Геннадий Пользователь — был вчера 10:34

Автотурне 15. Ч. 4 Загадки Амбуаза

11 сентября 2015 г. 13:28 Амбуаз — Франция Август 2015

Сегодня 8 августа 2015 года

Покидая маленький французский городок Амбуаз, мы выглядели несколько озадаченными — столько удивительного и загадочного оставляли за окнами нашего автомобиля без ответов. Было ощущение, что проиграли городу в его любимую игру, в которую он играет с такими незадачливыми путешественниками, как мы!

Как это было?

Из Парижа удобнее всего ехать до Амбуаза по автомагистрали А10, съезд — Амбуаз. Далее по D31 и N152.

Выруливая после очередного поворота, внезапно перед глазами открывается панорама на светлую полоску Луары и города, с царящим над его крышами замком. Это так неожиданно, что невольно моя правая нога нащупывает тормоз.

Слегка обмелевшая река неспешно катит свои воды вдоль высокого берега, изгибаясь дугой возле замка Амбуаз, словно приветствуя в поклоне это пристанище французских королей: Медичей, Людовиков, Францисков, Карлов — с ужасом вспоминая, как трепыхались на ветру черные трупы повешенных на балконах замка гугенотов.

Замок Амбуаз не самый величественный из замков на берегах Луары, но его история, с тайнами, заговорами, виселицами, кровавой варфоломеевской ночью и таинственной смертью молодого Карла VIII, вроде бы погибшего от удара о притолоку низкой двери, неразрывно связана с историей всей Франции.

У замка Амбуаз река довольно мелкая и в средние века напротив него находился стратегически важный брод через Луару. В свое время вездесущие вестготты и потом норманны не давали покоя и часто появлялись на этих берегах. Замок в своё время и был построен для контроля над этим бродом. На месте брода теперь построен мост, который носит имя Женераль-Леклерк (Pont General Leclerc).

Замок находится на южной стороне Луары, а если перейти мост, то можно попасть на островок посреди реки, где мы и поселились в Logis Hotel Restaurant La Breche. Остров имеет красивое название — Золотой остров (Ile d’Or). Отель оказался частным домом с комнатами, переделанными в уютные номера.

В отеле имеется внутренний двор и сад, где ресторан расположил летнюю веранду. Телевизор с ЖК, кондиционер, душ, туалет. Бесплатная парковка на территории.

И вид из окна, которым я мог любоваться хоть всю ночь.

Заселится мы сразу не смогли, так как номер нам подготовят только к 17–00, именно с этого времени в отеле чек-ин, о чем и было написано в нашем бронировании.

Но машину на парковке нам оставить разрешили. Отлично, тогда пойдем в замок!

Вход в замок с площади Ми-шель-Дебре, которую часто называют площадью Замка.

Поднявшись по пандусу на террасу, укрепленную стеной, можно осмотреть капеллу (шапель) Сент-Юбер (Губерта).

Портал капеллы, построенной из белого песчаника в стиле «пламенеющей готики», украшен скульптурными композициями, посвященными святым Ансельму, Кристофору и Юберу. На фронтоне статуи молящихся Карла VIII и Анны Бретонской.

Готическая крыша капеллы украшена химерами и какими-то беспорядочно торчащими сучьями, сразу и не поймешь, что это.

Оказывается, существует легенда о святом Юбере, которому посвящена часовня. Она гласит: однажды на охоте Юберу явился олень, у которого между рогами святой увидел Распятие. Юбер посчитал, что так ему явился Сам Спаситель. Сегодня святой считается покровителем охотников, а в честь явления ему Создателя крыша часовенки украшена оленьими рогами.

Но всемирно известна капелла тем, что в ней находятся останки Леонардо да Винчи, окончившего свои дни в Амбуазе 2 мая 1519 года.

На самом деле, изначально великий Леонардо был похоронен в церкви Святого Флорентина, ныне полностью разрушенной, там сейчас стоит памятник великому итальянскому гению.

