Семчина Наталия (NataliaC)
Наталия Семчина Пользователь — была вчера 21:01

Тиссо-самшитовая роща в опасности!!

6 июня 2015 г. 13:52 Хоста, Сочи — Россия Январь 2015

Прочитав на Туристере у http://www.tourister.ru/responses/id_9693 про рощу-решили, непременно побываем! И в Новогодние каникулы в один из дней с утра пораньше, когда с неба наконец-то перестал капать дождь- отправились в путь.

Мы ехали из Адлера маршрутным такси от ТЦ «Новый век» в сторону Сочи с заездом в Хосту, вышли на остановке Голубая горка и по улице Самшитовой пошли назад и вверх-вверх с небольшим подъемом по асфальтированной дороге

примерно километра 1,5 км ко входу в Тисо-самшитовую рощу.

Проходили мимо запоминающихся мест и памятников.

В информационном центре купили билеты: взрослым по 300 рублей и самые первые отправились в путь.

Роща, площадью 302 гектара — памятник древней природы, расположенный на восточном склоне горы Ахун в 2,5 км от берега Чёрного моря, объявлена заповедной в 1931 году, является частью Кавказского природного биосферного заповедника.

Тисо-самшитовая роща — это своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности, оставшейся здесь в почти неизменном виде ещё с доисторических времён (около 30 млн. лет назад).

Достопримечательностью рощи являются вечнозелёные деревья самшита, древесина которого тонет в воде. За прочность самшит называют железным деревом. Самшит часто использовался при изготовлении деталей ткацких челноков, приборов и самолетов.

В начале XX века самшит в Сочи хищнически вырубался и экспортировался в Турцию и другие страны. Растёт он медленно, и для его восстановления требуются десятки лет. Самые крупные экземпляры тиса имеют высоту до 30 метров и возраст до 2-х тысяч лет. Всего в роще произрастает более 200 видов растений из 60 семейств.

В роще все замечательно обустроено-маршруты, дорожки различной сложности,

ступеньки, поручни, таблички и указатели с различной информацией. Есть даже предупреждающие о камнепаде. Заблудиться невозможно, даже если очень сильно этого захотеть. Есть два организованных маршрута Малое кольцо и Большое кольцо.

Прогулка по Малому кольцу занимает не более часа, его протяженность 1600 метров. Есть места для отдыха, дорожки обустроены, так что путешествовать можно в обычной обуви и вместе с детьми.

Большое кольцо — это более сложный маршрут продолжительностью 4–5 часов, в зависимости от остановок на отдых и фотосессии, со множеством спусков, подъемов, есть гроты, водопады и другие различные достопримечателности.

Мы конечно же сразу выбрали второй, более сложный, интересный маршрут и не прогадали!

И почти сразу попали в лесные джунгли, несколько мгновений совершенно не понимая-где мы? На улице начало января, календарная зима, а здесь такое чудо. Лианы, пальмы, папоротники-все смешалось в этой оазисе!

Большое кольцо оказалось еще привлекательно и тем, что постепенно мы спускались в ущелье реки Хоста. Вот она видна далеко внизу с одной из смотровых площадок.

О том, что надо же будет потом и подниматься на верх, мы не думали.

С собой на прогулку желательно взять немного еды и воды, чтобы перекусить во время отдыха на специально оборудованных местах.

Место потрясающее, лесное царство многовековых исполинов с мхом, повисшим на ветках- это показатель экологически чистого места. Огромные деревья иногда принимали самые разнообразные положения-корневая система не всегда выдерживала их тяжесть.

Прогулка по большому кругу заняла у нас часов пять, потом мы прошли и малое кольцо-что мелочиться-то и это был единственный день в наши зимние каникулы, когда солнышко скромненько так и не надолго попыталось пробиться сквозь тучи.

Правда это случилось уже под конец маршрута, но была еще одна приятная радость-не было дождя, на нас брызгали капли только от водопадов, с веток и со скал, нависающих над тропинками.

Мы получили колоссальный заряд положительных эмоций.

И только дома, случайно по ТВ я узнала, что с рощей-то БЕДА!

Для благоустройства Олимпийских объектов на нашем самом Южном Юге не хватило зелени. В срочном порядке пришлось просить помощи у забугорных «друзей». Свои зеленые ковры предложили вроде как итальянцы, сроки поджимали-Олимпиада практически на носу — ладно, берем, заверните! Но сии коврики оказались с сюрпризом-с заморскими бабочками! Боже, скажите вы, так это чудесно-прэлестно и совершенно замечательно!

