Турист Наталия (natchen)
Наталия
была 12 апреля 16:32

Кота-Кинабалу, Сабах — Малайзия Июнь 2015

Поездка на Борнео стала моим первым самостоятельно подготовленным путешествием. Сама купила авиабилеты, забронировала отели, списалась с гидами в Куала Лумпуре и Кота- Кинабалу. Кстати, гидов я выбирала на сайте Туристер. Было немного страшновато, учитывая, что отдых планировался с ребенком. Вдруг где-то накосячила? Лететь в штат Сабах решила через Куала Лумпур, т. к. с этим городом была еще не знакома.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

До Куала Лумпура из Москвы летели Qatar Airways, а из Куала Лумпура до Кота- Кинабалу — Malaysia Airlines. Как очень часто бывает, когда билеты покупаешь задолго до поездки, внутренние рейсы ближе к дате путешествия любят переносить. Нам было предложено провести в столице Малайзии дополнительно 2 дня, что меня никоим образом не устраивало. Была сильно удивлена, что нет представительства Malaysia Airlines не только в Москве, но и вообще в России. Пришлось обращаться к Инге (гид в Кота-Кинабалу) за помощью. Инга отреагировала очень оперативно, за что ей огромное спасибо. Так что на следующий день после моей просьбы о помощи, на мой эл.адрес были высланы измененные билеты Куала Лумпур — Кота-Кинабалу на нужные даты.

Два дня в Куала Лумпуре прошли на одном дыхании. Получив порцию положительных эмоций от мегаполиса, дальнейшим нашим пристанищем на третьем по величине острове в мире Борнео стал отель Shangri-La’s Rasa Ria Resort. По соотношению цена — качество отель занимает очень достойное место. Читала в свое время, что на Борнео проживание в отелях в два раза дешевле, чем на Лангкави, а сервис ни в чем не уступает. Так и есть. Качество обслуживания и проживания в Shangri-La’s Rasa Ria Resort на пять с плюсом.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

На территории отеля располагается реабилитационный центр орангутанов.

Или орангутанги?

Туристы из других отелей приезжают сюда понаблюдать за «лесными людьми», ведь именно так переводится слово «орангутан», и посмотреть как их кормят. Так что, проживая в отеле Shangri-La’s Rasa Ria Resort, вы можете хоть каждый день посещать этих «малюток» и наслаждаться их компанией.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Реабилитационный центр орангутанов, находящийся на территории отеля Shangri-La’s Rasa Ria Resort
При желании, можно договориться со служащими центра и принять участие в кормлении этих "лесных людей"

На территории заповедной зоны Shangri-La’s Rasa Ria Resort имеется подвесной мост. Это был наш первый опыт прогулки по канопи (именно так называют подвесные мосты на острове).

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Южно-Китайское море на Борнео очень чистое и теплое. Возможно, для кого-то теплая вода в море является недостатком, мы же были счастливы. Вылезать из воды не хотелось.

Так почему же стоит посетить остров Борнео? И что интересного можно увидеть на этом острове? Пляжи и теплое море, однозначно.

Медузы во время нашей поездки отсутствовали, так что абсолютно никто не мешал нам принимать морские и солнечные ванны, сидя в воде по часу.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Единственным, но существенным недостатком нашего безмятежного пляжного отдыха была песчаная мошка. Читала об этом много. Правда, как потом выяснила, на Гоа, в Таиланде и во Вьетнаме русские туристы тоже были покусаны ей же. Начитавшись об этом бедствии, были куплены еще в Москве сильные репелленты. Но куда там... Как-то не по пацански приходить на пляж и обливать себя духами от комаров. А как же быть, скажите пожалуйста, с ровным и красивым загаром? В итоге, на третий день первой начала чесаться я. Потом присоединились и остальные. Запасы репеллентов, привезенные с собой, закончились очень быстро, так что пришлось опустошать прилавки местных магазинов. Поэтому если вы нацелены посетить Борнео исключительно ради пляжного отдыха, то лучше поищите другое, менее кусачее место.

Проведя четыре замечательных дня в Shangri-La’s Rasa Ria Resort, мы отправились изучать флору и фауну острова. Первым местом нашей остановки стал Национальный парк Danum Valley. Рано утром нам предстоял перелет из Кота-Кинабалу в Лахат Дату. То, что Борнео остров дождевых лесов, знает каждый. Но чтобы понять насколько Борнео зеленый остров, надо пролететь над ним на самолете. Населенных пунктов я практически не видела: леса, холмы, горы, леса….Все 50 минут полета я просидела, не отрываясь от иллюминатора, любуясь видами, открывающимися моему взору.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Борнео - третий по величине остров в мире. Поражает, что при таких размерах он является и одним из самых зеленых островов планеты

В аэропорту нас встретил представитель местного турагентства, который отвез нашу компанию в свой офис. Мы прошли небольшой инструктаж по пребыванию в парке Данум Валей и на реке Кинабатанган. Приятным сюрпризом для нас стал презент в виде фляжек для воды. Подкрепившись чаем и кофе, мы отправились в трехчасовое дорожное турне к Borneo Rainforest Lodge.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Бронируя отели еще в Москве, пыталась сама выйти на понравившиеся мне лоджи в Национальных парках. Но все мои попытки оказались тщетными. Меня с постоянным упорством отправляли на сайты местных турагентств. В конце концов, устав бороться с местной монополией на лоджи, доверилась Инге, с чем она справилась отлично. На протяжении нашего маленького путешествия по паркам и джунглям штата Сабах нас сопровождала замечательная девушка Валя, которая работает вместе с Ингой.

