Екатерина (catys)
Екатерина Пользователь — была сегодня 14:46

Caput Mundi. Самый главный холм

8 июня 2015 г. 8:33 Рим — Италия Март 2015

Где зародился Рим? Да где-то здесь. Сначала тут играли в войнушку с соседскими детьми случайным образом спасшиеся от гибели в водах Тибра Ромул и Рем. В один прекрасный день братья вернулись на места своих детских подвигов — ну всех же всегда потом тянет на места своих детских подвигов! И, стоя на верхушке холма, решили — отсель грозить мы будем этрускам! А еще сабинам, и вообще всем, кто еще тут водится… И, видимо, будучи личностями, как сказал бы Лев Николаевич Гумилев, обладающими огромным зарядом пассионарной энергии — нашли себе в этом деле немало союзников. Ну, а что, почему бы и нет? Место видное — холмы опять же, Тибр рядом…. Климат тоже ничего. А главное — никем толком и не занятое, если не считать конечно сабинян. Но что такое эти сабиняне, мы их тоже возьмем в свою войнушку, ой, в смысле город — и все будут счастливы! И ведь взяли же! Как именно — ярко живописал две с лишним тысячи лет спустя лет художник по имени Джанбатиста Тьеполо.

Но все это было несколько позже… прежде, чем начать грозить, братья не успели определиться с двумя важными вещами: где же именно должен быть город, и кто — а вот это вообще самое основное! — будет в нем главным. И вот по этому банальному поводу устроили они братоубийственную резню. Хотя ради исторической правды все-таки стоит сказать, что происходило это не совсем тут — в ожидании знамений от высших сил братья разошлись на соседние холмы, Палатин и Аветин, но Капитолий-то оказался как раз посерединке. И вот так — посерединке — и проистекала его полная исторических перипетий жизнь.

Сначала на Капитолии располагались главные храмы древнеримского мира — храм Юпитера и храм Юноны Монеты. От них ничего не сохранилось, известно только, что храм Юпитера был построен на месте древнего сабинского святилища в 509 году до н. э., и по внешнему виду своему напоминал афинские храмы — для него даже были притащены несколько колонн из храма Зевса. Но это было значительно позже, при перестройке храма в 80-х годах до н. э.

Юпитер с женой своей Юноной верховодили в сонме римских богов — поэтому неудивительно, что святилище верховного бога было одновременно и центром общественной и политической жизни. Но, как я уже говорила, от храмов этих до наших дней не дошло практически ничего — археологам с величайшим трудом удалось разве что найти остатки фундамента храма Юпитера, сейчас эти камни можно увидеть в палаццо Консерватории, построенном на месте древнего храма. От храма Юноны не осталось и этого — но зато сейчас на его месте стоит церковь Санта Мария ин Арачели — «церковь алтаря небесного», весьма почитаемая — видимо, переняла на себя лавры своей предшественницы.

С церковью связано немало легенд и преданий, и самая главная связана с историей ее появления и видением императора Октавиана Августа. Незадолго до описываемых событий инициативная группа сенаторов выступила с предложением воздвигнуть в честь императора храм — то есть приравнять его к богам еще при жизни. Август, хоть и был формально только «лучшим среди равных», вероятно в глубине души с решением сената был целиком и полностью согласен — но открыто демонстрировать это было совершенно «не комильфо». И император, то ли для успокоения своей совести, то ли для успокоения совести сената — отправился на Капитолийский холм для того, чтоб посоветоваться с богами по этому щекотливому вопросу. По дороге ему встретилась ни много ни мало — Тибуртинская Сивилла, знаменитая предсказательница из города Тибур (нынешний Тиволи). Ее самое известное пророчество связано с появлением императора, имя которому будет Константин, и будет он царем греков и римлян, и победит он окончательно противников христианства. За это языческую предсказательницу страшно полюбили папы римские, и ее откровения активно переписывались и распространялись вплоть до XVI века.

А в истории с императором Августом произошло вот что. Конечно, император не мог не воспользоваться таким чудесным совпадением и спросил Сивиллу, что же ему делать. Сивилла погрузилась в транс и выдала — мол, было ей видение, в котором видела она звезду в небе, и ясли с младенцем, а потом, еще отчетливей — деву с этим самым младенцем на руках, окруженную божественным сиянием. И суровый император Август, завоевавший на тот момент уже полмира, вроде бы так проникся этим видением, что и храм во имя себя строить запретил, и велел заложить храм во имя «Истинного Бога». Честно говоря, история эта сильно сомнительная и очень сильно попахивает поздней религиозной пропагандой — но раз есть легенда, пусть она будет….

Впоследствии на этом месте восточные византийские монахи, бежавшие от осаждавших Византию арабских племен, построили монастырь — и это был далеко не единственный пример проникновения восточного монашества в церковную жизнь Рима. Но Рим и Константинополь все больше и больше расходились в вопросах теологии, вдобавок в VIII–IX веках в Византии случилась такая неприятность, как иконоборчество, однозначно признанное римскими патриархами жесточайшей ересью. Окончательный раскол произошел, как известно, в 1054 году — но к тому моменту католическая церковь в Риме уже давно и активно вымарывала со страниц своей истории все упоминания о церкви восточной. Монастырь еще в X веке был передан ордену бенедиктинцев, а в 1015 году тут появилась церковь Святой Марии на Капитолии. Впоследствии монастырь был закрыт, а церковь папа Иннокентий IV отдал францисканцам. Францисканцы отнеслись к новому приобретению весьма ответственно, и начали восстанавливать и украшать церковь — так что ее сегодняшний внешний вид это их заслуга.

Инициатором строительства монументальной лестницы со 124 ступенями был «народный заступник» Кола ди Риенцо — лестница появилась тут в 1348 году как дар Богоматери за избавление от чумы. Я слышала, что лестница эта считается чудотворной — мол, если подняться на все эти 124 ступени на коленях, то можно получить прощение всех грехов. Но римляне, видимо веками уже научившиеся со скептицизмом относиться к бесконечным «чудесам» своего города, придумали адекватный ответ — теперь считается, что тот, кто проделает это — выиграет в итальянской национальной лотерее:)

Справа от лестницы, ведущей к Санта Мария ин Арачели — еще одна, на этот раз работы гения высокого Возрождения Микеланджело. «Римский народ возымел намерение, с соизволения этого папы, придать ту или иную красивую, полезную и удобную форму Капитолию и снабдить его ордерами, подъемами, пандусами и лестницами и обрамив его, для украшения этого места, древними статуями, которые там имелись." писал по этому поводу Вазари в своих «Жизнеописаниях». Микеланджело подошел к «намерению придать красивую, полезную и удобную форму» со всей творческой энергией, присущей его гению — помимо трех замечательных ренессансных дворцов, окружающих трапециевидную площадь особенно привлекает внимание своеобразный узор, состоящий из расходящихся из общего центра лучей, создающих эффект выпуклого пространства. Поздние исследователи творчества Микеланджело пришли к выводу, что это не просто декоративный прием — действительно, странно было бы предположить, чтоб великий Микеланджело что-то сделал просто так. На самом же деле это — аллегорическое изображение сияния бескрайней римской цивилизации, живительные лучи которой исходят отсюда, из самого ее центра — с Капитолия.

Центральный фасад — палаццо Сенаторов — проектировал Джироламо Рейнальди по чертежам Джакопо делла Порта. Микеланджело же украсил его монументельной лестницей (как и многие работы автора, впоследствии неоднократно тиражировавшейся) и фонтаном, для которого были использованы найденные в термах Константина статуи, изображающие реки Нил и Тибр. Количество в Риме скульптур, изображающих эту великую реку Египта, удивляет, не так ли? Причем она всегда изображается в паре с Тибром. Я усматриваю тут ту же аналогию, согласно которой цезари наводнили Рим египетскими обелисками. Конечно, обелиск — вещь сама по себе красивая, и в качестве военного трофея наверное весьма пригодная. Одно маленькое, но — обелиски, зараза, сильно большие и тяжелые… а Египет сильно далеко. И тащить их в Рим, наверное, не было никакого особого смысла — проще и логичней было бы тащить золото. Но императоры усмотрели в этих объектах — в смысле в обелисках — важный исторический и политический подтекст. Египетская империя была на тот момент (да и остается по сей день) единственной в мире империей, которая умудрилась просуществовать четыре тысячи лет, практически не видоизменившись и не растеряв своего могущества. И римские цезари, завоевавшие-таки Египет, очень хотели видеть свою империю столь же мощной и непоколебимой в веках.

Площадь не оставила своего главенствующего положения в итальянской общественной жизни и в наше время — на ней регулярно проходят митинги всяких там несогласных, а стены палаццо Консерватории украшают растяжки с политическими лозунгами.

В центре площади — конная статуя императора-философа Марка Аврелия. Точнее, ее копия — оригинал находится тут же, неподалеку — в экспозиции капитолийских музеев. Музеи эти будут очень интересны любителям античной скульптуры — греческой и римской. К сожалению, греческих оригиналов дошло до наших дней очень и очень немного — но спасибо римлянам за то, что мы можем иметь представление о том, что они из себя представляли! Патриции, испытывавшие необыкновенное уважение ко всему эллинистическому, активно копировали шедевры Фидия и Праксителя, копировали превосходно, а главное — сразу в десятке так экземпляров, что значительно увеличивало шансы на то, что хоть что-нибудь да сохранится для потомков. Ну и конечно же римская мифология и многочисленная политическая элита давали весьма разнообразную пищу для творчества скульпторов.

Но даже если скульптурой вы не сильно увлекаетесь, зайти в музей все равно стоит — хотя бы ради зрелища гигантских обломков статуи императора Константина, расположенных во внутреннем дворе. Размеры головы, ступни и кисти руки позволяют легко вообразить, какова была из себя эта колоссальная статуя, раз она занимала всю центральную апсиду базилики Максенция (ее переделали в базилику Константина), а она высотой ни много ни мало 35 метров!!!

Колосс был выполнен в акролитовой технике — когда из мрамора вытачивались только открытые части тела, а для одежды использовалась бронза и расписное дерево. Поэтому все, что сохранилось от скульптуры — это и есть голова да огромные конечности императора. Аналогичным портретом, только уже выполненным из бронзы, можно полюбоваться в экспозиции капитолийских музеев.

Тут же — сильно облезший, но еще сохранивший остатки былой роскоши оригинал конной статуи Марка Аврелия. Статуе повезло уцелеть в те времена, когда христиане на волне всеобщей борьбы с язычеством громили языческие памятники — и то только потому, что Марка Аврелия приняли за Константина Великого. Наверное, этому поспособствовало задумчиво-отстраненное выражение на лицах обоих императоров, но как бы то ни было — для статуи императора-язычника это была просто блестящая карьера. Потому что статую, первоначально стоявшую на римских форумах, переместили ни много ни мало — к Латерану, а потом и вообще — на Капитолийскую площадь.

Соседний склон Капитолийского холма, повернутый в сторону площади Венеции, занимает нечто, именуемое Витториано, или Алтарь отечества. Это Нечто ну настолько мерзко и кричаще выбивается из многовековой рыже-терракотовой римской гармонии, такой отвратительной гиперболой возвышается над изящными церквями и благородными античными форумами — что никакое другое имя тут просто не подходит. Это, простите, Нечто. Не даром римляне как только не проходятся по поводу сей достопримечательности, называя его и пишущей машинкой, и вставной челюстью, и даже писсуаром. И если с еще одной мировой достопримечательностью, тоже в свое время попавшей под волну народного остракизма — Эйфелевой башней — время все расставило по своим местам, то тут, я думаю, такой фокус не пройдет. Тут скорее применима аналогия с мнением парижан о башне Монпарнас, о которой говорят, что это — самое лучшее место в Париже. Потому что с нее не видно башни Монпарнас.

Джузеппе Саккони, автор проекта, видимо горел необыкновенным энтузиазмом прославить «отца отечества» и объединителя Италии короля Виктора Эммануила II — потому что иначе я не знаю как объяснить этот кошмарно помпезный проект, который родился в его голове. И несмотря на то, что автор руководствовался несомненно лучшими образцами античной архитектуры, в частности — Пергамским алтарем и афинским Акрополем — получилось то, что получилось. Кричаще-белое, несуразно огромное здание из боттичинского мрамора, в котором намешано все, что только можно и нельзя. Позже, уже в начале XX века, видимо посчитав, что красоты тут как-то недостает, монументу добавили еще и Алтарь Отечества (отсюда и пошло второе название «Пишущей машинки») — выступающую круглую ротонду в центре, где после Первой Мировой войны был захоронен прах неизвестного солдата и разведен вечный огонь. Вот такой вот винегрет… Единственное, что может хоть немножко помочь примириться с этим архитектурным кошмаром в сердце Рима — это его смотровая площадка на крыше.

Я, как всегда, хотела написать покороче — но из этого, как всегда, ничего не получилось:) Поэтому в завершение своего рассказа о Капитолийском холме совсем кратенько хотела бы коснуться замечательной площади, что лежит у его подножия — площади Венеции. Площадь получила свое название не просто так, это действительно маленький уголок Венеции в Риме. Венецианский кардинал Пьетро Барбо, ставший впоследствии папой Павлом III, в 1455 построил себе тут дворец, выдержанный в традициях родной Венеции. В нем с 1567 года располагалось посольство Светлейшей республики, а уже в новейшей истории в нем проживал Бенито Муссолини. По соседству с палаццо Венеция в середине XVII века было построено палаццо Мишьятелли, впоследствии переименованное в палаццо Бонапарте — с 1818 по 1836 год в нем проживала «Мадам мать императора» Летиция Рамолино. Правда, ее титул можно было бы немного видоизменить — на «Мадам мать ссыльного императора», потому что Наполеон уже в то время пребывал на острове Святой Елены. Старушка была весьма любопытна, главным ее развлечением было, сидя на балконе, рассматривать прохожих — не забывая при этом отмечать, смотрят ли прохожие на «мать Наполеона». Родственников Мадам не сильно радовала эта привычка старой дамы — но поскольку убедить ее не просиживать целыми днями на балконе не удалось, то было принято мудрое решение забрать оконные проемы решеткой наподобие машрабийи — подальше от любопытных глаз.

И уж совсем-совсем напоследок забежим быстренько в Сан-Марко. Мы же в Венеции? Ну почти. Посольство Венеции — это территория Венеции. Разумеется, должна быть и церковь… а если венецианская церковь — то какая же еще? Конечно Сан-Марко. Церковь маленькая, скромно притулившаяся с боковой стороны палаццо Венеция — и большинство туристов, бегущих на микеланджеловскую Кордонату да на беломраморные ступени Витториано, ее просто не замечают.

А меж тем это — настоящий уголок Венеции в центре Рима. Региональные особенности в архитектуре и изобразительном искусстве очень сильны в Италии — и в этой церкви чувствуется, что это Венеция. Львы святого Марка как элементы декора, шахматная плитка на полу, извечная венецианская любовь к разноцветным мраморам.

Реконструкцией в середине XVII века руководил венецианский посол Николо Сагредо, наверное это он привнес в церковь привычную венецианскую эстетику. В апсиде — мозаика, выполненная в IX веке римскими мастерами, но по византийским канонам. И ведь что удивительно — церковь эта известна с IV века, а точнее с 336 года, и под тем же именем — потому что заложил ее папа Марк во имя своего небесного покровителя. Наверное, все-таки есть какой-то гений места…

