Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 22 апреля 20:28
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Милан, Венеция, Террачина + 4 города — Италия, Сан-Марино Июль 2015

Buongiorno всем, кто был или будет в Италии и всем, кто мечтает посетить эту прекрасную страну! Буквально 2 дня назад вернулась из путешествия и, пока всё свежо в памяти, решила написать отзыв. Я хочу рассказать об очень необычном туре по Италии, в котором побывала. Мой отзыв, надеюсь, будет полезен тем, кто только собирается в путешествие по этой стране.

Я очень давно мечтала об этой стране! И хотелось не проваляться на пляже (это можно сделать и в России), а увидеть Италию всю — от севера до юга, вдоль и поперек, увидеть жизнь людей и быт в разных уголках этой страны, пройти по узким улочкам и величественным площадям, заглянуть во дворики, прогуляться по неизвестным тропам) И вот, в этом году мечта сбылась!!! До последнего не верилось в счастье! Но оно случилось) Так что заранее приношу извинения, если где-то будет в описаниях много эмоций — это всё объяснимо) когда долго-долго чего-то ждёшь, и оно сбывается, это и есть счастье! Отзыв у меня длинный, подробный, но это лишь малая часть, что хочется рассказать!

Итак, начнём) Тур назывался «Леонардо да Винчи» (ну, думаю, названий у него много в разных турфирмах), приобретала я его в турфирме «Арт-Тревел» (СПб). Прилёт-вылет из Милана, что очень необычно, сколько я читала отзывов, не находила еще подобных. Принимающая сторона — «Indaco travel». Минусов я не нашла, а всё, что было, шло только на пользу нам, туристам. Ну, обо всём по порядку)

Перед описанием самого тура хочу немножко рассказать о подготовке, может, кому-то пригодятся незатейливые советы)

Что брать в поездку обязательно:

• Удобную обувь! Это первое, что нужно тщательно выбрать, т. к.на ногах будете проводить иногда и по 8 часов, поэтому, естественно, без каблука! И смену обуви желательно взять, т. к. даже в самой удобной ноги устанут. Ну, и если вдруг порвётся, будет сменка) тоже важно) у нас в группе девушка порвала шлёпок, пришлось ходить половину Венеции босиком… Так что учитывайте это, лишним не будет точно)
  • Одежды много набирать не стоит — многое так и не достаётся из чемодана, но желательно чтобы на каждый день-два была какая-то другая маечка-кофточка, т. к. со стиркой возиться некогда, а мокрые будете всегда) во Флоренции был рекорд +51 на солнце… Так что — одежда из натуральных тканей и не мнущаяся)
  • На всякий случай можно взять что-то легкое, но с рукавом (типа кардигана), т. к. в автобусе кондиционер, да и в самолёте тоже прохладно, может пригодиться.
  • Обязательно шляпу от солнца! В Помпеях ни тенёчка, в Риме тоже, а солнце жгучее! Мне шляпа очень помогала! И спасала!
  • Также обязательно крем от загара! Тот, который после загара. Потому что загорите вы в любом случае, будете целыми днями на солнце, и крем просто необходим.
  • Еще я бы посоветовала взять наушники, обычные, что в плеер вставляются. Они прекрасно подходят в приёмнички, через которые слушаете экскурсии. Там на месте к ним выдают наушники, но они очень неудобные, большие, в мои уши, например, не влезали). Благо, с собой были мои наушнички, со звукоизоляцией, очень выручили)
  • Еще можно взять с собой шампунь и гель для душа (перелить в маленькие пластиковые баночки). В отелях это есть, но запах иногда мне не нравился) пользовалась своими. Ну тут уже кому как))
  • Ну, и, конечно, фотоаппарат с большой картой памяти! В Италии невозможно экономить на фото! Везде есть, что запечатлеть! У меня карта на 2 гб закончилась на 5-й день, потом в ход пошёл телефон с камерой) вышло более 2000 фото, притом, что я чистила их, удаляла, т. е. было еще больше! Так что лучше запастись этим))
  • Обязательно нужно взять лекарства от простуды (горла, насморка), от желудка (фестал и т. п.), от усталости в ногах. Мне они не понадобились, к счастью, но на всякий случай всегда их нужно с собой иметь! Т. к. в Италии большинство лекарств продаётся по рецептам от врача, да и цены приличные. Так что выгоднее запасти с собой маленькую аптечку.

Из такого необходимого, наверное, всё. Остальное каждый сам возьмёт) а вот что точно не надо брать с собой:

• Фен. Везде в отелях он есть! А лишний груз в чемодане — не стоит, потом лучше сувенирами его забьёте))
  • Полотенца. В отелях каждый день их меняют, полотенца на любой вкус — и большие, и маленькие. Ну, если кому для пляжа, то можно взять из дома, но я на пляже брала шезлонг, поэтому обошлась без полотенца)
  • Переходник тоже брать не нужно, розетки там такие же, как и у нас, напряжение 220В. Только если у вас что-то с евро-розеткой, тогда нужен переходник)

Еще момент… Все люди разные. Кому-то всё не нравится, кто-то превозносит себя над другими, желая всего лучшего и не думая об окружающих. Не обращаем на это внимания) мы приезжаем отдыхать! И увидеть прекрасную южную страну! Включаем игнор и наслаждаемся отдыхом!) Если вы заранее настроены на негатив, то он и будет попадаться везде, поверьте! А если взять с собой килограмм хорошего настроения и улыбку, то и любые ситуации будут по плечу! Так что только позитив, и всё будет хорошо!)

