Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 19:57

Страсбург — Франция Декабрь 2012

Хороводы под елкой и подарки от Деда Мороза. Новый год всегда был для меня самым любимым праздником, даже больше чем День Рождения. Хотя на День варенья подарки были круче, что и говорить. Но эта атмосфера, пахнущая мандаринами, свежей елочной хвоей, легким морозцем от мамы, которая каким-то чудом, за 4 часа до Нового года купила елку у уже хорошо поддавщего мужичка. Легкое веселье близких, как пузырьки шампанского, вырывающееся из высоких бокалов.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

И даже та новогодняя усталость не привыкшего к ночным бдениям детского организма. И дрема, слепляющая счастливые глаза, смотрящих на тень от шара, висящего на елочной ветке. Как мне хотелось это почувствовать вновь. Вновь вернуться в детство.

Это не возможно, я знаю. Особенно это трудно предствить, когда уже в пору внуков няньчить, а за окном вместо лежащего на ветках снега, зацветает какой-то кустарник. Когда после новогодней ночи в 5 утра вставать на работу (а вот фиг им, возьму выходной), а Новогодний огонек по телевизору не радует и не вдохновляет.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

А почему бы не устроить это праздник себе самой? Да и то верно! И вот я, прихватив своего великовозрастного ребенка, заказав за месяц столик для празднования Рождества в ресторане с многовековой историей, загрузилась в самолет. Впереди Страсбург: рождественские базары, горячий глинтвейн, музыка на улицах. Воздух праздника, сказки и таинства.

Прилетели мы во Франкфурт. Люфтганза от аэропорта Франкфурта предоставляет бесплатный автобус-шатл до Страсбурга. Он едет без остановок и в конце пути останавливается у какой-то сетевой гостиницы (вроде Мариотт) и конечная — у железнодорожного вокзала.

За стеклом находится железнодорожный вокзал Страсбурга. Историческое здание закрыто стеклянным кожухом для сохранности.

Страсбург встретил нас хмурым небом и неутешительным прогнозом погоды. Но что там погода! На 7 вечера я заказала места в ресторане «У Золотой цепи». Человек я пунктуальный и по незнакомому ночному городу мы с дочкой почти бежали, чтобы успеть к сроку. Пришли почти первыми вторыми. Кроме нас там тусовалась ещё небольшая компания, но буквально через пол-часа ресторан начал быстро заполняться.

В ресторане у Золотой цепи.
В ресторане у "Золотой цепи".

Я заказала шукрут с тремя видами рыбы, надо же национальную еду попробовать. Дочь рисковать не стала и взяла стейк с картофелем. Ну что вам сказать…! Более мерзостной еды я не ела за всю свою жизнь. Даже в пионерском лагере! До того, как я увидела свой заказ, я его унюхала с расстояния метров в 10. Порция рыбы была такого размера, что если бы её увидел мой кот, он с пренебрежением отвернул бы от неё свою наглую морду. А капуста смердела, как будто умерла вместе с рыбой неделю назад. Дочь стейк прожевать не смогла и попросила у меня бумажный носовой платок, чтобы выплюнуть этот жилистый кусок говядины.

Но есть-то хотелось, причем ужасно! Положение спас тарт-фламбе, что-то типа тоненькой пиццы. Счет в районе 60 евро. Короче — отстой.

Зато завтраки у нас были царские. Супер напротив нашей гостиницы Des Princes, что в районе Оранжери,

Гостиница Des Princes.

предлагал и ананасы, и сладчайшие грейфруты, дивного копченого лосося. Булочная — теплые багеты, плюшки и пирожные. Дочь вспоминает эти завтраки даже чаще, чем дорогие рестораны, в которые мы ходили в своих поездках. Если бы не эти маленькие «суперские» радости, Страсбург сильно померк бы в наших глазах, т. к. ресторанная еда там на уровне «ниже плинтуса»!

После такого обогатительного завтрака утро уже не казалось хмурым, серое небо не пугало собирающимся пролиться дождем и мы, разглядывая витрины, пошли к старому городу, до которого неспешным шагом прогулки минут 30. Обмануться в направлении было сложно, т. к. единственная башня страсбургского Дуомо доминирует надо всем городом и указывает направление к центру, где бы вы не находились.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

Страсбург уютен, ухожен и свеж, не смотря на свою много-вековую историю и множество войн разного толка. Старенький-старенький готический 1427-го года постройки (только вдумайтесь почти 6 веков) дом Коммерцеля со знаменитой ренессанской резной надстройкой 1571 года, где 75 окошек, обрамленных богатой резьбой виде фигур, изображающих пятнадцать музыкантов, двенадцать знаков Зодиака, различных библейских и мифических героев, героев античности и символы пяти чувств.

Сейчас там гостиница и ресторан с настенными фресками Лео Шнуга. В этом ресторане мы тоже отметились. Результат был чуть лучше, чем в «Золотой цепи». Но это лишь чуть. Стейк, заказанный на этот раз мной, также был тяжел для жевания, а официантка настолько неприветлива, что на ум приходило только то, что у неё болели зубы или бросил муж.

Зато за круглыми средневековыми окошками группа мальчишек завернув косячки с травкой, затянувшись пару раз и взбодрившись «Ред Буллом», так рванули «О Белла, чао», что мы с дочкой простили ресторану Дома Коммерцеля и невкусную еду, и неприветливую официантку. Зажгли ребятки душевно!

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

На другом углу Соборной площади и Галантерейной улицы (rue Mercière) расположен ещё один дом — старинная страсбургская аптека Оленя.

Говорят, аптека на этом месте существовала с 1348, а может быть даже уже с 1268 года, к которому относится первое упоминание об этом здании.

Обыкновенный фахверковый дом с черно-белыми стенами, казалось бы, ничем не примечательный (кроме разве что своей старины), имеет довольно интересную историю. Не самая крепкая постройка, а ведь выстояла во всех пожарах и войнах. Поговаривали, что в аптеке Оленя часто бывал студент Иоганн Вольфганг Гёте. Он жил неподалеку и заглядывал сюда, чтобы пофилософствовать со своим другом аптекарем. Аптекарем в то время был Якоб Шпильман, химик и профессор медицины, который не просто работал в аптеке, но даже устраивал здесь лекции по практической химии.

Еще аптека знаменита бюшмессером, или колонной для измерения живота. Многочисленные туристы Страсбурга традиционно развлекаются тем, что встают (или, при внушительной комплекции, протискиваются) между стеной и колонной и оценивают таким образом стройность своей фигуры.

Но главный на Соборной площади, конечно, сам Собор — страсбургский Дуомо. Снять его целиком не реально.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

Площадь небольшая, да ещё по случаю Рождества вся заставлена «кибитками». Краснокирпичный красавец, он немного однобок (одну из готических башен не достроили), но это его не портит. Его населяют многочисленные персонажи, разглядывать которые невероятно интересно.

Много уже повидалось соборов, церквей и храмов. Почти каждый из них оставил свое впечатление. Меньшая часть оставила равнодушной. Но такой мягкой, легкой аурой, тонкой и теплой одновременно, как любимый, старый оренбургский платок, не окутывал никто. Она была подобна ласковому прикосновению близкого человека. У нее был даже неуловимый аромат, если это вообще возможно.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

Там было так хорошо. Можно было долго глядеть на гобелены, его украшающие. В каком-то блаженном ступоре рассматривать кафедру — шедевр пламенеющей готтики. И найти-таки ту малюсенькую собачку, уже сотни лет дремлющую на этих ступенях, вытертых вещавших с неё проповедников.

если собачку погладить, то сбудется ваше желание!?

