Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Тапачула — Мексика Апрель 2015

Мои рассказы о круизе на корабле "Noordam":

Круиз. Долгие сборы...

Будни круизные, будни наHALные...

Будни круизные, будни наHALные... Окончание.

Как все начиналось...

О штормах и океанах, о дельфинах и туманах...

О прекрасных сеньорах, алчных корсарах, цветущих балконах и вечной любви... Часть II.

Меж двух океанов... Часть I.

Меж двух Америк... Часть II

О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах. Часть II

Страна адского пекла, бесконечных революций, грозных вулканов и жареных игуан...

"Благородный и Верный Город Сантьяго Рыцарей Гватемалы..."

Благородный и Верный Город Сантьяго Рыцарей Гватемалы. Окончание.

О, сколько нам открытий чудных...

Где кончается Земля и начинается Океан...

Сан-Диего. Часть первая, мексиканскано-испанская...

Сан-Диего. Часть вторая, испано-американская...

Виктория. Beautiful British Columbia...

Ванкувер. Изящная прелесть канадской весны...

Ванкувер. За Скалистыми горами...

Ванкувер. У самого Тихого океана...

Мне повезло влюбиться в Мексику. По душе пришлась ее яркая природа, таинственные пирамиды, высокие горы, глубокие каньоны, прохладные водопады и освежающие сеноды. Понравились города, запомнились люди, и путешествие улеглось в душе на самой почетной полочке воспоминаний. Вот только немножко щемило где-то очень-очень глубоко осознание того, что увидеть Мексику еще раз вряд ли получится. Улетала я, прощаясь почти навсегда и даже не догадывалась, что через полтора года судьба даст мне шанс еще раз встретиться с полюбившейся страной…

Про Тапачулу, город на границе в Гватемалой, самый жаркий и самый южный в Мексике, до круиза я не знала совершенно ничего! Я даже не представляла, что в Мексике есть такой город.

Интернет, призванный на ликвидацию безграмотности, тоже не радовал информацией. После тщательного расследования выяснить удалось самую малость: есть в окрестностях Тапачулы древние пирамиды, туристический бизнес находится в самом начале своего пути, но здесь можно посмотреть, как живет настоящая Мексика — не та, что для туристических толп, а та, какая она и есть на самом деле.

Мысль отправиться на пирамиды улетучилась после просмотра видео с этими самыми пирамидами — пара кривоватых кирпичей, заросших буйной травкой и толпы озадаченных туристов, озирающихся по сторонам, не вдохновили нас.

Попытка проложить маршрут по достопримечательностям города тоже зашла в тупик. Нет, карта города, четкая и подробная, существует. Но достопримечательности на ней отсутствовали, как класс.

Тогда было принято революционное для нас решение — идти куда глаза глядят, просто поглядывая на жизнь обыкновенных мексиканцев и узнать наконец, как они живут, когда вокруг не бегают толпы туристов.

И Тапачула показала мне самую обычную жизнь, в самом обычном городе, самых обычных мексиканцев…

Пуэрто-Чиапас — Puerto-Chiapas.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Самый южный порт Мексики построен в 1975 году, в надежде, что круизные корабли начнут включать его в свои маршруты. Заманчивой перспективой было то, что из Пуэрто-Чиапас можно легко добраться до Паленке — а это настоящее сокровище Мексики и побывать там мечтают многие и многие путешественники.

На всякий случай, если до Паленке ехать не захочется, мексиканцы приготовили прогулки по совершенно диким джунглям, по дождевым лесам и мангровым зарослям, поездку на кофейную плантацию или рафтинг — смотря что вам симпатичнее.

Если пирамид хочется, но чтобы рядышком, недалеко от порта — есть развалины в районе Тапачулы. А о том, что смотреть на этих развалинах совершенно нечего, путешественники узнают слишком поздно.

Бухта Пуэрто-Чиапас большая, вода достаточно прозрачная, несмотря на снующие круизные суда, и можно полюбоваться плавающей в ее водах живностью. Встречали наш лайнер огромные рыбы, совершенно не испытывающие почтения к кораблям и даже скаты кружили вокруг, пока их не распугал лоцманский кораблик, прибежавший встречать нас у волнореза.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

В порту ждала самая запоминающаяся встреча — столько танцев и песен больше нигде не было! Мексиканская маримба — самая веселая и жизнеутверждающая, а танцы на солнцепеке длились без малого час — пока корабль пристраивался боком к причалу, пока швартовался и пока с корабля не сошли все пассажиры. После всего этого танцоры еще и выдержали фотосессию с желающими, хотя явно мечтали побыстрее переместиться в густую тень.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Полиция тоже присутствовала, причем было ее много, и следила она за порядком не «ради галочки», а вполне серьезно. Все мексиканские порты были под усиленными нарядами вооруженной полиции, я потом специально посматривала. То ли просто, чтобы ничего не случилось с туристами, везущими в Мексику деньги, причем немалые, то ли еще что тому причиной — но в Мексике нас охраняли очень тщательно.

Сувениры.

В порту все продумано для радости туристов. Песни и пляски, конечно, штука приятная и атмосферная, но и про способы отъема денег никто не забыл. Сувениры встречают почти с первых шагов. Их много, они разные, яркие и очень мексиканские: ручная вышивка на скатертях, блузках, рубашках, шарфы и палантины, разноцветные опалы в серебре (совершенно фантастической красоты!), маски, пирамиды, сомбреро всевозможных размеров, амулеты, фигурки из жадеита и все, что связано с пирамидами и майя. Совершенно тапачуловский специалитет — маски из кокоса: смешные, наивные, очень мексиканские. Для тех, кто коллекционирует маски — настоящая находка, таких больше нет нигде!

Есть и текила с мескалем — самых разных сортов и размеров тары. Глаза разбегаются от изобилия вариантов. И если я в мескале более-менее подкована, то проблема выбора текилы была нешуточной. Ко всему этому могу только добавить, что столь приятных цен на все, я не встречала больше нигде, и смело могу назвать Тапачулу и порт самым дешевым местом в Мексике!

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Совет: привезла всем знакомым девочкам красивые расшитые блузочки. Очень своевременно навалившаяся жара дала возможность испытать подарки нашим климатом. В общем, девочки решили отправить меня опять в Мексику — блузочки приглянулись и отлично справились с жарой. Мальчики, дегустировавшие подаренную текилу, жары даже не заметили…

Для ленивых…

Для тех, кто не хочет ехать в город или на пирамиды, продумано место отдыха и релакса под пальмами. Неподалеку от сувенирного центра есть несколько ресторанчиков и большой бассейн со всеми удобствами: зонтиками, шезлонгами, коктейлями пряными. Многие гости нашего корабля так и поступили, плавно переместившись от бассейна на борту к бассейну на берегу и, потягивая маргариту, любовались запутавшимся в пальмах «Ноордамом».

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Понять их мне сложновато, но каждый отдыхает так, как ему нравится — обилие релаксирующих и «маргаритствующих» меня потрясло. Я-то думала, все поспешат на встречу с настоящей Мексикой…

Как добраться до Тапачулы.

Есть в порту и небольшой туристический офис, раздающий всем желающим карты Тапачулы, схему движения к пирамидам, книжки о Паленке. В этом офисе есть волонтеры, готовые довести до сеньоры, продающей билеты до нужной вам достопримечательности и даже помочь с покупкой оных, если у вас сложности с языками.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

А сложности очень даже возможны. Английский здесь практически никто не знает, нам же неведом испанский. Билеты были куплены не иначе, как с помощью всесильных майянских богов, разруливших языковый барьер своим, божьим, повелением.

Билет до Тапачулы и обратно стоит 10 долларов США с человека. Билеты нужно сохранить, их попросят показать перед возвращением назад.

В каждый мини-вэн с туристами подсаживается волонтер, по дороге проводящий эдакую мини-экскурсию и знакомящий с достопримечательностями штата Чиапас, его особенностями, статьями доходов. Волонтеры владеют приличным английским, понять их достаточно просто. Эти же волонтеры раздают в дороге карту Тапачулы и карту штата Чиапас, рекламу экскурсий и даже небольшую скидку, если вы захотите купить еще какой-нибудь тур.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Дорога от порта до Тапачулы недлинная, идет вдоль плантаций сахарного тростника и бананов, манговых садов. Манго в этих краях выращивают много, нескольких сортов. На местном рынке я насчитала пять сортов и, думаю, это не предел. Цены на манго копеечные — десяток крупных, спелых, желтых манго обошелся всего в 50 рублей на наши деньги. Живи я в Мексике, перешла бы на манго, ананасы и папайю, добавляя изредка в свой рацион авокадо, очень уж они у них вкусные, не то, что продается в наших краях…

Добираясь из порта в город, можно воспользоваться услугами такси, но стоить это будет дороже, а выигрыша в скорости практически никакого — стОит ли переплачивать?

Обмен денег.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Привозят туристов в самый центр Тапачулы, где можно посмотреть хоть что-то интересное. Здесь же нужно поменять деньги на мексиканские песо. На доллары США здесь ничего не купишь, а с обменом проблем нет. Все те же волонтеры встретят вас и проводят к обменнику, они же поведут переговоры с сеньорой, меняющей ваши доллары, особенно если вам принципиально, какие купюры вы хотите получить. Волонтеры все работают официально, никакой нелегальщины и тем более, никакой опасности.

Про безопасность.

В Мексике мне никогда не было страшно. Неплохо развитая чуйка ни разу не подавала сигналов тревоги, мексиканцы не выглядели злодеями и попыток отобрать нажитое непосильным трудом тоже не делали. Проехав много тысяч километров по Мексике, я так и не столкнулась с плохими людьми. Правда, должна признать, что и беспечности в чужой стране, мы не проявляем. Но того чувства, когда всем организмом понимаешь — туда идти нельзя!, в Мексике не случилось ни разу.

Здесь, в Тапачуле, тоже было спокойно. «Полиция-туристико» впечатлила количеством патрулей, их было даже больше, чем туристов. Попадались они буквально на каждом шагу, по сторонам смотрели внимательно, мониторили доверенные им улицы, площадь, рынок и, даже если бы злодеи водились в городе, вряд ли у них возникло бы желание рискнуть. Ну, только если бы полиция была с ними в доле…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Ну, а суровые мексиканские лица меня давно не пугают, выражение лица не всегда соответствует выражению души, и у мексиканцев это очень заметно.

Тапачула.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Тапачула — город достаточно большой, местами даже небоскребистый, второй по величине в штате Чиапас, симпатичный, совершенно мексиканский и совершенно нетуристический. Здесь идет простая жизнь: работа, походы на рынок, учеба в школе, посиделки под тенью пальм, у фонтана, танцы и песни на праздники, прогулки и релакс в выходные. Есть рестораны, бары. Есть музеи, проходят концерты, выставки.

Центр города — место сбора горожан, как и везде в Мексике.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Неизменный сквер, беседка в центре площади, заманивающая в свою тень. По выходным здесь шумно и весело: представления, танцы, клоуны. Туристов тоже приводят на площадь — нам пришлось пережидать, пока группа уйдет, выслушав местного гида.

Есть фонтан, вечерами его включают и даже подсвечивают очень красиво — тут пришлось поверить на слово, до вечера нам не удалось побыть в Тапачуле, корабль уходил засветло.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Памятник и мемориал тоже имеется. Явно место встреч и свиданий. Здесь же собираются чистильщики обуви — без них Мексика какая-то ненастоящая. Удивило, что чистит обувь очень много совсем маленьких мальчишек — им бы в школе еще учиться, но в Тапачуле работать начинают очень рано…

На площади расположилось и протестное движение. Протестовалось как-то вяло, неинициативно, без огонька и задора. Видно, температура раскаленного воздуха гасит несогласие лучше всех иных способов. Не заметила я, чтобы к протестантке, одинокой в своем протесте, подходила полиция, да и сограждане тоже не обращали на нее внимания — то ли привыкли, то ли не верили в результативность ее притязаний. Незнание языка не позволило проникнуться идеей, о чем я пожалела в тот момент.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Присутствует на площади и собор, как ему и положено в мексиканском городе. Внутри было пусто, прохладно и его аскетичность мне напомнила больше гватемальские храмы, нежели пышные и помпезные мексиканские — все же близость Гватемалы оставила некий налет на многом.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Музей мы нашли тоже на площади и решили изучить его основательно. Но по причине раннего часа он не работал. Не открыли музей и через пару часов. Завернув к нему перед отъездом из Тапачулы, мы снова уткнулись в замок — видно день был очень ленивый и проникнуть внутрь нам так и не удалось, хотя и хотелось очень…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

В Тапачуле растут очень высокие и очень стройные пальмы. Путешествуя по стране полтора года назад, я удивлялась их необычайно высокому росту. Причем, чем ближе к берегам, тем выше и изящнее пальмы — эта закономерность соблюдалась и в Тапачуле.

Погода…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

В переводе с языка науталь, Тапачула значит «место между водами». Город так назвали не только потому, что расположен он между двумя океанами, но и потому, что часто случаются в нем наводнения, дожди бывают очень сильные и ураганы тоже частые гости.

Самые жаркие месяцы — с марта по май, летом — сезон дождей, причем очень обильных. Температура выше 35 градусов — дело совершенно привычное и ритм жизни местных жителей продиктован этими суровыми условиями — сложно сохранять высокую активность на такой жаре. А жара действительно ужасная, тяжелый и липкий зной лился с небес, стараясь расплавить все вокруг и высушить все живое. Слабый ветер не приносил прохлады, а только лишь перемещал раскаленный воздух, создавая эффект аэрогриля, включенного на максимум. Обилие пляжей вокруг города — мера необходимая, призванная спасти жизнь, не меньше!

Жители…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Живут здесь метисы, язык — испанский. Чем-то неуловимо отличаются их лица от привычных мексиканских. То ли близость Гватемалы внесла свои коррективы, то ли более поздние переселенцы из Европы внесли поправки в генофонд — кто знает…

Но одеваются все с неким мексиканским колоритом: если на девушке джинсы, то блузка будет совершенно мексиканская, а чем старше сеньора, тем более мексиканский ее наряд и прическа. Уличные певцы и танцоры носят национальную одежду так ловко и так привычно, что сразу понятно, это не концертные наряды, это часть их жизни.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Фотографируются артисты с удовольствием, правда, за деньги — это часть их работы и неплохой приработок. Местное население фотоаппараты не любит, спешит прикрыть лицо руками, могут и громко возмутиться наглостью и бесцеремонностью. Остается или фотографировать их тихонечко или убрать фотоаппарат совсем. Полиция, кстати, ничего против фотосессии не имеет, только нужно предварительно спросить разрешения — еще и позировать будут! Тяжелее всего уговорить фотографироваться чистильщиков обуви. Я смогла только «спартизанить» пару кадров, остальные закрывали лица, лишь только я поднимала фотоаппарат.

Улицы…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Улицы Тапачулы, как и везде в Мексике: крутые, извилистые, в паутине проводов, с яркими фасадами, красивыми дверными ручками, с цветами и флагами. Машины и пешеходы не соблюдают никаких правил, каждый движется, как ему нравится и тот факт, что никто никого не давит, можно рассматривать как самое обыкновенное чудо. К видеоряду прилагается саундтрек мексиканской жизни: громкий и такой же яркий, как наряды мексиканок, когда все стараются перекричать друг друга и одновременно перекричать звуки гудящего и бренчащего транспорта. Удивительно то, что вся эта какофония звуков не раздражает, а выглядит вполне естественным дополнением к тому, что видят глаза. Вся эта яркая и громкая жизнь выглядит совершенно нормальной и очень уместной, словно иначе и быть не может в такой разноцветной стране.

Прелесть мексиканских улиц понимаешь, отправившись в никуда, просто кружа по городу, сливаясь с толпой и растворяясь в ней. И если улица тебя примет, через пару часов забываешь, что ты родилась далеко-далеко от этого города и что скоро тебе нужно будет отправляться дальше. Мексиканская улица подарит счастье понимания, что ты здесь своя и все вокруг — твое…

Рынок.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Если позволяет время, я люблю заглянуть на местные рынки или зайти в самый обычный магазин, где озабоченные хозяйством женщины спешат сделать покупки. В таких местах самая настоящая жизнь, о которой никто не расскажет и которую никто не покажет.

В Тапачуле это было почти запланированным мероприятием, очень уж мне хотелось побывать на самом обыкновенном мексиканском рынке!

Самый жаркий город порадовал фруктами — чего только нет на этом рынке! Мозги включили калькулятор и начали пересчитывать цену в песо на цену в рублях на самые экзотические и неожиданные из фруктов. Очень быстро я поняла, что высчитывать цену одного фрукта, дело слишком кропотливое, проще считать на десяток. Таких смешных цен я давненько не встречала, не иначе к каждому манго, приплывающему к нашим берегам плюсуют сумму, выплаченную за прохождение Панамского канала! И если с самого начала я не собиралась ничего покупать, то после очередных математических упражнений сдалась и купила-таки себе манго, решив устроить праздник живота. Мексиканка ошалела от количества купленных фруктов и готова была паковать каждый манго в отдельный пакет.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Не понять им счастья северного жителя при виде спелых фруктов!

То, что мексиканцы любят сладкое и мучное, я заметила давно. Но что любят настолько — я даже не представляла! Пироги, пирожки, булочки, кексики, всевозможное печенье продавались за каждым прилавком. Сонные продавщицы отгоняли приставучих мух, размахивая опахалом из газетных полос (я про такое опахало читала в «Унесенных ветром», но и думать не могла, что когда-нибудь увижу его воочию!). Торговля мучным процветала, фигуры красноречиво доказывали, к чему приводит неумеренное употребление выпечки.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Впрочем, обычные мексиканки живут иными критериями красоты, и с честью несут свои стандарты фигуры мимо нашей анорексичной моды…

В рядах специй я порадовалась перцам, словно старым знакомцам — такого изобилия и разнообразия не встретишь, пожалуй, больше нигде. Очередная попытка подсчитать количество сортов перца провалилась — математика не мой конек…

В специях наткнулась на цветы в маленьких букетиках, напоминающие жасмин своим ароматом. Для чего его используют в Мексике, узнать я не смогла (надо было учить испанский в детстве!). Порывшись в памяти, я вспомнила жасминовый чай, бывший у нас в моде несколько лет назад и даже якобы сулящий скорое избавление от лишних и не очень лишних килограммов. Но букетики были аккуратные, цветочки свежие и только расположение их среди специй и приправ, смущало меня. Осталось это в области тайн и загадок — для чего продавались букетики…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Креветки. Много-много креветок. Отсыпают их желающим в маленькие кулечки, как в детстве насыпали нам бабули семечки. Также, как семечки, эти креветки и едят, лихо закидывая в рот из кулечка и сплевывая хвостики себе под ноги. Обилие рядов с сугробами из креветок — верный признак близости морей и океанов и популярности продукта у народа. Цены копеечные, даже не верится, что креветки могут стоить сущие гроши!

Креветки я не очень люблю и спокойно обхожусь без них в обычной жизни. Понравились они мне всего лишь один раз за все время моих путешествий, и именно в Мексике — то ли знают здесь секрет приготовления, то ли креветки особенные — сказать не могу. Но в Мексике от такого угощения я не отказываюсь никогда.

В мясные ряды я не пошла — жаркая погода вызывала устойчивые ароматы, не очень приятные для обоняния. Но хозяек там было больше всего, и я еще раз убедилась, что Мексика — страна мясоедов. А вот куры меня заинтересовали, просто как хозяйку — на рынке они все были очень желтого цвета. То ли полуфабрикат такой, то ли кормят чем окрашивающим. Спросить опять не могла, загадка осталась неразгаданной.

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Углубившись в обычную жизнь мексиканцев, потолкавшись среди простых домохозяек, посмотрев, что они покупают к обеду, прислушиваясь к их разговорам, из которых я ничегошеньки не могла понять, и ориентировалась лишь на интонационную окраску их речи, я осталась довольна увиденным — это была настоящая жизнь, а не туристический проспект и уже ради этого стоило гулять по Тапачуле, а не нежиться под пальмой с видом на океан!

Мы еще погуляли по городу: повторили попытку проникновения в музей, окончившуюся полной неудачей, посмотрели на центральной площади концерт юных музыкантов и еще более юных артистов, заглянули в парочку магазинов, где жизнь была так неспешна и так ленива, что мы ретировались, опасаясь нарушить царящий в них покой, посмотрели, как лихо чистят пыльные башмаки маленькие чистильщики обуви и что их безопасность под присмотром старших товарищей по цеху, понаблюдали за шумной детворой, которым любая жара не помеха для игр и беготни друг за другом. Прогулялись по бульвару, где открывались ресторанчики и кафе, и зазывалы радостно кидались к нам, спеша затащить именно в свой кулинарный рай. Рестораны пришлось огорчить отказом, кормили нас и на корабле весьма усиленно.

Жизнь Тапачулы, обычная, повторяющаяся день за днем, шла своим чередом и затесавшиеся в мексиканские ряды туристы совершенно никого не интересовали, только самые маленькие детишки искоса поглядывали на непривычную тетеньку, так непохожую на их мам.

И еще один мексиканский город не подвел, подарив новые эмоции и погрузив нас в самую настоящую мексиканскую жизнь!

Одно было плохо — совершенно невыносимая жара! Потом, в других портах, стало легче, наш корабль начал забирать на север, жара потихоньку спадала, ветерок крепчал и можно было жить и дышать прохладой. Но это будет потом. А пока была Тапачула, доказавшая на деле, что совершенно справедливо называется она самым жарким городом Мексики.

Машина, вернувшая нас назад, в порт, порадовала кондиционированной прохладой. Погуляв по порту, я позорно сбежала на корабль, в прохладу кондиционеров, решив, что еще пару часов, и я совершенно растаю от тапачульского зноя. Как я не люблю солнце и лето, все же мексиканская жара слишком сильна даже для меня…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

В оправдание своего малодушия могу лишь сказать, что порт небольшой, смотреть там особо нечего, кроме сувенирных магазинов, а тяжелые манго к тому времени оттянули руку и просились в прохладу, не меньше меня изнывая от зноя.

С балкона нашей каюты я наблюдала за мексиканским берегом. Было очень тихо, перекрикивались петухи, игнорирующие мексиканский язык и кричавшие на чистейшем русском привычное: «Кукареку!»…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Мальчишки плескались на мелководье, ловили рыбу почти голыми руками и совершенно не боясь огнедышащего солнца, падали на горячий песок отдыхать…

Рыбаки, клюя носом, ловили рыбу то ли к ужину, то ли на продажу, то ли просто, пользовались возможностью сбежать из дома под предлогом рыбалки…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Где-то за заборами перекрикивались сеньоры, делясь новостями и заботами, а может, обсуждали кулинарные рецепты и хвастались уловом своих мужей — кто знает…

И любимая моя Мексика, по которой я, оказывается, успела очень соскучиться, улыбалась мне всеми своими яркими красками и звуками…

Тапачула. На жарком мексиканском юге...

Впереди были новые берега и новые встречи!