Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 21:25

Бамберг — Германия Май 2015

Когда я собралась в Баварию, поездка в Бамберг была запланирована заранее. В этом городе, несмотря на многочисленные войны, выпавшие на его долю за долгую историю, сохранился практически в первозданном виде его центр, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Бамберг — один из 400 городов-памятников мировой культуры. В Германии таких городов 12.

Добраться в Бамберг из Нюрнберга можно на региональном поезде, идет около часа без пересадок. Но попала я туда со второй попытки, так как в первый раз от поездки отказалась: железнодорожники в очередной раз забастовали, в Бамберг уехать было можно, а вот с возвращением было неясно. Решила не рисковать и сдала билет. Поехала В Бамберг перед самым возвращением домой, когда тянуть уже было некуда. Поскольку город находится в пределах нюрнбергской зоны, дневной билет (tagestiket plus) стоит 18 евро и ехать на этот билет может 2 взрослых и 4 ребенка до 17 лет.

Бамберг — Немецкий Рим

К поездке готовилась еще дома, список основных достопримечательностей изучен, маршруты проложены, карта закачана. Приехав на вокзал, зашла в информационный центр, взяла бумажную карту (ею пользоваться удобнее) и пошла осваивать город. Бамберг очень фотогеничный город, впрочем, как и все города Баварии. Сложно вместить все в один рассказ, поэтому начнем с основных городских достопримечательностей.

В VII веке вокруг крепости герцогов Бабенбергеров выросло поселение — будущий горд Бамберг. После смерти последнего отпрыска этой фамилии, крепость и все вокруг перешли в собственность императора. Генрих II решил сделать Бамберг столицей своих владений и основал там епископство, тут же начали строить церкви и монастыри, город начал развиваться.

Подобно античному Риму, Бамберг гармонично вписался в ландшафт семи холмов над широкой долиной реки Регниц, недалеко от ее впадения в Майн. Благодаря размещению в городе епископской резиденции, а также многочисленным церквям и монастырям, в средние века Бамберг называли Немецким Римом.

Бамберг — Немецкий Рим

Население Бамберга чуть более 70 тысяч человек, но по площади город не маленький. Вокзал находится на правом берегу, здесь более современная (и менее интересная) часть города, поэтому задача как можно быстрее выйти на островную и далее к горной части города, где находятся все основные достопримечательности. От вокзала идет улица Luitpoldstraße (Луитпольдштрассе), которая приведет к одноименному мосту, но перейти на остров нужно по другому мосту Цепному. Поэтому с Луитпольдштрассе сверните на Обере Кёнигштрассе и затем на Кеттенбрюккештрассе.

И попадете на Кеттенбрюкке — Цепной мост над правым рукавом реки Регниц, это часть Нового канала Дунай-Майн.

Далее начинается застроенная барочными зданиями улица Hauptwachstraße, которая получила свое название от дома Главного караула (Hauptwache), построенного в 1774 году. Это здание в стиле классицизма, обильно украшенное скульптурами, вы не пропустите и обязательно обратите на него внимание.

Бамберг — Немецкий Рим

Потом вам встретится просторная площадь Maxplatz. Говорят, здесь проходят ярмарки и базары, а сегодня она совсем пустая. Самое интересное на площади — фонтан, установленный в конце XIX века. Персонажи фонтана связаны с историей Бамберга: в центре король Макс I Баварский, а окружают его Генрих II и его супруга Кунигуда, епископ Отто I и король Конрад III.

На площади Maxplatz здание бывшей духовной семинарии занимает мэрия Бамберга, а напротив здание, в котором раньше был госпиталь Святой Екатерины. Оба здания построены в первой половине XVIII века под руководством знаменитого архитектора Бальтазара Ноймана, построившего епископскую резиденцию в Вюрцбурге. Я писала о нем в рассказе Знакомство с Баварией _ День в Вюрцбурге.

До 1805 года на площади стояла церковь Святого Мартина, от нее не осталось ничего. А имя получила иезуитская церковь, которая стоит неподалеку на пешеходной улице Grüner Markt.

Построена церковь Святого Мартина на этом месте в конце XVII века по образцу иезуитской церкви Святого Михаила в Мюнхене. Это церковь с многочисленными боковыми алтарями, а главный алтарь находится на реставрации. В одном из алтарей находится Пьета — скорбящая Богородица, держащая на руках своего сына Иисуса. Эта скульптура датируется 1330 годом и принадлежит к оформлению старой церкви Святого Мартина.

Бамберг — Немецкий Рим

Пешеходную зону окружают барочные здания, оформление которых говорит, что жители Бамберга в XVIII веке жили очень неплохо! Фонтан «Нептун» конца XVII века или, как его называют горожане, — «Парень с вилами» в лесах, не везло мне в этот раз с фонтанами.

В конце Грюнермаркт попадаешь на симпатичную маленькую площадь Обстмаркт (Фруктовый рынок), окруженную зданиями XVIII века. В центре — фонтанчик, в котором плавают утки.

Бамберг — Немецкий Рим

Почти все здания вокруг площади в списке культурного наследия, есть довольно интересные, например, вот это — с темнокожей фигурой на фасаде.

Бамберг — Немецкий Рим

Выходим на берег Регница и сворачиваем направо к зданию бывшей скотобойни, построенной в 1742 году. Это ее главный фасад со скульптурой быка на фасаде, а боковой фасад построен с аркадами над водой, чтобы кровь и отходы, как тогда было принято, сбрасывать в воду. Сейчас его и соседнее здание занимает университетская библиотека.

Рядом со зданием Старой скотобойни на берегу стоят два старых железных крана, как напоминание о том, что когда-то здесь был грузовой причал. А сейчас от этого причала отправляются катера для прогулки по Регницу и Новому каналу Дунай-Майн.

