Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Пунтаренас — Коста-Рика Апрель 2015

Мои рассказы о круизе на корабле "Noordam":

Круиз. Долгие сборы...

Будни круизные, будни наHALные...

Будни круизные, будни наHALные... Окончание.

Как все начиналось...

О штормах и океанах, о дельфинах и туманах...

О прекрасных сеньорах, алчных корсарах, цветущих балконах и вечной любви... Часть II.

Меж двух океанов... Часть I.

Меж двух Америк... Часть II

О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах. Часть II

Страна адского пекла, бесконечных революций, грозных вулканов и жареных игуан...

"Благородный и Верный Город Сантьяго Рыцарей Гватемалы..."

Благородный и Верный Город Сантьяго Рыцарей Гватемалы. Окончание.

На жарком мексиканском юге...

О, сколько нам открытий чудных...

Где кончается Земля и начинается Океан...

Сан-Диего. Часть первая, мексиканскано-испанская...

Сан-Диего. Часть вторая, испано-американская...

Виктория. Beautiful British Columbia...

Ванкувер. Изящная прелесть канадской весны...

Ванкувер. За Скалистыми горами...

Ванкувер. У самого Тихого океана...

Мечтая о дальних странах и рисуя в душе далекие берега, робкими мазками, осторожно пробуя кисти и краски, создаешь свое собственное представление о неизведанной стране. И вырастают гибкие пальмы, взлетают соленые волны, готовые рассыпаться миллиардами брызг, щедрое солнце дарит берегам весь зной своей души, а совершенно диковинные птицы парят над всем этим… Смотришь, что напридумывала фантазия и понимаешь — не бывает такого. Бывает! Если отправишься в Коста-Рику!

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Бог его знает, о чем думал Колумб, отправляясь в свой четвертый поход к неведомым берегам… Может, снились ему далекие земли, таинственные и такие манящие, обещающие столько открытий и столько опасностей. А может думал он, что страсть его к мореплаванию обессмертит в веках его имя, обхитрит небытие и даст шанс избежать забвения, которое подчас намного страшнее самой смерти. Или думал он о славе испанской короны и Его Величестве Короле Испании. А может, просто устал он бесконечно, бороздя океанские просторы и каждый раз отправляясь на встречу с неведомым.

И когда душным ранним утром его матросы увидели вдали верхушки вулканов, раскуривавших свои утренние трубки и пускающие столбы дыма в розовеющие небеса, Колумб понял, что еще один берег отныне станет испанским.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Аборигены высыпали встречать непрошенных гостей, полные чистого детского любопытства и незамутненной радости. Алчность и жадность была им неведома — гостям принесли щедрые дары, которыми так богата их земля. Были тут фрукты заморские, обезьянки потешные, маски, диковинные цветы и гора золота на подносе. Эта гора и решила дело: «О!!! Коста Рика!» — воскликнул Колумб, нарекая безымянный берег новым именем, которое всем понравилось, да так и осталось. «Коста Рика» в переводе значит — «богатый берег».

Коста-Рика Колумба не забыла. Его имя носит денежная единица государства — колон. Наверное, в благодарность, что он когда-то, давным-давно, привел свои корабли к их берегам….

Золота я там не увидела. Но готова была следом за Колумбом повторять снова и снова: «О! Коста Рика!!!» Золотом нынче мало кого удивишь. А я удивлялась сочной зелени и диковинным цветам, украшавшим каждый пенек. Разноцветным попугаям, которых там больше, чем у нас голубей и ворон, вместе взятых. Любопытным обезьянкам, норовящим одновременно начать шикарный скандал, проинспектировать вашу сумку и навести порядок в вашей прическе, стащив между делом ну хоть что-нибудь — авось пригодится. Вальяжным игуанам, совершенно по-хозяйски раскидывающих свои длинные хвосты на теплых скалах. Огромным крокодилам, неподвижным и зловещим. Стройным цаплям, не боящимся никого, даже жутких крокодилов. И удивительной гармонии, царящей в природе этих зеленых берегов, омывающихся двумя океанами.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Готовясь к путешествию, муж долго решал дилемму, что смотреть в Коста-Рике. Вариантов на один день было немного: можно было отправиться любоваться красотой местных пляжей и даже вкусить все прелести совершенно ленивого ничегонеделания под пальмой, на берегу самого Тихого океана. А можно было отправиться в непроходимые дебри, поплавать по реке, кишащей крокодилами, посмотреть на диких-диких обезьян, разноцветных попугаев и окунуться в самый настоящий рай для любителей всего того, что плавает, бегает и летает.

Когда дилемма достигла своего пика, подоспел мой нудеж на вечную тему: «Полетели в Африку». После этого муж понял, что меня нужно везти к крокодилам — не в качестве корма (не подумайте чего — терпение у него огромное и характер сдержанный), просто, порадовать хотел и меня, и крокодилов…

На корабле предлагали тур с погружением в дикую природу. Но деньги за него брали огромные, группы катались на больших автобусах и бОльшую часть времени занимало посещение кофейной фабрики, с дегустацией и покупкой кофе.

На просторах интернета были найдены альтернативные варианты — костариканские гиды с невероятным многообразием туров. Конечно, без гида и группы было бы еще лучше, но ограниченное время стоянки корабля не предполагало самостоятельного марш-броска в костариканские дебри. Поскольку стоянка корабля была в порту Пуэрто Кальдера, рядом с Пунтаренасом, то решено было прежде всего посмотреть реку Тарколес, кишащую крокодилами и другой живностью, присущей Коста-Рике. Помимо крокодилов предлагалось и много других приятностей, гид совершенно адекватно реагировал на вопросы и просьбы, отвечал на все письма, денег заранее не требовал и производил самое лучшее впечатление. Тур забронировался легко, группа из 10 человек собралась еще быстрее, удешевив стоимость экскурсии весьма и весьма приятно.

Предполагаемая экскурсия включала в себя: лес обезьян, крокодиловую реку, мангровые леса, дождевые леса, наблюдение за туканами и попугаями в живой природе, пляж Пунта-Леоне, костариканские фрукты в качестве бесплатной дегустации и сувенирная лавка, где можно купить маски, кофе и прочую сувенирную мелочь (как без сувениров возвращаться домой???).

Оставалось только добраться до берегов Коста-Рики…

Было жарко. Горячая ночь уступала место не менее жаркому дню. Огненный рассвет не обещал ни ветра, ни прохлады и оставалось только надеяться, что дожди, сезон котрых уже наступил, все же обойдут нас стороной, разрешив посмотреть задуманное.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Мы заходили в один из четырех портов Коста-Рики — центрально-тихоокеанский Пуэрто-Кальдера.

В порт мы приходили ранним утром, и это давало надежду увидеть животных до того, как они заберутся в густую тень, прячась от палящего солнца. К моменту входа в порт все путешественники стояли у выходов, готовые к покорению новой страны. Корабль пришвартовали, часы сверили, время ухода корабля зазубрили — можно высаживаться на берег.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

На берегу, построенные словно для торжественного парада и приема дорогих гостей, стояли шеренгами гиды, каждый при своем авто и с зазывательными табличками в руках. Толпа гидов, оказавшихся временно не у дел, надежды не теряла и норовила перехватить желанную добычу, если она зазевается и не проявит должной бдительности. Суматоха и неразбериха быстро закончились — надо отдать должное Коста-Рике, процесс расхватывания туристов по машинам отрепетирован и отточен до максимального совершенства.

Коста-Рика страна маленькая, по размеру — как моя родная Воронежская область и всю ее, от границы до границы, можно проехать за один день.

Коста-Рика — самая богатая и самая безопасная страна Центральной Америки. Армии нет — с 1949 года запрещено содержать собственные вооруженные силы в мирное время, но есть гражданская гвардия и она успешно справляется с порядком в стране.

Расположена Коста-Рика по суше между Панамой и Никарагуа, по воде — между Атлантическим и Тихим океаном. Богата Коста-Рика безмерно: есть вулканы (даже действующие) и их более 100, прохладные горы, влажные и душные джунгли, красивейшие пляжи, богатый животный мир, приятный климат и дружелюбные жители. Есть у Коста-Рики и свои острова: Коко, тот самый, где Стивенсон поселил капитана Флинта в своем «Острове сокровищ» и остров Тортуга — тут уж и пояснять ничего не надо! Есть и другие острова, совершенно дикие и необитаемые.

Климатических зон у Коста-Рики немало и когда на берегу царит жара, высоко в горах может идти снег. Здесь бывает даже осень — самая настоящая, с золотым листопадом и медленно теряющими свою красоту деревьями (правда, не везде). Ну какая еще страна Центральной Америки может этим похвастаться?

Атлантическое побережье, а если быть точной, то Карибское, все-таки оно омывается водами Карибского моря, всегда влажное, дождливое и дожди идут немалые. Тихоокеанское побережье дарит пять совершенно сухих месяцев — и тогда в Коста-Рике взлетают цены, всполошенные нашествием туристов обезьяны разбегаются по лесам, а пляжи заполняет толпа отдыхающих. Длится этот сезон с декабря по апрель, но самый лучший месяц для знакомства с чудесами Коста-Рики — это март, когда все начинает цвести и благоухать, появляются птицы и природа особенно хороша. Март — самый дорогой, но самый комфортный и самый красивый месяц (за это я ручаюсь — успела допросить с пристрастием многих аборигенов, все, как один, называли только март). В утешение мне сказали, что дожди обычно идут во второй половине дня и не мешают наслаждаться красотами Коста-Рики (кроме октября и ноября — тут всякое случается, иногда дожди идут по нескольку дней кряду).

Живет Коста-Рика не только туризмом. Это небольшая страна норовит накормить многие страны и кто не знает костариканские ананасы? Что меня удивило — цена на ананас совершенно такая же, как и у нас! Кроме ананасов, выращивает Коста-Рика кофе — хороший, в меру крепкий, в меру горький и необычайно ароматный. Продают еще всему миру бананы, тростниковый сахар, дыни и те самые растения, что живут у нас на подоконниках в горшочках.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Щедрая костариканская земля дарит урожай за урожаем и было очень непривычно видеть, как дорогущие (в наших магазинах) маракуйи, известные еще как «плод страсти» (пейшенфрут), валяются огромными кучами, совершенно никому не нужные. Шустрый водитель набрал себе пакетик, но был замечен хозяином маракуй и взят в плен. Мы, было, решили, что его повели пытать и мучать. Но живой и невредимый водитель вышел с огромным мешком маракуй, врученных ему обрадованным хозяином. Стоимость этой кучи, в переводе на наши цены, подсчету не поддается…

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Лозунг Коста-Рики: «Pura Vida», что значит «безупречная жизнь»: здесь танцуют калипсо, слушают регги и наслаждаются счастьем жить в одной из самых красивых стран. Удивительно, но здесь нет той знойной суматошности, что так легко встретить в странах-соседках. Здесь никто никуда не торопится и при этом умудряется никуда не опаздывать. Здесь не спешат жить и при этом успевают увидеть то, что для многих так и остается неизведанным и непознанным.

Все это, и еще много чего интересного и увлекательного, нам рассказал наш гид, пока мы выезжали из портовой зоны, направляясь в лесные дебри, на встречу с дикими-дикими обезьянами и не менее дикими попугаями.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Попутно проходило знакомство с флорой Коста-Рики. Не все меня впечатлило и изумило, все же что-то уже удалось посмотреть, странствуя по миру. Но кое-что меня поразило, об этом я и расскажу.

