Oleg N. (Nomad)

Часть 1: http://www.tourister.ru/responses/id_12445

Часть 2: http://www.tourister.ru/responses/id_12480

Гарни и Гегард. 5 мая.

В принципе, пока наша программа не отличалась эксклюзивностью, мы смотрели все те же места, что и любой человек, приехавший в Армению. Сегодня наш путь лежал в другую сторону от Еревана — в храм Гарни и монастырь Гегард, которые находятся на одной дороге недалеко друг от друга и от столицы.

В том направлении, через отроги Гегамского хребта, ведет на редкость живописная дорога, которой нам не удалось насладиться в полной мере по причине испорченной погоды. Примерно половину пути до Гарни мы ехали в густейшем тумане, а дорога там не сказать, что особо прямая и ровная.

Дорога в Гарни

Вот так мы ехали в храм Солнца…

В каком-то месте туман рассеялся, и мы остановились около шикарной долины, до самого горизонта поросшей яркой травой и не менее яркими цветами.

Помимо цветов, холмы были украшены отарами овец, которые придавали пейзажу полную завершенность.

Проваливаясь в густую грязь, в которую превратилась земля после сильного ночного ливня, мы фотографировали долину, цветочки и овечек, громко матерясь на плохую погоду. Закончив фотосессию, мы с трудом очистили обувь от налипшей на нее рыжей глины, и поехали дальше.

Что бы попасть в Гарни, нужно свернуть с трассы направо, и проехать еще метров 500. Тут, перед входом на территорию, находится стоянка (200 драм) и касса. Посещение храма стоит 1000 драм, разрешение на съемку — еще столько же. В результате, это был самый дорогой армянский аттракцион. Кстати, билеты действуют в течение дня, то есть, по ним же можно еще раз посетить храм, как минимум, если предупредить об этом заранее проверяльщика билетов.

В середине первого века нашей эры, царем Трдатом I была восстановлена разрушенная римскими легионерами крепость, которая стояла тут с III века до нашей эры. На одной из плит, царь, в честь этого, выбил надпись: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, Властитель, построил храм царице и эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования». В дальнейшем, благодаря прекрасному климату, крепость превратилась в летнюю резиденцию армянских царей — был построен дворцовый комплекс, бани. Сам же храм был построен в 50-х годах при царе Трдате I.

Удивительно, но языческий храм, посвященный богу солнца Митре, не был уничтожен после принятия христианства. За это надо сказать спасибо сестре Трдата III — Хосровадухт, по просьбе которой языческий храм превратили в «дом прохлады».

К сожалению, все постройки, включая храм, были разрушены мощным землетрясением 1679 года. Храм восстановили в 1969–1974 годах. При его восстановлении были использованы сохранившиеся оригинальные части и детали, а отсутствующие — заменили новыми. Дворцовый комплекс не восстановлен, от него остался только фундамент.

Очень интересны довольно хорошо сохранившиеся бани III века — там был двойной пол, куда подавался горячий пар, а в одном из четырех помещений на полу были обнаружены остатки мозаики, изображающей в числе прочего мифологических человекоподобных созданий — Океанию и Море.

Храм, построенный из серо-голубого базальта, этакий маленький Парфенон, выгодно смотрится на треугольном мысе, который обрывается в стометровое ущелье Гарни, где шумит река Азат.

За ним, на другой стороне ущелья зеленеют отроги Гегамских гор. Словом, картина с храмом в главной роли не поддается никакому описанию.

На момент нашего там пребывания, в храме играли на дудуке, и музыка разносилась по всей территории комплекса — незабываемые ощущения…

Чарующий дудук

Послушав музыку, осмотрев храм и прочие достопримечательности, мы решили прогуляться в ущелье, где есть еще одно занимательное место, под названием «Симфония камня». Скала на противоположном берегу Азата состоит из шестигранных базальтовых колонн, напоминающих трубы органа. Впервые я увидел эти удивительные природные образования в Исландии, потом, неожиданно для себя, в Чехии, и вот третье место — ущелье Гарни. Жизнь удивительная штука — недавно я даже не подозревал о существовании этого феномена, и на тебе — три года подрят я попадаю в такие места!

Что бы спуститься в ущелье, нужно выйти за территорию храма, и тут же повернуть направо, на круто спускающуюся вниз дорогу.

