Наталия Щербина Пользователь — была сегодня 1:34

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров замечательный в океане есть. Часть 2.

29 июня 2015 г. 13:37 Сабах — Малайзия Июнь 2015

Часть 1. — http://www.tourister.ru/responses/id_12641

Пройдя напоследок еще раз по подвесным мостам в Borneo Rainforest Lodge (Danum Valley) , в 8 часов утра следующего дня мы тронулись в обратный путь. Дорога была в хорошем состоянии, так что пять часов в пути пролетели быстро. Следующим местом нашей остановки стал лодж Myne Resort на реке Кинабатанган. Река Кинабатанган самая протяженная (560 км) и полноводная река штата Сабах. Если вы хотите увидеть в большом количестве представителей животного мира Борнео в дикой природе, то посещение этого места обязательно.

Лодж Myne Resort скромнее и существенно дешевле своего сородича в Данум Валей, но это нисколько не умаляет его достоинств.

Хорошие добротные номера с видом на реку.

Ванная оказалась даже приличнее чем в Borneo Rainforest Lodge.

Были в наличие туалетные принадлежности и питьевая вода в номере. А вот еда подкачала. Исключительно местная кухня. Нам взрослым попробовать местные деликатесы было интересно. У ребенка, что естественно, еда не пошла. Но лично нас в таких ситуациях всегда выручает хлеб, безумным поклонником которого является мой Александр. Так что проблема с едой была решена.

В Myne Resort нет полной оторванности от цивилизации как в Данум Валей. Вечером можно поиграть в бильярд или посмотреть телевизор в зоне для отдыха.

Приехав и расположившись в Myne Resort, нас ждал пеший часовой трекинг в окрестностях лоджа. Когда отойдя от отеля на 200 метров, начался крутой подъем в гору, дрогнули все. Признаюсь, 2 дня, проведенные в Данум Валей, нас изрядно вымотали. Конечно, я больше переживала за Саньку. Но к нашему счастью подъем оказался недолгий. И тот вид, который нам открылся со смотровой площадки на реку, стоил того.

Дальнейшая наша прогулка прошла легко и непринужденно. Очень интересно было посмотреть и посидеть внутри дерева Мербау.

Его особенностью являются пустоты внутри ствола. Местный гид рассказывал, что во время 2-й мировой войны коренное население пряталось внутри деревьев Мербау, спасаясь, таким образом, от японцев. Люди могли сидеть в нем по несколько дней, предусмотрительно взяв с собой запасы еды и воды.

Мы не могли упустить возможность побывать внутри Мербау. И нам там очень понравилось. Достаточно много места для 3–4 человек. В каждом дереве вверху имеется отверстие -вентиляция, образованное естественным путем.

Так что при желании можно устроиться очень комфортно.

Растительность парка Кинабатанган сильно отличается от лесов Данум Валей. Здесь вы не увидите такого масштаба и величия. Но мы приехали на реку немного за другим. А самое интересное началось на вечерней прогулке по реке. Каждый выезд на реку, а их было еще два на следующий день, занимал по времени 3 часа. Три часа полного погружения в жизнь лесных обитателей, живущих на берегу реки. Жизнь активную, удивительно разнообразную и безумно интересную. Животный мир Кинабатангана начал нас атаковать, как только мы отплыли от причала.

Птицы-носороги сопровождали нас постоянно во время нашего пребывания на реке.

За время наших речных прогулок мы видели в большом количестве обьезьян-носачей, которые обитают только на Борнео. Взрослые самцы украшены похожим на огурец длинным носом, который увеличивается в размерах и краснеет, когда животное сердится или возбуждено. Размеры «мужского» носа могут быть больше 10 см. Самки и детеныши рядом с ними кажутся курносыми.

Длина тела самца составляет 73–76 см, вес до 20 кг. Самки мельче и вдвое легче. Ассоциация самца с пьющим мужчиной напрашивается сама собой. «Пивной» животик и опухший нос — визитная карточка обезьян-носачей мужского пола.

фото из интернета

Однако носачи очень быстро передвигаются по деревьям. Фотографировать их было трудно, т. к. они находились в постоянном движении. Эти обезьяны прекрасные пловцы и могут проплыть под водой до 20 метров. Обычно группа носачей включает 10–30 животных — взрослого самца, его «гарем» и детенышей.

Валентина поведала нам о заказнике Labuk Bay Proboscis Monkey Sanctuary, который находится в 45 км от города Сандакан. В 1994 г. хозяин будущего заказника приобрел большой участок сухого мангрового леса для плантации масличной пальмы. В лесу жили носачи, и владелец был буквально очарован ими. Он узнал все об их образе жизни и понял, что животным нужна помощь. Поэтому часть территории оставили под естественными местообитаниями, и сегодня в заказнике живет порядка 60 носачей. В Labuk Bay Proboscis Monkey Sanctuary можно увидеть этих замечательных обезьян в естественных условиях. Наблюдать их можно с удобной широкой площадки, вокруг которой устроено несколько платформ для кормления обезьян.

Путешествуя по реке Кинабатангам, два раза нам удалось увидеть орангутанов. Т. к. деревья в этих лесах более низкорослые, то рассмотреть «лесных людей» можно было гораздо ближе и отчетливее, чем в Данум Валей.

Самыми статичными и фотогеничными оказались, как всегда, мартышки.

Помимо озвученных ранее птиц-носорогов, мы видели два вида зимородков.

Белые цапли на нашем пути попадались очень часто.

А вот серую цаплю мы смогли увидеть только на утренней прогулке.

К сожалению, нам не удалось увидеть карликовых слонов и больших крокодилов, которые водятся в реке Кинабатанган. Зато вечером к нам в лодж заходили дикие кабаны, т. к. персонал отеля их подкармливает. Кстати, находясь в Borneo Rainforest Lodge, я спрашивала, почему они не практикуют подкармливание диких животных. Но там позиция по этому вопросу очень категорична: животные живут в естественной среде обитания, и не стоит их приручать к людям. Это только им во вред. Не людям, конечно, а животным.

Недалеко от места нашей дислокации в Myne Resort, находились знаменитые пещеры Гомантонг.

Я по своей наивности считала, что они знамениты своими размерами и количеством летучих мышей, живущих в них. А, нет. Пещеры Гомантонг находятся внутри одноименной горы. Эта система состоит из множества пещер, связанных между собой, и служащих домом для миллионов летучих мышей и больших тараканов, сотен тысяч гигантских длинноножек и сотен стрижей. Также среди обитателей пещер встречаются крысы и пещерные крабы, которых там тоже достаточно. Ключевые слова, характеризующие пещеру — миллионы тараканов и сотни тысяч гигантских длинноножек. Столько тараканов, огромных тараканов заметьте, я не видела никогда в жизни. Надеюсь, больше никогда и не увижу. Думаю, что именно по этому признаку пещеры Гомантонг включены в десятку самых страшных мест на Земле. Узнала я это, конечно, позже. Отступать не захотелось, поэтому в компании Вали я отправилась внутрь. Сестра идти туда категорически отказалась, а ребенка я не пустила сама.

Это было ужасно. Для меня ужасно вдвойне, потому что я боюсь всего две вещи: крыс и тараканов. Тараканы присутствуют там везде, куда не кинь взор. Бегают просто толпами. Кругом одни тараканы. Останавливаться нельзя. Надо всегда быть в движении, чтобы эти мерзкие существа ненароком на тебя не заползли. А во всем виноваты безобидные стрижи, которые облюбовали пещеры Гомантонг для своих гнезд, и миллионы летучих мышей. Пол пещер на метр покрыт слоем гуано. Для посещения туристов открыта только одна пещера. А больше и не надо. Но самый большой шок — открытая будка со сторожем, беззаботно спящим в центре этого праздника жизни. Оставлю этот момент без комментариев, т. к. не думаю, что тараканы обходят сторожку стороной. К сожалению, фотография веселого домика получилась у меня очень смазано, т. к., видимо, я очень нервно топталась на месте, пытаясь его сфотографировать. И что же этот спящий человек охраняет? Не тараканов, конечно. Сторожит он вход в другие пещеры от охотников за гнездами стрижей. У китайцев данный продукт считается деликатесом, т. к. омолаживает организм. Так они считают. Откуда на Борнео китайцы? Их там не меньше, чем тараканов в пещерах Гомантонг.

Ну что же, я сделала это! Радость озарила меня, как только я вышла из пещеры. Правда, всплыл еще один неожиданный нюанс после посещения пещер. Т. к. ходить пришлось по «усланному цветами ковру», с периодическим похрустыванием под ногами, то аромат моих кроссовок затмевал все запахи на свете. Я уже была готова расстаться с ними навсегда, но стиральная машина, по возвращению домой, продлила им жизнь.

После такого треша релакс на вечерней прогулке по реке мне был просто необходим. Погрузившись в наше маленькое суденышко, я вскоре уже и не вспоминала о своих недавних переживаниях. Стрижи, активизировавшиеся на закате, уже не казались мне такими зловещими.

А прощальный закат на реке был просто великолепен.

Пейзажи реки Кинабатанган очаровали меня. Имея достаточный опыт путешествий, могу сказать, что это были лучшие речные прогулки в моей жизни.

На следующий день нам предстояло проделать долгий путь обратно к отелю Shangri-La’s Rasa Ria Resort через национальный парк Кинабалу. Национальный парк Кинабалу является первым национальным парком Малайзии, отнесенным ЮНЕСКО к категории Всемирного наследия. Парк охватывает 754 кв. км в окружении горы Кинабалу, являющейся самой высокой горой в Юго-Восточной Азии (4 095,2 м). Кинабалу является одной из самых молодых невулканических горных вершин в мире, и продолжает расти по сей день.

Склоны горы служат природным ареалом для многих растений и животных, родственных флоре Гималаев, Китая, Австралии, Малайского полуострова и ряда других субтропических регионов Азии. Но разнообразие млекопитающих не гарантирует возможности их увидеть. Многие животные ведут ночной образ жизни или прячутся на вершинах деревьев.

Прибыв туда к полудню, у нас было достаточно много времени, чтобы не спеша осмотреть горячие источники Poring Hot Spring, которые очень популярны у местного населения. Горячие источники расположены на восточной окраине Национального парка Кинабалу, на расстоянии примерно 46 км от ботанического сада и штаба, где начинается восхождение на гору. Слово Poring переводится с местного языка как гигантский бамбук, который в изобилии растет в этом районе.

Температура воды в горячих источниках колеблется от 49 до 60 градусов по Цельсию. Посетители могут поплавать в сернистых бассейнах, воду для которых отводят по трубе от горячих источников, расположенных выше. Мы как раз попали во время школьных каникул, поэтому людей, принимающих оздоровительный ванны, было много.

Далее наш путь лежал к подвесным мостам парка Кинабалу. Подвесная тропа состоит из нескольких сегментов алюминиевых лестниц, соединенных болтами и подвешенных в горизонтальном положении. Поверх лестниц лежат деревянные доски. Сетка прикреплена по обе стороны для безопасности, так что переход по подвесному мосту вполне безопасен даже для детей. Всего насчитывается 3 сегмента подвесного моста общей протяженностью 373 м и максимальной высотой 41 м над землей (в зависимости от уклона). Пожалуй, это самые неустойчивые мосты, по которым нам приходилось ходить на Борнео. Прогулка по ним доставила нам массу положительных эмоций, и оказалась совсем нестрашной.

Побродив по мостам, мы отправились осматривать бесценную жемчужину парка Кинабалу — цветок раффлезию.

Это самый крупный цветок в мире. Средние размеры цветка в поперечнике составляют 70–90 см. А вот цветок-рекордсмен имел в диаметре 106,7 см. У цветка раффлезии пять толстых, мясистых лепестков, покрытых бледными бородавчатыми пятнами. Лепесток имеет толщину в среднем три, а длину 46 сантиметров.

Раффлезия — паразитирующее растение, у которого отсутствуют стебель, листья и орган, в котором идет процесс фотосинтеза. Питается насекомыми. Цветет не более 7 дней. На четвертый день своего цветения раффлезия начинает источать запах разлагающегося мяса, тем самым привлекая к себе насекомых-опылителей (обычно лесных мух). Именно поэтому, ее также называют трупная лилия. Раффлезия, увиденная нами, имела в диаметре 74 см и цвела только второй день. Так что мы просто любовались этой красотой, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

Пообедав в местной китайской забегаловке, мы отправились в ботанический сад парка Кинабалу. Сад славится разнообразием орхидей, представленных в нем. Но главной его ценностью, на мой взгляд, является то, что он очень гармонично вписался в естественную среду парка.

В ботаническом саду представлено очень большое количество орхидей, названия которых запомнить я и не пыталась.

Видели несколько видов насекомоядных растений.

