Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 18 апреля 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Гюмри, Арагацотн — Армения Апрель 2014

Вторую экскурсию по Армении я взял на север страны, в город Гюмри и окрестности. Также в программу входило посещение церкви Аруч VII века и монастырей Мармашен и Аричаванк. На этот раз других русских экскурсантов не нашли, так что теперь гид говорила попеременно на русском и английском языках.

Мы выехали из центра Еревана и когда проезжали мост Победы, я обнаружил, что оттуда прекрасно видно Арарат. Правда снять его можно было только из окна автобуса.

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Тут видно похуже, но все же видно. Вообще Арарат такой высокий, что его по дороге в Гюмри видно довольно долго

Дома на окраине

Это памятник разделенной земле армян. Левого крыла у птицы нет — запад исторической Армении остался в Турции

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Строительство частных домов на склонах гор

Ереван - монастырь Аруч - монастырь Мармашен

На расстоянии 40 км от Еревана есть деревня Аруч, где расположена одна из самых больших церквей в Армении — Собор Св. Григория, построенный в 7-ом столетии. Купол церкви был разрушен и теперь куполом для нее служит открытое небо, которое является как бы продолжением фресок, однажды мастерски разрисованных на стенах церкви. Поблизости с церковью обнаружены руины дворца, построенного в то же самое время, что и сама церковь, а в предместьях деревни есть остатки замка и караван-сарая, построенных позже в 13–14 столетиях.

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Храм Аруч полуразрушен, купола нет, стены треснули, внутри тоже беспорядок. Говорят, что восстановлению не подлежит.

Храм Аруч и старинное кладбище

Храм построен в 666 году

Развалины караван-сарая — так в средние века на востоке называли гестхаусы :)

Караван-сарай на берегу ручья

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Едем дальше. Трактор пашет поле. Гора справа похожа на эстонский террикон

Пошли горные пейзажи

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

А вот в таких домах живут «новые армяне» (на самом деле, как мне подсказывают, это ресторан в "новорусском" стиле :))

Еще в том же стиле

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

После церкви уже поехали прямиком в Гюмри. По пути проезжали небольшой городок Маралик. Экскурсовод рассказала, что раньше здесь был большой завод, но с распадом СССР он закрылся. Тут мы как раз проехали мимо огромного заброшенного корпуса — да, завод и вправду был большой. -Теперь, -сказала экскурсовод, -молодежь работает за границей.

В Гюмри мы сначала заехали в краеведческий музей. Вообще в такие музеи я обычно не хожу, но тут его посещение входило в стоимость тура. Наш гид взяла экскурсию по музею на английском языке. Мне предлагала отдельного гида на русском, но я сказал, что пойму и по-английски. Ну что там понимать-то в провинциальном краеведческом музее? Тем более, что там все подписано в том числе и по-русски.

Карета из экспозиции краеведческого музея. В самом музее не особо интересно.

Одна из площадей Гюмри. Снято из окна автобуса

А дальше, почти не заезжая в сам Гюмри, мы поехали в монастырь Мармашен, который там неподалеку. За городом, прямо в поле, построено много домов для пострадавших от землетрясения 1988 года. Только строили непонятно в каком году, такое ощущение, что строительство с распадом СССР так и не закончили, и дома по-прежнему стоят прямо в поле среди камней и битого кирпича.

Дом то ли обвалился при землетрясении, то ли был построен уже после него, но не успели закончить

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Вот эти новостройки выглядят уже поприличней. Как будто строили недавно.

А еще примерно в этом же районе находится танковый полигон российских войск, стоящих в Армении. База у них как раз в Гюмри и находится.

Но тут мы свернули с шоссе и по ужасным колдобинам стали спускаться вниз, в долину реки Ахурян, где виднелся монастырь. Автобус при этом так трясло и мотало, что было почти невозможно заснять что-то через окно.

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Находящийся на высоком берегу реки Ахурян, на живописной равнине, прекрасный монастырский комплекс Мармашен был построен князем Ваграмом Пахлавуни. Строительство этого величественного памятника было начато в 986 г. и закончено в 1029 г. Главная церковь — купольная зала, фасады которой обрамлены треугольными нишами, которые благодаря игре света и тени придают строению некую живость/одушевленность. Вторая церковь храма построена рядом с главной церковью. Сохранившиеся восточные и северные стены говорят о том, что и по вымыслу, и по архитектурным деталям она являлась копией главной церкви. Монастырь, построенный из красного туфа, смешиваясь с голубым фоном неба, оставляет неописуемое впечатление.

Мармашен вблизи. Частично разрушено, но не так сильно, как Аруч

Армения. День 3/1. Аруч и Мармашен

Рядом с церковью протекает река Ахурян с крутыми скалистыми берегами

На берегу реки сидят отдыхающие, возможно даже и купаются

Интерьер церкви

Вокруг, по словам гида, много змей. -Ядовитые? -Да, -говорит, -гюрзы.

Еще один ракурс

В Армении до сих пор сохранилось много антикварного советского автопрома