Турист Павел Киселев (PavelK)
Павел Киселев
был 23 мая 2018 0:08

Болгар, Свияжск — Россия Апрель 2015

Из трех дней посещения самой Казани, один решили посвятить окрестностям. Многие из них весьма интересны.

Начнем с самой близкой к Казани и самой, пожалуй, необычной достопримечательности — Вселенский Храм или Храм всех Религий.

Вселенский Храм

В ансамбле соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Всего в проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в т. ч. исчезнувших цивилизаций. Вселенский Храм расположен в Старом Аракчино недалеко от Казани.

От Оки до Волги. Вокруг Казани

Храм всех религий (тат. Барлык диннәр гыйбәдәтханәсе, Barlıq dinnәr ğibәdәtxәnәse)

Откровенно говоря, мы не слишком сильно разбираемся в истории религий и символах, поэтому, наверное, насчитать удалось не больше трех. Ильдар Ханов, оставивший потомкам наследие в виде Храма всех религий, как он сам его называл, вовсе не хотел объединять вероисповедания под одной крышей. Его целью как художника было создание архитектурного символа единения душ в священном порыве приблизиться к Создателю. Вот что говорил сам автор:

Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию.

Ильдар Ханов, создатель Вселенского Храма

От Оки до Волги. Вокруг Казани

Сейчас храм находится в полузаброшенном состоянии. Тут и там разбросана строительная техника, строительный мусор, часть строения закрыта строительными лесами. Это и неудивительно, так как создатель этого необычного храма Ильдар Ханов скончался в 2013 году. В завершенных помещениях Вселенского Храма действуют художественные выставки, устраиваются концерты и литературные вечера, в будущем планируется открыть детские кружки, клуб йоги, центр реабилитации для наркозависимых и другие подобные заведения.

По поводу того, как художнику пришла идея создания такого храма, появилась очень симпатичная легенда. 19 апреля 1994 года во сне Ильдару явился Иисус, который велел ему строить Вселенский храм, на что Ильдар ответил, что у него нет денег на строительство. Иисус сказал: «Ты начни строить, люди поверят в тебя и придёт помощь». Ильдар Ханов вышел во двор и начал копать землю под фундамент. Прошло немного времени и появился знакомый художника и узнав про идею Вселенского храма, прислал бригаду каменщиков. Работа закипела. На следующий день посреди ночи Ильдар услышал шум во дворе и увидел, что кто-то привёз 3 грузовика с кирпичом. Кто привёз кирпич, так и осталось загадкой. Окружающие люди оказывали всяческую помощь и работа не прекращалась ни на один день.

Болгар

Или иначе Древние Булгары были основаны волжскими булгарами в X веке (ударение в названиях Болгар и Булгар на первом слоге). Сегодня Городище Булгар является туристическим центром. На территории Булгарского городища открыт Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, которому планируется присвоение статуса федерального, а также включение в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

От Оки до Волги. Вокруг Казани

Великий Болгар. Территория Болгарского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника

Ехать от Казани до Древних Булгар относительно недалеко — примерно 140 км. Дорога вполне приличного качества. Болгар стоит на высоком берегу Волги, через него проходили все торговые пути. В X веке это была одна из столиц волжской Булгарии — одного из крупнейших государств Восточной Европы того времени. В 922 году сюда прибыло посольство из Багдада, и местные жители приняли ислам. Познал Булгар и печальные события: в 1236 году он был разрушен и сожжен монголами, которые правда сделали его центральным городом Золотой Орды.

Северный мавзолей

Соборная мечеть

Черная палата, минарет, ханские усыпальницы и древняя мечеть. Каменные здания разбросаны на территории всего города. В центральной части городища сохранились руины Соборной мечети с Большим минаретом постройки XIII века. Мечеть была одним из главных сооружений города. Она должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своей красотой.

В конце XIII — начале XIV века почти разрушенная Соборная мечеть была восстановлена. Кладка новых стен производится на более прочном растворе с добавлением каменной крошки. Внутри настилается новый пол. В западной и восточной стенах пробиты центральные и симметричные им оконные проемы. Старые четырехгранные столбы заменяются на тридцать шесть восьмигранных колонн. Сами колонны не сохранились, но одну из них удалось собрать из оставшихся блоков, обнаруженных внутри храма. Собираясь в Болгар имеет смысл ознакомиться с историей этого, так как сама по себе прогулка по музею-заповеднику может оказаться скучным мероприятием, ведь сами по себе постройки, без понимания их назначения и исторической ценности не производят какого-то сильного впечатления.

