автобусе. Оказалось, по-японски это означает «пожалуйста».

Кстати, хотите посмотреть, как японцев учат корпоративному духу и работе в команде? Гляньте вот этот ролик :)

А это женский вариант -

Вот такие вот дисциплинированные люди-винтики :)

А еще в Японии очень сложно найти урну! Их нет почти нигде! Причину я узнал еще дома. Оказывается, японцы очень переживают по поводу сортировки мусора, и если им поставить обычную урну, то они замучаются решать, можно ли туда бросать конкретный мусор или нет. Поэтому, чтобы не мучаться, решили урны не ставить вообще. Так и приходится ходить и таскать с собой в рюкзаке пустые бутылки.

И руки японцы после мытья не вытирают и не сушат. Редко где в туалете можно найти бумажные полотенца или фен. Так и ходишь, машешь руками, чтобы высохли. Но зато туалеты везде бесплатные!

Многие японцы ходят в марлевых повязках. Причем не только в загазованном Токио, но и в практически курортном Никко. И в поездах тоже. Значит боятся не выхлопов, а каких-то микробов?

Шоферы все в белых перчатках чтоб не делать отпечатков ;) В принципе правильно, зачем свою кожу постоянно о детали разных механизмов тереть. Но помимо перчаток все еще в униформе и в фуражках. У разных служащих своя форма — железнодорожники, шоферы автобусов, служащие всяких фуникулеров и канатных дорог и т. п. Да, на униформе японцы точно сдвинуты.

Ну и раз уж речь зашла об униформе, как тут не упомянуть про международный брэнд и секс-символ — японских школьниц. Они тут повсюду! :) И действительно круглый год ходят в гольфах, даже в ноябре. Интересно, им не холодно? Хотя конечно в Японии климат не как у нас.

А вот миф о том, что японские женщины самые красивые — это не больше, чем миф. На самом деле большинство японок мало того, что некрасивые, так еще и сутулые, кривоногие и косолапые :)

2

Теперь о ж/д билетах. Билеты на поезда здесь покупаются так. Можно взять билет без места. В каждом поезде несколько вагонов выделяется для таких пассажиров. Исключение — синкансэн «Хаятэ», что идет на север, там все вагоны только для пассажиров, забронировавших себе места. И в общем случае, если у вас нет JR Pass, это стоит дополнительных денег. Обладатели же JR Pass могут делать резервацию места бесплатно. Подходишь в любую кассу и по-английски просишь забронировать место, желательно еще на бумажке написать время и станции отправления и назначения, дабы избежать путаницы. Пару раз я сталкивался с ситуацией, когда на нужный мне поезд мест не было, тогда приходилось идти в те вагоны, где места не резервируются. Они мне, кстати, понравились больше. В них чаще всего ты можешь выбрать себе то место, где тебе больше нравится, а не то, которое на билете. Поэтому, даже имея билет с местом, в последнее время я стал садиться в нерезервируемые вагоны.

И еще здесь есть вагоны для курящих! Как-то, не заметив, сел в такой, так было так непривычно видеть, чтобы в вагоне поезда курили. Но при этом вентиляция над каждым креслом неплохая.
В большинстве поездов над дверью висят электронные табло, на которых, помимо японского текста, иногда пробегает и бегущая строка по-английски, типа «We will soon make a brief stop in Hiroshima». По трансляции тоже по-английски объявляют. Если же табло нет, к примеру, на местных поездах, то надо либо вслушиваться в японскую речь, не промелькнет ли там знакомое название, либо знать, во сколько будет твоя станция. Ну и конечно надо следить за названиями станций, что появляются за окном и контролировать свой путь по карте, чтобы знать, где находишься. Комбинация всех этих факторов не даст вам заблудиться на японских железных дорогах :)

Вообще железнодорожный транспорт в Японии развит невероятно. Поезда ходят повсюду и они приходят минута в минуту! Посадка пассажиров на перроне происходит быстро и четко. Цветными стрелками на земле размечено, где и какой вагон останавливается и японцы стоят в очереди именно там, где указывают стрелки!

Да, а год на билетах пробивают знаете какой? 22-й! Причем не ХХ22-й какой-нибудь, а именно что просто 22-й. Полная дата окончания действия моего JR Pass’а написана так — 22.11.15, что значит 15 ноября 2010-го года. Просто здесь традиционное летосчисление идет с воцарения императора, а последний император Акихито взошел на трон как раз 22 года назад, в 1988-м году.