Ниже дорога упирается в какие-то домики, и после них вниз уже ведет тропинка.

Пару раз я намекал Ксю, что нам придется подниматься назад (а тропинка местами была довольно крутая), но она проявила настойчивость, и вот мы уже стоим на берегу весело бегущей по камням реки, а напротив нас возвышается стена из шестигранных базальтовых колонн. Однозначно, только ради этого сюда стоило спуститься.

Мы прогулялись вдоль реки, с интересом разглядывая стену из колонн — если вначале они стояли вертикально, то дальше они плавно изгибались, а в одном месте лежали вообще горизонтально, торцами наружу, как огромная каменная поленница.

По правую руку со стены ущелья сбегали небольшие водопадики, шумела река, увели цветы, народу не было — лепота!

Подъем наверх занял у нас где-то полчаса, и оказался легче, чем казалось. Выйдя из ущелья, мы еще раз вернулись к Гарни — серые облака немного разошлись, появились просветы и даже выглянуло солнце — мы сделали еще несколько кадров.

Окончательно попрощавшись с этим чудесным местом, мы зашли перекусить в таверну, находящуюся около входа.

Помимо стабильно вкусного кебаба, с веранды открывался потрясающий вид на долину, только из-за него там можно было бы продавать кебабы в два раза дороже. Два кебаба, пиво, чай — 4000 драм, грабеж…

Минут сорок езды по серпантину — и вот за очередным поворотом, в Гехардском ущелье, виден монастырь Гегард.

Пока мы ехали, погода окончательно испортилась, и пошел довольно сильный дождь. Припарковавшись, мы напялили на себя дождевики, и, сетуя на плохую погоду, пошли на территорию.

Я не буду углубляться в древнюю и интересную историю монастыря, которую можно найти в разных источниках. Просто в качестве исторической справки — первая обитель в этом месте (Айриванк — пещерный монастырь) была основана в начале IV века. В X веке монастырь был разграблен и сожжен арабами. А то, что мы видим сегодня, было построено в XII–XIII веках князьями Прошянами.

Свое название монастырь получил потому, что в свое время в нем хранилось копье (гегард), то самое, которым был ранен Иисус, и которое мы видели в Эчмиадзинском музее. Главный храм монастыря, Катогике, был построен в 1215 году, а самое интересное, что часть помещений храма были вырублены в скале, то есть внутри он куда как больше, чем снаружи.

К сожалению, усилившийся дождь не дал толком полюбоваться храмом снаружи, зато ничто не мешало изучить его внутри. Ничто, кроме отсутствия света. Кстати, при посещении таких храмов, было бы неплохо иметь при себе фонарик, в некоторых помещениях царит полная темнота. Пожалуй, внутри это был самый интересный храм, из тех, что мы посещали. Если удастся разглядеть в полумраке, то все его стены покрыты той или иной резьбой — гербами, крестами, просто узорами. Резные колонны, арки и купола, различные помещения с неровным полом и капающей или текущей по полу водой, таинственное эхо, горящие на алтаре свечи… Очень интересное место!

Пока мы были внутри, дождь перерос в град, потом снова в дождь, поэтому мы, выйдя на улицу, сделали еще несколько кадров храма снаружи, и поплыли в сторону машины. Заплатив за стоянку очередные 200 драм, мы поехали домой. Чем ближе мы подъезжали к Еревану, тем лучше становилась погода.

Остановившись пару раз по дороге, что бы сфотографировать драматические горно-тучные пейзажи, мы доехали до Арки Чаренца.

Арка-памятник великому армянскому поэту была установлена в этом месте в 1957 году. От арки открывается (в хорошую погоду) «классический» вид на Арарат, который воспел в своих произведениях Егише Чаренц.

Само собой Арарата видно не было, но и без него подсвеченные солнышком панорамы Араратской котловины были бесподобны.

Без особых проблем мы добрались до дома, поужинали в ресторане Сулико, за кучу еды и вино отдали 9500 драм.

Так как сегодня был наш крайний день в Ереване, мы поспешили увидеть последнее запланированное шоу — поющие фонтаны.

Как я уже писал, они поют каждый вечер с 8 до 10 часов вечера перед Музеем Истории Армении на Площади Республики. Так оно и было — мы просидели, наслаждаясь музыкой и светом целых полтора часа.

Поющие фонтаны

Вернувшись домой мы собрались, на завтра был запланирован ранний выезд из Еревана, и большой переезд до Севана.

Продолжение http://www.tourister.ru/responses/id_12529

8 июня 2015 г. 15:41
Спасибо за прекрасные воспоминания ,Олег!!! В Гегард ехали с надеждой услышать как поют монахи и нам повезло.. погода была прекрасная и мы посмотрели и улеи и сходили к дереву желаний за мостик... Конечно это места , которые обязательно надо видеть!! Прекрасно!
8 июня 2015 г. 15:44
не за что! В Гегарде я тоже слышал, как поют... там пара девушек так заливались, что аж слов нет!
На мостик и в пещеру мы тоже сходили... мы туда еще потом заезжали...
8 июня 2015 г. 15:57
Девушек не слышала у нас мужской хор пел... сказочно!!! перебираю свои фото из Армении , очень приятные воспоминания о той поездки и вдвойне интересно смотреть как по прошествии лет ,практически мало что меняется!
8 июня 2015 г. 16:01
да, наверное, интересно было бы послушать! но слушали в основном дождь...
8 июня 2015 г. 16:55
Вид храма мне нравится гораздо больше, чем вид Парфенона Природа великолепная!
8 июня 2015 г. 17:05
они оба хороши! А природа - вообще вне конкуренции...!
8 июня 2015 г. 17:14
Гегард великолепен, а дождь даже как-то символичен в этих краях, как плач по разрушенным святыням.... Пейзажи кружат голову, а представить на минутку - духовную музыку на фоне этого великолепия-....Блеск!!!
8 июня 2015 г. 17:20
да, монастыри там несказанно хороши! Равно как и пейзажи....
KostantinPavlov
8 июня 2015 г. 17:41
Помню, помню. Был и у меня такой день, только без дождя и без маков
8 июня 2015 г. 17:43
даже и не знаю, что лучше....
8 июня 2015 г. 18:07
Олег,

С интересом ознакомился с твоими воспоминаниями о Гарни и Гегарте. Казалось, что некоторые фразы и впечатления ты буквально снял у меня с языка. Наши с тобой мысли по поводу этих двух объектов очень сходятся...)))
Знакомясь с твоими передрягами, начинаю понимать, что у нас то погода была просто ОТЛИЧНАЯ! В Гегарде под конец даже солнышко показалось
Не совсем понял фразу
Посещение храма стоит 1000 драм, разрешение на съемку — еще столько же

мы там не платили ни копейки.... вообще..
Мы на дно ущелья не попали, а вам респект за интересные кадры базальтовых труб
8 июня 2015 г. 20:14
vasilets писал 8 июня 2015 г. 18:07
некоторые фразы и впечатления
просто мы с тобой нормальные здравомыслящие люди...
у нас то погода была просто ОТЛИЧНАЯ!
так а я про что?
мы там не платили ни копейки
возможно у вас входило в стоимость... вы же экскурсию брали... )))
кадры базальтовых труб
это полный восторг!!
bolshoy888
8 июня 2015 г. 18:26
Красивые пейзажи в Армении!!! А в Чехии где такие базальтовые трубчатые отложения?
8 июня 2015 г. 20:18
исключительная природа!
В Чехии - на севере, в чешской швейцарии...
bolshoy888
8 июня 2015 г. 20:42
Понятно!
mamka
8 июня 2015 г. 19:10
Вот видишь Олег, как у нас на сайте всё кучно и спонтанно!!

