Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Ереван, Гарни — Армения Май 2015

Гарни и Гегард. 5 мая.

В принципе, пока наша программа не отличалась эксклюзивностью, мы смотрели все те же места, что и любой человек, приехавший в Армению. Сегодня наш путь лежал в другую сторону от Еревана — в храм Гарни и монастырь Гегард, которые находятся на одной дороге недалеко друг от друга и от столицы.

В том направлении, через отроги Гегамского хребта, ведет на редкость живописная дорога, которой нам не удалось насладиться в полной мере по причине испорченной погоды. Примерно половину пути до Гарни мы ехали в густейшем тумане, а дорога там не сказать, что особо прямая и ровная.

Дорога в Гарни

Вот так мы ехали в храм Солнца…

В каком-то месте туман рассеялся, и мы остановились около шикарной долины, до самого горизонта поросшей яркой травой и не менее яркими цветами.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Помимо цветов, холмы были украшены отарами овец, которые придавали пейзажу полную завершенность.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Проваливаясь в густую грязь, в которую превратилась земля после сильного ночного ливня, мы фотографировали долину, цветочки и овечек, громко матерясь на плохую погоду. Закончив фотосессию, мы с трудом очистили обувь от налипшей на нее рыжей глины, и поехали дальше.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Что бы попасть в Гарни, нужно свернуть с трассы направо, и проехать еще метров 500. Тут, перед входом на территорию, находится стоянка (200 драм) и касса. Посещение храма стоит 1000 драм, разрешение на съемку — еще столько же. В результате, это был самый дорогой армянский аттракцион. Кстати, билеты действуют в течение дня, то есть, по ним же можно еще раз посетить храм, как минимум, если предупредить об этом заранее проверяльщика билетов.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

В середине первого века нашей эры, царем Трдатом I была восстановлена разрушенная римскими легионерами крепость, которая стояла тут с III века до нашей эры. На одной из плит, царь, в честь этого, выбил надпись: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, Властитель, построил храм царице и эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования». В дальнейшем, благодаря прекрасному климату, крепость превратилась в летнюю резиденцию армянских царей — был построен дворцовый комплекс, бани. Сам же храм был построен в 50-х годах при царе Трдате I.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Удивительно, но языческий храм, посвященный богу солнца Митре, не был уничтожен после принятия христианства. За это надо сказать спасибо сестре Трдата III — Хосровадухт, по просьбе которой языческий храм превратили в «дом прохлады».

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

К сожалению, все постройки, включая храм, были разрушены мощным землетрясением 1679 года. Храм восстановили в 1969–1974 годах. При его восстановлении были использованы сохранившиеся оригинальные части и детали, а отсутствующие — заменили новыми. Дворцовый комплекс не восстановлен, от него остался только фундамент.

Очень интересны довольно хорошо сохранившиеся бани III века — там был двойной пол, куда подавался горячий пар, а в одном из четырех помещений на полу были обнаружены остатки мозаики, изображающей в числе прочего мифологических человекоподобных созданий — Океанию и Море.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Храм, построенный из серо-голубого базальта, этакий маленький Парфенон, выгодно смотрится на треугольном мысе, который обрывается в стометровое ущелье Гарни, где шумит река Азат.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

За ним, на другой стороне ущелья зеленеют отроги Гегамских гор. Словом, картина с храмом в главной роли не поддается никакому описанию.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

На момент нашего там пребывания, в храме играли на дудуке, и музыка разносилась по всей территории комплекса — незабываемые ощущения…

Чарующий дудук

Послушав музыку, осмотрев храм и прочие достопримечательности, мы решили прогуляться в ущелье, где есть еще одно занимательное место, под названием «Симфония камня». Скала на противоположном берегу Азата состоит из шестигранных базальтовых колонн, напоминающих трубы органа. Впервые я увидел эти удивительные природные образования в Исландии, потом, неожиданно для себя, в Чехии, и вот третье место — ущелье Гарни. Жизнь удивительная штука — недавно я даже не подозревал о существовании этого феномена, и на тебе — три года подрят я попадаю в такие места!

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Что бы спуститься в ущелье, нужно выйти за территорию храма, и тут же повернуть направо, на круто спускающуюся вниз дорогу.

Ниже дорога упирается в какие-то домики, и после них вниз уже ведет тропинка.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Пару раз я намекал Ксю, что нам придется подниматься назад (а тропинка местами была довольно крутая), но она проявила настойчивость, и вот мы уже стоим на берегу весело бегущей по камням реки, а напротив нас возвышается стена из шестигранных базальтовых колонн. Однозначно, только ради этого сюда стоило спуститься.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Мы прогулялись вдоль реки, с интересом разглядывая стену из колонн — если вначале они стояли вертикально, то дальше они плавно изгибались, а в одном месте лежали вообще горизонтально, торцами наружу, как огромная каменная поленница.

По правую руку со стены ущелья сбегали небольшие водопадики, шумела река, увели цветы, народу не было — лепота!

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Подъем наверх занял у нас где-то полчаса, и оказался легче, чем казалось. Выйдя из ущелья, мы еще раз вернулись к Гарни — серые облака немного разошлись, появились просветы и даже выглянуло солнце — мы сделали еще несколько кадров.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Окончательно попрощавшись с этим чудесным местом, мы зашли перекусить в таверну, находящуюся около входа.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Помимо стабильно вкусного кебаба, с веранды открывался потрясающий вид на долину, только из-за него там можно было бы продавать кебабы в два раза дороже. Два кебаба, пиво, чай — 4000 драм, грабеж…

Минут сорок езды по серпантину — и вот за очередным поворотом, в Гехардском ущелье, виден монастырь Гегард.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Пока мы ехали, погода окончательно испортилась, и пошел довольно сильный дождь. Припарковавшись, мы напялили на себя дождевики, и, сетуя на плохую погоду, пошли на территорию.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Я не буду углубляться в древнюю и интересную историю монастыря, которую можно найти в разных источниках. Просто в качестве исторической справки — первая обитель в этом месте (Айриванк — пещерный монастырь) была основана в начале IV века. В X веке монастырь был разграблен и сожжен арабами. А то, что мы видим сегодня, было построено в XII–XIII веках князьями Прошянами.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Свое название монастырь получил потому, что в свое время в нем хранилось копье (гегард), то самое, которым был ранен Иисус, и которое мы видели в Эчмиадзинском музее. Главный храм монастыря, Катогике, был построен в 1215 году, а самое интересное, что часть помещений храма были вырублены в скале, то есть внутри он куда как больше, чем снаружи.

К сожалению, усилившийся дождь не дал толком полюбоваться храмом снаружи, зато ничто не мешало изучить его внутри. Ничто, кроме отсутствия света. Кстати, при посещении таких храмов, было бы неплохо иметь при себе фонарик, в некоторых помещениях царит полная темнота. Пожалуй, внутри это был самый интересный храм, из тех, что мы посещали. Если удастся разглядеть в полумраке, то все его стены покрыты той или иной резьбой — гербами, крестами, просто узорами. Резные колонны, арки и купола, различные помещения с неровным полом и капающей или текущей по полу водой, таинственное эхо, горящие на алтаре свечи… Очень интересное место!

Пока мы были внутри, дождь перерос в град, потом снова в дождь, поэтому мы, выйдя на улицу, сделали еще несколько кадров храма снаружи, и поплыли в сторону машины. Заплатив за стоянку очередные 200 драм, мы поехали домой. Чем ближе мы подъезжали к Еревану, тем лучше становилась погода.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Остановившись пару раз по дороге, что бы сфотографировать драматические горно-тучные пейзажи, мы доехали до Арки Чаренца.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Арка-памятник великому армянскому поэту была установлена в этом месте в 1957 году. От арки открывается (в хорошую погоду) «классический» вид на Арарат, который воспел в своих произведениях Егише Чаренц.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Само собой Арарата видно не было, но и без него подсвеченные солнышком панорамы Араратской котловины были бесподобны.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Без особых проблем мы добрались до дома, поужинали в ресторане Сулико, за кучу еды и вино отдали 9500 драм.

Страна хачкаров и алых маков. Часть 3

Так как сегодня был наш крайний день в Ереване, мы поспешили увидеть последнее запланированное шоу — поющие фонтаны.

Как я уже писал, они поют каждый вечер с 8 до 10 часов вечера перед Музеем Истории Армении на Площади Республики. Так оно и было — мы просидели, наслаждаясь музыкой и светом целых полтора часа.