Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Интранья — Швейцария, Домодоссола — Италия Июнь 2015

Яркий луч солнца прорезался сквозь густую листву виноградника, опутывающего своими мохнатыми лапами мое окно… Неужели солнце? После вчерашнего проливного дождя, сопровождавшего меня при знакомстве с Локарно и Асконой, я уж и не чаяла, что увижу голубое небо. Захотелось улыбаться и петь. Вспомнила свой сон, там была наша Маша, о чем я немедленно ей сообщила. И после короткого разговора и очередного вздоха «как же здорово, что у нас есть Туристер» и «как же хорошо, что наше единомышление формирует какие-то особые, очень теплые отношения», вскочила в поисках Андреа. Она, как обычно, хлопотала на кухне, парочка немцев лениво потягивала джус, ощущение благодати накатило " с головой». Вот что значит ясное солнечное утро. В 8–15, проглотив вкуснейшую домашнюю еду, я уже ехала вниз на фуникулере, причем совершенно одна. Навстречу в кабинке «проплыли» вездесущие японцы, торопящиеся увидеть Мадонну дель Сассо в лучах взошедшего солнца. Я просто счастлива, что живу рядом с этим храмом и могу каждый день видеть его совершенно в разное время суток и в различном освещении.

Второй день своего швейцарского похода я решила посвятить долине Чентовалли и её продолжению в Италии — долине Виджеццо. Лена Сариева совсем недавно опубликовала прекрасный рассказ об этом путешествии, и я накануне вечером приобрела билет на Чентовалли — экспресс. Return way обошелся мне в 23 франка / евро. Я уже писала, что рублевой разницы в валюте нет.

Поезд отправлялся в 8.49, обещая быть в Домодоссоле в 10.36.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Для Чентовалли — экспресса в Локарно есть специальная платформа FART. Она расположена под землей. Поезда отправляются из Локарно каждые 30–60 минут в зависимости от сезона.

Мы проедем по ущельям, по горным дорогам, мимо рек и озер, на нашем пути будет 14 швейцарских деревушек и коммун, а потом 19 итальянских.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Мы проедем 100 долин, 79 мостов, 24 тоннеля.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Говорят, что панорамный поезд делает много остановок, ну что ж, проверим….

По отзывам туристов, чтобы полнее насладиться чудесными пейзажами, нужно садиться с левой стороны по ходу движения поезда. Но позвольте не согласиться. После Re и Vilette однозначно проносящиеся картинки интереснее справа, изумрудные долины, присыпанные снегом горные вершины, виноградники и каменные мосты…. Поэтому лучше место свое вовремя поменять.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Итак, Долина Чентовалли. Считается, что в Тичино — это самая тихая, нетронутая и бедная долина, наряду с Онсерноне, вообще не известной российским туристам. Эта долина для тех, кто ищет покоя и уединения. Горные козы и птицы — вот и вся компания, если вы решите побродить по тихим склонам гор и уютным деревушкам. Проверено на личном опыте — людей в долинах почти нет. И я не знаю, почему….

Трудно поверить, что лишь 30 минут отделяет жизнерадостный и светлый Локарно от темных ущелий и затененных каштановыми лесами гор. У этой долины богатое прошлое. Когда-то Чентовалли была местом транзита грузов из Швейцарии в Италию. Мулы, нагруженные до «немогу», карабкались по этим крутым горным склонам, ведь дорогу построили только в конце 19 века. А в 1923 году — пустили железнодорожную трассу. Сегодня из окна поезда можно увидеть характерные тичинские каменные домушки, брошенные и одинокие, ведь жители местных деревень при первой возможности стараются переселиться в более благополучные районы.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

В туристическом офисе Локарно можно взять туристическую пешеходную карту Чентовалли или посмотреть на сайте www.procentovalli.ch Если есть желание и время — смело выходите в любой понравившейся деревне и отправляйтесь гулять по холмам и долинам. Здесь есть несколько канатных дорог, о которых я расскажу позднее. Можно взять в прокат велосипед.

В долине много кафе, уютных гротто, достаточно простых экономичных гостиниц (на всякий случай).

Я ехала 50 минут, а поезд сделал всего 2 остановки — в Интранье (это въезд непосредственно в долину)

По долинам Чентовалли и Виджеццо

и в Камедо (это тихая деревушка на границе с Италией, последний населенный пункт Швейцарии).

На территории Италии начинается переход долины Чентовалли в долину Виджеццо.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Проезжая по итальянской части, я не уставала умиляться на мелькающие деревушки, такие крошечные и манящие походить по их крохотным улочкам.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Но в одной из них сердце моё забилось сильнее — я успела прочитать " Санта Мария Маджоре». Какая прелесть!!! Мне непременно надо быть здесь. Я начала лихорадочно соображать, сколько времени у меня есть, чтобы успеть на обратном пути сойти здесь с поезда.

