onegina17
Татьяна Лискер Пользователь — была вчера 22:21

Панамский канал. Меж двух океанов... Часть I.

29 июня 2015 г. 19:17 Колон, Панама — Панама Апрель 2015
116 64

Мои рассказы о круизе на корабле "Noordam":

Круиз. Долгие сборы...

Будни круизные, будни наHALные...

Будни круизные, будни наHALные... Окончание.

Как все начиналось...

О штормах и океанах, о дельфинах и туманах...

О прекрасных сеньорах, алчных корсарах, цветущих балконах и вечной любви... Часть I.

О прекрасных сеньорах, алчных корсарах, цветущих балконах и вечной любви... Часть II.

Меж двух Америк... Часть II

О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах... Часть I

О сытых крокодилах, сонных игуанах и непуганых обезьянах. Часть II

Страна адского пекла, бесконечных революций, грозных вулканов и жареных игуан...

"Благородный и Верный Город Сантьяго Рыцарей Гватемалы..."

Благородный и Верный Город Сантьяго Рыцарей Гватемалы. Окончание.

На жарком мексиканском юге...

О, сколько нам открытий чудных...

Где кончается Земля и начинается Океан...

Сан-Диего. Часть первая, мексиканскано-испанская...

Сан-Диего. Часть вторая, испано-американская...

Виктория. Beautiful British Columbia...

Ванкувер. Изящная прелесть канадской весны...

Ванкувер. За Скалистыми горами...

Ванкувер. У самого Тихого океана...

Пройти Панамский канал — событие даже для бывалых путешественников и опытных круизеров! Что уж тут говорить обо мне, впервые в жизни отправившейся в круиз и о Панамском канале даже толком не успевшей помечтать…

4

Те, кому посчастливилось пройти канал от океана к океану, искренне гордятся этим и неприкрыто хвастаются. На нашем «Ноордаме» была одна очень пожилая леди, проходившая канал четыре раза — на нее народ ходил посмотреть, как на диковинку. Был один канадец, доходивший до озера Гатун несколько раз и поворачивающий обратно — видели бы вы его счастье после того, как он все-таки прошел канал полностью! Остальные ждали Панаму, готовили фото и видео технику и начинали суетиться еще с вечера, чтобы ничего важного и интересного не пропустить.

Корабль тоже подготовили: единственный раз открыли выход на носовую палубу, чтобы было можно наблюдать за прохождением шлюзов и снимать все это без помех, в коридорах повесили таблички со стрелками, информирующими, как пройти на нос корабля, в лифтах прикрепили объявления, какие из них ближе всего к носу. Всем гостям раздали программки дня, с указанием времени прохода каждого шлюза (вход и выход) и краткой историей строительства Панамского канала. Кроме того, были выданы инструкции, как избежать перегрева и солнечного удара, проведя весь день на носу корабля. Команда явно готовилась к важному событию, а капитан пропадал на мостике, стараясь не опоздать к назначенному часу.

Вечером все перевели часы на самый ранний подъем и, поворочавшись в пока еще непривычных постелях, заснули чутким сном детей, подкарауливающих Деда Мороза в Новогоднюю ночь…

Пока все спят в предвкушении «гвоздя программы», самое время вспомнить историю Панамского канала, почерпнутую из капитанских историй (в этот день он выступал по корабельному радио рекордное число раз, вещая про вехи в строительстве канала) и книжицы, полученной на борту и бережно довезенной до дома…

Первая мысль соединить два океана и сократить морской путь, пришла в голову испанским конкистадорам аж в 16 веке — Васко Бальбоа пересек Панамский перешеек и открыл своему королю и всему миру, что между Тихим и Атлантическим океаном лежит узенькая полоска земли. Испанский король, показав свое прогрессивное мышление и небывалый размах амбиций, отправил экспедицию для выяснения деталей и изыскания возможностей строительства нового морского пути. Но то ли не тех он собрал для этой экспедиции, то ли время для таких идей еще не пришло, то ли еще что помешало, но королю было сказано, что замысел абсурден по своей сути и вмешиваться в божье устройство земли величайший грех, за который святая инквизиция наказать может больно и их, и самого короля. Так смелая мысль передового монарха была похоронена на несколько столетий, и корабли продолжали идти «божьими путями», огибая Южную Америку.

Прошло почти 300 лет… Первая попытка строительства, после успешной реализации проекта Суэцкого канала, провалилась с треском и грохотом. Французский проект просуществовал всего 10 лет, с 1879 по 1889 год, и обанкротился. Панамские джунгли стали на пути строителей — тропические ливни, малярийные комары, желтая лихорадка, непроходимые болота, наводнения, неприступные грунты, чума и тиф унесли многие жизни (20 тысяч человек). Кончилось дело тем, что заманить строителей в Панаму стало невозможно, а те, кто соглашался — приезжали со своими гробами, понимая, что их ждет. В США в это время о Панамском канале не думали, пытаясь внедрить разработку Никарагуанского канала, получив монопольное право от правительства Никарагуа на постройку всех межокеанских путей сообщения.

Помешали строительству и финансовые махинации вокруг канала, и не совсем верный проект с просчетами и ошибками, и не очень умелое руководство. Французская компания обанкротилась, разорив держателей акций, а само слово «Панама» стало символом грандиозного мошенничества. Идея строительства была обречена…

И тут на авансцену выступают Соединенные Штаты. Очень уж им хотелось быстро-быстро добираться из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Убедив весь мир, и Францию прежде всего, что они решительно настроены начать строить Никарагуанский канал, Америка провернула грандиозную сделку, выкупив у отчаявшихся французов концессию, выполненную часть работ и оборудование за смешные 40 миллионов долларов. После чего объявили всем, что они передумали строить канал в Никарагуа в пользу Панамского канала…

Панама в те времена была одним из штатов Колумбии, а Колумбия ни в какую не хотела отдавать американцам земли под канал, но кого и когда смущали такие мелочи? Пара ловких движений и вот уже на картах мира появилась Независимая Панамская Республика с покладистым президентом во главе, а США получают в вечное владение пятикилометровую «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты» по обе стороны канала. В качестве ответного жеста США гарантировали Панаме независимость и пообещали поддерживать порядок в городах Колон и Панама.