Очень красиво!
Само собой Арарата видно не было,

а вот это печалька....
8 июня 2015 г. 20:19
всё кучно и спонтанно!!
ага, не без этого....
печалька
они были... но и радости тоже!
8 июня 2015 г. 20:07
Природа плакала дождем вместе с дудуком. Спасибо за то, что дали несколько живых фраз... Многострадальная и древняя земля!
8 июня 2015 г. 20:20
8 июня 2015 г. 20:31
Шикарная страна, последнее время так много про нее узнал и увидел - теперь планирую поездку. Отличный рассказ
8 июня 2015 г. 20:33
отлично! тут уже тоже собрались...
Базальтовые колонны великолепны. Виды гор просто восхитительны. Думаю, дальше погода должна лучше. Мы на майские были на Балканах. Сначала тоже изрядно поливало, а потом жизнь чудесным наладилась ... местами!!!
8 июня 2015 г. 20:40
у нас тоже местами наладилась... не всеми, конечно...
Да, колонны - просто супер! Теперь буду прямо коллекцию собирать...
8 июня 2015 г. 22:06
базальтовая стена с водопадиками произвела даже большее впечатление, чем языческий храм! Чудо природы- и только! Хорошо, что погода вам позволила вниз-вверх погулять и под пивко с чайом с кебабами обозревать красоты! Монастырь гехардский тоже классный! А про природу чего говорить? Горы,они и в Африке неотразимы и не отпускают потом еще долго!
8 июня 2015 г. 22:13
ну храм тоже хорош! а природу - понятно, что никто не перестроит....
8 июня 2015 г. 22:19
Армения тем и хороша, что компактно совмещает в себе природу и рукотворные красоты и старинЫ!
8 июня 2015 г. 22:30
вот вот, так и есть!
9 июня 2015 г. 7:38
Красивые места здорово что добрались. Что касается духовной музыки то есть замечательный фильм Монсеррат Кабалье в Армении. Я даже диск купил, хотя наверно легко найти в нете.
9 июня 2015 г. 9:55
места там, судя по всему, везде красивые, но вот добрались мы не везде...
А музыка... музыка хороша в интерьере... уже неоднократно в этом убеждался...
10 июня 2015 г. 18:42
Ух ты, сколько ты наваял, Олег, пока я по Амазонке гуляла!
Храмы хороши, слов нет. Но и Араратская котловина смотрится не хуже. Отличное сочетание архитектуры и природных красот. Люблю такие места.
10 июня 2015 г. 19:49
вот так всегда.... кто-то работает , кто-то отдыхает...
Не Амазонка конечно, но нам очень понравилось!!!
10 июня 2015 г. 19:56
Пребывание там отдыхом я бы не назвала. Тяжелые условия. Но мне все равно очень понравилось.
10 июня 2015 г. 20:02
такое знакомо....
11 июня 2015 г. 2:30
Олег, очень красиво! Понравилось все и рукотворное и нерукотворное! Ксю респект за подвиги на дороге и поход в ущелье!
11 июня 2015 г. 10:00
Анна, потрясающая поездка оказалась! Ксю - да, передам, с дорогами у нее все хорошо, а вот что в ущелье, что в гору впереться - ее не остановить...
11 июня 2015 г. 20:06
Эх, красота то какая. Пейзажи - глаз не отвести. Что ли съездить в Армению весной? а то оба раза была поздней осенью )))
15 июня 2015 г. 10:44
съезди обязательно.... на маки... и вообще цветов полно.... и зелень какая свежая!!!!
Coshara
12 июня 2015 г. 13:09
Красотища! Колонны - это нечто!
15 июня 2015 г. 10:45
есть, на что там посмотреть....
16 июня 2015 г. 8:32
храм Гарни и монастырь Гегард
Оба восхитительные! И каменный орган тоже!!!
И это ж надо, когда у нас не то что государственности, еще и этноса-то нашего толком не было, в Армении уже цари такие храмы строили, а потом хистианство принимали)))
Дождь совсем не помешал осмотреть Гегард снаружи! А внутри он вообще необычный! А ты говоришь, они все одинаковые)))
панорамы Араратской котловины были бесподобны
Действительно!!! Пейзажность Армении просто зашкаливает!!!
16 июня 2015 г. 10:01
vibas писал 16 июня 2015 г. 8:32
еще и этноса-то нашего толком не было
вот!!! вот что меня больше всего и поразило... что мы делали в 300-м году? мне кажется, что еще на мамонтов охотились... а тут....
Гегард внутри эксклюзивный... фонарика только не хватало, там можно долго бродить.....
Пейзажи потрясающие, и ведь есть, с чем сравнить...
25 июня 2015 г. 16:25
Горные пейзажи - просто фантастические. "Ликующие" - наверное, самое точное слово.
Как-то пропустила из рассказа Михаила, что храм в Гарни посвящен солдатскому богу Митре. Но в твоем рассказе глаз "зацепился" за эту инфу. И сразу вспомнились стихи из книги Киплинга "Пак с Волшебных Холмов":
ПЕСНЯ К МИТРЕ
(Гимн 30-го легиона, Кирга, 350 н.э.)