А в часовню святого Губерта кости были перенесены в 1869 году, при чем гарантировать, что там находятся именно его останки нельзя поскольку кости из общей могилы выбирали наугад. Загадка?

Внутри капеллы немноголюдно и почтительная тишина. Красивые витражные окна придают освещению торжественность.

Здесь туристы вдруг начинают уважать себя и место захоронения гения. Разговор шепотом, несколько фото и уступают место ожидающим своей очереди за порогом. Можно на несколько минут присесть на небольшую скамью напротив простой мраморной плиты с надписью LEONARDO DA VINCI.

В 1516 году Леонардо да Винчи по приглашению короля Франциска I перебрался через Альпы, захватив с собой вместе с другими полотнами и знаменитую «Джоконду». Три года до своей смерти в 1519 году он провел в Амбуазе, в замке Кло-Люсе.

Мы еще заглянем туда…потом.

А пока пройдем в замок, посмотрим на королевские покои!

Раньше капелла входила в покои королевы. От нее галерея вела на юг, к замку. Проходя именно этой, не сохранившейся до наших дней галереей, Карл VIII ударился головой и умер.

На осмотр залов замка уходит немного времени, так как сохранившееся убранство интерьера не богато и представленная коллекция артефактов обычная. От первоначального замка осталось немного. Во время французской революции в замке устроили казарму и пуговичную фабрику, и он пришел в такое запустение, что после того как Наполеон подарил замок Роже-Дюкро, тот, опасаясь, что ремонт его разорит, разрушил значительную часть Амбуаза.

Пожалуй интереснее будет послушать гида, благоговейно перечисляющего королевские имена и фамилии жившей здесь знати: Филипп II Август, герцоги Анжуйские и Амбуазские, Карл VII, Людовик X, Анна Бретонская, Людовик XII, Луиза Савойская и ее дети -наследник престола Франциск и Изабелла Ангулемские…

Здесь же родился (1470) и вырос сын Людовика XI и Шарлотты Савойской Карл VIII. Неоднократно останавливался Людовик XIII.

Генрих II и Екатерина Медичи избрали Амбуаз местом для воспитания своих детей. Генрих II расширил и перестроил восточное крыло на итальянский манер: передняя-спальня-кабинет-гардероб. Тогда замок был примерно в 5 раз больше, чем сейчас.

В замке сохранилась опочивальня Генриха II, мужа знакомой нам по романам Дюма Екатерины Медичи. Спальня самой известной отравительницы находилась выше опочивальни короля, и флорентийка велела проделать дыру в перекрытии между этажами, для того чтобы подсматривать за мужем и его фавориткой. Короля Генриха II тоже постигла глупая смерть, его нечаянно убили на турнире.

В Амбуазе созрел протестантский заговор. В 1560 г. заговорщиков разгромили Гизы. Казнь состоялась прямо в замке. Галерея главного корпуса хранит память об этих событиях в названии «балкон повешенных».

Балкон третьего этажа — тот самый «балкон повешенных», с которого Валуа наблюдали за казнью заговорщиков-протестантов. Отсюда открывается прекрасный вид на некогда полноводную Луару и город.

От всех этих фамилий и событий голова идет кругом, а мысли начинают путаться.

Вы узнаете больше, если сами посетите замок АМБУАЗ (CHATEAU D’AMBOISE).

Часы работы: апр.-окт. ежедн. 9.00–18.30, июль, авг. до 20.00, ост. вр. года 9.00–12.00 и 14.00–17.00. Посещение стоит взрослый — 10,5 €, студент — 9 €, ребенок с 7 до 18 лет — 7,2 €. Индивидуальным посетителям предоставляется исключительная возможность побывать в подземельях и башнях средневековой крепости, расположенной под Королевскими покоями. Бронирование через интернет за 36 часов на сайте: www.chateau-amboise.getaticket.com . Буклет на русском языке прилагается к билету, аудиогида на русском языке нет. С середины июня по конец августа в среду и субботу вечером в замке проходит костюмированное представление из жизни двора Франциска I.

А мне надо на воздух, в сад…

Оказывается, что в Амбуазе был разбит первый во Франции итальянский сад в стиле средиземноморских ландшафтов, моду на которые затем подхватили замки Шенонсо, Блуа и Шамбор.

Это случилось благодаря войнам с герцогствами Италии, под предводительством Карла VIII. Из своих итальянских походов король привез садовника, который и устроил сад замка!

Большой красивый сад — состоит из Восточного сада, Средиземноморского сада, Неаполитанской террасы (располагается вдоль террасы реки Луара).

Здесь располагается большой Ливанский кедр, который был посажен в 1840 году.

Герцог Омальский (1822–1897), 5-й сын Луи-Филиппа, сыграл решающую роль в колонизации Алжира, губернатором которого он стал. Он встретился там с сопротивлением местных племен во главе с эмиром Абд-Аль-Кадиром. В результате одержанной победы герцог пленил, указанного эмира и поселил его в замке Амбуаз вместе с его свитой. Плененные алжирцы провели в замке целых 4 года. Сам Эмир пробыл до своего освобождения лично Наполеоном Бонапартом в 1852 году. Абдель Кадер умер в Дамаске в 1883 году. Восточный сад разбили в память о членах его свиты, умерших во время пребывания в Амбуазе. Таким образом там появилось арабское кладбище.

В саду есть кафе и много скамеечек, где можно посидеть в тишине.

На одной из скамеек я заметил пожилого мужчину, который вдруг стал медленно заваливаться на бок с риском скатиться под небольшой склон. Почуяв неладное, я кинулся к нему. Перепрыгнув с ходу терновый куст, мне удалось подхватить его в последний момент. Мужчина был сильно бледен, губы синели на глазах, а на губах появилась пена, но сознание его еще не покинуло. Сердечный приступ. Мне на помощь подбежала молодая пара французов. Парень стал спрашивать говорит ли он по -французски.

— Давайте, скорую вызывайте! — жестикулируя свободной рукой, закричал я.

Странно, но девушка меня поняла, но звонить по телефону не стала, а стремглав бросилась в сторону административного корпуса.

Пока мы пытались уложить мужчину поудобнее и разговором удержать его в сознании, девушка вернулась с небольшой толпой сотрудников музея, вплоть до охранников. Была небольшая паника и неимоверная суета. Но, Слава Богу, откачали.

Медиков ждать мы уже не стали, а пошли на выход.

Следуя пешеходным указателям, дальше мы отправились к замку Кло Люс, в котором жил Леонардо да Винчи, по «дороге троглодитов».

«Жилища троглодитов» — так называются пещеры, в которых издавна обитали люди. Они и теперь там живут.

Троглодиты? Какие троглодиты — XXI век на дворе? Загадки, загадки…

А я ведь обратил внимание, что в Амбуазе часто встречаются очень странные люди — ленивые, словно уставшие от жизни и от этого немного хамоватые. Здесь в нашем отель-ресторане нам даже не предложили остаться на ужин, а наоборот отказали:

— Фулл тунайт!

Когда нас таким образом послали ужинать за реку, то вечерний город загадал нам ещё одну загадку: зачем в этой деревне столько народа? Во всем городе в кафе и ресторанах нет мест и надо проявить смекалку, чтобы занять столик!

Однако, вернемся на «дорогу троглодитов». Кажется, что здесь ничего не изменилось за прошедшие сотни лет. Словно машина времени перенесла нас в те далекие, легендарные времена…

Наконец, в конце улицы Виктора Гюго (Victor-Hugo) появился розовый замок Кло-Люсе.

Здесь в кирпичном особняке, который Карл VIII украсил в итальянском стиле, — сейчас разместился музей Леонардо да Винчи.

Но это, пожалуй, будет уже другая история…история Кло-Люсе!

