Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 17:07

Санкт-Петербург — Россия Июль 2014

В предыдущей заметке https://www.tourister.ru/responses/id_13235 мы с вами рассмотрели исторические вопросы. Содержательная часть этой заметки будет в основном посвящена гигиене. Вопрос гигиены, во время путешествия из Москвы в Петербург и обратно, всегда стоял остро. Думаете я опять про антагонизм между студентами и проводницами? Нет я глубже смотрю. Еще первопроходец, писал о том что смышленые крестьянки, в отличии от дур дворянок, зубы не чистят и тем самым сберегают их от порчи. Эх не внимательно мы относимся к наследию классиков.

Надо быть вот таким - большим и чистым

Вопрос чистки зубов, а также наведения «холи» в целом и стал определяющим в нашем выборе транспортного средства. Если помните у «первого русского революционера» именно с транспорта начались проблемы с царизмом. У нас царизма под рукой не было, по этому возникший вопрос чуть было не привел к внутреннему расколу. Мужики, понятное дело, сказали что ехать нужно на ночном поезде, сразу после работы. Взять побольше Хеннесси и по под стук колес тук-тук, тук-тук, ну чем не идиллия. По приезде в Питер, в шесть часов утра нужное ехать к памятнику Петру и там отметить прибытие и встречу с питерскими друзьями…

Пасть порву

Удара в спину, как всегда, никто не ожидал. Девушки, узнав о нашем замечательном плане, твердо и сурово сказали, что на ночном поезде (типа тук-тук), едем мы одни, а коньяк пьем в славной мужской компании Петра Великого ну и дальше в том же духе.

Славные же красавицы наши с поезда едут в гостиницу, где они приведут себя в порядок и будут готовы присоединится через два-три часа. Попытка напомнить что когда то основная проблема приведения себя в порядок сводилась к тому чтобы набрать достаточно слюны (спохмела) для того чтобы плюнуть в засохшую тушь — к положительным результатам не привела. Напротив, было заявлено, что слюны теперь достаточно, а для лиц с особо хорошей памятью найдется ядовитая, которая начисто отшибает лишние извилины.

Пасть порву

Заселение в гостиницы было, в лучшим случае, в двенадцать. Где болтаться с шести до двенадцати не понятно. Следовало организовать позднее прибытие, где то к ужину и дальше по плану. В условиях борьбы между Сапсаном и личным автомобильным транспортом, Сапсан побеждал за явным преимуществом. Как результат Сапсан очень понравился, ни трясет ни шумит, ни воняет и был записан как первый приятный сюрприз путешествия.

Основные радостные события в этой поездке в меня как ни странно впихивали насильно. Когда наши мудрые питерские друзья объявили что в первую очередь мы едем в Царское Село, я начал капризничать и говорить что там меня наверняка будут толкать, а Янтарную комнату я уже несколько раз видел на картинке и она мне совсем не понравилась. Каюсь, то что мне, чуть ли не насильно, показали было волшебством.

Пасть порву

После каждого визита в Питер я начинаю любить царизм. Нельзя сказать что мне совсем не нравятся шахты и скважины, которые остались на Земле как результат моего творчества. Даже поселок городского типа есть…, но я вынужден признать что у царских инженеров часто получалось лучше чем у нас. Вот и тут совсем нет места социалистическому реализму и пролетарской культуре, а как хорошо получилось. Для тех кто никогда не был в Царском Селе хочу сказать, что Село здесь в название приделали для того что бы скрыть от пролетариата истинное положение дел. Ключевое слово в названии Царское. Все здесь ЦАРСКОЕ.

Начинается все с блестючей церкви, село все-таки, а не деревня, на всякий случай еще и мечеть поставили, Царский Аул получился.

Пасть порву

Парк роскошный, озера фантастические, всего в меру, все со вкусом без излишеств. По парку гуляли долго и с большим удовольствием. Кстати, он настолько большой что перенаселение заметно только на центральной аллее, дальше даже в погожий летний день было тихо и по «сельски» спокойно.

К середине дня ребята вытащили из рукава не убиенный козырь — Екатерининский дворец. Он в честь Первой. Очень, очень красиво, очень хорошо и со вкусом сделано, идеально преподносится.

Пасть порву

Та янтарная комната, которую я видел на картинках, в подметки не годится настоящей. Это реальный неповторимый шедевр. Царское все это! Этот заказ размещали не те девушки, которые догадались что зубы чистить вредно. К сожалению, в янтарной комнате фотографировать нельзя, а то бы вы увидели еще одну убогую копию великого произведения искусств.

Понравилось и все остальное. Радостный дворец, оптимистичный. Предвкушение великих побед даже слаще самих побед. Очень понравилось.

Пасть порву

Приехали мы, аккурат, на великий праздник советского народа День Строителя. Праздник всей компании не чужой и принимающая сторона предложила его отметить осмотром корней российского строительства. Для осмотра этих корней все отправились в Петергоф, где была заказана специальная экскурсия по подземельям.