Дальше Америка начала с самого главного (за что американцам — честь и хвала!) — санитарно-эпидемической обстановки района, где должен был строиться канал. Именно благодаря этим мерам мир узнал, что малярию вызывает малярийный комар и был изучен его жизненный цикл. Зная, как происходит заражение, нашли способы уберечь людей от этого страшного заболевания, попутно ликвидировав и очаг желтой лихорадки. Медицина пережила череду открытий, Панама забыла про эпидемии. Болота вокруг канала осушали, леса вырубали, малярийные очаги просто выжигали или заливали маслом. После такой мощной обработки болезни отступили. Конечно, строители канала все равно умирали, но от других причин и не в таких катастрофических количествах (около 6 тысяч, если не врет выданная капитаном книжка).

Опуская инженерно-технические подробности проекта Панамского канала, что вполне простительно женщине, все же на кое-каких моментах я остановлюсь, потому как путешественник должен быть любознательным, независимо от половой принадлежности…

Гениальность американского варианта заключалась в нескольких основных моментах (излагаю их понятным мне языком, потому прошу прощения у тех, кто разбирается в терминах и соображает в этом вопросе куда лучше меня).

— Американцы предложили систему шлюзов, по три с каждой стороны, и водораздельным озером на высоте 26 метров над уровнем океана. Это позволило сократить объемы земельных работ в разЫ! Французы хотели просто прокопать канал, не подумав, насколько глубоко придется врыться в скальный грунт.

— Поскольку озеро Гатун находится выше уровня океана, шлюзам не нужны насосы и станции перекачки воды, вода течет самотеком и это делает канал очень и очень рентабельным.

— Американцы придумали, что корабли должны тянуть «мулы» — локомотивы, направляя тем самым их в канале. Этот момент оказался самым сложным и французы так и не додумались, как проводить корабли через канал.

Поскольку первое судно («Кристобаль») прошло по каналу в августе 1914 года, эта дата и начинает отсчет его лет. Но в этом же году случились природные катаклизмы, отодвинувшие начало активного судоходства и официальная дата открытия канала — 1920 год, когда канал вступил в строй. Столетие Панамского канала Панама отмечала в прошлом году, и я склоняюсь к капитанской версии — 1914 год.

С 2000 года Панамский канал официально передан правительством США правительству Панамы (все политические перипетии этой длинной истории я опускаю — не о том сейчас речь) и идя через шлюзы, мы заметили множество панамских флагов. Наверное и правда, передали контроль над каналом…

5

Размеры канала: длина его почти 82 километра (по суше — чуть больше 62 километров, а по дну Лимонской и Панамской бухт, до глубокой воды — чуть больше 16 километров), глубина шлюзов — 12,5 метров, минимальная ширина по дну — 150 метров, максимальная — 305 метров, максимальная высота над уровнем моря — 83 метра.

В связи с этим появилось понятие «Panamax» — так называют суда, размер которых позволяет проходить через канал (ширина судна — до 32,3 метра, длина — до 294 метра). Современная жизнь требует новых, еще больших судов. Такие суда, класса «Post Panamax» выгружают свой груз перед каналом, его перевозят поездом на другой берег канала и загружают на другие суда. Это пока проблема, но она решается — строится новая нитка канала, способная пропускать современные, огромные суда и в основном это касается перевозки грузов. Новый канал должен начать работу уже в 2016 году.

Покупая что-нибудь заморское, вспомните, что добиралось оно к вам через Панамский канал, совершенно не впечатлившись выпавшем на его долю счастье…

Пройти судам по каналу можно далеко не бесплатно, цена варьирует от размеров судна и его типа, и оказалось, что за это Панама дерет огромнейшие деньги: от 800 до 500000 долларов!!! У судов есть свой график прохождения канала, строго соблюдаемый капитанами, потому-то я так переживала из-за нашей задержки при отправлении корабля, потому капитан и шел на всех парах, стараясь наверстать упущенное время.

Круизные суда никогда не стоят в очереди на прохождение канала и имеют преимущество перед всеми остальными судами. У остальных ожидание на рейде может занять очень много дней и тогда устраиваются аукционы на внеочередное прохождение канала. Сколько приходиться платить за такое преимущество — можно только догадываться! Но и на подходе к первому шлюзу, и в озере, и на выходе из канала стоит очень много судов, терпеливо дожидающихся своего часа….

Прохождение канала в среднем занимает 9 часов, если не приходится томиться в очереди. В сутки через канал, работающий без перерывов, выходных и пауз, проходит 36 судов, хотя рекорд канала — 65 судов в сутки.

За сто лет бесперебойной работы, канал перетащил на своих плечах больше миллиона судов! И одним из этой огромной цифры, должен был стать «Ноордам»…

На этом историческую справку пора заканчивать.

В каютах корабля на разные лады начинают трезвонить будильники, всем пора вставать и готовиться увидеть чудо воочию. Это утро в круизе было самое раннее. Корабль проснулся в 5 утра, чтобы позавтракать в 6.30 и подхватив фотоаппараты, отправиться на нос корабля, занимать самые лучшие места, на которых предполагалось провести весь день, до заката, когда «Ноордам» выйдет из Панамского канала и продолжит путь в Тихом океане.

9

Лимонский залив.

6
5

Со стороны Карибского моря проход по каналу начинается с захода в Лимонский залив. Наш «Ноордам» шел точно по графику и к заливу подошел в 6 утра.

К этому времени в коридоре, перед носовой палубой, выстроилась длинная очередь из желающих занять самые центральные места. Дверь открыли в 6 утра, на носу все было готово для удобства пассажиров: навесы от солнца, стулья, запасы льда и прохладной воды, влажные салфетки и прочее. Про все это народ начал вспоминать, когда были пройдены первые шлюзы и можно было сделать паузу и размять ноги.

4

Вход в акваторию канала отмечен маяками и защищен дамбой, спасающей бухту от высоких волн.

8

На рейде стоят корабли, те самые, что ждут своей очереди проходить канал. Кораблей очень и очень много: всех размеров и всех мастей, они смиренно подремывали, досматривая свои морские сны.

7

На берегу — контейнерный терминал, в котором разгружаются негабаритные суда и откуда груз переправляют по железной дороге, чтобы потом снова отправить в морское плавание, на другом судне. Здесь же и пассажирский терминал, куда причаливают круизные суда не проходящие через весь канал, а доходящие только до озера и поворачивающие обратно.

4
5
3

В 6.30 к кораблю пришвартовался лоцманский кораблик и на борт перешла группа лоцманов, что поведет нас по каналу. Кроме лоцманов, администрация канала обязывает принять на борт швартовочную команду, вся задача которых заключается в том, что они принимают швартовочные концы и накидывают их на битинги (если я не ошибаюсь в терминах). Условие это обязательное для всех кораблей, проходящих через канал и в результате на борту весь день кормится и поится команда, превышающая два десятка человек. Панама решает проблемы безработицы и досуга своих граждан, надо думать. Если работа лоцманов требует определенных знаний, то работа швартовочной команды по силам любому матросу корабля, на мой взгляд…

7
5

На подходе к первому шлюзу хорошо видна строящаяся нитка шлюзов, третья по счету, которая будет пропускать новые, огромные суда. Много разглядеть не удалось, но высокие краны и непрерывный шум работ мы усмотрели и услышали. После введения этой нитки пропускная способность Панамского канала должна будет удвоиться.

6

Корабли подходят к шлюзам очень и очень медленно, давая время пройти шлюз тому лайнеру, что подошел раньше. Дело это настолько неспешное, что пройдя только один шлюз, я поняла, почему у корабля на все это занятие уходит порядка 9 часов.

Гатунские шлюзы.

10
8
2

Гатунские шлюзы поднимают корабли на высоту почти 26 метров над уровнем моря, где лежит искусственное озеро Гатун, очень большое и являющееся значительной частью самого канала. Шлюзы трехуровневые и двухниточные — это значит, что нам нужно три раза войти и выйти из шлюзов и параллельно нам будет идти еще один корабль.

В 8.35 мы подошли к первому шлюзу. Перед нами проходили шлюзы «Норвеги», их пассажиры фотографировали нас и наш корабль, мы, соответственно, их.

Параллельно с нами шел газовоз и его команда развлекалась весь день, фотографируясь на все, что только может делать фотографии, на фоне круизного корабля. Офицеры помахивали ручкой нашим дамам, дамы могли и не улыбаться в ответ — все равно улыбку было не разглядеть на таком расстоянии.

2

Корабль подходит к первому шлюзу.

6

От причала отходит лодка со швартовочным канатом, который соединит корабль и электровоз, что будет тянуть и направлять лайнер по шлюзу. Каждый корабль ведут электровозы, или «мулы», как их привычно называют. К кораблю пришвартовывают четырех мулов: два будут тянуть спереди и два — сзади. Только так можно идеально провести большой корабль сквозь шлюз, практически не цепляя его стенки. Вот для этой швартовки мула и корабля и села к нам на борт швартовочная бригада.

5
3
3

Электровозы, а изначально были паровозы, делают из нержавеющей стали. Насколько я смогла разобраться, в целях борьбы с коррозией металла из-за очень жаркого и очень влажного климата Панамы.

4

Кстати, о климате. Жить в таких условиях непросто. За один день погода менялась много раз: был дождь, то сильный, то ленивая морось, было жаркое солнце, накалившее все вокруг, и все это было на фоне влажной и липкой жары. День в таких условиях прожить еще можно, но всю жизнь — я бы не смогла…

Пока мы тихонечко подползали к первому шлюзу, меня терзала единственная мысль — как наш огромный корабль протиснется в такой маленький шлюз? Прочитанная информация со схемами шлюза и размерами корабля должна была развеять все сомнения, но глаза упорно отказывались верить в это соответствие. И думалось мне, что будем мы протискиваться сквозь шлюз, обдирая наши сияющие новой краской бока, продираясь вперед со страшным скрежетом. То, что корабль все-таки поместился, я и сейчас считаю чудом чудесным и вижу в этом милость морских богов, а не точность инженерных расчетов и мастерство лоцманской команды и капитана корабля…

8

Как видите, зазор между бортом и стенами шлюза практически отсутствует и поцарапанные стены шлюзов могут многое рассказать о том, как тесно бывает в шлюзовой камере…

2

Как только швартовы закреплены, корабль начинают затягивать в первую шлюзовую камеру. Двигатели все выключены, идем с помощью трудолюбивых мулов.

Во время прохода корабля по шлюзу, перекрывается автомобильная дорога и очередь машин замирает надолго. Я наблюдала, как привычно и спокойно стояли машины, ожидая открытия движения. В этой очереди было несколько такси (интересно, счетчик считает это время или нет?), школьный автобус (дети носились вокруг, не скрывая радости) и вереница самых разных машин.

4
2
3

Процесс открытия створок шлюза я видела впервые и меня интересовало все-все. Может, кому-то это и покажется скучным, но я для себя открыла очень много нового и интересного.

Сначала перекрыли движение по дороге, часть которой шла перед шлюзом.

3

Потом дорога начала расходиться, раскрываясь, и было очень интересно, куда ее спрячут — места явно маловато. Оказалось, что дорога прячется в специальные ниши, совершенно не занимая драгоценного пространства в шлюзе. Одновременно начинают открываться и створки шлюзовой камеры — медленно, неторопливо и плавно. Створки тоже уходят в специальные выемки, точно под размер створки.

7
4

Как только шлюзовая камера полностью открыта, мулл дает звонок и начинается вход корабля в камеру. Один шлюз поднимает корабль в среднем на 9 метров. Не сказать, что это очень впечатляет, когда ты стоишь на носу огромного корабля, но все равно, выглядит очень эффектно!

4

На стенках шлюза есть отметки глубины и длины. Наш корабль почти уткнулся в ворота, задние створки закрылись и началось само шлюзование, тоже очень неторопливый процесс.

3
2
3

Как только вода поднимается до уровня максимальной отметки и поднимает корабль, створки шлюза начинают медленно раскрываться, пропуская нас дальше. После того, как корабль выйдет из шлюза, створки закроют, вода уйдет и шлюз открывают для приема следующего корабля. Мулы только и успевают сновать туда и обратно, швартуясь с кораблями и проводя их в шлюз и из шлюза. И так круглосуточно, без перерывав и выходных…

4
5

На самом верху створок есть специальный мостик, по которому все время проходят рабочие канала. Что они делают и куда так торопятся каждый раз, как только части моста соединяются в одно целое — мне так и не удалось узнать, хотя я честно пытала всех этим вопросом…

4
4

Весь наш проход по каналу снимали корабельные фотографы, настрелявшие массу фотографий и смонтировавшие неплохой фильм, в котором почти каждый гость корабля удостоился чести попасть не единожды в кадр. Но фотографии удручали качеством (уж не знаю почему фотографы совсем не старались), а фильм мы столько раз успели посмотреть во время круиза, что покупать его смысла уже не было.

