Турист Ованес (Hovo_Plavi)
Ованес
был 31 мая 2023 22:44

Горис, Сисиан — Армения Май 2015

Моим давним читателям уже известно, что я и моя семья легки на подъем и нам ничего не стоит за один день решить, распланировать и организовать однодневное путешествие по интересным местам нашей прекрасной Армении. На этот раз целью поездки был выбрана давняя мечта о Татеве — «Крыльях Татева» — самой длинной канатной дороге в мире, и монастыре, к которому она ведет. Мечту попасть туда мы все время откладывали. Но зов Татева оказался сильнее и несмотря на то, что до моего отпуска еще оставалось два месяца, было решено рвануть к еще одному святому месту армянской земли.

На крыльях Татева. Полет

Еще год назад в июле я почти организовал это путешествие, но потом мы с супругой решили вместо одной длинной и дорогой экскурсии к Татеву, пойти в несколько более близкие, доступные и легкие места. Так мы побывали в Мармашенском монастыре, в местности Цак Кар (Дырявый камень), а потом я купил холодильник.

Дело в том, что Татевский монастырь находится в южной части Армении, на расстоянии около 370 км от Гюмри. Так как почти все турфирмы, занимающиеся внутренним туризмом работают из Еревана, то для поездки в Татев нужно было за день приехать в Ереван, чтобы успеть на ранний автобус, следующей ночью тоже остаться в столице, так как прибытие планировалось около 10-и часов вечера. Из-за этого графика супруга не пожелала мотаться с детьми, а я поддержал ее потому что терпеть не могу групповые турпоездки, где уставшие от долгого сиденья путешественники «берут» с наскока древние руины, монастыри и замки, бешено фоткаются в течении часа, потом заскакивают в автобус, спеша на покорение новых мест.

На крыльях Татева. Полет

Нам ближе вариант паломничества, когда можно спокойно помолиться, не спеша фотографироваться, познакомить детей с тем или иным местом или историей. Мы никогда не ездим в наши поездки с целью пикника на фоне святых мест. Из еды берем с собой минимум, обходимся без шашлыков, водки и салатов.

Итак, где-то в середине апреля супруга ни с того ни с сего вспомнила о давней мечте и возжелала увидеть Татевский монастырь. Она планировала устроить все к 26-у апреля, но я уговорил подождать недельку, так как из-за мероприятий приуроченных к столетию геноцида, в Армении было около миллиона туристов и многие из них посещали достопримечательности, создавая большие очереди и неразбериху.

Единственный вопрос, который надо было решить, был связан с транспортом. Чтобы избежать всего того, что было абзацом выше, я решил нанять машину с частным водителем. При поиске в интернете нашел множество вариантов с ценой около 35.000 драмов (80 долларов), но все они были из Еревана. Накинув сверх этой цены еще 12.000 драмов (цена поездки из Гюмри в Ереван), я для себя решил найти водителя в Гюмри, который максимум за 50.000 (110 долларов) согласится доставить нас до Татева и обратно.

На крыльях Татева. Полет

С собой пригласили подругу жены и нашу крестницу Феню. Она недавно вышла замуж, ее муж сейчас в Риге, и это путешествие к Татеву стало как бы нашим подарком.

Все время упоминая про Татев, я немного лукавлю, ибо дорога туда идет рядышком с не менее известными и святыми местами, такими как Хор Вирап и Нораванк. В уговоре с водителем были и пункты с остановками в этих местах.

Мой хороший друг и коллега посоветовал водителя, Карена. Тот вместо ожидаемых 50.000 попросил 40.000, а я не стал скаредничать и заплатил ему 45.000. Так чтобы и волки были сыты и овцы целы. Изначально решили конечным пунктом путешествия назначить Татев, но потом, из-за боязни не успеть нормально провести время в монастыре, передумали и поехали сразу к мечте, оставив Нораванк и Хор Вирап напоследок. Как оказалось не зря, но об этом позже.

На крыльях Татева. Полет

Итак, машина была перед нашим домом ровно в 6 утра, потом забрали Феню и в 6:20 выехали из Гюмри. Дорога до Еревана была наезженной, неинтересной, да и утренняя сонливость не давала забывать о себе. Активничали только дети, которые переживали свое самое большое путешествие в жизни и замечали каждый камень и дерево за окнами машины. В половине восьмого доехали до столицы, затем въехали на широкую Араратскую долину, где безраздельно царствовала великая библейская гора.

