Турист Мар-та (Mar-ta)
Мар-та
была 16 апреля 20:54

Китай Октябрь 2014

Однажды побывав в Китае с туристической группой, моей сокровенной мечтой стало возвращение в Поднебесную . План и маршрут самостоятельного путешествия вынашивался год, и  вот забронированы билеты Москва-Шанхай-Москва, отели по пути следования, найдена через инет попутчица, отважная, мобильная, близкая по духу, настроены  контакты с китайской турфирмой в Чэнду.

В Шанхай прибыли утром. Из аэропорта Пудун в центр Шанхая  «промчались» сначала на Маглеве (431 км/час).,  потом в метро.  По пути обменяли  валюту и, наконец,  достигли места своей двухдневной ночевки  в удобно расположенном дешевом отеле Captain Hostel на набережной Вайтань. Не терпелось  снова увидеть  город, запечатлевший в моей памяти футуристические небоскребы и жалкие лачуги, роскошные супермаркеты и грязные торговые прилавки со всякой нечистью, нескончаемые  потоки велосипедов и мопедов  и грандиозные дорожные развязки.

Китай широко открытыми глазами

Погуляв по набережной , немного  адаптируясь к теплу, чужим звукам, громким и нескончаемым, лицам, весьма улыбчивым и радушным, мы направились в сад Юй Юань (сад Радости), Созданный в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.) на основах принципов фэн-шуй, он является одной из главных достопримечательностей Шанхая, сочетая в себе гармонию воды, камня и растений. Несмотря на толпы туристов, в нем находишь умиротворение.

Китай широко открытыми глазами

Сады Китая – это и история, и философия, и искусство. В продолжение этой темы обязательно загляните в Сучжоу . Там есть, чем восхититься.

Вечером, перенасыщенные впечатлениями первого дня,  уставшие от длительного перелета, собрав остатки сил, мы добрались до цирка, где каждый вечер идет мультимедийное  шоу Эра. Купив самые дешевые билеты и  упав в кресла, мы надеялись вздремнуть, но не тут-то было   -  все представление таращили глаза на виртуозные номера акробатов . В отель ползком…

Китай  развивается стремительно. Информация из интернета, на которой мы основывали детали  своего маршрута, через год уже устаревает. С этим фактом мы стали сталкиваться постоянно. Вот и наша поездка  в  древний город с 1700-летней историей Чжуцзяцзяо-город на воде, началась с этого . Долго бродили вокруг наводки « стадион»  в поисках автовокзала. Подключились все близ стоящие и сидящие китайцы: мы не понимаем их, они нас, но очень хотят помочь.

И только благодаря виртуозному владению техникой мимики  и жестов моей попутчицы, мы оказались все же на автовокзале, но…поздно- увы, автобусов уже не было, они экскурсионные и уезжают до 10:00. Но Китай полон добрых людей. Нам предложили микроавтобус на целый день по весьма сносной цене.

А «Восточная Венеция» хороша! ,Древние мостики, изящные пагоды, красные фонарики, медленные лодочки, экзотические фрукты,  непонятные продукты. Нагулялись, насмотрелись, чаю отведали, музыку послушали. Восторг!  Советуем посетить, и обязательно загляните там в сад Kezhi.

Китай широко открытыми глазами

Вернувшись в Шанхай к вечеру, мы  попали в неоновый мир главной торговой улицы Наньцзин лу, а набережная Бунд и небоскребы  Пудуна  выглядели космически.

Китай широко открытыми глазами

На следующий день, до отлета в Чэнду, мы двинулись исследовать  район «шанхайского Манхэттена» Пудун, где находятся три смотровые площадки: телебашня Звезда Востока, башня Дзиньмао и здание Мирового финансового центра. Вглянули на город с их высот сквозь стекло, заглянули  в Технологический музей (это для детей и подростков), океанариум (для всех возрастов), и помчались в аэропорт.

Китай широко открытыми глазами

Вот тут нас ждал сюрприз: в метро где-то не пересели, и в итоге в Пудун прибыли на исходе времени. Груженые чемоданами и рюкзаками, мы за 15 мин дважды обежали один из самых больших аэровокзалов мира  в поисках места регистрации, увлекая за собой любопытных местных служащих. Успели! Даже успели по требованию сотрудников досмотра  вскрыть насмерть  запечатанный чемодан и изъять оттуда батарейку для фотоаппарата (Только в ручную кладь!)

И вот мы в Чэнду. Из аэропорта в город автобусом, потом на такси, и ..новый сюрприз. Наш отель съехал, а здесь уже другой, но рядом с нужным нам автовокзалом. А на дворе темно.  Долго « беседовали» с  хозяином, наконец  он сдался и пристроил на 3 ночи у себя.