6

Фотографов сопровождали несколько полицейских. Канал — объект режимный, просто так погулять не получится. И хотя полиция откровенно скучала, следила за ребятами неутомимо, честно отрабатывая свою зарплату.

В гатунских шлюзах установлена веб камера, транслирующая работу Панамского канала в режиме реального времени в интернете. Наша дочь не нашла в себе сил для подвига и улеглась спать, пропустив момент прохода нашего «Ноордама» мимо камеры. О том, что наши подпрыгивания и размахивания руками были замечены на родине, нам рассказали неспящие глубокой ночью друзья, усевшиеся перед монитором компьютера с попкорном, дабы посмотреть сей исторический момент. Говорят, они нам тоже махали руками, но мы этого не заметили, в чем честно и повинились перед ними. Зато осталась фотография шлюза, полная туристов, наблюдающих, как корабли проходят канал и тоже фотографирующих этот момент.

6
2

Чуть поодаль от смотровой площадки стоянка экскурсионных автобусов, дожидающихся туристов. Толпа впечатлила, наверное с земли наблюдать не менее интересно и фотографии будут очень и очень красивые.

5

Вся эта история шлюзования повторилась три раза, пока мы не прошли три гатунских шлюза. Корабль поднялся на уровень водораздельного участка канала и направился в озеро Гатун.

8
5

Вышли из гатунских шлюзов мы около полудня.

В этот момент надо было нестись сломя голову через весь корабль на корму, чтобы бросить еще один взгляд на то, что осталось позади: лестницу пройденных шлюзов, суда, идущие за нами и далеко-далеко и очень внизу — Карибское море. Надо было тихонько постоять на корме, запоминая картинку, попрощаться с Атлантикой, поблагодарив ее за теплый (даже жаркий!) прием и пообещать непременно вернуться еще не один раз…

И только добежав, я спохватилась, что пробежка была налегке, без фотоаппарата — я бросила все на носу, под присмотром мужа. Надо же было так опростоволоситься…

Корабль тихонько плыл вперед, уходя от шлюзов. Все дальше уходило Карибское море и уже не верилось, что еще прошлой ночью оно тихонько убаюкивало меня, обещая разноцветные сны. Панамский канал становился реальностью, еще одной сбывшейся мечтой… В голове носились лихорадочно мысли, подыскивая новую мечту на освободившееся только что место. Панама, еще вчера такая далекая и невиданная, тихо плыла с двух сторон от нашего корабля… Мы входили в озеро Гатун. Но об этом — в следующий раз.

Продолжение следует…

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии

YaroslavGlukhov
+1
30 июня 2015 г. 9:22
Очень интересно было узнать подробности прохождения Панамского канала! Захватывающее зрелище, Татьяна!
Панамский канал впечатлил, столько различных деталей и столько усилий - просто завораживающе! Как же интересно пройти весь канал, от начала до конца, и выйти уже в Тихий океан!
Буду ждать продолжения! Панамский канал меня очень сильно поразил!
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 9:26
Спасибо, Ярослав! Мне тоже было жутко интересно! Моталась весь день по кораблю, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.
Butyrskii
+1
30 июня 2015 г. 9:29
С удовольствием прочитал весь рассказ, канал просто невероятно интересный. Хотя эффективность многого можно поставить под вопрос. Такое скопление бесполезных должностей
Спасибо за подробный, детальный рассказ
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 9:32
Канал кормит всю страну, это надо признать. Пусть лучше работают на бесполезных должностях, чем попрошайничают или еще что похуже... А потом, сколько стоит проход одного корабля - с таких денег зарплат можно много выплатить!
Butyrskii
+1
30 июня 2015 г. 9:38
Ну тогда надо КПД увеличивать, а то 36 судов в день это конечно
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 9:43
Процесс очень медленный, шлюзование идет неторопливо, да и корабли вводят-выводят в шлюзы тоже неспешно. Многие лайнеры помещаются, что называется " в упор". Они не филонят, работа идет без перекуров и пауз. Просто спешить нельзя.
Butyrskii
+1
30 июня 2015 г. 9:50
Ну хорошо, зря наговариваю на ребят
Dimitry
+2
30 июня 2015 г. 9:39
И еще штрих к истории канала. За воровство денег при его строительстве судили знаменитого инженера Эйфеля. Доказали хищения на миллионы долларов. Мало того, инженер признал свою вину. Отмазывался просто:
--- Нужно было кормить семью!
Интересно, сколько это семья ЖРАЛА...
Но мужика не посадили. Адвокаты сослались на истечение сроков давности.
onegina17
30 июня 2015 г. 9:41
Я знаю эту историю, афера с канадом была могучая! Не стала углубляться во все эти французские махинации, иначе дюже много буков было бы. Но на канале погрели руки все, кто не поленился! И продолжают греть...
vasilets
+1
30 июня 2015 г. 10:09
Татьяна

Очень подробное описания технологии процесса.
Теперь будем знать, каковы ощущения Панамакс-туристеров
onegina17
30 июня 2015 г. 10:27
Спасибо! Муж читал ваши ощущения, когда готовился в круизу и, насколько я помню, вы ведь со смотровой площадки все это видели? Вот очень я жалела, что не могу оказаться одновременно и на корабле, и на площадке! Все-таки очень несовершенны люди...
vasilets
+1
30 июня 2015 г. 11:44
onegina17 писала 30 июня 2015 г. 10:27
вы ведь со смотровой площадки все это видели? Вот очень я жалела, что не могу оказаться одновременно и на корабле, и на площадке! Все-таки очень несовершенны люди...
Таня,

Можно было договориться с лодочниками, чтобы они вас на берег высадили, а потом на корабль вернули)))))
onegina17
30 июня 2015 г. 11:54
Можно. Но тогда бы пропустила, как все это с корабля смотрится. Вот и страдала я тихо, что не могу и там, и там одновременно оказаться.
vasilets
+1
30 июня 2015 г. 12:06
onegina17 писала 30 июня 2015 г. 11:54
Вот и страдала я тихо, что не могу и там, и там одновременно оказаться.


Эх, несовершенен человек)))))
sovikont
+1
30 июня 2015 г. 11:35
Да вот.... Мы каждый выходные смотрим как маленькие лодки проходят шлюзы по рекам Британии , а тут все в увеличенном размере... В круизе по Волге шлюзы проходила , видимо мне речные ближе.. Но конечно впечатления от такого прохода супер , ведь даже на реке дух захватывает)
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 11:36
А я ни разу не приходила шлюзы. Только у Джерома читала, как это. Потому и интересно было очень. Спасибо, Соня!
sovikont
+1
30 июня 2015 г. 11:53
sany4
+1
30 июня 2015 г. 11:42
Очень интересный и познавательный рассказ! Конечно, жаль, что не получилось запечатлеть Карибское море, оставшееся за кормой внизу... Наверняка, зрелище из запоминающихся!
onegina17
30 июня 2015 г. 11:55
Спасибо! Да, Карибское море, уходящее от корабля - грандиозное зрелище! Но , что ж поделать, только память осталась...
sonnenschein
+1
30 июня 2015 г. 12:00
Панама в те времена была одним из штатов Колумбии, а Колумбия ни в какую не хотела отдавать американцам земли под канал, но кого и когда смущали такие мелочи? Пара ловких движений и вот уже на картах мира появилась Независимая Панамская Республика с покладистым президентом во главе
как это типично для Штатов.
Прохождение шлюзов -классный аттракцион, но 9 часов
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 12:08
Лен, оказалось очень не напряжно и очень увлекательно! Устала только адски, мало того, что весь день на ногах, на жаре и солнцепеке, так еще и бегать с носа на корму - это немало километров за день! Но получила огромное удовольствие, увидев, как это все происходит.
sonnenschein
+1
30 июня 2015 г. 12:18
Танюша, незабываемое впечатление! Грамоту, о прохождении Панамского канала не выдавали?
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 12:32
Можно было взять, но мы сначала не подумали, потом закрутились и так и не в помнили. Бывает!
sonnenschein
+1
30 июня 2015 г. 12:37
Зато чудесные фотографии имеются!
Nomad
+1
30 июня 2015 г. 15:35
Грандиозное мероприятие... смотрел на эту тему фильм по телеку - в голове не укладывается....
onegina17
30 июня 2015 г. 16:49
Спасибо! Грандиозность и поражает! Даже пройдя все шлюзы и выйдя из канала я удивлялась - как мы умудрились протиснуться и как они сообразили такое построить сто лет назад!
Chiffa7
+1
30 июня 2015 г. 15:45
Размеры впечатляют)) и корабли почти "впритирку" к стенке шлюза. Там хоть метр-то оставался?
Хотела написать, что с речными шлюзами по Волге и каналу им.Москвы как-то попроще и вспомнила, как дотрагивалась в детстве рукой до стенок шлюза и створов )) так что не попроще, но, конечно, не так грандиозно.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 16:52
Спасибо! Нет, метра не было между стенамик шлюза и бортами корабля. Очень впритирку! Наш корабль был свежепокрашеный перед круизом, он в сухом доке стоял, так я потом посмотрела в ближайшем порту - терся боками о шлюзы, краску поцарапал. Вообще, канал поражает смелостью замысла и тем, что ничего круче люди пока не прилумали.
tinka61
+1
30 июня 2015 г. 16:30
Поразительное сооружение! И какой он оказывается узкий, действительно кажется, что не поместится корабль. Теперь вот имеем представление, что там и как на этом легендарном Панамском канале. За что автору благодарность и респект. Со смотровой площадки наверное виды совсем иные, но как разорваться, чтобы все объять?
В голове носились лихорадочно мысли, подыскивая новую мечту на освободившееся только что место.
Это сильно сказано.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 16:56
Спасибо, Ира! Канал грандиозный! Как представишь, что створкам шлюза уже сто лет и все работают - невольно снимаешь шляпу перед тем, кто все это создал! Одной земли сколько перекидали, ведь практически рукми рыли! Мне было настолько интересно, что оторвать меня от созерцания было невозможно. Моталась весь день по кораблю, чтобы оказаться везде и сразу. Темпы у меня уже не те, но я старалась!
А новая мечта быстро заняла вакантное место. Теперь я ее холю и лелею, чтобы созрела с гарантией.
tinka61
+1
30 июня 2015 г. 16:59
onegina17 писала 30 июня 2015 г. 16:56
Теперь я ее холю и лелею, чтобы созрела с гарантией.
Замечательно. Про мечту пока не спрашиваю, из суеверия.
А вообще, побывать в таком знаковом легендарном месте дорогого стоит. Очень почетно для путешественника.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 17:03
Да, про мечты лучше помалкивать, чтобы не смешить Бога. Панамский канал место действительно знаковое, уж и не знаю почему так. Наверное из уважения тем, кто его построил.
Kapuletta
+3
30 июня 2015 г. 17:17
Поздравляю!!! 100-летний канал увидеть своими глазами - дорогого стоит... Все слышали, что такое Панамский канал, но вот так увидеть - большая редкость! очень было интересно почитать и посмотреть)
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 17:23
Спасибо, Лен! Канал потрясает! Именно возрастом почтенным своим. Как-то очень живо я представляла, каково было прорыть дорогу в другой океан. И климат там не самый приятный, и техники никакой не было, и мошки даже сейчас прожорливые очень. Несколько дней весь корабль почесушки устраивал после канала, а ведь сейчас все безопасно. В общем, умели раньше строить на века! Вот века это и подтверждают.
Kapuletta
+1
30 июня 2015 г. 17:25
Я всегда поражаюсь человеческому гению, который придумал и претворил свою идею в жизнь...Чтоб помнили....
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 17:27
Всяк в этой жизни оставляет свой след! Задумаешься тут...
Kapuletta
+1
30 июня 2015 г. 17:28
Наши-то следы, как у муравья полосочки....
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 17:43
Да тут хотя бы не гадить...
Kapuletta
+1
30 июня 2015 г. 17:52
так ведь никто не видит......
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 17:53
Это пока не вляпается!
vibas
+1
30 июня 2015 г. 21:03
Татьяна, уникальный опыт!!!
Масштабы и канала, и корабля впечатляют!
Не знал, что именно из-за канала победили малярийного комара!
onegina17
30 июня 2015 г. 21:12
Спасибо! А я вот про малярию знала благодаря учебе в институте, но техническое устройство канала для меня было совершенная тайна. Изучала прикладно, уже на месте. И поразилась подвигу людей. Там просто стоять жарко и влажно, а уж работать - где только сил набирались люди...