Что касается сопровождающего. Это тот человек, который для вас будет всем! Это и кладезь информации, и переводчик в случае чего) и просто по всем вопросам и проблемам) Нам дважды повезло! Почему дважды? Просто так сложилось) Первые 3 дня мы были с одной сопровождающей, а последующие дни с другой. Это было от того, что тур новый (ниже расскажу о нём), плюс кризис, народу мало. Я начиталась отзывов про 50–70 человек в группе, честно, было страшновато ехать. Но нас оказалось — внимание — 10 человек! На 50-местный автобус. Потом, правда, его сменили на 30-местный. Но суть не меняется) Поэтому мы получили не просто комфорт, а повышенный комфорт! За это я отдельно благодарна туроператору. Ну, и нас стыковали. Кто-то прилетал, кто-то улетал, но всегда не более 10–11 человек было. Отсюда и 2 сопровождающих. Первые 3 дня у нас была Валентина, из Белоруссии, живущая в Италии уже более 15 лет. Очень тактичная, утончённая женщина, кладезь различной информации! Ответит на любой вопрос! Ставила нам фильмы, готовя к очередному городу, песни! Перед Венецией смотрели «Благочестивую куртизанку», а перед Римом (был длинный переезд) — «Иоанну, женщину на папском престоле» (потрясающий фильм, советую! Видела его давно, но в удовольствием пересмотрела, так сказать, уже в атмосфере Италии) и «Цезаря». Переезды проходили на ура! Те, кто едут первый раз, — не пугайтесь, автобусы очень комфортные, с кондиционером, шикарным водителем-итальянцем и фильмами-песнями! Никого не укачало, дороги в Италии — сказка!

А последующие дни мы были с сопровождающей Оксаной (сестрой Валентины), это просто взрыв эмоций! Лучшего сочетания я не видела в людях: юмор, колоссальные знания и задорный характер! Она так шутила, рассказывая, что мы просто до колик в животе смеялись! Очень легкий и приятный человек. Так что, если будете с ней, сразу считайте, что тур удался! Ведь 90% успеха тура зависит именно от сопровождающего! Как лодку назовешь, так она и поплывёт, как говорится) так что здесь сплошной восторг! Тем более, что начиталась отзывов о жутких сопровождающих, уффф, было страшновато ехать…

Да, и еще момент. Многие жалуются на сопровождающих именно из-за того, что они имеют проценты с каких-то кафе и услуг для туристов, может, это и так, не знаю, НО! НИ РАЗУ это не сработало нам в ущерб по деньгам! Мы обедали, как короли, за небольшие деньги. Кто был в Венеции, тот поймёт — за 15 евро полноценный обед (в центре города) из салата, гарнира, морепродуктов на гриле и настоящего итальянского тирамису (+вино, вода и вкуснейший хлеб) — согласитесь, это нормально! Я потом заходила в другие кафе, ради интереса узнавала цены — ниже 30 евро не нашла! Так что вывод напрашивается сам собой) и так было во всех городах. Во Флоренции вообще ели пасту с соусом из трюфелей за 10 евро! Помимо пасты было вино, вода, хлеб, соусы разные, картофель фри, салатик, мясо очень скучное! Конечно, можно кушать и отдельно от группы, но желания не возникло, — дороже выходило! Так что решать только вам) Деньги на экскурсии собирали, но строго столько, сколько было обозначено в программе тура, я заранее была готова к этому, поэтому сюрпризов не возникло.

По поводу налога на проживание в отелях. Он есть, да! Если отель в городе (не на самой дальней окраине, то придется отдать от 1,5 до 6 евро за ночь, в зависимости от «звёздности» отеля. Таковы правила, никуда не деться. Но, знаете, наши отели стоили того! За тур мы сменили всего 3 отеля. По программе были заявлены 3*, но два из трех были 4*!!! Вот такой вот бонус от туроператора) уж не знаю, с чем это связано, но это был один из самых приятных сюрпризов! Так что кроме благодарности, ничего не могу сказать принимающей стороне! В Риме 4* отель, в черте города, рядом со станцией метро «Корнелия», рядом также очень приличная траттория, так что в еде ущемлений не было) В окрестностях Болоньи тоже отель был 4*, ниже более подробно остановлюсь на отелях, кому интересно) но вот не к чему придраться!

Еще пару слов про питание. Я брала тур на завтраках и ни разу не пожалела! Этого хватало, т. к., во-первых, в такую жару есть не хочется толком, только пьёшь, а, во-вторых, были вкусные обеды — и сытные, и разнообразные, их вполне хватало, даже с излишком) Те, кто ужинал, говорили, что ужины вкусные, но разнообразие небольшое — макароны во всех видах, салат, мясо-рыба. Но по мне лучше без ужинов, а разнообразить гастрономические впечатления в обед) и сытно, и много вариаций блюд можно перепробовать! Да и переедания на ночь не будет)

Итак, сам тур. Он, можно, сказать, комбинированный. На 8 дней по городам, и в середине тура 2 ночи на море (побережье Одиссея, Террачина)! Выбрала именно такой тур, т. к. на 14 дней очень затратно, да и неделю валяться на пляже — это не по мне! На второй день уже хотелось ехать дальше, увидеть что-то новое) так что мне вполне хватило и моря и, конечно, впечатлений! Тур, как уже писала, с прилётом в Милан. Далее — Болонья, Венеция, Сан-Марино, Террачина, Рим, Ватикан, Неаполь, Помпеи, Флоренция. Вылет обратно также из Милана. Не знаю, может, кому-то покажется мало) но мне на первый раз было вполне достаточно, теперь зато знаю, куда хочу вернуться) уже в январе планирую в Рим снова, прямо на Рождество и Новый год) а следующим летом — весь юг Италии! Отвлеклась, простите)

Итак, день 1. Милан

Вылет из Пулково-1, самолёт Airbus A-320, очень удобный (компания Аэрофлот), летели 3 часа 20 минут, кормили вкусно (омлет с овощами, хлеб, масло, сыр, маффин с клубникой, сокичайкофевода). Это был мой первый полёт на самолёте! До этого передвигалась на поездах и паромах. Ощущения незабываемые и никакого дискомфорта, только щенячий восторг! Так что, если вы, как и я, новички, — не переживайте! Это супер, время летит, как 1 минута, а воспоминаний на всю жизнь! Сидишь, слушаешь в наушниках итальянские песни, настраиваешься на поездку) ляпота!

Прилетели в 13.00, в аэропорту (Мальпенса) нас встретили. Аэропорт огромный! Как пять «Пулково», наверно, по размерам! Почти сразу нашла своё имя на табличке. Встречала нас не сопровождающая, а гид (вела у нас потом экскурсию по Милану). Прилетала в этот день только я и еще одна женщина, и нас стыковали с группой, которая уже 3дня путешествовала. Почти сразу подружились с землячкой (она тоже из СПб), хоть она и на 30 лет меня старше. Как-то мы так сплотились, везде потом вместе ходили, фотографировали друг друга, в общем, так вот случайно нашлась у меня попутчица)) приятно) В Милан приехали на автобусе, потом до Дуомо на метро (1,5 евро, билет действителен в течение 90 минут), там встреча с группой (8 человек + мы двое). Мы приехали даже раньше группы (они на шопинге были), успели зайти в кафе в туалет, купить воду и пофотографироваться на фоне знаменитого Миланского собора (Дуомо).

Очень необычный и интересный тур по Италии

Кстати, там просто толпы африканцев-продавцов всего и вся, будьте внимательны! Они подходят вешают вам на руки или плечи ниточки разные плетеные, типа подарок, а потом ходят за вами, прося оплатить это. «No, grazie» и идёте дальше, от них потом не отделаться будет. Мы вот попались, но не на ниточки, а на корм для голубей) я знала про это всё, что нельзя с ними связываться, но знаете, когда видишь дуомо, теряется ощущение реальности! И вот попалась) не заметила даже, как мне в руки насыпали корм для голубей) они тут же слетелись, сели на руки, чуть не на голову, стали клевать корм. А они фотографировали! Я уже и не помню, как мой фотоаппарат оказался у них! Но вот попались порядочные, сфотографировали и отдали его обратно! Но кто знает, все ли они такие! Так что будьте бдительны) мне это уроком было. За корм стали просить деньги, ну как без этого, бизнес) дала 1 евро, просили 10, но я стала уходить и сошлись на 1 евро)) Но фото получились супер! Даже не жалко потом было этого евро! Но все-таки будьте бдительны! Это не помешает) Это такая единственная была моя слабость в Италии, дальше уже голову не теряла) Экскурсия по Милану шла 2 часа, по жаре, +34, но по сравнению с дальнейшим, это было холодно)) Очень интересная экскурсия, гид Светлана. Очень много знает, и обычаев, и истории, прошло всё на одном дыхании. В Милане есть что посмотреть, кроме бутиков и магазинов!

Это очень красивый город с красивой историей и богатым наследием прошлого. Кстати, в бутиках не была, сказать про цены не могу толком. То, что видела, — начинается от 100 евро и до бесконечности) думаю, есть и подешевле, но магазины не были целью, не хотелось тратить на них время. На EXPO тоже не ходил никто из группы, как-то не заинтересовало. Но видели все это, устроено красиво, маняще! Улица Данте украшена флагами представляемых на EXPO стран, очень эффектно, нашли российский, гордились)) А после прогулки по городу сели в автобус (уже свой) и поехали в сторону Болоньи в отель. Где-то в 20.30 были на месте. Отель «Persico’s» 4*, очень комфортный, красивый. Здесь была самая вкусная кухня из всех отелей (на завтрак). Номер одноместный, с кондиционером (они везде), окном во всю стену с жалюзи, телевизором (с 2 русскими каналами) и мини-баром.

Очень необычный и интересный тур по Италии

В мини-баре всё, что хочешь (от крепкого алкоголя до сока и шоколадок, вафель и арахиса), но всё платно, конечно (при выселении платишь по счёту). Душ, туалет, биде, красивая раковина в синем мраморе, ковровое покрытие во всем номере — всё очень здорово! Полотенца, мыльца, шампуньки. Но я со своими приехала) тоже в маленьких баночках. У отельных запах резковатый показался. Кстати, душ хороший, оборудован, с дверками и поддоном, без дырки в полу) Обычная душевая кабина. Номер убирался каждый день, очень чисто. Сейфом не пользовалась, всё носила с собой. Была с собой только наличка, без карточки, ни разу не пожалела. Иногда очень проблемно рассчитываться картой, долго и неудобно. Но это тоже кому как больше нравится) Море впечатлений свалили просто наповал, уснула моментально.

День 2. Болонья-Венеция.

Подъём утром рано, в 6:30 завтрак, в 7.15 выезд в Венецию. До Болоньи своим автобусом, там чуть погуляли и сели на поезд до Венеции. Ехать 2 часа, очень комфортный поезд, с сидячими местами, с кондиционером. В Болонье очень красиво! Много молодёжи, высоченные башни и весь город кажется красным, постройки почти все краснокирпичные, ну, и черепичные крыши, конечно). Жаль, что спешили, хотелось погулять весь день там. Но нас ждала Венеция!

Очень необычный и интересный тур по Италии

В нашем туре это была дополнительная экскурсия на целый день (стоила 80 евро). И действительно мы там были почти весь день + переезд. Это сказка! Невероятно красиво! И тут тоже повезло — буквально накануне пронёсся смерч, было много раненых, даже 1 погибший, а мы приехали — на небе ни облачка! Красота! Но тоже жарко. Но это лето, Италия, впечатления затмевали все погодные проявления)

Только в Венеции я отщёлкала больше 200 фото! Конечно, потом, некоторые удаляла, чистила память. Но немного) Рука не поднималась. Очень хорошо было построено время — сначала прямо от ж/д вокзала пешеходная экскурсия часа 2, а потом почти до вечера свободное время! Успели и погулять по улочкам Венеции, и сделать всевозможные фото везде, и зайти в собор Сан Марко (нужно иметь с собой палантин или платочек прикрыть плечи и колени).

Очень необычный и интересный тур по Италии

Вход в собор платный, 4 евро, но зато не стояли огромную очередь, сразу прошли. Внутри красота невообразимая! Очень торжественно и свято. Поставили свечи у иконы Богоматери, она — одна из главных реликвий собора. Конечно, покатались на гондоле! 25 евро с человека, катание 40 минут с выходом на Гранд Канал.

Очень необычный и интересный тур по Италии

Можно и дешевле, если брать самим, но там была огромная очередь, и мы и так отстояли её. Так что не было времени уже и сил искать самим что-то. Но это самое незабываемое впечатление от Венеции! Если были там и не прокатились — то смело можно говорить, что вы там не были, не прочувствовали дух этого города! Вода не пахнет, хотя было почти +38, запах просто морской воды. Но видно, что дома подгнивают, к сожалению, но это так…наверное, сложно там жить. Но как красиво, нет слов!!! Потом был обед (я о нём уже отчасти писала) 15 евро с человека (включал в себя на первое салат или суп минестроне, затем морепродукты на гриле и жареные в кляре (кальмары, осьминожки, анчоусы и что-то еще рыбное), вино+вода+хлеб и на десерт — настоящее тирамису! С нашим не сравнить! Вкусняяяшка! Согласитесь, это неплохо! И на личном опыте проверено, что везде в центре дороже такие полноценные обеды. Разве что купить гамбургер или что-то еще сжевать, тогда дешевле выйдет. Но хотелось именно итальянской кухни, что и было получено в полном объёме. Дальше — сувениры (маски от 2,50 евро (маленькие китайские) и до 40 евро и выше (если настоящие венецианские). Муранское стекло (им славится город) тоже разное — поделки, статуэтки, вазы, сережки, подвески и т. п. Тоже цены разные — от 5 евро и выше до бесконечности. Фигурки гондол (всевозможных видов) — от 4 евро. В целом цены такие же, как во всей Италии, не заметила, чтоб дороже было. В кафе туалетом воспользовались бесплатно (еще 1 плюс), а так — до 1,5 евро доходит цена! Потом еще прогулки, свободное время и море эмоций. А обратно до вокзала ехали на катере по Гранд-каналу (входило в стоимость экскурсии), виды незабываемые!

Ну, и снова поезд до Болоньи, и где-то около 21.30 в отеле. Ноги как ни странно выдержали 8 часов прогулок вполне нормально! Наверно, это эмоциональный подъём. Там некогда думать об усталости, несмотря ни на что, хочется еще и еще ходить, узнавать, смотреть и наслаждаться.

3 день. Сан-Марино.

Забыла написать про завтрак в этом отеле («Persico’s»). Он с 6.30 до 9.30, но т. к. мы рано выезжали, приходили к началу завтрака всегда. И в 7–7.30 уже отъезд. Завтрак очень хороший! Лучше всех был в этом отеле. Шведский стол: пироги творожные, шоколадные, с начинками и т. п., рулеты слоеные, круассаны, печенье, хлопья 3-х видов + молоко, джемы, тосты, сыры 3-х видов, колбасы и ветчина (тоже несколько видов), соки фреши (4 вида — ананас, красный апельсин, мультифрут и еще какой-то), фруктовый салат, фрукты в сиропе разные (персики, ананасы дольками, чернослив и пр.), фрукты свежие (дыни вкуснейшие! Ананасы, груши, яблоки, черешни (огромные и сладкие), персики, абрикосы. Ну, и чай, кофе нескольких видов, горячий шоколад. Вроде, ничего не забыла! Но и этого с лихвой, не правда ли? Всё очень свежее, горячее (выпечка ммммм!) и вкусное!

Выехали в 7.30, уже с чемоданами. Едем в Сан-Марино, самое древнее суверенное государство на горе. А оттуда — в Террачину, на долгожданное море. То есть пересекаем Италию поперёк! Долго, но так красиво! Аппениские горы все, как на ладони! Самая высокая точка — около 3000 метров, красотища! Ну, а пока — в Сан-Марино. Примерно 2 часа ехали в гору. Виды потрясающие! Нам про него рассказывала сопровождающая, но лучше любого гида! Очень интересно и познавательно. Там экскурсии как таковой не было, гуляли сами. Были на дегустации вин и типичных продуктов (сыры, конфеты). В Сан-Марино рай для шопинга! Т. к. нет налога, цены ниже, чем в Италии, плюс продавцы всегда делают скидку, можно торговаться! Но, конечно, в разумных пределах)) У меня цели шопинга не было, но тоже не устояла перед искушением пройтись по магазинам сумок, кошельков. Ой… всё бы купила! Но цены на кожу от 50 евро и выше. Куртки от 100 евро, сумки и обувь от 50–80 до 200 евро в среднем. На дегустации вина купила аж 5 бутылок! Не устоять! Всем родственникам и друзьям на подарки. Вино потрясающее! Белое, красное, сухое, полусладкое, ликёры…на абсолютно любой вкус! Специи, шоколад — глаза разбегаются! Там все покупки продавцы упаковывают и сами доставляют в автобус, так что таскать по горам не нужно ничего) удобно!

Гуляли часа 2–2,5,я взобралась на самую высокую точку Сан-Марино, где уже кончается замок и стены и виден обрыв — там самая гора! Виды…дух захватывает!

Очень необычный и интересный тур по Италии

Фото тоже около 100! Не обошлось без сувениров! Продавцы говорят на русском почти все, очень удобно! Хотя я подготовилась к поездке, весь год учила итальянский, ну, и английский знаю. Сувениры разные — от пресловутых магнитиков (по 2–3 евро) до огромных книг про государство (от 10 евро), статуэток с достопримечательностями (от 3 евро до 20), украшениями (от 15 евро и до 100). И там же в магазинчике сувениров попросила мне обменять евро на сан-маринский евро! Они почти ничем не отличаются, и равноценны, но у сан-маринского евро на реверсе изображён красивый его герб и подписано, что это именно Сан-Марино. Тоже сувенир такой получился! Все продавцы очень улыбчивые (вообще как все итальянцы), даже если ты говоришь, что не будешь покупать, они всё равно с радостью покажут свой товар, расскажут о нём и пригласят приходить еще)) приятно! И сразу вспоминаются наши грубые и зачастую хамоватые продавцы…разница велика) к сожалению, не в пользу российских…

Очень необычный и интересный тур по Италии

После прогулок по горам очень хотелось есть, и сопровождающая предложила пообедать в том кафе, где была дегустация, за 13 евро. Входило сюда вино+вода+хлеб (традиционно), салат и огромная тарелка картофеля фри со специями, шашлычком, говядины на гриле и шпикачки. Ко всему этому подавали пармезан тертый, очень вкусно всё! И на десерт мороженое! Опять же, соотношение цена-качество на высоте! А мясо божественное! И так много, объелись! Очень душевно, вкусно и по-домашнему!

Ну, а дальше — длинный переезд в Террачину (6,5 часов). То есть из Сан-Марино проехали мимо Адриатики, видели Римини, ох, это было искушение! До нашего Тирренского моря далеко, а это прямо через дорогу!)) Смотрели 2 фильма («Цезарь» и «Иоанна»), успели и поспать, и музыку послушать. Каждые 2 часа были туалетные остановки в придорожных супермаркетах-кафе. Цены такие же, вода — 1 евро (у водителя тоже 1 евро), мороженое от 1,5 и до 4–5 евро (если в креманке уже). Соки по 2,5 евро, кола и прочие лимонады примерно столько же. Бутерброды с прошутто и моцареллой от 4 евро, но очень сытные. Продавались фрукты нарезанные в стаканчиках (арбузы и ананасы) по 4–6 евро, дорого. Потом нашла килограмм за 2,5–3 евро. Переезжали Аппенины, самый длинный туннель — 10,3 км, прорыт прямо сквозь горы! Впечатляет! Проезжая через него, нужно молчать и загадать желание) виды потрясающие — горы, равнины, зеленое всё!

И к вечеру, к 21.30 примерно были в Террачине, отель «River palace» 3* (в новой части города, до исторического центра пешком минут 30, на машине 7 минут). До моря всего 200–300 метров! Красота!

Очень необычный и интересный тур по Италии

Номер просторный, с двуспальной кроватью, тоже ТВ, кондиционер, холодильник, но уже без мини-бара) после 4* немножко поначалу было непривычно) но это уже придирки) Отель очень хороший, просторный, в собственным рестораном-террасой, по вечерам живая музыка, мы там завтракали, мммм, красота) пальмы кругом. И самое главное — в номере есть большущий балкон с видом на море! На небольшую полосочку моря между красивыми деревьями!) на балконе стоит столик, два стула. В номере каждого туриста ждал подарок от отеля — бутылка красного итальянского вина и оливкового масла! Вино вкуснейшее! Правда, бутылку я не распаковывала, а вязла такое же в баре, в бокале) Вино, как и во всей Италии, распространено сухое, но оно не кислое, как у нас! Не очень люблю сухие вина, но там они вкусные! Очень! Так что полночи были проведены на балконе с бокалом вина и прекрасным видом)

У отеля свой бассейн, но мы не пользовались, предпочли море) Только приехали, кинули в номер чемоданы и сразу побежали на море. Песочек бархатный, на входе в воду — мелкая галька, массаж для ног) шумит призывно, волны накатывают) но ночью купаться не рискнула, только прошлась по берегу по воде) красота!!! Мечта! Прямо на пляже — бар-кафе, там от напитков до горячих блюд — всё есть! В общем, место шикарное! Кто был, поймёт! А кто только собирается — не пожалеете, приезжайте! Впечатления зашкаливают, еле в час ночи добралась до кровати, сразу в сон, снилось море)

4 день. Террачина, море

Этот день у нас был свободный, посвящен отдыху на море! С 7 утра сразу после завтрака побежали на море. Завтрак такой же, как в предыдущем отеле (только фруктов меньше разнообразия и не было салата из них), так что перечислять не буду, примерно одинаково в отелях это.

Теперь рассмотрела море и окрестности при свете солнца) горы, море, полнейший восторг! То, что хотела! Вода прозрачнейшая! Как в бассейне! Что на мели, что на глубине — одинаково бирюзовая и прозрачная! Именно бирюзовая! Вход на глубину постепенный, но волны приличные) буйки далеко, можно поплавать хорошо. А за ними — яхточки, катерочки, чайки кричат…ой…нет слов!

Очень необычный и интересный тур по Италии

Пляж выбрали платный, там их очень много, бесплатный не очень чистый, и народу много, а хотелось покоя. Я еще дома решила, что этот день проведу пусть с маленьким, но шиком! Так что выбрала тот самый пляж, где гуляла ночью (с баром-кафе). Зонтик и 2 лежака обошлись на день в 15 евро. Может, где-то были дешевле (наверняка), но хотелось именно здесь, позволила себе такую слабость) шикарную) лежак один раскладной (в полный рост лежать), а другой — полусидячий, удобно. Зонтик большой, красивый, находился во 2 ряду от моря) Солнышко уже в 8–9 утра прилично грело, так что зонт был очень кстати.

До 14.00 пролежали на пляже, накупались всласть, выпили коктейли в баре, в общем, устроили себе шикарную жизнь) но еще перед поездкой я захотела прогуляться по старой Террачине, по средневековым улочкам, посмотреть город самой. Поэтому пришлось прервать пляжный отдых и отправиться на исследование Старого города. Тем более, что загорать было уже невыносимо, я чувствовала, что сгораю, да и нельзя с 13 до 16 загорать. Так что было решено сиесту провести не на диване в отеле, а в прогулке по старому городу. Для этого я заказала шаттл от отеля до Старой части Террачины (2,5 евро в одну сторону, ходит каждый час туда-обратно, очень удобно). Можно было пройтись 30–40 минут, но по такой жаре (больше +40 было) не было сил, да и уже подгорела на солнце, чувствовала это) Так что в назначенное время от отеля меня довезли до границы со старым городом. И тут я прочувствовала настоящую итальянскую сиесту! На улицах — никого, все кафе и магазинчики закрыты, даже в шаттле я была одна, хотя он предназначен для 7 пассажиров (как мини-вен).

Очень необычный и интересный тур по Италии

Жажда приключений быстро сменилась усталостью, т. к. старый город — это постоянный подъем в гору по палящему солнцу… улочек много, но я как-то быстро сориентировалась по карте, взятой из отеля, и нашла то, что хотела. Средневековые домики, крылечки, стены, увитые плющом и экзотическими цветами всех оттенков радуги, раскопки, храмы 13–14 веков и даже остатки той самой Аппиевой дороги! Это стоило всех мучений подъёма и поисков!!! Не описать, какая это красота! И азарт! Идешь, заходишь в переулок, и твоему взору открывается новый вид, новый исторический памятник или древние руины, увитые растениями. Плутала я там очень долго, территория не большая¸ но очень запутанная. И за каждым поворотом ожидает что-то новое и интересное!

Террачина — такой город интересный, вот идешь-идешь по лестницам, ищешь очередную достопримечательность, поднимаешься по ступеням и чуть не попадаешь в жилую квартиру! Открыта дверь, стоит пожилая итальянская синьора, готовит пасту и тут я в дверях) мы с ней испугались друг друга) я извинилась, думала уходить, а она стала приглашать в дом) вот такие люди! но неудобно было, я объяснила, что меня ждет автобус. уже нужно бежать, поблагодарила за гостеприимство и побежала дальше, время уже поджимало) вот такие люди! стоит только улыбнуться и тебе улыбнутся в ответ! и кстати, когда прилетела домой в Питер, это очень резко было заметно… у нас люди едут, унылые, все в себе, неприветливые…а там — простота и открытость! южный колорит) ох) люблю итальянцев!)

Очень необычный и интересный тур по Италии

Но за это время я не увидела ни одного (!) человека! Настоящая сиеста! И, честно говоря, жутковато так гулять, хоть и днём) не по себе иногда было)

Измученная жарой и наполненная новыми впечатлениями, я в назначенное время (что-то около 17) прибыла к остановке отельной «развозки», откуда меня и привезли обратно, тоже одну) и снова было море, солнце, волны и горы вокруг! Не знаю, но этот день остался сильнее всего в памяти и по впечатлениям был даже иногда сильнее Рима! Может, потому что я сама исследовала город, практиковалась вовсю в итальянском!) ох, как он пригодился! Это незабываемое чувство, когда разговариваешь с людьми, коренными жителями Италии, и они тебя понимают и одобрительно кивают) кайф!!! Потом был легкий ужин прямо на пляже в кафе, пол шум волн и стрекотание сверчков. День закончился опять на балкончике номера, под итальянские песни, что пели в караоке в ресторанчике рядом)

День 5. Террачина-Рим.

Утром опять после завтрака было море и солнце. На обратном пути я увидела возле нашего отеля фургончик с фруктами! Приехали продавать туристам) а мы так соскучились на ним! Набросились, накупили всего: я взла килограмм черешни (черная, огромная, сладкая!) (по 2,5 евро), 2 гигантских персика (2 штуки вышло на 900 грамм!!!) за 3 евро и половинку ананаса на 4 евро. А попутчица взяла половину огромного арбуза (вышло около 2 евро), потом делились друг с другом. Устроили себе уже в римской гостинице пир на весь мир) вкуснотаааа!

Ну вот, в 11.00 нас (уже с вещами) в обновлённой группой (многие улетали после моря домой) и новой сопровождающей Оксаной повезли в Рим, в город моей мечты. Весь тур мечтала о нём! Очень много знаю о нём, неплохо ориентируюсь, как потом выяснилось) И вот едем! Пейзажи потрясающие — пальмы, причудливые цветы, деревья… И часа через 2 уже были в Риме!

Нас высадили недалеко от набережной Тибра (с видом на островок Тиберин), дали карты, рассказали, где что поблизости и отправили гулять до начала обзорной экскурсии. А это 3 часа почти! Сначала мы не очень обрадовались этому, т. к. жара была жуткая, и солнце в зените. Но окгда стали гулять и за каждым буквально поворотом находить новые и новые достопримечательности, виденные только в книжках, мы забыли обо всём! Так, на этой самостоятельной экскурсии мы посмотрели театр Марчелло, комплекс Витториано (музей итальянского Рисорджименто), прошли приличное расстояние по набережной Тибра, а потом дошли до Форума и Колизея, где у нас был сбор для экскурсии по Риму.

Еще мы успели поесть настоящей пасты «alla carbonara» (за 10 евро) и «Melanzane alla parmigiana» (баклажаны с сыром пармезан) в кафе на углу знаменитой Via del Corso с видом на Витториано! Невероятные ощущения! Потом поднялись на смотровую площадку этого комплекса, где Рим, как на ладони! Дух захватывает!

Очень необычный и интересный тур по Италии

А на спуске сфотографировались с гладиаторами) очень колоритно получилось! Ну, и потом уже бегом до Колизея на экскурсию. Конечно, туда мы уже пришли никакие, не хотелось уже ничего… Пекло, нечем дышать… Но как началась экскурсия, мы чуть ожили, т. к. гид Ирина очень интересно рассказывала. Она очень начитанная, фактами сыплет, как из рога изобилия, но есть один большой недостаток — очень быстро бегает) при нормальных условиях мы бы успевали, но в такой жаре, да еще уже походив прилично по Риму, мы еле за ней поспевали, что, конечно, у многих вызывало неудовольствие. Но и был большой плюс: из-за жары мы не шли всё время пешком, а до достопримечательной (насколько позволяли дороги и законы) нас подвозил наш автобус. Например, посмотрев на Колизей и арку Константина, мы доехали почти до площади Навона. Немного, но нам это сократило расстояния и сберегло силы. Тоже спасибо водителю и сопровождающей! Просто спасали нас от жары!

Очень необычный и интересный тур по Италии

Таким образом, мы обошли Колизей, Пантеон, Палатинский холм, площадь Венеции, площадь Навона, проехали по всем холмам Рима, взирая на многое из окна автобуса. В результате посмотрели крайне мало! Так Рим не осматривают! Но жара внесла свои коррективы… Не знаю, как бы мы перенесли её вне автобуса. Так что тоже, наверно, правильно это. Но во мне бушевало всё, хотелось еще и еще! И потом, уже после заселения в отель, я поехала осматривать вечерний Рим самостоятельно. И собор святого Петра, и замок святого Ангела, и Испанскую лестницу, и Пантеон и тот же Витториано. Откуда только взялись силы! До сих пор не знаю. Ног уже не чувствовала, шла по инерции, потому что в Риме, потому что в городе мечты! Это еще повезло, что мы сами 3 часа бродили по Риму, в принципе, немало увидели сами, т. к. тот же Витториано не входил в экскурсию! Мы его проехали на автобусе, так же, как и замок св. Ангела! Это шок был. Нам повезло, что смогли сами это обойти и достаточно подробно рассмотреть и сделать фото. Также нашли церковь рядом с Витториано, где находятся мощи св. Елены, матери Константина Великого.

Непередаваемые эмоции! В общем, в этот день каким-то чудом я добрела обратно в отель около полуночи сразу провалилась в сон.

