Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 12 апреля 21:14
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Севан, Дилижан — Армения Май 2015

Севан и вокруг. 7-8-9 мая.

С утра я подорвался пораньше, убедился, что погода хорошая, оставил Ксю досыпать, а сам пошел по птичкам, чем я с успехом занимался и в последующие дни. Должен заметить, что на Севане птичек было навал, так что еще до завтрака я поднимался на небольшой холм, который был через дорогу за отелем, и отдавался фотоохоте. Погода в этот день была просто шикарная — умытое голубое небо, яркая зелень, солнышко растапливало остатки вчерашнего снега.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Утром оказалось, что место, где мы остановились, было просто замечательным! В паре десятков метров от воды, с небольшим пляжем и изумительным видом на озеро и Арегуниский хребет на другом берегу.

Арегунийский хребет.

Арегунийский хребет.

Причал нашего отеля, у нас был такой же домик.

Слева был полуостров Севан со стоящим на нем монастырем Севанаванк, прямо и направо за озером видно горы.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Вид на полуостров Севан от отеля.

С холма, куда я залез в поисках птичек, вид был еще роскошнее…

Вид на полуостров Севан.

Планы на Севан у нас были грандиозные — мы хотели съездить в Дилиджан, прокатиться вокруг озера, и по возможности залезть на какую-нибудь гору. Забегая вперед, скажу, что у нас все получилось, но обо всем по порядку.

Вернувшись после утренней прогулки, я пожаловался вернувшимся хозяевам на неработающий водонагреватель, и нас обещали вечером, когда мы вернемся, переселить в отдельное бунгало, стоящее около озера. Вот там было классно! В нем легко могли разместиться не два, а четыре человека, был большой масляный нагреватель (плюс мы стащили еще и маленький), горячая вода и телевизор. Само собой, никакой доплаты за более дорогое бунгало с нас не взяли, да еще и включили обогреватель, так что когда мы приехали, там было тепло.

Сегодня, в связи с прекрасной погодой, мы решили ехать в Дилиджан, с целью посмотреть местные монастыри.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

От нас до города было около 25 километров, причем половина из них проходило по крайне живописной горно-серпантинной дороге, откуда открывались прекрасные виды на белые и зеленые горы и долины Национального Парка Дилиджан.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Обычно в Дилиджане посещают два монастыря — Агарцин и Гошаванк, но мы решили начать с третьего, под названием Джухтакванк. Доехав до города, мы свернули на нужную, как мы наделялись, дорогу, и поехали по ней. Дорога шла через какие-то мелкие деревушки, и была, мягко скажем, так себе. Мы ехали по ней, пока не уперлись в какие-то ворота, судя по виду, заброшенные. Однако пока мы разворачивались, из-за ворот вышел мужчина, у которого мы уточнили дорогу. Оказалось, что мы буквально чуть-чуть проехали наш поворот. С его разрешения мы оставили машину около ворот, и дальше пошли пешком.

К монастырю надо было подниматься по напрочь размокшей от дождя и разбитой коровами глинистой дороге. Мы предпочли подниматься по обочине, что бы можно было смотреть не только под ноги, но и по сторонам. А дорога вела через красивейший весенний лес, буквально светившийся нежной зеленой листвой.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

После примерно двадцатиминутного подъема, мы увидели между деревьями серую крышу монастыря.

Монастырь Джухтакванк или Парный монастырь, построен на живописной поляне, окруженной со всех сторон лесистыми склонами. Название произошло от количества церквей — джухт (пара). Монастырь состоит из церкви Сурб Аствацацин, построенной в 1201 году,

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

и церкви Сурб Грикор, построенной немного раньше.

К сожалению, монастырь заброшен, церковь Богородицы лишилась купола. Но внутри есть признаки жизни — стоят маленькие иконки, и остатки свечей. Самое в них красивое — это место, где они расположены.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Идя обратно, мы не захотели шлепать по грязной дороге, а решили воспользоваться одной из многочисленных коровьих тропинок, ведущих через лес, как нам казалось, в нужную сторону.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Как бы ни так, не доверяйте армянским коровам! Тропинка увела нас через густой лес совершенно в другую сторону, вывела к речке Блдан, и уперла в бесконечный забор из рабицы.