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 15:50
Там кстати озеро Гатун возникло не само по себе, там раньше река была, на которой дамбы построили и подняли уровень. Вообще удивительно, что в таком узком месте еще и полноводная река была.
albygan
+1
30 июня 2015 г. 21:37
Здорово! Такого я ещё не читал, ни разу не знал и с удовольствием узнал! Ну, а впечатления для любознательных могу только представить!
В общем, просветила, низкий поклон
Вот замечу, что не верю, чтобы таксисты выключали счётчик, ожидая проезда. Правда, есть вариант, что у них вообще нет этих счётчиков.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 21:45
Я вот тоже думаю, что счетчики таксистам неведомы.
Канал меня зацепил не по-детски. Я вообще первый раз в жизни шла по шлюзам, раньше только читала в книжках, но это ж совсем другая история. Честно - круто! Интуристы очень кичатся тем, что прошли канал насквозь, они нехило так отмечали сие событие!
Муж надо мной немножко потешался, очень уж мне все в диковинку было. Но потряс подвиг безымянных строителей и масштаб всего этого сооружения. Это ж как строили, чтобы в таком климате столько лет служило все верой и правдой!!!
И конечно виртуозность и слаженность работы корабельной команды и сухопутных служб просто потрясает! Эдакие махины в такую дырулечку пропихнуть и бока догола не ошкурить - сплошной балет!
Спасибо, Альберт, за твой интерес! Очень боялась напутать в технических терминах, я ж профан в этом полный!
albygan
+1
30 июня 2015 г. 21:49
Ерунда , я тоже полный профан в этом деле.
Да, напомнила, зазор между бортом и шлюзом впечатляет, что и говорить!
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 21:54
Зазор да, потому и сфотила - бока сдирают корабли, я потом посмотрела. Поди просочись, я думала скрежетать будем, а нет - тихонечко пролезли!
albygan
+1
30 июня 2015 г. 21:56
Всё, жду продолжения с нетерпением
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 21:57
Дописываю!
albygan
+1
1 июля 2015 г. 8:58
ttttasha
+1
30 июня 2015 г. 22:05
Очень интересный процесс, конечно. И вот хоть читала и на фото видела уже не раз, все же хочется воочию увидеть. Отличный рассказ! Учитывая вашу с мужем последнюю ситуацию, я уже тоже начинаю задумываться о необходимости двух фотоаппаратов. У нас часто бывает так, что муж с фотиком в одном месте, а я в другом что-то интересное вижу.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 22:12
Два фотика - вещь необходимая в путешествии. Мы уже давно с двумя путешествуем! Фоток, правда, привозим ну очень много, но зато удобно очень! И друг друга фотографируем без проблем! А то раньше дочь фото смотрела и сочувственно спрашивала, почему мама папу с собой никуда не брала.
А канал согласна, лучше один раз пройти, чем сто раз прочесть.
Спасибо, Наташ!
ttttasha
+1
30 июня 2015 г. 22:26
Мы тоже раньше с двумя ездили, потом тяжко долго синхронизировали фотки (переименовывали и т.п.), чтобы они в хронологическом порядке шли с обоих фотиков... Да и чего-то намаялись, в итоге стали ездить с одним фотоаппаратом с набором объективов. А сейчас снова подумалось про 2. Как все циклично в нашей жизни. Да-да, у нас тоже были путешествия, в которых фотографа как будто и не было - ни на одной фотке не фигурирует.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 22:29
Мы в день вылета синхронизируем по времени фотики, потом в общие папки раскладываем и начинаем галерные работы по разбору. Выкидываем бесжалостно! Можем пропустить только где вдвоем чья-то дрожащая рука сняла не сильно в фокусе. Тут уж не до жиру, спасибо хоть что-то есть.
ttttasha
+1
30 июня 2015 г. 22:33
Галерные работы - это очень точно. Мы тоже обычно из 5-10 000 фотографий оставляем тысячу. Тоже выкидываю многое, но если ни одного кадра четкого чего-то дорого сердцу, тоже оставляю хоть размазанный. Не для выкладки, может быть, а для себя.
onegina17
+1
30 июня 2015 г. 22:35
Вот-вот, точно такая же история и у нас! Все один в один!
KonstantinPavlov
+1
30 июня 2015 г. 22:59
Очень интресно. А никарагуанский канал вроде китайцы строить собираются. Что-то читал об этом
onegina17
0
1 июля 2015 г. 6:32
Спасибо! Я тоже читала, что строит Китай, а наши обязуются поддержать безопасность вооружонными силами. Вроде все уже решено.
KonstantinPavlov
0
1 июля 2015 г. 12:34
И наши там? Тогда это вызов США. Интересно, надо почитать
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 12:46
Ну да, лос-скандалос неслабый! Китайцы согласились взяться за осуществление идеи канала при условии, что мы обезопасим их от всяческих провокаций военного разлива. Наши согласились. А значит корабли и авиация войдут в этот бассейн с конкретными целями. Но дело-то в том, что Штаты, по условиям строительства Панамского канала, имеют абсолютное право только самим иметь военный флот и использовать свои военные корабли в этом регионе. Ну, это очень упрощенно и сокращенно - война не женское дело и все, что с ней связано, соответственно тоже. Но, в общих чертах, как-то так...
KonstantinPavlov
0
1 июля 2015 г. 12:56
Очень интересно. Эта тема не сильно обсуждается. Но если это получится, это будет сильный ход. Китай и Россия объединяются против интересов США, да еще в зоне их абсолютного доминирования.
onegina17
0
1 июля 2015 г. 12:59
Получается именно так. Если честно, мне как-то слабо верится в строительство Никарагуанского канала. Но для Никарагуа это будет огромное подспорье - бедность у них там ужасающая, революции до добра не доводят никого. И очень силен негатив в сторону американцев! А вот нас любят.
KonstantinPavlov
0
1 июля 2015 г. 13:07
Обязательно почитаю о строительстве канала в Никарагуа. Но, наверное, до реальных дел еще далеко, тема особо не обсуждается.
А нас везде любят, где не любят американцев и наооброт
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 13:10
Я тоже думаю, что пока идут предварительные согласования или даже обсуждения. Но читала где-то с датами начала строительства и окончания. Жаль, я не запомнила, где нашла информацию. Ну и Панамский начинали строить, потом бросали. Так что дело это нескорое. Поживем - увидим, что да как будет.
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 15:47
onegina17 писала 1 июля 2015 г. 12:46
по условиям строительства Панамского канала, имеют абсолютное право только самим иметь военный флот и использовать свои военные корабли в этом регионе

Это явно не так. Просто США еще с 19-го века решили, что все Западное полушарие это их задний двор, где они могут делать, что хотят. Отсюда и кровавые истории военных переворотов и хунт.
onegina17
3 июля 2015 г. 16:36
За точность формулировки не ручаюсь, но смысл я передала точно - специально уточняла этот момент. Нсть докемент между правительством Панамы и США на эту тему, предшествующий строительству канала.
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 16:50
Просто на момент строительства канала не было международных организаций, кто бы мог дать такое право. Это мог быть договор США с Панамой, не более того, а договора США "со всем регионом" быть не могло.
Также там были какие-то договора США с Британией, которые сначала решили, что канал можно строить только совместно, а потом Британия согласилась на то, что США будут строить сами. Вот они там между собой что-то могли решить, но для других стран эти все договоренности сейчас ничего не стоят.

Возможно вот это имелось в виду:
https://en.wikipedia.org/...

Тут просто вопрос того, кто сильнее. Раньше Британия всем указывала, где можно плавать, а где нет. А тут они с США договорились, что в этом регионе главными будут США.
onegina17
3 июля 2015 г. 16:56
Википедию я не жалую, там ошибок полно. Я так и сказала, что договор между США и Панамой был подписан. Это даже не скрывали в книжке о Панамском канале, что нам раздали на борту. Книга американская, как вы понимаете.
Arkhip251166
+1
1 июля 2015 г. 1:18
Интересный отчет!!!
onegina17
1 июля 2015 г. 6:32
Спасибо!
Shefer
+1
1 июля 2015 г. 8:40
Да вы просто энциклопедист!
onegina17
1 июля 2015 г. 8:53
Ну это же интересно! Нас весь день просвещали как строился канал, как живет сегодня и что будет с каналом завтра. А я в принципе любознательная, вот и накопила информации.
mamka
+1
1 июля 2015 г. 10:28
Ну что сказать, канал хоть и один такой, но и сверхестественного мало
зато галочка в памяти))) это как тебя в самолете поздравляют с пересечением экватора)))
Помнится я даже сдавала такой предмет, так как второе образование получала в водной академии. Правда мы были экономистами, и нам делали скидку, но азы нужно было знать....

Пы.сы. отличная аватарка, давно заметила
даже помню, что она из альбома о Сан Франциско
onegina17
1 июля 2015 г. 10:44
Аватарка оттуда, точно! Спасибо! Давно собиралась поменять, да все руки не доходили.
Канал мне был очень интереснен именно в плане его функционирования ну и история тоже. Смотрела, читала - все не то. Хотелось самой пройти, но как-то слабо верилось в сбычу этой мечты. В общем, впечатлилась. Ну и на круизных кораблях все это потом отмечается шумно и понтово.
А с пересечением экватора ни разу не поздравляли, хоть и напрыгалась я через него туда-сюда...
Leolik
+1
1 июля 2015 г. 18:10
Тань, ну просто "чудо маниту"!
Мне моим скудным умишком это не объять!
Я в детстве по московским шлюзам плавала. Тоже были сильные впечатления! А уж тута! Вообще абалдеть!
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 18:39
Ну, маниту - не маниту... Ну интересно же! Я к середине круиза всю морскую феню освоила и на морском языке разговаривать научилась. А уж канал - это ж вообще круто! Мне потом пару ночей снились шлюзы, темные замшелые стены и корабли, опускающиеся в бездны. И это были такие!!!!! сны!!!
Leolik
+1
1 июля 2015 г. 18:45
onegina17 писала 1 июля 2015 г. 18:39
Мне потом пару ночей снились шлюзы