Предыдущие серии:

Автотурне 15. Ч.1 Планета паром

Автотурне 15. Ч.2 Славный Кёльн

Автотурне 15. Ч.3 Люксембург — затерянная столица

в Амбуазе

11 сентября 2015 г. 17:09
Вот читала я, что встретить на охоте оленя с распятием между рогами было очень дурным знаком в те времена. И тот, кто видел эдакое, приходил с охоты и готовился к смерти. Смерть себя ждать не заставляла, как правило... Очень интересно было почитать! Спасибо! Люблю я истории французских королей, а тут еще и такие виды!!!
11 сентября 2015 г. 18:18
Я думаю, что и сейчас встретить оленя с распятием не очень хороший знак...по любому к врачу надо!:)
11 сентября 2015 г. 20:40
А мне понравилось как! Такие фотографии классные, Гена! Таким покоем веет и умироворением.
Плохо только, что там с едой засада!
11 сентября 2015 г. 21:45
народ привык, знает расписание массового приема пищи, поэтому заранее бронирует места и не парится!
Одно странно, почему трудно вытащить из пустого зала лишний столик? Я видел, как одна дама просто сама за ним пошла, притащила, поставила и тогда столик накрыли!))
11 сентября 2015 г. 22:32
Gensha писал 11 сентября 2015 г. 21:45
притащила, поставила

Никто не хочет делать лишних телодвижений!
11 сентября 2015 г. 22:58
Таким покоем веет и умироворением

Наверно еще чуть-чуть и мы забудем такую Европу! Всего месяц прошел с моей поездки, а как всё изменилось - заметки кажутся фантасмагорией...
Лагеря мигрантов уже в Финляндии!!
12 сентября 2015 г. 10:31
Это ужасно, Гена. Где их столько набрали. Уму не постижимо!
Вот смотри. С 1990 по 1995 Израиль принял больше миллиона репатриантов из бывшего СССР при населении в 6 млн. Нигде-никакого бардака не было. Конечно были очереди в социальных организациях, сейчас их правктически упразднили, т.к. за 20 лет все устаканилось даже в человеческом сознании.
Я это не к тому, что надо принимать беженцев с распростертыми объятиями. Я о том, что не могу понять, что такое небольшое кол-во людей, в соотношении с территорией и населением Европы стала для неё каллапсом!
12 сентября 2015 г. 11:22
Лен, репатриант - репатрианту рознь. Да и у страха глаза велики. А вот Израиль никто не сможет упрекнуть в трусости или "опущенных в безысходности руках".
24 сентября 2015 г. 12:57
Да и у страха глаза велики

Юль, в этом я с тобой согласна! Но если это страх, то зачем на свою "з-цу" искать приключения!?
29 сентября 2015 г. 20:52
Я тоже не понимаю. Лжегуманная политика толерантности.
12 сентября 2015 г. 11:39
Из стран, где ведутся военные действия, беженцы всегда были и есть - это понятно!
Но это массовое движение началось по команде! И судя по всему идут в большом количестве молодые, здоровые мужики у которых ведь большие проблемы на их Родине! Это сильно настораживает...
24 сентября 2015 г. 12:56
Gensha писал 12 сентября 2015 г. 11:39

Вот-вот, и я о том же!
это массовое движение началось по команде

Это несомненно!
12 сентября 2015 г. 8:02
Как же нравится Так здорово ,Гена. Читала и не могла оторваться.Ведь все это так знакомо по книгам ,по истории...Очень интересно
12 сентября 2015 г. 8:59
София , твоя правда - истории нам навалом!)
12 сентября 2015 г. 9:07
Главное для меня ,что это я люблю...Упивалась в свое время историей тех мест ,все фамилии на слуху...Вобщем-то мне туда дорога
12 сентября 2015 г. 11:02
Конечно, София, обязательно - энергетика там очень хорошая и Луара такая светлая!:)
22 сентября 2015 г. 21:43
12 сентября 2015 г. 11:19
Гнетущее впечатление оставляет город и замок. Столько смертей, смертей насильственных. Как люди живут среди этой нездоровой энергетики? А тут еще погода так удачно наложилась на твой рассказ об этих страстях.
Хотя город колоритный, и фотографии у тебя - прекрасные.
Кстати, здорово, что ты человека спас!
12 сентября 2015 г. 11:46
Вау, Юля, не ожидал, что мой рассказ произведет такое сумрачное впечатление! Энергетика как раз там замечательная - чистый воздух, красивая река, старинный приятный городок!
А мы в Питере вообще чуть ли не на костях живем и ничего - любим, радуемся, рожаем! Всё нормально - жизнь продолжается! :)
13 сентября 2015 г. 10:55
Да, если абстрагироваться от всей этой истории город мил. И фотографии твои, еще раз повторю, очень красивые. И вообще, мне рассказ очень понравился - очень много интересных фактов, и фамилии все - на слуху. Мощный исторический пласт, как я люблю. Просто как-то тени страшного прошлого все равно нависали.
13 сентября 2015 г. 11:49
тени страшного прошлого все равно нависали

