Турист Жанна Шеболдасова (Sheboldasik)
Жанна Шеболдасова
была 30 ноября 2018 18:26

Казбеги — Грузия Май 2013

Приезжая в новую страну, как именно мы определяем для себя, какие города хотим посетить, по каким деревенькам прогуляться, в какие музеи сходить, рядом с какими памятниками сфотографироваться? Те, про которые больше всего написано в путеводителях? Те, о которых больше всего слышали по телевизору или видели в кино? Те, фотографиями которых пестрят просторы интернета? Чаще всего именно так мы их и выбираем, но порой выбор бывает другим, идущим не извне, а изнутри нас. Так произошло у меня с грузинским поселком Казбеги. Сейчас оно называется Степанцминда, но мне почему-то больше нравится старое название.

Предпосылки того, что из десятков и сотен интереснейших мест Грузии я выберу именно это, уходят корнями в детство. Когда мне было лет десять, я впервые услышала от папы слово «Казбек» — именно так он называл нашего сторожевого пса, который для всех остальных был просто Рексом. Оказалось, что так называлась гора, которую мой отец никогда в жизни не видел, но которую так красочно и заманчиво воспевал Пушкин. Многие знают строки «Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер сияет вечными лучами…», но даже не догадываются, где это чудо природы находится.

Так и было решено отправиться посмотреть на гору Казбек, чтобы папа знал, где это и что такое, чтобы самой знать, чье гордое имя носил мой давно умерший пёс.

В Степанцминду мы поехали из Тбилиси на маршрутке. В подробности пути и достопримечательностей тех краев особенно не вдавались, главным был Казбек, а что читать про гору, ее надо видеть. Из-за нашего незнания, дорога до села стала совершенным сюрпризом, потому что была она не обычная, а Военно-Грузинская. Военно-Грузинской называется дорога, проходящая через Главный Кавказский хребет и соединяющая Владикавказ и Тбилиси. Такой красоты, пожалуй, мы до этого и не видели, даже начавший было одолевать сон, как рукой сняло. Снежные вершины гор, извивающаяся, словно змея, дорога, отары овец, подкрадывающиеся ущелья — уж какой тут может быть сон?

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Три часа в пути пролетели незаметно, пока мы ахали и охали, тыча пальцами в окно, подъехали к Степанцминде. На остановке нас сразу обступили местные тетушки, наперебой предлагая жилье, в котором у нас надобности не было, но если бы мы решили переночевать или провести несколько дней в Казбеги, проблем точно не возникло бы.

Поселок находится в самом сердце Кавказских гор, поэтому вы можете представить себе, какие панорамы открываются взору, можно не то что несколько дней здесь захотеть провести, но и целую жизнь.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Однако Степанцминда встретила не самой ясной погодой, из-за чего мы немного расстроились, так как замаячила тревожная перспектива не увидеть вершину Казбека.

Ходит даже легенда, что гора не всем-то ее и показывает. Если человек хороший — увидит Казбек во всей красе, если плохой — гора спрячет вершину в облаках и не видать ее, как собственных ушей.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Стоит заметить, что гору неплохо видно и из села, но, думаю, почти все путники, приезжающие в Степанцминду, стремятся посетить Троицкую церковь в Гергети (Гергетис Цминда Самеба), любуясь по дороге открывающимися видами, ну и Казбеком, естественно. Устремились туда и мы.

Гергетская Самеба расположилась высоко в горах. Чтобы добраться до нее, нужно пройти через село Гергети, которое плавно вытекает из Степанцминды.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Очень интересно наблюдать за местным укладом жизни: какие здесь люди, чем они занимаются, в каких домах живут, потому что жизнь у них совсем другая, вдали от цивилизации. Может, так же они жили и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад. Кажется, что в таких местах время течет медленнее и некуда, да и незачем спешить. Кому-то село может показать скучным и убогим, кому-то самобытным и романтичным. Мне ближе второй вариант.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

После села начинается подъем по грунтовой дороге, проходящей через красивый лес. Тропинка становится все более извилистой, как будто заметает следы. Местами дорогу можно срезать, но для этого придется взбираться по склонам и надо быть готовым к резкому подъему.

