Турист Виктор Пастухов (ViktorPastoukhov)
Виктор Пастухов
был 14 января 2016 18:32

Писак, Регион Куско — Перу Февраль 2015

06.02.15, пт. Ударение на первый слог: Писак. Это географическое название индейского происхождения, и латинских вариантов его написания есть как минимум два: Pisac, Pisaq. А может быть и больше, как это часто бывает в Перу. Великим его назвал наш главный консультант по региону, очень бывалый там Alex Brazilianjiu. Правда, он это сделал в таком контексте, что слово следовало отнести в первую очередь к размерам территории ("особенно велик Писак", диалог здесь: http://forum-americalatina.ru/…), но на месте оказалось, что можно истолковать и в самом общем смысле.

Хотя начиналось знакомство с этим историческим памятником Священной Долины инков как-то уже привычно: уютные узкие улочки довольно таки туристического городка на берегах реки Урубамба, неподалёку карабкаются в гору террасы древних земледельцев…

Великий Писак

Значит, где-то там наверху могут обнаружиться и развалины каких-то построек: жилищ, храмов, укреплений. Ну типа как в Ольянте, уже знакомом нам городке этой долины. А коли «велик» объект, так может быть и побольше Ольянты, что-то промежуточное между тамошними масштабами и самим Мачу-Пикчу. Уже чувствуется, что не зря мы сюда приехали из Куско уже в первой половине дня: сейчас посмотрим городок, перекусим — и в гору, по террасам. И хоть до темна там будем лазить, если понравится.

Хотя расстояние от Куско до Писака всего около 30 км, ехать на обычном местном автобусе почти час: техника эта пожилая, а тут горы, повороты, да и остановок немало. На первой четверти пути проезжали уже знакомые нам места, вплоть до Пукапукара и Тамбомачай, потом ещё несколько посёлков.

Небогатых, но стильных.

После перевала начался спуск, сначала в долину небольшой речки, левого притока Урубамбы — там тоже промелькнуло несколько оазисов.

Великий Писак

При этом снежные вершины тоже всё время были где-то рядом. А потом показалась и собственно Священная Долина.

Дорога вышла к ней на изрядной высоте, и будь мы на своей машине, сделали бы остановку на одной из смотровых площадок перед началом серпантина.

Не зря на них дежурят несколько торговцев сувениров — туристический транспорт наверняка тут надолго притормаживает при движении в противоположном направлении, из Писака в Куско. Высадились мы у развилки — автобус в городок не заезжал, т. к. следовал до города Калка, ниже по течению реки.

Место приметное.

А городок Писак начинается уже за мостом.

Великий Писак

Улицы пошире чем в Ольянте, но поуже чем нормальные. Всё же на них заезжают не только мотоциклы, и даже паркуются. Выходим на главную, а может быть и единственную площадь.

Она оказалась полностью заставленной палатками торговцев всяческими предметами народного творчества, за исключением площадки для парковки туристического транспорта — туристов коварно подвозят заказным автотранспортом прямо сюда. Мы тоже изучали варианты разных однодневных экскурсий с заездом в Писак, но сочли их все слишком верхоглядскими, т. к. время пребывания на месте было явно недостаточным для основательной прогулки по горным террасам. Т. е. в этом случае воспользовавшись таким сервисом были обречены даже не на верхо-, а на «низоглядство» — никто из понаехавших с экскурсиями в гору и не шёл, все рассредоточились по рынку и по окружающему его общепиту, и только поглядывали оттуда на верхнюю (древнюю) часть Писака.

Если конечно вообще смогли оторвать взгляд от разноцветных товаров. И площадь, и один из соседних кварталов торговля оккупировала так плотно, что даже главная церковь города как-то затерялась посреди этого всего. Быстренько осмотрев торговые ряды, мы решили перед штурмом бывших крепостей тоже слегка подкрепиться, комплексный обед на двоих это было самое то.

И главное блюдо умеренно экзотичное — баранина из традиционной дровяной печи.

Великий Писак

Вход на территорию исторического памятника с конца улицы, поднимающейся по левому краю площади — тоже полностью заставленной прилавками. На входе реально проверяют билеты, хотя посетителй ещё меньше, чем в Пука-Пукапара. Если кто пришёл без билета, то может купить прямо здесь: десятидневный и с правом посещения ещё 15-ти объектов, за 130 солей. У ворот стоит табличка высоты, если не ошибаюсь, 3025 м.

Начинаем подниматься. похоже, что террас и вправду больше, чем в Ольянтайтамбо. Но время есть. топаем вверх.

Там у входа бым ручеек, потом он стал водопадиком, а сейчас мы уже выше этого всего.

Великий Писак

А теперь ещё выше, но всё ещё видим это хозяйство где-то внизу.

И вот тут-то оказывается, что эта узкая лестница тянущихся вверх террас вовсе не заканчивается на этой высоте. и деже становится шире. И заворачивает куда-то вправо и вглубь.

Великий Писак

А ещё дальше вправо продолжается ещё и на соседнем склоне. При этом между нашим склоном и правым соседом вглубь между ними уходит какая-то тропа. Но развилка выглядит совершенно полноценной, указателей никаких нет, и мы выбираем ту тропу, что правее, она обещает более пафосные виды на город Писак и на долину.

И вот они, эти виды! Включая тот серпантин. по которому мы спускались в долину с противоположного скона. Город Писак и его заставленная рыночными палатками площадь тут как на ладони. Действительно, мы поднялись намного выше, чем в Ольянтайтамбо. Велик Писак, воистину велик!

Великий Писак

Вид вверх вдоль реки Урубамба (Вильканота).

А это прямо у нас под ногами: орошаемые кукурузные плантации и новые дома здешних сельхозтружеников.

На правой тропе вскоре проявиось и нечто более интересное, чем террасы: остатки крепостной стены, выше неё какая-то застава, а ещё выше и более серьёзная крепость. Террас на пути кней ещё немало, но мы их преодолеем без сомнения — видели уже за что бороться.

Великий Писак

Такие вот виды в левую сторону теперь открываются, выше отвесного склона начинается более пологий, и он уже вполне освоен земледельцами.

А это вид в правую сторону: казавшиеся снизу коротенькими террасы здесь уже уходят куда-то в бесконечность.

Ещё несколько десятков метров в проекции на вертикаль, и мы уже вплотную к тем самым крепостным стенам государства Писак, чье слияние с соседним Куско когда-то положило начало неравновесно разбухавшей в 12-15-м веках империи инков. Но это было только начало открытий того дня…

Казалось, что после обнаружения крепости Писак на верхотуре вертикальных огородов, вот-вот закроем тему и этого древнего поселения тоже. Но не тут-то было: перед последним участком подъёма к этим сооружениям вдруг открылся вид на ещё одну солидную порцию террас, а тропа раздваивается.

Подумалось, что теперь уж эта крепость никуда не денется, и перед её штурмом стоит сначала прогуляться по горизонтальному участку — маршрут там тоже достаточно хоженный. И мы продвинулись ещё на несколько сотен метров в восточном направлении, параллельно реке Вилканота (Урубамба).

Великий Писак

Терраса того заслуживала, но крепость теперь осталась у нас позади и всё ещё немного выше. А вот впереди… Впереди был поворот, после которого с левой стороны перед нами вдруг открылась ещё одна долина:

Узкая горловина с почти отвесными стенами, после которой плавное расширение. Долина очень даже обитаемая: много хуторов и культивируемых земель, небольшие посёлки, и даже асфальтированная дорога. А потом ещё и раздвоение этой второй долины: всё это тянется куда-то вдаль как в северном, так и в северо-восточном направлении. Ну, а на нашем западном склоне этой долины видна ещё одна группа террас, проход к которым перекрыт какой-то сторожкой. Вот туда-то и поднимается эта тропа! Ну что же, исследуем и этот пятачок тоже.

Великий Писак

Всё выше, и выше, и выше… И уже от «сторожки» с соломенной крыше оглянемся назад:

Эта приятная тропа по довольно комфортным карнизам привела нас сюда со стороны главной долины, на другой стороне которой виден серпантин шоссе по которому мы приехали из Куско.

Великий Писак

А здесь перед нами террасы и ещё террасы. Меня вдруг повлекло побродить по ним как следует, поднимаясь с одного уровня на другой не по генеральной лестнице с классическими ступеньками, а по «служебным», ступеньками которых служат торчащие из стен камни.

Вид на раздваивающуюся долину тут ещё краше, очень просторным оказался этот северный придаточек Священной Долины инков.

Великий Писак

А вот такая у нее горловина. Над всеми этими красотами наконец-то допрыгался до верхней террасы, добро пожаловать в древний посёлок.

Это как раз и есть главный вход туда.

Великий Писак

Улица изогнута в дугу, все стены повторяют очертания холма.

Домик за домиком. Стены были выложены камнем только наполовину. А верхнюю часть строили из более лёкких и менее долговечных материалов? А что это там ещё на втором плане, левее и выше?! Снова террасы, а над ними ещё одна крепость?! Этот Писак просто бесконечен.

