Турист Виктория Муллер (victoriamuller)
Виктория Муллер
была 7 ноября 2023 17:19

Черногория Апрель 2015

Когда мы начали готовиться к поездке в Черногорию в апреле, мы были удивлены: во всех путеводителях, отзывах и отчетах туристов Черногории в апреле не было. Даже путеводитель писал, что с мая по сентябрь — высокий сезон, октябрь — март — низкий. Где апрель? Мы решили проверить.

Отели бронировали заранее (в Которе, Подгорице и Жабляке), потому что любим, когда нас ждут, но в это время года можно смело ехать без брони, всё свободно, туристов почти нет. Многие говорят по-русски, некоторые знают английский язык.

Владелец отеля в Жабляке ещё раз у нас уточнил: на самом ли деле мы приедем в апреле, чем вызвал у меня легкую панику. И с мыслью, что будем воспринимать всё, как приключение, взяв с собой и купальник и пуховик, мы отправились в путь. Кстати, забегая вперёд, скажу, что и то и другое нам пригодилось.

Аэропорт Тиват — аренда автомобиля — 10 минут и мы в Которе. Что такое местные расстояния мы поняли после того, как в поисках своей улицы в Которе, обнаружили, что незаметно проехали и сам Котор и еще два города после него.

Котор.

На мой взгляд, Котор — самый красивый и уютный город красивой и уютной Черногории. Как минимум — самый романтичный. Здесь и залив, и горы, и старинный город с мощеными улицами, и крепость, змейкой своих стен взмывающаяся вверх и сливающаяся с горами, и белоснежный лайнер, и свежая рыба в красивых ресторанах на берегу Которского залива.

Черногория в апреле

Совет: передвигаться по городу удобнее пешком: город маленький, парковок мало. Но пешком вам придется все время подниматься и спускаться почти под углом 45 градусов. Если у причала стоит лайнер — значит в Старом городе полно туристов. Обязательно поднимитесь на стены Старого города, оттуда открывается непередаваемо красивый панорамный вид на город и залив.

К общему восторгу от Котора добавился восторг от нашего которского номера в Apartments Lazarevic с невероятным видом из окна.

Целый день, а то и два можно потратить на прогулки по Которскому заливу. Через каждые 100 метров хочется остановиться у прекрасного вида на залив, горы, на старинные церкви и сказочные миниатюрные городки. Особого внимания заслуживает Херцег Нови и Пераст.

Херцег Нови — милый городок, в который мы ехали ради галочки, а задержались на целый день.

Мощеные белым мрамором улицы, залитая солнцем площадь Старого города, возвышающаяся над городом турецкая крепость, венецианская крепость над бушующим морем, живописные руины,

Черногория в апреле

конечно, кафе, пляжи, яхты и само море, от которого не оторвать глаз.

Не пропустите также Савин монастырь — православный. Отсюда также можно полюбоваться на прекрасные виды Которского залива.

Черногория в апреле

Посетите Региональный музей. Колоритное здание в глубине красивого сада. Насколько я поняла, это дом бывшего мэра Херцег Нови. Здесь рассказывают об истории города от древних поселений до наших дней, а также в музее хранится коллекция старинных икон.

Информация: Парковки в городе предусмотрены, оплачивать их можно и нужно в киосках, магазинах, ресторанах. Обычно висят указатели. В талонах отмечаете время оплаты (обвести кружочком). Талон нужно оставить в машине под лобовым стеклом. Стоимость парковки зависит от зоны (ближе к достопримечательностям — дороже).

Пераст — кусочек Венеции.

Мы два раза проезжали Пераст: утром нас настиг ливень, вечером застали солнечный закат. Пераст великолепен в любую погоду.

Черногория в апреле

Венецианский город со старинными церквями и палаццо, вытянувшийся в одну улицу вдоль залива. Уже этого было бы достаточно для того, чтобы считать его жемчужиной которского залива. Но главная достопримечательность Пераста — два острова, которые находятся напротив.

Остров Святого Георгия, на котором расположен монастырь, сейчас необитаемый (так нам сказал «капитан» нашей лодки).

Черногория в апреле

И рукотворный остров Богородицы на скалах. Сюда приезжают туристы и свадьбы для фотосессий. Красиво! — нет слов.

Информация: Добраться до острова можно на лодке за 5 евро. Обязательно пообедайте или поужинайте в ресторане на набережной Пераста.

Ещё одно место, которое, кончено, не относится к Которскому заливу, но которое все путеводители справедливо рекомендуют посещать именно заезжая из Котора — Ловчен. По однополосному серпантину без ограждений, с которого открываются открыточные виды на город и залив. Страшно и красиво. Будьте аккуратны.

Черногория в апреле

Гора Ловчен — Душа Черногории.

Ловчен — гора, покрытая лесами, окружающими старую столицу Черногории — Цетине. Именно эта гора дала название всей стране. На вершине горы находится мавзолей национального героя — Негоша. Нельзя сказать, что мы хотели посетить этот мавзолей. Мы просто ехали всё выше и выше, пока не уткнулись в сугроб.

Черногория в апреле

Вот так, не доезжая совсем немного до вершины горы Ловчен, выехав из уже хорошо прогретого апрельским солнцем Котора, мы меньше чем за час попали в зиму. При этом сугробы были внушительные, примерно выше колена. Тут я вспомнила про предстоящую поездку в снежный Жабляк и мне стало не по себе. А пока мы направились к старой столице — Цетине.

Цетине — старая столица Черногории.

Наш визит в Цетине удачно выпал на выходной день. На главной площади города было шумно и весело. Почему-то мне кажется, что в будние дни здесь грустно.

Черногория в апреле

Побродив по улицам, посмотрев достопримечательности и посетив музеи, мы подошли к Цетинскому монастырю. Это маленький и очень красивый православный монастырь 15 века, в котором хранятся ценные реликвии — частица Святого Креста и десница (правая рука) Иоанна Крестителя.

Дальше мы поехали искать место, фотографии которого стали решающим аргументом в пользу поездки в Черногорию — Риека Црноевича.

От Цетине надо ехать по трассе Цетине — Подгорица и внимательно смотреть на указатели, чтобы не пропустить поворот на Риеку. Не с первого раза, но мы доехали до деревни и были вознаграждены увиденным. Сказочный арочный мост, один из лучших ресторанов Черногории «Старый мост»,

Черногория в апреле

прогулки на лодке по реке и…

Та-дам! Я нашла это место. И у меня теперь тоже есть такая фотография.

Информация: На прогулочных лодках вы можете покататься по реке и даже добраться до Скадарского озера (если возьмёте 2х-часовую прогулку). Также вы можете доехать до города Вирпазар, который является воротами Скадарского озера. Мы выбрали второй вариант.

Вирпазар и Скадарское озеро.

Скадарское озеро — самое большое озеро на Балканах. По нему проходит граница с Албанией. Вы увидите его, проезжая от Подгорицы к морю. Город Вирпазар больше напоминает сельскую железнодорожную станцию.

Совет: оставив автомобиль на главной площади (если её так можно назвать) города, отправляйтесь пешком вверх, к озеру. Здесь открываются неземные виды. А тишина нарушается только пением птиц и кваканьем лягушек.

Черногория в апреле

Если море ещё холодное, как в нашем случае, то Адриатическое побережье Черногории немного теряет свою привлекательность, но два дня смело можно посвятить и этому уголку страны.

Будва — главное разочарование.

Так всегда бывает, когда ждёшь чего-то сверхъестественного. Так произошло и в моем случае с Будвой. И даже если брать только набережную и Старый город, то ожидания мои не оправдались. В начале мая здесь афишировался карнавал, но это в мае, а у нас — апрель. Старый город хорош с высоты его Цитадели.

Черногория в апреле

Для любителей древностей здесь есть интересный археологический музей. Внутри Старого города почти все дома заняты магазинами и отелями. В магазинах — всякий хлам. Вообще в Черногории с сувенирами не очень, мы привезли в качестве сувениров — вино.

Информация: местное вино Vranac и Krstac — недорогое и вкусное. Парковки в Будве оплачиваются через паркоматы.

Свети Стефан.

А вот что нам очень понравилось, так это остров-отель Свети Стефан, который находится по соседству с Будвой. Да, внутрь пускают только постояльцев, но какой он красивый снаружи! Рядом общедоступный пляж. Здесь мы позагарали и муж даже по колено вошел в море. А если пройти по тропинке вверх, то вы попадете на королевский пляж. Уединённое место с прекрасным очень дорогим рестораном. Посидеть там под цветущими глициниями и хотя бы выпить кофе, которое вам подадут на серебряном подносе — это королевское удовольствие.

Старый Бар.

Как и в других прибрежных городах, в городе Бар интересен не сам Бар, а его Старый город. Точнее, руины Старого Бара. Не знаю, снимают ли здесь фильмы, но я бы снимала. Особенно вечером, думаю, здесь таинственно и загадочно. Мы были днём, из туристов — только мы.

Черногория в апреле

Если выглянуть в одно из окошек, можно увидеть акведук.

Информация: на входе дают карту, по которой легко самостоятельно ориентироваться среди руин.

Улцинь.

Еще один пример: ожидание и реальность. В воображении я рисовала себе такой же прекрасный город, как Котор, только с восточно-пиратским колоритом: минареты, роскошь, загадочность, таинственные пещеры. А на самом деле Улцинь — обычный серый город, с большим пляжем и крепостью.

Черногория в апреле

В Улцине также есть Старый город, но, на мой взгляд, он менее интересен, чем другие старые города Черногории. Известен он тем, что здесь в плену у пиратов сидел Сервантес и в имени Дульсинеи есть намёк на название города.

