Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:19

Вик — Исландия Июль 2014

2-й День путешествия вокруг Исландии

В первый день нам удалось проехать при довольно сносной погоде по т.н. «Золотому кольцу» Исландии и увидеть его основные достопримечательности — долины Тингветлир и Гейзеров, а также громадный водопад Гюдльфосс и затерянный во времени кратер Керид. Небольшие дождики были только в дороге между этими объектами.

Погода второго дня не лучше — вот-вот начнется мелкий и противный дождик. И это 11 июля. Покинув в городке Sellfoss наш уютный гестхаус Garun Selfoss, выехали на дорогу № 1, огибающую всю Исландию. Слева были скрывающиеся в тумане низкие горные склоны, а справа — равнина, уходящая в туманный горизонт Атлантики.

В нашей группе 12 человек и мы движемся на трех машинах против часовой стрелки по Исландии. Сегодня должны достигнуть самой южной точки острова и дальше двигаться на северо-запад.

Южные водопады Исландии

Кое-где просматривались заливы Атлантики, но желания заезжать туда не было. Да и ничего примечательного там не было — ровные пустынные берега и мелкий моросящий дождик. Дорога монотонная, редкие встречные машины и никто нас не обгонял. У всех скорость — не выше 90.

Ехать скучно. И, чтобы не задремать, делаем периодические остановки на дороге для отдыха, фотографий и глоточка кофе из термоса, который нам заботливо приготовила молодая хозяйка хостела.

Южные водопады Исландии

Сегодня нам предстоит проехать маршрут около 135 км и посмотреть три основные достопримечательности Южной Исландии: В — водопад Селйяландсфосс (Seljalandsfoss), C — водопад Скогафосс (Skogafoss), D — скальные образования Дирхолей (Dyrholaey) и E — городок Вик (Vik) на побережье Атлантики.

Слева встречаются одинокие дома, возле которых пасутся немногочисленные стада коренастых исландских лошадей и овец. На зеленых полях лежат еще не вывезенные рулоны скошенного сена. Нигде ни души. Даже проезжая мимо небольших поселений из нескольких домов, мы нигде никого не видели.

И, если бы возник какой-то вопрос, то и спросить было бы не у кого. Ну, разве что у лошадей. Низкорослых исландских, с красивыми и густыми гривами.

Исландские лошади невысоки и красивы своей гривой

Водопад Селйяландсфосс

Через 70 км подъехали к видневшемуся впереди водопаду. Дорога подошла к стоянке автомобилей и дальше нужно было пройти метров сто пешком. После виденного нами вчера водопада Гюдльфосс, этот не впечатлял — хоть и падал с высоты, но был небольшой. Однако даже он, подойдя к нему ближе — поражал.

Водопад Селйяландсфосс падает с высоты 60 метров и его можно обойти сзади

На мой взгляд, водопады, являются одними из самых величественных (кроме, конечно, Человека) творений Природы. Вода с невероятной силой срывается с высокого обрыва и падает прямо вниз. Грохот, шум, огромное множество брызг и водяной пыли и чувствуется какой-то необычный аромат свежей воды, пропитанной озоном.

Всегда, когда стоишь близко от водопада, ощущаешь прилив энергии. И в то же время, стоя перед ним и окутываемый водяной пылью, начинаешь чувствовать себя песчинкой среди могучей силы природы.

Водопад Селйяландсфосс

Мы приехали к водопаду Селйяландсфосс (исл. Seljalandsfoss) — вроде бы и небольшому, но одному из самых необычных водопадов Исландии. Так чем же он примечателен?

Он не самый большой и многоводный, но известен тем, что его можно обойти и с тыльной стороны по тропинке! Вероятно это и привлекает к нему тысячи туристов. Его высота около 60 метров.

Тропа, по которой можно его обойти, несложная, но скользкая и нужно быть внимательным, чтобы не «загреметь» вниз. Зайдя за водопад, все стараются, прикрывая фотоаппараты от водной пыли, сделать фотографию типа «Я за водопадом». Там мокро, сыро, да еще и темновато, но многие, наслаждаясь этим, все же стоят там подолгу, протягивая к струям свои руки.

Южные водопады Исландии

Через струи водопада и окружающий пейзаж кажется совершенно иным — каким-то более сказочным и необъятным. А вот если приехать сюда затемно, да еще и в хорошую погоду, то можно увидеть и такую фантастическую картину, которую я не мог не взять из Интернета!