День 6. Побережье Одиссея — Неаполь — Помпеи

Забыла написать про Римский отель. Сказочный! Богатый и помпезный! Налог в нём был рекордным — 6 евро. Номера приличного размера, кровати двуспальные, ковролин на полах и в коридоре везде, картины с больших рамках, резные столы и кресла кожаные. Отель «Green park hotel pamphili» 4*. Находится рядом со станцией метро «Корнелия» (пешком минут 5–7 от силы) в зеленом парке с фонтанчиком и огромными пальмами. У меня из номера был вид на зеленую террасу, у моей попутчицы — на пальмы) Неописуемо красиво! Особенно ночью.

Очень необычный и интересный тур по Италии

В номере телевизор, кондиционер, холодильник (мини-бар по заказу), на ТВ русских каналов нет, засыпала под итальянский фильм, что-то приключенческое) санузел, душ, всё новенькое, ухоженное, огромные зеркала, всё чистенькое. Номер в классическом римском стиле, тоже придаёт атмосферы) Завтрака не было, т. к. выезжали в 6.30 в Неаполь (дополнительная экскурсия, цена — 75 евро), дали сухой паёк — печенюшки, кексы, сок, огромное яблоко, тосты с джемом. Не очень, но наелись. По утрам почему-то ни разу не хотелось сладкого, только соленого — колбаски там, сыра…)

Проехали из Рима по всему побережью Одиссея (собирали группу — сборная была из разных отелей), но в этом тоже был огромный плюс — мы проехали все городки — Террачину, Сперлонгу, Гаэту, Формию, и везде такие пейзажи!

Очень необычный и интересный тур по Италии

То горы, то море, то опять обрыв и море! Фото получились супер даже через стекло автобуса (каждый день он был чистый!). Плюс останавливались на смотровых площадках на 5 минут сделать кадры. Где-то около 12 были в Помпеях, экскурсия 2 часа, гид Иван (неаполитанец, учившийся в России) — это просто взрыв эмоций! Шутил так, что мы просто падали в хохоте) потрясающе колоритный! И настоящий итальянский мачо))) и высокий! Что редкость)

В общем, несмотря на дикую жару (в Помпеях нет тени, елси только не зайдёшь на 5 минут в рамках экскурсии в какое-то здание), всё прошло на удивление быстро и незаметно благодаря гиду, он очень нас веселил и подбадривал! На выходе мы зашли к своеобразному музею, там собрано всё, что археологи находят и продолжают находить. среди экспонатов были люди…точнее, их останки, залитые гипсом именно в тех позах, в каких они погибли 2000 лет назад… Это очень потрясает… Помпеи — это мертвая красота… Это мой вывод после всего увиденного и прочувствованного. Если бы не толпы туристов, то там было бы просто жутко страшно… Потом были сувениры (их там сотни) и обед за 15 евро. Входило туда: паста или салат (на выбор), лазанья или картофель в говядиной (тоже выбор) и арбуз. Ну, традиционно вино, вода и вкуснейший хлеб. Плюс живая музыка) музыкант подошел к нам и играл на гитаре неаполитанские и итальянские песни! Потрясающе! Вот именно там я почувствовала Италию — все впечатления сложились в единое)

Далее — Неаполь.

Очень необычный и интересный тур по Италии

Вот уж где итальянский колорит во всей красе! Он не похож ни на какой другой город! Куча мотоциклов, есть криминальные районы, есть то самое знаменитое уже сохнущее белье) и та самая вкусная пицца Маргарита и то самое наивкуснейшее мороженое! Все это есть) плюс потрясающе красивые здания и замки-крепости! Так что если кто думает-гадает, тратить ли деньги и день на этот город — 1000 раз ДА!!!!! Не пожалеете ни секундочки! И потом зайдите в кафе «Gambrinus» (знаменитое кафе!) и скажите услужливому продавцу за стойкой «Gelato al cioccolato, per favore» и это будет лучшее мороженое вашей жизни, поверьте!

Очень необычный и интересный тур по Италии

Конечно, там помимо шоколадного, есть еще видов 30 его (фруктовое, сливочное, разное-разное), но я хотела как в песне, помните Pupo поет про «gelato al cioccolato»? Вот оно и получилось) невероятно вкусное! Кто-то говорил про римское мороженое, но на мой вкус, в Неаполе лучше) чуть-чуть))) есть разные креманочки, маленькие, средние и большие. Цены — маленькая 2,5 евро, средняя 3–4, большая от 5 евро. Но маленькая приличная, там грамм 60, как в стаканчике примерно, так что вкусовые впечатления хватит пополнить) можно, кстати, в эту креманочку набрать несколько видов мороженого) еще в этом кафе самый вкусный итальянский эспрессо за 1 евро, настоящий! Ну и, конечно, ромовая баба! И еще куча всяких вкусностей) от 2 до 4 евро) на любой вкус! Кстати, «баба» очень отличается от нашей — никакого изюма и глазури! Но она изумительная. Попробуйте, не пожалеете!

Еще у нас в Неаполе была дегустация сыра и лимончелло в магазинчике,

где это всё можно потом купить. А также огромные лимоны величиной с нашу дыню или небольшой арбуз, пряности, вяленые помидоры, вино, ликёры и много-много вкусностей, от которых голова идет кругом и рвётся в итоге чемодан)) Невозможно не привезти вкусных сувениров домой)

Очень необычный и интересный тур по Италии

А дальше — снова улочки, достопримечательности, фото, море, опять фото и путь домой, в Рим.

День 7. Рим-Ватикан.

Завтрак традиционно с 6.30, такой же шведский стол, но с фруктами, салатами и прочими вкусностями и сочностями) Выезд из отеля (уже с вещами) в 7.15. В Ватикан! Долгожданная экскурсия! Прошли быстро. Перед этим еще успели сбегать на площадь св. Петра, пофотографироваться на пустой (!) площади! Кто был, знает, что это редкое везение) Далее Ватикан. Тут слов не найти для описания — величие, непередаваемая красота! Собор св. Петра — просто чудо рук человеческих! Я 7 лет мечтала увидеть его и площадь! В своё время увлекалась книгами Дэна Брауна «Ангелы и демоны», очень хотелось пройти тот самый путь) и я его прошла! Вернее, пробежала, но это уже не важно) но это было со мной!!! Ощущения, что ты в фильме или в книге) участвуешь с событиях! Да и очень люблю Бернини, так что двойной восторг был! Нашла и Санта-Марию дель Пополо (капеллу Киджи), и всё остальное, включая замок св. Ангела (при свете дня и в ночное время). Так что полноценный тур получился самостоятельный!

Очень необычный и интересный тур по Италии

Потом нам дали свободное время для посещения папских сувенирных лавок. Цены разные — от 5 евро и до сотен. Иконы, браслеты с крестиками, чётки, магнитики, книги, украшения — всего не перечислить. Купила себе браслетик очень симпатичный с крестиком и маленькими выгравированными иконками, не серебряный, но тоже очень милый за 10 евро и большую книгу о Риме и Ватикане. Вообще, из каждого города были книги и сувениры)

Сели в автобус, отправляемся в Тоскану, цель — красавица Флоренция, а по пути — обед и дегустация типичных продуктов. Обед в кафе, где и была дегустация. Выбора не было, это в поле, считай) но он и не нужен был. Как всегда — обед на высоте! Впервые попробовали трюфели! И соусы с ними разные. Ели пасту с трюфелями, картофель с пряностями и колбаски какие-то печеные, очень сытно, даже чересчур) а потом — дегустация всего — от соусов с трюфелями и сыров до конфет и ликёров. Хотелось всё увезти с собой! Но к этому моменту я уже осознавала, что чемодан не резиновый)) и очень боялась перевеса багажа в самолёте, доплачивать было уже нечем… Были рубли с собой, но менять искать не хотелось, да и доплата бешеная — чуть ли не 100 евро! Так что был включен режим экономии) кстати, баночка трюфелей (в масле со специями — потрясающий вкус!) стоит от 20 евро, в зависимости от размера и содержимого. Самая дорогая была 35 евро. Это вот то, что стоит купить! Но я не купила, дико боялась перевеса (банка стеклянная, тяжёленькая)… До сих пор жалею… Но там купила вкуснейшие приправы, уже дома сделала с ними мясо, пальчики оближешь! Приправы и специи от 3,5 евро пакетик. Вино дешевле, чем в Сан-Марино, от 9 евро, лимончелло от 10–12 евро. Но у меня уже из Сан-Марино груз неподъёмный был) скидку делают везде, 2 евро с бутылки, приятно! Очень вкусные конфеты еще, шоколад, это тоже только дегустировала, не покупала, т. к. жара бы их, думаю, не сохранила… Но это потрясающе всё вкусно!

Далее — снова в автобус, едем во Флоренцию, там всегда на 5–6 градусов теплее, чем везде, так что рекорд — + 51 градус… Это не описать… Экскурсия тоже быстрая, потому что невыносимо даже дышать, не то что ходить. Но всё основное посмотрели, даже зашли в церковь 14 века, где по преданию Данте встретил Беатриче. Романтично)

да вообще городок очень колоритный! Несмотря на адскую жару, очень понравился! Узкие улочки, наверно, самые узкие тротуары! Одна нога идёт по нему, а другая — уже по дороге! Настолько узкие! И это мы, петербуржцы, еще жалуемся на свои тротуары на Невском! Да это площади по сравнению с Флорентийскими)))

Видели знаменитого кабанчика, погладили, загадали желание, бросили монетки, всё прошло сквозь решеточку, ждём счастья и везения)) Огромный кожаный рынок во Флоренции, ассортимент колоссальный, но опять же было не до этого уже.

Очень необычный и интересный тур по Италии

Сумки, кошельки, куртки, палантины кожаные — красота, настоящие мастера!

Собор Санта Мария дель Фьоре огромный, не влезал в кадры целиком! Дух захватывает от такой красоты! Рядом — баптистерий, знаменитая крестильная средних веков. Но, к сожалению, он был почти весь закрыт лесами (на реставрацию), но Райские ворота были, видели, запечатлели! Невероятно красиво! Мост понте веккьо видели в панораме, но виды отсняли, красотища! Вообще город, как средневековый цветок, изящный, фигурный, красивый. Не зря и зовется городом цветов. Название тематическое)

Обратно к автобусу шли на последнем издыхании, не помогали даже бодрящие слова сопровождающей про то, что нас ждет в автобусе кондиционер и спасение…) Это был, видимо, пик жары и пик наших сил, дальше пошёл спад… Но это настолько все неважно! Когда видишь творения мастеров 500-800-летней давности, забываешь обо всём! Когда дышишь этим воздухом, ходишь по этим улочкам и площадям и понимаешь, что ты ЗДЕСЬ и в реальности все это, то тут не до жары и усталости) до сих пор не знаю, откуда силы брались!

В отель приехали поздним вечером (отель «Persico’s» 4*, в окрестностях Болоньи, наш первый и последний в туре он получился, в него заселялись в начале тура и последняя ночь была в нём же)

День 8. Милан и вылет домой…

Утром — в Милан, еще чуток погуляли, попрощались и поехали в аэропорт. В этот день улетали мы вдвоём, группа еще продолжала тур, нас проводили прямо до стойки регистрации, из-за пробок чуть не опоздали, пробежали весь терминал до гейта вылета! Кто был, понимает) наш Пулково — это маленькая часть Мальпенсы, откуда улетали! Аэропорт огромный! Но в Италии всегда опаздывают) прибежали за 10 минут до взлёта (!), когда посадка должна была закончиться уже 20 минут назад, но нет, стоял еще хвост очереди человек 10!) мы еще успели в Дьюти фри прикупить лимончелло по 8 евро) И кстати, я тряслась из-за перевеса (все-таки 6 бутылок вина — это груз), взвесила — 19,8 кг! Точь-в-точь!!! Так что со спокойной совестью вылетела обратно. На взлёте даже слезы потекли…очень не хотелось уезжать… Но я точно знаю, что вернусь сюда снова! В Рим на неделю, чтобы обойти его полностью! И летом — на юг Италии, где пахнет кофе, цветущими олеандрами и морем… CIAO, любимая Италия! Я влюбилась, наверно, всерьез и надолго! И говорю не «прощай», а всего лишь «до новых встреч»!

Спасибо тем, кто дочитал сей опус до конца! Надеюсь, что-то будет полезно! Приезжайте в Италию, в любом регионе вы найдете что-то своё, а частичку души волей-неволей придётся оставить здесь, чтобы вернуться снова!) что я и планирую сделать и не раз!