Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Ватикан, Рим — Италия Июнь 2015

Наш самолётик приземляется на «сапог» в аэропорту Леонардо да Винчи. После бокала вина на рейсе Alitalia уже не так удивляет тот факт, что сотрудник таможенной службы, весело переговариваясь с коллегами, только для вида пролистывает мой паспорт и, закинув ногу на ногу, ставит штамп в паспорте прямо на коленке. Мы в Италии!

Римские каникулы

На карте отмечены разными цветами маршруты наших пеших прогулок за три дня общей протяжённостью примерно 55 километров.

Из аэропорта в Рим доезжаем на поезде. Совершив пару-тройку пересадок поезд-метро-автобус, уже поздним вечером добираемся до места базирования (Giuseppe Avezzana Apartment). Это небольшая гостиница-квартира с общей кухней и двумя комнатами. Хозяйка — яркая эмоциональная итальянка с бесконечным числом кудряшек, бегло говорит по-английски, успевая за несколько минут провести экскурсию по квартире и рассказать обо всех основных достопримечательностях Рима, самых популярных пиццериях и барах. Бонусом к квартире идёт корзина яблок, пол-холодильника ништяков на завтрак и бутылка белого вина.

И так. Начнём нашу трёхдневную прогулку по Риму.

Жили мы в районе Прати. Отсюда минут 20 пешком до Ватикана.

Римские каникулы

Поэтому первым делом решили заглянуть на площадь Святого Петра. Но не тут-то было. Все подходы к площади были перекрыты, а толпы туристов заглядывали в узкие проулки и расспрашивали полицейских о происходящем на площади.

Леонинская стена раньше служила границей Ватикана.

Римские каникулы

Однако главный вход на площадь был открыт. Единственное, всех проверяли через металлическую рамку и досматривали. Сама площадь была заполнена преимущественно детьми школьного возраста в одинаковой форме сине-голубого цвета с отличительными знаками. Общее настроение праздника, шум, голоса, доносящаяся с площади музыка выступающих групп. Туристы с удивлением смотрели на всё происходящее, не до конца понимая цель данного мероприятия. Некоторые заняли выжидательные позиции в тени.

Римские каникулы

Как позже мы узнали — в этот день состоялась встреча Папы Римского Франциска с членами ассоциации итальянских католических скаутов.

Римские каникулы

После небольшого музыкального разогрева Папа Франциск проехался по площади в открытом автомобиле, стоя приветствуя всех собравшихся. Всё происходящее транслировалось на больших экранах. Далее следовала длительная церемония трогательных речей и напутственных слов, объятий, приветствий. Мы попытались проникнуть как можно ближе к центру площади. Сделать это было очень трудно, т. к. по всей площади были установлены ограждения в виде бесконечных лабиринтов, организованы проезды для машин скорой (многих перегревшихся на солнце детей вывозили на этих маленьких машинках). Также развозили бутылочки с питьевой водой для всех собравшихся.

Ватикан

Ватикан. Встреча Папы Римского с членами ассоциации итальянский католических скаутов.

Те, кому было особенно жарко, прятались в тени ватиканской колоннады.

Римские каникулы

И всё-таки Папу Франциска, хоть издалека, но увидеть нам удалось. Пока стояли, успели рассмотреть площадь, собор Святого Петра.

Ватикан.

Ватикан. Встреча Папы Римского с членами ассоциации итальянских католических скаутов.

По окончании мероприятия все скауты организованными и не очень группами разбрелись по центру Рима. Мы натыкались на них на протяжении всего дня.

Мы вернулись в Ватикан в другой день. Людей на площади Святого Петра, конечно же, было поменьше, но, тем не менее, очередь желающих попасть в собор Святого Петра и его купол, изгибаясь, охватывала всю площадь по периметру. Мы этого великого стояния не осилили.

Осмотрелись по сторонам и «искупались» в фонтанчике.

Римские каникулы

Один из въездов на территорию Ватикана охраняют яркие швейцарские гвардейцы. Согласно одной из легенд, такая яркая форм была разработана по рисункам Микеланджело.

Помимо охранно-декоративной функции ребята в ярких костюмчиках ещё и с большим энтузиазмом консультируют туристов, помогают сориентироваться в пространстве и отвечают на различные вопросы.

Римские каникулы

Мы стали свидетелями смены караула. Всё прошло лёгко и непринуждённо, как при встрече старых закадычных друзей.

Римские каникулы

Интересное характерное для католиков положение кистей рук. Не знаю, совпадение это или действительно швейцарцам полагается держать так руки.

Отправляемся гулять дальше. Проходим мимо замка Святого Ангела. Внушительный замок возвышается на берегу Тибра.

Римские каникулы

К замку ведёт мост с многочисленными скульптурами ангелов.

Римские каникулы

В сам замок мы не пошли, т. к. не нашли для себя интересными представленные экспозиции. Очередь сюда совсем небольшая — совсем не очередь по римским меркам.

Римский Тибр имеет высокие набережные. Можно спуститься к воде. Здесь мы видели совершающих пробежки местных жителей, отдыхающих и медитирующих. Недалеко от моста Палатино можно даже увидеть Большую Клоаку — это слив дождевой воды, построенный ещё в Древнем Риме, но используемый до сих пор.

Римские каникулы

По мосту Фабриция попадаем на остров Тиберина. Здесь мы попробовали знаменитое итальянское мороженое в рожке. В этот рожок виртуозные продавцы умудряются впихнуть несколько шариков с разными вкусами на выбор. В жаркий день мороженое моментально тает, стекая по рукам. Приходится ускоряться, слизывая вкусные капельки с пальцев, одежды и фотоаппарата.

Римские каникулы

Базилика Святого Варфоломея на острове Тиберина.

Далее мы бродили по римским улочкам. Эти улицы сводили меня с ума. Такие уютные, яркие, бесконечные магазинчики, деревянные двери, цветы на окнах и в кадках, ставни, уличные кафешки, столики, рожки мороженого.

Римские каникулы

Жарким днём приятно посидеть за столиком уличного кафе.

Синие панамки скаутов.

Римские каникулы

Самый популярный вид транспорта у итальянцев. Это вполне нормально увидеть серьёзного итальянца в костюме с чемоданчиком в шлеме на мопеде или мотоцикле. Некоторые умудряются так возить своих собак, которые, в свою очередь, уверенно держатся в «седле», наклоняясь на поворотах.

Римские каникулы

Выбираемся из петляющих узких улочек.

Римские каникулы

Выходим на площадь Навона. Это оживлённая площадь, по периметру которой расположились красивые здания с магазинами и ресторанами. В центре площади церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне и три фонтана.

Римские каникулы

Центральный фонтан Четырёх рек.

Римские каникулы

На площади продают очень много разнообразных картин с видами Рима и просто романтичными сюжетами. Торговцы перелистывают яркие расписные полотна, как страницы книг, демонстрируя свой товар. Тут же сидят художники, выступают музыканты.

Римские каникулы

Можно встретить зависшие в воздухе и прочие замершие живые статуи.

Римские каникулы

Мы также стали свидетелями весёлого представления одинокого комика, который мастерски развлекал зрителей, собрав вокруг себя огромную толпу.

Римские каникулы

Художники аэрозольными красками создают фантастические и очень реалистичные пейзажи, используя краску из баллонов и всевозможные подручные материалы.

В музей восковых фигур зазывает всем известный физик Альберт Энштейн.

Римские каникулы

Пантеон или «Храм всех богов». Построен в 126 году н. э. Ух, как он великолепен!

Если снаружи он просто красив и величественен, то, попадая внутрь, ощущаешь это величие ещё больше. Именно здесь похоронен Рафаэль.

Римские каникулы

Огромное помещение с единственным круглым отверстием сверху, в которое попадает солнечный свет (а также дождь). Колонны, камень, прямолинейные узоры — очень красиво.

Напротив входа расположен алтарь.

Римские каникулы

Симпатична и площадь Ротонды перед Пантеоном: на ступенях фонтана можно посидеть и отдохнуть, а в ресторанчиках — перекусить, наслаждаясь видом.

Гуляя по Риму, волей-неволей преодолеваешь большие расстояния. А если учесть, что летом ещё и жарко, то приходится пить много воды. И тут на помощь туристам приходят многочисленные питьевые фонтанчики. Воду из них мы набирали в бутылки и постоянно пополняли запасы в течение дня. Один из таких фонтанчиков — фонтан Книг.

Римские каникулы

Магазин Деревянных игрушек Бертолуччи. Вычитала в интернете об этом магазинчике. Семья Бертолуччи уже на протяжении многих десятилетий создаёт всевозможные деревянные игрушки и сувениры.

Римские каникулы

Мастер сидит тут же в магазине и демонстрирует всем посетителям свою кропотливую работу.

Здесь можно увидеть яркие деревянные ручки, куклы, машины, часы, магниты и перевоплотиться ненадолго в деревянного мальчика Пиноккио. У Саши это хорошо получилось! :)

Римские каникулы

Площадь Венеции и национальный монумент Виктору Эммануилу II.

Римские каникулы

Огромная скульптура Виктора Эммануила II возвышается перед фасадом здания. Длинная лестница ведёт наверх. На этой лестнице нельзя сидеть, за чем бдительно следит охрана.

Римские каникулы

Поднявшись, оказываемся на смотровой площадке. По одну сторону открывается вид на жилые кварталы Рима и красные черепичные крыши.

Римские каникулы

С другой стороны площадки можно увидеть сердце Рима: Колизей, Палатин, раскопки Форума.

Римские каникулы

Смелые наглые чайки паркуются прямо перед носом на перила и вызывающе смотрят в твои глаза.

VID 20150614 121320

В здании расположены музей рисорджименто и музей знамён военного флота. Мы заглянули в базилику Санта-Мария-ин-Арачели.

Римские каникулы

В этой великолепной красивой церкви проходила церемония бракосочетания. Невесту в белоснежном платье отец вёл к алтарю. Все гости в стильных костюмах и модных платьях, на высоких каблуках. Очень торжественно. Организаторы свадьбы деликатно отгоняли надоедливых туристов, которые так и норовили сфотографировать невесту в упор, или того хуже, пытающихся сделать селфи с молодожёнами и священником. :)

Римские каникулы

Капитолийский холм. Один из семи холмов Древнего Рима. Всем, наверняка, хорошо известна легенда о волчице, выкормившей двух братьев Ромула и Рема. Памятник, посвященный этой красивой легенде, стоит здесь же. Однако он является копией. Оригинал хранится в Капитолийских музеях.

Римские каникулы

Знаменитый римский SPQR (Сенат и граждане Рима) — на каждом люке, на многих вывесках и фасадах.

Прямо рядом с волчицей мы попали в центр народного митинга в поддержку политика Альфио Марчини.

Полиция надежно держит оцепление, временами зевая.

Римские каникулы

У театра Марцелло ведутся раскопки и частично восстанавливаются старинные здания. Так например здание самого театра претерпело неоднократные перестройки: к старым уцелевшим стенам и фасадам достраивались новые уровни, очень сильно отличающиеся от построенных ранее. На фотографии это прекрасно видно.

Далее мы идём по широкому проспекту Виа дей Фори Империали, по обе стороны которого на глубине нескольких метров (под толщиной исторического слоя) расположились руины Римского форума.

Римские каникулы

Памятник Гаю Юлию Цезарю.

Римские каникулы

Стройными рядами стоят колонны, виднеются полуразрушенные стены зданий. На довольно большой территории расположились остатки форума Цезаря, форума Нервы, форума Августа, форума Траяна.

Римские каникулы

И вот наконец-то вдалеке появился амфитеатр Флавиев (Колизей).

Я читала много отзывов на форумах, где писали, что Колизей разочаровал своим потрёпанным внешним видом, что он не такой большой, каким его представляли или описывали в учебниках истории. Я же вполне была удовлетворена и ничуточку не разочарована. Колизей огромен и даже столетия разграблений не сумели его уничтожить.

Римские каникулы

Вокруг бродят туристы, отстаивают очередь к кассам и на вход, бегают продавцы с палками для селфи. Шумно. Сфотографировать Колизей с более-менее удачного ракурса очень сложно: мешают бесконечные толпы. Я сделала несколько кадров с рядом расположенного холма: людей в кадре нет, однако и Колизей целиком не влез.

Римские каникулы

Рядом с Колизеем стоит триумфальная арка Константина, которая также пользуется популярностью.

Римские каникулы

Входной билет в Колизей стоит 11 евро и включает также посещение Палатина и Форума. Билет можно купить как в кассе самого Колизея (очередь здесь довольно большая), так и в кассах Форума и Палатина. Мы купили билетики в кассе Форума. Как выяснилось, купить билет — это только полбеды, предстоит отстоять ещё дополнительную очередь на вход в Колизей. Т. к. желающих увидеть амфитеатр изнутри достаточно много, то запускают партиями, дождавшись, когда выйдут предыдущие посетители. Но очередь продвигается довольно быстро, поэтому пугаться не следует. А если прийти ближе к вечеру, то очереди не было и вовсе.

Древне-римские арочные своды, холодный камень — рисуют в воображении картинки времен римских императоров, когда жители города собирались здесь посмотреть гладиаторские бои.

Римские каникулы

На втором этаже расположилась небольшая экспозиция, на которой представлены картинки и предметы, рассказывающие о том, как римляне проводили здесь время: жарили шашлык на каменных ступенях в ожидании представлений, играли в азартные игры и поддерживали криками сражающихся гладиаторов.

По Колизею ходит очень много организованных групп с экскурсоводами. К одной из них мы прибились и прослушали познавательный рассказ. Узнали, что были случаи, когда особо отличившимся гладиаторам давали вольную, поэтому стимул для борьбы и отважных сражений был. Под ареной Колизея располагались коридоры с помещениями, в которых содержались гладиаторы и дикие животные. Сейчас сама арена разрушена, и видны лабиринты коридоров.

Римские каникулы

Ну и, конечно, масштаб Колизея поражает. И ведь был он ещё выше, ещё больше. Уходить отсюда совсем не хотелось. чувство чего-то бесконечно важного, многовекового и вечного окутывает эти арки и трибуны.

Римские каникулы

Вид со смотровой площадки Колизея на триуфальную арку Константина.

Римские каникулы

Холм Палатин. Он расположен рядом с Колизеем. На Палатине появились первые поселения, изначально здесь строили дома обычные жители, но позже здесь стали строить исключительно дворцы правителей и элиты Рима. Долгие века всё это разрушалось и уходило под исторический слой грунта. Но сейчас ведутся работы по масштабному восстановлению. Огромная часть уже откопана и предстаёт перед глазами во всём своём великолепии. Конечно же, всё изрядно разрушено, тускло, но стоит представить какие огромные красивые здания были здесь в те времена, и чувство восторга не покидает. Очень грандиозно! Я была под впечатлением!

Римские каникулы

Кстати, с Палатина открывается хороший вид на Колизей.

Римские каникулы

Здесь же есть отличная смотровая площадка, с которой прекрасно просматривается Форум и его окрестности. Именно по этой причине мы не пошли на Форум по нашим входным билетам, ведь сверху и так всё отлично видно.

Римские каникулы

На Палатине есть небольшой парк с большим количеством зелени, цветов и с апельсиновыми деревьями.

Римские каникулы

Здесь же стоит двухэтажное здание музея. Экспонатов немного, но все они найдены здесь при раскопках: статуи, бюсты, посуда, образцы фресок и украшения фасадов домов. Для любознательных демонстрируется познавательный фильм, в котором воссозданы облики зданий, интерьеры. Руины оживают, превращаясь в великую цивилизацию.

Огромная территория Палатина — прекрасное место для прогулки. Здесь можно спрятаться от жары, посидеть на лавочках.

Римские каникулы

Не так далеко от Палатина расположены такие древности, как пирамида Цестия и ворота Сан-Паоло.

Римские каникулы

Современный памятник жертвам фашизма.

Фонтан Треви. Увы, он был на реставрации. А фотографировать картонку с изображением фонтана и имитацией бьющих струй для бросания монет я не стала. Как-то это грустно.

Одно из самых загадочных мест Рима, окутанное духом Мальтийского ордена, замочная скважина на Авентинском холме. По непонятной причине длинная вереница туристов приходит к старым зелёным воротам с маленькой замочной скважиной, отстаивает очередь, чтобы заглянуть в эту заветную скважину. Вот и мы оказались в хвосте этой очереди в надежде заглянуть в щёлочку.

Римские каникулы

Дух современности и тут не отступает: каждый подходящий к двери обязательно фотографировал мир по ту сторону, делал пару-тройку кадров, а уже потом заглядывал.

Римские каникулы

Лица заглянувших не выражали никаких эмоций, ни радости, ни разочарования. Пока стояли в очереди, я мучилась от любопытства, что же там такое?! И вот мы у ворот. Сделав нужное количество кадров, заглядываю в скважину.

Секунды оцепенения. Вижу длинную-длинную аллею с высокими деревьями по обе стороны. И в конце этой аллеи крупный купол собора Святого Петра. В принципе, ничего необычного, но картинка какая-то завораживающая. Утверждается, что в скважине видны сразу три государства: территория Мальтийского ордена, Италия и Ватикан.

Римские каникулы

Здесь на Авентинском холме расположены здания, принадлежащие Мальтийскому ордену. В церкви Санта-Сабина-аль-Авентин проходят церемонии бракосочетания, стоит очень много свадебных машин, гуляют красивые молодожёны и нарядные гости. В одном из двориков идёт подготовка к выездной церемонии регистрации: стоят красивые стульчики, развещены ленты, украшена свадебная арка.

Мы заглянули в 2 небольших парка, которые расположены здесь же: сад Святого Алексия и парк Савелло. Утверждается, что это любимые парки римлян, здесь они отдыхают от городской суеты, гуляют с детьми. Вечером здесь спокойно, играют музыканты, газоны усыпаны спелыми (дикими) апельсинами и открывается красивый вид на центр Рима.

Римские каникулы

Вид со смотровой площадки парка Савелло.

Римские каникулы

Но вернёмся к увиденному в замочную скважину. Если проехаться по аллее на большой скорости, приближаясь к собору Святого Петра, то можно наблюдать оптическую иллюзию: собор будет отдаляться. Если же ехать в обратном направлении, отдаляясь от собора, то собор будет удивительным образом увеличиваться. Наблюдая в замочную скважину, такой возможности поэкспериментировать с собором нет. Но не стоит расстраиваться. Есть в Риме одна улочка, которая позволяет всем желающим посмотреть на это занимательное превращение собора. Правда, добираться до неё далековато. Но мы решили не упускать такую возможность. Улица Виа Никколо Пикколомини расположена на холме. Вдоль неё растут высокие деревья, а в конце виден купол собора Святого Петра. И действительно, если быстро двигаться по улице, то купол меняет размер. Рекомендую всем желающим самостоятельно разобраться, в чём тут дело.

Возвращаемся обратно в центр Рима. Много цветов и цветущих деревьев.

Римские каникулы

Все дороги ведут в Рим. Вот и нас, гуляющих по отдалённым римским холмам, одна из дорог привела в Рим.

Римские каникулы

Мы долго шли вдоль узкой автомобильной дороги, миновали арку Павла V.

В итоге вышли к смотровой площадке Джаниколо. Очередной вид на город.

Римские каникулы

У подножия смотровой площадки расположился район Трастевере. Это старый район, в котором витает дух старой Италии. Узкие улицы, разноцветные домики, сохнущее на верёвках бельё, перебегающие дорогу коты и множество уличных кафешек.

Римские каникулы

Мопеды и мотоциклы — самый популярный вид транспорта у горожан.

Римские каникулы

Мы перекусили в одном из ресторанчиков. Заказали знаменитую итальянскую пасту, бычий хвост по-Римски и еще нечто макаронообразное.

Римские каникулы

Компанию нам составил местный воробей. Ему тоже досталось немного вкусных крошек.

Римские каникулы

Продолжаем прогулку по району Трастевере.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере.

Таблички с надписями внутри церкви.

Римские каникулы

Ещё несколько красивых улочек и разноцветных домов района.

Римские каникулы

Красивые яркие деревянные римские двери и ставни.

Римские каникулы

Самый популярный фаст-фуд — маленькая пицца с разнообразными начинками.

Римские каникулы

Прогулявшись по району Трастевере, отправляемся в сторону знаменитой по фильму «Римские каникулы» Испанской лестницы. Если честно, не ощутила восторга от того, что увидела эту лестницу. Собственно, я её и не увидела: все ступени были заняты сидящими. Здесь шумно, много народа, пристают продавцы цветов и селфи-палок. К тому же церковь Тринита-деи-Монти, расположенная на вершине лестницы, была на реставрации. Говорят, что Испанская лестница прекрасна весной, когда цветут азалии.

Римские каникулы

Перед Испанской лестницей расположен вот такой фонтанчик «Баржа». Как гласит легенда, в одно из наводнений вода в Тибре поднялась настолько, что по улицам плавали лодки, одна из которых села в этом самом месте на мель, когда вода ушла.

Римские каникулы

Вид на Испанскую лестницу сверху.

Испанская лестница вечером.

Вилла Боргезе. Это огромная зелёная территория. Здесь многие занимаются спортом, бегают, гуляют с собаками, отдыхают.

Римские каникулы

На территории виллы расположено небольшое здание галереи Боргезе, где собраны самые знаменитые полотна, таких художников как Микеланджело Меризи да Караваджо, Рафаэль Санти, Питер Пауль Рубенс. Попасть в галерею можно только по предварительному бронированию. Мы же просто прогулялись по вечернему парку. Вышли на площадку, с которой открывается вид на площадь Пьяцца-дель-Пополо.

Римские каникулы

Вид с площади Пьяцца-дель-Пополо на смотровую площадку виллы Боргезе.

Римские каникулы

Вечерний Рим — романтичный в центре и немного будоражащий в тёмных переулках.

Колизей с подсветкой.

Пантеон.

Римские каникулы

Стая ночных римских ведьмочек.

Себяшка на память!

Римские каникулы

Наше путешествие по Риму подошло к концу. И мы отправляемся на Сицилию, о чём будет мой следующий рассказ.