Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:09
Филиппины покорены! Куда дальше?

Иран Май 2015

О деревне Абьяне, все дома в которой красного цвета

По дороге из Кума (вдохновленные зрелищем мавзолея Непорочной Фатимы) в Исфахан мы решили свернуть с основной трассы и заехать в колоритную деревню Абьяне. Это разрекламированная путеводителями горная деревня, имеющая две очень яркие особенности. Первая, это ее необычный цвет. Он буро-красный, обусловлен особым составом глины, из которой строились все строения этой деревни.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Красные постройки — конечно, явление не уникальное. Подобный колорит встречается в разных местах нашей планеты, я например, слышал, что есть такие в Киргизии. Да и быт сельских жителей не уникален, схож с укладом жизни в других иранских деревнях. Схож, да не совсем. Жители этой деревеньки, потихоньку привыкают к жизни популярного туристического центра и многое делают напоказ, под запрос еще не многочисленного, но уже едущего туда туриста.

Так стоит ли туда заезжать, жертвуя временем в ущерб красотам близлежащих туристических центров, таких как Исфахан, Кум или Кашан. Стоит, даже не надо сомневаться. Смело подарите несколько часов на знакомство с этой деревней. Побродить по старинным деревенским улочкам, перекусить очередным кебабом в деревенском ресторанчике под тенью абрикосового дерева, прикупить что-то на память в сувенирных лавочках, да просто подышать свежим горным воздухом — вот так можно провести свое время. Мне там понравилось!

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Деревня Абьяне не простая, с историей. Мы знаем, что в 7 веке арабы вторглись на территорию Персии, насильственно насаждая исламскую религию. Делали они это не миссионерскими проповедями, а искореняли зороастризм пытками и убийствами. Вспомните историю появления зороастрийского храма в пещере Чак-Чак. Чтобы избежать принудительного обращения в ислам, многие последователи зороастрийской религии ушли жить в горы и пустыни. Именно тогда, в этих местах, в узкой горной долине и появилось несколько небольших поселений. Абьяне — это одно из них, селение, прожившее столетия и живущее до сих пор.

Итак, Абьяне находится в гористой местности в иранской провинции (остане) Исфахан. Чтобы попасть туда, надо свернуть с трассы и проехать с полчаса по достаточно живописной местности.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Горный рельеф причудливо запутал деревенские улицы и переулки в кучу-малу, разбросав небольшие кирпичные домики в хаотическом порядке. Окрестный грунт содержит большое количество железа, что придает земле красный цвет. Все вокруг какое-то неземное, может марсианское, ведь не случайно эту планету, подобно деревне Абьяне (а может даже и в ее честь), называют красной. Соответственно, и все строения деревни имеют аналогичную расцветку, ведь песок для них был собран здесь же.

Побродим по деревенским улочкам. Они очень колоритные. Именно поэтому, это поселение в 1975 году было включено в список национального наследия Ирана как культурный объект, а в 2007 году — в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Деревянные и глиняные домики, старые дворики, увитые виноградными лозами, пришли к нам сквозь тысячелетия. Все какое-то миниатюрное, улочки узкие, невозможно охватить одним взглядом. Многие дома полуразрушены.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

По дороге обращаем внимание на традиционные персидские двери, с двумя молоточками, один для женщин, другой для мужчин. Догадайтесь, какой, чей!

Они отличаются и по стуку, женский молоточек стучит более легко. Сразу понятно кто пришел. Такие двери я потом видел и в старом городе в Йезде.

Подошли к деревенской мечети, очевидно, что это центр поселения.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Рядом кафе, под которое был переоборудован один из домов. Для перекуса, мы расположились на свежем воздухе, за столиками во дворе, под деревьями абрикосы и грецкого ореха.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Вот такой мы увидели деревню Абьяне, старое персидское поселение, название которого означает «место, где растут ивы». Но это еще не все. Есть у этой деревеньки еще одна яркая особенность. Это ее жители.

О жителях деревни Абьяне, бабушках в цветных платочках и дедулях в шароварах

Живет Абьяне по большей части за счет туристов. Деревню раскручивают как туристическую достопримечательность, она включена в путеводители по Ирану и маршруты иранских туроператоров. Формируют соответствующую инфраструктуру, перед входом в деревню, например, оборудован большой паркинг, в том числе и для туристических автобусов.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Некоторые деревенские дома переоборудованы в ресторанчики, сувенирные лавки или сдаются для проживания.

В сезон сюда приезжает достаточно большое количество туристов, в том числе и из других стран. С нашей небольшой группой по деревеньке бродила более многочисленная группа французских пенсионеров. Приезжают сюда и местные туристы или родственники местных жителей в гости. В зимнее время, как говорили, деревня практически пустеет, многие уезжают в другие города. Остаются старики, которые не хотят никуда ехать, привыкли они к родной деревне. Постоянное население немногочисленно и составляет всего 200–250 человек. Мы были в мае, разгар туристического сезона, но почему-то тоже встречали в основном людей пожилого возраста. Они сидели на ступеньках, перед входом в свои дома, торговали в сувенирных магазинчиках. Так и запомнилось, и деревня старая и жители ей под стать.

Что удивительно, такой маленькой группе людей удалось пронести сквозь века свою культуру и традиции. Узнал, что местные жители говорят на старо — персидском языке, который в других районах Ирана практически не используется и считается исчезнувшим уже на протяжении нескольких веков. И это еще не все. В деревне особый, характерный только для нее, стиль одежды. Женщины в Абьяне, одеты не так, как в остальном Иране — они ходят все в ярких цветных платочках.

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Их традиционный костюм состоит из белого шарфа с цветным узором, который покрывает плечи, шею и волосы. Яркие платья и бархатный жилет (в зимнее время) также являются неотъемлемым атрибутом местных жительниц. Или вот еще интересная традиция: женщина в Абьяни хранит свое подвенечное платье, доставшиеся в наследство от своей матери, и должна передать его своей дочери.

Мужчины тоже выделяются в одежде. Их широкие «шальвары» такая же достопримечательность Абьяне, как и красный цвет домов. Фотографий соответсвующих не нашел, но вот просто фото сидящего деда

Мой Иран! Абьяне – красная деревня

Я, конечно, понимаю, что во многом это бизнес. Местные жители исполняют роль неких музейных экспонатов. Но, тем не менее, их национальная одежда на фоне красно-бурых деревенских построек придает этому месту особый колорит и привлекает туристов, жадных до аутентичности.

Ну вот и все, прощай деревня Абьяни! Мы едем в Исфахан!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