Варежкин Юрий (Yurijvar)
Юрий Варежкин Пользователь — сейчас на сайте

Охота на китов в Гренландском море

6 августа 2015 г. 8:56 Хусавик — Исландия Июль 2014

8-й день путешествия «Вокруг Исландии за 10 дней». Утро

В Хусавике прекрасная погода. Ясно и тепло — около 18–20 градусов тепла. Самая середина лета. Странно — мы в самых северных районах Исландии, а здесь теплее чем на юге страны.

Что еще делать в Хусавике после того как мы увидели вчера здесь тупиков-паффинов? Конечно, хотелось бы встретиться еще и с китами.

Ведь Хусавик — город китобоев. Но эта его слава уже в прошлом — охота на китов ради мяса в Исландии уже давно запрещена. Однако, остается фотоохота и на ней бывшие китобои делают хороший бизнес.

Наиболее известные компании Хусавика, которые организуют эту фотоохоту в заливе Скъяулфанди (Skjálfandi) — фирмы North Sailing и Gentle Giants. Билет на это мероприятие стоит 58 евро и такую экскурсию лучше бронировать заранее.

Через владельца нашего хостела мы забронировали такое фотосафари заранее и даже имели от него за это небольшой бонус.

На всех кораблях всегда вывешивается национальный флаг страны. Это исландский флаг

Ровно в 9 утра наша шхуна, набрав «под завязку» туристов, медленно отчаливает от берега и направляется к противоположному берегу фьорда Скъяулфанди. Все туристы разбредаются по кораблю в поисках лучших мест для съемок.

Примерно через полчаса ведущий этого китового шоу сказал, чтобы все приготовили фотоаппараты — сейчас должен появиться кит. Откуда он узнал — непонятно. Море гладкое и нигде ничего не было видно. Может быть идем в прикормленное годами место?

Каждый турист старается запечатлеть все телодвижения китов

Потом он проинструктировал всех — что делать и куда смотреть. Если, заметив кита, он объявляет по микрофону «Nine o’clock!» — это значит, что кит замечен слева в направлении цифры 9 на циферблате часов (если считать, что 12 это направление по курсу корабля, а 6 — корма). Затем корабль старался приблизиться к мелькнувшему в воде животному.

Вот и сейчас, по команде «One o’clock!» все повернулись вперед и почти прямо по курсу чуть справа увидели, что там действительно всплыло что-то темное, похожее на большое и толстое бревно.

О! Да это же кит! Все так радостно бросились к правому борту, что корабль чуть не перевернулся.

Кит Горбач

Китовая туша медленно вышла из воды и также медленно ушла снова под воду и так повторялось несколько раз. Он передвигался вперед довольно резво, а наш корабль шел у него в фарватере И мы еле за ним поспевали.

Противоположный берег залива Скъяулфанди напротив Хусавика совершенно пустынный

Кит появлялся на поверхность моря ненадолго и увидеть его было бы непросто, если бы не «фонтан» выдыхаемого воздуха. Поэтому надо было внимательно следить и за поверхностью воды, и за командами руководителя «полетов», потому что как-то были и два кита с разных сторон корабля.

В подавляющем большинстве случаев кит показывал только спинной плавник. Но где же его хвост? Ведь, как говорят фотографы-профессионалы — «Хвост — это лицо кита»!

И вот, наконец, нам повезло — один из китов, видимо, желая занырнуть поглубже, показал и нам свое «лицо» — шикарный хвост! Он, словно гигантская бабочка, взлетел над водой и исчез в глубине. Это был единственно удачный эпизод такого рода, заснятый в динамике.

По характерным неровностям заднего среза наш руководитель идентифицировал его как кита-горбача. В этом регионе обитают два самых распространенных вида китов: горбач (Humpback whale или Megaptera novaeangliae) и малый полосатик (Minke whale).

У горбача спинной плавник отличается наличием небольшого утолщения-«постамента» между спиной и собственно лопастью — вот этот вид китов мы сегодня и видели. Отдельные экземпляры таких китов достигают длины 16 метров и веса 36 тонн.

Как-то даже вычитал, что горбатые киты славятся своим вокальным репертуаром, играющим важную роль в период размножения. Песня самца горбача состоит из определённой серии звуков в диапазоне 40–5000 Гц. Этот «куплет» может продолжаться до получаса и повторяться на протяжении нескольких часов и даже дней.

А у малого полосатика плавник без «постамента», более загнут крючком и на спине видны тянущиеся с брюха белые полосы. Этот вид сегодня нам так и не показался.

Так погонялись за парочкой других китов еще c полчаса-час, а потом ушли ближе к противоположному берегу. Этот берег совершенно необжит — только голые скалы, покрытые мхами зеленые склоны, а вдали — заснеженные горы.