Куда идти было совершенно непонятно, дорогу, кроме как у пары встреченных нами коров, спросить было не у кого. Плюс к тому было довольно жарко, а тропинки вели то вверх, то вниз по весьма крутым склонам.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

В результате, нам пришлось возвращаться назад почти наугад, пока мы, к нашей радости, не заметили далеко внизу ту самую грязную дорогу. Нам удалось на нее выйти, а там и до машины было недалеко. Вот так вот, поневоле, мы прогулялись по Национальному Парку.

Разблудившись из леса, мы вернулись в город, и остановились на центральной площади возле памятника Мимино. Дело в том, что перед отъездом мы не позавтракали, а после такой прогулки сильно хотелось есть. Около Мимино оказалась какая-то маленькая кафешка, где мы съели два (не поверите!) очень вкусных хот-дога (больше там ничего не было), Ксю пила чай, а я пиво. За это с нас взяли 1000 драм — дешевле только даром. Пока ели, разговорились с местным мужиком, который посоветовал нам съездить на озеро Парзлич. Озеро мы решили оставить на обратный путь, сфотографировались с Мимино и компанией, и поехали в Агарцин.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Название монастырю дало средневековое село, развалины которого находятся неподалеку. Комплекс расположен в живописном Агарцинском ущелье около одноименной реки.

Древнейшая в монастыре церковь Святого Григория была построена в конце X века, весь же комплекс, который мы можем увидеть сегодня, сложился в XII–XIII веках.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Доминирующая церковь Святой Богородицы была построена в XI веке, и перестроена в 1287 году.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Весь комплекс построен из светлого, почти белого камня, и очень выгодно смотрится на фоне зеленых гор и голубого неба.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Агарцин, несмотря на его небольшие размеры и территорию, нам тоже очень понравился — красивый, светлый и мало народу.

От Агарцина до третьего монастыря, Гошаванка, было около 20 километров. Небольшой монастырь расположен в селе Гош, на берегу реки Гетик.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Монастырь был возведен в XII веке взамен разрушенного в 1188 году древнего монастыря Гетик. Гошаванк назван в честь выдающегося политического деятеля и ученого — Мхитара Гоша, который принимал участие в его строительстве.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Монастырь состоит из очень компактно расположенных церквей Сурб Аствацацин, Сурб Григор Лусаворич, притвора, здания школы, галереи, часовни и книгохранилища с колокольней.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

К счастью для монастыря и к несчастью для нас, купол и часть крыши церкви Святой Богородицы были закрыты строительными лесами, что помешало сделать хорошие фотографии. И в связи с ремонтом, не везде можно было зайти. Как и в других монастырях, у церквей стоит много старинных хачкаров, в том числе и один из лучших образцов — хачкар мастера Погоса 1291 года.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

В селе, среди домиков взбирающихся вверх по склону, мы обнаружили маленькую церквушку.

Естественно, мы к ней поднялись… Выглядела она ничуть не моложе монастыря, плюс к тому, от нее был виден весь Гошаванк.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

На этом осмотр достопримечательностей был закончен, время было начало четвертого, и мы решили заехать на озеро Парзлич, которое нам посоветовал мужик в кафешке.

Поворот к озеру внятно обозначен, и мы его приметили еще раньше. Мужик предупредил, что дорога туда не фонтан, но он явно поскромничал. Взбирающаяся в гору дорога большей частью была отвратная, поэтому скромные 5–7 километров, которые надо было проехать, отняли массу времени. Однако после танкодрома в Севане нас уже мало что могло напугать. Во всяком случае, так мы думали в тот момент.