Утро следующего  дня продолжало удивлять. В планах –центр разведения панд, находящийся где-то за городом. С полной уверенностью в своих познаниях Китая, мы устремились на автовокзал  на авт №902. Но непонятливые китайцы отправляли нас на другую сторону реки, на остановку городского транспорта. Как же изменчив мир, особенно китайский! С пересадкой с №49 на №87 добрались до панд. Застали их за завтраком. До чего же забавные создания! Долго, с умилением   взирали на этих плюшевых зверушек с неутоленным желанием  пообниматься с ними.

Китай широко открытыми глазами

В город  нужно было вернуться к 12 час, на  встречу с нашими заочными помощниками из местной турфирмы. Взяли такси (работают по счетчику) и без труда добрались до офиса. Приняли нас радушно, подключив для общения чудесную  китаяночку, немного владеющую русским. Рассчитавшись с ними за билеты на все внутренние перелеты, круиз «Три ущелья», поездку в карстовый район Улун (покупать в Китае все это гораздо дешевле), пообщались, и нас пригласили на дегустацию национальных блюд. Расстались друзьями с обещаниями снова приехать в Китай.

Сытые и довольные, пошли прогуляться по городу, забрели в парк, свернули на старую  улочку  Цзиньли, где бродят сотни туристов и жителей города, совершая покупки,  пробуя сычуаньские закуски и чай и, уже на подкашивающихся от усталости ногах, отправились в самый красивый действующий монастырь  Вэньшу, основанный во вре­мена династии Тан и сохраняющий­ся неизменным с 1691 г. Будете в Чэнду, очень рекомендуем туда заглянуть.

Китай широко открытыми глазами

Удобное расположение отеля немаловажно. Мы жили в двух шагах от Chengdu Xinnanmen Bus Station, откуда планировались все наши поездки в этом регионе.

Следующим утром, за день купив билеты на рейсовый автобус, отправляемся в Лэшань  к месту паломничества китайцев -  самой большой статуе Будды. Добрались без проблем. Поскольку было пасмурно, брать экскурсию на кораблик, чтоб взглянуть на этого гиганта с воды, не стали, а перебрались на маршрутке на другой берег и, побродив по красивейшему Парку Большого Будды ,где множество высеченных в скалах будд и других божеств, направились к главной реликвии Лэшани. Увиденное  потрясло! На отвесной высоченной скале  высечена 72- метровая статуя Будды. Сбоку  идут ступеньки для спуска вниз ,к ногам изваяния. Ежедневно тысячи китайцев, стар и млад, идут поклониться этому рукотворному чуду. Место уникальное, как уникальна и история создания этого шедевра.

Китай широко открытыми глазами

Мы в этой толпе были «белыми воронами», вызывая нескрываемый  интерес. Европейские лица здесь редкость. Сделав несколько снимков у стоп исполина, медленно поднялись наверх в парк,  вспомнив еще об одном Будде, лежащем. Облазали все закоулки парка в недоумении, как можно не заметить гиганта, и стали приставать к местным гидам с вопросом Вэа из Будда слиппинг? Нашли! -  при входе поднимите голову вверх и увидите на горе лежащего Будду. Вернулись в Ченду к вечеру, впечатленные прошедшим днем.

Китай широко открытыми глазами

На этот день планировали гору Цинчэн  и Дуцзянъяньскую ирригационную систему, но, порассуждав, что идти в  3-4 часа вверх нам тяжеловато, решили отправиться в пейзажный район с тысячелетней историей, о котором очень мало информации в инете. На автовокзале опять показываем кассиру написанное на листочке название поселка по- английски (или по-китайски,)и через час мы в пейзажном районе Хуанлунси.

Наконец-то мы отдохнули! Нацепив на головы венки из живых благоухающих цветов,  мы неспешно бродили  среди торговых лавочек со всякой всячиной, среди живописных мостов времен династии Мин, колоритных «кафешек»  и улыбчивых прохожих. Усевшись в одном  из чайных домиков на берегу реки, любуясь национальным колоритом панорамы вокруг, насладились божественным напитком – зеленым чаем.

Китай широко открытыми глазами

На обратном пути в город попросили водителя высадить нас у самого большого в мире здания (по площади) . Ох и махина! Я его обходила вокруг минут сорок!  Внутри расположены торговые, офисные  площади, парк развлечений, отели, кинотеатры, рестораны и пр.

Китай широко открытыми глазами

Вечером купили еды в дорогу. Предстоял 10-часовой переезд на автобусе к Тибетским предгорьям.