Те, кому лень, не хочется или не можется ходить, имеют возможность доехать до Троицкой церкви на своей машине или такси, остальные же могут и должны совершить увлекательную прогулку. Подъем занимает часа два (если как мы делать фотографии через каждые 10 шагов), он немного утомительный, но по дороге поджидают удивительной красоты пейзажи, достойные кисти и пера величайших мастеров — они, конечно же, заставляют забыть и об усталости и о других невзгодах. Ай да Пушкин, знал же, какие места надо воспевать))

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

У подножия гор калачиком, будто пригревшийся на солнышке кот, свернулся поселок Степанцминда.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Долго ли, коротко ли, вышли на финишную прямую, вдалеке показалась удивительно необычная Цминда Самеба. Она, несомненно, интересна сама по себе, особенно для людей религиозных, но нас больше впечатлило то, как органично она вписывается в окружающие пейзажи. Слышала, что когда-то она была не только церковью, но и крепостью, здесь не раз прятали грузинские святыни, защищая их во времена вражеских нашествий.

Именно этому храму и монастырю Пушкин некогда посвятил свое стихотворение «Монастырь на Казбеке»:

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Тем временем мы все ждали, что же решит Казбек — добрые мы или злые, достойны лицезреть его вершину, или уедем ни с чем. Ветер становится все сильнее, вселяя надежду, что ему удастся расправиться с облаками.

Вокруг церкви и внутри оказалось достаточно много посетителей. Цминда Самеба считается очень сильным, намоленным местом, сюда приезжают попросить об избавлении от недугов и, говорят, помогает. Церковь старая, стоит здесь аж с XIV века, сложно представить, скольким страждущим она уже помогла.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Внутри фотографировать нельзя, да особенно и нечего, убранство достаточно скромное, сразу видно, что не на внешние проявления здесь ориентируются. При церкви живут несколько монахов, которые проводят службы.

Рядом с церковью есть источник со святой водой, все желающие могут испить водицы, омыть лицо и продолжить любоваться окрестностями. Безмятежные пейзажи дополняют такие же безмятежно пасущиеся бурёнки.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

С площадки рядом с храмом открывается замечательный вид на Степанцминду, зажатую между гор. Здесь и себя чувствуешь также, в объятиях кавказских хребтов, ощущения просто фантастические.

Наконец-то немного распогодилось и удалось увидеть вершину красавца Казбека, значит, с кармой все в порядке))

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Налюбовавшись горами-долами, да просторами отправились в обратный путь той же дорогой.

Идти вниз было легко и весело, впечатлений и эмоций было через край, а тут природа подкинула еще один маленький подарочек.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Эх, надо было планировать провести здесь несколько дней, чтобы успеть насладиться местной природой, ее величием, спокойствием и умиротворенностью.

Гора Казбек: прогулка из Степанцминды к Троицкой церкви в Гергети

Могу со всей уверенностью сказать, что место просто сказочное! Мне Степанцминда, Гергети, Цминда Самеба и Казбек очень понравились. Очень! Я ничего от этой поездки не ждала, потому что она была спонтанной, сформулировать свои ожидания я просто не успела. Может, поэтому и впечатления получились такими чистыми, не смазанными тоннами прочитанной информации о чужих эмоциях по поводу этого места. Да и вообще я люблю природу и все, что связано с пешими прогулками: ощущение свободы, выпадения из времени, безграничности пространства. Могу только рекомендовать побывать здесь всем и каждому, кто придерживается того же мнения!

Приятных вам прогулок по подножию Казбека, дорогие читатели!

Шеболдасик и Андрюсикс

Как добраться до Степанцминды (Казбеги) из Тбилиси и обратно

Добраться из Тбилиси до Степандцминды можно на маршрутке с автовокзала у метро Дидубе. Первая отправляется в 9:00. В пути 3–3,5 часа, стоимость проезда 10 лари. Также было получено предложение довезти нас до Казбеги за 15 лари с человека с остановками Ананури, Жинваль и мин. воды. Из Степанцминды последняя маршрутка в Тбилиси отходит в 18:00, стоит столько же.

На маршрутках, скорее всего, будет указано название конечного пункта «Казбеги», так как в Степанцминду село было переименовано сравнительно недавно (в 2007 году), поменять таблички, видимо, руки не доходят.