в Риме

Mary_B
8 июня 2015 г. 9:10
Красота! С нетерпением жду встречи с Вечным городом!
8 июня 2015 г. 10:31
Я уверена, он Вас не разочарует
8 июня 2015 г. 13:42
Нравятся мне Ваши фотографии, Катя! Как буд-то гравюры!
Ну вот, я точно в Рим уже собралась! Перед поездкой ещё разик все Ваши рассказы перечитаю!
8 июня 2015 г. 13:53
Спасибо, Леночка!
Leolik писала 8 июня 2015 г. 13:42
Ну вот, я точно в Рим уже собралась!
ой как приятно, что и я тоже Вас сподвигла на это!
Serg555
8 июня 2015 г. 14:43
Рим произвел на меня неизгладимое впечатление! А все его музеи и церкви - настоящие шедевры искусства и архитектуры! С удовольствием посмотрела Ваши фото!
8 июня 2015 г. 14:50
Спасибо Вам за внимание!
Serg555 писала 8 июня 2015 г. 14:43
Рим произвел на меня неизгладимое впечатление
он такой, он может! "Вечным городом" просто так не назовут
8 июня 2015 г. 16:38
Отличный отчет и великолепные фото!!!
8 июня 2015 г. 16:48
8 июня 2015 г. 20:31
Катюша! Огромное спасибо тебе за прекрасную подачу Рима: помимо классных фото, великолепный рассказ для тех, кому важна информация. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвела Санта Мария ин Арачели - восторг! По крупицам собирала про нее информацию, очень хотелось составить целостную картину. Но, к сожалению, совсем мало накопала сведений. Твои материалы для меня - лучший путеводитель. На правильном пути стоите, милая девушка, занимающаяся художественным просвещением туристского сообщества .
8 июня 2015 г. 20:59
Низкий Вам поклон и огромное спасибо за такой теплый отзыв! Информацией, как и улыбкой, обязательно нужно делиться с ближними! И я очень рада стараться ко всеобщей пользе и удовольствию ))
8 июня 2015 г. 21:22
catys писала 8 июня 2015 г. 20:59
Информацией, как и улыбкой, обязательно нужно делиться с ближними!
Золотые слова!
8 июня 2015 г. 21:24
8 июня 2015 г. 21:11
про лестницу Санта-Марии-Арачели: там вроде еще псалом читать надо про помощь свыше, пока на коленях взбираешься , как раз для выигрыша в лотерею.
А иль Бамбинелло видели там?
8 июня 2015 г. 21:18
bugulmaRU писал 8 июня 2015 г. 21:11
серьезно? а какой именно?
А иль Бамбинелло видели там?
ага, пухленький такой малыш Жаль только что копия...
9 июня 2015 г. 10:09
не помнил на память, посмотрел - это деПрофундис - псалом 129
ну, копия-копией, но ее вроде как с 15 века возят по безнадежным больным (даже Мортон в своем рассказе про Рим пишет обэтом - 60е гг. 20 века).
9 июня 2015 г. 12:42
Так сейчас там копия-то, если я ничего не путаю, 1994 года.... При Мортоне еще оригинал был
9 июня 2015 г. 14:39
кругом обман ))
а я думал оригинал... народу в капелле было все равно полно...
да, вот только сейчас нашел, что украли оригинал...
9 июня 2015 г. 14:56
И не говорите ))) Хотя да, это вообще мало кого останавливает....
8 июня 2015 г. 23:00
Изумительная экскурсия, спасибо !
8 июня 2015 г. 23:05
На здоровье!
9 июня 2015 г. 0:37
Очень красивые фотографии! Рим великолепен!
9 июня 2015 г. 9:16
9 июня 2015 г. 9:11
Чёт мы как-то мало погуляли по этому району, все транзитом... На пишущую машинку надо будет забраться, только недавно узнал что там смотровая.
9 июня 2015 г. 9:16
Пишущая машинка только и заслуживает того, чтоб на нее забираться
9 июня 2015 г. 12:31
хотела написать покороче — но из этого, как всегда, ничего не получилось
Какое счастье для нас - читателей Ваших рассказов! Спасибо Вам за новое путешествие!
Отдельная благодарность Вам от меня за Барбару Мерц! Читая её, вспоминаю Вас добрым словом!
9 июня 2015 г. 12:45
Спасибо вам - читателям моих рассказов! Очень надеюсь, что мы с Барбарой составим Вам приятную компанию при прогулках по Риму!
9 июня 2015 г. 14:39
catys писала 9 июня 2015 г. 12:45
Это происходит уже, пока, правда виртуально. Но уже меньше, чем через 3 мес. будет реальностью.
