Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Даниловград — Черногория Июнь 2015

В эту паломническую поездку по православной Черногории и Сербии наша шведская православная группа отправилась с нашим батюшкой (монахом, архимандритом, игуменом мужского монастыря в Боросе, в Швеции), отцом Доротеем.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Отец Доротей (швед по крови, сын шведского протестантского священника) в 16 лет пришел к Православию, крестился в православной Сербской церкви, а в 18 своих лет принял монашеский постриг и много лет подвизался в монастырях Сербии.

Когда НАТО преступно и нагло бомбили Югославию в 1999-м, о. Доротей был там. Игумен монастыря собирался отпустить его в Швецию, но о. Доротей твердо сказал:" Я останусь с братией здесь, в Югославии». И только через много лет жаркий климат вынудил его переехать в Швецию, но в Сербии он бывает очень часто. И когда он ездит на свою духовную Родину, в Сербию, берет с собой своих духовных чад. В этой поездке с о. Доротеем оказалась и я. Слава Богу за все.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Паломничество наше было очень насыщенным, интересным, полезным душе и сердцу. Именно о такой поездке в Югославию я всегда мечтала. Не о туристической, а именно о паломнической. Наша группа из 17 человек (6 из них — дети) побывала в 18 монастырях и во множестве церквей Сербии и Черногории. Особенно запал в душу черногорский монастырь Острог.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Это — мужской монастырь, в нем — около 20 монахов и послушников. Известен Острог своим горним белым храмом на высоте 900 м над уровнем моря. Это неописуемое чудо! Это надо видеть.

В Остроге мы останавливались на целых 9 дней. Мало кому так везет, считаю. Думаю, все благодаря нашему батюшке, которого здесь все знают и уважают. Останавливались мы в странноприимном доме, гостиничке (длинное здание внизу).

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Понятно, удобства там были минимальные: горячей воды не было, душа тоже; я жила в комнате на 5 человек на втором этаже; туалеты и краны с холодной водой — на этаже. Но мы все как-то спокойно обходились одной холодной водой, даже умудрялись обливание, подобие душа, принимать.

В гостиничке на первом этаже кровати в комнатах были деревянные, двух"ярусные, а на втором этаже — обычные. С едой тоже проблем не было, благо был пост. Завтракали мы в чудесной монастырской трапезной, а ужинали, где придется. А приходилось все больше в ресторанах, но с постной едой. Там есть разные рестораны для туристов и паломников, чуть поодаль от основной монастырской территории, недалеко от нашей гостинички и трапезной.

Мне запомнился рыбный ресторан «Тврдош», который мы посетили в один из рыбных дней поста. И, скажу я вам, такой рыбы, такого ее приготовления я еще не едала. В этом мнении единогласно сошлась вся наша группа. Рыба там своя, речная. Из реки Злата. И такая — пальчики оближешь! Всем туристам и паломникам, которые окажутся в монастыре Острог, советую найти ресторан «Тврдош». И еще советую покупать мед и ракию в монастыре, монастырские, а не у местных лавочников — и качество лучше, и монастырю помощь.

Ну вот, о насущнем (о еде и о крыше над головой) поговорили, а теперь давайте о действительно насущнем — зачем туда, в монастырь Острог, едут люди со всего света. Говорят, и не только православные, но и других конфессий. Едут они за духовной помощью к Святому Василию Острожскому, который и основал монастырь Острог. Едут к его святым мощам.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

«Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу свои дома… но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя». — так писал в начале 19-го века русский путешественник Е. Марков.

И это — сущая правда. В 17-м веке турки хотели разорить монастырь Острог, осквернить святые мощи, но монахи, защищая их, спрятали от врага, закопав на берегу реки.

Через 150 лет снова турки покушались на святые мощи. Враги тогда сожгли монастырь, но черногорцы чудесным образом переправили мощи Святого Василия Острожского в город Цетинье, в монастырь Петара Цетинского (сейчас в этом монастыре хранится великая святыня всех православных на земле — десница (правая рука) Иоанна Крестителя).