Петергоф хорош всегда. В солнечное, не жаркое, летнее утро — это одно из лучших мест на Земле. Золотые статуи блестят на солнце, от свежей зелени веет прохладой — Красота.

Пасть порву

Конечно, поведение некоторых статуй вызывает удивление. Самсон, например, который век рвет пасть льву.

Я не владею картиной полностью, но у меня такое ощущение, что большинство женских статуй ведет себя достаточно прилично. Поливают аккуратненько из небольших сосудов, смотрятся при этом очень элегантно.

Пасть порву

Мужские же статуи, следуя примеру лидера, так и норовят вцепиться кому ни будь в морду. Даже относительно небольшой Тритон из-за всех сил пытается разодрать рот рыбе, видимо считая что именно этим он и обеспечивает фонтанирование воды.

«Нет» — скажем мы. Насилием приличного фонтанирования не добьешься. Если серьезно, знаете почему бьют фонтаны? В нынешние времена, обычно потому что на трубе стоит насос. Выставил насос на соответствующее давление, вот тебе фонтанчик метров на десять, добавил давления на все двадцать плюнет, а если Король Саудовской Аравии попросит то и на все сто врежет.

Пасть порву

Петру было тяжелее. Насоса нет, а фонтан хочется. Даже если впрячь в ручную помпу много «государевых людей» выше чем на пару метров не потянет. Решению этого вопроса и посвящена экскурсия на которую мы отправляемся.

Если нет насоса, давление воды, а вместе с ним и фонтанирование можно обеспечить за счет гидростатики — размещения резервуара с водой выше точки фонтанирования. Не злитесь, это не сложно. Просто пруд с водой нужно разместить на горе и соединить его трубой с фонтаном который находится под горой. Будет фонтанировать как миленький, теоретически струя воды должна равняться высоте горы, практически за счет потерь энергии будет конечно меньше.

Пасть порву

Теперь вспомните Петергоф — Верхний парк, Нижний парк, большие лестницы. Поняли почему Петр выбрал именно это место? Колоссальный обрыв на берегу моря, перепад высот почти пятьдесят метров. Наверху располагается Английский пруд — это промежуточная емкость, которая питает фонтаны. Вода в Английский пруд поступает с Ижорской возвышенности по системе каналов и шлюзов.

Шлюзы и каналы обеспечивающие Петергоф водой отдельная прекрасная песня, но сегодня не о них. Сегодня о системе подачи воды в фонтаны Нижнего парка. От прудов и резервуаров верхнего парка вода поступает в нижний по системе трубопроводов. Исходно трубы были деревянные, вымоченные в соленной воде. Соединение прямое, без изменения сечения пропускного отверстия, что обеспечивает ламинарный режим течения жидкости. Позже перешли на чугунные трубы с фланцевыми соединениями.

Пасть порву

Сегодня, как ни странно, трубопровод тоже не сварной. Герметизация труб обеспечивается стальными кольцами, как в разборных военных трубопроводах.

Почему не знаю, видимо пережитки или имитация старины. Вся система труб размещена в подземных туннелях. Если бы строили сейчас, конечно просто закопали бы, но по тем временам боялись утечек и старались обеспечить постоянный доступ. Лазать по туннелям очень интересно. Приятно смотреть как плавно и аккуратно выполнены повороты труб, берегли давление, старались избежать турбулентности. Разумно и рационально размещены компенсаторы, системы обеспечивающие защиту от гидроударов. Такая, знаете, инженерная идиллия.

Пасть порву

Работу системы обеспечивает фонтанная служба. Мне было очень приятно познакомиться с начальником фонтанной службы, тем более что почти полгода я был начальником противофонтанной службы (в нефтяной промышленности «фонтан» — авария на скважине). Мы с антиколлегой очень порадовались встрече и пообещали не мешать работе друг друга:)

Нужно сказать, что девушки наши по пыльным туннелям лазать не захотели и пошли на экскурсию Гроты Петергофа. Похоже, что если у вас нет специального интереса к системе прокладки труб, вы вполне можете ограничиться такой экскурсией, там дают базовую информацию о работе фонтанов.

Пасть порву

Итак, повторим главный вывод, который можно сделать по результатам нашей экскурсии. Фонтан бьющий из пасти льва не является результатом агрессивных действий Самсона. Он — прямое следствие свободного истечения жидкости находящейся под заданным давлением через отверстие ограниченного диаметра:)

Закончить хочется похвалами в адрес Петергофа. Дворец находится в прекрасном состоянии. Организация простаранства выше всяких похвал. Люди, если ваши дети не видели Петергоф, берите их в охапку и быстренько смотреть. Эту экскурсию они будут с благодарностью вспоминать всю жизнь.