Ну да, если бы не одно «но», которое прихватили с собой эти красотки, вернее которых-своих детишек, личинок-бррррр! И опять -ну и что? А то, что эти красотки звались и зовутся Самшитовыми огневками, а их детишки, прожорливые и ненасытные брюшки, просто обожают самшит и любят его жевать на завтрак-обед-полдник-ужин и даже ночью!!!!

Скучно на Олимпийских объектах стало бабочкам да и голодно их детишкам, полетели мамочки обследовать близлежащие территории в поисках пропитания для своих изголодавшихся чад и просто замахали крылышками в пару-тройку раз быстрее от счастья, увидев Тиссо-Самшитовую рощу в Хосте. Мамули быстренько облетев рощу стотысяч раз вдоль и поперек, наоткладывали кучу личинок, чтобы хватило детишек и на сейчас и на потом и еще и еще! Размножение Самшитовой огневки в Хостинской тисо-самшитовой роще приобрело взрывной, массовый характер.

Прогуливающиеся в это время по роще люди были в шоке: им приходилось не гулять по тропинкам и наслаждаться дремучими уголками субтропического леса, а палками отмахиваться от падающих с веток им на головы обожравшихся, одуревших, наглых и жирных, висящих на паутине, личинок. Не помогали и зонты, не помогали и палки, которыми люди разгребали себе путь.

Тисс у малышни как-то не пошел, а вот самшит полчища детенышей пожирали без остановки круглосуточно, пока его не стало совсем! Личинки насекомых в короткий срок распространились на 99% насаждений самшита, уничтожили его листву; не менее 70% уникальных самшитников Хостинской тисо-самшитовой рощи на данный момент можно считать погибшими.

Остались только многовековые стволы и ветки и тогда в рядах растолстевших личинок началась паника. Кто-то поддался на уговоры и обещания своих обеспокоенных мам-бабочек и умудрился уснуть до июня, а кто-то элементарно «завернул ласты»! Выживают умные и сильные!

А в это время откуда ни возьмись маленький комарик, а в руках его горит маленький фонарик пришла помощь от других наших заморских друзей- китайских, которые на своих двух кораблях доставили в Новороссийский порт около 1 миллиона крохотных мушек- эльфов -фей китайского эулофида! Эти чудесные спасительницы рощи предпочитают жить в развивающейся куколке шелкопряда и других насекомых. Так что остается надеяться, что китайские партнеры не подсунули очередного «кота в мешке» и роща будет спасена, если конечно в июне не проснутся маленькие монстры, вконец изголодавшиеся и еле живые!

А уже июнь…………..

LenaTula
6 июня 2015 г. 11:48
Наташа, красиво даже в такую пору! Сказочно как-то! Водопадики всякие. И даже не верится, что такую махину по площади могут уничтожить маленькие казявки с крылышками! Как всё сложно в биомире. А ведь самшит - это железное дерево, даже в воде тонет! И беззащитен перед прожорами! Чудны дела твои, Господи! Будем надеяться на китайских "засланцев". Авось и обойдется!
15 июня 2015 г. 13:34
LenaTula писала 6 июня 2015 г. 11:48
-когда их много, тогда они сила!!
Будем надеяться на китайских "засланцев".
-только это и остается!!
6 июня 2015 г. 12:48
Да, а по поздней весне там, наверное, вообще чудо!
Деревья жалко, но надеюсь все-таки их китайские "феи" полечат!
15 июня 2015 г. 13:47
Leolik писала 6 июня 2015 г. 12:48
а по поздней весне там, наверное, вообще чудо!
-а осенью, ранней и теплой!!
надеюсь все-таки их китайские "феи" полечат!
-будем верить!!
6 июня 2015 г. 13:44
Не, не умеем мы бережно относиться к природе. Жалко деревья!
15 июня 2015 г. 13:48
Русский "авось"!!
6 июня 2015 г. 14:12
Эх, вот поганки!!!! Вся надежда на китайский отряд... А роща хороша... Будем надеяться))))
15 июня 2015 г. 13:48
А роща хороша...
-хороша, не то слово!! Я даже не ожидала, что настолько!!
6 июня 2015 г. 19:20
Ну вот, читала и думала: все так хорошо, так красиво, почему гибнет? пока не дошла до ... Грустно, однако! Может поможет?
15 июня 2015 г. 13:49
Грустно, однако!
-конечно! Ведь века стояли и вдруг!!
6 июня 2015 г. 20:54
Вот же.... как грустно когда происходят такие вещи,Наташа!! Природа так долго восстанавливается.. и от того грустно что экологи совсем не следят за ней... думая что территория большая всего хватит и исчезает то одно , то другое...
15 июня 2015 г. 13:52
Природа так долго восстанавливается.
-очень долго и болезненно!!
экологи совсем не следят за ней...
-и только после случившегося лихорадочно ищут избавление от напасти!!
23 июня 2015 г. 23:03
7 июня 2015 г. 10:35
Какой ужас! Желаю этим сказочным дебрям побороть напасть!
15 июня 2015 г. 13:52
Желаю этим сказочным дебрям побороть напасть!
-и я тоже!!
7 июня 2015 г. 10:54
самое интересное то,что те,кто правит балом,мало думает о его последствиях.Это закон жизни,что ли(((
15 июня 2015 г. 13:54
.Это закон жизни,что ли(((
-наверное!!((((
7 июня 2015 г. 16:08
Будем надеятся на возрождение - место уникальное
15 июня 2015 г. 13:55
место уникальное
-вы правы!!
Будем надеятся на возрождение
-да, конечно!!
Serg555
7 июня 2015 г. 16:19
Наташа! У тебя всегда замечательные репортажи о природе! А насчет рощи остается только надеяться на чудесных спасительниц!
15 июня 2015 г. 13:57
всегда замечательные репортажи о природе!
-я очень люблю природу, Ира!! Она меня оживляет и восхищает!!
остается только надеяться на чудесных спасительниц!
-да, будем надеяться!!
7 июня 2015 г. 17:32
Места прямо волшебные. Жалко если все сожрут....
15 июня 2015 г. 13:58
Волшебные, да!!
Жалко если все сожрут....
-даже не хочется думать об этом!!
7 июня 2015 г. 22:21
Как приятно гулять по таким местам! Слияние с природой и дорожки обустроены, все для удобства
15 июня 2015 г. 13:59
Да, там все очень гармонично обустроено!
7 июня 2015 г. 22:26
Будем надеяться на выздоровление рощи! Такие заповедные места надо беречь!
15 июня 2015 г. 14:00
Такие заповедные места надо беречь!
-да, это важно!!
8 июня 2015 г. 20:37
Наташа! Запахло самшитом - обожаю его запах - запах Кавказа!
15 июня 2015 г. 14:02
запах Кавказа!
- только что оттуда!! Дышала-не могла надышаться!! Смотрела-не могла насмотреться!!
10 июня 2015 г. 2:54
Совершенно сказочное место! Красота!
У нас никогда не думают о последствиях и, в спешке, часто вредят и архитектуре, и природе... Жалко деревья! Будем надеяться, что их удастся спасти!
15 июня 2015 г. 14:02
Совершенно сказочное место! Красота!
-да, Ира!!
Будем надеяться, что их удастся спасти!
15 июня 2015 г. 16:49
NataliaC писала 15 июня 2015 г. 14:02
да, Ира!!
Я - Инна...
15 июня 2015 г. 17:11
Да, Инна!!! Сорри!!
12 июня 2015 г. 12:13
Ужас какой с бабочками! Надеюсь, хоть часть реликтовой рощи удастся спасти! Надо же, всего за год уничтожили почти все!
15 июня 2015 г. 14:03
Надеюсь, хоть часть реликтовой рощи удастся спасти!
-посмотрим, чья возьмет!!
18 июня 2015 г. 22:02
Такая сказочно-красивая природа и такой грустный конец
18 июня 2015 г. 22:20
sonnenschein писала 18 июня 2015 г. 22:02
такой грустный конец
-да, Леночка!! Жизнь порой бывает очень жестока!!
18 июня 2015 г. 22:45
Будем надеяться на возрождение самшитовых лесов.
27 июня 2015 г. 16:55
Какая роща! Столько любопытных уголков! А воздух там какой, наверное, чистый свежий!
Но эти бабочки! Мерзость! Не даром я их терпеть не могу!
27 июня 2015 г. 22:33
julykum писала 27 июня 2015 г. 16:55
А воздух там какой, наверное, чистый свежий!
-чистейший, Юля!!!
Не даром я их терпеть не могу!
-бабочки еще ладно, а вот их детеныши-бррррр, фууу!!!
Ena
3 июля 2015 г. 15:35
Наталия, сразу прошу прощения, что только сейчас прочла Ваш замечательный материал - не хотелось наспех это делать. Я очень рада, что Вам понравилась Тисо-Самшитовая роща, действительно, как правильно Вы заметили:
это своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности
. Приятно было узнавать знакомые места, гуляя виртуально вместе с Вами, живая природа, казалось, смотрит тебе в самое сердце. Даже отчетливо вспомнился запах - немного сыроватый, терпкий, запах джунглей. Какое же это счастье - в стылом январе, когда в наших краях снег и холод, наслаждаться этим субтропическим чудом, южная зелень яркими красками скрашивает стылую пелену зимы. А как интересно выглядят горы со смотровой площадки - они совсем седые! А я-то привыкла к ним осенним - пестрым. Душа оживает, когда попадаешь в такие вот заповедные места...