Бамберг — Немецкий Рим

Рядом у моста — работа польского скульптора Игоря Миторая «Центурион I». Когда-то в Барселоне я видела его выставку.

Покидаем торговую часть Бамберга и идем к Нижнему мосту через левый рукав Регница, когда-то это была часть Старого канала Людвига Дунай-Майн. На втором снимке желтое здание справа — это тюрьма. Она была основана на этом месте еще в 1753 году и до сих пор используется по назначению, только модернизируется.

Бамберг — Немецкий Рим

На мосту стоит копия статуи Святой Кунигуды — супруги короля Генриха II, подлинник 1750 года находится в церкви Святого Якоба. Нижний мост был разрушен во время войны, его восстановили, но уже в упрощенном виде: раньше на мосту было пять статуй. Это один из двух мостов, который соединяет берега с искусственным островом, на котором построена Старая ратуша.

Бамберг — Немецкий Рим

Ратуша на этом необычном месте упоминается еще в документах 1386 года. По преданию епископ противился тому, чтобы в городе была ратуша. Тогда горожане построили ратушу на границе между островным городом и епископской частью города, расположенной на холмах. Фахверковая часть здания ратуши (домик десятников) — это то, что сохранилось от здания, отстроенного в 1461 году после пожара.

Барочная часть здания ратуши возведена в первой половине XVIII века по заказу князя-епископа Фридриха Карла фон Шёнборна под руководством Бальтазара Ноймана, вычурные балконы и гербы добавил позже зодчий Йозеф Бонавентура Мучеле. На фасаде изображен городской герб с фигурой рыцаря святого Георга, выходящей из раковины.

Бамберг — Немецкий Рим

Фасад начали расписывать в 1753 году в технике «иллюзорной» живописи, когда нарисованные детали кажутся настоящими. На плоскостях стен изображен большой зал с колоннами. Есть на фасаде интересные детали: объемное изображение ангела вверху и торчащая ножка ангела внизу.

Бамберг — Немецкий Рим

В Старой ратуше размещается крупнейшая в Европе частная коллекция фарфора и фаянса Ирены и Петера Людвигов.

Под аркой башни ратуши проходит второй мост — Верхний. Он построен в 1453 году, но регулярно реконструировался. На мосту установлена скульптурная группа «Распятие» работы Леонарда Гольвитцера (1715 г.).

Бамберг — Немецкий Рим

С Верхнего моста открывается красивый вид на дворец Гайерсвёрт.

Бамберг — Немецкий Рим

Когда-то здесь было имение патрицианской семьи Гайер, которая владела всем островом. Остров со всеми строениями в 1580 году отошел к епископству, обветшавшие постройки снесли, а на их месте в 1587 году возвели комплекс из пяти флигелей. Епископы проживали во дворце Гаейрсвёрт до 1705 года, пока не было построено здание Новой резиденции.

Над порталом, ведущим во внутренний двор, размещен герб князя-епископа Эрнста фон Меннгередорфа, при котором был построен дворец.

Бамберг — Немецкий Рим

А под аркадами внутреннего дворика — оригинал городского герба, который раньше висел на фасаде Старой ратуши.

Пожалуй, в этот раз смотреть епископскую часть города не будем. Посмотрим, что еще интересного можно увидеть на островной.

Начнем с Маленькой Венеции. Это район, который располагается вдоль берега реки сразу за зданием Старой скотобойни. Но на ее симпатичные домики лучше смотреть с противоположной стороны реки. Каждый домик хорош по-своему, каждый чем-то радует глаз: высокой черепичной крышей с фонарями и слуховыми окнами, балконами или террасами. У каждого дома крошечный садик и маленький причал для лодок.

Если пройти вправо от дворца Гаейрсвёрт, то выйдешь на площадь, где находится туристический офис Бамберга.

Бамберг — Немецкий Рим

Еще советую погулять по берегу старого канала, который делит островную часть города на две неравных части.

Там очень красиво, можно посмотреть на старые шлюзы.

Бамберг — Немецкий Рим

А мне там встретилась симпатичная семейная пара: пришли выпрашивать еду, пришлось поделиться печеньем. При этом ела только она, а он охранял, негромко покрякивая.

По мосту Нонненбрюкке перейдем на большую часть острова.

Бамберг — Немецкий Рим

Посмотрим на Шиллерплац (площадь Шиллера), на которой многое связано с Эрнстом Теодором Гофманом — очень талантливым человеком, который прославился как писатель, художник и музыкант, а по образованию был юрист, чем в основном и зарабатывал на жизнь. Мы знаем больше его сказки «Крошка Цахес» и «Щелкунчик или мышиный король». Главное здание на площади — Театр Гофмана. Это он на снимке внизу.

Площадь окружена красивыми зданиями XVII–XVIII века, среди них небольшой дом шириной в два окна, построенный в 1762 году, — Гофман-хаус. С 1809 по 1813 год в этом доме жил Гофман, там сейчас организован небольшой музей.

Бамберг — Немецкий Рим

К сожалению, интересный памятник Гофману я прозевала, вернее просто про него забыла, так как шел восьмой час моих прогулок по городу, силы кончились.

Выходим на площадь Schönleinsplatz, которая названа в честь немецкого врача. Идем мимо памятника Луитпольду Баварскому, который правил Баварией с 1886 года, при этом она процветала…

… мимо ресторана со знакомым названием «Мессершмит»…,

Бамберг — Немецкий Рим

… направляемся по улице Willy-Lessing-Straße. Она выведет к вокзалу.

На сегодня закончим, но обязательно будет продолжение, так как я оставила для него самое интересное!