Южные водопады Исландии

Покинув водопад Селйяландсфосс, движемся дальше по дороге № 1 на юго-запад до знака, обозначающего достопримечательность. На ограде стоит фотография раскинувшейся перед нами небольшой долины с виднеющимися вдали домиками и столбом дыма справа. Оказывается, на ней показано извержение вулкана Эйяфьятлайокюдль, случившееся в апреле 2010 года. О, так вот он где!

На схеме показано извержение вулкана Эйяфьятлайокюдль. Сам вулкан находится справа в горах

Но, увы, впереди из-за низкой облачности ничего, кроме домиков вдали, не было видно. На других стендах были выставлены фотографии этого катастрофического извержения, которое на много дней парализовало тогда все авиационное движение в Европе.

Фотография извержения вулкана Эйяфьятлайокюдль

Водопад Скоугафосс

Проехав еще несколько километров и обогнув высокую скальную стенку, мы увидели слева срывающуюся со склона широкую реку. Это водопад Скоугафосс (Skógafoss). Вдали на стоянке перед водопадом виднелись автомобили и автобусы с туристами, но нам захотелось подъехать и подойти к водопаду с его левой стороны, где не было видно скопления туристов.

К водопаду Скоугафосс слева подъехать нельзя — там дом фермера

Но, проехав к нему по грунтовой дороге, мы наткнулись на частную собственность — дом фермера. Молчаливый взгляд вышедших на крыльцо детей, заставил нас повернуть на общественную стоянку. Дальше к водопаду было ни пройти, ни проехать.

Ну, не проехали, так сфотографировались на память в таком знаковом месте Исландии.

Южные водопады Исландии

Водопад Скоугафосс очень известен и является одной из визитных карточек Исландии. Его высота около 60 метров, а ширина 25.

Водопад Скоугафосс тоже имеет свои тайны и свою легенду
В солнечные дни в такой водяной пыли видна радуга

К вершине водопада ведет хорошо оборудованная лестница с небольшими смотровыми площадками, но водопад с них просматривается плохо. Лучшие его виды — снизу! И, конечно, в ясную и солнечную погоду. Однако — «у природы нет плохой погоды»! Но даже при погоде сегодняшнего дня он грандиозен и интересен.

Южные водопады Исландии

И, как и каждая уважающая себя достопримечательность, этот водопад тоже имеет свою легенду: Траси Тоуроулфссон, первый викинг, поселившийся в этих местах, спрятал свои сокровища в пещере, расположенной в утёсе за водопадом. Спустя годы, его нашел один юноша и попытался вытащить, взявшись за кольцо от сундука. Но сокровище внезапно исчезло, оставив в руках у незадачливого кладоискателя только кольцо.

Потом это кольцо прибили к церковной двери в Скоугаре — поселке около водопада, и теперь оно является гордостью местного этнографического музея. А когда светит солнце, то в брызгах водопада можно увидеть отблеск золота Траси — именно так объясняют возникновение в этом месте радуги.

Вот на двери этой церкви и висит кольцо от того сундука с кладом

Этнографический музей в поселке Скогар

Осмотрев водопад, нужно не пропустить еще одну достопримечательность этого места — этнографический музей (Museum of Skogar), показывающий жизнь первопоселенцев этих мест. Из-за отсутствия достаточного количества дерева, первые дома строились как землянки. Или же были сложены из камня, но потом укрыты землей и дерном с травой. Это помогало сохранять драгоценное тепло.

Исландская деревня 18-19 веков

Более поздние дома, возведенные в 16–19 веках, уже были деревянными из привезенного на кораблях со Скандинавии леса. В этом этнографическом музее была церковь, школа и жилые дома разных временных лет.
Школа в исландской деревне

Осмотрев дома, видно, что в те времена даже в жилищах простых крестьян существовала культура меблировки комнат — были столы, стулья, шкафы для одежды и посуды, разные музыкальные инструменты, включая клавесин.
Интерьер дома исландского крестьянина

Собственно, такую же культуру мы видели и в этнографическом музее «Скансен» в Стокгольме.

