Турист Ларина Елена (Veselova_Elena)
Ларина Елена
была 10 декабря 2018 17:41

Лиссабон, Томар — Португалия Октябрь 2013

Фраза мужа: «А не съездить ли нам завтра куда-нибудь на экскурсию?» оказала на меня действие схожее с прикосновением электрошокера. Так же неожиданно, и так же потрясла от пяток до макушки. Все дело в том, что мой муж категорически против всяких организованных экскурсий, которые я так обожаю. Еще дома, собираясь в поездку, он меня предупредил, что будем отдыхать: гулять, загорать и купаться в океане, если вода позволит, но только «я тебя умоляю, никаких экскурсий!», на что я кротко ответила: «Как скажешь, милый!». Предпочитаю не спорить с мужем по пустякам, надеясь, что все как-нибудь само собой утрясется. И вот, услышав заветную фразу супруга, я поняла, что процесс утряски начался.

Португалия — любовь с первого взгляда. Часть 4.

Как выяснилось потом, он просто хотел нанести упреждающий удар, чтобы, съездив один разок на экскурсию, избежать на все оставшееся для отдыха время моего «бубнежа» по этому поводу. Вообще-то по единодушному мнению большинства членов нашей семьи, любителем побубнить по делу и без, является как раз таки, мой муж. Но свои мысли по этому поводу я не стала озвучивать. Настоящий полководец должен использовать любую возможность заставить стратегию противника шагать в ногу с собственной тактикой.

Вернувшись в отель, я быстро просмотрела рекламный буклет туристической фирмы с описанием всевозможных экскурсий, который еще по дороге из аэропорта нам вручил Валера. Не надеясь на повторение чуда «падения манны небесной» на мою голову, я решила выбрать самую объемную по местам посещения и продолжительную по времени экскурсию, она же оказалась и самой дорогой. Буклет обещал прокатить нас по «Золотому кольцу» Португалии, а именно по северной ее части с посещением четырех древних городов, названия которых звучали непривычно для русского уха: Томар, Баталья, Алкабаса и Обидуш. Милый женский голосок по телефону обрадованно мне сказал, что как раз остались последние два места на завтра, поэтому рано утром за нами заедет представитель турбюро, чтобы отвезти в Лиссабон, откуда уже вся группа отправится на экскурсию. Успокоенные мы легли спать, но не тут-то было.

Португалия — любовь с первого взгляда. Часть 4.

Мой возбужденный предстоящей поездкой мозг, стал усиленно вспоминать, а что я вообще знаю о Португалии? Ну, красивая страна с богатым историческим прошлым, расположенная на краю Европы, ну океан Атлантический, ну Магеллан, Васко да Гама (теперь я знаю, что правильно- Вашку да Гама), Христофор Колумб опять же…Тут я очень некстати вспомнила, что хотя по географии у меня, круглой отличницы, всегда были только «пятерки», сам предмет я невзлюбила. А так как в моей «прошлой» жизни всегда была перфекционисткой, то разработала свое ноу-хау по выполнению домашних заданий по географии. Я взяла тонкую тетрадку в клетку, отрезала половину левой части по вертикали, вписала туда фамилии и имена всех моих одноклассников, в том числе и себя. В общем, получился игрушечный журнал успеваемости. Потом я читала про себя заданный на дом параграф учебника по географии, «вызывала» ученика прямо по алфавиту и вслух за него проговаривала абзац. Причем интонацию «ученика» и «географички» старалась изобразить как можно ближе к оригиналу. Мои обидчики даже не подозревали, с каким наслаждением я «лепила» им двойки и колы в «журнал», какими лестными эпитетами я их награждала. «Тупица» и «баран» были среди прочих самыми мягкими. Так, Петров, дергал меня сегодня на переменке за хвостики? Получай, гаденыш, по заслугам! Можете догадаться, что себя я, конечно, всегда называла «умницей» и ставила только «пятерки». Мне так понравилась эта игра, что вскоре в моем «журнале успеваемости» появились страницы и с другими предметами. Выполнение домашних заданий стало для меня легким и радостным. Вот что значит творческий подход!

Возвращаясь к своим мыслям о Португалии, я поняла, что фактически ничего не знаю об этой прекрасной стране. «Что ж, тем интереснее будет завтра окунуться в атмосферу замков, монастырей и связанных с ними исторических. ….», — не успела доразмышлять я и провалилась в глубокий сон.