Забегая вперед, скажу, что Домодоссола — конечный пункт Чентовалли — экспресса оказался приятнейшим городком, с «копеечными» магазинами и ресторанами, заключенный в кольцо горных вершин. Здесь дышалось легче, чем в Швейцарии, свободнее как-то…

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Я бы предпочла пробыть здесь до вечера, не торопясь купить всем подарки, посидеть в храме, отведать итальянской еды…

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Но неотступная мысль о Святой Марии не давала мне покоя. А это значит, что в 12–40 я должна сесть на экспресс и отправиться в обратную дорогу. Навстречу полюбившемуся на каком-то интуитивном уровне городку.

Санта Мария Маджоре…

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Это звучало как музыка. Я бы назвала это — неожиданно любимым местом. Я не знала о нем абсолютно ничего. Даже не знала, что он есть. Вернее, она, коммуна. Крошечная, но такая сильная. Понятно, что Богородица не просто так выбирает себе земные места. Слышу голоса тех, кто знает, какие земли Дева Мария на самом деле посетила, но жители Санта Мария Маджоре уверены, она — рядом и до сего дня пребывает с ними.

Для тех, кто сюда соберется — городок раскинулся среди гор по обе стороны от железнодорожных путей. Та часть, которая расположена на стороне вокзала — интереснее. Если повернуться лицом к железнородной станции — надо пройти вперед и за вокзалом повернуть налево. Через 20 минут вы окажетесь в историческом центре с Кафедральным Собором на центральной площади.

Здесь много ресторанов и кафе. Именно здесь я поняла, что глоток эспрессо за 1 евро, через 30 минут будет в 5 раз дороже, когда я пересеку границу. «В следущий раз — только в Италию», — промелькнула мысль.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Обед, как и ресторан, пришелся по вкусу.

Я сидела и жалела, что ничего не знаю об этом городе. Но прямо перед глазами стоял Кафедрал, и я знала, что он, естественно, посвящен земной жизни Девы Марии. А, значит, никаких предварительных чтений и не требуется.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Есть еще одна очень неожиданная особенность города. Когда я брела к Собору, взгляд постоянно натыкался на непохожие друг на друга крыши домов. На многих из них «жили» трубочисты.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Что бы это значило? Уже приехав домой и посмотрев в гугле, нашлась информация об этом. Как оказалось, Санта Мария Маджоре можно назвать европейской «столицей трубочистов». Ежегодно уже более 30 лет, в этот городок приезжают трубочисты со всего мира на свои международные встречи. Они носят название «Spazzacamini « — от итальянского слова „трубочист“, в честь итальянских мальчишек, влезающих в дымоходы. В 2013 году, например, здесь собралось 1200 специалистов со всех уголков земного шара. 4 дня город гулял и веселился. Оказывается, существует национальная асоциация трубочистов, которая всем этим занимается. И каждый год в конце августа здесь можно у видеть этот интересный праздник.

„В прошлом главный трубочист каждый год забирал из бедной семьи детей в возрасте 5–6 лет на несколько месяцев, чтобы те могли ему помогать в выполнении работы. Трубы были настолько узкими, что туда могли пролезть только дети. По возвращении домой трубочист выплачивал семье деньги за работу детей. Слет трубочистов со всего мира пытается исправить отношение людей к тем драматичным временам“ ©.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

На этом празднике трубочисты обмениваются пуговицами, значками, шейными платками, они пристают к прохожим, пачкают их сажей, все смеются и радуются, пиво льется рекой, на улицах играют оркестры, люди поют и танцуют день и ночь напролет, не забывая устраивать мастер-классы, посвященные их ремеслу… Как бы я хотела посмотреть на такой праздник… Потереть пуговицу трубочисту, услышать, как на всю улицу люди, завидев чумазого дядьку в цилиндре, кричат " Спаццакамини» !!!

Уже дома я прочитала, что в этом городке есть и интерактивный музей Трубочиста, и памятник Трубочисту. Мне же встретился только памятник Художнику.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

А всё потому, что Долину Виджеццо называют Долиной Художников. И дело здесь не только в большом количестве рожденных в этой местности великих художников, но и в непревзойденной красоте пейзажей, которые на века запечатлены на полотнах итальянских мастеров. Кроме этого — Долина Художников в начале 19 века стала Учебным Центром. В Санта Мария Маджоре 200 лет назад открыли Школу изящных искусств. Сегодня здесь находится галерея «Россетти Валентини»- уникальное место с ценнейшими произведениями искусства.

