Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:13

Гонконг Июнь 2015

Ехать в Гонконг я собственно не собирался. Более того, я настойчиво пытаюсь вести здоровый образ жизни и путешествовать только по своей, американской стороне, не пересекая без крайней нужды часовых поясов. С Гонконгом я нахожусь в противофазе, ровно двенадцать часов разницы. К счастью, подвернулся случай из серии «нас не спрашивают» и мы с супругой и младшим сыном отправились в свой далекий поход на Запад.

У нас эМ, а у них Жо

Как ни удивительно, мы долго не могли решить в какую сторону лететь, по цене получается один черт, по времени на Запад выходило чуть меньше. В реальной жизни, самолет в любом случае летит на Север, вопрос только вдоль какого берега Америки. Условный восточный маршрут — это через Гренландию и Исландию, западный — через Аляску и Чукотку. Сутки перелета и мы у цели в Гонконгском Международном Аэропорту. Этот аэропорт один из немногих гарантированно международный, ну нет в Гонконге внутренних рейсов.

Аэропорт огромный и роскошный, позже выяснилось, что «огромный и роскошный» очень характерные понятия для Гонконга. Здесь нас встретили «местные». Дело в том, что в Гонконге живет мной средний сын и его невеста, им то я и потребовался, для важного дела. Ребята после докторантуры и защиты в техасском Остине уже третий год работают в Гонконгском университете и обосновались в этих краях видимо надолго.

У нас эМ, а у них Жо

После двадцати четырех часовой дороги нам уже было настолько все равно что делать, что мы поехали смотреть достопримечательности. Правда, кажется была ночь, по крайней мере было относительно темно и малолюдно. Гонконг поразил. Он просто на редкость многоэтажен.

Не смотря на позднее время спать никто не в городе не собирался. Работали рестораны, играла музыка, сверкали огнями небоскребы. Электричества прямо скажем ни кто не жалел, гуляли как в последний раз. Трудно представить себе бюджет такого города. Где то делают пушки, где то компьютеры, здесь пять миллионов человек производят некие услуги, как выяснилось хватает на то что бы неплохо жить.

У нас эМ, а у них Жо

Мы бы погуляли подольше, тем более что ночной Гонконг очень интересен, но долго тут с перетряхнутыми самолетами мозгами не выдержать. Город за тропиком, кругом очень теплое море, даже ночью накатывает липкая жара. Кроме этого, называется город, в переводе на русский язык, Благоухающая Гавань. Известно ведь, как лодку назовешь так и поплывет. Этот благоухает… Всем чем можно… Имбирь, душистый перец, канализация, фрукты на лотках… с непривычки давит. Хотя не скажу что плохо. Главное, это не тот устойчивый запах плохих продуктов, которыми тебя все хотят накормить, сопровождающий туриста по всюду в бедных азиатских странах.

Остановились, вопреки собственным традициям прямо в центре. Времени было мало, четыре дня на разграбление многомиллионного города. С утра выяснились новые особенности Гонконга, благодаря высотной застройке он очень компактный. Даже жилой фонд представлен домами в 30–50 этажей. Незанятые под строения площади города — государства являются зонами отдыха. Это в основном берег моря и склоны довольно крутых гор, покрытые джунглями. Все это окультурено и приведено в порядок, т. е. это не парки, но ухоженный лес. Маршрутов много. Сын не сумел обойти все за три года, а ходит он хорошо.

У нас эМ, а у них Жо

Я слышал много критики в адрес плотной высотной застройки, да и сам я живу в частном доме посереди ничего. Все эти мысли и действия хороши если есть время и место. В Гонконге с этим жестко. Нью Йорк уличный разгильдяй по сравнению с деловым Гонконгом. Здесь все сжато как пружина. Люди, машины, да похоже и звезды двигаются быстро и рационально. Город зажат в свои границы. Он может расти только вверх и вниз, а такое компактное расположение все больше и больше ускоряет движение.

Личного транспорта почти нет, налог на автомобили «грешной» 100%, да и парковки стоят слишком дорого, зато по городу носится огромное множество разноцветных такси. Цвет такси соответствует району города к которому оно приписано. Оплата по счетчику, дешевле, чем в Штатах или России. Больше половины суммы оплата за использование мостов и туннелей. Таксиста почти нет. Он очень автоматичен. Наши люди так не двигаются. Он все делает правильно и быстро. Создается немного не приятное ощущение того что ты выпадаешь из общего темпа, что вроде медвежонка коала, которого случайным ветром занесло в страну белок. Тот же таксист ожидает, что ты будешь двигаться как минимум в два раза быстрее. Когда то мой друг написал хорошую фразу про Сингапур: «Отдыхают здесь только индийцы или мертвые китайцы». Так вот в Гонконге индийцев нет, а мертвых китайцев я не видел.

У нас эМ, а у них Жо

Дополнительный темп движению придается многоэтажными автобусами и трамваями, которые ездят по многоэтажным дорогам. Цена за проезд не высокая, меньше доллара, вне зависимости от расстояния. Оплата специальными карточками при входе в переднюю дверь. Эти карточки можно использовать на всех видах транспорта и при покупках в мелких магазинах.

В Гонконге есть метро, как и все остальное оно прекрасно организовано. В первую очередь поражает то что оно очень тихое, можно спокойно разговаривать в полголоса. Оплата транспортной карточкой. Стоимость зависит от расстояния. Карточку сканируешь при входе и выходе. Проезд по длинной линии приблизительно час, стоит где то доллар. На длинных линиях есть вагоны первого класса. Они стоят дороже, там кресла типа самолетных. Станции метро обозначаются иероглифом Ж.

У нас эМ, а у них Жо

Народу немного. Пути закрыты прозрачными панелями с раздвижными дверями. По обеим сторонам от дверей ограниченные желтыми линиями дорожки где полагается стоять в момент прибытия поезда. В основном как и везде порядок. Исключение составляют группы «старших братьев» с материка, которые прут за своим гидом, размахивающим красным флажком на зонтике. Создается впечатление, то они впадают в транс и видят только мелькающий перед ними флажок. В метро Димка наше себе забавное развлечение. Китайские «гости» прут в вагон не давая ни кому выйти. Они легко побеждают зазевавшихся гонконгцев и вдавливают их назад в вагон. Но… хотя по своей футбольной специальности ребенок «лайн бекер» и блокировка стенки противника не его прямая обязанность, общие навыки есть. К большому удивлению зрителей и участников он туристическую группу китайцев передавливал, что давало возможность маме выйти из вагона с присущей ей элегантностью.

В вагонах метро установлена система кондиционирования. На подземных станциях принудительная система вентиляции, воздух видимо тоже подготовленный, во всяком случае духоты не ощущается. Очень понравилось, что при всей простоте дизайна станций в гонконгском метро не остается впечатления замкнутого ограниченного пространства.

У нас эМ, а у них Жо

Отличительной системой надземного транспорта является большой количество многокилометровых мостов и туннелей соединяющих между собой острова и полуострова на которых расположен Гонконг. В ассортименте водный транспорт, между островами циркулирует большое количество паромов. На паромах тоже можно платить транспортной карточкой.

Передвигаться по городу относительно просто. Везде есть указатели продублированные на английском. Молодые, хорошо одетые люди свободно говорят на английском языке и с удовольствием помогают разобраться со схемами. Несколько раз нам предлагали помощь даже без нашей просьбы. У нас самые большие проблемы вызвали поиски правильного выхода со станции метро на поверхность. Выходов очень много и они длинные.

У нас эМ, а у них Жо

К сожалению рассказы о всеобщем владении английским языком оказались легендами. Например таксисты на английском практически не говорят. Если нам нужно было ехать на такси мы просили клерков в гостинице написать на бумажке название нужного нам места на китайском.

К вопросу о китайском языке, все тут тоже не так просто как кажется на первый взгляд. В Гонконге говорят на кантониз. В соответствии с постановлением коммунистической партии Китая — это диалект китайского языка (мандарин). При этом существует распространенное мнение, что языки практически не имеют ни чего общего. Так моя невестка, которая владеет стандарт мандарин на десятом, самом высоком уровне, а родным языком считает тайваньский, он же фудзяньский (то же еще тот диалект мандарина) в Гонконге скромно разговаривает на английском. Собственно языки и народы — уже другая тема. Давайте поговорим об этом в следующей заметке.