9 июня 2015 г. 14:54
Подготовка к путешествию порой бывает интересней, чем само путешествие По крайней мере я очень люблю этот "предпутешественный" период ))
9 июня 2015 г. 15:27
О-да! В принципе, подготовка, это уже начало путешествия. А какое удовольствие, встретиться с местом, которое уже узнал при подготовке.И вдруг - вот ОНО! ЖИВЬЕМ!
Но есть у путешествия и еще один замечательный этап - осознание, обдумывание всего, после путешествия. Когда в голове все раскладывается по полочкам, появляется цельная картина.
Я тут в ходе подготовки, немного учу итальянский язык (хотя у меня нормальный английский), просто для общего впечатления. Был поражен на днях, когда мне сказали:"Чего ты мучаешься? Ведь есть переводчик Google!" Я был поражён!: "Что значит "мучаешься"? Мне это доставляет удовольствие!"
9 июня 2015 г. 15:36
Да, причем иногда это происходит далеко не сразу ) Иногда нужно, чтоб прошло время, наслоился жизненный опыт - и тогда ретроспективно всплывают какие-то вещи, на которые сначала не обратил внимания...
9 июня 2015 г. 15:29
Есть что поснимать. И фото понравились!
9 июня 2015 г. 15:41
Спасибо! ) Там везде - только успевай поворачиваться, в смысле фокусироваться
9 июня 2015 г. 15:58
Катюша, весь твой Рим надо издавать отдельной брошюрой! Огромный труд, все так лаконично изложено, фотографии прекрасные, истинное удовольствие от твоих работ!!! А Гений места, конечно, есть... Я время от времени читаю Вайля и тоже удивляюсь в некоторых местах....
9 июня 2015 г. 16:08
Спасибо Леночка! Стараюсь, чтоб вам было интересно!
А знаешь, я Вайля первый раз прочитала когда-то довольно давно - и не поняла толком почти ничего... а потом, когда начала ездить по тем же городам - все начало вставать на свои места )) Этот дух надо самому почувствовать...
9 июня 2015 г. 16:28
catys писала 9 июня 2015 г. 16:08
Этот дух надо самому почувствовать...
однозначно....
KostantinPavlov
9 июня 2015 г. 16:44
Если запланирую поездку в Рим (надеюсь когда-нибудь это случится) перечитаю Ваши материалы. Стану умный и готовый встрече
9 июня 2015 г. 16:47
Константин, будем взаимно полезны! Вы меня подготовите по Ирану, а я Вас - по Риму!
KostantinPavlov
9 июня 2015 г. 22:25
Договорились
bujhm54
9 июня 2015 г. 22:11
Прекрасная экскурсия и отличные фотографии.Спасибо.
9 июня 2015 г. 22:50
А Вам спасибо за внимание!
10 июня 2015 г. 15:31
Катя, очень интересный рассказ о Капитолийском холме и площади Венеции. Приятно было вновь здесь побывать. Витториано сущая нелепица, хотя знаю людей, которым этот "шедевр" нравится... но, как известно, о вкусах не спорят... Честно говоря, меня еще очень удивили скульптуры Диоскуров. Для их исполинских фигур, лошадки явно маловаты. Диоскуров, я для себя, называю "мальчики с пони" .
Церковь Сан Марко для нас прошла незамеченной, а жаль...Впрочем, в Риме, у меня масса "незачетов" . Значит есть повод вернуться, и это очень хорошо!
10 июня 2015 г. 15:51
annaabrosimova писала 10 июня 2015 г. 15:31
Витториано сущая нелепица, хотя знаю людей, которым этот "шедевр" нравится...
вот ведь, и находятся такие, начиная с тех, кто придумал и утвердил этот проект!
Ань, вот ты молодец, а я на Диоскуров особое внимание и не обратила! Сейчас присмотрелась - и правда, нестыковочка! Хотя кони выглядят нормально, естественно... а вот близнецы как-то громоздко ))
annaabrosimova писала 10 июня 2015 г. 15:31
Значит есть повод вернуться, и это очень хорошо!
однозначно! Рим из тех городов, куда хочется возвращаться бесконечно. Спасибо тебе! ))
10 июня 2015 г. 16:04
Кать, Рим меня настолько захватил, что я даже от поездки в Тиволи отказалась... хотя ооочень хотела туда попасть. В Рим можно возвращаться бесчисленное количество раз, и все равно останется что-то еще, что захочется увидеть и узнать!
10 июня 2015 г. 16:09
Я тоже в Тиволи попала только с третьего раза! Рим из своих объятий не выпускает, это точно!
11 июня 2015 г. 9:52
Сейчас вы закидаете меня тапками))) Мне Витториано понравился.Такой размах! Я прочитала, что на строительство одного каррарского мрамора ушло !!!квадратный километр!!! Я согласна, что он возможно стоит не в саомо удачном месте и диссонирует с окружающей архитектурой. Но! Идея то хороша! Чем была Италия до объединения? Ничем. А Витториано - это символ сплочености.
Ну а уж смотровая площадка наверху - с нее же весь Рим как на ладони!)
11 июня 2015 г. 10:14
Маша, ты не поверишь - я ждала этого ))) Что появится кто-то, кто скажет: "А мне нравится!" Неинтересно же петь всем одну и ту же песню )) Так что никаких тапок, я же тоже высказала исключительно свою точку зрения )) Тем более что смотровая площадка - действительно лучшая в Риме
marsada писала 11 июня 2015 г. 9:52
Чем была Италия до объединения? Ничем
а вот тут не соглашусь Папский Рим, Венецианская, Генуэзская республики по отдельности сделали больше, чем нынешняя объединенная Италия
11 июня 2015 г. 10:24
Кать, я с тобой спорить не буду - я ваще не историк))) Просто всегда ощущение, что раздробленность хуже единства. Единое государство всегда мощнее,значимее что ли.
11 июня 2015 г. 10:31
marsada писала 11 июня 2015 г. 10:24
Это правда.... хотя они объединились уже тогда, когда "выдохлись". Пока все эти города-республики были сильны - им никакое объединение и в голову не приходило. Ну разве что захват соседней территории
12 июня 2015 г. 15:50
Катя, просто прекрасно написано и сфотографировано! Холм, видимо, самый исторический на свете!))
Очень согласен и с первым, и со вторым!
А у Константина явно была гигантомания! Интересно, с какими его комплексами это связано
12 июня 2015 г. 18:05
Спасибо, Вить! Очень-очень приятно!
vibas писал 12 июня 2015 г. 15:50
кстати, это интересно!!! Жаль только что Фрейд избрал объектом своего поклонения Моисея Микеланджело.... так что нам остается только гадать
13 июня 2015 г. 12:14
catys писала 12 июня 2015 г. 18:05
Mnemon
12 июня 2015 г. 16:14
Сам только недавно из Рима. Разделяю восторги))
12 июня 2015 г. 18:02
Была б моя воля - я б там и осталась
Mnemon
12 июня 2015 г. 18:44
А чья воля вмешивается в этот процесс?
12 июня 2015 г. 18:57
Очень сложный вопрос )
13 июня 2015 г. 7:31
catys писала 12 июня 2015 г. 18:02
Была б моя воля - я б там и осталась
Жена тоже так сказала в 2009г., прощаясь с Римом. А вот в 2014г. такого желания уже не было.
А рассказ (повествование, стиль) и фото, конечно, понравились
13 июня 2015 г. 11:53
Видимо, я пока более постоянна в своих привязанностях
Спасибо, Николай!
13 июня 2015 г. 12:09
Видимо, я пока более постоянна в своих привязанностях
Катя, ВНОВЬ посетить, большое испытание. Очень надеюсь, чтобы восприятие вновь увиденного уже виденного было таким же ярким и запоминающемся
13 июня 2015 г. 12:12
Это был третий раз.... и я уверена, что не последний
13 июня 2015 г. 14:44
catys писала 13 июня 2015 г. 12:12
и я уверена, что не последний
Буду радоваться за вас
13 июня 2015 г. 18:22
Спасибо! И я в свою очередь постараюсь вас порадовать чем-нибудь новеньким
17 июня 2015 г. 18:39
Катя, ну слов нет, как здорово! Это даже не гравюры, а сплошной Моцарт в красках и комментариях! Прямо-таки боюсь подсесть на Ваши «наркотические» очерки!
17 июня 2015 г. 21:20
Спасибо Вам!!! Ради таких читателей и стоит жить!
26 июля 2015 г. 18:45
Знаю, что хвастаться вообще-то некрасиво, но Вы человек задушевный и снисходительный. Посему демонстрирую обложку приобретённого по случаю чУдного альбома -трансформера «Рим, исторические карты и виды».