Именно из-за долины Цзючжайгоу поездку запланировали на конец октября, очень дорогой , «высокий» сезон, т.к.  в это время природа там необычайно красива.

Переезд  был длительным (часов 10), но за окном мелькали живописные пейзажи, было достаточно остановок на разминку и опробование  местных лакомств –мяса яка, невиданных до селе грибов  и всякой всячины.

Но, въехав в городок, мы надолго встали в  огромной пробке из прибывающих в эти края автобусов и машин. За окном лил сильный дождь, темнело. Наш забронированный через Booking  хостел мы не нашли бы даже в солнечную погоду – обшарпанная узкая дверь с китайскими иероглифами.  Вглядываясь сквозь водяную стену дождя в надписи на домах, ища Dream park , вымокли до нитки , а добравшись, наконец  до хостела, услышали, что мест нет.(В моей туристической практике такое впервые!) Но тут же нарисовались местные китайцы которые повели нас в свой хостел , буквально в 2 шагах за ту же цену. Номер, конечно, не отапливался, были только электрические простыни. Дубак!  Мы тут же забрались в кровать, в одежде и даже мокрые кроссовки положили с собой под простыню.

Рано проснувшись , рванули ко входу в парк. То, что увидели, повергло в шок - несметное количество китайцев перед входом в парк – тысячи… Тем не менее вся эта толпа вместе с нами минут за 20 обилетилась  и  прошла сквозь турникеты. Хотим отметить, что организация и обустройство туристических мест у них на высоком уровне.

Парк Цзючжайгоу представляет собой два ущелья протяженностью  18 и 15 км . По ним курсируют автобусы, останавливаясь в определенных точках. Весь этот людской поток очень быстро был увезен от входа в самые дальние точки маршрутов, откуда можно было уже возвращаться пешком и любоваться природой.

Китай широко открытыми глазами

То, что мы увидели, трудно выразить словами – это волшебство! « синтеза сказочной красоты и естественной чистоты!» Уверена, это одно из самых красивых мест на нашей планете. И я в очередной раз порадовалась за китайцев, что они так заботятся и чтут то, что имеют.Наслаждайтесь!

Китай широко открытыми глазами

Два дня мы провели в этом царстве, безумно красивом и уникальном …

Планировали добраться еще в один удивительный уголок Китай, парк Хуанлун, но на автобусы билетов уже не было, а такси туда дорого. Вот и пришлось весь следующий день просидеть в высокогорном аэропорту Хуанлун.(3447 м над у.м.), вдоволь насмотревшись на взлетающие и садящиеся самолеты . Моя попутчица оказалась еще и прозорливой, купив  для этой поездки планшет. Она закачала туда  много информации про Китай, книги для чтения, ( в каждом хостеле был  интернет),  Т.ч. мы были во всеоружии и время зря не теряли.

А летели мы теперь в самый большой по численности город мира – Чунцин, к новым приключениям.

В Чунцине нас ждал замызганный хостел, который даже местный таксист нашел с трудом, но… выбирали рядом с автовокзалом. На ближайшие два дня по плану поездка в составе китайской тур.группы в уникальный карстовый район Улун.

Зарегистрировав, администратор вручила  нам какую-то  записку. Не столько по-английски, сколько интуитивно поняли, что рано утром  нас заберет англоговорящий китаец  и поездка состоится. Каково же было наше изумление, когда на восходе солнца мы увидели силуэт нашего знакомого из Чэнду (не говорящего по-английски) с горячими рисовыми лепешками. Они удивительный народ, эти китайцы! Переживая, что мы потеряемся, он примчался в другой город, и сопровождал нас всю поездку.

А теперь об Улуне.

Улун-это карстовый район Китая с девственной природой. Самыми значимыми   его местами являются Три природных моста, большие ямы Хоупин Тянькэн, Пещера Фужун, Последняя  была обнаружена только в 1993году. Этот район как туристический стал развиваться только с 1994г. В 2007г Улун  внесен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Представляем вам программу 2 дневного тура.

Китай широко открытыми глазами

За окном автобуса  сплошной «ежик в тумане» .Часа через три прибыли к месту входа в ущелье Трех мостов. Проходишь турникет, входишь в стеклянный лифт и…перед твоими глазами другая планета. Вокруг –первозданность. И если бы вдруг появились динозавры, мы бы, наверно, не удивились.

Китай широко открытыми глазами

Выйдя из ущелья, мы отправились в пейзажный район на горное плато, где сели в туристические вагончики и, проехав по его периметру, не увидели  чего-то необычного ( у нас есть места куда красивей).