Великий Писак

И вот она, новая развилка. До сих пор мы методично выбирали правый путь, оставляя всё что слева на потом. Но сейчас поступим иначе: вообще не пойдём по правой тропе, поскольку к той крепости ведёт и автодорога, и как раз туда-то и подвозят всех пассажиров туристичеких микроавтобусов. Так нечестно. Ну и пусть они там за нас обследуют крайний пятачок, здесь и без него троп хватает.

Начинаем подниматься над поселением сквозь которое только что прошли.

Лестница влево ведёт к какому-то другому сооружению, а от него путь лежит ещё выше, и там тоже есть постройки…

Великий Писак

Как потом выяснилось, главные сооружения древнего Писака были именно здесь.

Это даже не вершина, а просто очередной уступ, под названием Интиуатана, 3348 м над уровнем моря. Т. е. мы как-то нечаянно забрались на триста с лишним метров выше КПП и нынешнего города Писак. Этот перепад высот соотвествует жигулёвским — между главными вершинами и поверхностью Волги, да и крутизна такая же. Вот только волжской шири в Андах не обнаружилось.

Великий Писак

Здесь обустроена специальная смотровая площадка с которой можно полюбоваться общим видом этого археологического памятника. Ну, а за ним начинается лестница ещё выше…

Прежде чем туда пойти, побродим между древних стен. Трапецевидные дверные проёмы, безупречная подгонка камней с прямыми гранями — это явно ещё доинкские достижения здешнй строительной отрасли.

Великий Писак

И те самые ниши-амортизаторы…

А дальше вверх по лестнице наблюдаем уже инкский стандарт кладки.

Великий Писак

И эта инкская манера хождения по карнизам, ну прямо как на Уайна-Пикчу.

Стоило забираться и сюда, поскольку видим теперь оба древних поселения сразу. А вот от взгляда наблюдателей находящихся в долине Урубамбы оба они надёжно укрыты.

Великий Писак

Площадь террас смотрящих на север просто огромна.

А тропа наверх вовсе и не собирается заканчиваться.

Великий Писак

Это уже южный склон, остатки то ли жилых, то ли оборонительных построек.

Ещё одна площадка где можно передохнуть, насладившись при этом нереальными панорамами.

Великий Писак

Смешно вспоминать, как глядя на эти горы со стороны городка и реки мы замечали на них только те террасы, что находятся ниже самых нижних видимых отсюда. Ну, а та самая крепость к которой мы не ринулись снизу напролом, оставив ее по левую руку, теперь у нас снова слева, но уже не вверху, а внизу. Обратный маршрут проложим именно через неё.

Хотя есть и другой вариант — пойти направо мимо этих сооружений, а потом спускаться по тропе вдоль другого ручья.

Великий Писак

Выбираем возврат к главным храмам Писака.

Ещё один ракурс этого сокровища.

Великий Писак

Строили на века, как говорится, а получилось на тысячелетия. И это в подверженной частым и неслабым землетрясениям зоне.

Ну, а теперь спуск прямиком к той самой крепости, мимо небольших сторожек.

Великий Писак

Ого! Оказывается, к ней целая деревушка сбоку прилепилась.

Это главный форт, на высшей точке небольшого отрога.

А это укрепление ярусом ниже.

А ещё ниже вот такая штуковина, с видом на городок и на реку.

Великий Писак

И ещё цепочка подобных сооружений.

Троп мимо них тоже несколько, на выбор.

Великий Писак

Но пока хочется побыть здесь.

Всё же пора спускаться в Писак 21-го века.

И от исследования обнаружившихся тут вдруг пещер на этот раз воздержимся

Великий Писак

Ещё одна развилка на спуске, вправо здесь идёт экспресс-вариант, но мы пойдём влево мимо этой представительницы местного населения. Она там приторговывает прохладительными напитками (!), которые притащила в гору для редких туристов — процент запыхавшихся стабильно высок, поэтому дела идут неплохо.

За неимением дельтаплана продолжим спуск по ступенькам. Для обратного выезда в Куско нужно найти точку отправления «колективос» в этом городке, недалеко от моста.

Никаких сложностей, она нас ждёт прямо в конце улочки ведущейй от КПП к реке, по западному краю главной площади Сан-Франциско.

Великий Писак

Вот такой у нас получился фотомаршрут по горизонтам Писака, длительностью больше трёх часов. А можно было бы там и ещё полдня провести, настолько это масштабный объект

Добавим к нему ещё и снимки в городской черте.
И в комплексе получается вот что: