Григорий Вильчек Пользователь — был 2 декабря 10:37

Письмо из провинции

7 июня 2015 г. 23:42 Калабрия — Италия Май 2015

«Посылаю тебе, Постум…»

«Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…»

Иосиф Бродский

Дорогой мой столичный друг! Ты хвалишь пышный горделивый Рим и пьянящую каскадом шедевров Флоренцию, живущий на широкую ногу Милан и утонченную, изысканную Венецию. Слов нет, города те прекрасны, ты прав, и с ними не сравниться застенчивой южной провинции, но все ж позволь сказать несколько слов в защиту дремлющей в полуденном солнце Калабрии.

Из тени в свет...
Побережье в Сцилле.
Тропея: пляж и церковь Санта Мария дель изола (т.е. на острове).

Край этот в полной мере разделил историю всего Аппенинского полуострова с античности и до новейшего времени. Были, конечно, свои нюансы: вместо франкского влияния — норманнское, а частью и сарацинское; вместо устремленной ввысь готики — приземленная плавность провинциальной Византии. Но все влияния, все события, эпохи задевали Калабрию все больше краем, своей периферией, теряя здесь и силу, и выразительность, и пафос. Никогда не становились краеугольным камнем местного бытия, сниженного до быта. В столицах символы блистательных эпох повсюду и бросаются в глаза, сводя с ума приезжих. Здесь же их надо отыскивать и примечать, путаясь в датировках, мешая далекое прошлое с почти современностью.

От античности остались пара полузасыпанных землей амфитеатров в Лакри и Сибарисе, горделивая одинокая колонна на одноименном мысу и еще с десяток артефактов, ведомых лишь историкам и энтузиастам-краеведам. Зато легко принять за «водопровод, сработанный еще рабами Рима» виадук возле деревни Спилинга — а ему всего-то два-три столетия. Наследие Византии просматривается в базилике La Catolica в Стило — католическое содержание в православной оболочке, памятной всем, кто бывал в Греции. Норманны «наследили» куда больше: замки и соборы узнаваемого стиля есть в Никотере, Шилле (Сцилле), Баньяре, и много где еще. Но это то, что «на поверхности» и известно по путеводителям.

Акведук. Всего-то восемнадцатый век.
Замок в Сцилле на той скале, от которой, вероятно, и уворачивался корабль Одиссея.
Норманнский замок в Никотере
Норманнский собор в Тропее.

Куда интересней и азартней отыскивать ниточки, ведущие в иные культуры и эпохи в плотной ткани сегодняшней калабрийской культуры. Скажем, вдруг увидеть современные, но византийской традиции иконы в церкви Никотеры — рядом с очаровательной Мадонной мессинского мастера XVI века! Или пытаться разобраться с историей культа Черной Мадонны. Или найти отсылки к географии Святой Земли в истории храма Марии дель Кармело у каштановой рощи на горе Кармель в Монте Поро — тезке той, что в Хайфе. История вообще-то тривиальная и недавняя (150 лет всего минуло): сморил сон молоденького пастушка, и явилась к нему Пресвятая Дева и сказала, что хочет храм в Ее честь, вот прям здесь, на этом холме. Ну, а дальше всё понятно. Но вот почему именно Кармель ту горку назвали?

Церковь Санта Мария дел Кармело.
Икона византийского стиля
Собор в Никотере. Раннее барокко.
Madonna della grazie в соборе Никотеры. Фото из интернета.

А вот еще в местечке Кария — замок, дворец? Ужель кватроченто? Нет, всего лишь девятнадцатый век — дом-замок тропейского философа Паскуале Галлуппи. Не спрашиваю, знаешь ли ты такого философа, но знаешь ли ты других философов, живших в собственных замках? Весьма вероятно, что в соответствии с его же учением о самодостоверности фактов сознания он и поселился в ренессансном по облику замке, чтобы и ощутить себя в полной мере человеком Возрождения. А кем себя ощущают философствующие старички на лавочке у входа в замок? «Скажите, милые, какое тысячелетье на дворе?»