В который уже раз в Татарстане производит впечатление то, насколько тесно и в то же время мирно соседствуют тут религии. Вселенский Храм — концентрат разных культур, в Соборная мечеть и православная церковь в Болгаре.

Свияжск

Примерно в траицати километрах от Казани, в устье реки Свияги, расположился остров-град Свияжск. Уникальный город-крепость, построенный всего за четыре недели. Остров также является местом паломничества православных верующих, считающих Свияжск святыней.

От Оки до Волги. Вокруг Казани

вид на остров с Северной стороны

Как и многое другое, Свияжск тесно связан с именем Ивана Грозного. Напримере Казани мы видели и то как этот правитель жестоко расправился с мечетью Кул Шариф и как по его приказу был построен архитектурный шедевр Сююмбике. Свияжск своим существованием целиком обязан воле царя. С точки зрения военной тактики остров (тогда в XVI веке он назывался Круглая гора) расположен крайне удачно и к тому же представляет собой возвышенность, что позволяло держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань. Иван IV велел построить на острове городок-крепость, который помог бы русским войскам завладеть столицей Казанского ханства. Планирование города было поручено военному инженеру дьяку Ивану Выродкову. При этом строительство велось не на самом острове, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами.

Собор Богоматери в Иоанно-Предтеченском монастыре

Весной 1551 года после пробной сборки все постройки снова разобрали, погрузили на суда, и сплавили к острову Свияги. Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное рубили из местного дерева. Уникальный случай в истории строительства городов — за четыре недели на Круглой горе вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, церквями, избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя — Иван-городом, позднее стали именовать «Новый город Свияжский», а затем закрепилось короткое название Свияжск — от реки Свияги.

Разумеется с тех далеких времен никаких построек не сохранилось, так как за свою пятисотлетнюю историю город неоднократно горел и разрушался в результате войн. Исключение составляет Троицкая церковь, единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти 500 лет насчитывает история этой церкви, которая пережила массу событий, происходивших в Свияжске. Пожары пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест — символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу.

От Оки до Волги. Вокруг Казани

Город был также известен своими купцами, которые строили здесь красивейшие деревянные и каменные дома. Первый этаж — пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж — жилые помещения для семьи купца.

Дом купца Каменева

От Оки до Волги. Вокруг Казани

В Свияжске и сейчас сохранена традиция строить симпатичные домики.

В южной части острова расположен, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.
Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного — Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Никольская колокольня в Богородице-Успенском монастыре

По территории монастыря можно вполне свободно гулять, фотографировать, отведать горячего хлеба и вкуснейших хачапури из монастырской пекарни. Можно даже купить монастырского вина и чачи. Нам показалось, что такой ассортимент больше характерен для кавказской местности и действительно в пекарне вас встречает обаятельный монах с приятным кавказским акцентом. Сразу стало понятно, кто отвечает за вино, хачапури и чачу в монастыре. И все же стоит помнить, что монастырь вовсе не место для развлечений и соблюдать нехитрые, но важные правила

От Оки до Волги. Вокруг Казани

Если вы приедете на остров с организованной экскурсией, например, из Казани по водному маршруту, то окажетесь в северной его части и почти сразу увидите скромную белую церковь с невысокой колокольней — церковь Константина и Елены, построенную в ХVI веке.

Если вас угораздило отбиться от группы или путешествуете, как и мы, «дикарем», то вам наверняка выпадет шанс получить экскурсию от местного сторожа-аборигена и по совместительству экскурсовода, если, конечно, у него не будет приступа меланхолии после бурного возлияния. Плата за экскурсию — на ваше усмотрение, но явно не меньше стоимости того, что уже много лет поддерживает творческий потенциал экскурсовода-любителя.

Надо сказать, что Свияжск подкупает не только уникальными памятниками архитектуры, но и свои настроением. Чувствуется, что здесь почти всегда царит покой и даже подумал, что если возвращаться в Казань, то останавливаться лучше не в шумном мегаполисе, а здесь в Свияжске или где-то поблизости. Тем более, что вариантов вполне достаточно.

От Оки до Волги. Вокруг Казани

Так завершилось наше недельное увлекательное путешествие по маршруту Муром — Нижний Новгород — Казань и окрестности. Мы посмотрели старинные города, познакомились с своеобразной многоликой культурой Татарстана, посмотрели Нижегородский и Казанский кремль, побывали в Древнем Булгаре, Свияжске и легендарном Муроме, полюбовались на ночную Казань, вантовый мост и прокатились на канатной дороге. Всех этих впечатлений хватило аж на четыре объемных рассказа. Надеюсь уже этим летом будет еще возможность рассказать о многих интересных местах нашей необъятной Родины.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия