Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:55
Как интересно изучать собственное Отечество!

Москва — Россия Июль 2015

За окном ливень, в открытую форточку дышит знакомая питерская прохлада, а я вспоминаю теплую Москву, которая еще живет во мне и просит рассказать о случившемся хорошем.

Всего четыре дня, и кроме того дни приезда-отъезда. Казалось бы, не слишком много для одной поездки, но мне трудно поведать об этих днях именно в силу их насыщенности событиями.

Попробую выхватить из памяти отдельные фрагменты, может быть мозаика и сложится в законченную картину. Так бывает. Случай — это ведь с-лучение, встреча, пересечение! Сколько причинно-следственных связей участвует в том, чтобы где-то, что-то сошлось, и мы испытали ощущение прикосновения к чуду.

Как правило, сюжеты складываются не из одной поездки. Где-то давно, во времени и пространстве прозвучал вопрос, и вот через много лет, совсем в другом месте, ты получаешь ответ, а вместе с ним и новый вопрос, отвечать на который еще предстоит.

В первый же день, теплым вечером, оказавшись в центре Москвы, я, конечно же, захотела пройти к часовне у Воскресенских ворот. И не только потому, что это одна из главных святынь Москвы, но и потому, что еще свежи личные воспоминания.

В своих Парижских дневниках я уже рассказывала о том, как искала Иверскую икону Божьей Матери в Париже https://www.tourister.ru/responses/id_7555, как нашла ее храме Трех святителей лишь в последний день https://www.tourister.ru/responses/id_7587

Сейчас перечитала те свои очерки и вспомнила…

«Я бегу по Парижу. Всего лишь несколько часов как наш самолет приземлился в аэропорту Шарль де Голь, а я уже, закинув чемодан в гостиницу, бегу, боясь опоздать на Акафист Иверской Божьей Матери. Как найти храм, где хранится эта святыня, украденная из Москвы еще в войну 1812 года… О, это целая история! История моей культуры, моих соотечественников, история любви, верности, боли».

Эти записи я сделала лишь два года назад, а кажется давным-давно. Как летит время!

Паломничество к Иверской

Я в Москве. Теплый ласковый вечер. Полная луна уже сияет над храмом Василия Блаженного. Вспомнилось, что в этот месяц должно случиться два полнолуния — редкое явление.

Мы прошли через Красную площадь. Я взошла на крыльцо и безнадежно подергала закрытую дверь.

Паломничество к Иверской

Когда-то эта часовня, построенная для святыни — Иверской иконы Божьей Матери, не закрывалась никогда, но это было давно.

Не хотелось вспоминать тем добрым вечером о страшных годах поруганий, когда часовню снесли, хотелось думать, что эта часовня, восстановленная в 1995 году, всегда здесь стояла, с тех, далеких незапамятных времен.

Незапамятные времена… Так получилось, что и сама история этой иконы началась с попытки поругания.

Паломничество к Иверской

Предание гласит, что в 726 году, во время иконоборческих гонений в Византии, в эту икону ударил копьем один из воинов по имени Варвар, однако, когда из раны потекла кровь, он был поражен. С тех пор икону стали почитать как чудотворную, а Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике.

Также, согласно преданию, одна бедная вдова, желая сохранить Иверскую икону от иконоборцев, пустила ее в свободное плаванье по морю, и она самым чудным образом явилась на Афоне.

Монахи приняли дарованную святыню и отнесли ее в храм, но на утро нашли над въездными воротами. Они вновь отнесли ее в храм, и возвращение вновь повторилось.

Был на Афоне благочестивый старец Гавриил, ему и дано было узнать волю Богородицы:

«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей…" Тогда монахи построили надвратный храм и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы, а по-гречески — «Вратарница».

Паломничество к Иверской

Так что не случайно Иверская икона в Москве построена «у ворот», да и москвичи ее раньше называли «отрадным перепутьем для всех верующих». К слову сказать, и не только для верующих. Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, по традиции, спешил поклониться Иверской иконе.

Когда-то список с Афонской иконы был сделан по распоряжению патриарха Никона. В 1648 году прибывшую икону торжественно встретили в Москве у Неглиненских ворот, и поместили в Никольском монастыре, однако спустя несколько лет икону отправили в новый монастырь, построенный по благословлению патриарха Никона на Валдае, а в Москве остался новый список.

Паломничество к Иверской

В мае этого года, путешествуя по Золотому кольцу и за пределами кольца, я вновь посетила Валдайский Свято-Озерской Иверский Богородичный монастырь.

Еще раз вспомнила восклицание патриарха Никона, который, проезжая эти края был поражен красотою и благолепием природы. «На небе Рай, а на земле Валдай», — сказал он тогда, навсегда полюбив эти места.

Паломничество к Иверской

Порадовавшись тому, как изменился монастырь с момента моего предыдущего посещения

в 1998 году.

Паломничество к Иверской

Походив по благолепной территории, поклонившись Иверской иконе в главном Иверском храме, мы все же очень хотели попасть в тихое и совсем неприметное место — скромный кладбищенский храм. Мало, кто знает, но именно здесь хранится более древний образ Иверской Богоматери, говорят, что тот самый, который и обносили вокруг города, во время страшной эпидемии, то ли чумы, то ли холеры, после чего болезнь отступила.

Петропавловская церковь была закрыта, но в тот момент, когда мы подошли к ней, дверь отворилась, нас, по большой просьбе впустили, так что мы могли поклониться любимому Образу.

Как вы удачно подошли, сказал нам тогда священник, я и открыл-то дверь на одно мгновение!

Он смиренно ушел в свечную лавку, чтобы не потревожить молитвы случайных паломников.

И вот. Москва.

Паломничество к Иверской

Рядом с часовней храм во имя иконы Казанской Божьей Матери.

Показалось, что это фото, где стекло отделяющее внутрнее убранство храма Казанской и отражающее Кремль с красной звездой, символично. Одна реальность просвечивает сквозь другую…

Паломничество к Иверской

Третьего июля, вечером, мы решили встретиться с моими друзьями-туристерами, чтобы посетить Москва-сити. Утром я запланировала посещение храмов Кремля. Все время в Москве было расписано, хотя жили мы неспешно и не очень-то предавались суете: Как идет — так идет!

Встреча с Мариной (Keisi), которая должна была состояться чуть раньше общего сбора, то планировалась, то откладывалась, — ведь жизнь всегда вносит свои коррективы.

Наконец в тот момент, когда мы не очень удачно пообедав в Гуме, уже намеревались отправиться в гостиницу, чтобы отдохнуть перед экскурсией, организованной Сергеем, вновь позвонила Марина и сообщила, что готова к встрече.

Паломничество к Иверской

Так у нас возникли два с половиной часа свободного времени.

— Что будем делать?- спросил муж.

— Нужно все же зайти в часовню, к Иверской! Поклонимся Ей… И от парижской…

Вроде бы и в шутку сказала, да не совсем.

Паломничество к Иверской

Я хорошо помнила историю парижской иконы. Именно из этой часовни она была похищена во время войны 1812 года одним французским офицером. То был список, который устанавливали в часовне в момент, когда главную икону носили по Москве, окормляя больных, умирающих, страждущих.

Парижская Иверская икона, которая так ласково встретила меня на rue Pétel 5, когда-то находилась здесь!

Теперь часовня была открыта и мы зашли в ее очень тесные пределы.

Тогда в Париже я не смогла сфотографировать икону, к которой так стремилась моя душа. И храм был пустынным, и казалось бы ничего не мешало это сделать.

Я не люблю фотографировать иконы. Хотя впоследствии скучала по этому Образу, очень хотела его вспомнить. Впрочем, если бы случилось все повторить вновь, я снова не стала бы вынимать фотоаппарат…

Теперь этот лик смотрел на меня из глубины часовни.

Тогда мне было очень жаль, что я не могу спеть акафист перед этой иконой. Но… как идет — так идет. Всему свое время.

Паломничество к Иверской

Неожиданно вышел священник, и началась служба.

Двое певчих стояли передо мной, а третья оказалась рядом. Все открыли тексты, и я подумала, что сейчас начнется молебен. Однако после предначинательного стали читать и петь канон Пресвятой Богородицы. Я знала службу и стала негромко подпевать. Как-то незаметно, текст службы оказался и в моих руках, так что я постепенно, невольно оказалась полноправным членом клира.

Внутри канона стали петь Акафист Иверской Божьей Матери, потом вновь вернулись к продолжению канона.

Народу в часовне было немного, вряд ли здесь могли бы поместиться более пятнадцати человек. Однако, люди, услышав пение, заходили в тесноту, кто-то, уже не имея возможности войти, оставался на пороге. Людей, желающих помолиться перед святым Образом становилось все больше.

Я пела второй голос, которого как раз недоставало, и наш небольшой хор звучал все слаженнее, вдохновеннее, увереннее.

Вот уже и свечница, и за мною стоящие прихожане, стали негромко подпевать: «Радуйся, благая Вратарница, двери райския верным отверзающая».

Дух занимался от счастья. Я стояла в центре Москвы и в этом святом для российского человека месте, могла возносить церковную молитву!

Паломничество к Иверской

«Радуйся, всех немощных Целительнице; радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас»…

После службы священник помазал каждого маслом от лампады, что теплилась у Образа и я с сожалением вышла из часовни.

Муж стронул меня за плечо, сказал тревожно:

— Знаешь сколько времени! Мы ведь опаздываем к Марине!

Я взглянула на часы и удивилась. Служба оказалась длинной, но время пролетело незаметно.

— Сейчас позвоню,- сказала я. Придется немного опоздать…

В это время завибрировал отключенный телефон — звонила Марина.

— Лена, извини, немного опоздаю. Почему-то метро было закрыто на двадцать минут!

Я шла на встречу с друзьями, я была вполне счастлива, а в сердце просились строчки другой Марины (Цветаевой)