Геннадий (Gensha)
Геннадий Пользователь — был сегодня 16:21

Немного о Турку. Жизнь на реке

8 сентября 2015 г. 8:48 Турку — Финляндия Май 2015

Приезжая в этот финский город, обязательно попадешь на набережную реки Аурайоки. Удивительным образом, все улицы и улочки Турку приводят к ней. Здесь Аурайоки впадает в Архипелаговое море. Здесь люди работают и отдыхают, здесь красиво и легко дышится. Здесь сердце города Турку!

Жизнь города всегда вращалась вокруг этой реки. По-шведски город называется Обу, в дословном переводе — «поселение на реке». Мы не правильно зовем Турку — Або, но вроде пока никто не обижается. Еще в XII веке вслед за шведскими завоевателями сюда прибыли купцы, которые развернули прибрежную торговлю. Потом стали возводить храм и замок. Напротив собора через реку перекинули мост, тем самым соединив жителей «с этой и с той стороны».

Но речку можно переплыть и на стареньком пароме, который уже сто лет перевозит жителей бесплатно.

Жители Турку отличаются от других финнов — они приветливы, душевны и любят поболтать в теплой кампании за рюмкой чаю. Поговаривают, что это черты характера у них от русских. В свое время, когда Финляндия входила в состав России, в Турку стоял русский гарнизон, очень повлиявший на демографическую кривую местного населения.

Один из кварталов, застроенный после пожара в конце 19 века разноцветными одноэтажными домиками здесь зовут Русским полем.

Есть городской квартал Порт-Артур, названный так в память о русско-японской войне. И, наконец, известная переправа В. И. Ленина по тонкому льду Финского залива началась именно здесь!

Да и с юмором у обовцев все в порядке. Взять хотя бы их пивные: «Школа» — видимо для прогульщиков, «Аптека» — это понятно, что с утра подлечиться. Есть пивная, открытая в бывшем общественном туалете. Пиво там подают в кружках в форме писсуаров. Креативненько, знаете ли!

Турку, словно Рим, раскинулся на семи холмах. Один из них даже имеет свое название — Холм Сумасшедших, на нем расположена психлечебница. Видимо лечатся красототерапией.

Вообще, у финнов странное влечение ко всяким лечебным учреждениям. Редко где встретишь, например, такое большое количество аптек, как в Финляндии. Даже навигатор при запросах о торговых точках, в первую очередь вываливает длинный список близлежащих аптек.

В Турку есть музей ее величества Аптеки!

И это ещё не всё!

В устье реки Аурайоки возвышается замок Або.

Замок Турку представляет собой квадратный форт с толстыми пятиметровыми стенами и двумя четырехугольными башнями.

В средние века крепость была окружена рвом, соединенным с рекой. В наши дни уровень воды в реке значительно опустился и береговая линия отодвинулась дальше.

Строительство замка началось в 1280 году, вместе с крестовыми походами шведов на Финляндию.

Значение крепости для шведской короны в средние века было огромно. Она не только защищала Турку, крупный торговый город, где находился финский католический престол, первый доминиканский монастырь и кафедральный собор, но и охраняла водные пути в Швецию.

Последующие века сооружение неоднократно достраивалось и расширялось. Последняя значительная перестройка проводилась в XVI веке, когда в Турку обосновался сын шведского короля Густава Васа — герцог Юхан, который был женат на дочери польского короля Катарине Ягеллонике.

Катарина привезла с собой в качестве приданого множество платьев, драгоценностей, золотой утвари, гобеленов и бархатных занавесей, а также вилки, которых прежде в Финляндии не видели. По новой моде замок перестроили во дворец стиля ренессанс, ставший центром светской жизни.

В замке проводились великолепные пиршества, а на соседнем острове Руиссало — рыцарские турниры.

После того, как королевский престол занял Эрик XIV — брат Юхана, замок был превращен в тюрьму, где в подземелье долгие годы и томился Юхан. Позже в этом же подземелье оказался и сам Эрик XIV с женой и детьми.

В 1614 году, во время визита молодого шведского короля Густава II Адольфа, в замке вспыхнул пожар, который сильно повредил замок. А в июне 1941года замок опять сгорел после воздушных бомбардировок. Крепость восстанавливали с 1946 по 1961 годы. Важно было не только вернуть ей первоначальный облик, но и вдохнуть жизнь в старые стены. В основу был положен принцип: новые строения должны чётко отличатся от старых.

Сегодня замок является историко-краеведческий музеем Турку. Популярные достопримечательности включают каменные и бронзовые скульптуры XVI века, в том числе изображения герцога Юхана и его супруги Екатерины, тюрьму, где находился король Эрик XIV, коллекцию средневековых игрушек и деревянных скульптур, а также древнее оборудование для борьбы с пожарами. Есть также интересная коллекция монет, медалей и оружия.

В часовне замка проводятся свадебные церемонии, а ренессансные залы можно арендовать для проведения банкетов. В ресторане по праздникам устраиваются средневековые пиры.

Несмотря ни на что, замок не потерял очарование и загадочность, обретенных в средневековье. Гуляя по его темным переходам, поднимаясь по стертым временем ступенькам лестниц, заглядывая в дальние, забитые паутиной углы, нет-нет да промелькнет перед вашими глазами искаженное гримасой боли бледное лицо в высоком колпаке, или закружится в вихре и растворится в воздухе белая вуаль неизвестной дамы!

Это проделки настоящего хозяина замка Або — местного гнома!

Но вернемся на набережную!

Вот припаркован Сегун, старейший полностью деревянный парусник, построен в Гетеборге, Швеция в 1887 году.

А вот, из воды торчит не просто рыбий хвост, а скульптурная композиция «Гармония»!

Сразу не догадаешься! Да, и со второго раза тоже.

Финские архитекторы и скульпторы всегда меня радовали не тривиальностью в подходах к городской скульптуре. Не разочаровали и в Турку.

Вот так выглядит Счастье по мнению финского скульптора.

И так, наверно тоже!

За счастьем можно улететь с дикими гусями!

Или погадать на ромашке!

И вот еще несколько загадочных скульптурных композиций.

Свой день жители Турку начинают и заканчивают на реке, заполнив многочисленные кафе и бары. Рабочий день закончен, всё веселье только начинается!