Не бойся, Юля, это совсем не страшно!;))
15 сентября 2015 г. 11:44
Natali__happy
12 сентября 2015 г. 17:52
Какие виды вокруг замка! Мы туда так и не попали - пожертвовали им ради гения Но городок чудесный, очень нам тоже понравился...судя по фото города - мы с вами прямо шаг в шаг шли а видели ли вы, Геннадий, то-нибудь в Амбуазе, связанное в русской поэззией...?
12 сентября 2015 г. 19:13
В коллекции замка есть пистолет с хитрой конструкцией, аналогом которого застрелили на дуэли нашего Пушкина!:)
Natali__happy
12 сентября 2015 г. 19:22
ок...тогда позже выложу настоящий пистолет, из которого застрелили Пушкина...
12 сентября 2015 г. 22:41
Давайте, заодно расскажите, что это за хитрая штука была!:)
14 сентября 2015 г. 15:33
Мне кажется где-то рядом жил Атос?
14 сентября 2015 г. 17:04
Там всё рядом, если сравнивать с Россией!;))
14 сентября 2015 г. 17:10
Gensha писал 14 сентября 2015 г. 17:04
Там всё рядом
ну да. Были там минут 30 лет 6 назад. Приехали около 6 вечера, внутрь уже не успели. Погуляли немного и поехали.
14 сентября 2015 г. 17:28
Заезжайте на подольше, в Амбуазе не скучно!:)
14 сентября 2015 г. 17:30
Да нам понравилось. Это мы вылазку из Парижа делали. Провели разведку и поняли, что надо ехать отдельно. Пока до Франции никак не добраться.
14 сентября 2015 г. 17:42
С каждым днем всё сложнее становится так путешествовать...по объективным причинам!:(
15 сентября 2015 г. 16:09
Классное местечко!
И очень полезный рассказ ) Я почему-то считала, что троглодит - это тот, кто очень много ест Оказалось, это пещерный человек такой
15 сентября 2015 г. 18:48
считала, что троглодит - это тот, кто очень много ест

Судя по тому, что столики в кафе заняты с утра до вечера - права ты!))
15 сентября 2015 г. 19:32
15 сентября 2015 г. 17:13
Ой, как все замечательно, меня даже не расстроили эти королевские казни, убийства, виселицы и труглодиты-и кто это?!! Замок самый настоящий,
место захоронения гения.
-потрясающе!! Парк чудесный и столики в уличном кафе очень удобно-будто одни в замке!!
15 сентября 2015 г. 18:51
Страсти и козни не испортили внешний облик Амбуаза!:)
16 сентября 2015 г. 11:29
Интересная экскурсия. Сколько таких городков там с такими интересными историями!
16 сентября 2015 г. 16:10
Тут я с вами совершенно согласен!:)
11 октября 2015 г. 10:55
Очень интересно!
slawa2311952
15 августа 18:28
Приятно читать путевые заметки о тех местах по которым сам не так давно проехал. Мы тоже жили недалеко от Амбуаза но в средневековом замке, переделанном под отель"Шато де Прай".
15 августа 21:44
Места эти такие, о которых воспоминания ещё долго доставляют удовольствие!:)