(Я вот тут подумал, как они в компьютерах такие даты сортируют? Хотя наверно никак, вначале, скорее всего, сохраняют обычную дату, а потом уже на ее базе вычисляют год правления императора. А иначе как? :))
Выгодно или нет покупать JR Pass? Это зависит от того, сколько времени вы намереваетесь проводить в городах. Если у вас в планах провести три дня в Токио, три дня в Осаке, три дня в Киото и т. п., то проездной конечно же не окупится. Но если вы собираетесь много ездить, как это делает большинство авторов рассказов о Японии;) то JR Pass несомненно выгоден. Вот я здесь посчитал, сколько денег я бы потратил на все свои поездки, если бы у меня не было JR Pass. Заметьте, плату за резервирование места я включаю в подсчет лишь тогда, когда такое резервирование обязательно.

Итак:

Аэропорт Нарита — Вокзал Уэно (Narita Express), 3140 йен
Токио-Никко (синкансэн Tsubasa + местный JR Nikko), 4720 йен
Никко-Токио (местный JR Nikko + синкансэн Tsubasa), 4920 йен
Уэно-Саппоро (синкансэн Hayate + Super Hakucho + Hokuto), 22670 йен
Саппоро-Ноборибецу (Suzuran), 3850 йен
Ноборибецу-Саппоро (Suzuran), 3850 йен
Саппоро-Уэно (Super Hokuto + Hakucho + синкансэн Hayate), 22670 йен
Уэно-Тояма (синкансэн Max Toki + Hakutaka), 10540 йен
Шинаноомачи-Мацумото (местный JR Oito), 650 йен
Мацумото-Уэно (Shinano + синкансэн Asama), 8880 йен
Токио-ШинОсака (синкансэн Hikari), 13240 йен
ШинОсака-Киото (синкансэн Hikari), 1380 йен
Киото-ШинОсака (синкансэн Hikari), 1380 йен
ШинОсака-Нара (Haruka + местный JR Yamatoji), 1520 йен
Нара-Осака (местный JR Yamatoji), 780 йен
Осака-ШинОсака (JR Kyoto), 160 йен
ШинОсака-Хиросима (синкансэн Hikari), 9440 йен
Миядзимагучи-Хиросима (JR Sanyo), 400 йен
Хиросима-Фукуока (синкансэн Hikari), 8190 йен

Итого 122380 йен, делим на стоимость JR Pass, 45100 йен, и получаем экономию в 2.7 раза.

Кстати, а вы видели, как целуются «синкансэны» ? ;)

А еще никто не ест столько на ходу, как японцы. На вокзалах повсюду продают коробочки с обедами — «бенто-боксы». И японцы очень любят наворачивать это все в дороге. Хотя конечно кладут туда отнюдь не гамбургеры, а гораздо более здоровую еду, часто морепродукты.

Правда я вот так и не решился купить такую коробку, т. к. оттуда постоянно выглядывали какие-то малопонятные морские гады :) Да и стоит как-то недешево, от 500 до 1000 йен. Но зато мне понравился обед в двухэтажной круглой коробочке за 398 йен: наверху лежит курятина, половинка яйца и потертая морковка пополам с какой-то редькой, а внизу лапша, ну, та самая, которую надо поглощать с непременным хлюпаньем :)

Ну, а что касается напитков, то автоматы по их продаже стоят буквально на каждом углу. На каждом! Правда не все напитки там внушают доверие, много продается всяких чаев, а у японских чаев довольно специфический вкус, я не все смог осилить до конца:)

А еще я впервые увидел, чтобы в автоматах продавали горячие напитки!

* * *

А вот живут японцы, как это ни странно при их скученности, в основном в своих домах. Точнее домиках, ибо земли все-таки мало, и она дорогая. Очень мало у кого есть свой садик, чаще всего сразу в метре от дома проходит дорога либо уже стоит стена соседа. Улицы между домами узкие, движение одностороннее, и все вокруг, как и везде в Азии, опутано проводами. Но при этом все конечно чисто, помои на улицу никто не выливает.

О гостиницах. В гостиницах здесь принято предоставлять постояльцу тапочки и пижаму, причем даже в самых дешевых и маленьких номерах! Я правда ни разу не пользовался, но сам факт интересен.

В каждом номере здесь не душевая кабина, а обязательно ванна. Правда она такого размера, что сесть в ней можно, лишь поджав колени к носу :)

А еще вот интересно, что означает кнопка STAND BY на унитазе? :) Да что там «stand by», тут в отеле подороже был унитаз вообще с целым пультом. Что-то там и в режиме душа, и в режиме биде, и механический манипулятор для подтирания.
За всю поездку ни в одной из шести японских гостиниц не было WiFi, везде Интернет был только проводной. Патч-кабель либо лежал в номере, либо выдавался на рисепшене. Не знаю, с чем это связано. Может из-за плотной застройки у них проблемы с распространением радиоволн и WiFi не во все номера добивает? А так по проводу гораздо надежнее, и никаких проблем со скоростью, как было в Новой Зеландии.

* * *

Об отношении к инвалидам. По всей Японии на тротуарах сделаны рельефные дорожки для передвижения слепых. Если идти прямо, то выпуклости продольные, в местах же, где надо остановиться и у развилок, выпуклости в виде кругляшков. Не знаю, насколько это помогает слепым, они все равно ходят, ощупывая дорогу палочкой, остальным же, как мне показалось, не слишком удобно наступать на эти выступы.

А еще для слепых сделана звуковая сигнализация на светофорах. Опять же, не знаю, скольким слепым она помогает, но вот всем остальным на нервы действует, прав тут Артемий Лебедев. Особенно в таких больших городах, как Токио или Осака. Идешь по улице, а отовсюду мелодии так и льются — пинь-пинь… парам-пам-пам… И даже когда сидишь у себя в номере в гостинице, эти звуки все равно доносятся с улицы.

* * *

А знаете, как в Японии обозначаются адреса? Никогда не догадаетесь. Начать следует с того, что улицам здесь дают названия чисто из эстетических соображений. При написании адресов они не используются, тем более, что и названия-то имеют далеко не все улицы. При задании адреса же сначала идет название района, затем т.н. «чоме», или округ. Этих «чоме», как правило, несколько штук с одним именем, поэтому еще указывается и номер. Далее внутри каждого «чоме» задается номер квартала, или «банчи». А уже внутри квартала идет номер дома. Так что типичный японский адрес будет выглядеть примерно так: 1-3-7 Roppongi, Minato-ku, Tokyo. Что означает, что это район Минато-ку, микрорайон Роппонги № 1, 3-й квартал, 7-е здание.

* * *

Что удивило, японцы очень редко расплачиваются банковскими картами. Во всяком случае, в небольших продуктовых магазинах это так. Во многих магазинах карту у вас просто не возьмут. После Эстонии это смотрелось дико — казалось бы, Япония, электроника, ан нет, только наличные… А еще большая проблема тут с банкоматами. Если вы привыкли, что они должны стоять на каждом углу, то в Японии вас ждет разочарование. Банкоматы если и стоят, то принимают только японские карточки. Есть конечно и банкоматы, принимающие международные карты, но их надо искать.

* * *

А мобильные телефоны японцам нравятся не миниатюрные, как у нас, а такие огромные раскладушки. Почему? А потому что на них можно рубиться в компьютерные игры прямо в вагоне метро!

А поездка в этот раз началась 1 ноября — очень удобно было считать, какой день экспедиции идет :)

И это поездка лишь начиналась с Японии, а уже по ходу подготовки у меня появилась идея обратно лететь не из Токио, а - куда там у нас еще Finnair летает - ну вот хотя бы из Сеула. Ой, нет, из Сеула же можно слетать в Манилу! А оттуда на Тайвань! А обратно можно полететь и из Шанхая... Ой, как же так - быть в Китае и не побывать в столице! И не подняться на Великую Стену! Решено - обратно лечу из Пекина! Спустя 24 дня! :)

День 1-2. Далеко ли до Токио ?

Частные гиды
в Японии

Комментарии

Rakel
4 сентября 2015 г. 13:46
Спасибо! Было интересно почитать про Японию
fanni
4 сентября 2015 г. 14:24
отличный отзыв, спасибо)
Alware
4 сентября 2015 г. 14:46
Забавно, мы очень похожим маршрутом проехали))
Maksim_Starostin
+1
4 сентября 2015 г. 15:04
Да, я дискуссию про Абашири помню :) Кстати недавно был с другой стороны от Ширетоко, мы там видели эти горы в тумане. Место называется - кальдера вулкана Головнина.

В ноябре вроде как летим с пересадкой в Токио. Хотелось бы освежить впечатления.
Arkhip251166
4 сентября 2015 г. 15:50
Полезный и интересный отчет!
Anna_08
4 сентября 2015 г. 20:15
Интересно! Много знакомого, но, конечно, не такая обширная была поездка!
sovikont
5 сентября 2015 г. 6:42
Очень интересно. Страна куда всегда хотелось и хочется. Спасибо за такой познавательный рассказ ,Максим
albygan
5 сентября 2015 г. 9:36
Подробно и интересно
den-ekb
5 сентября 2015 г. 11:59
Очень интересно!
Butyrskii
6 сентября 2015 г. 9:34
Интересные факты, многие уже знал откуда-то, но вот то, что нет вай-фая в номерах для меня нонсенс
Maksim_Starostin
+1
6 сентября 2015 г. 10:58
Ну с тех пор я думаю сделали, потому что в последние годы народ стал со смартфонами и планшетами ездить, а у них уже нет гнезда под сеть.
Butyrskii
6 сентября 2015 г. 15:38
Тоже верно, читал, что в Японии очень дорогой домашний интернет
msluza
16 октября 2015 г. 13:57
А в какой части Фудзияма ?
Maksim_Starostin
16 октября 2015 г. 13:59
Фудзи она по дороге из Токио к Осаке, где-то наверно в часе езды от Токио.
Запись с ответом была удалена.
msluza
16 октября 2015 г. 14:49
Фудзи она по дороге из Токио к Осаке, где-то наверно в часе езды от Токио.