Там дальше — Гренландское море и Северный Полюс

Украшением этого сурового пейзажа были водопады, ниспадавшие со скал прямо в море.

Пройдя вдоль этого берега почти до акватории Гренландского моря и больше ничего не увидев, вернулись в порт. По дороге в порт команда вынесла на палубу легкий ланч — чай-кофе с бутербродами.

Порт Хусавика

Вся эта экскурсия заняла 3 часа и после полудня мы выехали из Хусавика дальше по нашему маршруту 8-го дня — еще посмотрели водопад Годафосс, заглянули на чашечку кофе в северную столицу Исландии город Акюрейри и прибыли на место нашей ночевки — в портовый городок Сёйдауркроукюр. Этот путь в 220 км за полдня был совершенно ненапряженным.

Наш маршрут 8-го дня путешествия Вокруг Исландии

Хорошо, что вчера после встречи с оригинальными птичками тупиками-паффинами и благодаря длинному светлому вечеру, мы прошлись по городку Хусавик и хоть немного познакомились с ним.

Городок небольшой и с одной точки просматривается насквозь. За двумя-тремя рядами улиц видны зеленые холмы, на которых пасутся овцы.

Весь Хусавик виден "как на ладони"

Основу города китобоев, конечно, составляет порт. И он совсем небольшой. Да и сам Хусавик невелик — населения в нем всего около трех тысяч жителей. Кто-нибудь может себе представить у нас населенный пункт с таким количеством жителей и имеющий статус «города»? И выглядящий как «город»? Да еще за 65-й параллелью!

А главным украшением города является кирха, стоящая на главной улице и построенная еще в 19 веке. Всю остальную площадь городка, окраины которого легко просматриваются, составляют двух-трехэтажные дома, выполненные в скромном исландском стиле.

Портовые пристани в Хусавике

В Хусавике, в районе порта, находится и музей китов. Но, так как мы увидели их живьем, то на просмотр их скелетов не захотели терять время.

Был до недавнего времени в Хусавике и уникальный, единственный в мире Фаллологический музей, содержащий экспонаты (пенисы), принадлежащие животным (от мыши до кита). Однако затем он переехал в Рейкъявик. К сожалению, мы как-то пропустили такую информацию и не посетили его там.

По свидетельству справочной литературы, музей собирает законсервированные пенисы видов млекопитающих, обитающих в Исландии. Выставляются также половые экспонаты и видов животных, которые не живут в Исландии.

Кроме того, видимо для усиления впечатлений, там есть также и тематически связанные с выставленными экспонатами произведения искусства - картины и скульптуры. Музей насчитывает более 200 экспонатов разных членов. А с июля 2011 года в музее впервые выставлен также и пенис мужчины.

Самым крупным экспонатом музея является часть пениса синего кита длиной 170 см и весом 70 кг. Целиком весь орган имел бы длину 5 метров и весил около 350–450 кг. А кости члена хомяков имеют длину всего 2 мм — это самый маленький экспонат в коллекции, для рассмотрения которого требуется лупа.

----

Эта заметка является частью обзорной статьи «Вокруг Исландии за 10 дней»

в Хусавике

6 августа 2015 г. 8:58
Список ради чего нужно лететь в Исландию очень велик! Но киты - просто супер!
6 августа 2015 г. 11:14
Согласен, Татьяна! Мы были в Исландии 12 дней и ни один из дней не был похож на другой! Исландия - это не Карибы с однообразной лежкой на пляже!
6 августа 2015 г. 9:19
Разок в жизни видел китов, конечно, они впечатляют! Вот же страна Исландия... Вроде на краю света, далеко на севере, а сколько красот.
6 августа 2015 г. 11:26
Да, Альберт! Исландия удивила нас всех. Несколько человек из нашей группы были в Исландии и раньше, но с кратковременным "экскурсионным" визитом только по "золотому треугольнику" и, посмотрев его, решились на это круговое путешествие.
6 августа 2015 г. 11:54
С большим интересом смотрю на исландскую одиссею. Для меня именно из твоих этих репортажей вообще можно сказать, произошло очень широкое открытие этого неповторимого острова, чему искренне рад и благодарен.
Во
6 августа 2015 г. 12:16
Так в чем дело? На следующий год есть пожелание сформировать группу туристеровцев ...
6 августа 2015 г. 12:24
Очень привлекательная идея, но минусов у нее тоже для меня лично немало.
6 августа 2015 г. 12:40
Думаю, этого сейчас у многих хватает для изменения долгосрочных планов ...
6 августа 2015 г. 13:25
Увы...
6 августа 2015 г. 10:10
Вам удалось хорошо рассмотреть китов, повезло!
6 августа 2015 г. 11:29
Не зря фирма берет такие немалые деньги - наверно знают "прикормленные" места! Подобные экскурсии по наблюдению за китами есть и из Рейкъявика, и из некоторых городков Западного побережья Исландии.
6 августа 2015 г. 11:32