В то же время, на тех же широтах в Архангельской области при наличии изобилия дерева, меблировка комнат крестьян была до предела проста. И ни о каких резных стульях, клавесинах и фортепианах в их домах, конечно, не было и речи. Простых лавок было вполне достаточно для жизни селян-россиян.

Вернется ли мой муж с охоты на китов? На море уже второй день штормит

Как тут не вспомнить свою студенческую «картошку», когда нас в деревнях Свердловской области размещали по таким избам и все, в основном, спали на узких лавках или на полу. Привилегией были 2–3 места на печи. Правда хозяйка всегда огораживала небольшое местечко, куда что-то подсыпала: — «Это для тараканов»!

Больше не отвлекаясь так далеко, зайдем в сельскую школу. Чистые, хорошие и удобные парты для учеников сразу двух-трех классов. На стене карта мира с экзотической Африкой, под стенкой — клавесин. Все дети учились на нем играть и пели в хоре.

Рядом с этнографическим музеем находится и большой современный туристический комплекс, в котором есть ресторан и большая экспозиция заботливо собранных предметов эпохи XX века, которые уже при нашей жизни стали настоящими раритетами.

Южные водопады Исландии

Здесь и первые мобильные телефоны, и автомобили, с которыми осваивали остров, и машины скорой помощи, и, конечно, атрибуты, связанные с охотой на китов, в чем исландцы были большие мастера.

Машина-вездеход скорой помощи

Самый юг Исландии — мыс Дирхолэй

Выехав снова на дорогу № 1, направляемся к последней достопримечательности сегодняшнего дня — (D) скальным образованиям Дирхолэй (Dyrholaey) — самой южной точке материковой Исландии. Свернув вправо на дорогу № 218, вскоре мы прибываем на этот мыс.

Морской залив на мысе Дирхолей

Покинув машины, можно прогуляться и осмотреть это место. В нашем случае, это было не очень приятно, так как погода испортилась вконец и снова заморосил мелкий и противный дождик, который, как нам показалось, в этих местах идет почти всегда.

В тумане мыс Дирхолей кажется очень загадочным

Но все равно было видно, что, под воздействием прибоя, из скал вулканического происхождения море вытесало причудливые формы — всякого рода арки, башенки и каменные столбы. На полосе прибоя был очень черный песок, а такая погода только подчеркнула мрачную красоту этого места. Если кто видел голливудский фильм «Ной», снимавшийся здесь два года назад, тот легко может представить себе эти суровые места.

Южные водопады Исландии

Самый известный артефакт этого места — колонны Рейнисдрангар, которые называют «Пальцы тролля». По легенде, эти выпуклости, торчащие из воды на целых 70 метров, были троллями, которые пытались украсть трехмачтовое судно с овцами на борту и они уже тащили его к берегу, но тут взошло солнце и они окаменели от солнечного света.

Можно проехать еще чуть дальше и подняться на самый мыс. Для этого нужно преодолеть крутую извилистую дорогу, предварительно убедившись, что по ней никто не спускается, так как разъехаться на ней на крутом склоне будет непросто.

Поднявшись наверх, ничего практически не было видно. Только слышался небольшой прибой и вдаль уходилачерная пляжная полоса из вулканического песка.

Весь песок на мысе Дирхолей — вулканический и черный-пречерный

Говорят, что здесь много паффинов — уникальных птиц, похожих клювами на попугаев, а телом на пингвинов, но нам никого встретить не удалось. И, только увидев их на севере Исландии, поняли, что это непростая задача даже в ясную погоду. А уж в плохую-то погоду они все сидят по своим гнездовым норам, вырытым на крутых склонах.

На ночлег остановились в небольшом городке Вик (Vik) в хостеле Puffin Hostel. Хостел не понравился — он был самым худшим из всех наших жилищ за 10 дней странствий по Исландии.

Собственно, Вик — это скорее даже деревня, в которой всего каких-то три-четыре десятка красивых домиков. Но в ней есть небольшая лютеранская церковь, несколько хостелов-отелей с кафе-ресторанчиками, магазины, почта и отделение банка.

И, если сегодня у нас был «день водопадов», то завтра будет «ледовый день» — мы посетим один из ледников громады Ватнайекюль и побываем у Ледовой лагуны, заполненной откалывающимися от этого же ледника льдинами.

----------

Эта заметка является частью обзорной статьи «Вокруг Исландии за 10 дней».

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия