Мы путешествовали исключительно на поездах, поэтому начну с информации о поездах, вокзалах и билетах. Пойдем от крупного к мелкому:
Вокзалы — есть в крупных городах. Как и в любом городе, являются любимым местом всяких ассоциальных элементов. Что мне понравилось в Мюнхене — внутрь вокзала они и не пытаются зайти (видимо полиция гоняет), поэтому их основное скопление у выходов из вокзала. Но! Никто не попрошайничает, не пристает и за руки не хватает. Сидят себе спокойно на земле и провожают взглядом всех входящих и выходящих.
В небольших городах вокзалов нет, есть станции. Обычно это не просто пустой перон и лавки. Есть небольшой домик, где есть кафе или магазин, касса и автомат по продаже билетов, туалет и сиденья, где можно подождать поезда. Расписания движения поездов делятся на два типа: Прибытие и Отправление. Расписание прибывающих поездов распечатаны на белых листах формата А3. Расписание отъезжающих поездов — на желтой бумаге. В принципе все достаточно понятно. За чем нужно следить внимательно — есть поезда, которые ездят только в будни (либо в какие-то конкретные дни), у некоторых может меняться расписание в выходные. Например, в выходные некоторые поезда ходят не полный маршрут, а до какой-то определенной станции. Все это написано в расписании. Еще бывает, что в одном составе могут идти два поезда с разными номерами, которые расцепляют на определенной станции. Вот за этим надо следить очень внимательно! У нас был только один такой случай, о нем я расскажу позже. Еще расписание можно посмотреть в автомате по продаже билетов или на сайте Deutschen Bahn. Это очень удобно, если надо ехать с пересадками.
В автоматах все достаточно просто. Главное найти красный (именно красный! т. к. есть и другие автоматы, например на станциях метро, где расписание вам не предложат) автомат по продаже билетов. Там можно выбрать разные языки (русского, к сожалению, в этих атоматах нет). Чтобы посмотреть, какой маршрут вам предложит система, надо нажать на левый верхний квадрат. Автоматом там будет стоять точка отправления, на которой вы находитесь в данный момент (её можно поменять, если, например, Вам надо посмотреть обратный маршрут). Вам будет нужно только выбрать точку назначения и система предложит вам разные варианты. Щелкнув на стрелочку слева от расписания, можно развернуть маршрут. Там будут указаны все номера поездов, которые вам будут нужны, время прибытия и отправления, станции и номера путей. Расписание можно тут же распечатать.
Тоже самое можно посмотреть на сайте.
Путешествовать на поездах в Германии исключительно приятно. Все поезда, которые на самом деле являются электричками, совершенно не похожи на наши электрички. Скорее они похожи на «Сапсан» или Аэроэкспрессы.
Поезда тоже делятся на разные виды. Есть RE, RB, IC, ICE, Meridian и т. д. Самые быстрые ICE — Inter city express. Они же — самые дорогие. Даже есть вагон-ресторан. Идут с минимальным количеством остановок. Здесь, в отличие от всех остальных поездов, не действует билет, который называется Bayern-Ticket — Баварский билет. Что это такое — чуть позже. Во всех поездах, на которых мы ездили, есть туалет. Опять же не такой, как у нас в поездах. Все чисто и аккуратно. В некоторых поездах так же продают чай/кофе и какие-то мелочи, вроде шоколадок и чипсов.
Билеты.
Как я уже говорила, билеты можно купить в кассе, в автомате или через сайт. Нужно помнить, что при покупке билета в кассе, билет будет стоить дороже на несколько евро. Поэтому мы отдавали предпочтение в пользу автоматов.
В автомате, если вы смотрите раcписание, справа будет указана цена. Если на нее нажать, можно купить билет. Платить можно как наличными, так и карточкой. На сайте принцип тот же — справа цена, щелкнув на которую, можно купить билет. Главное — не забудьте его распечатать! Потому как контролерам в поезде обязательно нужен билет в бумажном виде (была свидетелем того, как девушка не распечатала электронный билет и у нее были большие проблемы с контролером). Также при себе надо иметь банковскую карточку, которой вы оплачивали этот билет, её номер сравнивают с номером, указанным в билете.
Теперь о том, что такое Bayern-Ticket. Это замечательный билет! На двоих он стоит 28 Евро. С этим билетом можно ездить в течение дня на любом общественном транспорте в Баварии (кроме ICE, как я уже говорила): на электричках, на метро, на автобусе, на трамвае и т. д. в любой зоне. Есть одно, но — билет действует только с 9 утра до 3 часов ночи следующего дня. Поэтому, если вы планируете выезжать раньше 9 утра, то нужно будет покупать другой билет. Поскольку мы путешествовали летом, когда световой день длинный, то для нас это был прекрасный способ сэкономить. Купить данный билет можно в кассе, автомате или через сайт. Выглядит этот билет так:
Билет слева мы купили на вокзале в автомате. Билет справа — мы купили в автомате в метро. Его обязательно нужно прокомпостировать. Автоматы для компостирования есть на каждой станции при входе — выглядят как голубые коробочки на металлической ноге. Билет, купленный на вокзале, компостировать не надо, он просто не влезет в компостер:))) (я пыталась, пока мне немец не объяснил). На билете надо обязательно написать свои имена (нужно вписать всех путешествующих).