Я не раз читал, что люди ходили в море за солидные деньги, а китов так и не видели....
6 августа 2015 г. 11:36
Бывает и такое. Это - животный мир ...
6 августа 2015 г. 12:43
Супер!!!!!!! Такие красоты не забываешь... Киты конечно редкое явление на земле и видеть их вот так рядом ,дорогого стоит! Очень здорово ,Юрий!
6 августа 2015 г. 12:57
Спасибо, София, за интерес!
6 августа 2015 г. 12:54
А вот мы плавали из Рейкъявика на китов, и нам не повезло....
6 августа 2015 г. 12:56
Жаль! Я думал, что там они везде, куда ни глянь ...
6 августа 2015 г. 12:58
вот ни разу не везде... или не всегда....
6 августа 2015 г. 14:41
Китов увидеть мечтаю уже очень давно!
6 августа 2015 г. 20:47
Значит нужно двигаться к исполнению этой мечты!
6 августа 2015 г. 21:04
Несомненно!
6 августа 2015 г. 14:54
!!!
6 августа 2015 г. 20:47
6 августа 2015 г. 16:29
Вот это настоящий туризм!!! Фотоохота на китов - фантастично даже на фото, хотя наяву это в 100 раз круче!!!
KostantinPavlov
6 августа 2015 г. 17:48
Читаю материалы про Исландию. Очень интересно и занимательно! Гейзеры, киты, водопады....фантастика
6 августа 2015 г. 20:49
Да - все эти природные сокровища есть на одном только острове! А на соседних - увы - Нет!
6 августа 2015 г. 17:50
Киты- вне конкуренции! Здорово!
6 августа 2015 г. 20:50
Да, киты - это не птички. Пусть даже и тупики!
6 августа 2015 г. 22:54
6 августа 2015 г. 18:09
Хорошо, что это фото-охота! А не настоящая!!!)))
Потрясающее зрелище!
6 августа 2015 г. 20:51
Но ведь, наверно, точно также проходила и настоящая охота - блуждание по морю, выслеживание, выстрел из гарпунной пушки. А потом долгая обработка туши ...
7 августа 2015 г. 4:24
Очень интересно! Красивая экскурсия. Я вот подумал, что водопады прямо в море большая редкость. Земля совсем новая и водопады не успели отступить от берега.
7 августа 2015 г. 7:42
Спасибо, Михаил, за дополнение! Говорят, что такие водопады не редкость в фиордах Норвегии, но я еще там не был. Нам такой феномен встречался в фиорде Милфорд Саунд в Новой Зеландии
7 августа 2015 г. 16:51
НЗ хорошо попадает под мое предположение о новообзаовавшейся земле, Норвегия на первый взгляд его опровергает, но если подумать все логичино. Породы конечно очень старые, но их край новый, его сфоримировал ледник всего пару миллионов лет тому назад вполне логично, что водопады не успели уйти вглубь материка...
Vladimir_Lis
7 августа 2015 г. 15:28
Захватывающий материал! Спасибо!
7 августа 2015 г. 17:16
Спасибо, Владимир!
PVV
9 августа 2015 г. 0:35
Китов видел в Охотском море и на Канарах.Причем в Охотском море очень много,Один горбатый кит всплыл около нашей резиновой лодки.А вот про музей такой еще не слышал.
15 августа 2015 г. 7:28
Это называется - везение!
9 августа 2015 г. 21:22
Кит продемонстрировал всю свою красоту!!! Водопады в воду я видела во фьордах Норвегии-очень красиво и необычно!!
15 августа 2015 г. 7:30
Спасибо, Наталья, за дополнение! В Норвегии еще только мечтаю побывать.
10 августа 2015 г. 8:57
Вау! и даже китов удалось увидеть!
Юрий, во многих странах вы побывали, много чего повидали, но для меня именно это ваше путешествие пока на первом месте.
15 августа 2015 г. 7:33
Спасибо, Ирина, за оценку путешествия! Но до этого было много экстремальных - и в Африку на сафари и Килиманджаро, и к папуасам Новой Гвинеи, и Вокруг Южной Америки. Как-нибудь поделюсь этими воспоминаниями.
17 августа 2015 г. 10:29
Yurijvar писал 15 августа 2015 г. 7:33
ого! впечатляет
ак-нибудь поделюсь этими воспоминаниями.
было бы любопытно
11 августа 2015 г. 16:16
Увидеть китов - просто фантастика!
15 августа 2015 г. 7:35
Согласен с вами, Анна! Ведь это уже действительно редкие млекопитающие, которые обитают только в ограниченных ареалах морового океана.