Трудно описать то чувство, которое охватывает меня каждый раз, когда вижу Арарат. Невдалеке от Гюмри возвышается Арагац, и хотя он не менее красив, но я иногда чувствую, что скучаю по нашему Масису и Сису (Большой и Малый Арарат). При встрече с Араратом мне кажется, что не только я смотрю на него, но и он смотрит на меня. И каждый раз по разному: иногда это гора-старец, иногда гора-ребенок, иногда улыбается, но чаще — скрывает свою седую голову за облаками. И хотя он не в Армении, его очи всегда устремлены в сторону родной земли.

Утро путешествия выдалось облачным. Серо-белые облака скрывали священную гору и только напоследок Малый Арарат показал нам свою остроконечную седую вершину и пожелал доброго пути. Дорога опять вывела нас в горы и покатилась по селам и городкам, ведя нас к Татеву. Водитель оказался прекрасным человеком, всю дорогу мы рассказывали друг другу интересные истории, девушки болтали о чем-то женском, дети горели в нетерпении и жадно впитывали впечатления.

Остановка в Вайке.

Отель «Охотник» на сколе ущелья.

Чтобы занять себя и оповестить весь мир о нашем путешествии, я фотографировал места, которые проезжали и выкладывал в Фейсбук.

На крыльях Татева. Полет

Не обошлось и без селфи с детьми,

а эта фотка со спонтанно родившимся заголовком «Иду к тебе, Малишка» «убила» всех друзей по Фейсбуку.

На крыльях Татева. Полет

Впереди нас ждал Татевский монастырь и канатная дорога «Крылья Татева». Как и планировали, до места дошли около половины часа дня. К большой радости на автостоянке не было слишком много машин или туристических автобусов.

Сразу бросилось в глаза обилие русских туристов. Многие из них толпились у магазинчика с сувенирной продукцией, раскупая памятные вещицы.

На крыльях Татева. Полет

Учитывая что никто из нас не был здесь раньше, решили провести разведку, узнать информацию о билетах, график и порядок посадки в вагончик. Оказалось, что есть билеты как односторонние — 3500 драмов (8 долларов), так и двусторонние, но 5000 драмов (11 долларов). Детям предоставляется почти бесплатный билет (100 драм) только если они не выше 110 см. Эх, как же мы пожалели, что всегда старались досыта накормить нашего сыночка. Ведь если бы не эти лишние два сантиметра, то 3500 драмов остались бы в семейном бюджете.

Но что поделать, купили пять билетов в один конец, а возвращаться решили на машине, по крутому серпантину и Чертову мосту, потому что наш водитель Карен боялся высоты и должен был за полчаса до нас отправиться к монастырю на машине.

Сертификат, подтверждающий, что канатная дорога «Крылья Татева» занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная в мире пассажирская канатная дорога двойного реверсивного действия.

Билеты нам выдали на два часа дня. Был час свободного времени, который было решено посвятить завтраку и фото сессии на фоне гор и Воротанского ущелья.

На крыльях Татева. Полет

Без пятнадцати два Карен уехал к монастырю, а мы заняли очередь к вагончику. И тут поняли, что многое потеряли, ибо более смышленые туристы довольно рано заняли места впереди очереди в 25 человек и им достались самые интересные места перед лобовым стеклом кабинки, откуда открывался самый расчудесный вид на местность. Но делать нечего, мы были рады и такому «полету» на «Крыльях Татева», благо, мой рост позволял снимать даже с середины кабинки.

Вот основные технические характеристики канатной дороги, ее схема и карта местности. Выкладываю здесь также не мое видео с Youtube, которое даст представление о самом полете.

Однако, дорогие друзья, никакое видео не сможет передать впечатления от 12-минутного «полета» над глубочайшим ущельем, над забытым и разрушенным монастырем Татевская пустынь, над головокружительным серпантином. А самая впечатлительная часть была у средней опоры, после которой кабинка резко срывается вниз, на несколько секунд создавая ощущение свободного падения. В этот момент все в вагончике выдохнули от неожиданности.

Очень понравилось, что в кабинке был аудиогид, который на трех языках рассказывал о местах над которыми мы пролетали. И Татевская пустынь, и серпантин дороги, и тревожный колокол были сняты благодаря этим подсказкам.

На крыльях Татева. Полет

Вагончик совершил плавную посадку у конца воздушной дороги и из края отвесной скалы показались два купола церквей монастыря. Мы сошли на благословенную землю, по которой ступали великие ученые, богословы и философы Армении, такие как Момик, Григорий Татевский и другие.