Но дошла до места про гибель рощи - и сердце снова забилось, на этот раз - негодующе, кровью обливаясь Я вот ругаю Олимпиаду, вот и еще один повод... И, как мне кажется, еще много чем негативным уакнется нам этот "псевдотриумф". Еще ведь задолго до начала игр говорили, что они могут нанести непоправимый ущерб уникальной сочинской природе. И вот - пожалуйста, чья-то поспешность, халатность - и реликтовый заповедник на грани вымирания. Наташа, Вы большая молодец, что рассказали об этом, надо, надо говорить о проблемах, привлекать внимание. Только не замалчивать! Ведь Самшитку (в том числе Большое кольцо) сравнительно недавно возродили, благоустроили на радость жителям и туристам, а тут раз - и все пропало. Я терпеть не могу бабочек, кстати. Особенно бабочек-вредителей. Остается надеяться, что и китайские мушки их также не любят

Наташа, пожалуйста, держите меня в курсе событий, получается ли спасти нашу любимую рощу?

За рассказ и чудесный фоторяд - отдельное и большое спасибо
3 июля 2015 г. 22:52
Ена, спасибо вам за такой комментарий, что называется-от души и чистого сердца!!!
Ena писала 3 июля 2015 г. 15:35
отчетливо вспомнился запах - немного сыроватый, терпкий, запах джунглей.
-именно джунгли-рядом пальмы и хвойные!
-видно было, что все аккуратно сделано и недавно, очень комфортно было гулять, хоть порой и тяжело подниматься снизу!!
держите меня в курсе событий,
-если что услышу, обязательно напишу!! Спасибо вам за внимание к моему отзыву!!
4 июля 2015 г. 12:08
Я так люблю эту рощу! Вот не знала, что с ней такая беда приключилась
4 июля 2015 г. 12:41
sheftali писала 4 июля 2015 г. 12:08
Вот не знала, что с ней такая беда приключилась
-сначала услышала по новостям, а потом уже порылась в инете. А теперь даже не знаю-что с ней сейчас?
4 июля 2015 г. 12:42
Надо будет съездить и на месте разобраться.
4 июля 2015 г. 13:21
Отличная идея!!! Надежда на тебя!!
4 июля 2015 г. 13:23
Я постараюсь оправдать доверие
4 июля 2015 г. 13:26
Vlakra
28 августа 2015 г. 1:01
Сегодня был в роще со своими гостями, приехавшими на отдых в Сочи. Рощи нет!!! Вместе с ней исчезли и тенистая прохлада, и сыроватый, терпкий запах джунглей. Немым укором при входе в рощу стоит ЕДИНСТВЕННОЕ деревце самшита с полуобглоданной кроной, спасенное от прожорливой бабочки сотрудниками заповедника. Из разговора с женщиной-экологом, встреченной нами, узнали,что огневка продолжает свое черное дело и уже перебралась на Северный Кавказ, достигнув Майкопа. В окрестностях Хосты не осталось ни одного живого деревца самшита, за исключением тех, которые находятся на территориях санаториев и парков, где производится их опрыскивание ядохимикатами. "Возможно ли восстановление рощи?" - спросили мы. Ответ был удручающим. При неблагоприятных условиях для огневки, а это полное отсутствие кормовой базы ( самшита), лет так через 500 - добро пожаловать на экскурсию в тиссо-самшитовую рощу!
28 августа 2015 г. 9:56
Vlakra писал 28 августа 2015 г. 1:01
Рощи нет!!!
-у меня мурашки побежали, я в ужасе-неужели все-таки такое возможно?????
-я люблю эти места и часто бываю в горах Адыгеи!!!
В окрестностях Хосты не осталось ни одного живого деревца самшита.
-какой ужас!!!!!!
16 ноября 2015 г. 13:06
Ой, Наташа, какие страшилки ты рассказала!! УжОс!! На самом деле, без всякого смеха, это страшная беда. Нужны действенные и срочные меры.
16 ноября 2015 г. 15:08
Здесь чуть выше комментарий, что этим летом там уже был кошмар.
Keisi писал 16 ноября 2015 г. 13:06
Нужны действенные и срочные меры.
Возможно уже поздно, Марина!!