Вечером отправились на  световое представление в одной из «ям Хоупин Тянькэн», но  шоу на озере Сиху и в ущелье у Небесных ворот затмить невозможно.

Интересно было путешествовать с китайцами, наблюдать за ними, а они с большим интересом наблюдали за нами. Ели мы вместе за круглым столом, на вращающуюся часть ставили блюда. Китайцы едят очень быстро и много, громко чавкая. Чтобы успеть что-нибудь ухватить, пришлось пользоваться ложками, хотя мы обычно ели палочками.  Вспоминается анекдот: « голод наступит, когда китайцы поймут, что рис –это гарнир». Вся нация ходит со стеклянными колбами, сыпя на дно зеленый чай, заливая его кипятком, который в бесплатном повсеместном доступе, и попивают его весь день.

Второй день начали с посещения карстовой пещеры Фужун длинной почти  в три км и с ее визитной карточкой столоктитом, напоминающим орган.

Китай широко открытыми глазами

И еще один яркий момент в этой двухдневной поездке- это мой  «полет» по натянутым  канатам высоко над  рекой Уцзян.

Китай широко открытыми глазами

К вечеру мы вернулись в Чунцин, душевно распрощались с нашим китайским другом и присоединились к танцующим на небольшой площади перед вокзалом. Чудненько!

Следующий день был посвящен району Дацзу.  Комплексы наскальных барельефов Дацзу состоят из 4 частей — комплекс на горе Баодиншань  , комплекс на горе Бэйшань, комплекс на горе Наньшань и комплекс на горе Шимэньшань .
Купили билеты до Дацзу, приехали на автостанцию и опять все не совпало с инетом. Помогли англоговорящие китайцы, поняли, довели, посадили .До Баодиньшаня ехать 15 минут. На скале в форме подковы, высотой от 15 до 30 метров и протяженностью около полукилометра расположено более 10 тысяч мелких и крупных статуй . С удовольствием  погуляли среди этих реликвий, полюбовались ,пофотографировали.. В Бейшань не поехали – уже изрядно подустали, совершая марш-броски по бесчисленным  объектам  Всемирного наследия ЮНЕСКО

Китай широко открытыми глазами

Стоит сказать несколько слов  о питании. За эти два года, что я не была в Китае, общепит изменился кардинально. В 2012году в Шанхае мы бродили по центру с постоянным чувством голода, и кроме местной закопченной и высушенной живности  ничего не видели.  А чем дальше к югу страны, так все еще экзотичней. Хлебом и кофе там и не пахло.

Сегодня на каждом шагу сетевые кафе с европейской кухней, выпечка, всяческий кофе. В этот раз мы «жировали».

Китай широко открытыми глазами

Хотя у моей попутчицы, впервые посетившей Китай, на этот счет своя точка зрения: «Еда в Китае  не понравилась. Может быть, питаясь в  ресторанах, нашли что-нибудь вкусное. В магазинах мы не могли найти на хлеба (только сладкие булки), ни сыра, ни творога, ни колбасы, трудно найти йогурт. Все в пакетах сушеное, копченое и не понятно какое. Один раз удалось купить на улице жареную утку, было вкусно.  А я всегда считала, что моя любимая кухня- китайская. Здесь меня ждало разочарование в еде».

Китай широко открытыми глазами

Сегодня вечером отправляемся в круиз по Янцзы, но перед этим надо увидеть Чунцин. Чунцин очень большой город, там все время туманы, выглядит он от этого серым и неприветливым, но  расположен живописно у реки  на холмах.  Поехали в Цыцикоу –старый город, туда сейчас идет метро, от метро недалеко пешком. Это не просто торговые улицы, это действительно старый город, как его еще называют «маленький Чунцин».

Китай широко открытыми глазами

Недалеко от причала круизных кораблей находится еще одно чудо Китая -  храм Архатов. Он знаменит расписанными терракото­выми архатами. В  храме находятся 400 буддистских статуй времен династии Сунн. Расположен храм среди небоскребов, которые со временем поглощают его.

Китай широко открытыми глазами

Вспомнили, что в Чунцине есть интересное  здание- Зал народов. Изначально  оно называлось  зданием китайско- советской дружбы. Искали дорогу к нему  по карте, но совсем запутались. Сердобольные китайцы доводили нас  то до одного большого здания, то до другого, и, наконец, почти ползком, мы вырулили к нему. Очень красивое здание.

Рядом находится музей «Три ущелья». Вечерами на  этой грандиозной площади проходит световое шоу.

