Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 19:16

Тиссо-самшитовая роща в опасности!!

Хоста, Сочи — Россия Январь 2015

Прочитав на Туристере у https://www.tourister.ru/responses/id_9693 про рощу-решили, непременно побываем! И в Новогодние каникулы в один из дней с утра пораньше, когда с неба наконец-то перестал капать дождь- отправились в путь.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Мы ехали из Адлера маршрутным такси от ТЦ «Новый век» в сторону Сочи с заездом в Хосту, вышли на остановке Голубая горка и по улице Самшитовой пошли назад и вверх-вверх с небольшим подъемом по асфальтированной дороге

примерно километра 1,5 км ко входу в Тисо-самшитовую рощу.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Проходили мимо запоминающихся мест и памятников.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

В информационном центре купили билеты: взрослым по 300 рублей и самые первые отправились в путь.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Роща, площадью 302 гектара — памятник древней природы, расположенный на восточном склоне горы Ахун в 2,5 км от берега Чёрного моря, объявлена заповедной в 1931 году, является частью Кавказского природного биосферного заповедника.

Тисо-самшитовая роща — это своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности, оставшейся здесь в почти неизменном виде ещё с доисторических времён (около 30 млн. лет назад).

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Достопримечательностью рощи являются вечнозелёные деревья самшита, древесина которого тонет в воде. За прочность самшит называют железным деревом. Самшит часто использовался при изготовлении деталей ткацких челноков, приборов и самолетов.

В начале XX века самшит в Сочи хищнически вырубался и экспортировался в Турцию и другие страны. Растёт он медленно, и для его восстановления требуются десятки лет. Самые крупные экземпляры тиса имеют высоту до 30 метров и возраст до 2-х тысяч лет. Всего в роще произрастает более 200 видов растений из 60 семейств.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

В роще все замечательно обустроено-маршруты, дорожки различной сложности,

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

ступеньки, поручни, таблички и указатели с различной информацией. Есть даже предупреждающие о камнепаде. Заблудиться невозможно, даже если очень сильно этого захотеть. Есть два организованных маршрута Малое кольцо и Большое кольцо.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Прогулка по Малому кольцу занимает не более часа, его протяженность 1600 метров. Есть места для отдыха, дорожки обустроены, так что путешествовать можно в обычной обуви и вместе с детьми.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Большое кольцо — это более сложный маршрут продолжительностью 4–5 часов, в зависимости от остановок на отдых и фотосессии, со множеством спусков, подъемов, есть гроты, водопады и другие различные достопримечателности.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Мы конечно же сразу выбрали второй, более сложный, интересный маршрут и не прогадали!

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

И почти сразу попали в лесные джунгли, несколько мгновений совершенно не понимая-где мы? На улице начало января, календарная зима, а здесь такое чудо. Лианы, пальмы, папоротники-все смешалось в этой оазисе!

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Большое кольцо оказалось еще привлекательно и тем, что постепенно мы спускались в ущелье реки Хоста. Вот она видна далеко внизу с одной из смотровых площадок.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

О том, что надо же будет потом и подниматься на верх, мы не думали.

С собой на прогулку желательно взять немного еды и воды, чтобы перекусить во время отдыха на специально оборудованных местах.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Место потрясающее, лесное царство многовековых исполинов с мхом, повисшим на ветках- это показатель экологически чистого места. Огромные деревья иногда принимали самые разнообразные положения-корневая система не всегда выдерживала их тяжесть.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Прогулка по большому кругу заняла у нас часов пять, потом мы прошли и малое кольцо-что мелочиться-то и это был единственный день в наши зимние каникулы, когда солнышко скромненько так и не надолго попыталось пробиться сквозь тучи.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Правда это случилось уже под конец маршрута, но была еще одна приятная радость-не было дождя, на нас брызгали капли только от водопадов, с веток и со скал, нависающих над тропинками.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Мы получили колоссальный заряд положительных эмоций.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

И только дома, случайно по ТВ я узнала, что с рощей-то БЕДА!

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Для благоустройства Олимпийских объектов на нашем самом Южном Юге не хватило зелени. В срочном порядке пришлось просить помощи у забугорных «друзей». Свои зеленые ковры предложили вроде как итальянцы, сроки поджимали-Олимпиада практически на носу — ладно, берем, заверните! Но сии коврики оказались с сюрпризом-с заморскими бабочками! Боже, скажите вы, так это чудесно-прэлестно и совершенно замечательно!

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Ну да, если бы не одно «но», которое прихватили с собой эти красотки, вернее которых-своих детишек, личинок-бррррр! И опять -ну и что? А то, что эти красотки звались и зовутся Самшитовыми огневками, а их детишки, прожорливые и ненасытные брюшки, просто обожают самшит и любят его жевать на завтрак-обед-полдник-ужин и даже ночью!!!!

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Скучно на Олимпийских объектах стало бабочкам да и голодно их детишкам, полетели мамочки обследовать близлежащие территории в поисках пропитания для своих изголодавшихся чад и просто замахали крылышками в пару-тройку раз быстрее от счастья, увидев Тиссо-Самшитовую рощу в Хосте. Мамули быстренько облетев рощу стотысяч раз вдоль и поперек, наоткладывали кучу личинок, чтобы хватило детишек и на сейчас и на потом и еще и еще! Размножение Самшитовой огневки в Хостинской тисо-самшитовой роще приобрело взрывной, массовый характер.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Прогуливающиеся в это время по роще люди были в шоке: им приходилось не гулять по тропинкам и наслаждаться дремучими уголками субтропического леса, а палками отмахиваться от падающих с веток им на головы обожравшихся, одуревших, наглых и жирных, висящих на паутине, личинок. Не помогали и зонты, не помогали и палки, которыми люди разгребали себе путь.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Тисс у малышни как-то не пошел, а вот самшит полчища детенышей пожирали без остановки круглосуточно, пока его не стало совсем! Личинки насекомых в короткий срок распространились на 99% насаждений самшита, уничтожили его листву; не менее 70% уникальных самшитников Хостинской тисо-самшитовой рощи на данный момент можно считать погибшими.

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

Остались только многовековые стволы и ветки и тогда в рядах растолстевших личинок началась паника. Кто-то поддался на уговоры и обещания своих обеспокоенных мам-бабочек и умудрился уснуть до июня, а кто-то элементарно «завернул ласты»! Выживают умные и сильные!

Тиссо-самшитовая  роща в опасности!!

А в это время откуда ни возьмись маленький комарик, а в руках его горит маленький фонарик пришла помощь от других наших заморских друзей- китайских, которые на своих двух кораблях доставили в Новороссийский порт около 1 миллиона крохотных мушек- эльфов -фей китайского эулофида! Эти чудесные спасительницы рощи предпочитают жить в развивающейся куколке шелкопряда и других насекомых. Так что остается надеяться, что китайские партнеры не подсунули очередного «кота в мешке» и роща будет спасена, если конечно в июне не проснутся маленькие монстры, вконец изголодавшиеся и еле живые!