А ещё этот загадочный свет, лющийся из росскошных витражей. И астрономические часы, движение в которых происходит каждые четверть часа. И надо постараться успеть на это крошечное представление! А в 12–30 по полудни, когда оживает весь этот часовой городок, просто обалдеть от забавности всего происходящего.

Соборов, церквей и костелов в Страсбурге множество. Там я впервые встретила такую занятную фишку, как коммунальная церковь. Да, не кухня, а именно церковь.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

Протестанты, в своей аскезе не приемля роскоши католицизма, порушили внутренее убранство католических храмов не хуже отпетых атеистов-революционеров. Потом католики вновь сменяли протестантов и история повторялась с точностью наоборот. Культовые сооружения перименовывались, перестраивались, переукрашались или наоборот-разукрашались. И получалась, временами, ужасная путаница.

Вот как вы думаете, сколько может быть в столь маленьком городке, как Страсбург, церквей святого Петра? Оказывается их целых три.

Первая — Церковь Св. Петра Старого (Église Saint-Pierre-le-Vieux), которая на самом деле состоит из двух церквей — католической и протестантской, находится на одноименной площади (Pl. St. Pierre le Vieux), не далеко от шлюзов и района Маленькая Франция.

Вторая — протестантская Церковь Св. Петра молодого (Église Saint-Pierre-le-Jeune protestante), расположенная на одноименной площади (Place Saint-Pierre-le-Jeune), недалеко от площади Железного Человека.

Есть и еще одна церковь Св. Петра молодого, но уже католическая, расположенная на улице Сен-Леон (Rue Saint-Léon), недалеко от улицы маршала Фоша (Rue du Maréchal Foch) и площади Республики. Это большой храм из красного песчаника, построенный уже почти в наши дни (1889—1893 гг.), внушительный купол которого хорошо просматривается со многих точек Страсбурга. Кстати, строил его архитектор-еврей Леви Людвиг, жена которого умерла в лагере Терезин в 1943-м году, а двое детей сгинули ещё раньше. (Вот такие чудные дела).

Мне очень хотелось найти протестантскую церковь святого Петра молодого (вторая в списке). Она славится как своим внешним, так и внутрениим убранством. Там какие-то совершенно замечательные старинные фрески. Но дверки церкви оказались закрыты и пришлось ограничиться внешним осмотром.

Страсбургское монпансье. Часть вторая: вкусная и не очень

На откосах портала с правой стороны изображены Неразумные девы, которые все так же печалятся, а также Соломон, Давид и Моисей, символизирующие Ветхий завет.

С левой стороны мы видим улыбающихся Мудрых дев, св. Павла, св. Иоанна и св. Петра, олицетворяющих Новый завет.

Разумные девы со святыми, олицетворяющими Новый завет.

На цоколях этих больших скульптур представлены двенадцать месяцев (календарь) и четыре части света — «четыре ветра» (это два ближайших к центру цоколя с обеих сторон).

Весь Немецкий район Страсбурга, о котором я рассказывала здесь (https://www.tourister.ru/responses/id_12363) и вышеописанную церковь Св. Петра Молодого я обошла за пол-дня, пока моя дочь раскачивалась и прихорашивалась после завтрака. Когда же в час по-полудни я вернулась в гостиницу, зарядил нудный, совсем не рождественский дождь и намеченные на сегодня дамбы Вобана остались мной в Страсбурге не осмотренными. О чем я до сих пор сокрушаюсь и печалюсь.

Зато этот день мы провалялись в постели, попивая бургундское и заедая это славное винцо пармской ветчиной и солеными бретцелями, как настоящие католички, которыми не являемся!

Зато день накануне, т. е. день предшествующий непосредственно Рождеству, выпал на редкость не декабрьским. За все предыдущую серость небес этот благословенный всеми христианами день подарил нам яркось синевы и тепло почти весеннего солнца. И прогулка до Маленькой Франции — самого яркого и очаровательного уголка Страсбурга выдалась редкостной и незабываемой.

Панорама района Маленькая Франция.
Панорама района "Маленькая Франция".