Третье покушение на мощи Святого Василия Острожского пытались сделать красные партизаны, безбожники, Иосифа Б. Тито. Они хотели сбросить святые мощи с монастырской стены. Ничего у них не вышло, а сами погибли.

Место Острог — чудное, намоленное. Там даже дышится иначе. Всей грудью. Радостно.

Монастырь Острог состоит из 2-х частей — нижний храм Святой Троицы (19 век)

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

и верхний, горний белый храм (17 век), который высечен в скале на высоте 900 м.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Чувство такое, что он, как белая печать, запечатан в скале навечно. Нереальная красота и величие!

Нижняя часть монастыря находится у основания скалы Острошка Греда на высоте около 650 м над уровнем моря. В нижнем храме Святой Троицы покоятся мощи 15-летнего пастушка, святого новомученника Станко. Когда турки приказали Станко бросить свой православный крест на землю, он только сильнее обнял его руками, прижав к своей груди, защищая его. Турки отсекли ему руки.

В верхнем горнем храме Острога — две пещерные церкви: Введенская

и Крестовоздвиженская.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Именно в Введенской церкви провел Святой Василий Острожский 15 лет в строгих постах и молитвах. Он был великий молитвенник. И именно в Введенской церкви находятся его святые мощи, на поклон которым стекаются люди со всего мира. И чудеса случаются там по сей день. Об этом народ передает из уст в уста. Мощи Святого Василия Острожского имеют великую чудотворную силу, исцеляют даже безнадежных больных.

Так, в конце июня 1996 года в монастырь Острог привезли 14-летнюю Снежану, одержимую бесами. Она была сатанисткой, принимала участие в сборищах сатанистов. Родители уже не знали, что делать, как спасти дочь. Они привезли ее в Острог. Но не тут-то было. Такая дьявольская сила сидела в этом подростке, что двое мужчин не могли ее ввести в церковь. Она кусала себя и окружающих, скалилась, кричала смертным криком и никто ее не мог сдвинуть с места. В церковь ее так и не смогли ввести. Священники служили молебен у автомобиля, в котором сидела девочка и на котором ее привезли родители в Острог. Всю ночь она кричала. На 2-й день ее смогли ввести в храм, но к мощам приложиться она не смогла. Девочка билась в руках родственников, кусалась. Вновь священники служили молебен, но уже в церкви и при ней. Только на 3-й день девочка сама смогла приложиться к святым мощам. Темные, мерзкие силы отпустили, покинули ее. И после третьего молебна за нее она вышла из церкви смирная как овца.

Еще случай. Одного серба с окраины Никшича скрючило так, что обездвижило его совсем. Родные хотели везти в Острог, но он, будучи убежденным атеистом, воспротивился. Через какое-то время Святой Василий Острожский пришел к нему во сне и позвал в свой монастырь. Болезный на этот раз внял словам Святого. В монастыре его исповедали, после чего он провел ночь у святых мощей Василия Острожского. Там над ним читали молитвы. Вскоре тот серб милостию Божьей и через Святого Василия выздоровел. Когда у него родился сын, нарек он его Василием. В честь Святого.

И еще случай. Человека замучали невыносимые боли в желудке. Врачи сказали, что только операция может помочь. И тут ему снится сон, будто бы он идет по незнакомой дороге и страх сковал все его члены. Он свернул с той дороги и попал в небольшую пещерку, откуда вышел некто и сказал:" Заночуй здесь. Это дом Святого Василия». Проснувшись наутро, он решил ехать в Острог, где два дня провел в искренних и отчаянных молитвах. И Господь через Святого даровал ему выздоровление. Обошлось без операции. И таких случаев чудесного исцеления у мощей Святого множество.

Наша группа решила пойти к Введенской и Крестовоздвиженской церквям (к верхнему белому храму в скале), глядя на ночь, после десяти часов вечера, чтобы ночевать там, у храма, и поспеть к утренней храмовой службе, которая начиналась в 6 утра.