Впечатления от посещения ботанического сада остались очень приятные. Лесная прохлада освежала и бодрила. Уезжать не хотелось. Находясь здесь, задумалась о покорении горы Кинабалу в перспективе. А почему бы и нет? Сашка немного подрастет, и в 12 лет можно будет попробовать сделать наше первое восхождение. Сама альпинистом не стала. Может быть с ребенком, на старости лет, приобщусь к клану покорителей гор. Но это все проза, а нас ждала дорога в Shangri-La’s Rasa Ria Resort, встрече с которым мы были безумно рады. Понежившись еще три дня на морском побережье, нас ждал долгий путь домой. И здесь произошло самое для нас неожиданное событие.

В день нашего отлета с Борнео нас настигло землетрясение магнитудой 6 баллов. В моей жизни это было первое землетрясение. Ощущения были новые и необычные для меня. Утром никак не могла оторвать голову от подушки, видимо готовясь к длительному перелету домой. Ребята уже встали и ждали меня, чтобы идти на завтрак. И тут возник непонятный гул, все заходило ходуном. Тряхануло так, что через минуту я уже стояла одетая и готовая бежать вниз на первый этаж, т. к. мы жили на пятом. Минут через пять всех отдыхающих попросили выйти из отеля. Минут 30 мы стояли на расстоянии пятидесяти метров от здания, пытаясь получить разъяснения о том, что же это все-таки было. Вскоре к нам вышел работник службы безопасности отеля и очень спокойно и уверенно стал нам рассказывать, что это отголоски японского землетрясения, которое произошло 30 мая. «А что вы хотели?» — сказал нам безопасник: «Всех трясет, и нас немного потрясло». И мы все успокоенные побрели к себе в номера, кто досыпать, хотя таких наверное не было, а кто быстро выносить чемоданы вниз)).

Для нас новость о японском землетрясении была неожиданной, т. к. в это время мы активно вышагивала по тропам в парке Данум Валей. Сразу полезла в гаджет искать информацию. 8 баллов меня впечатлили. И только я стала успокаиваться, как Валентина присылает мне чудесные фото, из которых я понимаю, что мы только что были в эпицентре самого настоящего землетрясения.

Эпицентр землетрясения пришелся на парк Кинабалу. Никто из туристов не пострадал, но инфраструктура в парке получила небольшие повреждения. Вот что стало с дорогой, по которой мы возвращались из Myne Resort на побережье через парк.

Ай-яй-яй, дядечка, как нехорошо обманывать. А мы Вам поверили! На самом деле, конечно, он поступил правильно. Паника среди отдыхающих никому нужна не была, а так все более-менее спокойно побрели на завтрак, т. к. спать уже никому не хотелось.

Уже в понедельник, борясь с московскими пробками и пытаясь добраться до работы, по радио услышала, что в землетрясении, оказывается, были виноваты туристы. Хорошо, что не русские)). Гора Кинабалу является священной для коренных жителей и почитается как «обитель мертвых». Издавна считалось, что на вершине горы обитают духи предков. Чтобы умиротворить души усопших предков, в жертву приносили кур. Так вот, не понравилось душам предков, что некоторые туристки загорают топлес на пляжах третьего по величине острова в мире. Вот и тряхануло. И аборигены просто в ультимативной форме требовали восемь голов……нет, не туристок. Почему-то восемь голов крупного рогатого скота.

Садясь в самолет, не скрою, что мы испытали чувство облегчения от того, что вовремя покидаем остров. Но все это были минутные переживания, потому что путешествие действительно удалось. Понравилось все. И если Данум Валей больше оценят эстеты, то проживание на реке Кинабатанган и посещение парка Кинабалу рекомендую абсолютно всем, кто планирует побывать на Борнео. Очень хочется вернуться обратно: совершить двухдневное восхождение на гору Кинабалу и посетить штат Саравак, который скрывает не меньше потаенных и красивых мест от взоров путешественников.

И еще, совсем немного о своем мальчике. Как любой ребенок, он очень ревностно относится к поездкам, когда я уезжаю без него. На все мои отговорки, что это тяжелые путешествия, где надо очень рано вставать, очень много ходить и жить в непростых условиях, он мне отвечает, что уже большой и тоже сможет все это перенести. Так вот, в этой поездке он очень хотел мне доказать, что он может быть хорошим компаньоном в серьзных путешествиях. За 5 дней нашего проживания в парках присутствовали моменты, когда ему, конечно, было тяжеловато. Но он у меня молодец. Он показал, что с ним путешествовать можно).