На следующее утро после «пекину алмосу» (завтрака), который по моей просьбе пораньше приготовили специально для нас в баре, мы в радостном нетерпении ждали машину, которая должна была доставить нас в Лиссабон. Говоря по правде, радостной из нас двоих казалась только я. Причиной была купюра в двадцать евро, которую проспорил мне мой муж. Дело в том, что вчера он с усмешкой отнесся к моему походу на ресепшен с целью договориться о раннем завтраке. «Спорим на двадцать евро (сначала речь шла о пятидесяти, но в самый последний момент муж снизил ставку), что когда мы утром спустимся в бар, там ничего не будет приготовлено?» «Спорим!» — бодро ответила я. После двухдневной практики я уже не боялась заговаривать с португалами на их родном языке, порой, не понимая даже, что несу.

Несмотря на это, администраторы отеля каким-то образом понимали, что я от них хочу, и давали мне ключи от сейфа, ставили в номер холодильник, бармен приносил кофе, сок, как я заказывала. Поэтому договориться о завтраке мне казалось, раз плюнуть. На деле все оказалось не так просто. На мою просьбу, девушка ответила мне пространной речью, из которой я поняла только два слова «ранний завтрак» и «коллега». На всякий случай покивав головой и сказав несколько раз «Обригада» и (вот как кстати пригодилась мне фраза): «Desculpe por ter incomodado!» (Извините за беспокойство), я ушла, до конца не уверенная, что мы друг друга поняли.

Какова же была моя радость, когда спустившись утром в бар, я увидела на маленьком столике бутерброды, булочки, масло и включенный кофейный аппарат. Муж молча отдал мне проспоренные деньги. Думаю, не нужно говорить, что настроение и аппетит у него были испорчены. Вот и сейчас он нервно курил у отеля, прохаживаясь в ожидании машины. И она скоро приехала, кто бы, вы думали, был за рулем? Опять Василий-Будулай! Мне почему-то вспомнился кадр из какого-то старого советского фильма, в котором диктор телевидения на заднем плане объявляет: «А сейчас мы предлагаем вашему вниманию 158 серию бразильского сериала „Когда цветет магнолия“, прослушайте, пожалуйста, краткое содержание предыдущих серий…»

Португалия — любовь с первого взгляда. Часть 4.

Но Василий в тот день был непривычно серьезен и немногословен, пожав мужу, как старому знакомому, руку и приветливо кивнув в мою сторону, он поторопил нас с посадкой. По пути в столицу выяснилась причина его смурного настроения. Погода в этом октябре стоит отличная, вода теплая, туристы едут и едут, просто тучами, поэтому его не отпускают в отпуск. А супруга уже всю плешь проела: «Когда поедем в родную деревню, маме-папе показать детишек?». По мнению Василия, ей не терпелось похвастаться односельчанам своим житьем-бытьем и заодно пообмять новые португальские обновы о шершавые завалинки деревенских дворов.

В туристическом автобусе, который нас уже ждал, осталось действительно последние два места, в самом конце, где в ряд сидят пять человек. Когда мы с мужем сели на свои места, оказалось, что у него не умещаются в плечи, ему неудобно, и вообще «подушка душная, одеяло колючее». Пришлось мне прикидываться худышкой, уплотняться, что было не очень удобно, ведь путь предстоял не ближний.

Первым в нашем списке стоял город Томар, древний оплот монашеского ордена тамплиеров. Маленькое селение Томар превратилось в город, благодаря строительству в 1169 году резиденции Великого Магистра ордена португальских тамплиеров Гуалдина Пайша. Орден состоял из рыцарей, главной целью, которых была помощь в освобождении Португалии от мавров. В обмен на эту услугу ордену позволили сохранить за собой треть всех земель, завоеванных к югу от Тежу. Тамплиеры построили замки в Кардига Фош, Помбале и Алмоуроле. Богатство ордена росли за счет активного ростовщичества, их могущество становилось опасным для Церкви и Папа Клемент V вместе с королем Франции Филиппом IV в. 1314 г. решили покончить с орденом, обвинив рыцарей в ереси. Однако португальский король Диниш I, быстро отреагировал и реорганизовал орден, создав новый орден Христа, сделав его преемником всех активов, включая крепости, земли и сокровища. До сих пор находятся желающие поискать клады богатейшего ордена, которые, по легенде, могут находиться в крепости Томар.

Португалия — любовь с первого взгляда. Часть 4.

Семь крытых галерей, окружающих замок, придают ему внушительный и грозный вид, который до сих пор напоминает о могуществе ордена. На территории замка тамплиеры возвели церковь-ротонду Шарола, высокую усеченную пирамиду. Шестнадцать граней зубчатой башни разделены плоскими контр-форсами. В некоторых гранях пробиты узкие, в виде бойниц, окна. В башню вписана меньшая, 8-угольная арочная ротонда — своеобразная алтарная часть церкви. Большая часть, которой была построена с использованием камня из римских руин. Многие из фресок, скульптур и картин, украшающих Шарола, были тщательно восстановлены до прежнего великолепия. В 1510—1513 гг. на территории крепости построили монастырь, выдающийся образец стиля мануэлино. Монастырь украшают знаменитые окна (всего их три, но для обозрения доступны два) с мотивами океана и эпохи Великих географических открытий: запутанные морские канаты, водоросли, кораллы, королевские символы и крест — символ ордена Христа.