Надо здесь сказать, что литургии в Введенской церкви служатся только 3 раза в неделю: в среду, пятницу и в воскресенье. И приложиться к святым мощам Василия Острожского тоже можно только в эти дни.

Нам крупно повезло, говоря мирским языком, — мы были на службах в Введенской церкви и в среду, и в пятницу, и в воскресенье, т. к. жили в Остроге больше недели. Первую ночь (на среду) мы ночевали под открытым небом, под великолепным звездным ковром. Все были тепло одеты. Ночи холодные. Касаемо одеял, подушек, матрацев, все там можно взять бесплатно напрокат в специальном помещении. Это без проблем.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

И вода есть. И туалеты поблизости. Многие идут туда с ночевкой с маленькими детьми.

И с нами в группе была 2-летняя паломница Ксения и 77-летняя Елизавета, которые были все 3 дня у мощей Василия Острожского. Господь даровал им и нам такую Благодать.

Собравшись все вместе перед горним храмом и прочитав вслух акафист Святому Василию Острожскому, мы разбрелись кто куда укладываться спать. У меня было место совсем рядом с белым горним храмом.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Я засыпала и храм был перед моими глазами, а когда проснулась, первое, что увидела, — белый храм в скале, словно белый ангел передо мной.

Вторую ночь у горнего белого храма мы ночевали в гостиничке.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Там тоже она есть. Ночевали бесплатно. Так для всех паломников. Только надо показать паспорт служителю (не забыть взять с собой!). Он ведет запись и записывает себе в книгу данные паспорта. В гостиничке на втором этаже несколько больших залов, уставленных деревянными двух"ярусными кроватями. Сейчас думаю, зря я провела вторую ночь в помещении, а не на улице под звездами, как первую ночь. «Заночуй здесь. Это дом Святого Василия." Помните? А вот некоторые из нашей группы сразу решили ночевать под звездами у белого храма. И даже наши дети! И правильно сделали. Как-то иначе, острее что ли, глубже переживается близость к Святому Василию. К Богу. К небу.

На третью ночь у белого храма благословения нашего батюшки о. Доротея мы не получили. Сказал, что сильный дождь ожидается ночью и будет большой приток народа в ночь на воскресенье, но уж если мы хотим, что ж… Мы решили пойти посмотреть. Оделись тепло, обулись в кроссовки (это важно, когда идете с ночевкой к горнему белому храму), взяли дождевики и пошли проторенной уже дорогой. Действительно, народ прибывал и прибывал

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

в странноприимном доме уже не было ни одного свободного места. Матрацы, одеяла, подушки не выдавали для ночевки на улице по причине надвигающегося дождя. Тут и дождь начал накрапывать. Мы повернули обратно в нашу гостиничку в нижней части монастыря, откуда пришли. Сказали себе, что батюшка, как всегда, прав и мы придем в верхний белый храм рано утром в воскресенье. На литургию и поклонение святым мощам.

Между нижней частью монастыря и верхней, где запечатан в скале белый храм, пролегает асфальтированная дорога-серпантин. Большие автобусы по ней не ходят: невозможно по причине ее узости и витиеватости, но легковушки и микроавтобусы бегают. Кстати, были люди, которые только микроавтобусом и ездили наверх за 3 евро туда-обратно. Там курсирует монастырский микроавтобус и ездит по своему расписанию. Нечасто.

Наша группа ходила только своими ногами на поклон Святому. И не в деньгах, конечно, тут было дело… Раньше, как рассказывали нам, люди, сознавая свою порочность и греховность, ползли в буквальном смысле к Святому Василию Острожскому, раздирая в кровь ноги, руки, все тело, моля его о помощи. Мы проходили 5 км дороги от нижнего храма до верхнего за час. Конечно, в молитвах. Конечно, в раздумьях. Конечно, в мысленных обращениях к Святому.