Ну ты даешь! Ладно бы одну ночь, а то сразу две!
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 18:47
А чего мелочиться то! Ночь вверх поднималась, ночь - вниз опускалась. Все логично!
Leolik
+1
1 июля 2015 г. 18:51
Точно
onegina17 писала 1 июля 2015 г. 18:47
логично
.
Не, ну приключение, конечно!
evgeniaczech
+1
1 июля 2015 г. 19:57
Да, чудо инженерной мысли! И фото красивые!
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 19:58
Спасибо! Чудо и есть! Не меньше!
Svet-lanka
+1
1 июля 2015 г. 20:12
Впечатляющее зрелище! Что только не придумал человек Очень интересно!
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 20:17
Спасибо! Да уж, мы не только воевать умеем, иногда от человечества есть и польза.
Svet-lanka
+1
1 июля 2015 г. 21:31
И не говорите!
Jura_Lepesa
+1
1 июля 2015 г. 20:57
и я бы с удовольствием посмотрел процесс открытия створок шлюза,думаю и жене было бы интересно)) неужели это может быть скучным делом??))сомневаюсь))
onegina17
+1
1 июля 2015 г. 21:04
Кому-то это покажется скучным, почему и нет? Кто-то на корабле сидел в барах и ресторанах, совсем не интересуясь каналом. А мне было очень-очень интересно! Отстояла весь день то на носу, то бежала на корму, ты выскакивала на балкон, чтобы ничего не пропустить. Когда еще судьба выдаст билет на такое представление и выдаст ли вообще еще раз??? Так что я не пропустила ни одного шлюза - и очень этим горжусь.
Jura_Lepesa
+1
1 июля 2015 г. 21:08
удовольствие от этого,уверен более высокого и утонченного качества чем бар,хотя и он не плох,но явно не в такой ситуации))скорее всего,я бы поступил очень похоже))
Yurijvar
+1
1 июля 2015 г. 22:25
Супер-описание прохождения шлюзов! Зря вы прибеднялись, что как женщина ничего не знаете. Очень интересный процесс. Особенно, если еще и представлять - каково это было все придумать и реализовать!
onegina17
1 июля 2015 г. 22:31
Спасибо! Ну, я прониклась каналом, пока его проходила. Грандиозное сооружение, что тут говорить. Было интересно, любопытно и очень познавательно. Утащила домой подаренную капитаном книжку и продиралась через английские дебри, чтобы выяснить все, что осталось неизвестным.
Yurijvar
+1
1 июля 2015 г. 22:50
Вам это удалось!
bujhm54
+1
1 июля 2015 г. 22:27
Супер, очень интересно. Спасибо.Завидую Вам.
onegina17
1 июля 2015 г. 22:32
Спасибо и вам! Я и сама себе немножко завидую.
NataliaC
+1
2 июля 2015 г. 12:08
Действительно-уникально все, интересно, как продумана вся эта система!! Таня, ты так мастерски все описала, я все время возвращалась к тексту, если было что-то непонятно!!
соединит корабль и электровоз, что будет тянуть и направлять лайнер по шлюзу.
-удивительно, но какой милиметраж!!!
перекрыли движение по дороге, часть которой шла перед шлюзом.
-это же как часто проделываются эти манипуляции и людям на берегу приходится ждать!!
веб камера, транслирующая работу Панамского канала в режиме реального времени в интернете.
-обалдеть!!!
пробежка была налегке, без фотоаппарата — я бросила все на носу,
-ну надо же, это от переполнявших тебя эмоций!!
onegina17
+1
2 июля 2015 г. 12:13
Спасибо, Наташ! Приходилось шустро перемещаться по кораблю, чтобы ничего не пропустить. Мне было ужасно все интересно и так хотелось проникнуть в самую суть вещей и вопросов, разобраться во всей системе канала, увидеть все тонкости и детали. Пища для мозгов была получена и немалая.
NataliaC
+1
2 июля 2015 г. 12:18
Ты умница-и вникла и прониклась и доходчиво показала-рассказала!! Теперь я задумалась-у нас ведь тоже есть шлюзы, и вроде там бывают экскурсии? А не покататься ли? Чтобы на крошечном примере прочувствовать все эту систему!
onegina17
+1
2 июля 2015 г. 12:26
На Волге точно есть. И не только. На Дону шлюзы. Да много где. Масштаб, может и не тот, но идея-то такая же. Так что мысль очень дельная. Я бы еще с удовольствем прошла, очень уж интересно это.
NataliaC
+1
2 июля 2015 г. 12:33
У нас, в Краснодаре есть, это ж рядом!! Надо разузнать!
Maksim_Starostin
+1
3 июля 2015 г. 15:40
Да, пройти по каналу было бы интересно.
Сам только стоял на шлюзе Мирафлорес, когда там проходил контейнеровоз.
onegina17
3 июля 2015 г. 16:36
Теперь мне осталось на башне постоять - тоже интересно было бы.
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 16:57
Я еще фотографии не разгреб после Кругосветки :)
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 16:52
Кстати еще один момент я вот не понял.
С одной стороны все говорят, что каналом рулят США и это плохо.
С другой стороны, в Википедии написано, что когда контроль над каналом был возвращен от США к Панаме, то Панама провела открытый конкурс на то, кто будет управлять каналом. И якобы в нем победила какая-то китайская компания.
Как-то тут все неоднозначно :)
onegina17
3 июля 2015 г. 16:58
Официально все права переданы Панаме. Но по сути там США все равно главная. Такими деньгами, что дает канал, не раскидываются. Китайцами там и не пахнет, они собираются Никарагуанский канал строить, сама читала.
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 17:01
Про Никарагуанский канал я сам читал. Когда был в Никарагуа даже с гидом на эту тему общался. Он сказал, что он за канал, потому что это даст рабочие места и много денег. Там планы вообще громадные. Официально строительство уже начали в декабре, была даже церемония, но по-моему копать еще не начали. А учитывая кризис, который вот-вот ударит по миру, в том числе и по Китаю, то есть все шансы, что строить так и не начнут.
onegina17
3 июля 2015 г. 17:24
Я тоже была в Никарагуа. Если будут стоить китайцы - шанс есть. Если никарагуанцы - никогда канал не построят.
Maksim_Starostin
3 июля 2015 г. 18:20
Ну на субподряде в любом случае будет нанято много местных.
julykum
+1
4 июля 2015 г. 22:01
Очень увлекательно. И так все подробно, словно я рядом с тобой стояла. Вот ведь опыт. Незабываемый!
onegina17
+1
4 июля 2015 г. 22:05
Спасибо! Ну, не в баре же просидеть весь день или у бассейна проваляться. Когда еще судьба такой шанс подкинет! Вот и смотрела, на ус мотала.
julykum
+1
6 июля 2015 г. 21:11
не в баре же просидеть весь день или у бассейна проваляться
Потратить на это отпуск - значит его убить! Хотя мой муж давненько мечтает о таком отпуске. )))
marsada
+1
5 июля 2015 г. 10:53
Вау!!!! Ну не каждый турист до такого доходит!) Вся технология процесса очень интересна - но то, что между бортами судна и стенкой шлюза почти нет места - не может не пугать. И правда - такая громадина! Как только поместилась?
Новую мечту на место освободившейся нашла?
onegina17
+1
5 июля 2015 г. 13:41
Спасибо, Маш! Мечт - очередь, спорят, кто первой будет! От Аляски до Антарктиды бегаю, никак не решусь!
marsada
+1
7 июля 2015 г. 12:13
Olegka
+1
2 августа 2015 г. 10:27
Очень интересно! А главное - необычно, с тонкими деталями и удивительной историей!) Замечательный репортаж! Буду читать продолжение)
onegina17
+1
2 августа 2015 г. 10:31
Спасибо! Мне было очень интересно вникнуть в подробности, в историю, в детали и тонкости - это де так увлекательно и так любопытно! И вариант пролежать весь день у бассейна меня никак не устраивал - стоило ли тогда забираться в Панамский канал!
vadimbryansk333
+1
10 февраля 14:01
Очень полезный , интересный и подробный рассказ о круизе! обязательно дочитаю всё!Спасибо! И поздравляю с покорением 8000-тысячника
onegina17
10 февраля 14:04
Спасибо большое! Панамский канал - это невероятно круто! И мечтать-то о таком было страшновато, и пройти его хотелось очень.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.