Школа была открыта в 1879 году местным художником Жан Марией Россетти Валентини, который на собственные деньги открыл бесплатные курсы живописи для всех желающих и более 10 лет сам вел эти занятия. Много художников он воспитал и обучил ремеслу, и после смерти все свое имущество завещал Школе. В этом старинном здании до сих пор ведутся курсы живописи и рисунка, в ней же собрана коллекция произведений крупных художников долины — Карло Форнара, Кавалли, Джорджис и самого Россетти Валентини.

Я ходила и смотрела по сторонам, как же умеют итальянцы сделать свою жизнь «вкусной», во всех отношениях. Какой пиетет — перед их покровительницей — Святой Девой Марией. Жителей города всего -то около 1300 человек. Деревня. Но — какая!!!

По долинам Чентовалли и Виджеццо

А еще через 2 часа ко мне «пришел» младший брат Стендаля. Захотелось уехать, чтобы не дай, Бог, стало скучно или неинтересно. Захотелось, словно какую-то найденную драгоценность, аккуратно положить в бархатный мешочек и убрать в укромное место. А потом дома, не торопясь, смакуя каждую грань этой драгоценности, пересмотреть заново…

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Такие вещи случались в эту поездку четырежды. И Санта Мария Маджоре постепенно с почётного первого места беззвучно и смиренно ушла на четвертое. Но осталась «первым потрясением», создавшим внутри меня то благостное настроение, за которым, собственно, я и приехала. Она стала той первой нотой, зазвучавшей в душе волшебной музыкой и той первой любовью, которую я нашла в Долинах Тичино.

На вокзал я практически бежала, почему-то испугавшись, что сейчас увижу нечто разочарующее. Нашла одну березу и обругала в сердцах местных «мичуриных», ну надо было так испортить нашу красавицу….

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Чтобы больше не рисковать, запрыгнула в подошедший Чентовалли — экспресс, мчащийся обратно в Локарно, и зажмурилась от радости, что у меня теперь есть фотографии этого волшебного городка.

Нирвану омрачил грузный итальянец с какой-то бесшабашной челкой, который скороговоркой говорил о " supplemento» и немного косил правым глазом. Боже мой, как они любят это слово! За что же, интересно, я должна доплатить? А, поняла, поезд панорамный. У него окна больше и чище, без форточек и перекладин. Просто стекло. Радость фотографа. Полтора евро — и можешь пользоваться. К слову, в этот яркий солнечный день фотографировать из поезда было практически невозможно. Все бликовало так, что я уже даже не пыталась это делать. Просто сидела, тупила и наслаждалась моментом. В вагоне никого не было, на будильнике — 5 часов пополудни, и я абсолютно счастлива. Но в этот момент поезд затормозил, и чья-то невидимая рука взяла меня за шиворот, и, словно опИсавшего всю квартиру котенка, вышвырнула на перрон какого-то населенного пункта. Я огляделась. Это была Интранья. Здравствуй, Швейцария, мы снова вместе!

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Постепенно рассеялись мысли, навеянные пейзажами Чентовалли, ощущения, что Тичино все же не родной сын Швейцарии, поскольку совсем не «раскручены» ни местные города, ни деревни, ни канатные дороги. Для меня Швейцария — это Цюрих или, например, Люцерн. А здесь — обычная Италия, с её ленцой, местами запущенностью, с веселым нравом и отличным здоровьем.

Присмотревшись к окружающему пейзажу, я стала судорожно вспоминать, что читала об этом месте.

Интранья — милая тичинская деревня на холме, которая первой встречает вас у долины Чентовалли, являясь как бы её входными воротами. Здесь есть фуникулер в горы (в местечко Costa), но туда ехать было уже поздно. Из окна поезда вся эта местность смотрится прекрасно, но я не знала, куда мне пойти и решила — пусть все будет как будет.

Желудок увидел очень красивый ресторан напротив ЖД станци и промурлыкал «Да просто садись на террасу, покушай, никуда не ходи, созерцай и наслаждайся».

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Цыкнув на эти нездоровые чревоугодные помыслы, повернула направо и пошла гулять. Поднимаю голову высоко вверх — вижу церковь, но как до неё подняться — убей, не знаю. Иду по дороге, редкие машины мне сигналят, чувствую, не там иду. Вижу много каменных лестниц вверх, начинаю карабкаться, доползаю до конца — Бац! Private! И так раз 6…

Взмолилась я: «да как же на холм-то забраться??? " А кругом словно все люди вымерли, как после Армагеддона, тишина такая. И вдруг на седьмом марш-броске одна калитка оказалась „ничейной“, я острожно зашла в какой-то двор, и словно машина времени включилась — оказалась в веке двенадцатом по своим ощущениям. И жуть, и интересно одновременно. Как они здесь живут, не пойму. Впервые за 2 дня увидела кошек и собак, впервые поймала себя на мысли, что я — охотник и как я потом расскажу об этой „добыче“ на Туристере. Еще один Твин Пикс. Ни одного человека там я так и не встретила…

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Села на каменной скамейке и прогуглила, что Интранья — слово латинское, состоит из „inter“ и „amnes“ — „между двух рек“. И оказывается в этой кажущейся пустой деревне проживает больше половины всего населения долины Чентовалли. Ау!!! Люди! Где вы??? Спят? Гуляют? По горам бегают?