Замок философа Галлуппи в Карии.

Но нет, дорогой мой столичный друг, чувствую, что не завлекут тебя в нашу глушь сии скромные достопримечательности. Что ж, попробую с иного боку зайти.

В Калабрии хорошо всем!

Говорят, что можно бесконечно долго смотреть на текущую воду. Течение времени — еще более притягательный объект созерцания. В центрах мировой истории течение бурное и порожистое, не остановить, не разглядеть… Так не лучше ль наблюдать спокойное и неторопливое течение времени подальше от суеты — в такой провинции как наша Калабрия? Здесь его равномерность не нарушают шквалы чуждых вторжений, водовороты смут, рябь случайных событий, оно дает себя рассмотреть внимательно и осознать. Здесь всего лишь миг отделяет день сегодняшний от начала времен. Кажется, лишь на днях уворачивался от скал Сциллы Одиссей, едва ли не вчера монахи покинули кельи-пещеры в Дзунгри. Будто совсем недавно поселились на прохладных склонах Аспромонте греки-албанцы, и все так же, как некогда на Балканах, надевают национальные костюмы по праздникам, затевая греческие танцы. Как и тысячу лет назад потихоньку, не нарушая мирной жизни, извергается остров-вулкан Стромболи на горизонте. Что было вчера — то и сегодня, что сегодня — то будет и завтра.

Памятник то ли Сцилле, то ли Харибде, то ли сиренам... Но стоит в Сцилле.
Пещеры Дзунгри.
Вулкан Стромболи.

Но нельзя и сказать, что время тут вовсе остановилось — год наполнен событиями. В апреле—мае поспевает первый урожай цитрусовых (апельсины, бергамоты, цитроны). Время их собрать и приготовить терпко-сладкий ликер лимончелло. В июне ловят меч-рыбу, к концу лета поспевают сладкий красный тропейский лук и жгучий перец (а без него — какая ж Калабрия!). Сентябрь — виноград, октябрь — белые грибы в лесах Аспромонте и Силлы, в ноябре — оливки. А зимой будет лучшая рыбалка на крючковую снасть: крупный тунец, ричола, барракуда, дорада. И каждое действие — не просто труд, но исполненный сакрального значения акт, не действие, но действо. Что и фиксируется подобающим праздником — сагрой.

Тропея

Если уж зашла речь о вещах съедобных, то как не поговорить о местной нашей кухне. О, нет, не сравниться скромная трапеза калабрийского крестьянина (а в любой траттории или остерии тебе подадут именно что простецкие крестьянские блюда) с изысканностью тосканской кухни, изобильностью блюд Эмильи Романии, разнообразием римского фьюжн. Но есть две тонкости. Во-первых, все, что подадут в любом ресторанчике, будет не просто свежайшим — все это собрано, поймано, выращено, сделано тут же, не далее, чем в десятке километров от заведения. Если вся итальянская кухня — это кухня региональная, то калабрийская — локальная во всех смыслах слова. Во-вторых, в Калабрии любят острые блюда, красный жгучий перец здесь порой оказывается не приправой даже, а основным компонентом блюда. Местная паста fileja al’arrabbiata — скрученные вручную толстые макаронинки более чем щедро сдобренные перцем. Кстати, к арабам это блюдо может и имеет некоторое отношение (как можно было б предположить по названию), но переводится вообще-то как «сердитый», «злобный», вполне заслужено. А уж что говорить про местную (преимущественно из Спилинги) паштетную колбасу nduja — она на треть состоит из перца. Ну и, конечно, на здешнем столе в изобилии рыба и всяческие морские гады, из которых я отдаю предпочтение мидиям, сваренным и обжаренным в оливковом масле с непременным добавлением перца. И еще — баклажаны во всех видах, овечий сыр pecorino, лук в качестве приправы и в виде отдельных блюд (вплоть до лукового мармелада), обжаренные в кляре цветки кабачков, разнообразные колбасы и ветчины (не уступающие пармским, а то и превосходящим их), всего и не перечислить! В чем проигрывает Калабрия, так это в вине. Есть несколько достойных сортов, но все ж не сравнить с Тосканой… Зато превосходны ликеры — уже упомянутый лимончело, миртовый Amaro Vecchio di Capo (и его самодельные разновидности), лакричный.

Почему вдруг овцы? Видимо, по ассоциации с пекорино.
Колбасы Спилинги.

Добрый ужин предполагает приятную беседу. На террасе ресторанчика в ста метрах от Бухты Корсара, с пленительным закатным видом на залив, маяк на мысе Ватикано, далекую Сицилию и близкий Стромболи наиболее подходящим собеседником естественным образом оказывается владелец и шеф-повар этого самого ресторана маэстро Меркурио.

Маяк. Правда не на мысе Ватикано, а в крепости в Сцилле.

На небольшой кухне, где практически нет новомодного оборудования, а все по старинке, он наколдовывает нежнейшую некрупную барракуду (припущенную в оливковом масле и запеченную с помидорами), тушеные сардинки на закуску, плотные ломти меч-рыбы, сбрызнутые лимоном.

Барракуда с помидорами.
Мои любимые мидии (cozze) с перчинкой.

У ресторана, незатейливо названного Ristorante da Mercurio, нет мишленовских звезд, о нем не пишут в путеводителях — «всемирно известный». Это просто лучший ресторан в нашей округе и конкуренты не стесняясь крадут рецепты, да только впрок им это не идет — у Меркурио все равно вкусней. Трапеза завершается ликером собственного приготовления и чашечкой душистого кофе.

Маэстро Меркурио в своих владениях.

И вот маэстро уже свободен для беседы — о рыбалке, об урожае оливок, о растущих налогах и местной политике (год назад власти провинции заподозрили выборную муниципальную администрацию в коррупцию и ввели прямое управление через назначенного комиссара, но и того пару недель назад сняли за неспособность навести порядок — страсти не меньшие, чем в ином парламенте). В молодости Меркурио отслужил два года на флоте, попробовал податься в Милан, но климат и суета пришлись не по вкусу, быстро вернулся в родные края. Впрочем, лет десять работал на какую-то крупную ресторанно-гостиничную фирму в разных городах и провинциях, а с конца 70-х создал кемпинг, в 83-м — открыл ресторан, теперь еще и отель строит. О чем бы ни говорил Меркурио, главные слова — страсть, увлечение, энтузиазм. Молодо сияют глаза (а самому-то — 66), негромкий голос начинает вибрировать восторженными нотками: «А зимой вот тааакой тунец ловится! А архитектор мне удивительный проект подготовил! А еще…" И нет никакого провинциального уныния, никакого «идиотизма деревенской жизни». Правильный человек, правильная жизнь.

Философ Меркурио

…Уже стемнело и юркие ласточки уступили небо беззвучным летучим мышам. В ночи ритмично вспыхивает маяк на мысу, стрекочут цикады. Дневной азарт сменяется прохладным покоем. Хорошо…

Оставь шумные города, столичный друг, приезжай окунуться в естественную жизнь. Приезжай.

«Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.

Или сливами. Расскажешь мне известья.

Постелю тебе в саду под чистым небом

и скажу, как называются созвездья».

в Калабрии

8 июня 2015 г. 9:49
Какое чудесное, спокойное и умиротворенное место! А шеф повар - ну очень колоритный! :) Хорошо там пожить месяц а то и два :) Очень душевный у вас получился рассказ!
8 июня 2015 г. 9:56
Да, места и люди душевные. Я б там и подольше пожил (если б можно было работать дистанционно), но пока только раз-другой в год навещаю...
Mary_B
8 июня 2015 г. 9:54
С удовольствием прочла ваш поэтичный рассказ!
8 июня 2015 г. 9:57
Рад, что понравилось. А вообще-то такие места располагают к этакой "песни акына": писать о всяких милых мелочах день за днем.
8 июня 2015 г. 10:18
Спасибо. Просто от души, за такое повествование!!!
8 июня 2015 г. 10:29
Да не за что благодарить. Вам спасибо, что прочитали!
8 июня 2015 г. 12:39
В одном солидном московском издательстве мне понравились две стопочки красиво оформленых открыток. Первая с текстом: "Главное писатель". Вторая с текстом: "Главная читатель". Можно ставить на рабочем столе любое "руководство к действию"
8 июня 2015 г. 15:31
Синьор Григорий, бонджорно!
Как же умиротворяюще выглядит ваша Калабрия.
Я, истинная любительница Италии, получила огромное удовольствие от прочтения и лицезрения такой провинции. Это правда, что знакомиться с Италией начинаешь с Рима и крупных городов, но потом тебя потихоньку затягивает, хочется увидеть маленькие городки и уединенные места.
В этом году у меня был выбор - познакомиться с Калабрией или Сицилией. Отдала предпочтение Сицилии и в начале мая, когда вы были на Калабрии, я вместе с дочерью улетела осваивать остров и вулкан Этну.
А Калабрия по-прежнему осталась такой притягательной, по-домашнему уютной, неторопливой и вкусной. Ваше письмо подтверждение того, особенно раздел про еду, чертовски привлекательно написано. Согласна на ликеры, и рыбные блюда. Хочу попробовать сладкий лук и местные белые грибы. А еще хотя бы немного пожить жизнью настоящей провинциальной итальянки, это моя давняя мечта.
Ради такой провинции я готова оставить мегаполис и окунуться в калабрийский быт. Ваше письмо достигло цели
8 июня 2015 г. 16:02
Buongiorno, signiora Albina! Grazie mille per la sua gentilessa! Сицилия - замечательна, хотя я ее маловато пока видел: Катанию, Таормину и Этну, вот и всё, что успел. Калабрия скромнее, но со своим уютом, Вы правы. Приезжайте в гости в нашу деревню!
8 июня 2015 г. 20:43
Приглашение насчет итальянской деревни мне нравится. Отправила вам сообщение в личку
8 июня 2015 г. 16:35
Отличный отчет!!!
8 июня 2015 г. 16:41
Прекрасное приглашение в удивительный край!
8 июня 2015 г. 16:43
Милости просим в прекрасную Калабрию! Приезжайте! (Что-то я понемногу становлюсь ее патриотом))))
8 июня 2015 г. 16:49
Как-нибудь непременно соберемся...)) Приятно отдохнуть в таком месте!
9 июня 2015 г. 2:16
Давно ничего в нете не читал с таким удовольствием!!! Спасибо!
9 июня 2015 г. 8:56
Взаимное спасибо!
9 июня 2015 г. 11:08
Гриша, как поэтично и увлекательно! Хочется когда-нибудь наведаться!)))
И Бродский, конечно, прекрасен и в тему!
Говорят, что можно бесконечно долго смотреть на текущую воду. Течение времени — еще более притягательный объект созерцания.
Как точно!
Не спрашиваю, знаешь ли ты такого философа, но знаешь ли ты других философов, живших в собственных замках?
Другие вроде жили в бочках.
А зимой будет лучшая рыбалка на крючковую снасть: крупный тунец, ричола, барракуда, дорада.
Ух ты!
И Меркурио, как говорили раньше, человек замечательной судьбы! А на каком языке вы общаетесь? Ужели по-итальянски?
9 июня 2015 г. 11:15
Спасибо, Витя! Приезжайте обязательно - всем семейством! С Меркурио общаемся по-итальянски, иных языков он не знает. Его сын немного по-английски понимает, но на уровне общения с посетителями ресторана. Так что приходится мне совершенствовать итальянский. Там без него вообще никак, а общаться приходится и в муниципалитете, и в банке, и с электриками-сантехниками-садовниками...
