Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 21:25

Бамберг — Германия Май 2015

В первой половине прогулки по замечательному баварскому городу Бамбергу я в основном рассказывала об островной части города. Начало прогулки по Бамбергу здесь.

А сегодня пройдем по Верхнему мосту под аркой Старой ратуши…

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

… и попадем на улицу Каролинерштарссе. Здесь есть на что посмотреть: каждое здание памятник архитектуры в основном начала XVIII века, но есть и более солидного возраста; замечательные кованые вывески и интересные витрины.

Если идти по Каролинерштрассе не сворачивая, попадешь на Домплац, где стоит Кайзердом (Императорский собор) и прочие главные достопримечательности Бамберга. Но так было бы слишком просто! Сначала я решила посмотреть на Маленькую Венецию и свернула направо на Доминиканерштрассе. Эта территория когда-то принадлежала доминиканскому монастырю. От него осталась только церковь XIV века, парадный фасад которой украшают рельеф с распятием и фигура Святого Христофора, установленная в 1510 году. Церковь сейчас используется в качестве актового зала университета, где проводятся концерты, в том числе органные.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Здания этой улицы раньше были строениями монастыря. Вот барочный дом, украшенный гербовым щитом с двумя позолоченными львами, и скульптурой Мадонны. А за ним красивый фахверковый дом, который принадлежит трактиру пивоварни Heller.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Ресторан называется «Zum Schlenkerla». Это было прозвище его давнего хозяина, ходившего вразвалку и размахивающего руками (schlenkern). Видимо это он изображен на вывеске. А Schlenkerla — так сейчас называется особый сорт темного «копченого» пива, которое варится в Бамберге.

Напротив также находится исторический пивной ресторан «Zum Ringlein». Он впервые был упомянут в документах 1545 года.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Большинство зданий этого района теперь занимают трактиры, ресторанчики и отели.

Дальше я свернула к набережной Ам Лайнрит и хорошо рассмотрела домики Маленькой Венеции, но их вам я уже показала. Недалеко от набережной стоит небольшая церковь Святой Елизаветы. Она была освящена в 1554 году и принадлежала сначала госпиталю Святого Духа, а потом больнице Святой Елизаветы. Здание бывшего госпиталя рядом служит сегодня тюрьмой.

Рядом с церковью в 2009 году установили скульптуру немецкого скульптора-неоэкспрессиониста Маркуса Люперца «Аполлон». Вот такой он, а вы что думали?

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Рядом с церковью есть интересный расписанный дом и попадаются красивые кованые вывески. Глядя на картины на стене дома, я поняла, что тут целая история: Жила была девушка, и любили ее двое. Потом один из них (человек так себе), убил соперника веслом и утопил в Майне. А сам стал соблазнять девицу, причем она, похоже, и не сопротивлялась. Может история была более романтичная, но это не по моей части. Я, что вижу, о том пою.

Ну что, пора перейти и к основному блюду? Поднимемся на холм Домберг на Соборную площадь к кафедральному собору.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

В 1007 году епископы имперского синода во Франкфурте дали согласие Генриху II на учреждение епископства Бамберг. Во то время начали строить мощный собор, который в 1012 году был освящен в честь Девы Марии, Святого Петра и Святого Георга. Этот собор сгорел в 1081 году, а через сто лет сгорел в очередном пожаре отстроенный заново храм.

Храм, который мы видим сейчас, возник в первой половине XIII века в эпоху перехода от романтического стиля к раннеготическому. В XVIII веке облик храма претерпел изменения: на его четырех башнях установили остроконечные шпили. Габариты храма и солнце не позволяют сфотографировать его в полном объеме.

Главный вход в храм через портал Милости, на рельефе над входом изображена Богородица на троне, рядом с нею святые, император Генрих II и его жена Кунигуда — основатели собора, а также покровители храма — Святой Петр и Святой Георг.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Левее есть еще один портал — портал Адама. В средневековье через портал Адама выходили кающиеся грешники, которых изгоняли из церкви, как когда-то Адама из рая. Статуи на портале копии, подлинники хранятся рядом в Епархиальном музее.

Самый красивый портал — Княжеский, на котором изображена сцена Страшного суда. Этот вход открывают только по праздничным дням.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Храм трехнефный с высокими сводами, колонны и стены украшены скульптурами и рельефами XIII века. Света немного, фотографировать разрешается.

В храме находится гробница императора Генриха II и его супруги Кунигуды. Это работа знаменитого скульптора Тильмана Рименшнайдера, выполненная из мрамора между 1499 и 1513 годами. Сверху на плите изображена императорская чета, а рельефы на боковых сторонах гробницы изображают сцены из легенд об этих двух святых.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Еще в соборе на стене установлена знаменитая загадочная скульптура начала ХIII века — Бамбергский всадник. Это скульптура молодого мужчины с короной на голове. До сих пор неизвестно, где статуя стояла первоначально. Над головой всадника каменный балдахин в форме города (небесный Иерусалим). Это означает, что это образ святого — так могли изобразить только властелина. Версий много, но никто не знает, кто изображен, а об авторе известно еще меньше.

Слева от собора находится здание Епархиального музея, где можно увидеть некоторые предметы, связанные с императором Генрихом II и Кунигудой, а также с папой Клеменсом II, который похоронен в соборе.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

На Соборной площади рядом с кафедральным собором расположены строения Старого епископского двора. В X–XI веке на этом месте был императорский дворец, который перешел во владение епископства, после его основания Генрихом II. Ренессансное трехэтажное здание с нарядным фасадом возведено в 1570–1576 годах. В основании двухэтажного эркера зодчий Эразм Браун увековечил самого себя. С 1939 года в здании размещается исторический музей, где собраны экспонаты истории города с древних времен до прошлого века.

В Старый двор входим через «Красивый портал», созданные в 1573 году скульптором Панкрацем Вагнером. Над аркой ворот на троне сидит Мария, за нею изображена модель собора, которую держат его основатели Генрих II и Кунигуда. Рядом покровители собора — Святой Петр с ключом и Святой Георг с драконом. А по сторонам располагаются аллегории самых важных для Бамберга рек — Майна и Регница. Как я поняла, у немцев не Майн, а Майна, т. е. имя реки женское. Поэтому изображена справа лежащая девушка.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

За порталом находится живописный внутренний двор с жилыми и хозяйственными зданиям XV века, которые раньше служили для разных целей епископского двора. Здесь были княжеская кухня, хлебопекарня, кузнеца, конюшня, комнаты прислуги и кладовые для продуктов.

Кроме кафедрального собора и Старого двора Соборную площадь образуют два флигеля Новой епископской резиденции. В конце XVI века Старый двор перестал соответствовать требованиям, для размещения епископской резиденции стали перестраивать дворец Гайерсвёрт, однако скоро и он перестал отвечать запросам епископа. В 1605 году началось строительство Новой резиденции у кафедрального собора. Два флигеля были готовы в 1611 году, а еще два пристроили через сто лет к 1703 году.

Интерьеры, как и во всех епископских резиденциях, роскошные, посетить можно. Мне времени, к сожалению, не хватило, я зашла только в Розовый сад. Он невелик, заложили его в модном тогда французском стиле в 1705 году. Сначала разводили там самые разные цветы, а Розовым он стал только в XIX веке. Роз в начале мая в саду, конечно, не было, но зато можно было полюбоваться прекрасным видом на холм Михаэльсберг с бывшей монастырской церковью и скульптурами Фердинанда Тица в стиле барокко и рококо.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Слева от Новой резиденции свернем на Домшрассе и сразу окажемся на тесной средневековой улочке.

Дворы в этом районе возникли в XII веке, образовав своего рода крепостное ограждение вокруг собора. Это была вотчина каноников. Вот барочный дом старшего пастора, украшенный гербом епископа Грайфенклау.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Из этого двора очень хорошо видны две башни собора, которые не разглядишь с Соборной площади.

С Домштрассе выходишь на Obere Karolinenstraße.

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

Здесь много интересных зданий XVIII века:

— Бранденбургский двор;

— Лангхаймский двор, который занимал цистерианский орден из Лангхайма. Сейчас это одно из зданий университета;

Бамберг — Немецкий Рим (часть 2)

— соборная школа, а напротив нее — дворец архиепископа.

Выходим на небольшую площадь, на которой стоит церковь Святого Иакова. Эта церковь находилась на пути пилигримов к останкам апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь стали строить в 1065 году по образцу кафедрального собора.

В церкви я была совсем одна, поэтому спокойно все рассмотрела и сфотографировала. Это трехнефная базилика с двумя хорами. Здесь остались следы романской архитектуры: это приземистые романские колонны, придерживающие стены центрального нефа. А смену художественных стилей в течение веков демонстрируют готическая настенная роспись и картины на барочном своде. В новоготическом главном алтаре — статуя Богородицы 1430 года.

Пожалуй, у этой церкви мы остановимся. Опять информации больше, чем можно вместить. Придется закончить в следующий раз.