Китай широко открытыми глазами

Моя попутчика, мой следопыт и штурман, мигом сориентировалась, и обратный путь оказался коротким  и легким- через 10 мин мы спускались к вокзалу по лестнице , очень похожей на  Потемкинскую в Одессе. На середине лестницы перекусили уже привычными  пельменями. Потом собрали вещи и на такси в порт. Там нас ждал круизный корабль «Президент 1» и новые приключения . В 20:00 отплыли, вечерний Чунцин провожал нас огнями иллюминаций и танцевальными мелодиями.

В четырехдневную программу круиза входило трехразовое питание,  экскурсии с выходом на берег, банкет от капитана, вечерние развлекательные программы и самое главное – наслаждение неповторимыми пейзажами великой реки Янцзы.

Каюта  большая (16м2) ,с душем с двумя кроватями, с балконом. Несмотря на дождливую погоду, мы располагались на нем с бокалом сухого вина и созерцали « проплывающие» мимо красоты, напоминающие норвежские фьорды.

Китай широко открытыми глазами

Первая остановка была посвящена городу-призраку Фэнду на горе Миншань, место, где совершались погребения. Сам  город затопили при строительстве ГЭС, а холм с храмами остался.

Китай широко открытыми глазами

Во второй половине дня экскурсия в Шибаочжай к храму Чжанфэй, напоминющему пагоду необычной формы.

Китай широко открытыми глазами

Вечером на теплоходе концерт и танцы. Мы сидели за столиком с англоязычной парой из Бразилии и с французами.  Страдаем от незнания языка, но кое-как общаемся. На завтрак и обед –шведский стол, правда он остается китайским по своему содержимому. Овощей мало, только жареный салат и вареные огурцы. Вечером блюда подают официанты на вращающийся круг в центре  стола. Вечером вкуснее, мясо тушеное, рыба, еда больше похожа на европейскую, хотя на теплоходе только одна группа французов и мы с бразильцами. За обедом дают бокал пива. В своей каюте мы пьем сухое вино.

На следующий день утром прошли первое ущелье Цютан. После обеда пятичасовая экскурсия в город Ушань  по Трем Малым Ущельям, где вот уже 2000 лет на скалах висят гробы.  Сначала нас посадили на джонки и мы плыли по горной реке, гробов прикрепленных к скалам  не увидели, хотя экскурсовод пыталась их показать (опять подвело незнание языка). Потом нас пересадили на лодочки и бурлаки по берегу тянули нас веревками , показывая как раньше передвигались богатые мандарины. И все это под проливным дождем. Вернувшись на теплоход, стали готовиться к вечеру с капитаном, опять праздничный стол, танцы, шоу.

Китай широко открытыми глазами

Ночью проходили шлюзы, утром экскурсия на самую мощную в мире ГЭС «Три ущелья». Очень хочется отметить, как китайцы оборудуют свои достопримечательности для туристов: уличные  эскалаторы , смотровые площадки, автобусы по территории.

Китай широко открытыми глазами

В круизе хорошо передохнули. Трудности начались в Ичане. Теплоход прибывает на пристань, которая находиться далеко от города и  кроме дорогого такси добраться нечем.

Но это не конец  маршрута, и не конец дождя. Приехали в Ичан, стали искать транспорт в аэропорт, а это 25км. С трудом уболтали паренька- таксиста отвезти нас туда по сносной цене, и всю дорогу, не видя ничего вокруг на расстоянии более метра, мучались мыслью: а летают ли в такую погоду самолеты? В здании аэровокзала было  безлюдно, но очень красиво.

Китай широко открытыми глазами

В Шанхае долго искали гостиницу. Был адрес, номер дома и мы ходили по Henan Rd туда- сюда, нумерация  домов не поддается никакой логике. Опять спасли дружелюбные китайцы.

В наш последний день мы разделились, я осталась в Шанхае, а моя попутчица отправилась в Сучжоу. Сучжоу –город садов, Восточная Венеция, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.   Довольно большой город, если вы купите карту при выходе с вокзала, то легко сможете доехать до интересующей вас достопримечательности, там есть маршруты автобусов. До «Сада Скромного Чиновника» можно дойти пешком. Вернулась вся восторженная и впечатленная.

А я побродила по уже знакомым улицам Шанхая, зашла в Шанхайский музей на Народной площади (обязателен к посещению). Вечером на набережную, попрощаться с этим шумным и радушным, соединившем в себе современность и прошлое, мегаполисом.

Китай широко открытыми глазами

Бюджет на октябрь-ноябрь 2014г составил около 100 тыс. руб.

Запаситесь русско- китайским разговорником, распечатайте на китайском названия по маршруту, и смело отправляйтесь в эту удивительную страну. Китай того стоит.

Кого интересуют подробности этого маршрута, ответим.