Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Моё самое магическое слово 2011 года — Карелия... Часть четвертая – о водопадах Суны и не только

Марциальные воды, Гирвас, Кивач, Медвежьегорск — Россия Август 2011

В этот день нам предстояло преодолеть самый плохой участок трассы от Пудожа до Медвежьегорска, выйти на Мурманскую трассу и доехать до Петрозаводска. Дорога оказалась лучше, чем я надеялась и мы без приключений добрались до трассы на Петрозаводск. Она должна была привести нас не только к месту ночевки, но и к лежащим по дороге, ну почти по дороге, Гирвасу, Кивачу и Марциальным водам. Недалеко от Медвежьегорска, в Повенце, наткнулись на симпатичную современную церковь с деревянным шатром, остановились сфотографировать, заодно сходили к Беломорско-Балтийскому каналу, известному нам до сих пор только по картинкам с папирос, поглядели издали на шлюз № 7. К счастью проскочили урочище Сандромох, ставшее могилой многих и многих подневольных строителей Беломорканала.

А потом была трасса «Кола», расписанные камни ущелья и еловые леса, словно сошедшие с картин Шишкина. А еще нам выключили первый раз за всю дорогу солнце и включили дождь.

Отличным асфальтом мы докатились до поворота на Гирвас. В годы Советской Власти на этом участке реки Суны была построена ГЭС, обезводившая сразу два крупных водопада — Гирвас и Поор-порог, да и Кивач благодаря ей стал менее мощным. Сейчас по старому руслу Гирваса весной идет водосброс. Но и почти безводное русло потрясает воображение. Огромные массивы отполированных водой камней и скал, гигантские ступени чертовой лестницы. Среди этого каменного царства, обрамленного замшелыми скалами, поросшими соснами и березами, скрываются небольшие озерца и тонкие ручейки. Без особого риска можно спуститься по руслу водопада до самой Суны, но мне этого сделать не дали мокрые из-за дождя камни тропы и девчонки, не собирающиеся искать себе другого водителя, так что я дошла только до середины.

Следующим по списку был Кивач. Дорога, ведущая к нему через заповедник, таблички, запрещающие остановку и тем более прогулки, средней паршивости асфальт под колесами и завершающий дорогу шлагбаум, за которым цивилизация — большая парковка, два летних, а может и не очень летних, кафе, сувенирные ряды и собственно дорожка к водопаду. Есть в кафе там не стали, так как нам выдали в «Медвежьем Угле» оладушек в дорогу. Здесь однозначно цивилизация, масса туристов, если на Гирвасе мы встретили пять человек, то тут рассредоточено больше сотни (я столько сразу с Кирилло-Белозерского монастыря не видела); по краям обрывов, ведущих к воде сделаны поручни; развешены таблички «не подходить — опасно для жизни», и самое главное — на паркинг не въехать, не купив билет, причем обилечивают не машину, а каждого пассажира, правда мы обошлись одним билетом на троих, так как убедили тетю-билетершу, что ни в дендропарк, ни в музей живой природы (ага живой, сплошные чучела) мы ни за что не пойдем. Мы и не пошли.

Зато вдумчиво и неспешно прошли по берегу Кивача, по всем смотровым площадкам. Спустились ко второму уступу водопада, поднялись по прибрежным камням к первому. Водопад как-то неспешно, даже с ленцой, несет свои тягуче-маслянистые воды по уступам, между первым и вторым порогами вода моментально снова собирается из пены, брызг и только что рушившихся потоков, в чуть ленивую, густую массу, ту самую, которой зеркало Суны ухает в первый порог во всем блеске силы, и без суеты стремящуюся дальше через уступы, вода кажется тягучей и плотной, и только дотронувшись до нее разрушаешь эту иллюзию лени и маслянистой вязкости. На глыби, за последним уступом, вода уже не кажется такой неспешной, река крутит водовороты, тащит по себе легкую пену и тщетно пытается собраться в прежнее зеркало.

Невольно задумываешься о том, каким же был Гирвас до ГЭС… После Кивача, настоявшись в пробках на ремонтируемых участках с реверсивным движением мы поехали в Марциальные воды. Это первый российский курорт на минеральных источниках. Марциальный — в честь бога войны и железа Марса. Курорт был основан с почина Петра I, благодаря его указу о поиске целебных вод «на манер Европ и Франций» олонецкий комендант донес о исцелении одного из своих рабочих, пившем воду из этого родника, вышестоящему начальству; проведенные пробы подтвердили целебные свойства найденных источников и Петр I повелел построить там себе деревянный дворец. По приказу Петра I на курорте отстроили и спешно святили церковь Апостола Петра, сохранившуюся до сих пор. В самом храме мы не побывали, так как приехали туда после 6 вечера, но утверждают, что образы святых на иконостас писались с вельмож Петровского времени, а лик Иисуса Христа очень напоминает лицо царя Петра I. Сам Петр неоднократно бывал на курорте и лечился водами. После его смерти курорт, не ставший популярным у знати, захирел и обрел второе рождение при Советской власти.

На курорте четыре источника, один из них сейчас на реконструкции — восстанавливают павильон. Вода на вкус очень железистая, от источника к источнику вкус воды отличается, хотя расположены они близко один к другому. Все невкусное полезно, так что эта вода должна быть очень полезной, полезней чем в Карловых Варах. Согласно принятой российской курортологией классификации марциальные воды относятся к железистым азотным гидрокарбонатно-сульфатным слабоминерализованным, холодным (5°С), слабокислым (pH 6,5). Главная ценность их заключается в высокой концентрации активного (двухвалентного) железа, количество которого значительно больше, чем в других железистых источниках наших и заграничных курортов. Увозить с собой воду бесполезно — говорят, что через пару часов железо начинает осаждаться и вода теряет свои свойства, и несмотря на то, что девочки настойчиво советовали мне выпить побольше и взять с собой «вон той воды, от нервов», проводить подобные эксперименты не стала. Таблички на павильонах утверждают, что каждый источник лечит от своего «букета» болезней, а в целом лечиться там можно почти от всего)).

Сам же вид курорта расстроил — жутковатые павильоны, один примитивным деревянным домиком, два вообще похожи на летние туалеты, такие же плиточные, просто фуу. Кроме церкви и сторожки смотреть нечего, домик сторожа теряет резьбу, а церковь достаточно облуплена. Парк вокруг источников неухоженный, заросший сорняками. В общем мне, после Карловых Вар, было грустно и обидно. Ночевать уехали в Петрозаводск, где после недолгих блужданий по городу без карты, таки нашли, по ориентировке хозяев квартиры, нужный дом и заселились.