Очень хороший, светлый и добрый человечек. Она, к тому же, обладает таким уровнем знаний о местной флоре и фауне, что может затмить в этом вопросе большинство гидов, работающих в Национальных парках Борнео.

Муравей, кстати, совсем немаленький

На мой вопрос: «Откуда такие знания?- Валя скромно отвечала, что несколько лет работы гидом на Борнео сделали свое дело. Так что с сопровождением нам повезло.

Долина Danum Valley — это покрытая джунглями тропического леса низменность.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Территория заповедника 438 кв. км девственных дождевых лесов.

Ни много ни мало, в 140 млн. лет оценивают ученые возраст лесов Борнео

Эта область признана одной из самых сложных экосистем, где до сих пор биологи находят неизвестных науке представителей флоры.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Еще один представитель этой древней "профессии")

А для орнитологов леса Данум Валей — просто рай.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Дождевые тропические леса, по красоте которых Борнео может дать фору многим своим конкурентам? Заповедник Данум Валей.

По территории заповедника Данум Валей протекает река Сегама со своими многочисленными притоками.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
На острове хорошо развита речная система. Река Сегама пронизывает заповедник Данум Валей своими многочисленными притоками.

Туристам доступны два места для остановки в этом девственном и роскошном лесу. Это биостанция, где живут и работают ученые, и Borneo Rainforest Lodge, где мы и остановились.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Проживание в лодже предполагает два паекта: 3 дня/ 2 ночи или 4 дня/3 ночи. Для того, чтобы увидеть самое интересное в окрестностях Borneo Rainforest Lodge, пакета 3 дня/ 2 ночи будет достаточно. В лодж мы приехали к обеду. Разместившись и утолив голод, нам показали фильм о заповеднике, после чего с гидом-натуралистом мы совершили ознакомительную пешую прогулку в окрестностях лоджа. Группа, которую сопровождает гид, состоит, как правило, из четырех человек. Т. к. нас было четверо вместе с Валентиной, то и гид нам достался отдельный. Находясь здесь, я в полной мере прочувствовала, что значит дождевой лес. Утром солнечно и ясно. А после обеда, когда испарения достигают некоего предела, вся эта масса выливается на джунгли тропическим ливнем. Так что наличие дождевика в этих краях обязательно, т. к. зонтики не спасают, с чем мы столкнулись позже на следующий день.

Леса Данум Валей богаты разнообразием растений, животных и птиц. Если вам повезет, то можно встретить карликовых слонов, носорогов, дымчатого леопарда и много, много диких обезьян. Нам повезло не очень. Мы видели красных лангуров и орангутанов, которые сидели на такой высоте, что разглядеть их можно было только в бинокль.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Это один из самых старых экваториальных лесов в мире

Вечером нас посадили на открытый грузовик и повезли в кромешную темноту искать ночных обитателей джунглей.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Царевна-лягушка, посмотрите, как блестит кожица

Я не знаю, как гидам это удается, но увидеть животных на высоте 30–40 метров в кроне деревьев, которых там сотни, даже пускай и в лучах небольшого прожектора — из области фантастики, на мой взгляд. Впечатлила летающая белка, которая пропарила прямо над нами. Сфотографировать ее у меня, к сожалению, не получилось, зато порадовали светлячки. Нет, ни кустов, ни деревьев облепленных светляками мы не видели, но я искренне радовалась каждому пролетающему светящемуся жучку во мраке.

На следующее утро ранний подъем в 6.30 и поход к подвесным мостам, чтобы на высоте птичьего полета, дотрагиваясь до верхушек деревьев, увидеть восход солнца.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
А еще Борнео может похвастаться своими подвесными мостами

Мосты располагаются на высоте около 40 метров и состоят из пяти секций на разных уровнях. Как правило, прогулки по ним осуществляются рано утром, чтобы полюбоваться восходом солнца и увидеть только что проснувшихся птиц. Либо вечером, когда закат добавляет сочной зелени джунглей красных и розовых оттенков.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Прогулки по подвесным мостам в Данум Валей, как правило, осуществляются рано утром, чтобы у посетителей заповедника была возможность понаблюдать за птицами

Ходила бы и ходила весь день только по этим мостикам, наслаждаясь увиденными картинами. Попросила Валентину, чтобы в день отъезда нам разрешили самим без сопровождения гида еще разок прогуляться по этому подвесному чуду, что мы впоследствии и сделали.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

После завтрака нас ждал трехкилометровый трекинг в гору на обзорную площадку, с которой открывается живописный вид на заповедник Данум Валей. Т. к. на небе сияло солнце, а вернуться обратно мы планировали в полдень, отягощать себя дождевиками мы не стали.

На территории парка есть красивые водопады, один из которых находился на нашем пути. Но увы, в сезон дождей в январе 2015 года произошел оползень, и водопад нам увидеть не удалось.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Поднявшись повыше, мы остановились около кадазан-дусунских захоронений. Выглядит примерно это следующим образом: в скале выдолблены углубления, в которые когда-то давно погребали живших здесь аборигенов. Можно даже увидеть остатки костей. Я не любитель посещать такие места, а тем более их фотографировать, поэтому кадазан-дусунские захоронения остались за кадром. А вот сына это место заинтересовало, он впервые видел такую картину.

Остался последний и, как всегда, самый крутой рывок вверх, и леса Данум Валей величественно предстали нашему взору.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Заповедник Данум Валей и вид на него с одной из самых высоких точек

На этой смотровой площадке можно сидеть и любоваться открывшимися видами часами, вбирая в себя первозданную красоты малазийских джунглей.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Но резко набежавшие откуда ни возьмись тучи помешали нам в реализации планов, т.к. перспектива спуска по сырой размокшей земле гнала нас обратно вниз. И дождь не заставил себя долго ждать. Гид любезно предложил нам свой зонтик, от которого я не отказалась, чтобы прикрыть им своего ребенка. Но хватило десяти -пятнадцати минут, чтобы убедиться в бессмысленности этой затеи. В лодж мы вернулись промокшие насквозь. В отеле есть бесплатная сушка, так что к ужину нам принесли уже высушенные вещи. Но после обеда у нас была запланирована еще одна прогулка. И если со сменной одеждой ни у меня, ни у сына проблем не было, то вот в чем идти сестре в мокрые джунгли,встал вопрос.

Что нам пиявки, комары и другая нечисть, когда русская амазонка выходит на охоту. Бойтесь все! Кстати, о пиявках. Есть пиявки в Данум Валей и достаточно много. К нам никто не присосался. А жаль! Надеялась в душе…)) А если серьезно, то кому как повезет. Принесли несколько маленьких пиявок на кроссовках в номер, но обошлось без жертв. Меня поразило, как быстро они передвигаются, пока я пыталась «оглушить» их своим ботинком.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Вдобавок, добрый гид поведал нам, что иногда местные пиявки достигают в длину до 40 см. В голове была сразу нарисована зловещая картина, как маленькая пиявочка, напившись крови, растет прямо на глазах до гигантских размеров. Догадайтесь как я провела ночь? Да, именно так)). Но если встречи с местными кровопийцами вам, все-таки, не избежать, то в лодже вам выдадут утешительный приз — грамоту о том, что вы являетесь донором пиявок. И здесь я не шучу.

Прощальный ночной трекинг в джунгли, пожалуй, стал самой экстремальной вылазкой за два дня.

Только в Данум Валей нам попалось несколько видов древесных лягушек

Одно дело ездить в грузовике, а другое ходить в темном лесу среди ползающих и летающих гадов. Но первым в нашей компании шел гид, поэтому идти за ним было как-то спокойнее.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео
Эту красавицу мы встретили на ночной прогулке

Вот так мы провели два дня в Borneo Rainforest Lodge. Почему два, а не три? Нам предстоял долгий переезд на машине сначала обратно в Лахат Дату, а оттуда уже в сторону горы Кинабалу в лодж Myne Resort на реке Кинабатанган. Так что наше выселение прошло значительно раньше положенного срока. Остальные постояльцы наслаждались уединением и созерцанием дождевых лесов Данум Валей до полудня.

В конце рассказа я хочу дать немного информации о Borneo Rainforest Lodge. Лодж очень достойный.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

У нас был номер категории deluxe, отличающийся от стандартного номера размером. Нам поставили третью дополнительную кровать, от которой мы, в итоге, отказались. Одна из кроватей была достаточно большая, и на ней могли спать 2 человека.

Ванная комната.

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь Борнео

Питание для лоджа было на 5+. Очень качественная и вкусная еда. Питание — буфет входит в стоимость пакета. В номерах убирают каждый день. Есть туалетные принадлежности: мыло, гель, шампунь. Тапочек и халатов, конечно, нет. Вода в бутылках в номере есть всегда. Есть чайник, чай и кофе. А в холодильнике в виде презента вас ждет 6 охлажденных банок различных безалкогольных напитков. Лодж вмещает максимально 60 человек. Так что бронировать места лучше заранее. Ну а мы, пройдя напоследок еще раз по подвесным мостам, в 8 часов утра следующего дня тронулись в обратный путь.

Такого количества подвесных мостов я не видела больше нигде. Расположенные на высоте около 40 метров над девственными лесами, мосты очень гармонично вписываются в заповедники острова.