В какой-то момент дорога пошла вниз, и вскоре за очередным поворотом открылось озеро. Парз Лич, или Прозрачное озеро, окруженное лесом, уютно расположилось в небольшой горной долине.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Не могу сказать, что вода в озере прозрачная, но то, что она зеленая, и очень хорошо гармонирует с зеленью окружающих его деревьев — это совершенно точно! Около озера, к нашему удивлению, обнаружилась жизнь. На стоянке было довольно много машин, лодочная станция, рыбный ресторан, в аквариумах которого плавала красивая форель и вкусная стерлядь. Ну и раки, этого добра там навал.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

По берегу озера, в стратегических местах были оборудованы места для пикников с мангалами — словом, центр цивилизации. Вдоль озера бродил отдыхающий народ — озеро, не смотря на ужасную дорогу, явно пользовалось популярностью.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Мы не спеша прошлись вдоль озера, наслаждаясь панорамами, чистейшим воздухом и тишиной. Очень приятное место, при наличии времени и хорошей погоды, тут можно зависнуть на полдня. Проведя на озере около часа, мы отправились в обратный путь, хотелось попасть домой засветло.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Наша реношка выдержала обратный путь от озера, и быстренько (спасибо Ксю), привезла нас домой. Километрах в 10 от нашего отеля, на трассе, мы обнаружили изрядный супермаркет. Вопрос с завтраком был решен — половину магазина занимала пекарня, производящая такое количество вкуснейших изделий, что мы долго тупили, прежде чем решили, что же мы все-таки хотим. Во второй половине было некое подобие магазина SAS в Ереване — там было все, и все это было недорого.

По традиции мы прикупили на вечер бутылочку винца, шикарных эклеров по 15 рублей на закуску и пару плюшек на завтрак. Осталось только найти, где бы поужинать, потому что снова напрягать наших хозяев не хотелось, а хотелось увидеть меню и выбрать еду самостоятельно.

Мы рулили в сторону дома, и глядели по сторонам в поисках кафе. Я вспомнил, что где-то на дороге видел объявление — кебаб из рака, и вознамерился это место найти. К счастью, оно оказалось недалеко от нас, нам там понравилось, и мы потом ходили туда на ужин каждый вечер, тем более что особого выбора там не было.

Помимо ракового кебаба, там естественно были и раки, которых я тоже заказал. Кебаб стоил как и везде, а раки стоили: маленькие — по 10 рублей, средние по 20 и большие по 50, если я не ошибаюсь. Я взял десяток средних, гулять так гулять.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

И кебаб, и раки были вне конкуренции, только раков можно было бы поменьше посолить. Помимо меню, кафешка оказалась весьма интересная — отдельно стоящий домик с двумя залами-комнатами, где стояли накрытые на 10–12 персон столы. Нас было двое, поэтому мы занимали понравившиеся нам места, закрывали дверь (вечером снова сильно похолодало), нам приносили еду, и мы сидели в гулкой холодной комнате совершенно одни. С какой-то стороны это напоминало безумное чаепитие из Алисы, но нам нравилось.

Когда мы вернулись в Нирвану, нас радостно встретили хозяева, дали ключи от бунгало, и сказали мне скорее приходить к ним в ресторан, мол, у них кое-что есть. Мы перетащили вещи, я оставил Ксю обустраиваться, а сам пошел в ресторан, где горел свет. Мужики бухали. Оказалось, что они ждут гостей-друзей, а я тоже гость, поэтому они хотят угостить меня водкой. Пришлось составить им компанию. Мы выпили за дружбу, за Победу, и еще за что-то.

С неким трудом я покинул дружескую компанию, и вернулся в бунгало. Севан порадовал нас красивым закатом, так что опять фотоаппараты наголо — мы долго ходили по берегу, пока совсем не стемнело.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 5

Туда-сюда, подошло время бутылочки винца, которую мы прикупили в магазине. И тут мы сообразили, что у нас нет штопора! Пришлось опять беспокоить хозяев. А к ним уже приехали друзья, и пьянка шла по полной программе! Меня опять усадили за стол, налили водки, положили самолепные хинкали и саморезный салат. Кроме меня, там было пять-шесть человек. Мы снова выпили за дружбу, за победу, за Армению, за Россию, и еще за что-то, перемежая это разговорами на политические и общечеловеческие темы. Я настоятельно просил дать мне штопор, и получив его, с трудом дошел до дома.

— Я так и подумала, что тебя опять поймали, — сказала Ксю, наливая мне вино. Ох, это был тяжелый вечер!