Турист Татьяна Лаврова (Lavrova)
Татьяна Лаврова
была 10 августа 2022 11:41

Хиддензе — Германия Август 2015

Всю мою жизнь мне хотелось побывать на настоящем острове. Чтобы было заметно, что это остров. Чтобы его можно было обойти за час, ну ладно, за два, и лично убедиться в том, что кругом — вода. Каждый год мы ездим на остров Узедом, вот здесь я про него немножко пишу. Узедом прекрасен во всех отношениях, но это остров, вплотную примыкающий к континенту. С севера он соединен с «большой землей» железнодорожным мостом, с юга — автомагистралью, кроме того, он большой, поэтому ощущения обособленности от мира там не возникает. Еще один такой остров — Рюген, который вообще крупнейший остров в Балтийском море. А к западной оконечности Рюгена примыкает остров Хиддензее. Длинный и узкий. Который как раз и можно пройти поперек за час. На котором не ездят машины — только велосипеды и извозчики. Половину которого занимает национальный парк «Береговой ландшафт Передней Померании», а в Германии национальным парком что попало не объявляют.

Попасть туда я хотела давно. Меня останавливало то, что из Берлина до Хиддензее сравнительно сложно добираться: сначала до острова Рюген, потом еще через весь большой Рюген черт-те на чем, потому что автобусы там ходят… ходят, конечно, но как в нормальной такой сельской местности, раз в два часа. А потом еще на пароме час с хвостиком. Или же — на поезде от Берлина до Штральзунда, а потом на пароме до Хиддензее, но паром идет около двух часов. Далеко потому что. В целом меньше пяти часов не выходило.

А тут как-то так удачно вышло — в ответ на мой поиск на любимом сайте www.mitfahrgelegenheit.de мне вышел сначала маршрут до парома туда, а потом — на следующий день — обратно, прямо от парома до Берлина. На все про все 30 евро (на поезде и прочих альтернативных средствах транспорта вышло бы не менее 80 евро в оба конца). Ясен пень, я решила, что это знак, и грех будет его проигнорировать %)

До Хиддензее добираются вот на таком теплоходике, который здесь почему-то называется паромом:

Хиддензее: облепиховый остров

На острове три городка — Нойендорф, Витте и Клостер. Нойендорф — маленькая рыбацкая деревня (современная, а не как в сказке о рыбаке и рыбке, не подумайте). Витте — самое большое поселение, там находится островная школа, единственный на острове врач, информационный центр нацпарка и летний театр. А больше я про него ничего не знаю, потому что я там не была. Я ехала в Клостер — самый северный городок, за которым начинается основная зона национального парка, а посреди нее стоит знаменитый Хиддензейский маяк — постройка конца XIX века, на которую — редчайший случай — немцы приезжают любоваться, как японцы — на цветение саккуры. Сидят и смотрят. Долго. Надо сказать, оно того стоит.

Маяк организует островной ландшафт, как некий стержень. На подходе к острову он виден издалека, и невозможно удержаться и не пощелкать его. С разных точек острова он разный, и всегда захватывающе прекрасный. Вот он показался:

Порт в Клостере:

Указатели в Клостере:

По атмосфере Хиддензее — это такая деревня для своих. Машин нет, между островными населенными пунктами периодически курсирует единственный автобус, за 25 минут проезжающий остров из конца в конец. Немощеные дороги и мягкая пыль по их обочинам. Дети гоняют на велосипедах, и тут же ждут на стоянке извозчики, и лошади переступают копытами и мотают головами, отгоняя мух. Половина домов крыта камышом, в изобилии растущим по восточному берегу острова. Кстати, в Европе камышовые крыши считаются самыми лучшими — потому что «дышат», как дерево, сохраняя тепло зимой и прохладу летом, — и самыми дорогими, потому что «забивать» камыш приходится вручную:

Единственный отель в Клостере. По счастливой случайности именно в тот вечер там был свободный одноместный номер %))

Вот такой:

А это уже территория нацпарка, которая начинается непосредственно за окраиной — городка? поселка? По всему острову в изобилии растет дикая облепиха, из которой здесь варят варенье, делают мармелад, гонят шнапсы и ликеры. На территории национального парка, правда, ее собирать нельзя.

Пологие холмы, через которые в любое время года дуют ветра, поэтому у деревьев узловатые, закрученные стволы:

Хиддензее: облепиховый остров

Это, кстати, шесть часов вечера, народу никого. Некоторое столпотворение имело место на следующий день — маяк все-таки очень популярный фотомотив.

Незрелая ежевика — почему незрелая, ведь была середина августа? Неужели действительно островной климат так отличается от континентального? Другого объяснения мне не приходит в голову: когда в Берлине было +36, на Хиддензее было +21:

Хиддензее: облепиховый остров

И вот. Выходишь из такого мини-лесочка и видишь маяк. И невозможно устоять и не фотографировать его — на подходе, в отдалении, на фоне разных ландшафтов, в разное время суток:

За маяком — пустоши, поросшие луговыми травами, и песчаные обрывы, к которым запрещено подходить близко: может быть оползень. Мне рассказали страшную историю, как человек застрял на таком обрыве, и его снимали вертолетом. Не представляю, сколько он, бедняга, провисел, что дождался вертолета.

Островной транспорт:

Хиддензее: облепиховый остров

Обратите внимание — маршрут конки пишется на боку повозки мелом:

Островная церковь:

Интерьер:

Кладбище — с якорями, естественно:

Дом-музей немецкого драматурга и нобелевского лауреата Герхарда Гауптмана:

Краеведческий музей, самый интересный экспонат которого — Хиддензейский золотой клад эпохи викингов (на Хиддензее сегодня выставлена реплика, сам клад — в Штральзунде):

Хиддензее: облепиховый остров

Островной пляж — смешанный, крупный песок с галькой. Это вот высокий сезон, масса народу:

С запада остров словно бы обкусал по краям великан: бухта — мыс, бухта — мыс. Вокруг одного из мысов проложена тропа национального парка по двухметровой дамбе, с одной стороны в дамбу бьют волны, с другой — в изобилии растут крапива и шиповник:

Крапива, впрочем, вскоре заканчивается, но ощущение, что ты идешь по кромке, и островной ветер швыряет тебе в лицо морские брызги, незабываемое:

А это — уже закрытая территория национального парка, где действительно нету никого, и звери и птицы ведут себя соответственно. Этот вот морской баклан сидел на камне в пяти метрах от меня и смотрел на меня в упор: чего пришла? не мешай охотиться!

Хиддензее: облепиховый остров

Из кустов на камень выползла серая ящерка, но сбежала, стоило мне достать фотоаппарат. По тропинкам шуршали то ли мыши, то ли еще какие полевые зверушки. Благодать.

Маяк при свете дня — и видна вереница туристов, которые приезжают погулять на Хиддензее без ночевки, главным образом, естественно, ради маяка. На подходе к маяку их пронимает, и они усаживаются прямо на траву — или на скамейки, сколько-то их имеется по дороге, но на всех не хватает, — и медитируют. Я их понимаю, оторваться совершенно невозможно.

Но стоит отойти с главной тропы — и опять ни души: