Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Хужир, Слюдянка, Листвянка, Иркутск — Россия Май 2015

Рассказ о Листвянке (первый день) — здесь.

Рассказ о путешествии по Кругобайкальской железной дороге (второй день) — здесь.

Рассказ о Хужире и мысе Бурхан, скале Шаманке (третий, четвертый и шестой дни) — здесь.

Рассказ о Северном кольце Ольхона (день пятый) - здесь.

Иркутск не являлся важной целью в нашем путешествии по Байкалу, однако каждую свободную минуту из тех, что у нас оставались от знакомства с Байкалом, мы не преминули использовать для осмотра такого замечательного города. По результатам знакомства с ним, можем с уверенностью сказать: "Иркутск - точно город контрастов!". Расскажу обо всем по порядку, что же можно посмотреть в Иркутске

В первую очередь, это различные достопримечательности, связанные с пребыванием здесь декабристов. Увидеть дома декабристов нам довелось перед отправкой на Ольхон, пока мы ожидали досбора машины, и нам было велено "погулять тут минут 45". Муж быстренько извлек смартфон, отыскал ближайшие достопримечательности и повел мышь на крупу нахохленную меня смотреть эти самые дома. В небольшом сквере, ведущем от автовокзала к музеям-домам, есть и памятник женам декабристов. Установлен на деньги местного предпринимателя.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Скульптура изображает княгиню Марию Николаевну Волконскую - жену декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского - добровольно разделившую участь супруга в ссылке. Хотя первой из жен декабристов в Сибирь выехала Екатерина Ивановна Трубецкая. Всего же 11 жен последовали за своими мужьями, и еще 7 женщин - матери и сестры осужденных декабристов. Около 30 лет прожили семьи декабристов в Сибири, сначала на каторге, потом - в ссылке.

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов включает в себя дом-музей Волконских и дом-музей Трубецких. Дом Волконских (пер. Волконского, 10) был построен в 1838 году в селе Урик, в 1847 году перенесен в Иркутск. Тогда усадьба Волконских стала центром культурной и общественной жизни Иркутска: здесь проводились балы, ставились домашние спектакли...

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Волконские жили в этом доме до амнистии в 1856 году. Затем он был продан купцу Хаминову и отдан им под ремесленную школу для мальчиков. В советское время здесь вообще размещались коммунальные квартиры. В 1974-1985 годах дом был отреставрирован, и в нем открылся музей. Немало времени понадобилось... Сейчас воссозданы исторические интерьеры дома, представлены мемориальные рекликвии декабристов. Обычное время работы музея - с 10 до 18, в связи с чем нам и не удалось попасть внутрь, было еще рано. Расслабились мы совсем, привыкли, что музеи открываются в 8-9 утра... Но стоит признать, что хранители музея декабристов не без творческой искорки: на воротах было приглашение к участию в "Ночи в музее": вечерней экскурсии по княжескому дому при свечах с сюрпризами и концертной программой. Молодцы! Я бы с удовольствием поучаствовала, если б в этот день мы там были.

Напротив дома-музея симпатичная церковь - Храм Преображения Господня.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Вообще этот квартал очень интересный в плане архитектуры. Пока мы шли ко второму дому-музею с удовольствием насмотрелись и нафотографировались. =)

В центре Иркутска заблудиться сложно: кругом стоят вот такие столбы с указателями на основные достопримечательности:

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

В целом, замечательная идея, однако чьи-то шаловливые ручки потрудились местами над этой помощью для туристов. =) Ориентир, указываемый таким столбом не совпадал с рекомендацией навигатора у мужа в смартфоне, мы доверились электронным картам и не ошиблись! Видать, какие-то озорники развернули направление указателя на почти противоположное. Так что на указатели надейся, но и сам не плошай!

Дом и усадьба Трубецких (ул. Дзержинского, 64), хоть в некотором роде и считается второстепенным объектом относительно дома Волконских, нам приглянулась куда больше. Может, дело в том, что реставрация выглядит посвежее...

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Правда, саму территорию усадьбы еще только приводили в порядок после зимы, и внутрь мы тоже не попали (режим работы тот же - с 10 до 18), но домик очень симпатичный. Но вот история этого дома что-то какая-то подозрительная. Во всяком случае, официальный плакат музея гласил, что данный дом, "по легенде принадлежавший семье декабриста С. П. Трубецкого, был построен в середине XIX века в классическом стиле и получил позднейшее декоративное оформление в духе эклектики". С 1940-х на основе городской легенды стал постоянно именоваться домом Трубецкого. На самом же деле, сам Сергей Петрович никогда здесь не жил. По предположениям иркутских историков, дом мог быть построен Трубецким для одной из трех дочерей. Первая реставрация дома была произведена в 1965-1970 гг. по проекту архитектора Оранской, затем дом передали областному краеведческому музею. В 2006-2011 гг. проведена вторая реставрация, в результате дому вернули его исторический облик.

Вот какой сторож был у этого музея в то утро. =)

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Кроме музея декабристов, а может, даже и первым делом, в Иркутске можно посмотреть исторический центр города. Он расположен весьма компактно, вполне можно обойти пешком. Нам было вдвойне удобно - отель Ангара, в котором мы останавливались, стоит на центральной площади города - площади Кирова, к которой мы еще непременно вернемся для просмотра парада. =) Прямо за площадью Кирова находится Спасская церковь - все, что сохранилось до нашего времени от иркутского кремля. Построена в конце XVII века. Мне очень понравилась, она единственная в Сибири имеет роспись на внешних стенах. Мы ее сфотографировали ночью, получились неважно, поэтому прикладываю иллюстрацию из интернета:

Напротив стоит римский католический костел с органным залом, тоже очень красивый. Еще метров через 50 - Собор Богоявления.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Он находится на набережной. По ней здорово прогуляться. Можно наблюдать за Иркутом - притоком Ангары. Нам он показался очень полноводным и быстротекущим.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Тут можно увидеть памятник основателям Иркутска от горожан.

Вообще, церквей в Иркутске превеликое множество, очень красивых, многие в хорошем, отреставрированном состоянии, я здесь привела только малую часть. Много образчиков сибирского барокко. Если не загоняться целью осмотреть посписочно все достопримечательности, я просто советую прогуляться по историческому центру и подивиться контрастам архитектуры. Единственный обидный момент - очень низковисящие и запутанные провода перекрывают почти весь вид, очень трудно выбрать ракурс для фотографий, сколько ни скачи.

Сколько стилей намешано - не сосчитать, мы, честно говоря, просто любовались, не особо задаваясь вопросом, к какому стилю отнести вот этот дом, а к какому- вот этот.

Свеженькие дома соседствуют с совершенно старыми, постройки XIX-начала XX века, деревянными, иногда - даже сгоревшими.

Огонь их не щадит, сгорают как спичка. Хотя уголок доблести местных пожарных мы тоже видели, это не их вина, что деревянные дома не спасти.

Есть здания и в совершенно некондиционном состоянии, но почему-то это не отталкивает, скорее добавляет характера городу.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Направивишись к следующей обширной достопримечательности, мы увидели памятник самим себе - таким, как мы с вами - туристам! =)

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Следом мы посетили рекомендуемый к осмотру 130-й квартал Иркутска, иначе - Иркутская слобода. Формально, это место, откуда в 2010 г. переселили жителей, отреставрировали многие деревянные дома, появивишиеся там еще с XVIII века, кое-какие памятники архитектуры перенесли сюда, и в сентябре 2011 г. к 350-летию Иркутска открыли как достопримечательный квартал в историческом стиле с кафе, ресторанами, отелями и пешеходной зоной. Хоть, по моему мнению, выглядит и как чистейший новодел, прогуляться там вполне приятно.

А в начале квартала стоит монумент бабру, изображенному и на гербе, и на флаге города.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Также рекомендую не обделять вниманием и заглянуть на центральный рынок Иркутска. Тут, как в Греции, есть всё. =))

Но прийти сюда стоит, конечно же, за рыбой. Особенно за омулем.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Еще можно приобрести орехи, мы взяли кедровые. Есть и чищенные, но местные больше советуют брать подкаленые. Они лучше хранятся и меньше вероятность порчи ядра. Есть еще таежный мед, травяные сборы и их сагаан-дали (тонизирующая вещь для добавления в чай).

Далее наш путь лежал снова на центральную площадь Кирова,

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

где вечером должна была состояться генеральная репетиция парада Победы. Такое зрелище муж пропустить не мог, так что ноги в руки, нечего рассиживаться за ужином (а рестораны, кстати, в Иркутске есть вполне на уровне!) и бодрым шагом строго на север порядка 2 км. =)

По пути снова не удержались и наснимали кучу интересной архитектуры и памятников.

Ну а теперь немного про парад, а вернее - его репетицию. Вот уж мы впечатлились. Во-первых, иркутчане не снобы, и на парад пускают всех желающих. У нас в Москве даже на генеральную репетицию не пускают, в этом году разыгрывали между жителями с огромной помпой несколько десятков билетов. На репетицию! Что уж говорить про сам парад. А тут - пожалуйста.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Конечно, были и построения, и проезд техники, кстати: сколько девушек служит в местной полиции, а? ;)

Но вот самое то началось дальше. Насколько же иркутский парад отличается от нашего формально-прилизанного! На их параде куда больше "движухи": техника стреляет, люди бегают, стреляют, расшибают кирпичи, в общем - демонстрируют свои умения.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

Была и демонстрация навыков омона, не щадя живота своего, кувыркаться на голом асфальте и пробивать головой всякие жесткие материалы,

Десантирование из БТР и демонстрация действий иркутского ОМОНа

Показательные выступления иркутского ОМОНа с десантированием из БТР-80 во время генеральной репетиции парада Победы, 2015г.

и демонстрация СОБРом взятия строения, захваченного злоумышленниками,

Демонстрация штурма строения СОБРом

Показательные выступления отряда СОБР - штурм отдельно стоящего "здания" во время генеральной репетиции парада Победы в Иркутске, май 2015г.

А уж когда БТР начал стрелять, все вообще обалдели, маленькие дети от неожиданности аж заплакали.

Как стреляет БТР?

Небольшео видео со стреляющим БТР-80 с генеральной репетиции парада Победы 2015г. в Иркутске.

А я в этот момент шла мимо ограждения как раз, несла мужу куртку, иду, смотрю, БТР едет, ну, думаю, здорово. Отвернулась, иду дальше, а он как начнет грохотать, я аж чуть на инстинктивном уровне не выполнила упражнение "вспышка справа". :D

В общем, очень зрелищно и здорово. Молодцы иркутчане! Совсем другое дело!

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

А уж как дети радовались, сразу после отмашки об окончании мероприятия кинулись собирать гильзы. =) Особенно удачливый паренек раздобыл аж 2 гильзы от выстрелов БТРа.

В общем, может, мы и далеко не все посмотрели, что можно было, в Иркутске, но впечатлений все равно хватило!

Еще могу посоветовать посмотреть там музей-ледокол "Ангара", который был построен еще в 1900г.

Путешествие по Байкалу: Иркутск — город контрастов

В общем, приезжайте в Иркутск и на Байкал, друзья! Эти места - из категории must see! Так считают даже иностранные туристы, массово приезжающие туда Транссибом. =)

А наше путешествие на этом заканчивается, но, мы верим, будут и другие!