Рыбу половить мне там все никак не удается пока, увы. Потому и фоток рыбалки нет. Третий год собираюсь сходить посмотреть как рыбу-меч острогой бьют (хотя грустное и кровавое зрелище, наверное), но и это все никак не складывается...
9 июня 2015 г. 11:21
Ulysses писал 9 июня 2015 г. 11:15
Приезжайте обязательно - всем семейством!
А вот постараемся! )) Правда, мы тут тоже вроде как дачей обзавелись - на Кипре)) Так что у нас теперь тоже свои обязательства по грядкам и обустройству хозяйства!
С Меркурио общаемся по-итальянски, иных языков он не знает.
Как здОрово! Для меня знание итальянского- сродни волшебству!
9 июня 2015 г. 11:30
vibas писал 9 июня 2015 г. 11:21
мы тут тоже вроде как дачей обзавелись - на Кипре
О, какую новость я пропустил! Значит, на Кипре теперь целая колония туристеровцев!!!
Итальянский у меня неплохо лег на изрядно подзабытый французский. А так - да, грамматика тяжелейшая...
9 июня 2015 г. 12:11
Ulysses писал 9 июня 2015 г. 11:30
Значит, на Кипре теперь целая колония туристеровцев!!!
Да. Диаспора)))
Ну вот, а у меня и французского нет
9 июня 2015 г. 12:15
Объехал-таки на кривой кобыле (вон какая лошадь хитрющая!) - заманил в провинцию! Вот прям щас захотелось послать к черту все чудеса Италии, сесть за столик в ресторане Меркурио, закутаться в покой и ...наконец-то начать правильно жить.
Григорий, огромнейшее спасибо за вкусный, душевный рассказ. Получила большое удовольствие от чтения. Даже подумала, что тут не важно, про что написано, важно - как. Если так написать про деревню Гадюкино, захочется туда не меньше....а вы, оказывается, опасный человек, Григорий! Заманите, куда угодно!
9 июня 2015 г. 12:28
ala писала 9 июня 2015 г. 12:15
вон какая лошадь хитрющая!
Это очень довольный жизнью пони в Дзунгри, там, где пещерный город
Заманите, куда угодно!
Чего ж не заманить хороших людей в хорошие места!
А вообще - спасибо за теплые слова!
9 июня 2015 г. 14:46
Григорий, как же мы себя обделяем таким отдыхом, наполняющим гармонией и умиротворением душу! Все бежим куда-то, пытаясь объять необъятное, получить очередную передозировку впечатлений! Спасибо за рассказ! Калабрия удивительна и живописна. А для меня особенно "с другой стороны")))
9 июня 2015 г. 14:54
Трудно сказать, что правильней: иногда короткая поездка дает такой ожог впечатлений, который дорогого стоит. А иногда надо так вот неспешно, почти лениво созерцать течение жизни вокруг. У меня, конечно, в Калабрии такого уж расслабленного отдыха не получается (в рассказике - впечатления за пару-тройку лет суммированы), потому как приходится хлопотать по хозяйству (это уж как водится - "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь), но хоть несколько дней от суеты отрешаюсь.
9 июня 2015 г. 15:33
Эти несколько дней, помноженные на три года, создали образ идеального отдыха, к которому я стремлюсь ежегодно, и который так легко получить вдали от цивилизации (в горах, в конных походах), и которого так сложно достичь в городских условиях, остановиться и осмотреться. Спасибо за необходимый настрой!
9 июня 2015 г. 15:35
Кстати, конные походы в Калабрии тоже организуют.
9 июня 2015 г. 15:40
Ого! Поизучаю эту тему. Представляю, какая красота!
9 июня 2015 г. 15:53
Оля, мои мысли совпали с твоими)
Давно хочу приехать и пожить в настоящей глубинке, чтобы почувствовать себя не туристом, а местным жителем
9 июня 2015 г. 16:25
вот проблема, что сбежать даже некуда: у меня дачи нет, в деревне тоже никого. Приходится недостаток уединенности компенсировать выбором отдыха в подобных местах!)) но пока желания не очень сходятся с реальностью((( будем над этим работать!
9 июня 2015 г. 15:45
Григорий! Какое приятное чтение (и смотрение)....Жаль, что редко балуете нас своими творениями))))
9 июня 2015 г. 15:47
Ленивый стал, мало пишу Если честно - со временем туго было в последнее время... Но обещаю исправиться!
9 июня 2015 г. 15:50
Ulysses писал 9 июня 2015 г. 15:47
Но обещаю исправиться!
уже веселее)))
9 июня 2015 г. 21:05
Если выпало в Империи родиться
Лучше жить в глухой провинции у моря...

Только начал читать - и сразу любимое стихотворение... Пойду, продолжу...
9 июня 2015 г. 21:11
Гриш. Ты пишешь редко, и обкрадываешь нас - но это ведь полбеды... Ты обкрадываешь себя, не делясь своими ощущениями и экскурсами своего нетривиального разума.

А если просто - настолько теплое и лиричное получилось повествование, что хочется, только окончив беглое чтение, вернуться к началу и читать снова - медленно, неторопливо и покойно... и понять, как называются созвездья...

9 июня 2015 г. 22:36
Олег, это ты как-то чересчур пафосно завернул... Как понимаешь, это письмо - отчасти диалог с твоим Римом. Так что тебе за импульс спасибо!
9 июня 2015 г. 22:42
Ну тут уж как завернулось)))) Мой пресный Рим по сравнению с твоей пряной Калабрией... Ну разве, что за импульс)))
10 июня 2015 г. 8:51
Не скромничай!
10 июня 2015 г. 7:44
Хорошо. Понравилось. Зацепило...
Ella_Pyhova
10 июня 2015 г. 23:11
Не просто зацепило, а засело где то в самой глубине тонкой занозочкой, которая покалывает, как бы нашептывая "вот в такие места и надо ехать, чтобы отдохнуть душой в первую очередь"!
11 июня 2015 г. 8:55
Ella_Pyhova писала 10 июня 2015 г. 23:11
засело где то в самой глубине тонкой занозочкой
Значит не напрасно писал!
в такие места и надо ехать
Так приезжайте, Элла!
11 июня 2015 г. 1:53
Восхитительно! Замечательный рассказ, интересные фотографии...Италия прекрасна
11 июня 2015 г. 8:56
Спасибо! Да, Италия повсюду прекрасна, даже в такой малопримечательной глубинке)))
12 июня 2015 г. 23:00
Как то сразу захотелось в Италию. И не в заполненные туристам Рим или Венецию, а в эту провинциальную Калабрию
13 июня 2015 г. 14:09
Так что мешает туда отправиться!
13 июня 2015 г. 17:04
Поддавшись импульсивному порыву, сорваться и поехать....такого качества жизни достичь пока не удалось. Но, пунктик появился, будем планировать
13 июня 2015 г. 18:09
Если соберетесь - обращайтесь, расскажу детально что и как
13 июня 2015 г. 19:35
Спасибо, буду знать!
14 июня 2015 г. 5:41
Очень поэтично! Именно такие рассказы и заманивают посмотреть своими глазами и попробовать на свой вкус!
А восемнадцативековый акведук-то похуже римских сохранился!)))
14 июня 2015 г. 11:17
Leolik писала 14 июня 2015 г. 5:41
восемнадцативековый акведук-то похуже римских сохранился
Качество строительства уже не то стало, что в былые времена!
Elenoska
22 сентября 2015 г. 0:18
Григорий, Вы настоящий поэт Калабрии! Вам надо дать ПОЧЁТНЫЙ вид на жительство за прославление этого региона Во все уголки заглянули, столько интересных фактов разыскали! Откуда?! О Калабрии ведь почти ничего нет в интернете, и то немногое, что можно найти, на итальянском. Удивлена и восхищена!
22 сентября 2015 г. 9:02
Спасибо, Елена! От Вас такое особенно приятно. Ну а информацию на итальянском и разыскиваю - пришлось язык подучить)))
maydancik
Браво Григорий! Великолепный рассказ и удивительное (просто потрясающее) знание истории нашего края. Спасибо огромное Я в восторге! Будете в Калабрии, приятно будет познакомиться Мы вроде как "земляки"
Ulysses
Спасибо! Надеюсь быть в апреле-мае - непременно дам знать и буду рад увидеться!