Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 7:13
Европа!!!

Икитос — Перу Июнь 2015

Начало можно посмотреть здесь.

Надо признать, что столица перуанской Амазонии Икитос встречает своих гостей не слишком дружелюбно. Сойдя с трапа самолета, сразу же создаётся ощущение, что ты попал в самую настоящую парную, настолько высока здесь влажность. Термометр показывает плюс 38, но по ощущениям, как будто все 45. Жарко, невыносимо жарко и влажно, вот первое, что ударяет там в голову. Во всяком случае, у меня это было самое первое шоковое впечатление от города. И хотя я была об этом наслышана и морально готова к непростым климатическим условиям Икитоса, всё равно реальность оказалась сверхтяжёлой. Климат-то здесь экваториальный, не идущий ни в какое сравнение с влажностью ЮВА или Атлантики, где всё продувается с моря-океана. Здесь же воздух стоячий, без дуновения, что только усугубляет самочувствие. Но удивительное дело, уже через несколько часов организм привыкает к этой безумной влажности, абстрагируется от своей постоянной мокрости и начинает реагировать вполне адекватно. Вот и мой организм приспособился и дал мне возможность познакомиться с этим колоритным городом, погулять по его улицам, заглянуть в его блестящее прошлое и увидеть сегодняшнюю жизнь его обитателей. А город этот надо признать очень и очень особенный. Достаточно сказать, что Икитос обладает статусом крупнейшего города на Земле, не имеющего сухопутного сообщения с другими городами.

Дело было в Икитосе

Маленькая Наута, до которой 100 км, и куда есть дорога, не в счёт. И добраться до Икитоса можно только самолетом из Лимы или лодкой, что, безусловно, на любителя, долго и дискомфортно. По воздуху же перелёт из Лимы занимает меньше двух часов. Уже один этот факт окутывает Икитос романтическим флёром, делая его самым труднодоступным городом на Земле, заставляя воображение работать в нужном русле. Этот город не может похвастаться древней историей, но уникальности у него хоть отбавляй.

На улицах Икитоса сразу же бросается в глаза невероятное количество мототакси.

Дело было в Икитосе

После сверхестественной влажности это было, пожалуй, второе по степени впечатление от города. Обычных машин почти и не видно, они как-то совсем теряются на фоне вездесущих моторикш. Мототакси это основный вид транспорта в Икитосе, поэтому и туристам приходится передвигаться именно так. Есть и нормальные такси, а разница в цене между такси и мототакси почему-то невелика. Нигде больше такого в Перу не видела. Создаётся ощущение, что находишься где-нибудь в Юго-Восточной Азии, а уж никак не в Южной Америки. Но в любом случае, выглядят эти амазонские тук-туки очень колоритно, и передвигаться с их помощью вполне удобно, быстро и относительно недорого. Шум, грохот, звуки клаксонов окружают в Икитосе со всех сторон, это факт. И, тем не менее, есть в нём какое-то необъяснимое магическое свойство — при всей этой внешней суете чувствуешь себя в этом городе спокойно и безопасно.

Кроме мототакси в городе очень развито автобусное сообщение. Яркие расписные автобусы-колымаги бегают по всему городу и окрестностям.

Дело было в Икитосе

Это самый экономичный способ передвижения по Икитосу и окрестностям (билет стоит 1 соль), но и самый медленный. Опробовать их однозначно интересно хотя бы с точки зрения погружения в местную народную среду.

А теперь давайте поподробнее познакомимся с перуанским Икитосом, ведь про этот далёкий город нам мало что известно. Столица департамента Лорето, шестой по численности населения город Перу, где проживает около полмиллиона человек, Икитос был основан в середине 18 века как иезуитская миссия. Случилось это уже спустя два столетия после открытия Амазонки, с которой неразрывно связана история этого города. Таким необычным названием, как ни странно, город обязан обыкновенным белкам, которые видимо в те времена водились здесь в изобилии. В переводе с местных индейских наречий Икитос и означает «белки». И скорее всего город так бы и остался заштатной иезуитской миссией, если бы в амазонской сельве в начале 19 века не обнаружили каучуковые деревья гевеи. Вот тогда-то и началось его процветание, город богател буквально на глазах, на добыче каучука сколачивались огромные состояния, создавались фабрики по переработке этого природного сырья, начался экспорт этого продукта по всему миру. Ближе к концу 19 века Икитос, наравне с бразильским Манаусом стал главным центром по добыче каучука на Земле. Деньги, само собой, текли сюда рекой. Сказочно обогатившиеся каучуковые бароны понастроили в городе роскошные особняки, наподобие европейских дворцов, отделанные итальянскими и португальскими изразцами, наполнив их изысканным декором из Европы.