нет , в какой части вашего повествования ?
на нее можно забраться или она священная ?
Maksim_Starostin
16 октября 2015 г. 14:52
У меня ее нет, есть лишь фоточка издалека в заметке "Далеко ли до Токио?"
Когда я ехал мимо, она была вся в тучах.
Забраться можно, но пишут, что только в августе, а в это время в Японию туристы не ездят, типа дожди сплошные.
vibas
16 октября 2015 г. 16:24
Отличный маршрут!!!
А вот японские города - а я был в Токио, Осаке, Киото, Саппоро и Фукуоке - оказались совершенно неинтересны.
и даже Киото?!
Maksim_Starostin
+1
16 октября 2015 г. 16:29
А зайдите на Google Street View и сами посмотрите.
Я вот фоточки сравниваю, так после японских новостроев даже обычные российские дохрущевские дома уже красиво смотрятся.
В Киото смотреть надо большие монастыри, типа Киемидзу-дэра, а они там далеко не на каждом шагу :))
vibas
16 октября 2015 г. 16:35
Зачем мне стрит-вок, если я там сам был))
Видимо, у нас с Вами просто разные впечатления))
Maksim_Starostin
16 октября 2015 г. 17:04
Так я по Киото тоже много километров прошел в поисках интересного. От вокзала до императорского дворца. Да, попадаются храмы. В основном мелкие и скучные. Есть и большие, но редко. Основная застройка ничем не примечательна. В путеводителях же - сплошные храмы. Ну как если всю Москву снести, оставить только Кремль, Новодевичий монастырь и другие церкви. А остальное застроить недвигой на продажу.
Maksim_Starostin
16 октября 2015 г. 17:12
"Редко посетители прибывают в Киото, чтобы просто отгулять каникулы. Каникулы - по определению период наслаждения легкой жизнью, но в красоте Японии больше не бывает легко. Вы должны упорно трудиться, чтобы видеть ее. Киото, несмотря на его огромное культурное богатство, не стал международной туристической Меккой как Париж или Венеция. Совсем немного туристов из-за границы, и их пребывание крайне коротко. После того, как они увидели немногие сохранившиеся исторические места, зачем еще оставаться здесь?

Для читателя, которому любопытно увидеть собственными глазами действительность сегодняшнего Киото, я советую приехать на лифте на самый верх гранд отеля около железнодорожной станции, которая более или менее является географическим центром города. Повернитесь на все 360 градусов: за исключением Пагоды Тодзи и немного крыши Храма Хонгандзи, все, что Вы увидите, является плотным беспорядком темных бетонных зданий, простирающихся в каждом направлении, городской пейзаж, который может справедливо быть описан как одна из наиболее тоскливых достопримечательностей современного мира. Трудно поверить, что смотришь на Киото."
Maksim_Starostin
16 октября 2015 г. 17:24
Японские города напоминают мне Новый Арбат, во. Там тоже идешь, куча высоток, потом опа - церквушка древняя. И потом опять высотки.
Или как раньше гостиница "Россия" была, которую снесли. Она вот вся такая современная, а вокруг нее штук пять церквушек было сохранено.
Но при этом в Москве километры улиц со старинной застройкой, с лепниной, колоннами, классические формы, на которые приятно смотреть. И каждый раз скандал, когда какой-то полуразвалившийся дом сносят. А в Японии не рефлексируют - снесли целый район и ладно.
Вообще в азиатских городах сложно гулять - там нет исторического центра. Нет единой точки, куда можно было бы приехать и гулять.
vibas
17 октября 2015 г. 5:52
Я из больших городов был только в Киото и Осаке. А в маленьких с историчностью вроде всё было не так плохо)) Надо порыться в архивах)
Maksim_Starostin
17 октября 2015 г. 8:19
Хех, ну вот тот же Никко. Полностью современный город. Но пройдешь по нему - и будет большой парк, где все храмы, куда все ездят.

В Наре - то же самое.
vibas
16 октября 2015 г. 16:27
На самом деле большинство японок мало того, что некрасивые, так еще и сутулые, кривоногие и косолапые :)
Здесь очень поспорю)))
Maksim_Starostin
+1
16 октября 2015 г. 16:30
Ну то что много японок снимается в эротической фотографии, я как бы в курсе был, но на улицах встречалось очень много страшных :)
vibas
16 октября 2015 г. 16:36
Ну, так вот это я на улице сфотографировал)))
Maksim_Starostin
16 октября 2015 г. 17:05
Так никто же не говорит, что красивых совсем нет :)
Запись с ответом была удалена.
vibas
16 октября 2015 г. 16:27
И еще
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.