Обезьянье дерево. Или Обезьяньи уши.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Одно из множества национальных деревьев Коста-Рики. Особенность этого дерева — в высушенных плодах, очень похожих на уши обезьянки. Внутри плода спрятаны сухие семена, которые при контакте с водой отлично мылятся и ими хорошо мыть волосы. Впервые с этим деревом я встретилась в Уругвае и там местные дамы поведали мне секрет своей богатой шевелюры: маска на основе семян этих «ушей» творит настоящие чудеса! Правда, запах не все могут выдержать, но это уже побочное действие и лекарства без недостатков просто не бывает. В этот раз я прихватила с собой одно «ухо», щедро пожертвованное мне нашим гидом. Дома экзотику перехватила дочь и волшебные свойства дерева так и остались неизученными на практике…

Кешью.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Вопрос гида: «Что это?» надолго занял всех нас. Перебрали все фрукты, перешли на овощи и ушли бы еще дальше, удаляясь от правильного ответа, если бы сжалившийся над нашей безграмотностью гид не озадачил всех ответом. Оказывается, так растет сладковатый орешек кешью, ставшей давно всем нам привычным.

Дальнейший рассказ заставил всех устыдиться своего невежества и внимать гиду почти с благоговением…

Орех кешью на самом деле — всего лишь маленькая запятая в самом низу плода или если быть точной — разросшейся плодоножки. Это яблоко-кажу, тоже нашедшее применение в кулинарии. Самое простое, что можно из него приготовить — вкуснейшие смузи, чуть кисловатые, с очень тонким и приятным фруктовым ароматом. Варят из кажу желе, джемы, варенье, соус чатни и даже спиртные напитки — ликеры. А можно просто приготовить кажуину — сок кажу, вода и сахар. Получается вкусно, хорошо освежает и по популярности кажуина в Коста-Рике давно обогнала апельсиновый сок!

Одна беда — обилие танина в кажу вызывает их быструю порчу, через сутки после снятия с дерева яблоко-кажу полностью сгнивает. Поэтому само яблоко довести до дома не удалось, а орех в первозданном виде доплыл до родных берегов.

Сами орешки похожи на боксерские перчатки или на почку — кому что ближе. Это находка для аллергиков — им можно есть кешью безбоязненно. Кешью полезен для сердца, снижает холестерин, лечит дистрофию, анемию, нормализует обмен веществ. Одно «НО». Сам орех заключен в скорлупу, содержащую едкую смолу. И трогать целостность зеленой оболочки руками или тем более зубами — очень не рекомендуется! Попав на кожу или слизистые, эта смола и содержащаяся в ней кислота вызывают очень сильные ожоги с огромными волдырями — болезненными и долго не проходящими. Чистят кешью специально обученные люди, а потом кешью долго-долго прокаливают, в течении 9 часов, чтобы удалить следы этой кислоты с самого орешка.

После всех этих предосторожностей орех можно смело есть, если ваш вес, конечно, близок к дистрофическим параметрам. Все-таки в кешью содержится 70 процентов жира, а это немало.

После всего услышанного дегустация орехов протекала вяло и без энтузиазма — народ внимательно поглядывал на гида, смело кидавшего в рот орех за орехом. Народ повздыхал, но так и не рискнул повторить подвиг.

Обезьяний лес.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

На самом деле, насколько я вникла в этот вопрос, В Коста-Рике, что ни лес, то обезьяний. Где-то их больше, где-то чуть меньше, но встретить обезьяну в Коста-Рике проще, чем соседа на лестнице у нас дома.

Обезьяны там четырех видов — белоголовый капуцин, обезьяна-ревун, паукообразная обезьяна, беличья обезьяна (саймири). Всех увидеть не получилось, но обезьянам не прикажешь. Если капуцина нужно постараться заметить среди густой листвы, то ревун сам подскажет, где его искать. Ревут они от души, вкладывая в свой рев всю силу своих голосовых связок и весь свой необузданный темперамент.

С ревунами особо не повезло.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Характер у них жутко скандальный, к тому же еще и обидчивый. Орать обезьяны начинают по делу и без дела, кидаются чем ни попадя и могут даже, извините, пописать вам на голову. В общем, не стой под деревом! Иногда самцы устраивают драку за власть и доказывают свое превосходство в непримиримой борьбе. Короткая, но кровавая схватка длится 30 секунд и заканчивается гибелью одного самца и воцарением другого. А посмотреть — милые такие обезьянки, кто бы подумал…

С белоголовыми капуцинами повезло больше. Они в Коста-Рике распространены больше всего и встретиться с ними совсем не проблема. Нашли мы веселую семейку, занятую воспитанием молодой поросли, которая откровенно ленилась учиться в такую жару и релаксировала на ветках, сбежав от своих родителей.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Хвост у них ловкий и умелый, недаром они относятся к семейству цепкохвостых, и обезьяний цирк показал все, что умеет. Мимика братьев наших меньших настолько жива и подвижна, что отпадает всякое сомнение в родстве с нами, человеками.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Капуцины — отчаянные драчуны и не менее отчаянные жадины. Если они видят свое численное преимущество, то могут запросто напасть на человека, нагло запуская лапы в карманы или сумки-рюкзаки. И будьте уверены, если у вас где-нибудь завалялась шоколадка, капуцины ее найдут и обезвредят.

Игуаны.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Их откровенно много в Коста-Рике. Вообще, ящериц много самых разнообразных и игуан в особенности. В сухой сезон с ними встретиться намного проще — они будут везде, куда вы не отправитесь! Они будут совершенно неспешно, наплевав на правила движения, переходит дорогу, уверенные, что ни одна машина ее не переедет (переезжают, и очень многих — сама видела).

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Они греются на камнях, по берегам реки Тарколес (ударение на первом слоге!). Там у игуан норы, дети, друзья и собственная среда обитания, на которую они любезно разрешают посмотреть, но не любят, когда вторгаются без приглашения. Посчитайте, сколько игуан греются на камнях? Я сбилась со счета…

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Есть игуана — зеленый василиск или ящерица Иисуса Христа.

Самец украшен красивым гребнем, самки его не имеют. Но и самец и самка бегают по воде. Очень жалею, что бездарно проморгала их пробежку перед нашей лодкой и не успела сфотографировать. Опомнилась только, когда игуана уселась на камень, отдыхать и греться.

Игуан много, они все время что-то делают и куда-то торопятся: вылезают из нор, ловят зазевавшегося собрата на обед (вообще-то питаются игуаны растениями, но несколько раз я видела весьма кровожадные сцены и зашла в тупик — едят они своих или не едят?), защищают мелкую поросль, крутят любовь с симпатичной самочкой. Все, как у всех живых и чувствующих.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

В длину игуаны вымахивают до полутора метров, умеют карабкаться по деревьям и в случае опасности развивают довольно высокую скорость. У самцов или гребни богаче, или горловые мешки раздуваются до размеров самой игуаны, или щечные мешки весело выпячиваются — стараются, кто как может, чтобы привлечь особу противоположного пола.

Попугаи.

Коста-Рика. О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

Попугаев в Коста-Рике много и тот самый мультик «38 попугаев» снимали, наверное, в Коста-Рике. Красные, сине-желтые и разноцветные ара, туканы с огромными клювами — всех не перечесть. Но тихо сидеть в засаде, ожидая, когда попугаи сжалятся и прилетят поближе к нам, мы не могли. Попытки «взять с лету» тоже не увенчались особыми успехами — очень уж они шустрые. Потому, отложив в сторону фотоаппарат, я просто получала удовольствие от наблюдения за попугаями, совршенно свободными, занятыми своими важными делами и заботами и не обращающими на нас совсем никакого внимания.

Впереди нас ждали крокодилы, но гид предложил сначала познакомиться с костариканской кухней и отведать, «что бог послал». Не скажу, что к этому времени кого-то терзал мучительный голод, но большинство голосов было за кулинарную паузу и нас повезли в ресторанчик.

Кухня Коста-Рики.

Здесь едят мясо, рыбу, рис, бобы, овощи, фрукты. Все щедро сдабривается острейшими соусами и запивается крепчайшим кофе. Соки в Коста-Рике густые, свежевыжатые и больше похожи на смузи — сами по себе они могут заменить полноценный обед.

Не обошлось и без касадос: смеси риса, овощей и фасоли — самого популярного блюда. Не знаю, как на вкус — не пробовала, но народ ел с удовольствием. А я получала удовольствие от смузи и кофе.

И пока все набираются сил перед встречей с крокодилами и рекой Тарколес, я сделаю паузу.