И еще несколько слов о других билетах на общественный транспорт в Мюнхене. Об этом, конечно, можно найти много разной информации в Интернете, в том числе на русском языке, но я все же вставлю свои пять копеек. Вообще вся система общественного транспорта в Мюнхене делится на зоны. На любой станции и остановке есть эти схемы. Если интересно, то можно ознакомиться. Я попыталась понять, но особо вникать не стала — Баварский билет действует везде, так что при наших многочисленных поездках это было лучшее решение, при этом и голову всякими зонами забивать не надо было. Даже сами немцы во всем этом путаются, поэтому есть шутка: «Сколько нужно немцев, чтобы купить билет на одну поездку?».
В Мюнхене есть такой общественный транспорт, как автобусы, трамваи, метро и S-Bahn. Что такое S-Bahn? S-Bahn — это что-то вроде электричек или Аэроэкспрессов. Но ходят эти электрички по городу и по близкому пригороду. На дальние расстояния вы на них не доедете. S-Bahn интегрирована в систему метро и маршруты можно найти на той же схеме, что и маршруты метро. Выглядят они примерно как электрички дальнего следования — красные вагоны. Двери открываются нажатием кнопки, не автоматически! Вход и выход из вагона могут быть с разных сторон, надо слушать объявления. Чтобы доехать из аэропорта до центрального вокзала есть две линии S1 и S8. Проезд стоит 10,80 на одного человека. Билет выглядит вот так:
Компостировать его тоже не надо, опять же не влезет в автомат. Вообще какой билет надо компостировать, а какой нет определить очень просто — на тех, которые надо компостировать есть сверху стрелочки и написано «Hier entwerten».
Если же говорить об остальном общественном транспорте, то, как я уже говорила, в нем можно проехать по Баварскому билету, либо купить билет на одну поездку. Стоит билет 2,70 Евро на человека и выглядит следующим образом:
Его надо прокомпостировать при входе на станцию, либо в салоне наземного транспорта.
Вообще при входе в метро или наземный транспорт нет турникетов. Проход свободный, что выглядит немного дико для людей привыкших к турникетам повсюду. Контролеров непосредственно в общественном транспорте тоже нет (в отлии от электричек дальнего следования). Поэтому, если вам совесть позволяет, можете ехать и без билета. Но, если не повезет, то можно нарваться на контролеров. Мы видели их всего один раз на выходе из метро на вокзале. Они встают у компостеров на выходе, перекрывая проход, и проверяют билеты у всех. За безбилетный проезд, говорят, штраф очень большой. Поэтому немцы добросовестно платят за проезд, независимо от того, попадут они на контролера или нет (интересно, прошла бы подобная доверительная политика у нас? :))))
И еще одно маленькое замечание — в наземном транспорте, можно заходить в любые двери (не только в первую). Но, если вы едете после 9 часов вечера нужно заходить только в первую дверь и показывать проездной билет водителю. Об этом написано на остановке на электронном табло. К стати, об электронных табло — они есть на каждой остановке. Там пишется номер автобуса, направление его движения и через сколько минут он приедет. Опаздания бывают очень редко. Как и поезда, автобусы ходят по расписанию. Они вывешены на каждой остановке. Сами остановки помечены белой табличкой с буквой «H» в кружочке. Вход в метро помечен буквой «U» на голубом фоне. На входе будет написано на какие линии вы можете сесть (например, U1, U2 и т. д.). Поезда разных линий могут останавливаться на одной и той же станции, просто ходят они с разными временными интервалами, что так же написано на электронном табло.
И еще несколько слов о дверях в общественном транспорте. В S-Bahn надо нажимать на кнопку на двери для входа и выхода. В автобусах внутри есть только кнопка «Стоп», которую надо нажать для требования остановки (двери уже открывает водитель). Самое забавное открывание дверей, которое я видела, в метро. Двери там не открываются автоматически, как у нас. На дверях есть ручки, которые надо нажать и потянуть налево/направо соответственно. При этом, открывается только одна дверь. Закрываются двери автоматически. Поскольку двери открываются вручную, не стоит мечтать при выходе (я однажды так задумалась и стояла перед дверью, по привычке ждала, пока мне ее откроют:)))
Закончу тему вокзалов общественными туалетами:)) В крупных городах на вокзалах вход платный. Обычно стоит 1 Евро. Туалеты чистые, так что платить есть за что. На станциях, где туалеты бесплатные и войти туда может любой, уже не так чисто. После оплаты автомат выдаст вот такой талон на 50 Центов:
Им можно воспользоваться как скидкой в ряде магазинов с едой. Как правило эти магазины можно найти на тех же вокзалах. Список магазинов, где этот купон действует, можно найти на стене все в том же туалете.
И закончить вводную часть мне бы хотелось следующей информацией — если вы планируете посещать много разных замков и дворцов, то можно купить партнерский билет. Он стоит 44 Евро на двоих, действует 14 дней (есть и на более длительный срок, что соответственно сказывается на цене). Выглядит билет вот так:
Купить его можно в любом дворце или замке. Эта карта не дает права на вход. С ней все равно будет нужно стоять в кассе в общей очереди. Просто вам дадут бесплатные билеты на вход.
На этом с общей информацией я заканчиваю и перейду к первому дню нашего путешествия.