Митра, Утренний Боже, букацины разбудят Вал!
Империя правит Миром, но ты над ней воссиял!
Утренняя перекличка и на обход вдоль стен...
Митра, тоже служивый, дай сил пережить этот день!

Митра, Полудня Боже, над вереском зноя дрожь.
Головы плавятся в шлемах. Сандалии жмут - не дойдешь.
Одолевает дремота - расслабить бы ремни лат.
Митра, тоже служивый, не дай нам нарушить клятв!

Митра, Закатный Боже, багрянец одел окоем -
Бессмертным в море садишься, Бессмертным из моря встаешь!
Теперь, когда кончена стража, впору вина пригубить.
Митра, тоже служивый, дай нам до рассвета дожить!

Митра, Полночи Боже, жертву эту прими -
С ревом бык умирает. Радуйтесь, Дети Тьмы!
Какой бы путь ты не выбрал, все они выведут в Свет.
Митра, тоже служивый, дай честно нам умереть!
25 июня 2015 г. 16:36
давненько мне стихов не писали....
спасибо!
29 июня 2015 г. 15:22
Храм Гарни и ущелье великолепны. Хорошо на машине путешествовать и останавливаться, где захочется
29 июня 2015 г. 16:32
sonnenschein писала 29 июня 2015 г. 15:22
Гарни и ущелье великолепны
обалденное место!!!
Хорошо на машине путешествовать
зе бест, как говорится! особенно, когда сам не за рулем...
29 июня 2015 г. 18:46
Nomad писал 29 июня 2015 г. 16:32
когда сам не за рулем..
29 июня 2015 г. 20:03
29 июня 2015 г. 15:48
Храмы интереснейшие, даже погода не портит впечатление!
картина с храмом в главной роли не поддается никакому описанию.
-совершенно не надо описывать-иди и смотри!!
в храме играли на дудуке,
-боже, в дополнение к красоте!! Пейзажи, пейзажи и простор-красота!!!
29 июня 2015 г. 16:33
погода не портит впечатление
хорошая погода - она вообще не портит....
Все в Армению!!! Там обалденно!!!
29 июня 2015 г. 16:55
Nomad писал 29 июня 2015 г. 16:33
хорошая погода - она вообще не портит....
-ну так я не про нее!!
29 июня 2015 г. 16:59
да уж, иной раз и вспомнить не можешь - а что это, хорошая погода?
29 июня 2015 г. 17:16
Ааааа, понятно! Вы с ней не знакомы!!
29 июня 2015 г. 17:23
был, когда-то давно...
26 июля 2015 г. 11:52
Олег, после вынужденного перерыва продолжаю знакомиться с вашей армянской эпопеей. Поездка в тумане по горным виражам - экстрим еще тот. Особенно вылетающие из пелены встречные машины. Молодец, что включил видео. Дает полноту ощущений. Архитектура и природа - сказка какая-то. Грабеж обоснован! Молодцы, что спустились в ущелье. Природа не терпит суеты!
26 июля 2015 г. 13:27
привет! ага, давай уже, возвращайся в коллектив...
Эх, хорошо там было....
26 июля 2015 г. 22:52
Ага, даже сама соскучилась по коллективу и по хорошим историям!
26 июля 2015 г. 22:54
тогда вливайся!!!
26 июля 2015 г. 23:01
Уже вливаю (сь)))) с переменным успехом. Празднуем д/р мужа.
26 июля 2015 г. 23:04
сплошные праздники у вас....
27 июля 2015 г. 7:53
Да, 21 июля еще отмечали д/р родной сестры)))))
27 июля 2015 г. 9:49
это сколько же надо здоровья иметь!
ZhenyaPoppins
1 августа 2015 г. 13:20
Магия какая-то.
Безумно понравился Гегард.
Я обожаю подобные места, даже сквозь слой компьютера чувствуется мощная энергия места.
Отдельное спасибо за видео!
И за симфонию камня. Никогда не видела ничего подобного.
3 августа 2015 г. 10:04
Да, Гегард совершенно эксклюзивное место... Впрочем, как и почти вся Армения.... ))0

Такие шестигранные образования, как это ни странно, встречаются довольно часто... Даже как-то поднимал тему на форуме про это: http://www.tourister.ru/...
Tori_me
Добрый день. Не открывается продолжение тура... про Севан.
Да, была неверная ссылка, спасибо! Исправил....