Дальше у нас была запланирована поездка в горы. Поэтому на ночь мы остановились в Подгорице в шикарном отеле Sun Apartments Podgorica. Хозяка и хозяин очень гостеприимные и очень нам помогли, обогрели и накормили, когда у нас случилась неприятность, о которой расскажу ниже. Столица Черногории похожа на обычный небольшой российский город: центр с парком, большой торговый центр и спальные районы на окраине.

После остановки в Подгорице, мы поехали по трассе Подгорица-Даниловград-Никшич-Жабляк. На мой взгляд, это самая безопасная, но и наименее живописная трасса. Исключение составляет съезд в Даниловграде к монастырю Острог. Здесь опять серпантины.

Монастырь Острог сейчас на реставрации, но церковь с мощами святого Василия Острожского была открыта и местный священник раздавал благословения, успевая со всеми познакомиться.

Черногория в апреле

Дальше ровная новая дорога расходится в две стороны: одна идёт прямо до Дурмитора (город Жабляк), но если у вас есть в запасе пол-дня, то отправляйтесь прямо до города Плужине.

Плужине. Пивский монастырь, Пивское озеро.

Хотя более интригующе звучит: озеро Пива.

Черногория в апреле

Сложно сказать, что здесь впечатляет больше: непередаваемый цвет озера и его красота или количество адреналина в крови от проезда по туннелям вдоль обрыва. Это то место, которое нужно увидеть своими глазами, потому что в самых живописных местах нельзя и страшно останавливаться.

Ещё одно чудо этого места — Пивский монастырь. Впечатляют как его фрески внутри, так и история его переноса в другое место в течении 20 лет по кирпичикам. Внутри безлюдно и таинственно.

Черногория в апреле

Вернувшись на развилку, сворачиваем на Жабляк. Кстати, из Плужине есть прямая дорога на Жабляк, всего 30 км, но мы не рискнули по ней ехать в это время года. И не уверена, что рискнули бы в другое)).

Национальный парк Дурмитор.

Если вы хотите убежать от всего мира, то вам в Дурмитор. Кто-то скажет, что в апреле там делать нечего: на лыжах уже не покатаешься, пешком по горам тоже ещё рано. Соглашусь, но сама атмосфера и осознание того, что ты живёшь в заповеднике или на ферме. Собственно, мы и жили в отеле, который называется Family Farm Appartments. Печка-буржуйка, домашний сыр, курочки и овечки и вооон там ближайший сосед.

Черногория в апреле

За 4 дня нашего пребывания в Дурмиторе погода сменилась от двухметровых сугробов до веселых ручейков вдоль дороги.

Самое популярное место в Дурмиторе — Черное озеро и вершина Боботов Кук выглядят в апреле примерно так.

Черногория в апреле

В горы пройти невозможно, потому что везде полурастаявший снег. Несмотря на это, здесь очень душевно.

Ещё одна визитная карточка Дурмитора и Черногории — мост через каньон реки Тара.

Черногория в апреле

И сама река Тара с её горными притоками.

Рафтинг в это время года опасен, но мы видели смельчаков, сплавлявшихся по реке. Услуги инструкторов рафтинга предлагают вдоль всей реки.

Черногория в апреле

Дальше по пути к Подгорице вы можете увидеть два чудесных монастыря. Монастырь Добриловина

и монастырь Морача.

Черногория в апреле

Оба монастыря впечатляют как снаружи так и внутри. Из монастыря Морача мы не хотели уходить. И, как оказалось, правильно делали, потому что впереди нас ожидало «приключение».

Как раз на трассе Колашин-Подгорица с горы упал камень, закатился под машину, пробил защиту, вытекло масло и мы заглохли. Всё это, конечно, под раскаты грома в сгущающейся темноте, над обрывом под нависающей скалой. В итоге, самые красивые виды на горные ландшафты Черногории мы грустно наблюдали, вдыхая запах табачного дыма эвакуаторщика.

Эвакуатор отвез нас в Подгорицу, где мы знали только хозяев отеля Sun Appartments, которые любезно приютили нас, замерзших, промокших, уставших и голодных. За что им огромное спасибо.

Черногория в апреле

И ещё один пример черногорского гостеприимства и радушия: вот так хозяин которского отеля поздравил моего мужа с днем рождения (коробка конфет и «открытка» с поздравлением). Очень трогательно.)

Несмотря на вышеописанную неприятность, Черногория для меня — это страна, в которую хочется вернуться и не раз. Например, чтобы увидеть Дурмитор осенью или окунуться в прохладные Адриатические волны у берегов Святого Стефана.

Теперь я могу с уверенностью утверждать, что Черногория в апреле есть. И, думаю, местные жители специально её прячут от туристов, чтобы самим насладиться ещё не выцветшей на ярком солнце природой.