Кудрявцева Анна (Anna_08)
Анна Кудрявцева Пользователь — была вчера 23:30

Город, куда хочется вернуться

14 июля 2015 г. 8:12 Лиссабон — Португалия Сентябрь 2010

В Португалию тогда я не собиралась, планы были на путешествие совсем в другом направлении. Был заказан тур по Норвегии, куда давно хотела поехать, но не сложилось: группа не собралась, и пришлось срочно решать, куда ехать. Выбор пал на Португалию, так в этой стране еще не была, и нашлась компания.

Отель заказали на побережье в Эшториле, чтобы по вечерам дышать океанским воздухом или, когда совсем устанешь от походов, полежать на пляже. Там и жили, а каждое утро отправлялись в путешествие.

Уехав из страны, я редко возвращаюсь снова на то же место: мир велик, а жизнь, к сожалению, коротка. Хочется успеть увидеть еще что-то новое. Но часто, когда думаю об очередной поездке, я снова на карте цепляюсь глазами за Португалию: сюда мне хочется вернуться!

Лиссабон — город узких улочек, зовущих на романтическую прогулку, роскошных дворцов и церквей, лестниц, фуникулеров и подъемников, город мореплавателей и печальных песен фаду. Те, кому посчастливилось побывать здесь, навсегда сохранят воспоминания об удивительном Лиссабоне, не похожем ни на одну другую столицу мира.

К поездке были готовы, маршруты проложены, начать решили с Алфамы. В пределах исторической части передвигаться собирались пешком. Чтобы открыть для себя Алфаму, лучше всего пройтись по лабиринту её улочек и проулков, хотя можно легко затеряться, даже если пользоваться планом квартала.

Выйдя с пригородного вокзала Кайш-ду-Содре направляемся мимо площади Коммерции в Алфаму. Проходим мимо церкви Непорочного Зачатия Девы Марии, великолепное здание которой украшает улицу де Альфандега. Фасад здания считается одним из лучших творений в стиле мануэлино, сохранившимся после землетрясения. Это сказочно красивый стиль, в котором есть немного от готики, Ренессанса и мавританской архитектуры. Он получил свое название в честь короля Мануэля I, при котором Португалия пережила свой Золотой век. Это первый храм Португалии, в который мы зашли.

В XV веке вдовой короля Жоао II Леонор на месте старой синагоги была основана церковь Божией Матери Милосердия, которая была разрушена землетрясением 1755 года. Церковь была реконструирована после землетрясения с сохранением некоторых элементов старого здания, в основном декоративных элементов фасада. Как только восстановление было завершено, братство Милосердия переместилось в бывшую церковь иезуитов Святого Роха, а в этом здании разместилась Церковь Непорочного Зачатия.

Сохранившиеся элементы фасада Церкви Непорочного Зачатия датированы началом XVI века. Красивый главный вход церкви украшен ликом Милосердной Девы Марии: ее мантия, которую держат два ангела, укрывает Короля Мануэля Первого, Королеву Элеонору, Леонору Висеу (сестру Короля Мануэля и основательницу Ордена Милосердия), Папу Александра VI, Епископа Лиссабонского и других религиозных деятелей.

Выходим к улице Rua dos Bacalhoeiros, что переводится как улица Торговцев треской. Дома, фасады, которых облицованы кафелем, белье на балконах… Сверху, над домами виднеется уголок кафедрального собора.

В центре — одно из самых символичных зданий Лиссабона, дом «Душ Бикуш» — («Граненый дом»). Здание было построено в 1523 году для Браша ду Албукерке, незаконного сына Альфонсу, вице-короля Индии, завоевателя Гоа и Малакки. Браш провел несколько лет в Италии, где впервые столкнулся с архитектурой в стиле Ренессанса. Возможно именно там он увидел городские дворцы, такие как например Алмазный дворец в Ферраре, фасады которых украшены шпилями в форме алмазов. После возвращения в Португалию Брас построил «Граненый дом» с фасадом оформленным граненым рустом, но с окнами и главным входом, выполненными в стиле мануэлино.

Землетрясение 1755 года разрушило два верхних этажа здания, но реставрацию не начинали до самого 1981 года. Муниципалитет города и Европейский Совет взяли на себя реставрационные работы, было принято решение использовать для реставрации новые строительные материалы, отличающиеся от оригинальных, сохраняя при этом гармонию всего ансамбля.

Алфама — это место, где в 1195 году родился Святой Антоний — покровитель Лиссабона. Мы его больше знаем, как Антония Падуанского. Дом, конечно, не сохранился, но на том месте, где считают он был, стоит католическая церковь Святого Антония. Та церковь в стиле барокко, которую мы видим сейчас, построена в 1767 году по проекту Матеуша Висенте де Оливейра, так как предыдущая была разрушена тем же землетрясением. Часть денег на строительство была собрана лиссабонскими детьми, которые ходили по улицам и просили у прохожих «одну монетку для святого Антониу». Эту церковь посещают молодожёны в день свадьбы и возлагают цветы к образу святого, согласно преданию, это обещает долгое счастливое супружество.

Если обойти церковь справа, во всей красе откроется кафедральный собор Лиссабона или Се. Этот собор, больше похожий на средневековую крепость, построил в 1150 году на месте старой мечети первый король Португалии Афонсу Энрикеш после освобождения Лиссабона, как символ победы христиан над маврами. Лиссабонское землетрясение повредило собор, но он устоял и был реставрирован.

Живописный квартал Алфама со своими узкими извилистыми улочками, где ещё остались следы былых эпох, раскинулся к холмам от берегов Тежу. Этот бедный квартал во времена арабов был самым богатым в Лиссабоне. От той далёкой эпохи не осталось ни одного здания, хотя все дома, скрывая свои фасады за вывешенным на солнце бельём, тесно стоят на тех же самых узких улочках с крутыми подъёмами и лестницами.

Название квартала происходит от арабского слова «алхамма», обозначающего источники горячей воды. Это место было заселено ещё в эпоху вестготов. Остались следы и от времён римлян. Построенный на монолитной скале, этот средневековый квартал менее всего пострадал от землетрясения 1755 года.

Лиссабон мне уже трудно представить без белья даже на современных фасадах. Я читала, что сушить белье на улицах — это португальская традиция. Считалось, что оно должно пахнуть океанским воздухом.

Алфама — это плитках на фасадах домов, которая нигде не повторяется.

Алфама — это бесконечные лесенки.

Узкие живописные улочки и ресторанчики — это Алфама!

И никогда не знаешь, что ты увидишь в следующий раз.

Это вывеска таверны, на которой написано, что здесь исполняется фаду. Фаду — музыкальное направление, появившееся в Португалии примерно в XVII веке. Самые популярные рестораны с фаду Лиссабона находятся в Алфаме. В переводе фаду означает «судьба» и первоначально это была песнь рыбаков, которые уходили в море.

«Страстное и одновременно нежное, навивающее тоску и бередящее душу, песнь о любви — все это фаду. Она напоминает то тоску моряков, уходящих в дальнее плаванье, то рассказ о тяжелой жизни простого рабочего, то открывает всему миру сердечную тоску о неразделенной любви. Фаду смело можно назвать душой португальского народа, выраженной в стихах и положенной на музыку».

Это трамвай № 28, который везет мимо всех достопримечательностей Алфамы. Есть и просто туристический трамвай. А мы идем пешком.

Наша цель — один из самых замечательных архитектурных памятников Лиссабона. Монастырь Сан-Висенте-де-Фора был основан еще в 1147 году первым королем Португалии Афонсу I и посвящен святому покровителю Лиссабона Викентию Сарагосскому. Црковь монастыря построена в 1582–1627 годах. Её украшают изразцы XVIII века, на которых изображены герои басен Лафонтена и сцены завоевания Лиссабона маврами. В бывшей трапезной находится усыпальница династии Браганса. Над входом возвышаются статуи Святого Августина, Святого Себастьяна и Святого Висенте.

Проходим в арку слева от церкви и спускаемся к Национальному пантеону Португалии или церкви Святой Энграсии.

Строительство этого храма в форме греческого креста, одного из самых величественных в городе, началось в 1682 году, а закончилось только к 1966 году, когда и состоялось его официальное открытие. По поводу затянувшихся строительных работ церкви родилась даже поговорка: «Как строительство Санта Энграсиа», которую лиссабонцы употребляют, когда говорят о нескончаемой работе. Этот архитектурный памятник представляет собой один из самых ярких образцов португальского барокко и необарокко. В 1966 году церковь стала Национальным Пантеоном. В её стенах покоятся останки знаменитых португальцев: писателей, президентов Португалии, а также великой исполнительницы фаду — Амалии Родригес.

Первый день в Лиссабоне был интересным, хотя и не самым легким. Жаль, невозможно показать все.

Посмотрим еще раз на Алфаму… и едем отдыхать.

в Лиссабоне

14 июля 2015 г. 7:40
Вот тоже мечтаю вернуться! Влюбилась сразу в город и страну!
14 июля 2015 г. 11:23
А я, тем более, там много еще не видела. И про Мадейру помню, тем более ты о ней так много рассказала
avebest
14 июля 2015 г. 9:27
Полностью поддерживаю! Великолепная страна для многократного посещения или ПМЖ!
14 июля 2015 г. 9:36
Да, Лиссабон действиельно удивительный и ни на что не похожий город! Хотя даже и не знаю - стала бы я туда возвращаться или нет....
14 июля 2015 г. 12:20
Это у каждого свое Приехав второй раз в Париж, я подумала: "И чего я сюда притащилась?".
14 июля 2015 г. 12:28
Это точно А Париж мне, кстати, хоть и понравился, но какой-то бешеной любви тоже не случилось ))
14 июля 2015 г. 9:49
Прекрасное место. Читаю уже который отчёт о Лиссабоне - но всё откладывается поездка. Испания по пути тормозит Но надежда увидеть остаётся
14 июля 2015 г. 9:54
У меня от поездки чувство неудовлетворенности уже пять лет, не все посмотрела и 10 дней для меня мало. Хочется поехать еще, но все не складывается. Одной ехать не хочется в самостоятельную поездку, а компании нет.
14 июля 2015 г. 11:01
Да, Лиссабон хорош. Как-то больше понравился, чем Мадрид. Нет там такой столичной суеты, даже метро какое-то домашнее, и линии обозначены картинками. А какие трамвайчики! Тихонько протиснется вагончик через узкие улочки старого города мимо собора Сэ, выйдет на проспект и превращается в какую-то "бешеную табуретку", обгоняя все машины.
14 июля 2015 г. 11:20
Согласна! Мадрид мне, конечно, понравился, но еще раз не хочу. Красиво, парадно,но... А Лиссабон он теплый, ближе к душе
14 июля 2015 г. 11:48
Я трамвайчик с одним "рогом" игрушечный купил.
o-v-sh
1 сентября 2015 г. 18:46
Теплый отзыв о милых трамвайчиках. Душевно и трогательно!
14 июля 2015 г. 11:24
Интересный город.Очень красивы обзорные фото .А фасады домов украшены плиткой- так необычно!
14 июля 2015 г. 11:31
Плитка - азулежу - португальская фишка, она там везде! Ты же видела уже у меня Обидуш, там интерьеры церквей из плитки
Mary_B
14 июля 2015 г. 12:35
Лиссабон очень красив! А легкая потертость и запущенность ему только к лицу.
14 июля 2015 г. 12:37
Ему это прощаешь!
MiroSlava
14 июля 2015 г. 13:00
Такой теплотой воспоминаний и любовью искрится Ваш рассказ о Лиссабоне! Невольно втянулась, втиснулась в узкие улочки рядом с Вами. Умела бы, так и фаду затянула... Спасибо за доставленное удовольствие и прекрасные фотографии! Парадокс в том, что я лично Лиссабоном и не прониклась, и впечатления остались двоякими... Грызу ноготь! Не там ходила, не так ходила
14 июля 2015 г. 13:16
MiroSlava писала 14 июля 2015 г. 13:00
что я лично Лиссабоном и не прониклась, и впечатления остались двоякими..
вот и у нас так.. Возможно всему виной погода либо эффект не оправданных ожиданий... Но .. не получилось , Хотя и
там ходила
и
так ходила
А рассказ очень понравился, Узнала массу еще того ,что не узнала в городе. Все-таки и гиды у всех разные,Аня! наш гид был замечательный , но и самим пришлось побродить чуток))
14 июля 2015 г. 13:18
У нас гида не было вообще, все сами
14 июля 2015 г. 13:25
В любом случае читалась история Города ,Аня!Это же тоже экскурсия а первоисточники всегда разные.Этим и ценны путешествия ,что каждый при схожести сможет увидеть и расскажет свое и по-своему.
14 июля 2015 г. 13:28
Это да!
MiroSlava
14 июля 2015 г. 13:27
sovikont писала 14 июля 2015 г. 13:16
гиды у всех разные
Да, значит с меня гид не сложился Но после опроса моих подопечных (мужа и друзей), которым Лиссабон в подавляющем большинстве не запал в душу, всё же все опять хотят вернуться! В том числе и я. Как говориться "налейте побольше, чтобы было что покатать !
14 июля 2015 г. 20:28
MiroSlava писала 14 июля 2015 г. 13:27
всё же все опять хотят вернуться!
удивительным образом и мы думаем дать еще шанс городу..)) Но правда пока точно не в ближайшее время!
14 июля 2015 г. 15:14
Ох, Анечка, проливаешь бальзам на душу... Наш друг, который там уже 15 лет, не устает стыдить, что мы ни разу не приехали в гости...Они уже трех детей там родили... Такие теплые фото и слова в очередной раз напомнили, что пора, наверное....
14 июля 2015 г. 15:31
Это все потому, что я сама туда хочу Нужно ехать обязательно!
22 июля 2015 г. 21:55
Лена!
Не раздумывай ни минуты! Потрясающая страна.
22 июля 2015 г. 23:46
как-то все мозаика не сложится...Вернее, азулежу)))
14 июля 2015 г. 15:57
Крутенький городок. Все горы, да пригорки!
Но я тоже туда уже собралась. С Божьей помощью на буд.год постараюсь попасть!
14 июля 2015 г. 19:37
14 июля 2015 г. 20:23
Потихоньку планирую поездку Испания-Португалия на сентябрь. Надеюсь получится
14 июля 2015 г. 20:27
Не много для одного раза? Или длинный отпуск?
15 июля 2015 г. 10:31
На поездку могу выделить две недели. Прилет в Мадрид, оттуда же и вылет. Наверное, ограничусь Испанией. Все за один раз нереально.Сижу, планирую
15 июля 2015 г. 11:03
Правильное решение! Из своего опыта (4 раза Испания) и Португалия . Соединять не стоит
15 июля 2015 г. 11:34
Ну да. В Испании был два раза, но оба раза в Каталонии. А сейчас может проехаться по центральной Испании и Андалузии. Португалию, увы, на потом
15 июля 2015 г. 12:45
Конечно: Севилья, Гранада, Кордова, Малага и на экскурсию в Марокко :) Уже неделя А и искупаться надо!
15 июля 2015 г. 13:36
и Мадрид с Толедо и Валенсия...
15 июля 2015 г. 13:43
И Сеговия
dab-serg
14 июля 2015 г. 21:28
Хороший город. Возвратный)))
16 июля 2015 г. 12:13
Согласна! Почти пять лет прошло, а все хочу вернуться
15 июля 2015 г. 7:48
Какие красивые улочки, представляю какие там запахи. Ваши фотографии отлично передают атмосферу, как будто сам немного погулял там
16 июля 2015 г. 12:12
Город по ощущениям теплый и абсолютно комфортный, впрочем, как и вся страна.
15 июля 2015 г. 19:37
Красивый город, всё мечтаю туда добраться.
16 июля 2015 г. 2:28
Очень красивая плитка! И трамвайчики очень милые Лиссабон определенно нравится!
16 июля 2015 г. 12:14
А какие там рисунки на тротуарах!
16 июля 2015 г. 9:39
Прекрасная заметка. Красивый аккуратный город.
Интересно поселения португальцев на колонизированных островах, обычно организованы хуже чем у других наций, а к Родине, они видимо более внимательно относились.
16 июля 2015 г. 13:13
Теплая по ощущениям страна. Небогатая, но чистенькая.
18 июля 2015 г. 5:49
Очень давно, и пока безрезультатно, хочу в Португалию! Каждый год обещаю себе эту поездку, но жизнь постоянно что-то вносит такое, от чего ее приходится отложить. Аня, спасибо за возможность посмотреть на Лиссабон!
18 июля 2015 г. 19:35
В детстве мне казалось, что Лиссабон - это город. где живут лисы...
Ан, нет)))
18 июля 2015 г. 19:40
По сторонам смотрели внимательно, лис не встретили Видимо, распугали туристы
22 июля 2015 г. 21:57
Полностью солидарен. Замечательная страна с замечательной кухней. Мы тоже хотели вернуться, да все никак не соберемся.
22 июля 2015 г. 22:30
Но надежда на возвращение все-таки остается!
23 июля 2015 г. 14:43
Я себя успокаиваю тем, что это Европа, будет виза долгосрочная- а вдруг, надо будет еще ехать в ПОртугалию.
23 июля 2015 г. 14:45
Я тоже надеюсь, что кто-нибудь даст долгосрочную, можно будет поймать удобный момент и поехать. Испанцы дали на полгода и то пригодилась, в Германию поехала.
alla_gorbunova
27 июля 2015 г. 17:47
Замечательный рассказ!
27 июля 2015 г. 17:48
1 сентября 2015 г. 18:58
Город, куда хочется вернуться