Есть там и другая дорога к горнему храму, правда, идти по ней тяжелее. Но она короче. Путь занимает минут 25. Я по ней там часто ходила. Но только утром. Не в темень. Эта короткая дорога все вверх и вверх — по лестницам и скользким, отполированным людскими ногами камням. Поручни этих лестниц видны, когда идешь по дороге-серпантину. Поклонение мощам Святого Василия Острожского — это надежда, утешение для страждущих. Вот люди и идут к Святому.

Мне особо запомнился наш первый под"ем к горнему храму и воскресная литургия третьего дня пребывания у Святого в его доме.

Вышли мы в дорогу, как я уже упоминала здесь, после десяти часов вечера. Одни. Без батюшки. Мы там без него ходили. Но с его благословением. Темень черная кругом. Россыпь звездная на небе. Красотень! Идем, наматывая километры дорожного серпантина. Редкие зажженные фонари попадаются нам. Но Ковш (Большая Медведица) плывет в небе прямо перед нами! Я радостно крикнула нашим:" Идем черпать ковшом Благодать!»

Наши дети увидели одинокую небольшую собачонку на дороге. И как разглядели ее, черную, в черноте ночи? Собачка явно вела нас. Оглядывалась часто, останавливалась, ждала тех, кто поотстал. Потом торопилась, бежала вперед нашей группы. Один раз собака-поводырь нас очень рассмешила. Проверив в очередной раз нас, все ли подтянулись, нет ли отставших, она побежала вперед колонны и… застыла на месте, остолбенела. Впереди нее, нашей ведущей, маячила в темноте еще одна фигура. Кто-то, оказывается, обогнал ее! Это была наша Татьяна, которая одна шла по короткой дороге, по лестницам и камням, а потом вышла на основную дорогу и присоединилась к группе. Мы дружно посмеялись. Но собачка нас не бросила, довела до белого храма и расстаяла в ночи. Как будто и не было нашего Черныша вовсе.

А белый храм, словно белую птицу, мы всегда видели перед собой, когда шли, когда делали очередной серпантинный виток. Белый горний храм в скале, как белая звезда в ночи, вел нас к себе.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

В воскресенье много народа стеклось на литургию к белому храму. Обычно служба проходит в Введенской церкви, где покоятся во гробе мощи Святого Василия Острожского. Но эта пещерная церковь настолько мала: по размерам каждая ее пещерка (а их в Введенской церкви две и вход там прорублен из пещерки в пещерку) как алтарная часть в обычных церквях, а то и меньше. Снимать на камеру внутри помещений не разрешается, но взяла грех на душу…

В то воскресенье служили литургию под навесом (так и хочется сказать, в походной церкви) по причине очень большого собрания народа. Наш батюшка, о. Доротей, возглавлял ту церковную службу, т. к. его священнический сан был выше среди других.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

После литургии мы поднялись высоко к колокольне белого храма. Вход по каменной лестнице разрешен всем, но не все об этом знают. Вход тот находится слева, как идти к двери в Введенскую церковь. Кстати, там же, у той лестницы на колокольню, пишут требы-записочки за здравие и за упокой родных и близких. Монахи зачитывают эти имена перед церковными службами. Есть такое послушание у них.

Наш батюшка сказал, что не надо писать пространные и просторные письма Святому Василию Острожскому и совать их в разные щели в скале (кстати, там многие так делают), потому что это похоже на язычество, а мы — люди православные и достаточно подать записочки-требы с именами родных и близких, живущих и почивших, а подходя к мощам Святого на поклон, можно сказать просто: " Отче Василий Острожский, моли Бога о нас." Краткость и ясность мысли достигнет Святого скорее.

Итак, мы поднялись по каменной лестнице к колокольне горнего храма на площадку-террасу. Там — еще одна пещерная церковь - Крестовоздвиженская (16 век). До возникновения монастыря Острог здесь, в пещерах, жили монахи-отшельники. Внутри церкви Честного Креста — фрески на пещерных стенах художника Радула. Глаз не оторвать! Какая красота, великолепие и величие! Жаль, запечатлеть эту красоту на камеру было нельзя. И я там никак не смогла ухищриться, даже на один снимок. Нельзя, так нельзя…

В любой церкви есть свод. В этой свод — это стена пещеры с неровностями, впадинами и выступами. Особое чувство испытываешь, когда находишься в пещерных церквях. Наглядно представляешь себе жизнь монахов-аскетов, которые жили, молились, совершенствовались здесь много веков назад.