Дело было в Икитосе

Эти особняки и сегодня радуют взгляд, придавая городу особый неповторимый стиль.

Но период каучукового бума длился совсем недолго, всего тридцать лет, где-то с 1880 по 1912 годы и закончился также неожиданно, как и начался. С появлением искусственного каучука цены на это сырьё упали, экономический рост города снизился, а затем и вовсе сошёл на нет. Каучуковые бароны стали спешно покидать Икитос, так бесславно закончилась его золотая эпоха. Икитос стал хиреть, чахнуть и превратился в бедный провинциальный город, о былой славе которого напоминали лишь роскошные особняки каучуковых магнатов.

Дело было в Икитосе

И только в последние лет двадцать ему снова повезло, на базе природных аттракций Амазонки здесь стал развиваться туризм, и Икитос приобрёл статус «Окна в перуанскую Амазонию», откуда стартуют водные туры по реке. Сегодняшний Икитос живёт главным образом за счёт туризма, сплава леса и нефтепереработки. Вот такие непростые метаморфозы пережил в разные периоды времени этот город, не раз возрождаясь из пепла наподобие птицы Феникс.

Давайте прогуляемся по историческому центру Икитоса, который достаточно компактен, по большому счёту его можно обойти за 2–3 часа, даже не спеша.

Начнём от центральной площади Пласа-де-Армас, где сразу же бросается в глаза высокая структура кафедрального собора (Iglesia Matriz).

Дело было в Икитосе

Лаконичная, устремленная ввысь неоготика 1924 года рождения, да и внутренние интерьеры выдержаны в таком же строгом стиле. Вечером собор красиво подсвечивается, постоянно меняя свою цветовую гамму.

Даже неожиданно для, в общем-то, провинциального перуанского города. Городское пространство Центральной площади выглядит очень достойно и вполне ухожено — фигурные стриженые кусты, фонтан, обелиск героям Тихоокеанской войны, всё производит приятное впечатление.

В 50 метрах от площади находится государственный туристический офис iperu, где можно получить всякую нужную для туриста информацию на испанском и английском и разжиться картами. И любезные представители туристической полиции здесь же, на страже интересов туристов, что всегда приятно для нашего брата, возникает чувство какой-то защищённости.

Дело было в Икитосе

Вообще, в плане безопасности мне понравилось в Икитосе, народ там спокойный, доброжелательный, видимо сказывается амазонская культура непричинения зла и насилия ближнему. Спокойно ходила везде одна, даже вечером, с камерой на шее, никаких эксцессов замечено не было. Единственно, куда не следует ходить в одиночку это рынок Белен, там могут и грабануть.

В районе Пласа-де-Армас на углу улиц Путумайо и Просперо красуется главная визитная карточка Икитоса, его must-see номер один — знаменитый Железный Дом (Casa de Fierro), спроектированный самим Густавом Эйфелем.

Здание, которое действительно полностью выполнено из железа, было собрано во Франции по заказу двух каучуковых баронов и отправлено в Икитос пароходом после Парижской выставки 1898 г. Появление металлического здания в городе, где практически все дома были деревянными считалось в те времена верхом роскоши, особым шиком. Вот только жить в таком доме в экваториальном климате оказалось невозможно, солнце раскаляло металл до невыносимой температуры. Прекрасный символ прекрасной эпохи Икитоса и сегодня пребывает в отличном состоянии, несмотря на то, что поддерживать его совсем непросто — ливневые дожди разъедают металлическую конструкцию. Сегодня на втором этаже легендарного дома находится кафе Амазонас, а внизу разместились сувенирные лавочки.

В городе немало и других роскошных зданий, наследия каучуковой лихорадки 19 века. Самые красивые особняки той эпохи сосредоточены, естественно, в самом центре. Одно из красивейших зданий дворцового типа Икитоса, Бывший отель Палас (Ex Hotel Palace) на углу улиц Путумайо и Малекон Тарапака.

Дело было в Икитосе

Прекрасный образчик Ар-Нуво, удивляющий сходством с некоторыми творениями Гауди и отделанный испанскими изразцами появился здесь в 1912 году. В те времена это был самый роскошный отель Икитоса, сегодня же, как ни странно, в здании бывшего отеля разместилась военная комендатура. Кстати, изображение этого шикарного здания можно увидеть на монетке в один новый соль.

На сегодняшний день самый роскошный действующий отель Икитоса это Hotel Casa Morey на маленькой площади Рамон Кастиллья.

Дело было в Икитосе

На редкость элегантное здание начала 20 века, принадлежавшее в своё время одному из самых богатых каучуковых баронов, Луису Морею. Морей владел пароходами, поэтому построил свой дом прямо у реки. Внутри — ярко выраженный колониальный стиль со всеми его роскошными атрибутами,

большой бассейн, а стоимость номера между тем совсем невелика — 60 долларов за ночь. Но по сравнению с основной массой отелей Икитоса в районе 20–30 долларов, этот отель действительно считается дорогим по местным меркам и не пользуется особым спросом.

Рядом с отелем на реке Итайя привлекает внимание огромный старинный пароход Ayapua.

Дело было в Икитосе

Это типичный пароход каучуковой эпохи, отлично отреставрированный и превращенный сегодня в музей. Такие пароходы привозили когда-то каучуковое сырье из самых отдалённых районов Амазонки в Икитос, откуда его отправляли по всему миру. Наверняка посетить такой исторический пароход-музей очень интересно, но времени на музеи у меня, к сожалению не было.

Еще один знаковый особняк Икитоса — Дом Коэна (Casa Cohen) находится на углу улиц Морена и Просперо.

Дело было в Икитосе

Такое нарядное историческое здание, отделанное яркими изразцами, а сегодня в нём разместился прозаичный супермаркет. Но как оказалось, это совсем не случайно. Владелец этого здания Коэн был одним из первых евреев, приехавших в Икитос и сделавший состояние на торговле европейскими продуктами и экспорте каучука. Так что, историческая канва здания вполне соблюдена.

Кроме этих самых знаменитых особняков эпохи каучукового бума в городе много и других прекрасных зданий, и все они сосредоточены в центре, что очень удобно для туриста.

Дело было в Икитосе

Зданий таких совсем немало, и город они здорово украшают. Самые красивые из них сосредоточены на улицах Хирон Просперо и Сархенто Лорес.

Но конечно в городе имеются и откровенно неприглядные дома, так контрастирующие с этими роскошными особняками.

Дело было в Икитосе

Контрастов в Икитосе немало, к этому нужно быть готовым. Несмотря на свою немалую туристичность город этот какой-то настоящий, непричёсанный, где можно увидеть реальную жизнь перуанской Амазонии. Иногда режет глаз, но всё равно на мой взгляд это плюс.

Ещё один обязательный пункт программы в Икитосе — прогуляться по набережной Малекон Тарапака. Малекон производит приятнейшее впечатление, и сам процесс прогуливания по нему доставляет массу удовольствия. Во-первых, можно полюбоваться на живописные пейзажи реки Итайя.

Дело было в Икитосе

Это один из многочисленных притоков Амазонки, на котором и стоит Икитос. Виды сверху на реку и окрестности очень красивые, удивляющие своей дикостью, как будто и не в городе вовсе, а где-нибудь в дебрях Амазонки.

Неприглядно выглядят лишь дома у реки, где живут местные. С набережной как раз можно понаблюдать за их незатейливой жизнью. Подглядывать можно в открытую, видно они настолько к этому привыкли, что не обращают на туристов никакого внимания.

Но как выяснилось, самые колоритные и жуткие районы на воде находятся чуть дальше, в районе Белен, который мне только предстояло увидеть.

Во-вторых, можно вволю попозировать на фоне огромной Рамки, установленной в центре набережной. Очень оригинальная конструкция, появившаяся здесь совсем недавно и украсившая променад.

Дело было в Икитосе

По субботним вечерам внутри Рамки струится вода, превращая её в необычный фонтан. В остальные дни недели воды в ней замечено не было.

В-третьих, можно полюбоваться историческими зданиями вдоль набережной и памятниками национальным героям Перу. Здесь же можно увидеть Амазонский музей и Амазонскую Библиотеку. Всё это компактно сконцентрировано в одном месте.

Вечером набережная оживает, здесь устраивают представления, продают прямо с земли сувениры и поделки,

Дело было в Икитосе

выступают артисты. Очень оживленное место, где приятно посидеть за столиком кафе прямо на улице, наблюдая за простой жизнью обычных икитеньос и прочувствовать атмосферу перуанского праздника.

Однако, надо быть бдительными, иногда к иностранцам привязываются разные личности, настойчиво предлагающие показать город или отвести в какие-то места. Но это не страшно, агрессии в лице этих помогаек замечено не было, если они не видят у Вас ответного интереса, то отстают также быстро, как и пристали. В целом, сильно не достают. На Малеконе стоят и агенты, предлагающие туры по Амазонке по сходной цене. Можно походить, поспрашивать, поторговаться. Большинство же серьёзных туристических агентств находятся на улице Putumayo.

Здесь же на набережной можно заглянуть в лучший бар Икитоса, Бар Фитцкарральдо, названный так по имени знаменитого каучукового барона Карлоса Фермина Фицкарральда.

Персонаж этот очень интересный — ирландско-перуанского происхождения, выходец из богатой семьи Лимы, Фицкарральд в 26 лет стал самым богатым среди каучуковых баронов перуанской Амазонии. Стремясь расширить сферы своего производства, он снарядил экспедицию вглубь сельвы, собираясь построить там железную дорогу. Но жизнь его закончилась весьма трагически. В последней экспедиции его пароход разбился о скалы на одном из порогов реки, Фицкарральд погиб в возрасте 35 лет. Этот неоднозначный персонаж стал историческим прототипом главного героя фильма «Фитцкарральдо» с Клаусом Кински в главной роли. Бар по имени этого культового персонажа считается самым лучшим и самым дорогим в Икитосе, но заглянуть в него без всяких обязательств, просто так может каждый. Обстановка бара здорово переносит посетителей в эпоху каучукового бума. Поэтому зайти в него, мне кажется, очень стоит.

Вообще, с питанием в Икитосе проблем нет, повсюду много едальных заведений на любой вкус и кошелёк.

Дело было в Икитосе

Такого изобилия и гастрономических изысков как в Лиме и Арекипе здесь конечно не найти, но и голодным остаться невозможно. И питаться здесь можно очень экономично, без ущерба для кошелька, что всегда приятно. Я облюбовала себе заведение Ari рядом с центральной площадью, по большому счёту это курятня, где подают жареную на вертеле курицу. За 15 солей (5 долларов) там предлагают отличный ужин — большую тарелку с четвертинкой курицы, рисом, картошкой и салатом. И вдобавок освежающий сок из маракуйи или местного экзотического фрукта кау-кау.

Как раз то, что надо для бюджетных путешественников.

Нет проблем и со связью. На каждом углу обязательно наткнешься на какое-нибудь интернет-кафе.

Хочу отметить еще один момент, который меня несколько удивил. Я оказалась в Икитосе в переходный период, до начала высокого сезона, который приходится на июль—август. Может быть поэтому, а может еще по какой причине, я не видела на улицах города много иностранных туристов. То есть, они, конечно, попадались, и иностранная речь была слышна, но такого обилия туристов из разных стран мира, как, скажем, на Галапагосах, в Патагонии или Куско там нет и в помине. Из чего делаю однозначный вывод, что Икитос — горд туристичный, но в меру.

Удивительно и то, что в Икитосе все меняют деньги прямо на улице. Вроде это там нормальное явление и без обмана. Я так и поменяла свои доллары у одной тетеньки по выгодному курсу, правда, по наводке своего агента. Но по его словам, никто там никого не обманывает.

Остановилась я в гостинице Terra Bella (www.terrabellaperu.com), практически в самом центре Икитоса.

Дело было в Икитосе

Гостиницу забронировала напрямую, списавшись с ними заранее по электронной почте, так получалось дешевле, чем бронировать на сайте или букинге. А можно было бы вообще ничего не бронировать и искать жильё на месте, многие именно так и делают. При стоимости в 25 долларов за номер в сутки я особо не капризничала. В эту цену входил большой удобный номер с хорошей сантехникой, телевизором, кондиционером (это важно в таком климате!), скудным завтраком и трансфером из аэропорта. Провела я там два дня и три ночи. Заявленной горячей воды в номере не оказалось, что-то у них там сломалось. Видя моё неудовольствие по этому поводу, хозяин сделал мне приличную скидку, да ещё и оплатил трансфер в аэропорт при отъезде. В результате отель обошёлся мне почти даром, и обе стороны остались довольны друг другом. С перуанцами вообще надо вести себя уверенно, требовать свои права, тогда они сразу идут на попятную и стараются сгладить ситуацию. Этот момент надо обязательно иметь в виду при общении с ними.

Кроме всего прочего, Икитос известен своим амазонским карнавалом, который традиционно проходит здесь в феврале. Карнавал этот заметно отличается от своих южноамериканских собратьев. В это время икитеньос наряжают пальмы, выносят фигуры дельфинов и других животных, наполняют водой резиновые шары, взрывая их в воздухе и размалёвывают себя яркими красками. По отзывам очевидцев, амазонский карнавал в Икитосе — на редкость красочное, экзотическое действо.

Фото из интернета.

Вот такой он Икитос, окно в перуанскую Амазонию, колоритный, разноплановый и очень контрастный город без прикрас, помнящий своё славное историческое прошлое, а сегодня живущий своей непростой, но такой настоящей жизнью. Город небольшой, на знакомство с ним вполне достаточно полдня. Однако надо помнить, что вокруг Икитоса сосредоточено еще немало всяких интересностей, разные фермы по разведению животных, парки, экзотические рынки, которые тоже будет интересно посетить. Поэтому разумнее всего провести в городе хотя бы два полных дня, чтобы познакомиться со всеми его аттракциями, как архитектурными, так и экологическими. Ну, а про окрестности Икитоса я непременно расскажу отдельно.