Аня, очень верное название.
и Лиссабон, и Португалия притягивают к себе даже на расстоянии.
В эти места очень хочется вернуться....
1 сентября 2015 г. 18:59
Да вот думаю, может в следующем году Добрые чехи дали годовую визу.
1 сентября 2015 г. 19:00
Anna_08 писала 1 сентября 2015 г. 18:59
Добрые чехи дали годовую визу.

Класс!
3 сентября 2015 г. 9:43

Точно также всегда думала, но иногда в некоторые места возвращаюсь с удовольствием. Даже вывод сделала, что от хорошего места второй раз удовольствия получаешь больше, чем в первый.
Перед Норвегией перечитали ваши заметки, теперь вот про Португалию читаю, может опять повезет?
3 сентября 2015 г. 9:53
Спасибо, Алла! К сожалению, коротка не только жизнь, но и зарплата когда-то кончается Первым городом, куда мне когда-то захотелось вернуться, была Прага. Через месяц лечу, а в душе все-равно была мысль: А правильно ли я делаю, может нужно было что-то совсем новое? В Португалию надеюсь поехать еще - не видела Порту и еще много интересного, да и о Мадейре давно задумываюсь. Как жизнь пойдет дальше, то и будет. Но Португалию увидеть нужно! Не очень богатая, но очень теплая страна!
3 сентября 2015 г. 9:58
Да, Анна, Португалия манит, но пока не складывалось. А Прагу вы правильно повторяете, в Прагу я бы и третий раз поехала!
puhh
6 сентября 2015 г. 15:26
Лишний раз уверилась в своей заочной (надеюсь, пока) любви к Лиссабону. Спасибо.
22 сентября 2015 г. 13:58
Какая приятная прогулка! Спасибо! Чудесный город!
23 сентября 2015 г. 1:07
Спасибо, Инна! В Португалию мне хочется поехать еще
23 сентября 2015 г. 14:09
Anna_08 писала 23 сентября 2015 г. 1:07
В Португалию мне хочется поехать еще
И мне тоже хочется, глядя на Ваш альбом!