Каждую из его гравюр можно вставить в специальную рамку. Может быть, он Вас заинтересует чисто профессионально.
26 июля 2015 г. 20:22
Отличное приобретение! Я тоже очень люблю такие вещи! И, кажется, даже видела этот альбом в "Буквоеде"... обложка знакомая!
9 августа 2015 г. 0:40
Честно говоря, вводит в ступор как древнегреческое «круговое» представление о времени, так и древнеримское «линейное»- о пространстве.
Раньше об этом просто читал. Теперь наглядный образец с позволения сказать «карты», сделанной под девизом: зачем учить географию, если извозчик итак довезёт (т.е. дороги проложены, верстовые столбы стоят, о чём ещё париться…).
21 июня 2015 г. 19:15
Я, как всегда, хотела написать покороче — но из этого, как всегда, ничего не получилось:) -))))
21 июня 2015 г. 19:24
Ну что поделать, мы с талантом не родственники
27 июня 2015 г. 21:48
Катя, и опять интересные мысли. А я все диву давалась: И почему в Риме так много Египта? А ты все по полочкам разложила.
27 июня 2015 г. 23:20
julykum писала 27 июня 2015 г. 21:48
Катя, и опять интересные мысли.
правда, на этот раз не мои Все уже придумано до нас....
1 июля 2015 г. 14:50
Все равно ты умница. Это же придуманное до нас еще найти надо. И через себя пропустить.
1 июля 2015 г. 15:23
Юльчик, ты меня прям засмущала! Да ладно, что тут говорить - мне нравится быть "переработчиком инфорамции"
1 июля 2015 г. 16:19
Ну будет тебе, не скромничай. Ладно-ладно, не буду больше смущать.
1 июля 2015 г. 16:25
DariaZi
1 июля 2015 г. 19:36
Эх.... хорошо написано... надо бы еще разок взглянуть на Рим... Да все некогда.... Дела...
1 июля 2015 г. 19:43
Ай, всех дел все равно не переделаешь А взглянуть еще разок точно надо!!!
DariaZi
1 июля 2015 г. 22:59
Да, планов грамодье... Вопрос только -Где взять время и деньги?????
Pablo83
6 августа 2015 г. 21:16
Я, можно сказать, являюсь Вашим поклонником, Екатерина! Ваши фотографии, подробные интересные рассказы и описания достопримечательностей поражают. Мне нравится всё, что вы делаете. Профессионализм и тонкий вкус чувствуется во всём. Удачных Вам путешествий!
7 августа 2015 г. 9:51
Павел, я даже растерялась от такого неожиданного признания! )) Спасибо Вам за такие теплые слова и за внимание!
Aleksandr_Selifanov
8 августа 23:34
Вечерком при включенном торшере читаю твой отчет, пролистываю вниз и тут бах фотки обломков Константина. АААААА!!!! Реально испугался. Кать, у тебя великолепно получается снимать разные скульптуры, лепку. Но порой они слишком реальны А к истории Римской Империи относись с большим скепсисом. Там просто немерено лжи.
9 августа 9:14
Aleksandr_Selifanov писал 8 августа 23:34
АААААА!!!! Реально испугался.
Саш, они вообще офигенное впечатление производят, особенно когда рядом стоишь В Капитолийские музеи только ради этих обломков можно сходить! )
А к истории Римской Империи относись с большим скепсисом
Оооо, Саш.... я к любой истории отношусь с очень большим скепсисом )) Мы слишком многого не знаем, а что знаем - легко трактуется в угоду действующим режимам. История - это самая большая политическая проститутка.
Вчера 17:42
Катя, не сама История -проститутка (она-то как раз несчастная Катюша Маслова), а те кто её пользуют по-всякому, так сказать, на злобу дня!
Вчера 19:34
Это смотря с какой стороны посмотреть Историю, о которой мы говорим, как историческую дисциплину, изобрел все-таки человек, так что по сути она в любом случае - явление субъективное и крайне остро зависимое от личности трактователя )) Это в самой ее сути заложено уже )
Вчера 19:45
Ну, уж так уж! Пифагор с Евклидом да Архимедом тоже на песочке фантазии рисовали, а нынче наши ракеты бороздят просторы Космоса .
Да и за «отцом лжи» Геродотом всё-таки последовал Плутарх, а там и Карамзины-Ключевские подтянулись