На территории монастыря находится готическое монастырское кладбище с надгробными плитами монахов. Здесь погребен и брат Вашку да Гамы — Диего да Гама.

Вот такую информацию о Томаре нам рассказала экскурсовод Лена, пока мы ехали по просторам северной Португалии. Погода в этот день была приятная: солнечная, и в то же время не очень жаркая, словом, как раз для экскурсий. Добравшись до священных стен монастыря, мы обнаружили, что желающих туда попасть на сегодня было больше, чем достаточно. Пока Лена ходила в кассу приобретать билеты, мы глазели по сторонам, место тамплиеры выбрали и впрямь чудесное, столько зелени вокруг! Вокруг бродили туристы из разных стран, до меня то и дело доносились обрывки фраз на французском, итальянском, немецком и даже японском языках. Тут я заметила, как к монастырю ведут совсем маленьких детишек, одетых в разноцветные накидки, многие из них были наряжены в белые плащи с крестами, но попадались и «мавры».

Португалия — любовь с первого взгляда. Часть 4.

Детишки подошли поближе и уселись, скрестив ноги прямо на бетонные плиты. Воспитатели и немногочисленные родители, которые их сопровождали, никак не отреагировали на этот вопиющий факт! К малышам вышла женщина, работник музея, и стала им рассказывать историю о тамплиерах и маврах, отчаянно жестикулируя руками, местами повышая голос. Дети слушали, открыв рты, а потом состоялся турнир с деревянными мечами между «тамплиерами» и «маврами». Туристы из разных стран с умиленно смотрели на своеобразный урок патриотического воспитания. Со стороны могло показаться, что они специально для этого и приехали.

В это время Лена нас повела внутрь монастыря. Ну что сказать, монахи неожиданно оказались маленькими, кельи у них были крошечные, постель — каменная. Нам показали столовую, прачечную, а также знаменитое окно с красивой лепниной, изображающей морские символы и символы величия ордена и короля. Потом нас повели во внутренний дворик к колодцу, священной водой из которого монахов обращали в тамплиеры. По пути у меня из головы не выходила картина театрализованного обучения детишек. Я вспомнила, как в детском саду мы каждый год праздновали день рождения дедушки Ленина, у нас был утренник с песнями, танцами, я даже помню, как нянечки плакали, глядя на нас и шептали: «Ах, если б Ильич был бы жив, мы б уже жили при коммунизме!» Тут я очнулась от воспоминаний и обнаружила, что вся группа, включая моего мужа, уже стоит возле колодца, норовя окропить себя «святой» водой, а я стою на верхней площадке и не соображу, как к ним спуститься. На мой призыв о помощи первая откликнулась экскурсовод Лена, путанно объяснив мне, по каким лесенкам и переходам я должна пройти, чтобы спуститься, что я и сделала. Больше всех мне обрадовался муж, возмущаясь на ходу, что не обнаружил здесь самых ценных экспонатов — оружия тамплиеров, а ведь именно за этим он сюда и приехал! Мой супруг большой фанат холодного оружия, везде, где мы бываем, это первое, что привлекает его внимание. Он так трепетно относится к своей маленькой коллекции перочинных ножичков, периодически раскладывает ее на кухонном столе, протирает специальными тряпочками, а потом так же любовно убирает ее на место, в специальную коробочку.

По мнению моего мужа, помимо топографического кретинизма и автомобильного дальтонизма (который заключается в том, что я не различаю марки машин и называю их одним словом «машинки»), одним из моих недостатков является совершеннейшая некомпетентность и равнодушие в отношении холодного оружия. Но если с первыми двумя моими диагнозами муж смирился, то простить мне то, что я однажды назвала непальский нож «кукри» «нунчакой» он не может до сих пор!

Португалия — любовь с первого взгляда. Часть 4.

У выхода из монастыря нас ждали местные жители с корзинками фруктов, предлагая их купить утомленным стариной туристам. Мне страшно захотелось инжира, который присутствовал здесь в ассортименте, крупный, темный и мелкий зеленый со вкусом черной смородины. Я вместе с остальными членами нашей группы ринулась на абордаж корзинок. Когда я, счастливая в предвкушении вечернего поедания инжира, вернулась, то услышала от мужа, что оказывается, я такая же «дикая, как и все остальные». Вот с таким «диким» ярлыком я залезла в автобус с твердым желанием распрямить плечи, чтобы «худышкой» теперь побыл мой муж.

Но мы еще не знали, какая «дикая» любовь была у португальских королей! …