История Острога богата чудесами. Они происходили и здесь, в этой церкви. Во время 2-й Мировой войны в Крестовоздвиженскую церковь попала бомба, но не разорвалась, а… развалилась на две части при ударе о дверь церкви. Позднее, уже после войны, производились специальные исследования, которые доказали, что бомба та по всем мирским военным правилам должна была разорваться, но не разорвалась и не повредила церковь. Василий Острожский берег свой дом, свой Острог. Там же, недалеко от Крестовоздвиженской церкви, он по смерти и был погребен.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Отошел он ко Господу мирно в своей пещерке, когда ему был 61 год отроду и случилось это в 1671-м году. Над его могилой (из скалы!) вскоре выросла виноградная лоза. Символ жизни. Лозе нынче 500 лет и к ней приходят бездетные пары, прося Святого о содействии перед Богом, чтобы Он даровал им дитя. Многим парам помогает.

Кто же был этот Святой, которого так почитают православные всего мира как самого милосердного Святого и к которому по сей день обращаются за помощью в своих бедах и страданиях?

Святой Василий Острожский родился на Герцеговине, в сердце Сербии, откуда вышли многие святые Сербской земли. Святой Савва, например, тоже оттуда, из Герцеговины. А сейчас Герцеговина включена в новоиспеченную после распада Югославии страну под названием «Босния и Герцеговина». В мусульманскую, по сути, страну.

Косово во все времена, даже турецко-бусурманские, было всегдашней сербской землей. Ее душой. Ее сердцем. Как и Герцеговина. Теперь Косово Евросоюзом и США признано отдельным и самостоятельным от Сербии. Но не от мусульманской Албании. Это англосаксы могут недовольствовать по поводу Крыма, якобы забранного Россией у Украины. И плевать им, что народ Крыма на референдуме пожелал быть в составе России. И плевать им, что Украина никогда не имела свою государственность. До революции 1917-го она звалась Малороссией и входила в состав Царской России, и только большевики сделали территории нынешней Украины Украинской республикой, УССР, входящей в состав СССР. Тем самым, считаю, дав пространство действиям — когда-нибудь отколоться от России. Троцкисты - ленинцы не дремали, раздавая российские земли и подготавливая их к раздаче. Отличился и их последователь Н. Хрущев, который так, за здорово живешь, отдал Крым УССР. На минуточку, отдал не Украине, а УССР. Забыли сейчас как-то все, откуда и само слово взялось «Украина». А это от польского «крайна», т. е. oкраина. Окраина России. Не католической же Польши, хотя хотелось бы западным такого, чего скрывать. Здесь моя боль о России, об Украине, о Сербии.

Как-то в одном сербском монастыре была у меня долгая беседа с монахом, архимандритом, игуменом монастыря, отцом Михайло. Он сказал тогда: «Мы, сербы, русские, украинцы, — не братья. Мы — один народ. Знаете, как звалась Сербия раньше? Рашка! И когда мы не вместе, а сами по себе, как прутики, врагу это наруку».

Много веков назад стоял за собирание земель православных и Святой Василий Острожский, выходец с Герцеговины, из сердца Сербии.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...
Родился он в 1610-м. Звали его в крещении Стоян. Но мирской жизнью Стоян почти не жил. Глубоковерующие родители отвели маленького мальчика в монастырь, что был поблизости от их дома. Этот монастырь назывался Завала. В монастыре была большая библиотека религиозной литературы и много ученых монахов. Мальчику по душе пришлась монастырская жизнь. Монашеский постриг он принял в монастыре Тврдош с именем Василий.