Промаявшись и не получив ответов, направилась к храму. Думаю, может, на центральной площади кого встречу ради интереса.

Церковь святого Готтарда (S. Gottardo) — это основная достопримечательность Интраньи.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Непривычно для этих мест видеть в алтаре не Иисуса или Деву Марию, а совершенно другого человека, так прославлен здесь святой Готтард.

Строился храм в 15 веке, особая гордость — колокольня, самая высокая в Тичино (69 метров),

Для любителей адреналина в Интранье есть другая достопримечательность — мост через реку Изорно. Река течет по 75 — метровому оврагу, это высота моста. Именно здесь в 1933 году построили первую в Швейцарии площадку для прыжков с моста. Ведь каньонинг и джампинг с каждым годом становятся все более популярным развлечением. Цена прыжка в прошлом году была 135 евро, в тандеме — 100 евро. Специально туда сходила, посмотрела, представила себя или мужа в полете, резко сказала „нет“, „никогда“, и " ни за какие деньги».

А для тех, кто любит историю, в Интранье организован Музей долины Чентовалли, к сожалению, он был закрыт, да и сильного желания у меня не возникло, гораздо приятнее было бродить по этим средневековым дворикам.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Что касается канатной дороги из Интраньи, то это — популярный туристический маршрут для хайдинга. Если смотреть на ЖД станцию ликом, то нужно пойти направо и через 5 минут будет канатка.

Pila — Costa — подъемник отправляется каждые 20 минут с 9.00 до 18.10. Те же самые часы в расписании я увидела на станции, но забрела туда в 18.30. Ожидалось, что все будет закрыто, но — диво! У кабинки нервно курила девица, первый встреченный мною человек, с теткой, нагруженной четырьмя хозяйственными баулами. Прибежал долговязый мужичок, поболтал с ними и повез на гору. Тут я опять подумала, что это не Швейцария. Ведь черным по белому написано — последний рейс в 18.10

От станции Интраньи стартует отличный пеший маршрут: нужно пересечь средневековый мост и выйти к дороге, которая острожно поднимается к деревушке Rasa. Это типичная тичинская деревня, к которой не подходит ни одна автомобильная дорога.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

В летний сезон сюда съезжаются все жители, их почти 50 человек! Впоследствии я уже имела представление о таких типичных деревушках. Это чудо и бальзам на наше измученное новыми технологиями сердце. Надеюсь, в следующих альбомах я смогу это показать. От Rasa протянута маленькая канатная дорога через долину вниз к станции Verdasio. От Verdasio уже другая канатка проходит к противоположной северной долине к вершине Комино (MONTE COMINO) — а от нее — живописные пешеходные тропинки ведут по двухчасовому круговому маршруту к вершине или можно вернуться по более легкой дороге вниз опять в Интранью (6 км).

Маленькое дополнение для тех, кто там окажется. Если вы приехали в Интранью, станьте лицом к ЖД станции и пройдите чуть влево 20–30 метров. Будет большая удобная лестница, которая приведет вас в Старый город и к храму. Перед лестницей столб с указанием всех маршрутов, направлений и их продолжительности.

Эх, зря я не пошла налево… Так ведь никто и не подсказал….Чтобы увидеть эту лестницу и найти правильную дорогу, я потратила 2 часа. Но потратила с большим удовольствием. Ведь так важно знать, в какую сторону двигаться в незнакомом месте, правда?

Ну вот, кажется, и всё на этот день. Я возвращалась в Локарно в Чентовалли экспрессе в восьмом часу вечера, солнце уже садилось за горные вершины,

По долинам Чентовалли и Виджеццо

можно, наконец, фотографировать, но сил уже не было… Я, кстати, не сказала о прекраснейшей реке Мелеццо, сопровождавшей наш поезд на протяжении всего пути.

По долинам Чентовалли и Виджеццо

Каштановые леса лениво махали своими лапами, одобрительно кивали пушистыми верхушками и благодарили за визит в одну из самых красивых долин Тичино. А, быть может, мне всё это только кажется….

Продолжение по долинам Тичино следует…