В 28 лет он становится епископом. Это его трудами и заботами Острожская пещера стала монастырем. Был Василий Острожский и в Греции на Святой земле Афон. Учился у великих афонских старцев-подвижников. Был Василий Острожский и на Святой Руси. Он привез много церковных даров и денег от братьев по Вере. Там были и священнические облачения, и церковные книги, и деньги для православной паствы. Русские единоверцы помогали своими деньгами открывать народные школы, восстанавливать многие храмы и монастыри, разрушенные иноверцами, особенно турками.

Ненависть среди врагов, потурченцев и латинистов — агентов католиков и мусульман, была запредельна к Василию Острожскому. Его не раз хотели убить. Латинская пропаганда и турецкие насилия столетиями давили сербов. Эти самые притеснения вынудили Святого Василия Острожского перебраться с Герцеговины в черногорские земли, в Острог.

Святой Василий с детства был научен посту, православным молитвам и страху Божьему. Святой выступал против униатства, против латинской ереси и подпадения под католиков. До конца своих земных дней он был предан своей земле, своему православному народу, Православию и Господу.

Спустя 7 лет после своего упокоения Святой Василий пришел во сне к одному игумену монастыря, о. Рафаилу. Святой просил его придти в Острог и открыть его гроб, но о. Рафаил почему-то не предал значения этому вещему сну. Тогда Святой Василий пришел к нему во сне еще раз. Он держал в руках кадильницу и жар, вышедший оттуда, полыхнул по лицу и рукам игумена о. Рафаила. Тот пробудился в великом страхе и тотчас отправился в монастырь Острог, где и поведал братии о воле Святого Василия Острожского.

Монашествующие 7 дней держали строгий пост, служились долгие монастырские литургии и по прошествии 7 дней, окадив гроб Святого, открыли его. Во гробе лежали нетленные мощи Святого Василия. По свидетельству братии, святые мощи «были желтые как воск и благоухали как базилик». Монахи перенесли мощи с трепетом и любовью в Введенскую церковь Острога. И идет народ православный со всего света со своими бедами и чаяниями к Святому Василию Острожскому в Острог. За помощью и поддержкой. Не иссякает народная тропа к Святому.

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Монастырь Острог находится в 30 км от города Подгорица и в 8 км от дороги, соединяющей Никшич и Подгорицу. Дорожные серпантины Черногории — это экстрим, считаю. Старая дорога, которая ведет к монастырю Острог, очень узкая и опасная. Говорят, 3-я по опасности дорога в Европе среди горных дорог.

Один раз наш большой туристический автобус прошел по этой дороге. Благо, за рулем сидел шофер-асс, серб Радко. Но я все равно, помню, умоляла его остановить и высадить меня, мол, лучше пойду пешком. Это сейчас мне смешно, но тогда было не до смеху, когда увидела за окном край колеса над пропастью (к тому же грунт там сыпучий).

Горний монастырь Острог — чудо из чудес...

Батюшка наш сидел спокойный, уравновешенный. И бровью не повел. Другие громко, вслух молились. Слава Богу, все обошлось. О. Доротей сказал нам, что на этой дороге никогда не случалось никаких аварий и происшествий. Никогда и никаких. Святой Василий Острожский хранит и бережет. Я подумала, а я — маловерная… Нет у меня вот того спокойствия, как у о. Доротея.

Надо сказать, больше мы по той экстремальной дороге в Острог не ездили. А мы за 9 дней пребывания в Остроге об"ездили всю Черногорию и монастырь Острог был нам базой и домом. Мы каждый день выезжали и возвращались в Острог.

В тот вечер очень спешили попасть в монастырь дотемна. Обычно мы ездили новой дорогой. Там построили новую дорогу. И все же — совет: не садитесь за руль сами на дорогах Черногории. В Острог можно доехать микроавтобусом и из Никшича, и из Будвы, и из Подгорицы, да, короче, отовсюду. До нижнего храма монастыря.

Другой мой совет: наверх, до горнего белого храма, идите пешком. И обязательно заночуйте 1–2 ночи в доме Святого Василия Острожского. Под открытым звездным небом. У белого храма поблизости. Как мы сделали. Бог в помощь!